ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 1»
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ, НАУКИ И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
«Согласовано» Зам. директора по УВР _______ Узденова Ф.А. «09» августа 2021г. | «Принято» на заседании педагогического совета Протокол № 1 от «10» августа 2021г. | «Утверждено» Директор ГБОУ «ШИ№1» ________Захохова Б.Ж. Приказ №__________ от «___» __________ 2021г. |
Рабочая программа
« Русский язык »
для 5 класса
на 2021-2022 учебный год
Составитель:
Эражибова Анджела Мусалиновна,
(ФИО преподавателя, кв.категория)
учитель высшей квалификационной категории .
г. Нальчик.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Программой специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, допущенной Министерством образования и науки РФ, Москва, «ВЛАДОС», 2011, под редакцией В.В. Воронковой»; учебным планом ГБОУ «ШИ №1» Минпросвещения КБР на 2021-2022учебный год.
Настоящая рабочая программа по чтению разработана для организации учебного процесса обучающихся 5 класса, реализующих АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями(вариант1) 5-9 классы на 2021-2022 учебный год (дистанционное обучение). Она предназначена для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов, обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий в ГБОУ «ШИ №1» Минпросвещения КБР.
Согласно учебному плану ГБОУ «ШИ №1» на 2021-2022 учебный год на изучение русского языка в 5 классе отводится 3 часа в неделю, всего 105 часов в год.
Цели программы:
- Углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитии интуиции и «чувства языка»
- Усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание)
- Овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.
Задачи:
-достижение учащимися школы уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе;
-формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
-приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
-повышение мотивации обучения через активизацию познавательной
деятельности; организация целенаправленной познавательной деятельности учащихся, направленной на дальнейшее развитие личности учащегося, его индивидуальных возможностей и интересов, способности к социальному определению;
- сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни.
- овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
- формирование орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
- обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
- эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника
Планируемые результаты формирования умений и навыков в процессе изучения:
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1.Осознание себя как гражданина России;
2.Формирование чувства гордости за свою Родину;
3.Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4.Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
5.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6.Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
7.Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
8.Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
9.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
10.Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
11. Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12.Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13.Проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
-различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков;
- оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
- деление слов на слоги для переноса;
-списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
-запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
-обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
-дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки; -составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
-выделение из текста предложений на заданную тему;
-участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
-различение звуков и букв;
-характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему; списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
-запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35
слов);
-дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
-составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); деление текста на предложения;
-выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
- самостоятельная запись 3 - 4 предложений из составленного текста после его анализа.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Результаты анализа представляются в условных единицах:
0 баллов – нет фиксируемой динамики;
1 балл – минимальная динамика;
2 балла – удовлетворительная динамика;
3 балла – значительная динамика.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Основным походом при оценивании предметных результатов является традиционная система отметок по 5 балльной шкале. Каждый балл соответствует определенному уровню достижений:
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с системой знаний в рамках выделенных задач. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями:
- повышенный уровень достижения планируемых результатов (отметка «4»);
- высокий уровень достижения планируемых результатов (отметка «5»).
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню самостоятельности при применении знаний и умений.
Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, выделяется:
• пониженный уровень достижений (отметка «2»);
• низкий уровень достижений (отметка «1»).
Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:
Текущее оценивание (в зависимости от индивидуальных психофизических особенностей обучающегося):
- устный опрос;
- письменная работа;
- диктант;
- контрольное списывание;
- тестирование;
- практическая работа
Промежуточная аттестация - контрольная работа (в письменной или устной форме в зависимости от того может ребенок писать или нет).
Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование по АООП (варианты 1 и 2), которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья.
АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющих инвалидность, дополняется специальной индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее — СИПР) в части создания специальных условий получения образования.
Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации ГБОУ «Школа-интернат №1» АООП предусматривает решение следующих основных задач:
овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей возможностей;
выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
Содержание программного материала:
Повторение.
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.
Звуки и буквы.
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, е, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, е, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.
Слово.
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставка и предлог.
Разделительный ъ.
Части речи. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.
Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число).
Род имен существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).
Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).
Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.
Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных.
