муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Черницынская средняя общеобразовательная школа»
Октябрьского района Курской области
РАССМОТРЕНА на заседании МО протокол № 1 от «__» ______ 20___г. _____/____________/ | ПРИНЯТА на Педагогическом совете МКОУ «Черницынская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области Протокол от «__»_______20__г. №___ | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ «Черницынская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области ___________/И.Н. Петрова/ Приказ от «___»________ 20__г. № ___ |
Рабочая программа
по русскому языку
(наименование предмета)
для 11 класса
Разработчик: Креджян Г.Н.
Квалификационная категория: первая
с. Черницыно
2020
Аннотация
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, а также «Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку» (профильный уровень), разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации, «Программы по русскому языку» под редакцией Львовой С.И..
Планирование ориентировано на учебник: С.И. Львова, В.В. Львов /Русский язык. / Русский язык и литература/ Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М., «Мнемозина»,2015г.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Филология» и является обязательным компонентом базисного учебного плана, который предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 11 классе в объеме 102 ч . Программа рассчитана на 34 учебные недели, 3 часа в неделю (профильный уровень).
Результаты изучения предмета «Русский (родной) язык»
Личностные результаты:
• сформированность гармоничной языковой личности, способной посредством усвоения языка впитать в себя уважение к нравственным ценностям русского народа, русской многовековой культуре, толерантное отношение к языку и культуре народов многонациональной России и усвоение форм толерантного поведения в поликультурном мире;
• через осознанное освоение лексического богатства русского языка, получившего образцовое воплощение в литературных произведениях отечественной классики, формирование личности, несущей звание гражданина России, умеющей любить и ценить малую родину, связывающей своё будущее с развитием своего края, города, села;
• посредством выявления языковых особенностей произведений русской литературы, несущей мощнейший гуманистический заряд, формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
• через понимание эстетических основ художественного текста, выраженных языковыми средствами, приобщение обучающихся к эстетическому отношению к миру, сформированность основ экологического сознания, понимаемого относительно изучения русского языка как неприменение речевой агрессии и умение противостоять речевой агрессии посредством организации гармонизирующего диалога, осознания необходимости саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
• через усвоение научных основ изучения русского языка обеспечение понимания его системности, выявление взаимосвязи его разделов и уровней, сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
• обеспечение готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни.
Метапредметные результаты:
• способность и готовность к продуктивному общению и эффективному взаимодействию на основе адекватного речевого поведения, правильного применения этикетных формул вежливого общения, умения выбирать языковые средства, уместные в конкретной речевой ситуации;
• обеспечение научного исследования и самостоятельной проектной деятельности языковыми средствами оформления поисковой работы, владение соответствующими стилями речи;
• освоение навыков научного мышления посредством освоения учебного материала, аналитической работы с текстами различной направленности и стилевой принадлежности, реферирования, тезирования, выявления основной мысли и приводимых аргументов;
• приобретение умений самостоятельного поиска решений и ответственности за принятое решение в ходе ведения исследовательской и проектной деятельности по предложенным лингвистическим, межпредметным, этнокультурным и поликультурным темам проектов;
• овладение качествами хорошей речи как основе логичного, последовательного, целесообразного оформления собственной точки зрения, использование соответствующих речевых средств;
• владение умениями работы с информацией (поиск, хранение, использование);
• владение речемыслительными операциями (интерпретация, поиск аналогий; выдвижение гипотезы), необходимыми для работы с информацией;
• формирование навыка познавательной рефлексии как осознания правильности, целесообразности, эффективности и экологичности совершаемых действий и мыслительных процессов за счёт выполняемых в рамках программы проектных и исследовательских работ, аналитических лингвистических упражнений и аналитико-синтетических заданий к фрагментам предложенных текстов нравственно-этической, социально значимой и научно-публицистической тематики.
Предметные результаты:
• сформированность понятий «национальный русский язык» и «русский литературный язык»;
• понимание характера обязательности, вариативности, допустимости в применении норм литературного языка; закрепление навыка соблюдения языковых норм в речи в ходе повседневного бытового, учебного, научного, делового общения;
• владение на основе полученных знаний о нормах русского литературного языка навыками самоанализа и самооценки собственной произвольной речи или воспроизведённой речи;
• владение умением анализировать текст с точки зрения содержащейся в нём информации (основная/второстепенная, явная/скрытая);
• умение представлять текст в виде тезисов, конспектов, рефератов, сочинений разных жанров, а содержание грамматических правил – в виде таблиц, алгоритмов, свёрнутых алгоритмических предписаний;
• более глубокое и детальное знание содержания произведений художественной литературы;
• способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё к ним отношение в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
• знание изобразительно-выразительных средств русского языка и умение их применять;
• осознание художественной картины мира, созданной в литературном произведении в единстве эмоционального личностного и интеллектуального понимания.
