СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программапо русскому языку для учащихся 4 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская средняя общеобразовательная школа»

671325, РБ, Заиграевский р-он, с. Новая Брянь, ул. Пирогова,20, 83013653597, novbrsosh@yandex.ru





Программа рассмотрена

и одобрена на заседании МО учителей начальных классов МБОУ «Новобрянская сош»

___________/И.Г.Кожевникова

Протокол № _____

от «___» _________ 2021г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Новобрянская сош»

________ / С.Н.Грищёва

«_____»_________2021 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Новобрянская сош»

________ / Н.С.Чернышова

Приказ № ______

от «___» _________ 2021г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

для учащихся 4-х классов














2021 - 2022 учебный год



Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена для учащихся 4-х классов общеобразовательной школы на основе следующих нормативно правовых документов «Об образовании в Российской Федерации»:

-- ФГОС НОО (Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО», зарегистрирован Минюст № 15785 от 22 .12. 2009); (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576, Приказа Минпросвещения России от 11.12.2020 № 712);

-Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Новобрянская сош»;

- Учебный план МБОУ «Новобрянская средняя общеобразовательная школа» на 2021-2022 уч.год

- Рабочая программа составлена и на основе авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Русский язык», УМК «Школа России».

В учебном плане на изучение русского языка в 4 классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, 34 учебные недели, всего – 136 часов.

Программа обеспечивает достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

  1. формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания:

  2. понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения:

  3. сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека:

  4. овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литера­турного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикет: умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач:

  5. овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач:

  6. умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препина­ния (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

  7. способность проверять написанное.

Основными формами организации учебных занятий являются: работа в группах,  работа в парах, фронтальная, индивидуальная. Используются нетрадиционные  формы обучения (урок-конкурс, урок-КВН, проектная работа в  группах), которые позволяют   выявить одаренных детей, открыть образовательные перспективы для исследовательской деятельности в области русского языка, нацеленные на реализацию  деятельностного подхода к обучению русского языка.

Промежуточная аттестация

урока

Форма

Тема

Дата

3

Обучающее изложение

Развитие речи


10

Словарный диктант

Орфографически правильно записывать изученные словарные слова


12

Сочинение

Развитие речи


15

Обучающее изложение

Развитие речи


17

Контрольный диктант

Предложение


24

Словарный диктант

Орфографически правильно записывать изученные словарные слова


27

Обучающее изложение

Развитие речи


33

Сочинение

Развитие речи


39

Сочинение

Развитие речи


45

Обучающее изложение

Развитие речи


50

Словарный диктант

Орфографически правильно записывать изученные словарные слова


54

Сочинение

Развитие речи


64

Обучающее изложение

Развитие речи


67

Контрольный диктант

Имя существительное


71

Сочинение

Развитие речи


75

Словарный диктант

Орфографически правильно записывать изученные словарные слова


83

Обучающее изложение

Развитие речи


86

Сочинение

Развитие речи


90

Обучающее изложение

Развитие речи


92

Сочинение

Развитие речи


94

Контрольный диктант

Имя прилагательное


97

Обучающее изложение

Развитие речи


102

Контрольный диктант

Местоимение


106

Обучающее изложение

Развитие речи


110

Сочинение

Развитие речи


117

Словарный диктант

Орфографически правильно записывать изученные словарные слова


124

Обучающее изложение

Развитие речи


126

Контрольный диктант

Глагол


129

Сочинение

Развитие речи


134

Обучающее изложение

Развитие речи



Итоговая аттестация

урока

Форма

Тема

Дата

8

Контрольный диктант

Входной


29

Контрольный диктант

Итоговый за I четверть


60

Контрольный диктант

Итоговый за I полугодие


99

Контрольный диктант

Итоговый за III четверть


132

Контрольный диктант

Итоговый за год




Содержание учебного предмета (136 часов)


Повторение (9 часов)

Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (компози­ция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

Предложение как единица речи.

Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Знаки препинания в конце предложений.

Диалог.

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

Разбор предложения по членам предложения.

Предложение (8 часов)

Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородны­ми членами без союзов.

Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.

Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в слож­ных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.


Слово в языке и речи (16 часов)

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и перенос­ное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

Работа с лингвистическими словарями (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов).

Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка.

Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слови различных форм одного и того же слова.

Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого и мягкого знаков.

Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог), деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы.

Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).

Имя существительное (34 часа)

Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имён существитель­ных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные тины склонения имён существительных (общее представление).

Первое склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен суще­ствительных 1-го склонения.

Второе склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения.

Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен сущест­вительных 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3~го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий. -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных.

Правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала: работать в магазине, на почте: гордиться товарищем. гордость за товарища, слушать музыку, прислушиваться к музыке).

Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры. учителя, директора: урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное (27 часов)

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существи­тельным. Упражнения в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой ха шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода б единственном числе.

Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

Местоимение (8 часов)

Местоимение как часть речи.

Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.

Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним).

Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных па­дежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею).

Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование место­имений как одного из средств связи предложений в тексте.


Глагол (24часа)

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование времен­ных форм от неопределенной формы глагола.

Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в не­определенной форме.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов.

Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

Глаголы 1 и 2 спряжения (общее представление).

Глаголы-исключения.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопро­сам (что делает? что делать?).

Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в воз­вратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний гла­голов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов.

Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нуж­ных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за

отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

Развитие речи

Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации.

Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста.

План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно).

Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повество­вания, текста-описания, текста-рассуждения.

Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учётом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составлен­ному плану.

Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпите­тов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.

Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с пред­варительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.

Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, исполь­зуемые при извинении и отказе.


Повторение (10 часов)





















Календарно-тематическое планирование по русскому языку

( 4 часа в неделю, 34 учебные недели, всего 136 часов)

п\п

Тема урока

Количество часов

Дата

по плану

Фактическая дата

Примечание

Повторение (9 часов)

1

Знакомство с учебником

Наша речь и наш язык

1




2

Текст и его план

1




3

Обучающее изложение по тексту

Е. Пермяка «Первая вахта»

1




4

Анализ изложения. Работа над ошибками. Типы текстов.

1




5

Предложение как единица речи Виды предложений по цели высказывания и по интонации

1




6

Диалог. Обращение

1




7

Основа предложения

Главные и второстепенные члены предложения.

1




8

Контрольный диктант по теме «Повторение»

1




9

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Словосочетание

1




Предложение (8 часов)

10

Словарный диктант

Однородные члены предложения (общее понятие)

1




11

Связь однородных членов предложения.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1




12

Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана

«Золотая осень»

1




13

Анализ сочинения. Работа над ошибками

Проект «Похвальное слово знакам препинания»

1




14

Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного

1




15

Обучающее изложение по тексту Е. Чарушина

1




16

Анализ изложения. Работа над ошибками.

Сложное предложение и предложение с однородными членами

1




17

Контрольный диктант по теме «Предложение»

1




Слово в языке и речи (16 часов)

18

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Слово и его лексическое значение

1




19

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова.

1




20

Синонимы, антонимы, омонимы

1




21

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

1




22

Состав слова. Распознавание значимых частей слова

1




23

Состав слова. Распознавание значимых частей слова

1




24

Словарный диктант

Правописание гласных и согласных в корнях слов

1




25

Правописание приставок и суффиксов

1




26

Разделительный твёрдый и мягкий знаки

1




27

Обучающее изложение по тексту Ю.Дмитриева

1




28

Анализ изложения. Работа над ошибками.

Части речи. Морфологические признаки частей речи

1




29

Итоговый контрольный диктант за I четверть

1




30

Анализ итогового контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Части речи. Морфологические признаки частей речи

1




31

Наречие как часть речи

1




32

Правописание наречий

1




33

Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван-Царевич на Сером волке»

1




Имя существительное (34 часа)

34

Анализ сочинения. Работа над ошибками.

Распознавание падежей имён существительных

1




35

Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных

1




36

Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах

1




37

Обобщение знаний о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные

1




38

Три склонения имён существительных (общее представление)

1-е склонение имён существительных.

