СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

55555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 11 класса.»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 1»

МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНЯ, НАУКИ И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ




«Согласовано»


Зам. директора по УВР

_______ Узденова Ф.А.


«09» августа 2021г.


«Принято»


на заседании педагогического совета


Протокол № 1

от «10» августа 2021г.


«Утверждено»


Директор ГБОУ «ШИ№1»


________Захохова Б.Ж.

Приказ №__________ от

«___» __________ 2021г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Русский язык»

для 11 класса

на 2021-2022 учебный год.

Составитель:


Эражибова Анджела Мусалиновна,

(ФИО преподавателя, кв.категория)

учитель высшей квалификационной категории.














г. Нальчик.

Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования примерной программы курса по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы:Т.М. Пахнова .Русский язык. Базовый уровень. 11 класс. М.: Просвещение: 2019).


Настоящая рабочая программа по русскому языку разработана для организации учебного процесса обучающихся 11 класса, реализующих АООП СОО на 2021-2022 учебный год (дистанционное обучение). Она предназначена для обучающихся с ОВЗ, детей- инвалидов, инвалидов, обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий в ГБОУ «ШИ №1» Минпросвещения КБР.

Согласно учебному плану ГБОУ «ШИ №1» на 2021/2022 учебный год на изучение русского языка в 11 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.

Изучение русского языка на данном уровне обучения направлено на достижение целей

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Задачи программы:

  • развивать и совершенствовать способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.

  • На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения

  • Развивать и совершенствовать коммуникативную, языковую, лингвистическую (языковедческую и культуроведческую компетенции).

Рабочая программа за 11 класс предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.


Планируемые результаты освоения учебного предмета:

В результате изучения русского языка в 10-11 классах ученик должен знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и еѐ компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка;

  • нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно- научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение:

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно- реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных электронных носителях;

говорение и письмо:

  • создавать и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностными результатами освоения выпускниками средней общей школы программы по русскому языку на базовом уровне являются:

  • воспитание бережного отношения к слову, чувства ответственности за сохранение традиций в области культуры речи;

  • формирование убеждения в том, что именно овладение языком открывает надежный путь для того, чтобы стать языковой личностью, для самореализации, для достижения успехов в разных областях деятельности;

  • понимание, что любовь к родному языку развивается постепенно и в старших классах, когда на основе работы с текстом, на основе внимания к тому, как живет слово в «безукоризненных образцах», появляется возможность осознать красоту и гармонию языковой системы, взаимосвязи и взаимообусловленности языковых уровней и прийти к убеждению, что, изучая язык, совершенствуя свою речь, ученик проходит сложный, очень важный и во многом радостный путь самопознания, открывая в себе способности к творчеству;

  • осознание взаимосвязи таких понятий, как «язык» и «речь», «язык» и «культура», «любовь к родному языку» и «любовь к Родине»;

  • формирование убеждения в необходимости постоянно совершенствовать свою речь, умение общаться;

  • осознание эстетической ценности русского языка, потребности бережно относиться к слову, необходимости постоянно обращаться к словарям, к чтению (перечитыванию) «безукоризненных образцов» русской классической литературы;

  • опора при изучении родного языка не только на знания, на теорию, но и на чувство слова, на языковую интуицию, а для развития чувства языка — особенно внимательное отношение к такому виду речевой деятельности, как чтение;

  • понимание того, что родному языку мы учимся всю жизнь, что это надежный путь познания окружающего нас мира и, главное, это путь самопознания, духовно-нравственного совершенствования, это тот путь, который помогает нам стать языковой личностью;

  • осознание того, что овладение родным языком открывает путь к достижению успехов во всех сферах учебной и профессиональной деятельности.

Достижение такого результата, как формирование языковой личности, возможно только на основе осуществления метапредметной роли курса «Русский язык и литература. Русский язык».

Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) общей школы программы по русскому языку на базовом уровне являются умения и навыки:

  • определять тему, основные мысли текста;

  • объяснять смысл названия (подбирать свои варианты названия);

  • находить ключевые слова в тексте;

  • определять стиль текста, тип речи;

  • находить в тексте языковые средства, характерные для художественного, публицистического, научного, делового, разговорного стиля;

  • определять способ связи между предложениями в тексте;

  • находить в тексте языковые средства (лексические и грамматические), с помощью которых осуществляется связь между предложениями, абзацами;

  • производить лексический разбор текста (уточнение значения слов; подбор синонимов, антонимов; внимание к словам, имеющим стилистическую окраску; наблюдение над использованием лексического повтора; выявление архаизмов, историзмов, неологизмов и др.);

  • производить комплексный анализ текста, включающий элементы лингвистического (лингвостилистического) анализа, филологического (литературоведческого) анализа, речеведческий анализ, а также выполнение заданий, связанных с разными видами разбора слова, словосочетания, предложения;

  • объяснять орфограммы и знаки препинания;

  • владеть выразительным чтением текста как искусством звучащего слова: уметь выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы — короткие и более продолжительные.


Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения учебного предмета (курса):

1) предметные;

2) метапредметные и личностные.

Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС.

Предметные:

  • стартовая диагностика,

  • текущий и тематический контроль,

  • промежуточная аттестация,

  • итоговый контроль.

Метапредметные и личностные:

  • накопительная система оценивания (портфолио), характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений;

  • проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.;

  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: наблюдение, беседа, индивидуальный опрос, практикум, самопроверки, диктанты (объяснительный, предупредительный), тесты, комплексный анализ текста, сочинения, изложения.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильное с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась поверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант оценивается одной отметкой

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при  наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась поверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант оценивается одной отметкой

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при  наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 6 орфографических ошибок и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большом количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено больше половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Оценка сочинений и изложений

Отметка «5» ставится, если:

1) содержание работы полностью соответствует теме;

2) фактические ошибки отсутствуют;

3) содержание излагается последовательно;

4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.

Отметка «4» ставится, если:

I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);

2)содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.

Отметка «3» ставится, если:

1) в работе допущены существенные отклонения от темы;

2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;

3) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;

4) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

Отметка «2» ставится, если:

1) работа не соответствует теме;

2) допущено много фактических неточностей;

3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;

4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;

5) нарушено стилевое единство текста.

В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более грамматических ошибок.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных

ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования предусматривают комплексный подход к оценке и использование разнообразных методов и форм оценивания. Основной акцент делается на оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования по русскому языку.


Содержание учебного курса(68ч.).

Язык. Речь. Культура. Речевая среда(10ч).

Анализ предисловия (текста «От автора»), повторное  обращение к разделу «Как заниматься по этому учебнику». Самооценка (взаимооценка) результатов, достигнутых в  10 классе. Самоконтроль в системе речевой деятельности. Планирование предстоящей учебной деятельности. Путь «от практики, от практической деятельности на основе текста - к постижению закономерностей, правил, теории». Роль самостоятельности при изучении языка, речи, культуры. Искусство звучащего слова. Значение развивающей речевой среды для воспитания  языковой личности. Речевая среда и чувство слова, чувство  текста. Чтение как один из видов речевой деятельности, направленной на приобщение к культуре. Роль филологии в  процессе самопознания, самовоспитания. Анализ памяток «Как доказать многозначность слова»,  «Что помогает при заучивании текста наизусть, при подготовке к письму по памяти, к зрительным диктантам».

МОЕ ОСОБОЕ МНЕНИЕ (ДУМАЕМ, АНАЛИЗИРУЕМ, ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ, ДОКАЗЫВАЕМ).

Русский язык в современном обществе. Особенности  современной речевой среды. Роль книги, чтения. Развитие  способности к самооценке речевой деятельности как основа  работы по формированию языковой личности.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ОБСУЖДЕНИЮ. ГОТОВИМСЯ К УРОКУ КОНФЕРЕНЦИИ.

 Анализ памятки «Как готовиться к обсуждению».  Опыт организации работы в группах, парах. Участие в уроке- дискуссии. Речевые модели, которые помогают участвовать  в дискуссии, подготовить отчет о работе в группах, парах. Повторное обращение (перечитывание, информационная  переработка) к текстам о речевой культуре, об отношении к языку, чтению, национальной культуре. Умение самостоятельно сформулировать вопросы для обсуждения, мате- риалы для презентаций. Подготовка сообщений на основе  материалов сочинений, тезисов, анализа дополнительных  источников информации, отобранных для исследователь- ских проектов. Разные способы информационной переработки текстов.

АНАЛИЗИРУЕМ  РЕЗУЛЬТАТЫ.

Формирование универсальных учебных действий  (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных), осуществление учебной деятельности, связанной с  самооценкой, самоконтролем, обобщением, анализом, а так- же планированием предстоящей учебной деятельности.

