I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускникам основной школы программы по русскому (родному) языку являются
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания » стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение различными видами монолога и диалога;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Формирование навыков УУД на уроках русского языка
Личностные ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности; отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию; выражения мыслей и чувств в процессе основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные 1)владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации,владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности,последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических , грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне; 3) ) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения. Предметные представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества; понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; 4) освоение базовых понятий лингвистики; 5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка; 6) опознавание и анализ основных единиц языка; 7) проведение различных видов анализа слова 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка. |
1. Достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД.
2. Достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру и другим предметам и с учетом характера ошибок, допущенных ребенком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных регулятивных действий обучающихся. Проверочные задания, требующие совместной (командной) работы обучающихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных УД.
3. достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.
II . Общая характеристика учебного предмета, курса
Раздел 1. Речь и речевое общение
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.
1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
2. Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
1. Русский язык — национальный язык русского народа государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.»
Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.
Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [J'].
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского -языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов : толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др., ииспользование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Раздел 11. Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложненной и неосложнённой структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографическими и пунктуационными навыками. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
Раздел 13. Язык и культура
Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Программа рассчитана на175часов, в том числе для проведения:
контрольных диктантов – 7 часов;
изложений – 3 часов;
сочинений – 8 часов.
Учебно- тематический план
№ | Раздел | Количество часов |
Примерная или авторская программа | дополнительные часы | рабочая программа |
1. | Язык и общение | 2ч + 1ч | 1ч | 3ч + 1ч |
2. | Повторение пройденного в 1 - 4 классах | 17ч + 3ч | 2ч + 1ч | 19ч + 4ч |
3. | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 23ч + 7ч | 5ч | 28ч + 7ч |
4. | Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи | 12ч + 3ч | 1ч + 2ч | 13 ч + 5ч |
5. | Лексика. Культура речи | 6ч + 2ч | 2ч + 2ч | 8 ч + 4 ч |
6. | Морфемика. Орфография. Культура речи | 18ч + 4ч | 3ч + 2ч | 21 ч + 6 ч |
7. | Морфология. Орфография. Культура речи Имя существительное | 17ч + 4ч | 1ч + 2ч | 18 ч + 6 ч |
8. | Имя прилагательное | 10ч + 4ч | 1ч +1ч | 11 ч + 5 ч |
9. | Глагол | 29ч + 6ч | 1ч | 29ч + 7ч |
10. | Повторение и систематизация пройденного в 5 классе | 5ч + 2ч | 8ч | 11ч+4ч |
Итого: | 175ч | 35 | 210 |
III. Календарно-тематическое планирование по русскому языку
№ урока | Дата проведения | Тема | Виды деятельности учащихся |
5 ч. | 6 ч. | План | Факт |
Язык и общение (2+1ч) / (2+1 ч.) |
1 | 1 | | | Язык и человек. Общение устное и письменное. | Чтение и анализ текстов о языке. Озаглавливание текста. Обобщение результатов наблюдения. Написание мини-сочинений. |
2 | 2 | | | Читаем и слушаем на уроке. | Чтение и анализ текста. Отработка приёмов изучающего чтения и навыков аудирования. |
3 | 3 | | | РР. Стили речи. | Осмысление понятия стиль речи, роли и основных стилистических особенностей разговорного, художественного и научного стилей речи. Анализ текстов разговорного, художественного и научного стилей с точки зрения их языковых особенностей. |
