Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Малокармалинская средняя общеобразовательная школа имени М.Е.
Евсевьева" Ибресинского района Чувашской Республики.
Рассмотрено и принято Утверждаю
на заседании районной
Ассоциации учителей Директор МБОУ
«Малокармалинская СОШ
Протокол № _____ от________ _____________А.О. Шулаев
Приказ от_________№ _________
Согласовано
заместитель директора по УВР
________/____________/
Рабочая программа
по русскому языку
(базовый уровень)
для 6 класса
на 2019-2020 учебный год
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа предназначена для 6 класса.
Цели программы:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Основные задачи:
формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций;
развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по русскому языку, программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы, базовый уровень), авторы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов, рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. - М.: Дрофа, 2013 и учебного плана образовательного учреждения.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку и обязательного минимума содержания учебных программ, учебники входят в Федеральный перечень, обеспечивает преемственность, имеется УМК.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Данная рабочая программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку и реализует основные идеи стандарта второго поколения для основной школы. Программа предназначена для проведения уроков русского языка по учебно-методическому комплексу М.М. Разумовской и др. в 6 классе и рассчитана на 210 часов в год (6 часов в неделю). Из них развитие речи – 40 ч., контрольные, самостоятельные, сочинения, изложения, диктанты, тестирование – 30.
Формы организации учебного процесса:
уровневая дифференциация;
развивающее обучение;
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии
Виды и формы контроля: текущий – самостоятельные работы, тестирование, устный опрос, самоконтроль, словарные диктанты, комплексные анализы текстов; итоговый по темам – контрольные работы, диктанты, сочинения, изложения; итоговый за учебный год – итоговый контрольный диктант.
В процессе обучения русскому языку учащиеся должны овладеть следующими УУД:
анализа языкового материала;
орфографические и пунктуационные навыки;
связной речи;
овладеть орфоэпическими, грамматическими и стилистическими нормами литературного языка;
умение видеть строение слова, выделять морфемы;
умение определять грамматические признаки изученных частей речи;
писать различные виды сочинений и изложений;
развивать устную и письменную монологическую речь.
Программа ориентирована на учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс»/ Авт.-сост. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И Капинос; под ред. М.М. Разумовской, П. А. Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014г
Содержание программы.
О языке .
Слово как основная единица языка.
Речь .
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи.
Текст: способы и средства связи предложений; нормативный повтор и повтор-недочет; сложный план.
Стили речи: научный стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства).
Типы речи: описание места, описание состояния природы, рассуждение-объяснение.
Композиционные формы: аннотация, отзыв, структура научного определения понятая.
Основные требования к выборочному изложению.
Язык. Правописание. Морфология (на основе изученного в 5 классе) .
Грамматика .
Морфология и синтаксис как разделы грамматики.
Имя существительное, имя прилагательное и глагол; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главные и зависимые части словосочетания; главные и второстепенные члены предложения. Понятие простого и сложного предложения. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью.
Правописание.
Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ и ь; орфограммы корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными, прилагательными.
Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым.
Словообразование, правописание и употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов.
Словообразование имен существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение. Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлежности. Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имён существительных, прилагательных и глаголов. Правописание сложных имен существительных и прилагательных; употребление н, нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных; правописание приставок при- и пре-, букв ы—и в корне после приставок.
Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов.
Особенности правописания некоторых форм имен существительных, прилагательных и глаголов
МОРФОЛОГИЯ .
Причастие .
Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий.
Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Краткие и полные страдательные причастия; их синтаксическая роль в предложении.
Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями.
Склонение причастий. Правописание окончаний причастий.
Употребление причастий в текстах разных стилей.
Деепричастие .
Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями.
Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.
Употребление деепричастий в текстах разных стилей.
Культура речи. Особенности произношения деепричастий в некоторых форм причастий. Правильное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами.
Имя числительное .
Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.
