Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы под редакцией В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого (Концепция и программы для начальных классов УМК « ШКОЛА РОССИИ» М.: Просвещение, 2014г. ).
Обеспечена:
1. Учебник «Русский язык» 4класс авторы: В.П. Канакина и В. Г. Горецкий. Москва, «Просвещение», 2014 г. 1, 2 часть
2. Рабочая тетрадь: «Русский язык» 4 класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Москва, «Просвещение», 2014 г. 1, 2 часть
Общая характеристика учебного предмета
Учебно-методический комплект по русскому языку (программа, учебник, методическое пособие) направлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей русскому языку в средней школе.
В программе и учебниках реализован коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку. Курс русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово».
Цели обучения:
Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь)
Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.
Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.
Одной из форм организации наблюдений ученика над языковым материалом является диалог ученика и автора, диалог ученика и учителя. Важно сделать ученика участником наблюдений над языком, заинтересовать новой темой.
Основная часть уроков по русскому языку посвящена упражнениям различного вида и форм: это упражнения, говорение, произношение слов, грамматический разбор слов, использование таблиц, схем, рисунков, материалов форзацев учебника. Существенное значение придаётся развитию связной речи учащихся в её устной и письменной форме.
Задачи обучения:
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, оставлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
В 4классе ведущим направлением работы по языку будет функционально-синтаксическое. Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. Учащиеся знакомятся со словоизменением частей речи (склонением (имен существительных, изменением их по падежам, склонением имен прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам), с новой частью речи — наречием. На этом этапе начинается работа над формированием сложных орфографических навыков правописания безударных падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, местоимений (в ознакомительном плане), безударных личных окончаний глаголов. Развивается умение анализировать слово в единстве всех его сторон: смысловой, произносительной, словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Совершенствуются и углубляются уже приобретенные в процессе изучения основных единиц языка и речи знания, умения и навыки, формируются навыки культуры речи. Одновременно четвероклассники получают и новые сведения о речи, тексте, предложении, об однородных членах предложения, о лексическом значении слова. Продолжается работа со словарями учебника.
Место предмета в учебном плане.
На изучение русского языка в 4 классе начальной школы отводится 4,5 ч в неделю. Курс рассчитан на 153 часа (34 учебные недели)
Содержание программы
Вспоминаем, повторяем, изучаем (11 ч)
Язык и речь. Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение (9ч). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово и его лексическое значение (19 ч). Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
Имя существительное (41 ч)
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Имя прилагательное (31 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Местоимение (9 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол (32 ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Повторение изученного (18ч)
Планируемые результаты
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность научиться для формирования следующих общих личностных результатов:
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;
развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;
установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Коммуникативные УУД:
уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Познавательные УУД:
уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;
овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;
осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
Ученик научится
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
– делить текст на части, озаглавливать части;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
– делить слова на части для переноса;
– производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
– писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
– обращать внимание на особенности употребления слов;
– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
– составлять текст по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его
- склонять имена существительные в единственном числе;
- определять и различать падежи имен существительных по совокупности их признаков; правильно употреблять существительные в различных падежах;
- распознавать тип склонений имени существительного по роду и окончанию в именительном падеже;
- различать безударные окончания существительных одного и того склонения; правильно употреблять в речи существительные во множественном числе.
- определять род, число, падеж имени прилагательного в единственном числе;
-употреблять в речи прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы;
- определять и распознавать падежи единственного числа имен прилагательных;
- правильно писать родовые окончания имен прилагательных в единственном числе;
- различать сходные по произношению окончания имен прилагательных и правильно писать;
- склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе;
- определять и распознавать падежи множественного числа имен прилагательных.
- различать временные формы глагола и правильно их употреблять;
- определять род и число глаголов прошедшего времени; правильно ставить вопросы «что делать? что сделать?»;
- правильно употреблять в речи глаголы неопределенной формы;
- различать временные формы глагола;
- распознавать лицо глагола, осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах;
- спрягать глаголы, распознавать лицо и число глагола;
- писать мягкий знак в окончаниях 2-го лица единственного числа;
- точно употреблять глаголы в предложении;
- соотносить безударные окончания глаголов одного и того же спряжения в разных лицах;
правильно писать безударные личные окончания глаголов; обосновывать написание окончаний глаголов; определять у глагола спряжение, лицо, число, время; распознавать спряжение глагола по неопределенной форме
Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.