Такие разные тексты(8ч).

ПОВЕСТВОВАНИЕ. ОПИСАНИЕ. РАССУЖДЕНИЕ.

Функционально-смысловые типы речи. Особая роль  глаголов в текстах-повествованиях. Видовременная соотнесенность глагольных форм как средство связи между предложениями в тексте. Особенности употребления глаголов совершенного вида. Роль наречий в текстах повествованиях. Однотематическая лексика в текстах-описаниях. Текстообразующая роль существительных в текстах-описаниях помещения или места действия. Текстообразующая роль прилагательных, причастий при  описании предметов, внешности человека. Текстообразующая роль категории состояния, односоставных предложений в текстах-описаниях настроения, состояния, внутреннего мира человека. Особенности порядка слов в текстах-описаниях. Роль наречий в текстах-описаниях помещения, места действия. Синтаксический параллелизм как средство связи между  предложениями в тексте. Зависимость способа связи между  предложениями в тексте (цепная и параллельная связь) от  функционально-смысловых типов речи. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи.

ТЕКСТЫ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ.

Стили литературного языка: разговорный и книжные. Их языковые особенности. Сфера употребления. Стиль  художественной литературы. Использование средств одного  стиля в произведениях другого стиля.

МОНОЛОГ И ДИАЛОГ. ОСОБЕННОСТИ РАЗГОВОРНОГО СТИЛЯ.

Особенности монологических высказываний научного стиля. Способность к монологу. Пунктуационное оформление реплик диалога в письменной речи. Речевой этикет.  Реплики диалога и особенности разговорного стиля (использование стилистически окрашенных слов, фразеологизмов,  неполных предложений, вводных слов, слов-предложений,  односоставных предложений). Особенности употребления  слова диалог в современной речи. Способность к диалогу как  нравственно-этическое качество. «Диалог с текстом».

КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА С ТЕКСТАМИ  ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ.

 В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ(14ч).

Особенности текстов публицистического стиля. Языковые средства, с помощью которых осуществляется функция воздействия. Лингвостилистический анализ текстов.  Использование лексических и грамматических средств выражения отношения, эмоциональной оценки. Анализ памятки «Обучение способу действия» и материалов для самопроверки.

ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ. ПРОДОЛЖАЕМ ПОСТИГАТЬ ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ.

  Повторение, обобщение изученного в 10 классе. Изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические, грамматические). Риторический вопрос как средство выразительности. Понимание поэтического текста как творчество. Возможность совершенствования чувства языка.

ЧТОБЫ РЕЧЬ СТАЛА ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ.

  Звуковые повторы в поэтическом тексте. Роль повторов в организации текста. Тропы и фигуры речи. Художественный образ. Сравнение как одно из средств выразительности. Способы выражения сравнения. Отрицательное сравнение.  Семантические фигуры: антитеза, оксюморон, градация и др. Синтаксические фигуры: анафора, эпифора, параллелизм, инверсия, умолчание, риторический вопрос и др.  

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЗВАНИЯ И ТЕКСТА.

Название как отражение темы или основной мысли  текста. Роль ключевых слов в тексте. Многосоюзие как одно  из средств выразительности.

 ЦИТАТА КАК ТЕКСТ И КАК ЧАСТЬ ТЕКСТА.

В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ(24).

Способы передачи чужой речи (повторение и обобщение изученного в 5—9 классах). Роль цитирования как средства выражения отношения, оценки. Предложение с цитированием — один из вариантов зачина текста. Частичное цитирование.

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТОВ.

«От текста  — к тексту». Сопоставительный анализ  поэтических произведений разных авторов (А. С. Пушкина  и М. Ю. Лермонтова; Г. Р. Державина, А. А. Фета и Н. Заболоцкого; И. Бродского и Н. Рубцова и др.). Сопоставительный анализ как диалог текстов, диалог авторов, диалог читателя с авторами.

РОЛЬ ПЕРВОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ТЕКСТЕ. ВАРИАНТЫ ЗАЧИНОВ.

Синтаксические особенности предложений, выполняющих роль зачина в тексте (повторение изученного в 10 классе). Анализ памятки «Как начать текст (абзац)». Освоение практической исследовательской деятельности  как путь «от практики — к правилам, закономерностям, теории» (повторное обращение к изученным материалам).

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ КАК ТЕСТ НА ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА .

Выразительное чтение как искусство звучащего слова. Интонация. Роль пунктуационного анализа в процессе подготовки к  выразительному чтению.

КУЛЬТУРА КАК СОВОКУПНОСТЬ ТЕКСТОВ.

 Связь музыки, поэзии и живописи. Драматургия и  искусство театра. Многозначность слова культура. Традиции и обычаи как отражение особенностей национального  характера. Культуроведческая компетенция, ее роль в жизни человека, его судьбе. Эстетический вкус. Культура языковой, речевой деятельности.

«ТЕКСТЫ О ТЕКСТАХ» КАК ОБРАЗЦЫ АНАЛИЗА.

Роль примеров, образцов. Материалы для самопроверки как обучение способу действия. Рецензирование ( самоанализ) в процессе совершенствования речевых способностей.

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА В ЕДИНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ.

Роль писателей в развитии литературного языка.  Русская литература  — основная часть национальной куль- туры. Чтение как творческая речевая деятельность. Развитие  чувства языка. Выразительное чтение как приобщение к искусству звучащей речи.

СЛОВО В СЛОВАРЕ И СЛОВО В ТЕКСТЕ.

Слово и контекст. «Динамика преобразования» слова в художественном тексте. «Словарь языка Пушкина».  Анализ словаря писателя как путь к постижению авторского  замысла. Филологическое понимание текста. «Метод медленного  чтения» и «диалог с текстом».

 ЧУВСТВО ЯЗЫКА ПОМОГАЕТ СТАТЬ ТАЛАНТЛИВЫМ ЧИТАТЕЛЕМ.

В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ (6ч).

Художественное произведение как диалог с читателем. Понимание текста — процесс творчества. Путь к постижению авторского замысла. Творчеству учит чувство языка.  Чувство языка и речевая среда.

КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО СФОРМУЛИРОВАТЬ ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ. ОЦЕНИВАЕМ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА.

  Анализ памятки «План комплексной работы с текстом». Направленность комплексной работы с текстом на  формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных).  Роль самооценки, самоанализа в процессе формирования  языковой личности.

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ(6ч).

ОТ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ  К СОЧИНЕНИЮ  И ИЗЛОЖЕНИЮ.

 Понимание текста как творческая деятельность. Задания речеведческого характера. Филологическое понимание текста. «Метод медленного чтения». Сочинение на основе текста — это текст-отклик. Включение в сочинение-отклик элементов сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Редактирование черновика как творческая работа.

РАЗМЫШЛЯЕМ О ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.

Тематическая группа слов «Профессия. Работа».  Комплексная работа с текстом. Работа со словарями, справочниками. Повторное обращение к текстам упражнений.  Самостоятельный отбор текстов.

ЗАДАНИЯ С ВЫБОРОМ ОТВЕТА, С КРАТКИМИ И РАЗВЕРНУТЫМИ ОТВЕТАМИ.

Современные средства оценивания результатов обучения. Выбор заданий, которые можно выполнить на мате- риале текста, как открытая система. Комплексная работа с  текстом и ее роль в процессе подготовки к ЕГЭ и к другим  формам текущей и итоговой аттестации (устные экзамены,  собеседования; защита рефератов, исследовательских проектов; зачеты). Подведение итогов. Единство, целостность материалов  учебников по русскому языку и литературе.


Виды учебной деятельности.

Предпочтительными являются следующие виды учебной деятельности:

Классификация видов деятельности

Виды деятельности

Виды

деятельности со словесной основой


Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: изучение содержания параграфа учебника, запись текста под диктовку, подбор аргументов из художественной литературы для рассуждения на лингвистическую тему, работа с орфограммами .

Подготовка и представление выступления в виде презентации.

Поиск информации в электронных справочных изданиях: электронной энциклопедии, словарях, в сети Интернет, электронных базах и банках данных

Анализ текста при консультативной помощи учителя, проектирование выполнения домашнего задания.


Подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников информации.



Виды деятельности на основе восприятия образа

Просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов.


Индивидуальная работа с текстами (компрессия текста), (способы упрощения, исключения, обобщения), (редактирование текста сжатого изложения с последующей самопроверкой при консультативной помощи учителя).

Виды деятельности с практической основой


Составление текста лингвистического описания по заданной теме.



Работа по учебнику с последующей самопроверкой по памятке выполнения задачи (объяснительный диктант с материалами-опорами лингвистического портфолио), самостоятельная работа (лингвистическое описание).