Содержание тем учебного курса
Раздел 1. Язык и культура (5ч.)
Язык как составная часть национальной культуры. Лингвистика как наука о языке. Место лингвистики в кругу научных филологических дисциплин. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Язык и его основные функции: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная, эстетическая. Языки естественные и искусственные. Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков.
Раздел 2. Функциональная стилистика ( 49 ч)
Понятие о функциональных стилях
Различные трактовки понятия «стиль» и вопрос о функционально-стилистической дифференциации языка в современной русистике. Функциональные разновидности русского языка: функциональные стили.
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение
Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.
Официально-деловой стиль речи, сферы его использования, назначение
Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.
Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа.
Практическая работа по созданию текстов официально-делового стиля.
Научный стиль речи: сферы использования, назначение
Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность изложения. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.
Учебно-научный, научно-популярный стили. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия.
Культура учебно-научного общения (устная и письменная формы).
Защита реферата на предложенную тему. Практическая работа по созданию жанра научного стиля.
Публицистический стиль речи, сферы его использования, назначение
Основные признаки публицистического стиля: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, оценочности. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля (выступление, статья, интервью, очерк, репортаж).
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.
Сочинение по публицистическому тексту.
Дифференцированная работа над одним из четырех жанров: путевым очерком, портретным очерком, проблемным очерком, эссе (по выбору учащихся, с использованием материалов учебника)
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка
Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи.
Анализ стихотворного текста с точки зрения
употребления в нем изобразительно-выразительных средств
Сочинение об особенностях стиля писателя
Раздел 3. Культура речи как раздел лингвистики ( 43 ч.)
Литературный язык и его признаки. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Речевая культура в бытовом, учебном и научном общении. Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет. Выбор этикетных формул в зависимости от условий речевого общения.
Основные критерии хорошей речи: коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Сочинение-рассуждение по художественному тексту.
Языковая норма, ее основные признаки и функции
Кодификация нормы. Основные виды языковых норм русского литературного языка.
Варианты норм.
Иметь представление о языковой норме, ее видах и вариантах.
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы
Допустимые варианты произношения и ударения. Основные нормы литературного произношения и ударения.
Лексические нормы
Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств. Иноязычные слова в современной речи.
Практическая работа по анализу текста с точки зрения соблюдения лексических норм
Грамматические нормы
Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.
Орфографические нормы
Разделы русской орфографии и основные принципы написания. Трудные случаи орфографии.
Пунктуационные нормы.
Принципы русской пунктуации. Трудные случаи пунктуации.
Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы. Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки.
Динамика языковой нормы. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке.
Проблемы экологии русского языка. Речевые штампы и канцеляризмы. Жаргонизмы и языковые элементы, не допускаемые нормами речевого общения.
Раздел 4. Повторение изученного в 11 классе (5 ч.)
Варианты языковых норм. Речевые штампы и канцеляризмы. Комплексный анализ текста.
Учебно-тематический план
№п./п. | Содержание | Часы на изучение | Развитие речи ( в том числе) |
1 | Язык и культура | 5 | - |
2 | Функциональная стилистика | 49 | 12 |
3 | Культура речи | 43 | 6 |
4 | Повторение изученного в 11 классе | 5 | - |
| Итого | 102 | 18 |
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ «Черницынская средняя
общеобразовательная школа»
Октябрьского района Курской области
___________________/И.Н. Петрова/
Приказ от «31» августа 2020г. №54
Календарно-тематическое планирование
Предмет Русский язык
Класс 11
УМК: С.И. Львова, В.В. Львов /Русский язык. / Русский язык и литература/ Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М., «Мнемозина»,2015г.