Числительные простые, сложные и составные; их правописание.
Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания.
Нормы употребления числительных в устной речи.
Правильное чтение (с точки зрения грамматических норм) текстов с именами числительными.
Культура речи. Правильное употребление в речи числительных (в частности, составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных числительных (оба, обе; двое, трое) с именами существительными.
Местоимение .
Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков.
Разряды местоимений: значение, изменение, правописание, роль в предложении.
Употребление местоимений для связи предложений в тексте в роли синонимической замены.
Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление местоимений в тексте. Верное образование и произношение местоимений: их (не «ихний»), о нём (не «о ем») и т. д.
Обобщающее повторение .
Повторение, обобщение и закрепление, полученных знаний, умений и навыков.
Учебно-тематический план
Всего136 часов .
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов | Характеристика видов деятельности обучающихся |
I | О языке | 1 | |
| Слово – основная единица языка. | 1 | Формирование у уч-ся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действия): изучение содержания параграфа, запись текста под диктовку, подбор аргументов из художественной литературы для рассуждения на лингвистическую тему, работа в парах сильный-слабый с орфограммами с последующей взаимопроверкой по памятке выполнения задания, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
II | Язык. Правописание (повторение изученного в 5 классе) | 11 ч. | |
| Р.р. Что мы знаем о речи, её стилях и типах. | 2 | Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: анализ текстов по алгоритму выполнения задания с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, проверочный диктант, построение рассуждения на лингвистическую тему, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Орфография и пунктуация. | 2 | Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученных орфограмм и пунктограмм на основе художественного текста, стартовое тестирование, анализ текста, написание диктанта, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Употребление прописных букв. | 1 | Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученных орфограмм на основе художественного текста, написание диктанта, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Буквы ь и ъ. | 1 | Формирование у уч-ся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности):коллективная работа (структурный анализ слова по составленному алгоритму), работа в парах, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Орфограммы корня. | 2 | Формирование у уч-ся умений построения и реализации знаний: работа по алгоритму, работа в парах по составлению рассуждения при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Правописание окончаний | 1 | Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученных орфограмм по алгоритму на основе художественного текста, написание диктанта, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными. | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): практическая работа в парах сильный - слабый по образцу выполнения задания с последующей взаимопроверкой; групповая работа (написание подробного изложения) с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя; проектирование способов выполнения домашнего задания |
| Р.р. Что мы знаем о тексте. | 1 | Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: анализ текстов по алгоритму выполнения задания с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, составление плана текста, написание сочинения-миниатюры, конструирование и редактирование творческой работы при консультативной помощи учителя, групповое проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
III | Морфология (на основе изученного в 5 классе) | 37ч. | |
| Морфологические признаки имени существительного | 2 | Формирование у уч-ся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа в парах сильный-слабый (морфологический разбор слова по образцу выполнения задания; синтаксический разбор), групповая работа (анализ текста (по вариантам) с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя), проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Словообразование имён существительных. | 2 | Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа с интерактивной доской, групповая лабораторная работа (анализ структуры слова и определение способов его образования), проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
| Правописание сложных имён существительных. | 2 | Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученных орфограмм по алгоритму на основе художественного текста, написание диктанта, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Употребление имён существительных в речи | 1 | Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа (анализ текста) с последующей самопроверкой, взаимопроверкой, работа в парах (составление словарика языковых особенностей текста),комплексное повторение ранее изученного на основе художественного текста, индивидуальное задание (написание сочинения-миниатюры, словарик образных средств), проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: написание контрольного диктанта с грамматическим заданием с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя по диагностической карте типичных ошибок; проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах |
| Морфологические признаки имени прилагательного | 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов, действий и т. д.): групповое составление алгоритма определения морфологических признаков имён прилагательных при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по практическому материалу учебника по памятке выполнения лингвистической задачи; проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Словообразование имён прилагательных. | 2 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный — слабый по практическим материалам учебника с последующей самопроверкой при консультативной помощи учителя; групповая лабораторная работа при консультативной помощи учителя по алгоритму выполнения задания; фронтальная работа с орфограммами( по дидактическому материалу) при консультативной помощи учителя; индивидуальное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Правописание сложных имён прилагательных. | 3 | Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный — слабый; самостоятельная и и парная работа с дидактическим материалом; составление алгоритма рассуждения на лингвистическую тему; групповая работа по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; лабораторная работа (определение структуры и способа образования имён прилагательных по алгоритму выполнения задания); написание объяснительного диктанта; проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имён существительных. | 3 | Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный — слабый; самостоятельная и и парная работа с дидактическим материалом; составление алгоритма рассуждения на лингвистическую тему; групповая работа по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; лабораторная работа (определение структуры и способа образования имён прилагательных по алгоритму выполнения задания); написание объяснительного диктанта; проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Рассуждение-объяснение. | 1 | Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: групповая работа (анализ текста научного стиля по алгоритму выполнения задания); самостоятельная работа с дидактическим материалом; практическая работа в парах сильный – слабый при консультативной помощи учителя; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Написание сочинения рассуждения-объяснения | 1 | Формирование у уч-ся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритм написания сочинения рассуждения-объяснения: коллективная работа (групповая, проектная) с использованием алгоритма составления плана для написания рассуждения-объяснения. |
| Употребление имён прилагательных в речи | 1 | Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: групповая работа с заданием пункта Учимся читать и пересказывать лингвистический текст по алгоритму выполнения задачи; фронтальная беседа по содержанию учебника; индивидуальные задания (анализ поэтического текста); самостоятельное проектирование способов дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: написание контрольного диктанта и выполнение грамматических заданий с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя; групповое проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах, способов выполнения домашнего задания |
| Морфологические признаки глагола | 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов, действий и т. д.): работа в парах сильный — слабый с теоретическим материалом учебника ; составление алгоритма устного ответа на лингвистическую тему ; групповая работа при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок |
| Словообразование глаголов. | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный — слабый при консультативной помощи учителя для составления памятки в лингвистическое портфолио; индивидуальная проектная работа по алгоритму выполнения задания с последующей самопроверкой по диагностической карте типичных ошибок; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания с учетом допущенных ошибок при консультативной помощи учителя |
| Правописание приставок при- и пре-. | 2 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: групповая работа по дидактическому материалу при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; работа в парах сильный — слабый с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по вариантам; коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Буквы ы – и в корне после приставок. | 2 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: групповая работа по материалам учебника с последующей взаимопроверкой, самопроверкой; работа в парах сильный — слабый выполнение грамматического задания с последующей проверкой учителя); коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Текст. Способы связи предложений в тексте. | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный — слабый по материалам учебника; групповая лабораторная работа с последующей взаимопроверкой; составление лингвистического рассуждения по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Текст. Средства связи предложений в тексте. | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): лабораторная работа по тексту художественной литературы по вариантам с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя; работа в парах сильный — слабый с заданием пункта Учимся употреблять средства языка; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» | 2 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: самостоятельная работа (подготовка к написанию сочинения по картине по дидактическому материалу с последующей взаимопроверкой по памятке выполнения задания); составление рассказа по рисункам; коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Употребление глаголов в речи. | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: групповая лабораторная работа по материалам учебника и дидактическому материалу с последующей взаимопроверкой; составление лингвистического рассуждения; коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Обобщающее повторение по орфографии | 2 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа в парах сильный — слабый при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: написание контрольного диктанта и выполнение грамматических заданий (по вариантам); индивидуальное проектирование способов выполнения домашнего задания |
| Р.р. Текст. Употребление параллельной связи с повтором. | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный — слабый по материалам учебника; групповая лабораторная работа с последующей взаимопроверкой; составление лингвистического рассуждения по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Текст. Как исправить текст с неудачным повтором. | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): лабораторная работа по тексту художественной литературы по вариантам с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя; работа в парах сильный —слабый; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