Основные типы учебных занятий:


Тип урока

Виды уроков

11.

Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний

Лекция, проблемный урок, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.

22.

Учебное занятие закрепления знаний и способов деятельности

Сочинение, практикум, диалог, деловая игра, комбинированный урок.

33.

Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности

Консультация, урок-игра, обсуждение, обзорная лекция, беседа.

44.

Учебное занятие по проверке, оценке, коррекции знаний и способов деятельности

Письменные работы, устные опросы, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.

Тематическое планирование


Темы

Количество часов


Примечание

(виды уроков)


Русский язык

Язык .Речь. Культура. Речевая среда(10ч).

1-2

Мое особое мнение (думаем, анализируем, обсуждаем, спорим, доказываем).

2

комбинированный урок


3-4

Как готовиться к обсуждению.

2

комбинированный урок


5-6

Готовимся к уроку-конференции.

2

комбинированный урок


7

Разбор заданий ЕГЭ по орфоэпии (задание 4).


1

урок- практикум


8

Анализируем результаты.

1

комбинированный урок


9-10

Разбор заданий ЕГЭ по лексике (задания 5).


2

урок- практикум


Такие разные тексты(8ч).

11-12

Повествование. Описание. Рассуждение. Разбор заданий ЕГЭ по лексике (задания 6).


2

урок смешанного типа


13- 14

Тексты разных стилей. Разбор заданий ЕГЭ по лексике (задания 6).

2

урок смешанного типа


15-16-

Монолог и диалог. Особенности разговорного стиля

2

комбинированный урок


17-18-

Комплексная работа с текстами публицистического стиля.

2

комбинированный урок


В творческой лаборатории(14ч).

19-20

Поэтический текст. Продолжаем постигать особенности поэзии. Разбор заданий ЕГЭ по морфологии (задание 7)


2

комбинированный урок


21

Входная административная контрольная работа.


1

проверочная письменная работа


22

Работа над ошибками.


1

комбинированный урок


23-24

Разбор заданий ЕГЭ по морфологии (задание 7).


2

урок- практикум


25-26-

Чтобы речь стала выразительной. Грамматические нормы. Разбор задания 8.


2

комбинированный урок


27-28-

Взаимодействие названия и текста. Грамматические нормы. Разбор задания 8.


2

комбинированный урок


29-30

Разбор заданий ЕГЭ по морфологии (задание 9).


2

урок- практикум


31-32-

Цитата как текст и как часть текста. Разбор заданий по орфографии (задание 10).


2

комбинированный урок


В творческой лаборатории(24ч).

33-34-

Сопоставительный анализ текстов. Разбор заданий по орфографии (задание 11).


2

комбинированный урок


35-36

Роль первого предложения в тексте. Варианты зачинов. Разбор заданий по орфографии (задание 12).


2

комбинированный урок


37-38

Разбор заданий ЕГЭ (Задания 13-15).


2

урок- практикум


39-40-

Выразительное чтение как тест на понимание текста. Разбор заданий ЕГЭ по пунктуации(задание16).


2

комбинированный урок


41-42-

Культура как совокупность текстов. Разбор заданий ЕГЭ по пунктуации(задание17).


2

комбинированный урок


43-44

Разбор заданий ЕГЭ по пунктуации(задание18).


2

комбинированный урок


45-46-

«Тексты о текстах» как образцы анализа. Разбор заданий ЕГЭ по пунктуации(задание19).


2

комбинированный урок


47-48

Русский язык и литература в едином пространстве культуры. Разбор заданий ЕГЭ по пунктуации (задания 20-21).


2

комбинированный урок


49-50

Разбор заданий ЕГЭ по пунктуации(задание 21).


2

урок- практикум

51-52-

Слово в словаре и слово в тексте. Разбор заданий ЕГЭ (Задания 22-23).


2

комбинированный урок


53-54-

Чувство языка помогает стать талантливым читателем. Разбор заданий ЕГЭ (Задания 22-23).


2

комбинированный урок


55-56

Разбор заданий ЕГЭ (Задания 24-26).


2

комбинированный урок


В творческой лаборатории(6ч).

57

Как самостоятельно сформулировать задания к тексту.

1

комбинированный урок


58

Разбор заданий ЕГЭ (Задания 22-26).


1

урок- практикум

59

Оцениваем результаты изучения раздела.

