Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Михайловская школа Демидовского района Смоленской области
Рассмотрено Утверждаю
на заседании педагогического совета Директор МБОУ Михайловская ОШ
Протокол № ____ Приказ № ________
от «___» _________ 20___г. От «____» ____________ 20___г.
Рабочая программа
по русскому языку
4 класс
Составитель
учитель начальных классов
Мещанинова А.А.
Первая квалификационная категория
2021-2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по русскому языку, 4 класс
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
- от 06.10. 2009 года № 373 «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Основной образовательной программой начального общего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК по русскому языку под редакцией В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. В состав УМК входит учебник Русский язык. 4 класс: учебник. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч./ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – М.: Просвещение, 2012
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
Метапредметными результатами изучения предмета является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
- аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты
Выпускник научится:
- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
- находить грамматическую основу предложения;
- распознавать главные и второстепенные члены предложения;
- опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
- проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
Выпускник получит возможность научиться:
- писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
- использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Содержание учебного предмета
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (170 ч)
Повторение изученного (11 ч)
Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний. Разбор предложения по членам предложения.
Предложение (9 ч)
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово в языке и речи (21 ч)
Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слого-звукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.
Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Имя существительное (41 ч)
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Имя прилагательное (27 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Местоимение (7 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол (28 ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Повторение изученного (25ч)
Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.
Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.
Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.
Календарно - тематическое планирование
по русскому языку, 4 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
Пров. | Факт. |
Повторение ( 11 ч.) 1 часть |
1 | Наша речь и наш язык. | 1 | | |
2 | Текст и его план. | 1 | | |
3 | Обучающее изложение повествовательного текста (у.8) | 1 | | |
4 | Анализ изложения. Типы текстов. | 1 | | |
5 | Предложение как единица речи. | 1 | | |
6 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | 1 | | |
7 | Диалог. Обращение | 1 | | |
8 | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | | |
9 | Словосочетание. | 1 | | |
10 | Входной контрольный диктант по теме «Повторение» | 1 | | |
11 | Анализ диктанта. Закрепление изученного | 1 | | |
Предложение ( 10 ч.) |
12 | Однородные члены предложения (общее понятие) | 1 | | |
13 | Связь однородных членов предложения. | 1 | | |
14 15 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 2 | | |
16 | Р/р. Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» (у.48) | 1 | | |
17 | Проект «Похвальное слово знакам препинания» | 1 | | |
18 | Простые и сложные предложения. | 1 | | |
19 | Сложное предложение и предложение с однородными членами | 1 | | |
20 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 | | |
21 | Работа над ошибками. Закрепление. | 1 | | |
Слово в языке и речи ( 21 ч.) |
22 | Лексическое значение слова. | 1 | | |
23 | Обучающее изложение. (у.56) | 1 | | |
24 | Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова | 1 | | |
25 | Синонимы, антонимы, омонимы. | 1 | | |
26 | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов | 1 | | |
27 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова (повторение) | 1 | | |
28 | Контрольное списывание | 1 | | |
29 30 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова | 2 | | |
31 | Правописание гласных и согласных в корнях слов | 1 | | |
32 | Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенные согласные в словах. | 1 | | |
33 | Правописание приставок и суффиксов | 1 | | |
34 | Разделительные твердый и мягкий знаки | 1 | | |
35 | Обучающее изложение (у. 110) | 1 | | |
36 | Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи | 1 | | |
37 | Контрольный диктант по теме «Части речи» | 1 | | |
38 | Работа над ошибками. Части речи: числительное, глагол | 1 | | |
39 | Наречие как часть речи | 1 | | |
40 | Правописание наречий | 1 | | |
41 | Сочинение - отзыв по картине В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». | 1 | | |
42 | Распознавание падежей имен существительных | 1 | | |
Имя существительное ( 41ч.) |
43 44 45 | Изменение имен существенных по падежам | 3 | | |
46 | Несклоняемые имена существительные | 1 | | |
47 | Три склонения имен существительных. 1-е склонение имен существительных | 1 | | |
48 | Падежные окончания имен существительных 1-го склонения | 1 | | |
49 | Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» | 1 | | |
50 | 2-е склонение имен существительных | 1 | | |
51 | Падежные окончания существительных 2-го склонения | 1 | | |
52 | 3-е склонение имен существительных | 1 | | |
53 | Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. Определение склонения имён существенных. | 1 | | |
54 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | | |
55 | Работа над ошибками. Определение склонения имён существенных. | 1 | | |
56 | Обучающее изложение (у.180) | 1 | | |
57 | Работа над ошибками. Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного числа. | 1 | | |
58 | Именительный и винительный падежи | 1 | | |
59 60 | Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже | 2 | | |
61 | Контрольное списывание | 1 | | |
62 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных | 1 | | |
63 | Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже | 1 | | |
64 | Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных (закрепление) | 1 | | |
65 66 | Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже | 2 | | |
67 68 | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже | 2 | | |
69 70 | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах | 2 | | |
71 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных | 1 | | |
72 | Р/р. Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница» | 1 | | |
73 | Работа над ошибками. Повторение | 1 | | |
74 | Склонение имён существительных во множественном числе | 1 | | |
75 | Именительный падеж имён существительных множественного числа | 1 | | |
76 | Родительный падеж имён существительных множественного числа | 1 | | |
77 | Винительный падеж одушевленных имён существенных | 1 | | |
78 | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» | 1 | | |
79 | Работа над ошибками. Повторение. | 1 | | |
80 | Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа | 1 | | |
81 | Обучающее изложение (у.273) | 1 | | |
82 | Анализ изложения. Закрепление о падежах имен существенных. | 1 | | |
83 | Проект «Говорите правильно» | 1 | | |
Имя прилагательное ( 27 ч.) 2 часть |
84 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | | |
85 | Род и число имён прилагательных | 1 | | |
86 | Сочинение-описание «Моя игрушка» | 1 | | |
87 | Склонение имён прилагательных | 1 | | |
88 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | 1 | | |
89 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже | 1 | | |
90 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже | 1 | | |
91 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже | 1 | | |
92 | Именительный, винительный, родительный падежи | 1 | | |
93 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах | 1 | | |
94 | Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода | 1 | | |
95 | Проект «Имена прилагательные в сказке» | 1 | | |
96 | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе | 1 | | |
97 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода | 1 | | |
98 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода | 1 | | |
99 | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода | 1 | | |
100 | Изложение описательного текста (у.77) | 1 | | |
101 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных | 1 | | |
102 | Склонение имён прилагательных во множественном числе | 1 | | |
103 | Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости» | 1 | | |
104 | Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа | 1 | | |
105 | Контрольное списывание | 1 | | |
106 | Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа | 1 | | |
107 | Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа | 1 | | |
108 | Обобщение об имени прилагательном | 1 | | |
109 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | | |
110 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | 1 | | |
Местоимение (7 ч) |
111 | Местоимение как часть речи | 1 | | |
112 | Личные местоимения | 1 | | |
113 | Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам | 1 | | |
114 | Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам | 1 | | |
115 | Изменение личных местоимений по падежам. | 1 | | |
116 | Изложение повествовательного текста с элементами описания (у. 138) | 1 | | |
117 | Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение» | 1 | | |
Глагол ( 28 ч.) |
118 | Роль глагола в языке | 1 | | |
119 | Время глагола | 1 | | |
120 121 | Неопределённая форма глагола | 2 | | |
122 | Изменение глаголов по временам | 1 | | |
123 | Изложение повествовательного текста (у.162) | 1 | | |
124 | Анализ изложения. Спряжение глаголов | 1 | | |
125 | Спряжение глаголов | 1 | | |
126 | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе | 1 | | |
127 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | | |
128 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | 1 | | |
129 | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе | 1 | | |
130 131 | I и II спряжение глаголов | 2 | | |
132 | Проект « Пословицы и поговорки» | 1 | | |
133 134 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | 2 | | |
135 136 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | 2 | | |
137 | Что такое возвратные глаголы? | 1 | | |
138 139 | Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах | 2 | | |
140 | Правописание глаголов в прошедшем времени | 1 | | |
141 142 | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени | 2 | | |
143 | Контрольное списывание | 1 | | |
144 145 | Обобщение по теме «Глагол» | 2 | | |
Повторение ( 25 ч.) |
146 | Язык. Речь. Текст | 1 | | |
147 | Предложение и словосочетание | 1 | | |
148 | Промежуточная аттестация по русскому языку за курс 4 класса | 1 | | |
149 150 | Предложение и словосочетание Связь слов в предложении. | 2 | | |
151 | Простые и сложные предложения. | 1 | | |
152 | Лексическое значение слова | 1 | | |
153 | Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И.Шишкина «Рожь» | 1 | | |
154 | Анализ сочинения. Закрепление о слове | 1 | | |
155 156 157 | Состав слова | 3 | | |
158 159 | Части речи | 2 | | |
160 | Изложение повествовательного текста | 1 | | |
161 | Анализ изложения. Части речи | 1 | | |
162 163 | Части речи | 2 | | |
164 165 | Звуки и буквы | 2 | | |
166 167 | Повторение | 2 | | |
168 | Защита проектов | 1 | | |
169 170 | Повторение | 2 | | |