Учитель Креджян Галина Николаевна
2020-2021 учебный год
Календарно-тематическое планирование, утвержденное приказом по школе
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | Корректировка |
| Язык и культура | 5 | | |
1 | Язык как составная часть национальной культуры | 1 | | |
2 | Лингвистика как наука о языке. Место лингвистики в кругу научных филологических культур | 1 | | |
3 | Язык и его основные функции | 1 | | |
4 | Русский язык в современном мире | 1 | | |
5 | Входная контрольная работа №1 | 1 | | |
| Функциональная стилистика | 49 | | |
6 | Понятие о функциональных стилях | 1 | | |
7 | Функциональные разновидности русского языка | 1 | | |
8-9 | Разговорная речь. Основные признаки разговорной речи | 2 | | |
10 | Невербальные средства общения | 1 | | |
11 | Культура разговорной речи | 1 | | |
12-13 | Разбор заданий ЕГЭ | 2 | | |
14 | Р.р. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту | 1 | | |
15-16 | Основные признаки официально-делового стиля | 2 | | |
17 | Жанры официально-делового стиля | 1 | | |
18 | Форма делового документа | 1 | | |
19 | Практическая работа по созданию текста официально-делового стиля | 1 | | |
20 | Р.р. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту | 1 | | |
21 | Научный стиль. Сферы использования, назначения | 1 | | |
22 | Основные признаки научного стиля | 1 | | |
23 | Жанры научного стиля | 1 | | |
24 | Культура учебно-научного общения | 1 | | |
25 | Практическая работа по созданию жанра научного стиля | 1 | | |
26 | Контрольная работа №2 по теме «Функциональные стили речи» | 1 | | |
27 | Особенности речевого этикета в официально-деловой и научной сфере общения | 1 | | |
28 | Публицистический стиль речи, сферы его использования, назначение | 1 | | |
29-30 | Основные признаки публицистического стиля | 2 | | |
31 | Жанры публицистического стиля | 1 | | |
32 | Культура публичной речи | 1 | | |
33 | Публичное выступление. Композиция | 1 | | |
34-35 | Р.р. Написание портретного очерка | 2 | | |
36-37 | Разбор заданий ЕГЭ | 2 | | |
38-39 | Р.р. Сочинение-рассуждение на материале текста публицистического характера | 2 | | |
40-41 | Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка | 2 | | |
42-43 | Основные признаки художественной речи | 2 | | |
44-45 | Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи | 2 | | |
46-47 | Р.р. Анализ стихотворного текста с точки зрения употребления в нем изобразительно-выразительных средств | 2 | | |
48 | Контрольная работа №3 за первое полугодие | 1 | | |
49-50 | Разбор заданий ЕГЭ | 2 | | |
51-52 | Р.р. Сочинение-рассуждение на материале текста художественного стиля | 2 | | |
53-54 | Р.р. Особенности стиля писателя | 2 | | |
| Культура речи | | | |
55 | Культура речи как раздел лингвистики | 1 | | |
56 | Литературный язык и его признаки | 1 | | |
57 | Основные аспекты культуры речи | 1 | | |
58 | Речевая культура в бытовом, учебном и научном общении | 1 | | |
59 | Речевой этикет. Основные критерии хорошей речи | 1 | | |
60 | Разбор заданий ЕГЭ | 1 | | |
61-62 | Р.р. Сочинение-рассуждение на материале текста художественного стиля | 2 | | |
63 | Языковая норма, ее основные признаки и функции | 1 | | |
64 | Основные виды языковых норм русского литературного языка. Варианты норм | 1 | | |
65-66 | Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы | 2 | | |
67 | Основные нормы литературного произношения и ударения | 1 | | |
68 | Допустимые варианты произношения и ударения | 1 | | |
69 | Разбор заданий ЕГЭ | 1 | | |
70-71 | Р.р. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту | 2 | | |
72-73 | Лексические нормы | 2 | | |
74-75 | Иноязычные слова в современной речи | 2 | | |
76-77 | Разбор заданий ЕГЭ | 2 | | |
78 | Контрольная работа №4 по теме «Языковые нормы» | 1 | | |
79-80 | Грамматические нормы | 2 | | |
81-82 | Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности | 2 | | |
83-84 | Орфографические нормы современного русского литературного языка | 2 | | |
85-86 | Разделы русской орфографии и основные принципы написания | 2 | | |
87 | Трудные случаи орфографии | 1 | | |
88-89 | Разбор заданий ЕГЭ | 2 | | |
90-91 | Р.р. Сочинение-рассуждение на материале текста художественного стиля | 2 | | |
92 | Пунктуационные нормы | 1 | | |
93 | Принципы русской пунктуации | 1 | | |
94 | Трудные случаи пунктуации | 1 | | |
95 | Основные тенденции развития нормы в современном русском языке | 1 | | |
96 | Проблемы экологии русского языка | 1 | | |
97 | Итоговая контрольная работа №5 | 1 | | |
| Повторение изученного в 11 классе | | | |
98-99 | Комплексный анализ текста | 2 | | |
100-101 | Разбор заданий ЕГЭ | 2 | | |
102 | Повторение изученного | 1 | | |
12