1




39

Сочинение по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег»

1




40

Анализ сочинения. Работа над ошибками.

Падежные окончания имён существительных 1-го склонения

1




41

2-е склонение имён существительных

1




42

Падежные окончания имён существительных 2-го склонения

1




43

3-е склонение имён существительных

1




44

Падежные окончания имён существительных 3-го склонения

1




45

Обучающее изложение по тексту Н.Сладкова

1




46

Анализ изложения. Работа над ошибками.

Падежные окончания имён существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

1




47

Именительный и винительный падежи

1




48

Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже

1




49

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных

1





50

Словарный диктант

Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже

1




51

Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах

1




52

Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже

1




53

Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже

1




54

Сочинение по репродукции картины художника

В.А. Тропинина «Кружевница»

1




55

Анализ сочинения

Работа над ошибками Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах

1




56

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.

1




57

Обобщение по теме « Правописание

безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

1




58

Склонение имён существительных во множественном числе

1




59

Именительный падеж имён существительных множественного числа

1




60

Итоговый контрольный диктант за I полугодие

1




61

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Родительный падеж имён существительных множественного числа

1




62

Винительный падеж одушевлённых имён существительных множественного числа

1




63

Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа

1




64

Обучающее изложение по тексту Ю. Яковлева

1




65

Анализ изложения. Работа над ошибками.

Обобщение по теме « Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе»

1




66

Проект «Говорите правильно!»

1




67

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1




Имя прилагательное (27 часов)

68

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

Имя прилагательное как часть речи

1




69

Род и число имён прилагательных

1




70

Склонение имён прилагательных.

1




71

Сочинение по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов»

1




72

Анализ сочинения. Работа над ошибками.

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

1




73

Именительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода

1




74

Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

1




75

Словарный диктант

Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода

1




76

Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода

1




77

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах

1




78

Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина»

1




79

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе

1




80

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода

1




81

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода

1




82

Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода

1




83

Обучающее изложение по тексту Г.Скребицкого

1




84

Анализ изложения. Работа над ошибками.

Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных

1




85

Склонение имён прилагательных во множественном числе

1




86

Сочинение-отзыв по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости»

1




87

Анализ сочинения. Работа над ошибками.

Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа

1




88

Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа

1




89

Обучающее изложение по тексту Ю. Яковлева

1




90

Анализ изложения. Работа над ошибками.

Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа.

1




91

Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных множественного числа

1




92

Сочинение-отзыв по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

1




93

Анализ сочинения. Работа над ошибками.

Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

1




94

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1




Местоимение (8 часов)

95

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Местоимение как часть речи Личные местоимения

1




96

Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа.

1




97

Обучающее изложение по тексту В. Железникова

1




98

Анализ изложения. Работа над ошибками.

Склонение личных местоимений

3-го лица единственного и множественного числа

1




99

Итоговый контрольный диктант за III четверть

1




100

Анализ итогового контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи.

1




101

Морфологический разбор местоимения.

Обобщение по теме «Местоимение»

1




102

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

1




Глагол (24 часа)

103

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Глагол как часть речи (повторение)

1




104

Время глагола

1




105

Неопределённая форма глагола

1




106

Изложение по тексту В. Бочарникова

1




107

Анализ изложения. Работа над ошибками.

Изменение глаголов по временам

1




108

Спряжение глаголов

1




109

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе

1




110

Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода»

1




111

Анализ сочинения. Работа над ошибками.

Ι и ΙΙ спряжение глаголов настоящего времени

1




112

Ι и ΙΙ спряжение глаголов будущего времени

1




113

Личные окончания глаголов I и II спряжений

1




114

Проект «Пословицы и поговорки»

1




115

Правописание безударных личных окончаний глаголов Ι и ΙΙ спряжения в настоящем и в будущем времени

1




116

Правописание безударных личных окончаний глаголов Ι и ΙΙ спряжения в настоящем и в будущем времени

1




117

Словарный диктант

Правописание безударных личных окончаний глаголов Ι и ΙΙ спряжения в настоящем и в будущем времени