Ученик получит возможность научиться
- проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму,
- оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определенной орфограммой;
- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
- оценивать правильность проведения разбора слова по составу;
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Примерная или авторская программа | Рабочая программа |
1. | Наша речь и наш язык | 2 | 2 |
2. | Текст. Предложение. Словосочетание | 14 | 14 |
3. | Слово в языке и речи | 19 | 19 |
4 | Состав слова. | 16 | 16 |
5 | Правописание частей слова | 29 | 29 |
6 | Части речи | 76 | 76 |
6.1 | Общее представление о частях речи | 1 | 1 |
6.2 | Имя существительное | 30 | 30 |
6.3 | Имя прилагательное | 19 | 19 |
6.4 | Местоимение | 5 | 5 |
6.5 | Глагол | 21 | 21 |
7 | Повторение изученного за год | 14 | 14 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Кол.-во часов | Дата |
план. | факт. |
| 1 четверть (36ч) | | | |
| Повторение (10 часов) | | | |
1 | Наша речь и наш язык. Формула вежливости. | 1 | 1.09 | |
2 | Текст и его план. | 1 | 2.09 | |
3 | Р.р. Изложение текста по самостоятельно составленному плану. | 1 | 6.09 | |
4 | Типы текстов. | 1 | 7.09 | |
5 | Предложение как единица речи. | 1 | 8.09 | |
6 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | 1 | 9.09 | |
7 | Диалог. Обращение. | 1 | 12.09 | |
8 | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | 13.09 | |
9 | Словосочетание. | 1 | 14.09 | |
10 | Входной контрольный диктант «Повторение». | 1 | 15.09 | |
| Предложение (8 часов) | | | |
11 | Работа над ошибками. Однородные члены предложения. | 1 | 16.09 | |
12 | Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложении с однородными членами. | 1 | 20.09 | |
13 | Знаки препинания в предложении с однородными членами. | 1 | 21.09 | |
14 | Р.р. Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень». | 1 | 22.09 | |
15 | Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. | 1 | 23.09 | |
16 | Сложное предложение и предложение с однородными членами. | 1 | 26.09 | |
17 | Р.р. Обучающее изложение. | 1 | 27.09 | |
18 | Проверочная работа «Предложение». | 1 | 28.09 | |
| Слово в языке и речи (11 часов) | | | |
| Слово и его лексическое значение. Синонимы. Омонимы. Антонимы. Фразеологизмы. (3 часа) | | | |
19 | Слово и его лексическое значение. | 1 | 29.09 | |
20 | Многозначные слова. Заимствованные и устаревшие слова. | 1 | 30.09 | |
21 | Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. | 1 | 4.10 | |
| Состав слова (6 часов) | | | |
22 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. | 1 | 5.10 | |
23 | Состав слова. Значение суффиксов и приставок. | 1 | 6.10 | |
24 | Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. | 1 | 7.10 | |
25 | Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных. | 1 | 10.10 | |
26 | Правописание приставок и суффиксов. | 1 | 11.10 | |
27 | Правописание суффиксов ик и ек. | 1 | 12.10 | |
| Правописание ъ и ь разделительных знаков (2 часа) | | | |
28 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. | 1 | 13.10 | |
29 | Р.р. Обучающее изложение. | 1 | 14.10 | |
| Части речи (7 часов) | | | |
30 | Части речи. Морфологические признаки частей речи. | 1 | 18.10 | |
31 | Грамматические признаки частей речи. | 1 | 19.10 | |
32 | Глагол. Имя числительное. | 1 | 20.10 | |
33 | Наречие как часть речи. | 1 | 21.10 | |
34 | Правописание наречий. | 1 | 24.10 | |
35 | Контрольный диктант 2 «Части речи». | 1 | 25.10 | |
36 | Р.р. Сочинение – отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван – царевич на Сером волке». | 1 | 26.10 | |
| Имя существительное (36 часов) | | | |
37 | Работа над ошибками. Распознавание падежей имен существительных. | 1 | 27.10 | |
2 четверть (35ч) |
38 | Распознавание именительного, родительного и винительного падежей неодушевлённых имён существительных. | 1 | 8.11 | |
39 | Распознавание одушевлённых имён существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже. | 1 | 9.11 | |
40 | Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах. | 1 | 10.11 | |
41 | Упражнение в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные. | 1 | 11.11 | |
42 | Три склонения имён существительных. Первое склонение. | 1 | 14.11 | |
43 | Упражнение в распознавании имен существительных первого склонения. | 1 | 15.11 | |
44 | Р.р. Сочинение по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег». | 1 | 16.11 | |
45 | Второе склонение имен существительных. | 1 | 17.11 | |
46 | Упражнение в распознавании имен существительных второго склонения. | 1 | 18.11 | |
47 | Третье склонение имен существительных. | 1 | 22.11 | |