Повторение изученного в начальных классах (18+5 ч.) / (19+5 ч.) |
4 | 4 | | | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | Чтение и анализ текста. Осознание соотношения между произношением и написанием. |
5 | 5 | | | Орфограмма. | Анализ несоответствия в произношении и написании слов. Овладение способами решения орфографических задач. |
6 | 6-7 | | | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | Составление алгоритма выбора написания безударной гласной в корне слова. Использование алгоритма при выполнении упражнений. Морфемный и орфографический разбор слова. |
7 | 8 | | | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | Составление алгоритма выбора написания проверяемой согласной в корне слова. Использование алгоритма при выполнении упражнений. Морфемный и орфографический разбор слова. |
8 | 9 | | | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | Анализ орфографического правила, его отработка при выполнении упражнений.. |
9 | 10 | | | Буквы И, У, А после шипящих. | Анализ орфографического правила, его отработка при выполнении упражнений.. |
10 | 11 | | | Разделительные Ъ и Ь. | Анализ орфографического правила, его отработка при выполнении упражнений. Морфемный и орфографический разбор слова.. |
11 | 12 | | | Раздельное написание предлогов с другими словами. | Чтение и анализ учебного текста, составление на его основе алгоритма применения правила. Решение поставленных орфографических задач. |
12 | 13 | | | Контрольный диктант по теме «Орфография». | Запись текста под диктовку учителя. Морфемный и орфографический разбор. |
13 | 14 | | | Анализ результатов контрольного диктанта и работа над ошибками. | Группировка типичных ошибок по видам орфограмм. Выявление причин ошибочных написаний. Комментирование условия выбора правильного написания слов. |
14-15 | 15-16 | | | РР. Текст. Обучающее изложение по тексту Г.А.Скребицкого.. | Осмысление основных признаков текста. Чтение и анализ текста. Написание подробного изложения по тексту Г.А. Скребицкого. |
16 | 17 | | | Части речи. | Систематизация изученного в начальной школе по морфологии. Распознавание имён существительных, прилагательных, местоимений, глаголов и наречий. Совершенствование приёмов чтения и аудирования. Комплексная работа с текстом. Составление связного текста. |
17 | 18 | | | Глагол. | Повторение и систематизация изученного о глаголе в начальной школе. Определение морфологических признаков глагола, его роли в речи. |
18 | 19 | | | ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. | Составление алгоритма правила написания ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. Выполнение упражнений с использованием алгоритма. |
19 | 20 | | | РР. Тема текста. | Сопоставление узких и широких тем. Анализ и переработка текста. Написание сочинения на заданную тему. |
20 | 21 | | | Личные окончания глаголов. | Активизация знаний о личных окончаниях глаголов. Определение спряжения глаголов по результатам анализа условий их написания. |
21 | 22 | | | Имя существительное. | Систематизация знаний об имени существительном как части речи. Определение морфологических признаков имён существительных. Совершенствование умения осуществлять правильный выбор окончания имен существительных. |
22 | 23 | | | Имя прилагательное. | Систематизация знаний об имени прилагательном как части речи. Определение морфологических признаков имён прилагательных. Наблюдение за ролью имён прилагательных в речи. Совершенствование умения осуществлять правильный выбор окончания имен прилагательных. |
23 | 24 | | | РР. Сочинение по картине. Устное описание картины А.А. Пластова "Летом". | Составление текста-описания по картине. Выявление отдельных признаков и деталей предмета, составление рабочих материалов. Работа с синонимическими рядами прилагательных. |
24 | 25 | | | Местоимение. | Определение морфологических признаков местоимений. Языковой анализ материала. Чтение и пересказ текста. |
25 | 26 | | | РР. Основная мысль текста. | Определение способов выражения основной мысли текста. Установление связей между темой и основной мыслью текста. Осмысление способа выражения темы и основной мысли текста. Редактирование текста. Создание связного текста на тему «Летние радости». |
26 | 27 | | | Контрольное тестирование по теме «Повторение изученного в начальных классах». | Самостоятельное выполнение тестовых заданий. |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.(26+3ч.) / (32+4 ч.) |
27 | 28 | | | Синтаксис. Пунктуация | Осмысление роли синтаксиса и знаков препинания для понимания смысла предложения. Чтение и анализ текста. Сжатый пересказ текста. |