1




118

Правописание возвратных глаголов

1




119

Правописание – тся и – ться в возвратных глаголах

1




120

Правописание – тся и – ться в возвратных глаголах

1




121

Правописание глаголов в прошедшем времени

1




122

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени

1




123

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени

1




124

Изложение по тексту К.Паустовского

1




125

Анализ изложения. Работа над ошибками. Морфологический разбор глагола. Обобщение по теме «Глагол»

1




126

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1




Повторение (10 часов)

127

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Повторение по теме «Наша речь и наш язык», « Текст»

1




128

Повторение по теме «Предложение и словосочетание»

1




129

Сочинение по репродукции картины И.И.Шишкина «Рожь»

1




130

Анализ сочинения. Работа над ошибками.

Повторение по теме «Лексическое значение слова»

1




131

Повторение по теме «Состав слова»

1




132

Итоговый контрольный диктант за год

1




133

Анализ итогового контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Повторение по теме «Состав слова»

1




134

Изложение по тексту К.Паустовского

1




135

Анализ изложения. Работа над ошибками

Повторение по теме « Части речи»

1




136

Повторение по теме «Звуки и буквы»

1






Приложения

Контрольно-измерительный материал

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Трусиха.

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой. А Андрюша умел только ползать.

Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.

Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.

Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.

Ребята выходили из своих убежищ. Счастливый Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.

По Н. Артюховой

Слова для справок: врассыпную, наперерез, навзрыд

Грамматическое задание

 1.Выписать из текста предложения, соответствующие схемам. 

1 вариант О , О и О. {___ ____}, а {___ ____}. 2 вариант О и О{___ ____}, {___ ____}.

2. Выписать из предложения словосочетания, графически обозначить главное и зависимое слова. 

1 вариант Огромный пёс нёсся прямо на девочку. 2 вариант Ребята выходили из своих убежищ.

3. Сделать звуко – буквенный разбор слова: 1вариант – вдруг, 2 вариант – очень.


Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Как мужик убрал камень

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.

Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вывести их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.

А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.

Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку. По Л. Толстому

Слова для справок: его, тысяч, предложил. 

Грамматическое задание 

1. Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2, 3 – го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.

2. Выполнить звуко - буквенный разбор слова: 1вариант – его, 2вариант – шесть.

3. Разобрать имя существительное как часть речи: 1вариант – (за) выдумку, 2 вариант–инженеров.

4*. Составить из слов пословицы. Выделить окончания имён существительных. 

1) Радость, кудри, печаль, секутся, вьются. 2) Мать, не, лучше, друг, сыщешь. 3) Радость, шаг, один, печаль.


Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Зимний день

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.

Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.

Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом.


Грамматическое задание

  1. Выписать три словосочетания «прил. + сущ.» Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных.

2. Составить три словосочетания: прил. + сущ. м. р. в Т. п., прил. + сущ. ср. р. в Д.п., прил. + сущ. ж. р. в П. п. 

3. Списать, вставить подходящие по смыслу имена прилагательные. 1) В…, …, …уборе стоит осенний лес. 2) На …небе загорелись… звёзды.

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

Лесной голосок

      В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя.

     Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она - от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.

     Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая – кукушка!

 Грамматическое задание

 1. Выписать из текста местоимения, указать их лицо, число и падеж.

2. Распределить слова по группам и записать в два столбика. Для, он, по, её, от, за, вы, нам, у, тебе. 

3. Списать, вставить подходящие по смыслу местоимения. 

     В субботу… пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На… были красные, жёлтые, оранжевые листья. …встал под деревом. На … дождём посыпались осенние листья.


Контрольный диктант по теме «Глагол»

Совесть

      Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.

    На тропинке Нине встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.

     Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина провела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.

     Прибежала собака. Книги не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть.

По А. Гайдару

Грамматическое задание 

1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число и род. 2. Поставить глаголы в неопределённую форму. Пришла, идёт, посмотрит.


Слова с непроверяемым написанием для изучения в 4 классе

Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, беседовать, библиотека, библиотекарь, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, килограмм, километр, командир, комбайн, комбайнер, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, овца, одиннадцать, пассажир, пассажирский, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, путешественник, расстояние, салют, сверкать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.