Первое склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1 -го склонения. Окончания -ы, -и в родительном падеже (из комнаты, из деревни), окончание -е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания -ей, -ой в творительном падеже (за деревней, за страной).
Второе склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания -а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания -у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончания -ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом).
Третье склонение имен существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание -ью в творительном падеже (сиренью).
Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1,2,3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).
Предложение.
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные.
Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Связная речь.
Работа с деформированным текстом.
Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки обучающейся).
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.
Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).
Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.
Повторение пройденного за год.
Примечание: упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Обучающаяся должна знать:
•алфавит;
•способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).
Обучающаяся должна уметь:
•различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
•подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
•проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;
•обозначать мягкость согласных буквой ь;
•разбирать слово по составу;
•выделять имя существительное как часть речи;
•строить простое распространенное предложение;
•связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
•пользоваться орфографическим словарем.
Тематическое планирование
№ урока | Содержание темы | Кол-во часов | Примечание. | | |
Повторение. Предложение (4 часа) | | |
1 | Предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. | 1 | | | |
2 | Предложения распространенные и нераспространенные. | 1 | | | |
3 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | | | |
4 | Различение предложений по интонации. | 1 | | | |
Звуки и буквы (8 часов) | | | |
5 | Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. | 1 | | | |
6 | Согласные твердые и мягкие. | 1 | | | |
7 | Обозначение мягкости согласных буквой «Ь». | 1 | | | |
8 | Обозначение мягкости согласных буквами «Е», «Ё», «Ю», «Я», «И». | 1 | | | |
9 | Буквы «Е», «Ё», «Ю», «Я» в начале слова и после гласных. | 1 | | | |
10 | Гласные ударные и безударные. | 1 | | | |
11 | Гласные ударные и безударные. | 1 | | | |
12 | Алфавит. | 1 | | | |
Слово. Состав слова (21 час). | | | |
13 | Корень и однокоренные слова. | 1 | | | |
14 | Корень и однокоренные слова. | 1 | | | |
15 | Окончание. | 1 | | | |
16 | Приставка. Образование слов при помощи приставок. | 1 | | | |
17 | Приставка. Образование слов при помощи приставок. | 1 | | | |
18 | Суффикс. Образование слов при помощи суффикса и приставки. | 1 | | | |
19 | Суффикс. Образование слов при помощи суффикса и приставки. | 1 | | | |
20 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | | | |
21 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | | | |
22 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | | | |
23 | Непроверяемые безударные гласные в корне слова. | 1 | | | |
24 | Правописание согласных в корне слова. Звонкие глухие согласные. | 1 | | | |
25 | Правописание согласных в корне слова. Звонкие глухие согласные. | 1 | | | |
26 | Непроизносимые согласные. | 1 | | | |
27 | Непроизносимые согласные. | 1 | | | |
28 | Правописание приставок. Приставки и предлоги. | 1 | | | |
29 | Правописание приставок. Приставки и предлоги. | 1 | | | |
30 | Буква «Ъ» после приставок | 1 | | | |
31 | Буква «Ъ» после приставок | 1 | | | |
32 | Повторение по теме «Состав слова». | 1 | | | |
33 | Контрольная работа по теме «Состав слова». | 1 | | | |
Части речи (51 час) | | | |
34 | Общее понятие о частях речи: имя существительное, прилагательное, глагол. | 1 | комбинированный урок | | |
35 | Общее понятие о частях речи: имя существительное, прилагательное, глагол. | 1 | комбинированный урок | | |
36 | Имя существительное. | 1 | комбинированный урок | | |
37 | Имя существительное. | 1 | комбинированный урок | | |
38 | Имена существительные собственные и нарицательные. | 1 | комбинированный урок | | |