48 | Упражнение в распознавании имен существительных третьего склонения. | 1 | 23.11 | |
49 | Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного. | 1 | 24.11 | |
50 | Р.р. Обучающее изложение. | 1 | 25.11 | |
51 | Анализ изложения. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа. | 1 | 28.11 | |
52 | Именительный и винительный падежи. | 1 | 29.11 | |
53 | Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже. | 1 | 30.11 | |
54 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных. | 1 | 1.12 | |
55 | Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже. | 1 | 2.12 | |
56 | Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах. | 1 | 6.12 | |
57 | Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже. | 1 | 7.12 | |
58 | Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже. | 1 | 8.12 | |
59 | Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже. | 1 | 9.12 | |
60 | Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже. | 1 | 12.12 | |
61 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. | 1 | 13.12 | |
62 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных. | 1 | 14.12 | |
63 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных. | 1 | 15.12 | |
64 | Р.р. Сочинение по репродукции картины В.А.Тропинина «Кружевница». | 1 | 16.12 | |
65 | Склонение имён существительных во множественном числе. | 1 | 20.12 | |
66 | Контрольный диктант 3 «Правописание падежных окончаний имен существительных». | 1 | 21.12 | |
67 | Работа над ошибками. Именительный падеж имён существительных множественного числа. | 1 | 22.12 | |
68 | Родительный падеж имён существительных множественного числа. | 1 | 23.12 | |
69 | Правописание окончаний имен существительных множественного числа в винительном падеже. | 1 | 26.12 | |
70 | Р.р. Обучающее изложение. | 1 | 27.12 | |
71 | Проверочная работа. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. | 1 | 28.12 | |
72 | Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа. | 1 | 29.12 | |
3 четверть(45ч) |
| Имя прилагательное ( 29 часов) | | | |
73 | Значение и употребление в речи имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. | 1 | 10.01 | |
74 | Род и число имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам, по родам (в единственном числе). | 1 | 11.01 | |
75 | Р.р. Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка». | 1 | 12.01 | |
76 | Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе. | 1 | 13.01 | |
77 | Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. | 1 | 16.01 | |
78 | Р.р. Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов». | 1 | 17.01 | |
79 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных. | 1 | 18.01 | |
80 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | 1 | 19.01 | |
81 | Именительный падеж. Склонение имен прилагательных. | 1 | 20.01 | |
82 | Родительный падеж имен прилагательных. | 1 | 24.01 | |
83 | Дательный падеж имен прилагательных. | 1 | 25.01 | |
84 | Именительный, винительный, родительный падежи. | 1 | 26.01 | |
85 | Творительный и предложный падежи имён прилагательных. | 1 | 27.01 | |
86 | Окончание имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей. | 1 | 30.01 | |
87 | Р.р. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания. | 1 | 31.01 | |
88 | Проект имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. | 1 | 1.02 | |
89 | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. | 1 | 2.02 | |
90 | Именительный и винительный падежи прилагательных женского рода в единственном числе. | 1 | 3.02 | |
91 | Родительный, дательный, творительный, предложный падежи имен прилагательных женского рода. | 1 | 7.02 | |
92 | Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода. | 1 | 8.02 | |
93 | Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных. | 1 | 9.02 | |
94 | Р.р. Изложение описательного текста. | 1 | 10.02 | |
95 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. | 1 | 13.02 | |
96 | Р.р. Сочинение по репродукции картины Н.К. Рериха «Заморские гости». | 1 | 14.02 | |
97 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа. | 1 | 15.02 | |
98 | Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа. | 1 | 16.02 | |
99 | Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. | 1 | 17.02 | |
100 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имён прилагательных. | 1 | 21.02 | |
101 | Проверочная работа « Имя прилагательное». | 1 | 22.02 | |
| Местоимение (9 часов) | | | |
102 | Роль личных местоимений в речи. | 1 | 27.02 | |
103 | Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа. | 1 | 28.02 | |
104 | Изменение личных местоимений по падежам. | 1 | 1.03 | |
105 | Склонение личных местоимений1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. | 1 | 2.03 | |