Спецификация

входной контрольной работы по русскому языку

для учащихся 4 классов начальной школы

Цель работы - определение уровня усвоения учащимися основных знаний и умений по русскому языку за 3 класс начальной школы, выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения у обучающихся и выявления динамики результативности обучения.

Содержание работы отобрано в соответствии с требованиями ФГОС НОО и авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Русский язык», УМК «Школа России».

Структура контрольной работы

Контрольная работа состоит из диктанта и четырёх грамматических заданий, одно из которых повышенной сложности, второе и третье грамматические задания по вариантам.

Диктант проверяет у учащихся умение разборчиво и аккуратно писать под диктовку текст с изученными ранее орфограммами и пунктограммами.  Также проверяет сформированность умения правильно  ставить знаки препинания в конце  предложения, в предложениях с однородными членами.

Уровень сложности грамматических заданий 1-3 не выходит за рамки программных требований, что позволяет выявить степень сформированности следующих знаний:

Умение находить слова с орфограммами в корне: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным. Подбирать проверочные слова.

Умение выполнять звуко - буквенный разбор слова.

Умение выполнять морфологический разбор имени существительного, прилагательного, глагола.

Умение находить грамматическую основу.

4 грамматическое задание повышенной сложности позволяет выявить умение находить в тексте слова с противоположным значением.

Перечень требований, предметных умений, проверяемых в контрольной работе по русскому языку у учащихся 4 класса

Блоки содержания

Проверяемые умения

Фонетика

Различать произношение и написание слов, сопоставлять количество звуков и букв в словах.

Состав слова

Правильно писать гласные и согласные в приставках.

Морфология

Определять изученные части речи (имена существительные, прилагательные, глаголы)

Синтаксис

Находить грамматическую основу в простых предложениях

Орфография

Правильно писать слова с традиционными написаниями

Правильно писать проверяемые орфограммы в корне слова, подбирать проверочные слова.

Правильно писать предлоги и приставки.

Правильно писать слова с непроверяемыми написаниями.

Правильно писать с двойными согласными.

Правильно употреблять разделительный ь.

Правильно употреблять ь – как показатель мягкости согласного.

Правильно писать безударные родовые окончания имен сущ. и прилагательных.

Правильно писать безударные падежные окончания им. существительных.

Пунктуация

Правильно употреблять знаки препинания в конце предложений (точка, вопросительный, восклицательный знак).

Правильно употреблять запятую при однородных членах предложения, в сложных предложениях.

Время выполнения контрольной работы- 40 минут

Оценивание

Диктант

«5» - за работу, в которой нет ошибок.

«4» - за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.

«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.

«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Учёт ошибок в диктанте:

1.Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).

2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».

Ошибкой считается:

1.Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

Грамматическое задание

«5» - без ошибок.

«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Задание повышенной сложности (со звёздочкой) оценивается отдельно: выполнил, не выполнил.

Отметки за выполнения работы заносятся в итоговую таблицу. В последних строках таблицы указывается % выполнения каждого задания по классу в целом. Подводится итог количества «5», «4», «3», «2»; % успеваемости, качества знаний; выставляется средний балл за написание диктанта и выполнение грамматического задания

п/п

ФИ учащегося

Отметка за диктант

Выполнение грамматических заданий

Отметка за грамматическое задание

1

2

3

4

1








2








% выполнения







За диктант «5» - , «4» - , «3» - , «2» -

За диктант Успеваемость - % Качество знаний - % Средний балл –

За грамматическое задание «5» - , «4» - , «3» - , «2» -

За грамматическое задание Успеваемость - % Качество знаний - % Средний балл –

Клюква

      Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.

     В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку с многими клюквинками.


       Слова для справок: растёт, бывает, превратилась.  По М. Пришвину

Грамматическое задание 

1. Выписать по одному слову с орфограммами в корне: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным. Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы.

2. Выполнить звуко - буквенный разбор слова: вариант 1 - ягода, вариант 2 – поздно.

3. Обозначить грамматическую основу: вариант 1- в третьем предложении, вариант 2- в шестом предложении.

