ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
(ГБОУ НСО «ОЦО»)
Рассмотрено на МО Утверждено
руководитель заместитель директора
по УВР
__________________ ____________________
/Е. Г. Рутц/ /О.С.Вискова/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
10-11 КЛАСС
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
ДЛЯ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (10-11 КЛАСС)
2021 -2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
СРОК ОСВОЕНИЯ: 2 ГОДА
2021 год
п.Тулинский
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральным законом РФ от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613); с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования; примерной программы по учебным предметам; с использованием авторской программы по русскому языку к учебному комплексу под редакцией Д.Н.Чердакова, А.И.Дунева, Л.А.Вербицкой, С.И.Богданова «Русский язык 10 класс» издательство «Просвещение», 2019 год; Д.Н.Чердакова, С.И.Богданова, Л.А.Вербицкой А.И.Дунева «Русский язык 11 класс» издательство «Просвещение», 2019 год.
В соответствии с учебным планом на изучение русского языка в 10 - 11 классах отводится 140 часов:
- в 10 классе – 72ч; 2 часа в неделю (ч/н)
- в 11 классе – 68 ч; 2 ч/н
Главная цель изучения русского языка в современной школе является освоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО.
Главными задачами реализации программы являются:
овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся понятий о системе стилей, изобразительно-выразительных возможностях и нормах русского литературного языка, а также умений применять знания о них в речевой практике;
овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое отношение к прочитанным текстам;
овладение умениями комплексного анализа предложенного текста;
овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени, достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего самообразования;
овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и речевой культуры.
Программа сохраняет преемственность с примерной основной образовательной программой основного общего образования по русскому языку и построена по модульному принципу.
На уровне основного общего образования обучающиеся уже освоили основной объем теоретических сведений о языке, поэтому на уровне среднего общего образования изучение предмета «Русский язык» в большей степени нацелено на работу с текстом, а не с изолированными языковыми явлениями, на систематизацию уже имеющихся знаний о языковой системе и языковых нормах и совершенствование коммуникативных навыков. В целях подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности при изучении учебного предмета «Русский язык» особое внимание уделяется способности выпускника соблюдать культуру научного и делового общения, причем не только в письменной, но и в устной форме.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как к государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;
- *сформированность представлений о роли родного языка в жизни человека, общества, государства, способности свободно общаться на родном языке в различных формах и на разные темы;
-* включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
- сформированность представлений о рои языка в жизни человека, общества, государства, способности общаться в различных формах и на разные темы;
-свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения Трусским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной письменной речи, правилами русского речевого этикета.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта;
- сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и её социальным ростом.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей;
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
– – готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Выпускник получит возможность научиться:
- Определять несколько путей достижения поставленной цели;
- Сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые ресурсы для достижения цели ресурсы.
-выбирать оптимальный способ достижения цели;
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые учебные и познавательные задачи.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Выпускник получит возможность научиться:
- Представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
- подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не из личных симпатий;
-воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
-точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования
Выпускник научится на базовом уровне 10 класс:
Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
Использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
Распознавать уровни и единицы языка в предложенном тексте;
Опознавать в предложенных текстах формы русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго);
Подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа высказывания;
Опознавать в тексте и называть изобразительно-выразительные средства языка, определять их тип (лексические, синтаксические, фонетические);
Анализировать текст с точки зрения в нем определенных изобразительно-выразительных средств;
Использовать изобразительно-выразительные средства языка в устных и письменных текстах разных жанров и стилей;
Создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определённых жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчёты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
Выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
Подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
Правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
Сформированность знаний о русском языке как системе и как о развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Выпускник получит возможность научиться на базовом уровне 10 класс:
Сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;
Сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистичееских ресурсах языка;
Владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
Владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые факты и явления, допускающие неоднозначную интерпретацию;
Сформированность умений лингвистического анализа текстов различной функционально- стилевой и жанровой принадлежности;
Владение различными приёмами редактирования текстов;
Сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности.
Распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
Анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
Комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
Отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка.
Выпускник научится на базовом уровне 11 класс
Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
Сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
Использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
Анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять тему, проблему и его основную мысль;
Извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить его в текстовый формат;
Преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
Выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
Соблюдать культуру публичной речи;
Соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, грамматические, стилистические, лексические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
Оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
Использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться на базовом уровне 11 класс:
Сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;
Сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
Владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
Владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые факты и явления, допускающие неоднозначную интерпретацию;
Сформированность умений лингвистического анализа текстов различной функционально - стилевой и жанровой принадлежности;
Владение различными приёмами редактирования текстов;
Сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности.
Использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
Иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
Выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
Дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
Проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
Сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
Владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
Создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
Соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
Соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
Соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
Осуществлять речевой самоконтроль;
Совершенствовать орфографические и пунктуационные умения, навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
Использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
Оценивать эстетическую сторону высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
2. Содержание учебного предмета, курса
Предмет «Русский язык» в 10-11 классе. На изучение данного предмета отводится 72 часа. В 10 классе 1 час в неделю (36 часов), в 11 классе 1 час в неделю (34 часа).
Содержание образования в 10 классе
Общие сведения о языке и речи. Культура речи
Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон и арго).
*Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке. Стремительный рост словарного состава языка. Создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Языковая норма и её функция.
Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование;
Литературный язык.
Фонетика и орфоэпия
Ударение. Нормы произношения гласных и согласных звуков. Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы.
*Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Лексика. Фразеология. Лексикография.
Лексические нормы.*Лексическая сочетаемость слова. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Использование иноязычных слов в речи. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Основные изобразительно – выразительные средства языка.
Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова.
Морфемика и словообразование
Словообразование и речевая культура. Словотворчество. Применение знаний из области морфемики и словообразования в практике правописания.
Грамматика. Морфология. Орфография. Речевая деятельность
Употребление частей речи. Грамматические и морфологические нормы. Орфографические нормы. Совершенствование орфографических умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.
*Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры. Принципы подготовки к публичной речи.
Содержание образования в 11 классе
Синтаксис
Синтаксические нормы. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы употребления главных и второстепенных членов предложения. Синтаксическая синонимия, использование ресурсов синтаксической синонимии в речи.
Орфография и пунктуация
Принципы русской орфографии. Орфографические нормы. Совершенствование орфографических умений и навыков.
Пунктуационные нормы: знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложении, в осложнённом предложении, знаки препинания при прямой речи и цитировании. Совершенствование пунктуационных умений и навыков.
Текст как коммуникативная единица
Основные изобразительно-выразительные средства языка. Текст. Признаки текста. * Виды связей предложений в тексте. Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой информации, основной и второстепенной информации.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Речь. Стилистика
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. * Понятие речевого (риторического) идеала.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной и социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуация межкультурного общения.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и т.д.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.), стилей разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Совершенствование навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Основные признаки художественной речи. * Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры.
Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи.
Культура речи. Речевой этикет
Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.
Грамматические (синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.
*Риторика остроумия: юмор, ирония, намек, парадокс, их функции в публичной речи. Спор, дискуссия, полемика.
*Этика и этикет в электронной среде общения.
Использование нормативных словарей современного русского литературного языка и лингвистических справочников.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
10 класс (36 часов)
№ п/п | Тема | Виды и формы деятельности | Кол-во часов |
| Раздел 1. Культура речи 4 часа | Учащиеся составляют тезисы лекции учителя, принимают участие в беседе, классифицируют системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц. Оценивать коммуникативную, нормативную и эстетическую стороны речевого высказывания. Овладеть элементарными сведениями о происхождении и развитии русского языка, его контактах с другими языками, о роли старославянского языка в развитии русского языка, элементарными сведениями о развитии русистики, ученых-лингвистах. | |
1 | Русский национальный язык русский литературный язык | 1 |