106 | Склонение личных местоимений 3 лица единственного и множественного числа. | 1 | 3.03 | |
107 | Изменение личных местоимений по падежам. | 1 | 7.03 | |
108 | Р.р. Изложение повествовательного текста с элементами описания. | 1 | 9.03 | |
109 | Проверочная работа « Местоимение». | 1 | 10.03 | |
110 | Контрольный диктант 4 «Личные местоимения». | 1 | 13.03 | |
| Глагол ( 34 часа) | | | |
111 | Работа над ошибками. Роль глаголов в языке. | 1 | 14.03 | |
112 | Изменение глаголов по временам. | 1 | 15.03 | |
113 | Неопределённая форма глагола. | 1 | 16.03 | |
114 | Неопределённая форма глагола. | 1 | 17.03 | |
115 | Р.р. Изложение по самостоятельно составленному плану. | 1 | 21.03 | |
116 | Изменение глаголов по временам. | 1 | 22.03 | |
117 | Изменение глаголов по временам. | 1 | 23.03 | |
4 четверть( 36ч) |
118 | Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. | 1 | 3.04 | |
119 | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. | 1 | 4.04 | |
120 | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. | 1 | 5.04 | |
121 | Р.р. Сочинение по картине И.И.Левитана «Большая вода». | 1 | 6.04 | |
122 | 1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени. | 1 | 7.04 | |
123 | 1 и 2 спряжение глаголов будущего времени. | 1 | 11.04 | |
124 | Спряжение глаголов в сложном будущем времени. | 1 | 12.04 | |
125 | Наши проекты. Проект « Пословицы и поговорки». | 1 | 13.04 | |
126 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | 1 | 14.04 | |
127 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | 1 | 17.04 | |
128 | Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | 1 | 18.04 | |
129 | Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | 1 | 19.04 | |
130 | Правописание возвратных глаголов. | 1 | 20.04 | |
131 | Правописание – тся и - ться в возвратных глаголах. | 1 | 21.04 | |
132 | Правописание – тся и - ться в возвратных глаголах. | 1 | 25.04 | |
133 | Закрепление пройденного. Составление рассказа по серии картинок. | 1 | 26.04 | |
134 | Правописание глаголов в прошедшем времени. | 1 | 27.04 | |
135 | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. | 1 | 28.04 | |
136 | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. | 1 | 2.05 | |
137 | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. | 1 | 3.05 | |
138 | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. | 1 | 4.05 | |
139 | Р.р. Изложение повествовательного текста по вопросам. | 1 | 5.05 | |
140 | Контрольный диктант 5 «Глагол». | 1 | 10.05 | |
141 | Работа над ошибками. Обобщение по теме «Глагол». | 1 | 11.05 | |
142 | Обобщение по теме «Глагол». Проверочная работа. | 1 | 12.05 | |
143 | Итоговый диктант. | 1 | 15.05 | |
144 | Р.р. Изложение повествовательного текста. | 1 | 16.05 | |
| Повторение ( 9 часов) | | | |
145 | Повторение. Язык. Речь. Текст. | 1 | 17.05 | |
146 | Повторение. Предложение и словосочетание. | 1 | 17.05 | |
147 | Повторение. Лексическое значение слова. | 1 | 18.05 | |
148 | Повторение. Состав слова. | 1 | 19.05 | |
149 | Повторение. Значимые части слова. | 1 | 19.05 | |
150 | Повторение. Правописание гласных и согласных в корне слова. | 1 | 23.05 | |
151 | Повторение. Части речи. Наречие. | 1 | 24.05 | |
152 | Повторение. Части речи. Изменение имен существительных по падежам. | 1 | 25.05 | |
153 | Повторение. Звуки и буквы. | 1 | 25.05 | |
Материально-техническое обеспечение по русскому языку
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Технические средства обучения |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, портретов и картин. Компьютер | Д Д |
Оборудование класса |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | К Д Д |
Наглядно-учебные пособия | |
1. Таблицы по русскому языку для 1-4 классов 2. Словарные слова для 1- 4 классов 3. Репродукции с описанием «Времена года» 4. Орфографические и толковые словари. | Д Д Д К |
Учебно-методическое обеспечение
Комплект для обучающегося:
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2014.
2. Русский язык. 4 класс. Проверочные работы по русскому языку./Авт.- сост.:Т.С. Максимова.- М.: ВАКО,2014.
Методическая литература для учителя:
Русский язык. Рабочие программы.1-4 классы / Канакина В.П., Горецкий В.Г., Бойкина М.В. – М.: Просвещение, 2013.
Русский язык. Методическое пособие. 4 класс. / Канакина В.П. – М.: Просвещение, 2014.
Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ.
1-4 классы. / Канакина В.П. – М.: Просвещение, 2012.
Повторение и контроль знаний. Русский язык. 3-4 классы. Интерактивные дидактические материалы. Методические пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост.: С.А. Маркова. – М.: Планета, 2012. – (Качество обучения).