4.* Выписать из текста слова с противоположным значением.



Спецификация

контрольной работы по русскому языку за I четверть

для учащихся 4 классов начальной школы

Цель работы - определение уровня усвоения учащимися основных знаний и умений по русскому языку за I четверть, выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения у обучающихся и выявления динамики результативности обучения.

Содержание работы отобрано в соответствии с требованиями ФГОС НОО и авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Русский язык», УМК «Школа России».

Структура контрольной работы

Контрольная работа состоит из диктанта и четырёх грамматических заданий, одно из которых повышенной сложности, первое, второе и третье грамматические задания по вариантам.

Диктант проверяет у учащихся умение разборчиво и аккуратно писать под диктовку текст с изученными ранее орфограммами и пунктограммами.  Также проверяет сформированность умения правильно  ставить знаки препинания в конце  предложения, в предложениях с однородными членами.

Уровень сложности грамматических заданий 1-3 не выходит за рамки программных требований, что позволяет выявить степень сформированности следующих знаний:

Умение находить сложное предложение, предложение с однородными членами.

Умение выполнять разбор слова по составу

Умение выполнять звуко - буквенный разбор слова.

4 грамматическое задание повышенной сложности позволяет выявить умение находить в предложении многозначное слово, составлять с ним словосочетания в разных значениях слова

Перечень требований, предметных умений, проверяемых в контрольной работе по русскому языку у учащихся 4 класса

Блоки содержания

Проверяемые умения

Фонетика

Различать произношение и написание слов, сопоставлять количество звуков и букв в словах.

Состав слова

Правильно писать гласные и согласные в приставках.

Морфология

Определять изученные части речи (имена существительные, прилагательные, глаголы)

Синтаксис

Находить грамматическую основу в простых предложениях

Орфография

Правильно писать слова с традиционными написаниями

Правильно писать проверяемые орфограммы в корне слова, подбирать проверочные слова.

Правильно писать предлоги и приставки.

Правильно писать слова с непроверяемыми написаниями.

Правильно писать с двойными согласными.

Правильно употреблять разделительный ь.

Правильно употреблять ь – как показатель мягкости согласного.

Правильно писать безударные родовые окончания имен сущ. и прилагательных.

Правильно писать безударные падежные окончания им. существительных.

Пунктуация

Правильно употреблять знаки препинания в конце предложений (точка, вопросительный, восклицательный знак).

Правильно употреблять запятую при однородных членах предложения, в сложных предложениях.

Время выполнения контрольной работы- 40 минут

Оценивание

Диктант

«5» - за работу, в которой нет ошибок.

«4» - за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.

«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.

«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Учёт ошибок в диктанте:

1.Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).

2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».

Ошибкой считается:

1.Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

Грамматическое задание

«5» - без ошибок.

«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Задание повышенной сложности (со звёздочкой) оценивается отдельно: выполнил, не выполнил.

Отметки за выполнения работы заносятся в итоговую таблицу. В последних строках таблицы указывается % выполнения каждого задания по классу в целом. Подводится итог количества «5», «4», «3», «2»; % успеваемости, качества знаний; выставляется средний балл за написание диктанта и выполнение грамматического задания

п/п

ФИ учащегося

Отметка за диктант

Выполнение грамматических заданий

Отметка за грамматическое задание

1

2

3

4

1








2








% выполнения







За диктант «5» - , «4» - , «3» - , «2» -

За диктант Успеваемость - % Качество знаний - % Средний балл –

За грамматическое задание «5» - , «4» - , «3» - , «2» -

За грамматическое задание Успеваемость - % Качество знаний - % Средний балл


Осень

Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберёзовики, подосиновики, рыжики.

Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз уже оголились.

Слова для справок: краснеет

Грамматическое задание 

1. Выписать предложение:

1вариант – с однородными членами, 2вариант – сложное.

2. Разобрать слова по составу: 1вариант – ранняя, подберёзовики, грустно, 2вариант – холодная, подосиновики, медленно.

3. Сделать звуко – буквенный разбор слова: 1вариант – поздний, 2вариант – гриб.