1

комбинированный урок


60

Разбор заданий по орфографии (задание 27).




1

урок- практикум

61

Готовимся к празднику русского слова.

1

урок смешанного типа


62

Композиция сочинения (задание 27).


1

урок развития речи


Готовимся к ЕГЭ(6ч).

63

От комплексной работы с текстом — к сочинению и изложению.

1

урок развития речи


64

Разбор заданий по орфографии (задание 27).


1

урок- практикум

65

Размышляем о выборе профессии.

1

урок развития речи


66

Контрольная работа в формате ЕГЭ.

1

контрольное тестирование

67

Работа над ошибками.


1

комбинированный урок


68

Задания с выбором ответа, с краткими и развернутыми ответами.

1

комбинированный урок





Приложение 1.

Перечень учебно-методической литературы и электронных образовательных ресурсов:

Литература

1. Б а х т и н  М. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.

2. Б е л ь ч и к о в  Ю. А. Лексическая стилистика. — М., 1997.

3. В и н о г р а д о в  В. В. Стиль Пушкина. — М., 1941.

4. Г а л ь п е р и н  И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М., 1991. 5. Г о л о в и н  Б. Н. Основы культуры речи. — М., 1988.

6. Г о р б а ч е в и ч  К. С. Нормы современного русского литературного языка. — М., 1982. 7. Ж б а н к о в а  Т. С. Работа над речевыми ошибками, связанными с употреблением местоимений // Русский язык в школе. — 1980. — № 1.

8.  И  л  ь  е  н  к  о    С.  Г. Лингвистические основы обучения русскому языку  //  Основные вопросы обучения русскому языку в вечерней (сменной) школе. — М., 1977. 9. К о ж и н а  М. Н. Стилистика русского языка. — М., 1993.

10. Л а р и н  Б. А. Эстетика слова и язык писателя. — Л., 1974.

11. Л е в и д о в  А. М. Автор — образ — читатель. — Л., 1977.

12.  Лингвистические знания  — основа умений и навыков / сост. Т. А. Злобина. — М., 1995. 60 13. Л и х а ч е в  Д. С. Поэтика древнерусской литературы. — Л., 1967.

14. Л о с е в а  Л. М. Как строить текст. — М., 1980.

15.  Л  о  т  м  а  н    Ю.  М. Структура художественного текста. — М., 1970.

16. Л о т м а н  Ю. М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972.

17. Л о т м а н  Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. — М., 1988. 18. Л о т м а н  Ю. М. О поэтах и поэзии. — СПб., 1996.

19. М а к с и м о в  Л. Ю. О языке и композиции художественного текста: Язык и композиция художественного текста / отв. ред. Л. Ю. Максимов. — М., 1983.

20. М о с к а л ь с к а я  О. И. Грамматика текста. — М., 1999.

21. О д и н ц о в  В. В. Стилистика текста. — М., 1998.

22. П а х н о в а  Т. М. Художественный текст на уроках русского языка // Русский язык в школе. — 1993. — № 3.

23. П л е н к и н  Н. А. Стилистика русского языка в старших классах. — М., 1996. 24. П о т е б н я  А. А. Эстетика и поэтика. — М., 1976.

25. Р а х м а н и н  Л. В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. — М., 2000.

26.  Р  о  з  е  н  т  а  л  ь    Д.  Э. Справочник по правописанию и литературной правке. — М., 2001.

27.  Р  о  з  е  н  т  а  л  ь    Д.  Э., Д  ж  а  н  д  ж  а  к  о  в  а    Е.  В., К а б а н о в а Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. — М., 2002.

28.  Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом / В. И. Капинос и др. — М., 1999.

29. С е н к е в и ч  М. П. Литературное редактирование научных произведений. — М., 2000. 30. С и к о р с к и й  Н. М. Теория и практика редактирования. — М., 2001.

31. С о л г а н и к  Г. Я. Синтаксическая стилистика. — М., 1993.

32. Ц е й т л и н  С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. — М., 2002. 33. Ш а н с к и й  Н. М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. — М., 1987. 34. Ш м е л е в  Д. Н. Современный русский язык. Лексика. — М., 1997.

35. Щ е р б а  Л. В. Опыты лингвистического толкования стихотворений: «Воспоминание» Пушкина  //  Л.  В.  Щерба. 61 Избранные работы по русскому языку.  — М., 1957.  — С. 24—44. 36. Я к у ш и н  Б. В. Слово. Понятие. Информация. — М., 1975.