IV | Морфология. | 81 ч. | |
1 | Причастие | | |
| Что такое причастие. | 2 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): групповая работа по теоретическому материалу учебника ; работа в парах сильный —слабый по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Причастный оборот. | 5 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): групповая работа по теоретическому и дидактическому материалу учебника ; работа в парах сильный —слабый по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; лабораторная работа (анализ художественного текста с причастными оборотами); самостоятельная работа; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Образование причастий. Действительные и страдательные причастия. | 5 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): групповая работа по материалам учебника; работа в парах сильный —слабый по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельное конструирование причастий с последующей взаимопроверкой; индивидуальная работа с дидактическим материалом при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; объяснительный диктант; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Полные и краткие причастия. | 2 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): групповая практическая работа; групповая проектная работа (анализ текста с полными и краткими причастиями)с последующей взаимопроверкой; индивидуальное задание с последующей взаимопроверкой; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Тестирование по теме «Причастие». | 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: написание теста по теме «Причастие»с последующей взаимопроверкой по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя; самостоятельное проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Буквы н и нн в причастиях. | 5 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный —слабый; фронтальная работа с орфограммами (по дидактическому материалу); групповая работа с последующей взаимопроверкой; составление лингвистического рассуждения на тему урока; объяснительный диктант с последующей взаимопроверкой; самостоятельная творческая работа; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Типы речи. Повествование художественного и разговорного стилей. | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: самостоятельная и парная работа с орфограммами по дидактическому материалу, материала учебника; работа в парах сильный —слабый по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; коллективное редактирование текста; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Повествование в рассказе. Рассказ по картинам Н.Радлова | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в группах (составление плана текста, определение композиционных и языковых признаков текста, выделение главной информации) при консультативной помощи учителя по алгоритму выполнения задания; самостоятельное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Слитное и раздельное написание не с причастиями. | 4 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный —слабый с теоретическим материалом учебника; групповая работа по вариантам при консультативной помощи учителя; объяснительный диктант с последующей взаимопроверкой; конструирование словосочетаний с причастиями (с не) при консультативной помощи учителя; самостоятельная работа с тестами с последующей самопроверкой при консультативной помощи учителя; составление сравнительной таблицы по теме «Не с разными частями речи»; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Контрольный диктант по теме «Причастие» | 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: написание контрольного диктанта и выполнение грамматических заданий (по вариантам); индивидуальное проектирование способов выполнения домашнего задания |
| Р.р. Повествование делового и научного стилей. | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа в парах сильный — слабый по практическим материалам учебника с последующей взаимопроверкой; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Сжатое изложение. | 2 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа с лингвистическим портфолио (составление памятки написания сжатого изложения) при консультативной помощи учителя; работа в парах сильный — слабый (написание сжатого изложения); групповое проектирование способов выполнения домашнего задания |
2 | Деепричастие | | |
| Что такое деепричастие. | 2 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный — слабый по практическим материалам учебника с последующей взаимопроверкой; индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Деепричастный оборот. | 5 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа в парах сильный — слабый (составление памятки по теоретическим материалам учебника); работа в группах (комплексное повторение на основе материала учебника, дидактического материала) с использованием составленных на уроке алгоритмов и памяток; конструирование предложений с деепричастными оборотами; работа с тестами с последующей взаимопроверкой; самостоятельная творческая работа; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Правописание не с деепричастиями. | 2 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): групповая работа с лингвистическим портфолио (составление памятки по теоретическим материалам учебника) при консультативной помощи учителя; коллективная работа (составление словарика деепричастий с не (по алгоритму исследования)); творческая работа(конструирование словосочетаний и предложений с деепричастиями) с последующей взаимопроверкой; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Описание места. | 2 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный — слабый по теоретическим материалам учебника для составления памятки; работа с текстами по алгоритму выполнения задания; работа в группах сильный — слабый с материалом учебника, дидактическим