28 | 29-30 | | | Словосочетание | Распознавание словосочетаний в составе предложения. Определение смысловых и грамматических связей между главным и зависимым словами в словосочетании. |
29 | 31 | | | Разбор словосочетания. | Анализ словосочетания по морфологическим признакам и средствам грамматической связи. |
30 | 32 | | | Предложение. | Определение границ предложений и способов их передачи в устной и письменной речи. Анализ интонации предложений. |
31 | 33 | | | РР. Сжатое изложение по тексту В.П. Катаева. | Чтение и анализ текста. Составление плана. Дифференциация главной и второстепенной информации. Сжатый пересказ текста. |
32 | 34 | | | Виды предложений по цели высказывания. | Распознавание видов предложений по цели высказывания. Анализ смысловых и интонационных особенностей повествовательных, вопросительных и побудительных предложений. |
33 | 35 | | | Восклицательные предложения. | Распознавание видов предложений по эмоциональной окраске. Соотнесение эмоциональной окраски и цели высказывания предложения. |
34 | 36 | | | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | Различение главных и второстепенных членов предложения. Выделение грамматической основы предложения. Определение признаков и способов выражения подлежащего. |
35 | 37-38 | | | Сказуемое. | Определение видов и способов выражения сказуемого. Написание мини-сочинений. Описание действий человека при помощи глаголов-сказуемых. |
36 | 39 | | | Тире между подлежащим и сказуемым. | Анализ языкового материала. Формирование навыка постановки тире между подлежащим и сказуемым. |
37 | 40 | | | Нераспространенные и распространенные предложения. | Различение нераспространённых и распространённых предложений. Распространение предложений с помощью второстепенных и однородных членов.. |
38 | 41 | | | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | Распознавание видов второстепенных членов предложения. Распознавание дополнений. Анализ графических схем. Чтение текста. |
39 | 42 | | | Определение. | Распознавание определения как второстепенного члена предложения. Анализ текстов, содержащих определения. |
40 | 43-44 | | | Обстоятельство. | Распознавание обстоятельства как второстепенного члена предложения. Чтение и анализ текстов, содержащих обстоятельства. |
41 | 45 | | | Предложения с однородными членами. | Осмысление признаков однородных членов предложения. Дифференциация однородных членов предложения по синтаксическим признакам. Комплексная работа с текстом. |
42 | 46-47 | | | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Наблюдение за интонационными и пунктуационными особенностями предложений с однородными членами и обобщающими словами при них. Расстановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. Комплексная работа с текстом. |
43 | 48-49 | | | Предложения с обращениями. | Наблюдение за интонационными и пунктуационными особенностями предложений с обращениями. Расстановка знаков препинания в предложениях с обращениями. Анализ выразительных и стилистических особенностей предложений с обращениями. |
44 | 50 | | | РР. Письмо. | Анализ текста эпистолярного жанра с точки зрения цели, назначения и стилистических особенностей. Написание письма товарищу. |
45 | 51 | | | Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. | Синтаксический и пунктуационный анализ простых предложений. |
46 | 52-53 | | | РР. Основная мысль в сочинении по картине Ф. П. Решетникова "Мальчишки". | . Установление связей между темой и основной мыслью картины. Осмысление способа выражения основной мысли средствами изобразительного искусства. Написание сочинения по картине на одну из предложенных тем.. |
47-48 | 54-55 | | | Простые и сложные предложения. | Анализ простых и сложных предложений с точки зрения их структуры. Определение средств связи в сложных предложениях. Написание мини-сочинения. |
49 | 56 | | | Синтаксический разбор сложного предложения. | Характеристика сложного предложения. Выполнение устного и письменного разбора предложений. Составление схем. Комплексная работа с текстом. |
50-51 | 57-58 | | | Прямая речь. | Анализ предложений с прямой речью. Составление алгоритма постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью. |
52 | 59 | | | Диалог. | Различение предложений с прямой речью и диалога. Оформление диалога в письменной речи. Комплексная работа с текстом . Составление диалогов. |
53 | 60-61 | | | Повторение и систематизация изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». | Повторение и систематизация изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». Синтаксический и пунктуационный анализ языкового материала. Комплексная работа с текстом Написание сжатого изложения. |
