СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Рабочая программа по русскому языку для 10-11 класса"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

для учебника под редакцией Вербицкой Л.А.

Просмотр содержимого документа
«"Рабочая программа по русскому языку для 10-11 класса"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

(ГБОУ НСО «ОЦО»)





Рассмотрено на МО Утверждено

руководитель заместитель директора

по УВР

__________________ ____________________

/Е. Г. Рутц/ /О.С.Вискова/





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

10-11 КЛАСС

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

ДЛЯ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (10-11 КЛАСС)

2021 -2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

СРОК ОСВОЕНИЯ: 2 ГОДА


















2021 год

п.Тулинский




Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральным законом РФ от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613); с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования; примерной программы по учебным предметам; с использованием авторской программы по русскому языку к учебному комплексу под редакцией Д.Н.Чердакова, А.И.Дунева, Л.А.Вербицкой, С.И.Богданова «Русский язык 10 класс» издательство «Просвещение», 2019 год; Д.Н.Чердакова, С.И.Богданова, Л.А.Вербицкой А.И.Дунева «Русский язык 11 класс» издательство «Просвещение», 2019 год.

В соответствии с учебным планом на изучение русского языка в 10 - 11 классах отводится 140 часов:

- в 10 классе – 72ч; 2 часа в неделю (ч/н)

- в 11 классе – 68 ч; 2 ч/н

Главная цель изучения русского языка в современной школе является освоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО.

Главными задачами реализации программы являются:

овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся понятий о системе стилей, изобразительно-выразительных возможностях и нормах русского литературного языка, а также умений применять знания о них в речевой практике;

овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое отношение к прочитанным текстам;

овладение умениями комплексного анализа предложенного текста;

овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени, достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего самообразования;

овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и речевой культуры.

Программа сохраняет преемственность с примерной основной образовательной программой основного общего образования по русскому языку и построена по модульному принципу.

На уровне основного общего образования обучающиеся уже освоили основной объем теоретических сведений о языке, поэтому на уровне среднего общего образования изучение предмета «Русский язык» в большей степени нацелено на работу с текстом, а не с изолированными языковыми явлениями, на систематизацию уже имеющихся знаний о языковой системе и языковых нормах и совершенствование коммуникативных навыков. В целях подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности при изучении учебного предмета «Русский язык» особое внимание уделяется способности выпускника соблюдать культуру научного и делового общения, причем не только в письменной, но и в устной форме.



1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса


Личностные результаты


Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;


Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

- включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как к государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;

- *сформированность представлений о роли родного языка в жизни человека, общества, государства, способности свободно общаться на родном языке в различных формах и на разные темы;

-* включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.


Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:


– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:


– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

- сформированность представлений о рои языка в жизни человека, общества, государства, способности общаться в различных формах и на разные темы;

-свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения Трусским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной письменной речи, правилами русского речевого этикета.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта;

- сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и её социальным ростом.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей;


– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

– – готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;

- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.


Метапредметные результаты представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

  1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Выпускник получит возможность научиться:

- Определять несколько путей достижения поставленной цели;

- Сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые ресурсы для достижения цели ресурсы.

-выбирать оптимальный способ достижения цели;



2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

- осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые учебные и познавательные задачи.


3. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Выпускник получит возможность научиться:

- Представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;

- подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не из личных симпатий;

-воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;

-точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.

Предметные результаты


В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования


Выпускник научится на базовом уровне 10 класс:

  • Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

  • Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

  • Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

  • Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;


  • Использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

  • Распознавать уровни и единицы языка в предложенном тексте;

  • Опознавать в предложенных текстах формы русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго);

  • Подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа высказывания;

  • Опознавать в тексте и называть изобразительно-выразительные средства языка, определять их тип (лексические, синтаксические, фонетические);

  • Анализировать текст с точки зрения в нем определенных изобразительно-выразительных средств;

  • Использовать изобразительно-выразительные средства языка в устных и письменных текстах разных жанров и стилей;

  • Создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определённых жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчёты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

  • Выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

  • Подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

  • Правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

  • Сформированность знаний о русском языке как системе и как о развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.


Выпускник получит возможность научиться на базовом уровне 10 класс:

  • Сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;

  • Сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистичееских ресурсах языка;

  • Владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • Владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые факты и явления, допускающие неоднозначную интерпретацию;

  • Сформированность умений лингвистического анализа текстов различной функционально- стилевой и жанровой принадлежности;

  • Владение различными приёмами редактирования текстов;

  • Сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности.


  • Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

  • Анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • Комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

  • Отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка.