материалом; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида. | 5 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный — слабый по теоретическим материалам учебника при консультативной помощи учителя; коллективная работа с последующей взаимопроверкой; самостоятельная творческая работа (составление текста лингвистического рассуждения) с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания; коллективная и самостоятельная работа по вариантам работа с последующей взаимопроверкой; работа в парах сильный —слабый с дидактическим материалом, упражнениями учебника с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Комплексный анализ текста. | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): коллективная работа с текстами по алгоритму выполнения задания с последующей взаимопроверкой; творческая работа (лингвистическое повествование на основе по алгоритма выполнения задания); коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Употребление причастий и деепричастий в речи. | 4 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный —слабый по упражнениям учебника с последующей взаимопроверкой; групповая работа (составление текста - рассуждения на лингвистическую тему при консультативной помощи учителя с опорой на алгоритм выполнения лингвистической задачи); коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Произношение причастий и деепричастий. | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя; фронтальная устная работа по учебнику; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Контрольный диктант по теме «Деепричастие» | 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: написание контрольного диктанта и выполнение грамматических заданий (по вариантам); индивидуальное проектирование способов выполнения домашнего задания |
| Проверь свою подготовку по орфографии и пунктуации | 2 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа в парах сильный — слабый при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа с дидактическим материалом; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Самостоятельная работа по темам «Причастие. Деепричастие». Тестирование. | 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: написание теста по темам «Причастие. Деепричастие» с последующей взаимопроверкой по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя; самостоятельное проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
3 | Имя числительное | | |
| Простые, сложные и составные числительные. Их правописание. | 2 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: индивидуальная и коллективная работа с интерактивной доской (конспектирование материала презентации); самостоятельная работа с тестами с последующей самопроверкой при консультативной помощи учителя; работа в парах сильный — слабый с последующей самопроверкой по памятке самопроверки; творческая работа по вариантам; объяснительный диктант; индивидуальное проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок |
| Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание. | 3 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): коллективная работа по теоретическим материалам учебника; работа в парах сильный — слабый (конструирование предложений с количественными числительными на основе памятки); групповая практическая работа по вариантам при консультативной помощи учителя по алгоритму выполнения задания; составление алгоритма склонения количественных имен числительных; конструирование словосочетаний с количественными числительными и склонение лингвистических единиц ; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок |
| Правописание числительных. | 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): коллективное конспектирование материала по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя; групповая работа; фронтальная устная работа с учебником и дидактическим материалом; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок |
| Изменение порядковых числительных. | 2 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: написание лингвистического рассуждения по алгоритму выполнения задачи с последующей взаимопроверкой; фронтальная беседа; объяснительный диктант с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Самостоятельная работа по теме «Имя числительное». Тестирование. | 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: написание теста по теме «Имя числительное» с последующей взаимопроверкой по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя; самостоятельное проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Описание состояния окружающей среды. | 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): отработка нового материала; индивидуальная работа; работа с орфограммами по алгоритму выполнения задания; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Сочинение – описание «Сегодняшний день» | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: урок – презентация (конспектирование материала презентации учителя); коллективная работа (составление плана на тему «Ливень» по алгоритму выполнения задачи); работа в парах сильный — слабый (написание текста «Сегодняшний день»); проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
4 | Местоимение | | |
| Личные местоимения. | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа в парах сильный — слабый с теоретическим материалом учебника и дидактическим материалом для составления памятки при консультативной помощи учителя; групповая практическая работа с последующей взаимопроверкой; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Возвратное местоимение себя. | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный — слабый по алгоритму выполнения задания; творческая работа при консультативной помощи учителя; фронтальная устная работа по учебнику; самостоятельная работа (конструирование словосочетаний и предложений с возвратным местоимением); коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Сочинение по картине И.И. Левитана «Лесистый берег» | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): коллективный анализ текста по алгоритму выполнения задания; ); работа в парах сильный — слабый с орфограммами; самостоятельная работа с дидактическим материалом для составления плана к сочинению; групповая работа написание творческой работы с последующим редактированием текста при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания |
| Притяжательные местоимения. | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): самостоятельная работа по учебнику; коллективная лабораторная работа (анализ текста, морфологический разбор местоимений); коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Указательные местоимения. | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): групповая работа по учебнику; работа в парах сильный — слабый по вариантам; самостоятельная работа с дидактическим материалом; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Определительные местоимения. | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: групповая работа (составление памятки для лингвистического портфолио по материалам учебника) при консультативной помощи учителя; работа в парах сильный — слабый по составлению словосочетаний с определительными местоимениями с последующей взаимопроверкой; работа в парах сильный — слабый с последующей взаимопроверкой по алгоритму выполнения задания; групповое проектирование способов выполнения домашнего задания |
| Р.р. Соединение в тексте разных типовых фрагментов. | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа в парах сильный — слабый по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя; коллективная работа по учебнику по алгоритму выполнения задания с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа с орфограммами; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Вопросительно-относительные местоимения. | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа в парах сильный — слабый по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя; объяснительный диктант с последующей самопроверкой; самостоятельная работа с тестами; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Отрицательные местоимения. | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: лабораторная работа по теоретическому материалу учебника; коллективная работа (анализ художественного текста с отрицательными местоимениями) по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи ученика-эксперта; объяснительный диктант по алгоритму выполнения задания; работа в парах сильный — слабый с дидактическим материалом и учебником; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок |
| Неопределённые местоимения. | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный — слабый с теоретическим материалом учебника при консультативной помощи учителя; групповая практическая работа с последующей взаимопроверкой по алгоритму выполнения задания; работа с тестами ; фронтальная устная работа по учебнику при консультативной помощи учителя; составление рассказа на грамматическую тему с использованием неопределённых местоимений; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Соединение в тексте разных типовых фрагментов. | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа в парах сильный — слабый по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя; коллективная работа по учебнику по алгоритму выполнения задания с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа с орфограммами; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Изложение | 2 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): самостоятельная работа (составление плана к изложению); работа в парах сильный — слабый с орфограммами по алгоритму выполнения задания; коллективная работа с дидактическим материалом; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания |
| Самостоятельная работа по теме «Местоимение». Тестирование. | 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: выполнение тестовых заданий с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя; проектирование способов выполнения домашнего задания |
V | Обобщающее повторение изученного | 6 | |
| Словообразование частей речи | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: самостоятельная работа с портфолио; работа с дидактическим материалом по алгоритму выполнения задания; работа в парах сильный — слабый с последующей самопроверкой; самостоятельное составление и выполнение тестовых заданий; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Причастие и деепричастие | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: самостоятельная работа с портфолио; работа с дидактическим материалом по алгоритму выполнения задания; работа в парах сильный — слабый с последующей самопроверкой; самостоятельное составление и выполнение тестовых заданий; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Имя числительное, местоимение | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: самостоятельная работа с портфолио; работа с дидактическим материалом по алгоритму выполнения задания; работа в парах сильный — слабый с последующей самопроверкой; самостоятельное составление и выполнение тестовых заданий; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Проверь свою подготовку по орфографии и пунктуации | 2 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа в парах сильный — слабый при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа с дидактическим материалом; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Итоговый контрольный диктант | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): написание контрольного диктанта и выполнение грамматических заданий с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя; проектирование способов выполнения домашнего задания |
| Всего часов | 136 | |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Коммуникативные умения, являющиеся основой метапредметных результатов:
Чтение и аудирование. Осмысленно и бегло, с установкой на различение основной и дополнительной информации читать учебно-научные тексты, составлять план отдельных параграфов учебника. Просматривая тексты учебника, выделять в них определения научных понятий, классификационные схемы, фрагменты с информативным
повествованием.