1 |
2 | Языковая система и языковая норма. Варианты нормы |
3 | Контрольная работа (вводный контроль) | Самостоятельная работа. Соотнесение своей оценки с оценкой учителя. Анализ выполнения стартовой работы. Постановка задач года. | 1 |
4 | Подведение итогов. Анализ контрольной работы | 1 |
Раздел 2. Фонетика и орфография 5 часов | |
5 | Правописание. Чередующиеся гласные в корне слова | | 1 |
6 | Орфоэпия. Нормы произношения согласных звуков | 1 |
7 | Правописание. Гласные поле шипящих и Ц | 1 |
8 | Контрольная работа по теме «Фонетика и орфография» | 1 |
9 | Подведение итогов. Анализ контрольной работы | 1 |
Раздел 3. Лексика. Фразеология. Лексикография 7 часов | |
10 | Лексическое значение слова и правильность речи | Учащиеся выполняют аналитическую работу в группах, рассказывают в ходе беседы о месте лексикологии и фразеологии в системе основных разделов лингвистики. Составляют представление о взаимосвязи лексического уровня с другими уровнями языка, устанавливать и объяснять эту связь. Осознают и определяют принципы классификации словарного состава языка и объясняют системные отношения в лексике русского языка. Опознают изобразительные лексические средства русского языка. Объясняютть причины исторических изменений в словарном составе языка и приводить соответствующие примеры. Анализируют отдельные примеры сходства и различия в лексических системах русского и изучаемого иностранного языка. Самоконтроль знаний и способов действия по блоку тем «Лексика. Фразеология. Лексикография». | 1 |
11 | Синонимы. Антонимы. Паронимы | 1 |
12 | Иноязычные слова и правильность речи | 1 |
13 | Особенности употребления фразеологизмов в речи | 1 |
14 | Правописание не и ни в разных частях речи | 1 |
15 | Контрольная работа по теме: «Лексика. Фразеология. Лексикография» | 1 |
16 | Анализ контрольной работы. | 1 |
Раздел 4. Морфемика и словообразование 7 часов | |
17 | Морфемный состав слова и правильность речи | Учащиеся составляют конспект по параграфам учебника. В ходе беседы с учителем определяют место морфемики и словообразования в системе основных разделов лингвистики. Составляют представление о взаимосвязи морфемного уровня с другими уровнями языка, устанавливают и объясняют эту связь. Опознаютизобразительные средства словообразования русского языка. Дают элементарный этимологический комментарий некоторым словам. Анализируютк морфемно-словообразовательные явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию. Анализируют состав слова, выполнять словообразовательный разбор. Самоконтроль знаний и способов действия по блоку тем «Морфемика и словообразование». Самостоятельная работа учащихся. Соотнесение своей оценки с оценкой учителя. Анализ выполнения проверочной работы. Определение своего уровня готовности продолжать продвижение по предмету. Определение зоны ближайшего развития, подготовка перехода к разделу «Морфемика и словообразование». | 1 |
18 | Правописание приставок | 1 |
19 | Правописание суффиксов существительных | 1 |
1 |
20 | Правописание. Слитное и дефисное написание имен существительных и прилагательных | 1 |
21 | Контрольная работа по теме: «Морфемика и словообразование | 1 |
22 | Анализ контрольной работы | 1 |
Раздел 5. Грамматика. Морфология. Орфография 13 час ов | |
23 | Употребление имен существительных | Учащиеся составляют конспект по параграфам учебника. В ходе беседы с учителем определяют место морфемики и словообразования в системе основных разделов лингвистики. Составляют представление о взаимосвязи морфемного уровня с другими уровнями языка, устанавливают и объясняют эту связь. Опознаютизобразительные средства словообразования русского языка. Дают элементарный этимологический комментарий некоторым словам. Анализируютк морфемно-словообразовательные явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию. Анализируют состав слова, выполнять словообразовательный разбор. Самоконтроль знаний и способов действия по блоку тем «Грамматика.Морфология.Орфография». Самостоятельная работа учащихся. Соотнесение своей оценки с оценкой учителя. Анализ выполнения проверочной работы. Определение своего уровня готовности продолжать продвижение по предмету. Определение зоны ближайшего развития, подготовка перехода к разделу «Грамматика.Морфология.Орфография». | 1 |
24 | Правописание. Употребление прописных букв | 1 |
25 | Склонение имён существительных | 1 |
26 | Правописание. Падежные окончания существительных | 1 |
27 | Употребление имён прилагательных. Правописание н и нн в именах прилагательных и причастиях | 1 |
28 | Употребление имен числительных. Правописание числительных | 1 |
29 | Употребление местоимений. Правописание местоимений и наречий | 1 |
30 | Употребление глагольных форм | 1 |
31 | Правописание гласных в окончаниях и суффиксах глаголов и причастий | 1 |
32 | Контрольная работа по теме: «Грамматика. Морфология. Орфография» | 1 |
33 | Анализ контрольной работы. | 1 |
34-35 | Годовая контрольная работа | 2 |
36 | Подведение итогов. Анализ годовой контрольной работы | 1 |
| Всего | 36часов | |
11 класс (34 часа)
№ п/п | Тема | Виды деятельности | Кол-во часов |
| Раздел 1. Синтаксис 14 часов |