54 | 62 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием или тестирование по изученной теме. | Самостоятельное выполнение предложенных контрольных заданий. |
55 | 63 | | | Анализ контрольной работы. | Анализ орфографических, пунктуационных ошибок, а также ошибок, связанных с грамматическим анализом языкового материала. Самостоятельная работа по устранению ошибок. |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.(11+2 ч.) / (14+4 ч.) |
56 | 64 | | | Фонетика. Гласные звуки. | Овладение основными понятиями фонетики. Наблюдение за произносительными особенностями гласных звуков Использование элементов транскрипции для обозначения гласных звуков. |
57 | 65 | | | Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. | . Наблюдение за произносительными особенностями согласных звуков Использование элементов транскрипции для обозначения согласных звуков. Распознание сильных и слабых позиций для гласных и согласных звуков. |
58 | 66-67 | | | Согласные твердые и мягкие. | Распознание твердых и мягких согласных .Фонетический анализ. |
59 | 68-69 | | | РР Повествование. Обучающее изложение по тексту К. Г. Паустовского. | Чтение и анализ текста. Осмысление особенностей повествования как функционально-смыслового типа речи. Написание изложения. |
60 | 70-71 | | | Согласные звонкие и глухие. | Распознание звонких и глухих согласных .Фонетический анализ. |
61 | 72 | | | Графика. Алфавит. | Активизация алфавита. Анализ звукового и буквенного состава слова. Расположение слов в алфавитном порядке. Поиск слов в словаре. Наблюдение над изобразительно-выразительными возможностями звукописи. |
62 | 73-74 | | | РР Описание предмета. | Чтение и анализ текста. Осмысление особенностей описания как функционально- смыслового типа речи. Написание сочинения. |
63 | 75 | | | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | Чтение учебного текста. Опознание роли мягкого знака в слове. Орфографический анализ. |
64 | 76 | | | Двойная роль букв е, е, ю, я. | Чтение учебного текста. Фонетический и орфографический анализ слов. |
65 | 77 | | | Орфоэпия. | Осмысление основных орфоэпических норм русского языка. Анализ и оценка речи с точки зрения орфоэпической нормы. Работа с орфоэпическим словарем. |
66 | 78 | | | Фонетический разбор слова. | Звуко-буквенный анализ слова. Выполнение фонетического разбора слова. |
67 | 79-80 | | | Повторение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия». | Повторение и систематизация изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия.» Звуко-буквенный анализ слова. Выполнение фонетического разбора слова Устное описание картины.. |
68 | 81 | | | Контрольное тестирование по теме. | Самостоятельное выполнение тестовых заданий на основе фонетического, орфоэпического, орфографического анализа. |
Лексика. Культура речи.(10+2ч) / (10+4 ч.) |
69 | 82 | | | Слово и его лексическое значение. | Овладение базовыми понятиями лексикологии. Чтение и анализ текста. Определение лексического значения слова. Работа с толковыми словарями. |
70 | 83 | | | Однозначные и многозначные слова. | . Чтение и анализ текста. Определение лексического значения слова. Различение однозначных и многозначных слов. Работа с толковыми словарями. |
71 | 84 | | | Прямое и переносное значение слов. | Чтение учебного текста. Определение лексического значения слова. Различение прямого и переносного значений слов. Работа с толковыми словарями |
72 | 85 | | | Омонимы | Опознание омонимов. Работа со словарями омонимов. |
73-74 | 86-87 | | | Синонимы. | Опознание синонимов. Установление смысловых и стилистических различий синонимов. Подбор синонимов. Чтение учебного текста. Комплексная работа с текстом. |
75 | 88-89 | | | РР Сочинение по картине И.Э. Грабаря « Февральская лазурь». | Работа с синонимическими рядами слов Составление рабочих материалов. Написание сочинения. |
76 | 90 | | | Антонимы. | Опознание антонимов. Работа со словарями антонимов. |
77 | 91 | | | Повторение изученного по теме «Лексика» | Повторение и систематизация изученного по теме «Лексика». Лексический анализ слова. Комплексная работа с текстом. |
78 | 92 | | | Контрольное тестирование по теме «Лексика» | Самостоятельное выполнение тестовых заданий на основе лексического анализа языкового материала. |
79 | 93-94 | | | РР Подробное изложение по тексту К.Г. Паустовского « Первый снег ». | Написание подробного изложения. |
80 | 96 | | | Анализ контрольного тестирования и изложения. | Анализ контрольного тестирования и изложения. Работа над ошибками. |