Анализ текста. Определять стиль речи; находить в текстах языковые средства,
характерные для научного и делового стилей; выделять в текстах художественных произведений фрагменты с описанием места и состояния окружающей среды, в учебной литературе находить информативное повествование, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, проводить стилистический и типологический анализ текста; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений.
Воспроизведение текста. Пересказывать учебно-научные тексты типа рассуждения-объяснения, информативного повествования. Подробно и выборочно (устно и письменно)пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и (или) состояния природы. Сохранять в тексте подробного изложения типологическую структуру исходного текста и языковые средства выразительности.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению и систематизировать его ; составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать сочинения-описания помещения, природы. Писать краткое сообщение (аннотацию) о содержании книги, фильма двух видов: а)о чем говорится; б)что говорится. Давать отзыв о прочитанной книге, сочинении или устном ответе учащегося, обосновывая свое мнение о прочитанном; строить устное определение научного понятия.
Совершенствование текста. Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы, неудачное употребление стилистически окрашенных слов и оборотов.
Предметные результаты обучения:
- по орфоэпии:правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарем;
- по лексике и фразеологии: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);
- по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры);
составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи;
- по морфологии:квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в б классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);
- по орфографии:характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание
которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем;
- по синтаксису:определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.
Литература и средства обучения.
1. Разумовская, М. М. Программа по русскому языку к учебникам для 5–9 классов / М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов– М. : Дрофа, 2013.
2. Русский язык. 6 класс»/ Авт.-сост. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И Капинос; под ред. М.М. Разумовской, П. А. Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014г.
3. Русский язык. 6 кл. : методические рекомендации к учебнику / под ред. М. М. Разумовской. – М. : Дрофа, 2013. – 224 с.
Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:
Ларионова, Л. Г. Русский язык. 6 класс: рабочая тетрадь / Л. Г. Ларионова. – М. : Дрофа, 2013.
Лебедев, Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку : книга для учителя / Н. М. Лебедев. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2000.
Львов, В. В. Тетрадь для оценки качества знаний по русскому языку. 6 класс / В. В. Львов. – М. : Дрофа, 2009.
Львов, В. В. Русский язык. 6 класс. Учебно-методическое пособие к учебнику под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта : книга для учителя / В. В. Львов, Ю. Н. Гостева. – М. : Дрофа, 2010.
Словари и справочники:
Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.
Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов
Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова; Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
Цифровые образовательные ресурсы:
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
Культура письменной речи http://www.gramma.ru
Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
Мир слова русского http://www.rusword.org
Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
http://rusolimp.kopeisk.ru/
Календарно-тематический план
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов | Дата проведения |
I | О языке | 1 | |
| Слово – основная единица языка. | 1 | |
II | Язык. Правописание (повторение изученного в 5 классе) | 11 ч. | |
| Р.р. Что мы знаем о речи, её стилях и типах. | 2 | |
| Орфография и пунктуация. | 2 | |
| Употребление прописных букв. | 1 | |