Выпускник научится на базовом уровне 11 класс


  • Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

  • Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

  • Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

  • Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;


  • Сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

  • Использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  • Анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять тему, проблему и его основную мысль;

  • Извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить его в текстовый формат;

  • Преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

  • Выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

  • Соблюдать культуру публичной речи;

  • Соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, грамматические, стилистические, лексические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

  • Оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

  • Использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник получит возможность научиться на базовом уровне 11 класс:

  • Сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;

  • Сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;

  • Владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • Владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые факты и явления, допускающие неоднозначную интерпретацию;

  • Сформированность умений лингвистического анализа текстов различной функционально - стилевой и жанровой принадлежности;

  • Владение различными приёмами редактирования текстов;

  • Сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности.


  • Использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

  • Иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

  • Выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

  • Дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

  • Проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

  • Сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

  • Владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

  • Создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

  • Соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

  • Соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • Соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

  • Осуществлять речевой самоконтроль;

  • Совершенствовать орфографические и пунктуационные умения, навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

  • Использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

  • Оценивать эстетическую сторону высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).



2. Содержание учебного предмета, курса

Предмет «Русский язык» в 10-11 классе. На изучение данного предмета отводится 72 часа. В 10 классе 1 час в неделю (36 часов), в 11 классе 1 час в неделю (34 часа).



Содержание образования в 10 классе

Общие сведения о языке и речи. Культура речи

Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон и арго).

азвитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке. Стремительный рост словарного состава языка. Создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

Выдающиеся отечественные лингвисты.

Языковая норма и её функция.

Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.

Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование;

Литературный язык.


Фонетика и орфоэпия


Ударение. Нормы произношения гласных и согласных звуков. Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы.

*Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.


Лексика. Фразеология. Лексикография.


Лексические нормы.*Лексическая сочетаемость слова. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Использование иноязычных слов в речи. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Основные изобразительно – выразительные средства языка.

Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова.


Морфемика и словообразование


Словообразование и речевая культура. Словотворчество. Применение знаний из области морфемики и словообразования в практике правописания.


Грамматика. Морфология. Орфография. Речевая деятельность


Употребление частей речи. Грамматические и морфологические нормы. Орфографические нормы. Совершенствование орфографических умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.

*Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры. Принципы подготовки к публичной речи.





Содержание образования в 11 классе

Синтаксис


Синтаксические нормы. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы употребления главных и второстепенных членов предложения. Синтаксическая синонимия, использование ресурсов синтаксической синонимии в речи.


Орфография и пунктуация


Принципы русской орфографии. Орфографические нормы. Совершенствование орфографических умений и навыков.

Пунктуационные нормы: знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложении, в осложнённом предложении, знаки препинания при прямой речи и цитировании. Совершенствование пунктуационных умений и навыков.


Текст как коммуникативная единица


Основные изобразительно-выразительные средства языка. Текст. Признаки текста. * Виды связей предложений в тексте. Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста.

Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой информации, основной и второстепенной информации.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.


Речь. Стилистика


Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. * Понятие речевого (риторического) идеала.

Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной и социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуация межкультурного общения.

Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.

Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и т.д.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.), стилей разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Совершенствование навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Литературный язык и язык художественной литературы. Основные признаки художественной речи. * Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры.

Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи.


Культура речи. Речевой этикет


Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.

Грамматические (синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.

*Риторика остроумия: юмор, ирония, намек, парадокс, их функции в публичной речи. Спор, дискуссия, полемика.

*Этика и этикет в электронной среде общения.

Использование нормативных словарей современного русского литературного языка и лингвистических справочников.




3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


10 класс (36 часов)

п/п

Тема

Виды и формы деятельности

Кол-во часов


Раздел 1. Культура речи 4 часа

Учащиеся составляют тезисы лекции учителя, принимают участие в беседе, классифицируют системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц. Оценивать коммуникативную, нормативную и эстетическую стороны речевого высказывания.

Овладеть элементарными сведениями о происхождении и развитии русского языка, его контактах с другими языками, о роли старославянского языка в развитии русского языка, элементарными сведениями о развитии русистики, ученых-лингвистах.



1

Русский национальный язык русский литературный язык

1

1

2

Языковая система и языковая норма. Варианты нормы

3

Контрольная работа (вводный контроль)

Самостоятельная работа. Соотнесение своей оценки с оценкой учителя. Анализ выполнения стартовой работы. Постановка задач года.