Морфемика. Орфография. Культура речи.(19+3ч.) / (25+4 ч.) |
81 | 97 | | | Морфема как наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. | Овладение основными понятиями морфемики. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Комплексная работа с текстом. |
82 | 98-99 | | | Окончание. Основа слова. | Чтение и анализ учебного текста. Выделение в словах окончания и определение его грамматического значения. Выделение основы слова. |
83 | 100-101 | | | Корень слова. | Выделение корня в слове. Определение его значения. Подбор однокоренных слов. Написание сочинения. |
84 | 102 | | | РР Рассуждение как функционально- смысловой тип речи. | Чтение и анализ текста. Осмысление особенностей рассуждения как функционально- смыслового типа речи. Написание сочинения. |
85 | 103-104 | | | Суффикс | Выделение суффикса в словах, определение его значения Комплексная работа с текстом. |
86 | 105 | | | Приставка. | Выделение приставки в словах, определение ее значении Комплексная работа с текстом. |
87 | 106 | | | РР Выборочное изложение текста с изменением лица. | Выборочное изложение текста с изменением лица. |
88 | 107-108 | | | Чередование звуков. | Чтение учебного текста. Анализ таблицы .Опознание чередований в словах. |
89 | 109 | | | Беглые гласные. Варианты морфем. | Чтение учебного текста. Анализ таблицы. Опознавание чередований в словах. Чтение и реконструкция текста. |
90 | 110 | | | Морфемный разбор слов. | Выполнение письменного и устного морфемного разбора слов. |
91 | 111 | | | Правописание гласных и согласных в приставках. | Анализ орфографического правила и его применение. Работа с орфографическим словарем. |
92 | 112-113 | | | Буквы з и с на конце приставок. | Составление алгоритма правила и его применение. . Комплексная работа с текстом. |
93 | 114 | | | Буквы а-о в корне лаг-лож. | Составление алгоритма правила и его применение. Работа с орфографическим словарем. |
94-95 | 115-116 | | | Буквы а-о в корне раст-рос. | Составление алгоритма правила и его применение. Работа с орфографическим словарем. Написание сочинения-миниатюры. |
96 | 117-118 | | | Буквы е-о после шипящих в корне слова. | Составление алгоритма правила и его применение. Работа с орфографическим словарем. Составление словарного диктанта. |
97 | 119 | | | Буквы ы-и после ц. | Составление алгоритма правила и его применение . Чтение и анализ текста. |
98-99 | 120-121 | | | Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография.» | Повторение и систематизация изученного по теме «Морфемика. Орфография.». Морфемный и орфографический анализ языкового материала. Комплексная работа с текстом. |
100 | 122 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | Самостоятельное выполнение предложенных контрольных заданий. |
101 | 123 | | | Анализ контрольной работы. | Анализ орфографических, пунктуационных ошибок, а также ошибок, связанных с грамматическим анализом языкового материала. Самостоятельная работа по устранению ошибок. |
102 | 124-125 | | | РР Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень» | Работа с синонимическими рядами. Составление рабочих материалов. Написание сочинения. |
Морфология. Орфография. Культура речи.(49+10ч.) / (57+12 ч.) |
103 | 126-127 | | | Имя существительное как часть речи. | Систематизация знаний об имени существительном как части речи. Определение морфологических признаков имён существительных и роли существительных в речи. Комплексная работа с текстом. Мини-сочинение по картине. |
104 | 128 | | | РР Доказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение. | Анализ текста-рассуждения с точки зрения его структуры. и содержания. Подбор доказательств, подтверждающих тезис. Написание сочинения-рассуждения. |
105 | 129 | | | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | Распознавание одушевленных и неодушевленных существительных . Комплексная работа с текстом. |
106 | 130 | | | Имена существительные собственные и нарицательные. | Распознавание существительных собственных и нарицательных. Чтение и анализ текста. |
107 | 131 | | | Род имен существительных. | Определение рода имен существительных. Составление словосочетаний. Работа с текстом. |
108 | 132 | | | Имена существительные, имеющие форму множественного числа. | Распознавание существительных, имеющих только форму множественного числа. Чтение и пересказ текста. |
109 | 133 | | | РР Сжатое изложение по тексту Е.Пермяка «Перо и чернильница». | Чтение и анализ текста. Составление плана. Дифференциация главной и второстепенной информации. Сжатый пересказ текста. |
110 | 134 | | | Имена существительные ,имеющие форму только единственного числа. | Распознавание существительных, имеющих форму только единственного числа. Чтение и анализ текста. |