1 | Синтаксические нормы. Связь слов в словосочетании | Урок-практикум. Выполняют аналитическую работу. Письменный и устный опрос, принимают участие в аналитической беседе, работают в группах. Анализируют и оценивают речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм. Соблюдают пунктуационные нормы в собственной речевой практике. Используют в практике устной и письменной речи синонимические конструкции. | 1 |
2 | Правописание. Знаки препинания в конце предложения | 1 |
3 | Правописание. Пунктуационная роль тире в предложении | 1 |
4 | Правописание. Знаки препинания в сложном предложении | 1 |
5 | Синтаксическая синонимия | 1 |
6 | Правописание. Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 |
7 | Контрольная работа (вводный контроль) | 1 |
8 | Подведение итогов. Анализ контрольной работы | 1 |
| Раздел 2. Орфография и пунктуация 14 часов |
9. | Правописание. Служебные части речи | | 1 |
10 | Принципы орфографии. Правописание. Разделительные ъ и ь знаки | 1 |
11 | Правописание. Знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах | 1 |
12 | Контрольная работа по теме: « Орфография и пунктуация» | 1 |
13 | Анализ контрольной работы | 1 |
| Раздел 3. Текст как коммуникативная единица 10 часов |
14 | Основные признаки текста. Информация в тексте. Композиция текста | Урок-лекция. Учащиеся составляют основные тезисы. В ходе беседы с учителем составляют представление об основных классификационных признаках текста Учатся различать речь разговорную и книжную, письменные и устные разновидности функциональных стилей. Составляют представление о языковой норме, ее видах и вариантах. Соблюдают в собственной речевой практике основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка. Составляют разные виды текстов. Используют в собственной речевой практике нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь, справочники по русскому правописанию. Понимают роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. Анализируют тексты разных стилей. | 1 |
15 | Правописание. Обособление второстепенных членов предложения | 1 |
16 | Правописание. Обособление второстепенных членов предложения | 1 |
17 | Информационная переработка текста | 1 |
18 | Контрольная работа по теме «Текст как коммуникативная единица» | 1 |
19 | Подведение итогов. Анализ контрольной работы | 1 |
| Раздел 4. Стилистика 13 часов |
20 | Научный стиль речи | Практикум. Работа с текстами. Обучающиеся учатся различать тексты разных стилей по их внеязыковым и лингвистическим признакам. Сопоставлять и сравнивать публицистические тексты и тексты других функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей. Создавать публицистические тексты (выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле) с учетом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. Анализировать публицистические тексты разных жанров с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств. Выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка; анализировать фрагменты прозаических и поэтических текстов с точки зрения темы, идеи, использования изобразительно-выразительных средств. Анализировать фрагменты прозаических и поэтических текстов с точки зрения темы, идеи, использования изобразительно-выразительных средств. | 1 |
21 | Знаки препинания при вводных конструкциях | 1 |
22 | Официально-деловой стиль речи | 1 |
23 | Публицистический стиль речи | 1 |
24 | Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи | 1 |
25 | Художественный стиль речи | 1 |
26 | Знаки препинания при сравнительных оборотах | 1 |
27 | Типы речи: описание, повествование, рассуждение | 1 |
28 | Контрольная работа по теме: «Стилистика» | 1 |
| Раздел 5. Культура речи. Речевой этикет 14 часов |
29 | Речевое поведение. Хорошая речь | Лекция и беседа с обучающимися. Составление конспекта. Обучающиеся учатся различать основные виды публичной речи по их основной цели, анализировать образцы публичной речи с точки зрения ее композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; выступать перед аудиторией сверстников с небольшой информационной, протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью. Организовывать и проводить дискуссии (выбор темы; подготовка альтернативных тезисов и аргументов; сбор материала из окружающей действительности, литературы, средств массовой информации: убедительных фактов, наглядных примеров, аргументов, авторитетных высказываний). | 1 |
30 | Этика общения и речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения | 1 |
31 | Знаки препинания при прямой речи и цитировании | 1 |
32 | Ведение спора. Аргументация | 1 |
33 | Повторение пройденного материала. Подготовка к годовой контрольной работе | 1 |
34 | Годовая контрольная работа | 1 |
| Всего | 34 часа |
В учебно-методический комплекс входят
1. 10 класс – учебник Д.Н.Чердакова, А.И.Дунева, Л.А.Вербицкой, С.И.Богданова «Русский язык 10 класс» издательство «Просвещение», 2019 год;
2. 11 класс – учебник Д.Н.Чердакова, С.И.Богданова, Л.А.Вербицкой А.И.Дунева «Русский язык 11 класс» издательство «Просвещение», 2019 год.
3. Русский язык. Методические рекомендации. 10-11 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций: базовый уровень/Д.Н.Чердаков, А.И.Дунев, Е.И.Казакова и др./- М.: Просвещение, 2017.-41с.
Рабочая программа включает в себя планируемые результаты освоения предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.