1

4

Подведение итогов. Анализ контрольной работы

1

Раздел 2. Фонетика и орфография 5 часов


5

Правописание. Чередующиеся гласные в корне слова


1

6

Орфоэпия. Нормы произношения согласных звуков

1

7

Правописание. Гласные поле шипящих и Ц

1

8

Контрольная работа по теме «Фонетика и орфография»

1

9

Подведение итогов. Анализ контрольной работы

1

Раздел 3. Лексика. Фразеология. Лексикография 7 часов


10

Лексическое значение слова и правильность речи

Учащиеся выполняют аналитическую работу в группах, рассказывают в ходе беседы о месте лексикологии и фразеологии в системе основных разделов лингвистики.

Составляют представление о взаимосвязи лексического уровня с другими уровнями языка, устанавливать и объяснять эту связь.

Осознают и определяют принципы классификации словарного состава языка и объясняют системные отношения в лексике русского языка.

Опознают изобразительные лексические средства русского языка.

Объясняютть причины исторических изменений в словарном составе языка и приводить соответствующие примеры.

Анализируют отдельные примеры сходства и различия в лексических системах русского и изучаемого иностранного языка.

Самоконтроль знаний и способов дейст­вия по блоку тем «Лексика. Фразеология. Лексикография».


1

11

Синонимы. Антонимы. Паронимы

1

12

Иноязычные слова и правильность речи

1

13

Особенности употребления фразеологизмов в речи

1

14

Правописание не и ни в разных частях речи

1

15

Контрольная работа по теме: «Лексика. Фразеология. Лексикография»

1

16

Анализ контрольной работы.

1

Раздел 4. Морфемика и словообразование 7 часов


17

Морфемный состав слова и правильность речи

Учащиеся составляют конспект по параграфам учебника. В ходе беседы с учителем определяют место морфемики и словообразования в системе основных разделов лингвистики. Составляют представление о взаимосвязи морфемного уровня с другими уровнями языка, устанавливают и объясняют эту связь.

Опознаютизобразительные средства словообразования русского языка. Дают элементарный этимологический комментарий некоторым словам. Анализируютк морфемно-словообразовательные явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию.

Анализируют состав слова, выполнять словообразовательный разбор.

Самоконтроль знаний и способов дейст­вия по блоку тем «Морфемика и словообразование». Само­стоятельная работа учащихся.

Соотнесение своей оценки с оценкой учи­теля. Анализ выполнения проверочной работы.

Определение своего уровня готовности продолжать продвижение по предмету.

Определение зоны ближайшего развития, подготовка перехода к разделу «Морфемика и словообразование».

1

18

Правописание приставок

1


19

Правописание суффиксов существительных

1

1

20

Правописание. Слитное и дефисное написание имен существительных и прилагательных

1

21

Контрольная работа по теме: «Морфемика и словообразование

1

22

Анализ контрольной работы

1

Раздел 5. Грамматика. Морфология. Орфография 13 час ов


23

Употребление имен существительных

Учащиеся составляют конспект по параграфам учебника. В ходе беседы с учителем определяют место морфемики и словообразования в системе основных разделов лингвистики. Составляют представление о взаимосвязи морфемного уровня с другими уровнями языка, устанавливают и объясняют эту связь.

Опознаютизобразительные средства словообразования русского языка. Дают элементарный этимологический комментарий некоторым словам. Анализируютк морфемно-словообразовательные явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию.

Анализируют состав слова, выполнять словообразовательный разбор.

Самоконтроль знаний и способов дейст­вия по блоку тем «Грамматика.Морфология.Орфография». Само­стоятельная работа учащихся.

Соотнесение своей оценки с оценкой учи­теля. Анализ выполнения проверочной работы.

Определение своего уровня готовности продолжать продвижение по предмету.

Определение зоны ближайшего развития, подготовка перехода к разделу «Грамматика.Морфология.Орфография».

1

24

Правописание. Употребление прописных букв

1

25

Склонение имён существительных

1

26

Правописание. Падежные окончания существительных

1

27

Употребление имён прилагательных. Правописание н и нн в именах прилагательных и причастиях

1

28

Употребление имен числительных. Правописание числительных

1

29

Употребление местоимений. Правописание местоимений и наречий

1

30

Употребление глагольных форм

1

31

Правописание гласных в окончаниях и суффиксах глаголов и причастий

1

32

Контрольная работа по теме: «Грамматика. Морфология. Орфография»

1

33

Анализ контрольной работы.

1

34-35

Годовая контрольная работа

2

36

Подведение итогов. Анализ годовой контрольной работы

1


Всего

36часов



11 класс (34 часа)

п/п

Тема

Виды деятельности

Кол-во часов


Раздел 1. Синтаксис 14 часов

1

Синтаксические нормы. Связь слов в словосочетании

Урок-практикум. Выполняют аналитическую работу. Письменный и устный опрос, принимают участие в аналитической беседе, работают в группах.