111 | 135 | | | Три склонения имен существительных.. | Определение типа склонения имен существительных. Склонение имен существительных. Составление таблицы на основе учебного текста. |
112 | 136 | | | Падеж имен существительных. | Определение падежа имен существительных. Комплексная работа с текстом. |
113-114 | 137-139 | | | Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе. | Составление алгоритма применения правила и его использование. Комплексная работа с текстом. |
115 | 140-141 | | | РР Изложение текста с изменением лица. | Написание изложения текста с изменением лица. |
116 | 142 | | | Множественное число имен существительных. | Склонение имен существительных по падежам во множественном числе. Нормативное образование и использование в речи форм именительного и родительного падежа множественного числа имен существительных. Комплексная работа с текстом. |
117 | 143-144 | | | Правописание о-е после шипящих и ц в в окончаниях имен существительных. | Составление алгоритма применения правила и его использование. Составление текста словарного диктанта. |
118 | 145 | | | Морфологический разбор имени существительного. | Выполнение устного и письменного морфологического разбора имен существительных. |
119-120 | 146-147 | | | Повторение изученного по теме «Имя существительное». | Повторение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» Выполнение устного и письменного морфологического разбора имен существительных. Применение на практике изученных орфографических правил. Комплексная работа с текстом. |
121 | 148 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием.. | Самостоятельное выполнение контрольных заданий. |
122 | 149 | | | Анализ контрольной работы. | Анализ орфографических, пунктуационных ошибок, а также ошибок, связанных с грамматическим анализом языкового материала. Самостоятельная работа по устранению ошибок. |
123 | 150 | | | Имя прилагательное как часть речи. | Систематизация знаний об имени прилагательном как части речи. Определение морфологических признаков имён прилагательных. Наблюдение за ролью имён прилагательных в речи. Комплексная работа с текстом. |
124-125 | 151-152 | | | Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. | Практическая отработка орфограммы. Комплексная работа с текстом. Написание сочинения-миниатюры. |
126 | 153 | | | РР Описание животного. Изложение. | Чтение и анализ текста . Написание подробного изложения. |
127 | 154-155 | | | .Прилагательные полные и краткие. | Распознавание полных и кратких прилагательных. Образование кратких форм и использование их в речи. |
128 | 156-157 | | | РР Описание животного на основе изображенного на картине А.Н.Комарова «Наводнение». | Написание сочинения-описания с элементами повествования. |
129 | 158 | | | Морфологический разбор имени прилагательного. | Выполнение устного и письменного морфологического разбора имен прилагательных. Написание сочинения по заданному плану. |
130 | 159 | | | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». | Повторение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное» Выполнение устного и письменного морфологического разбора имен прилагательных. Применение на практике изученных орфографических правил. |
131 | 160 | | | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» | Самостоятельное выполнение контрольных заданий. |
132 | 161 | | | Анализ контрольной работы. | Анализ орфографических ошибок, а также ошибок, связанных с грамматическим анализом языкового материала. Самостоятельная работа по устранению ошибок. |
133 | 162 | | | РР Сочинение-описание «Мой четвероногий друг». | Написание сочинения-описания животного. |
134 | 163-164 | | | Глагол как часть речи. | Систематизация знаний о глаголе как части речи. Определение морфологических признаков глаголов. Наблюдение за ролью глаголов в речи Комплексная работа с текстом.. |
135 | 165 | | | Не с глаголами. | Практическая отработка орфограммы. Комплексная работа с текстом. |
136 | 166 | | | РР Рассказ | Выяснение основных особенностей рассказа как повествовательного жанра. Составление рассказа по рисункам. |
137 | 167 | | | Неопределенная форма глагола. | Различение личных и неопределенной форм глагола .Образование неопределенной формы. Устное изложение текста. |
138 | 168 | | | Правописание тся и ться. | Составление алгоритма применения правила и его использование. Составление связного текста на заданную тему. |
139 | 169-170 | | | Виды глаголы. | Различение глаголов совершенного и несовершенного вида. Образование видовых форм. Комплексная работа с текстом. |