Литература для учащихся

1. Г о р б а ч е в и ч  К. С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. — М., 1994. 2. Г о р ш к о в  А. И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка. А.  С.  Пушкин в истории русского языка.  — М., 1993.

3. Д е й к и н а  А. Д. А. С. Пушкин на уроках русского языка. 10 класс. — М., 1999. 4. К о д у х о в  В. И. Рассказы о синонимах. — М., 1984.

5. К р ы с и н  Л. П. Жизнь слова. — М., 2000.

6. Л о т м а н  Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. — М., 1988.

7. П а у с т о в с к и й  К. Г. Золотая роза. — М., 2003.

8.  П  а  х  н  о  в  а    Т.  М. А.  С.  Пушкин на уроках русского языка. 11 класс. — М., 1995.

9. Р о ж д е с т в е н с к и й  В. С. Читая Пушкина. — Л., 1962.

10. Р о з е н т а л ь  Д. Э. А как лучше сказать? — М., 1998.

11. России первая любовь. Писатели о Пушкине, поэты — Пушкину. — М., 1989. 12. С е р г е е в  В. Н. Словари — наши друзья и помощники. — М., 2000. 13.  С  к  в  о  р  ц  о  в    Л.  И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 2001. 14. С о л г а н и к  Г. Я. От слова к тексту. — М., 2003.

Словари

1. А л е к с а н д р о в а  З. Е. Словарь синонимов русского языка. — М., 1999.

2. Ж у к о в  А. В. Школьный лексико-фразеологический словарь русского языка. — М., 2010.

3.  К  р  ы  с  и  н    Л.  П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 2010.

4. Л ь в о в  В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2010. 5. Л ь в о в  М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. — М., 1999. 62 6. Л а п а т у х и н  М. С. и др. Школьный толковый словарь русского языка. — М., 2003.

7.  Лексические трудности русского языка: словарь-справочник / А. А. Семенюк, И. Л. Городецкая, М. М. Матюшина и др. — М., 2000.

8. О ж е г о в  С. И., Ш в е д о в а  Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1992. 9. П а н о в  Б. Т., Т е к у ч е в  А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. — М., 1995.

10. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник. — М., 2011.

11. Русский язык. Энциклопедия / под ред. Ю. Н. Караулова. — М., 1997.

12. С а я х о в а  Л. Г., Х а с а н о в а  Д. М., М о р к о в к и н  В. В. Тематический словарь русского языка. — М., 2000.

13. С к в о р ц о в  Л. И. Школьный словарь по культуре русской речи. — М., 2010.

14.  Словарь синонимов русского языка: в 2  т.  — М., 2001—2002.

15.  Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. — М.—Л., 2001.

16.  У  ш  а  к  о  в    Д.  Н. Орфографический словарь.  — М., 2013.

17. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / cост. М. В. Панов. — М., 1994.

18. Энциклопедический словарь юного лингвиста. — М., 2006


  1. Информационные ресурсы

  1. http://www.drofa-ventana.ru — сайт объединенной издательской группы «Дрофа—Вентана-Граф».

  2. http://www.philology.ru — «Филологический портал».

  3. http: //www. gramma.ru — сайт «Культура письменной речи».

  4. http://www.wikipedia.org — универсальная энциклопедия «Википедия».

  5. http://www.krugosvet.ru — универсальная энциклопедия «Кругосвет».

  6. http://www.rubricon.com — энциклопедия «Рубрикон».

  7. http://www.slovari.ru — сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов).

  8. http://www.gramota.ru — «Грамота.ру» (справочно-информационный портал «Русский язык»).

  9. http://www.rusword.com.ua — сайт по русской филологии «Мир русского слова».

  10. http://www.about-russian-language.com — сайт по культуре речи.

  11. http://www.languages-study.com/russian.html — база знаний по русскому языку (бесплатная справочная служба по русскому языку).

  12. http://www.etymolo.ruslang.ru — этимология и история слов русского языка (сайт Российской академии наук, Института русского языка имени В. В. Виноградова).

  13. http://www.orfografus.ru — видеоуроки русского языка.

  14. http://www.wordsland.ru — сайт «Страна слов. Магия языка» (изучение русского языка в игровой форме).

  15. http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  16. http://www.urokirus.com — уроки русского языка онлайн (история языка, интересные статьи по филологии, словари, тестирование).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!