39 | Имена существительные собственные и нарицательные. | 1 | комбинированный урок | | |
40 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 1 | | | |
41 | Число имен существительных. | 1 | | | |
42 | Число имен существительных. | 1 | | | |
43 | Род имен существительных. | 1 | | | |
44 | Род имен существительных. | 1 | | | |
45 | Правописание имен существительных женского и мужского рода с шипящей (ж, ш, ч, щ) на конце слов. | 1 | | | |
46 | Правописание имен существительных женского и мужского рода с шипящей (ж, ш, ч, щ) на конце слов. | 1 | | | |
47 | Правописание имен существительных женского и мужского рода с шипящей (ж, ш, ч, щ) на конце слов. | 1 | | | |
48 | Изменение имен существительных по падежам. | 1 | | | |
49 | Изменение имен существительных по падежам. | 1 | | | |
50 | Именительный падеж: кто? что? | 1 | | | |
51 | Именительный падеж: кто? что? | 1 | | | |
52 | Родительный падеж: кого? чего? | 1 | | | |
53 | Родительный падеж: кого? чего? | 1 | | | |
54 | Дательный падеж: кому? чему? | 1 | | | |
55 | Дательный падеж: кому? чему? | 1 | | | |
56 | Винительный падеж: кого? что? | 1 | | | |
57 | Винительный падеж: кого? что? | 1 | | | |
58 | Творительный падеж: кем? чем? | 1 | | | |
59 | Творительный падеж: кем? чем? | 1 | | | |
60 | Предложный падеж: о ком? о чем? | 1 | | | |
61 | Предложный падеж: о ком? о чем? | 1 | | | |
62 | Закрепление пройденного материала. | 1 | | | |
63 | Закрепление пройденного материала. | 1 | | | |
64 | Три склонения имен существительных. | 1 | | | |
65 | Три склонения имен существительных. | 1 | | | |
66 | Три склонения имен существительных. | 1 | | | |
67 | Первое склонение имен существительных в единственном числе. | 1 | | | |
68 | Первое склонение имен существительных в единственном числе. | 1 | | | |
69 | Первое склонение имен существительных в единственном числе. | 1 | | | |
70 | Первое склонение имен существительных в единственном числе. | 1 | | | |
71 | Второе склонение имен существительных в единственном числе. | 1 | | | |
72 | Второе склонение имен существительных в единственном числе. | 1 | | | |
73 | Второе склонение имен существительных в единственном числе. | 1 | | | |
74 | Второе склонение имен существительных в единственном числе. | 1 | | | |
75 | Третье склонение имен существительных в единственном числе. | 1 | | | |
76 | Третье склонение имен существительных в единственном числе. | 1 | | | |
77 | Третье склонение имен существительных в единственном числе. | 1 | | | |
78 | Третье склонение имен существительных в единственном числе. | 1 | | | |
79 | Падежи и падежные окончания имен существительных. | 1 | | | |
80 | Падежи и падежные окончания имен существительных. | 1 | | | |
81 | Падежи и падежные окончания имен существительных. | 1 | | | |
82 | Падежи и падежные окончания имен существительных. | 1 | | | |
83 | Повторение по теме «Имя существительное». | 1 | | | |
84 | Контрольная работа по теме «Имя существительное». | 1 | | | |
Предложение (13 часов) | | | |
85 | Главные члены предложения. | 1 | | | |
86 | Главные члены предложения. | 1 | | | |
87 | Второстепенные члены предложения. | 1 | | | |
88 | Второстепенные члены предложения. | 1 | | | |
89 | Нераспространенные и распространенные предложения. | 1 | | | |
90 | Нераспространенные и распространенные предложения. | 1 | | | |
91 | Нераспространенные и распространенные предложения. | 1 | | | |
92 | Однородные члены предложения. | 1 | | | |
93 | Однородные члены предложения. | 1 | | | |
94 | Однородные члены предложения. | 1 | | | |
95 | Повторение по теме «Однородные члены предложения». | 1 | | | |
96 | Повторение по теме «Однородные члены предложения». | | | | |
97 | Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения». | 1 | | | |
Повторение за год (8 часов) | | | |
98 | Повторение по теме «Предложение». | 1 | | | |
99 | Повторение по теме «Предложение». | 1 | | | |
100 | Повторение по теме «Звуки и буквы». | 1 | | | |
101 | Повторение по теме «Звуки и буквы». | | | | |
102 | Повторение по теме «Слово. Состав слова». | 1 | | | |
103 | Повторение по теме «Слово. Состав слова». | 1 | | | |
104 | Повторение по теме «Части речи». | 1 | | | |
105 | Резервные часы | | | | |
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы» под редакцией В. В. Воронковой. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011 г.
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Русский язык. 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2004 г.