140-141 | 171-172 | | | Буквы е-и в корнях с чередованием. | Составление алгоритма применения правила и его практическое использование. |
142 | 173 | | | РР Невыдуманный рассказ о себе. | Чтение текста и его анализ. Составление устного рассказа на тему «Как я однажды…» |
143 | 174 | | | Контрольная работа | Самостоятельное выполнение контрольных заданий. |
144 | 175 | | | Анализ контрольной работы. | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе, и работа над ними. |
145 | 176 | | | Время глагола. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Различение временных форм глагола. |
146 | 177 | | | Прошедшее время глагола. | Распознавание форм глагола прошедшего времени, их образование, правописание, употребление в речи. |
147 | 178 | | | Настоящее время глагола. | Распознавание форм глагола настоящего времени. Составление связного рассказа на тему «Сегодня на улице» или «Новости дня». |
148 | 179 | | | Будущее время глагола. | Распознавание форм глагола будущего времени. Комплексная работа с текстом. Написание сочинения с использованием форм будущего времени глагола. |
149 | 180 | | | Спряжение глагола. | Определение спряжения глаголов. Спряжение глаголов с ударными личными окончаниями. |
150-152 | 181-184 | | | Правописание личных безударных окончаний глаголов. | Определение спряжения глаголов по неопределенной форме. Составление алгоритма на основе орфографического правила и его практическое применение .Комплексная работа с текстом. Составление мини-текстов на заданную тему. |
153 | 185 | | | Морфологический разбор глагола. | Выполнение устного и письменного морфологического разбора глаголов. Комплексная работа с поэтическим текстом. |
154 | 186 | | | РР Сжатое изложение с изменением формы лица по тексту А.Ф.Савчук «Шоколадный торт». | Написание сжатого изложения с изменением формы лица по тексту А.Ф.Савчук «Шоколадный торт». |
155 | 187 | | | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2 лице единственного числа. | Практическое применение правила написания мягкого знака после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа. Комплексная работа с текстом.. Самодиктант. |
156 | 188 | | | Употребление времен. | Наблюдение над особенностями употребления различных временных форм в переносном значении. Выполнение творческих заданий, связанных с продолжением текста. |
157-158 | 189-190 | | | Повторение изученного по теме «Глагол». | Повторение и систематизация изученного по теме «Глагол». Выполнение устного и письменного морфологического разбора глагола. Применение на практике изученных орфографических правил. Комплексная работа с текстом. |
159 | 191 | | | Контрольная работа по теме «Глагол». | Самостоятельное выполнение контрольных заданий. |
160 | 192 | | | Анализ контрольной работы. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
161 | 193 | | | РР Сочинение-рассказ по рисунку О.Попович «Не взяли на рыбалку». | Написание сочинения-рассказа по рисунку О.Попович «Не взяли на рыбалку». |
Повторение и систематизация изученного.(13+1ч.) / (16+1 ч.) |
162-163 | 194-195 | | | Разделы науки о языке. | Систематизация знаний, полученных при изучении разделов науки о языке. Фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический анализ языкового материала. Комплексная работа с текстом. |
164 | 196 | | | РР Сочинение на одну из тем по выбору. | Написание сочинения на одну из тем.. |
165-166 | 197-198 | | | Орфограммы в приставках и корнях слов. | Повторение и обобщение материала по орфографии. Составление словарного диктанта на изученные орфограммы. Комплексная работа с поэтическим и прозаическим текстами. |
167 | 199 | | | Орфограммы в окончаниях. | Повторение и обобщение материала по орфографии. Написание словарного диктанта.. |
168 | 200 | | | Употребление букв ъ и ь. | Повторение и систематизация знаний об употреблении букв ъ и ь. Составление текста словарного диктанта. |
169-170 | 201-202 | | | Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью. | Систематизация материала о пунктуации простого и сложного предложения. Практическая работа по постановке знаков препинания. Комплексная работа с поэтическим и прозаическим текстами. |
171 | 203 | | | Итоговое тестирование. | Самостоятельное выполнение тестовых заданий. |
172 | 204 | | | Анализ результатов итогового тестирования. | Анализ затруднений, возникших при выполнении итогового тестирования. |
173 | 205 | | | Итоговое занятие. | Осознание роли языка в жизни человека. Оценка собственной успешности в изучении родного языка. |
174-175 | 206-210 | | | Резервные уроки. (Используются по усмотрению учителя.) | |