| Буквы ь и ъ. | 1 | |
| Орфограммы корня. | 2 | |
| Правописание окончаний | 1 | |
| Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными. | 1 | |
| Р.р. Что мы знаем о тексте. | 1 | |
III | Морфология (на основе изученного в 5 классе) | 37ч. | |
| Морфологические признаки имени существительного | 2 | |
| Словообразование имён существительных. | 2 | |
| Правописание сложных имён существительных. | 2 | |
| Употребление имён существительных в речи | 1 | |
| Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | |
| Морфологические признаки имени прилагательного | 1 | |
| Словообразование имён прилагательных. | 2 | |
| Правописание сложных имён прилагательных. | 3 | |
| Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имён существительных. | 3 | |
| Р.р. Рассуждение-объяснение. | 1 | |
| Р.р. Написание сочинения рассуждения-объяснения | 1 | |
| Употребление имён прилагательных в речи | 1 | |
| Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | |
| Морфологические признаки глагола | 1 | |
| Словообразование глаголов. | 1 | |
| Правописание приставок при- и пре-. | 2 | |
| Буквы ы – и в корне после приставок. | 2 | |
| Р.р. Текст. Способы связи предложений в тексте. | 1 | |
| Р.р. Текст. Средства связи предложений в тексте. | 1 | |
| Р.р. Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» | 2 | |
| Употребление глаголов в речи. | 1 | |
| Обобщающее повторение по орфографии | 2 | |
| Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | |
| Р.р. Текст. Употребление параллельной связи с повтором. | 1 | |
| Р.р. Текст. Как исправить текст с неудачным повтором. | 1 | |
IV | Морфология. | 81 ч. | |
1 | Причастие | | |
| Что такое причастие. | 2 | |
| Причастный оборот. | 5 | |
| Образование причастий. Действительные и страдательные причастия. | 5 | |
| Полные и краткие причастия. | 2 | |
| Тестирование по теме «Причастие». | 1 | |
| Буквы н и нн в причастиях. | 5 | |
| Р.р. Типы речи. Повествование художественного и разговорного стилей. | 1 | |
| Р.р. Повествование в рассказе. Рассказ по картинам Н.Радлова | 1 | |
| Слитное и раздельное написание не с причастиями. | 4 | |
| Контрольный диктант по теме «Причастие» | 1 | |
| Р.р. Повествование делового и научного стилей. | 1 | |
| Р.р. Сжатое изложение. | 2 | |
2 | Деепричастие | | |
| Что такое деепричастие. | 2 | |
| Деепричастный оборот. | 5 | |
| Правописание не с деепричастиями. | 2 | |
| Р.р. Описание места. | 2 | |
| Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида. | 5 | |
| Р.р. Комплексный анализ текста. | 1 | |
| Употребление причастий и деепричастий в речи. | 4 | |
| Произношение причастий и деепричастий. | 1 | |
| Контрольный диктант по теме «Деепричастие» | 1 | |
| Проверь свою подготовку по орфографии и пунктуации | 2 | |
| Самостоятельная работа по темам «Причастие. Деепричастие». Тестирование. | 1 | |
3 | Имя числительное | | |
| Простые, сложные и составные числительные. Их правописание. | 2 | |
| Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание. | 3 | |
| Правописание числительных. | 1 | |
| Изменение порядковых числительных. | 2 | |
| Самостоятельная работа по теме «Имя числительное». Тестирование. | 1 | |
| Р.р. Описание состояния окружающей среды. | 1 | |
| Р.р. Сочинение – описание «Сегодняшний день» | 1 | |
4 | Местоимение | | |
| Личные местоимения. | 1 | |
| Возвратное местоимение себя. | 1 | |
| Р.р. Сочинение по картине И.И. Левитана «Лесистый берег» | 1 | |
| Притяжательные местоимения. | 1 | |
| Указательные местоимения. | 1 | |
| Определительные местоимения. | 1 | |
| Р.р. Соединение в тексте разных типовых фрагментов. | 1 | |
| Вопросительно-относительные местоимения. | 1 | |
| Отрицательные местоимения. | 1 | |
| Неопределённые местоимения. | 1 | |
| Р.р. Соединение в тексте разных типовых фрагментов. | 1 | |
| Р.р. Изложение | 2 | |
| Самостоятельная работа по теме «Местоимение». Тестирование. | 1 | |
V | Обобщающее повторение изученного | 6 | |
| Словообразование частей речи | 1 | |
| Причастие и деепричастие | 1 | |
| Имя числительное, местоимение | 1 | |
| Проверь свою подготовку по орфографии и пунктуации | 2 | |
| Итоговый контрольный диктант | 1 | |
| Всего часов | 136 | |