Анализируют и оценивают речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм.

Соблюдают пунктуационные нормы в собственной речевой практике.

Используют в практике устной и письменной речи синонимические конструкции.


1

2

Правописание. Знаки препинания в конце предложения

1

3

Правописание. Пунктуационная роль тире в предложении

1

4

Правописание. Знаки препинания в сложном предложении

1

5

Синтаксическая синонимия

1

6

Правописание. Знаки препинания при однородных членах предложения

1

7

Контрольная работа (вводный контроль)

1

8

Подведение итогов. Анализ контрольной работы

1


Раздел 2. Орфография и пунктуация 14 часов

9.

Правописание. Служебные части речи


1

10

Принципы орфографии. Правописание. Разделительные ъ и ь знаки

1

11

Правописание. Знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах

1

12

Контрольная работа по теме: « Орфография и пунктуация»

1

13

Анализ контрольной работы

1


Раздел 3. Текст как коммуникативная единица 10 часов

14

Основные признаки текста. Информация в тексте. Композиция текста

Урок-лекция. Учащиеся составляют основные тезисы. В ходе беседы с учителем составляют представление об основных классификационных признаках текста

Учатся различать речь разговорную и книжную, письменные и устные разновидности функциональных стилей.

Составляют представление о языковой норме, ее видах и вариантах. Соблюдают в собственной речевой практике основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка.

Составляют разные виды текстов. Используют в собственной речевой практике нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь, справочники по русскому правописанию.

Понимают роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. Анализируют тексты разных стилей.

1

15

Правописание. Обособление второстепенных членов предложения

1

16

Правописание. Обособление второстепенных членов предложения

1

17

Информационная переработка текста

1

18

Контрольная работа по теме «Текст как коммуникативная единица»

1

19

Подведение итогов. Анализ контрольной работы

1


Раздел 4. Стилистика 13 часов

20

Научный стиль речи

Практикум. Работа с текстами. Обучающиеся учатся различать тексты разных стилей по их внеязыковым и лингвистическим признакам. Сопоставлять и сравнивать публицистические тексты и тексты других функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей. Создавать публицистические тексты (выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле) с учетом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Анализировать публицистические тексты разных жанров с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств.

Выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка; анализировать фрагменты прозаических и поэтических текстов с точки зрения темы, идеи, использования изобразительно-выразительных средств.

Анализировать фрагменты прозаических и поэтических текстов с точки зрения темы, идеи, использования изобразительно-выразительных средств.

1

21

Знаки препинания при вводных конструкциях

1

22

Официально-деловой стиль речи

1

23

Публицистический стиль речи

1

24

Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи

1

25

Художественный стиль речи

1

26

Знаки препинания при сравнительных оборотах

1

27

Типы речи: описание, повествование, рассуждение

1

28

Контрольная работа по теме: «Стилистика»

1


Раздел 5. Культура речи. Речевой этикет 14 часов

29

Речевое поведение. Хорошая речь

Лекция и беседа с обучающимися. Составление конспекта.

Обучающиеся учатся различать основные виды публичной речи по их основной цели, анализировать образцы публичной речи с точки зрения ее композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; выступать перед аудиторией сверстников с небольшой информационной, протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.


Организовывать и проводить дискуссии (выбор темы; подготовка альтернативных тезисов и аргументов; сбор материала из окружающей действительности, литературы, средств массовой информации: убедительных фактов, наглядных примеров, аргументов, авторитетных высказываний).

1

30

Этика общения и речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения

1

31

Знаки препинания при прямой речи и цитировании

1

32

Ведение спора. Аргументация

1

33

Повторение пройденного материала. Подготовка к годовой контрольной работе

1

34

Годовая контрольная работа

1


Всего

34 часа


В учебно-методический комплекс входят

1. 10 класс – учебник Д.Н.Чердакова, А.И.Дунева, Л.А.Вербицкой, С.И.Богданова «Русский язык 10 класс» издательство «Просвещение», 2019 год;

2. 11 класс – учебник Д.Н.Чердакова, С.И.Богданова, Л.А.Вербицкой А.И.Дунева «Русский язык 11 класс» издательство «Просвещение», 2019 год.

3. Русский язык. Методические рекомендации. 10-11 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций: базовый уровень/Д.Н.Чердаков, А.И.Дунев, Е.И.Казакова и др./- М.: Просвещение, 2017.-41с.

Рабочая программа включает в себя планируемые результаты освоения предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!