4*. Найти в третьем предложении многозначное слово, составить с ним словосочетания в разных значениях



Спецификация

контрольной работы по русскому языку за I полугодие

для учащихся 4 классов начальной школы

Цель работы - определение уровня усвоения учащимися основных знаний и умений по русскому языку за I полугодие, выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения у обучающихся и выявления динамики результативности обучения.

Содержание работы отобрано в соответствии с требованиями ФГОС НОО и авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Русский язык», УМК «Школа России».

Структура контрольной работы

Контрольная работа состоит из диктанта и четырёх грамматических заданий, одно из которых повышенной сложности, третье грамматические задания по вариантам.

Диктант проверяет у учащихся умение разборчиво и аккуратно писать под диктовку текст с изученными ранее орфограммами и пунктограммами.  Также проверяет сформированность умения правильно  ставить знаки препинания в конце  предложения, в предложениях с однородными членами.

Уровень сложности грамматических заданий 1-3 не выходит за рамки программных требований, что позволяет выявить степень сформированности следующих знаний:

Умение находить в тексте словосочетания с именами существительными во множественном числе. Определять падеж и склонение имён существительных

Умение записывать существительные, данные в скобках, в форме родительного падежа множественного числа.

Умение выполнять разбор слова как часть речи.

4 грамматическое задание повышенной сложности позволяет выявить умение записывать противоположные по значению фразеологизмы парами


Перечень требований, предметных умений, проверяемых в контрольной работе по русскому языку у учащихся 4 класса

Блоки содержания

Проверяемые умения

Фонетика

Различать произношение и написание слов, сопоставлять количество звуков и букв в словах.

Состав слова

Правильно писать гласные и согласные в приставках.

Морфология

Определять изученные части речи (имена существительные, прилагательные, глаголы)

Синтаксис

Находить грамматическую основу в простых предложениях

Орфография

Правильно писать слова с традиционными написаниями

Правильно писать проверяемые орфограммы в корне слова, подбирать проверочные слова.

Правильно писать предлоги и приставки.

Правильно писать слова с непроверяемыми написаниями.

Правильно писать с двойными согласными.

Правильно употреблять разделительный ь.

Правильно употреблять ь – как показатель мягкости согласного.

Правильно писать безударные родовые окончания имен сущ. и прилагательных.

Правильно писать безударные падежные окончания им. существительных.

Пунктуация

Правильно употреблять знаки препинания в конце предложений (точка, вопросительный, восклицательный знак).

Правильно употреблять запятую при однородных членах предложения, в сложных предложениях.

Время выполнения контрольной работы- 40 минут

Оценивание

Диктант

«5» - за работу, в которой нет ошибок.

«4» - за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.

«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.

«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Учёт ошибок в диктанте:

1.Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).

2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».

Ошибкой считается:

1.Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

Грамматическое задание

«5» - без ошибок.

«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Задание повышенной сложности (со звёздочкой) оценивается отдельно: выполнил, не выполнил.

Отметки за выполнения работы заносятся в итоговую таблицу. В последних строках таблицы указывается % выполнения каждого задания по классу в целом. Подводится итог количества «5», «4», «3», «2»; % успеваемости, качества знаний; выставляется средний балл за написание диктанта и выполнение грамматического задания

п/п

ФИ учащегося

Отметка за диктант

Выполнение грамматических заданий

Отметка за грамматическое задание

1

2

3

4

1








2








% выполнения







За диктант «5» - , «4» - , «3» - , «2» -

За диктант Успеваемость - % Качество знаний - % Средний балл –

За грамматическое задание «5» - , «4» - , «3» - , «2» -

За грамматическое задание Успеваемость - % Качество знаний - % Средний балл


Итоговый контрольный диктант за I полугодие

Лес

Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, тёплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству.

С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары.

Леса наши – это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами.


Слова для справок: хибарки, кладезь, рачительные. 

Грамматическое задание 

1. Выписать три словосочетания с именами существительными во множественном числе. Определить падеж и склонение имён существительных.

2.Списать предложения. Имена существительные, данные в скобках, записать в форме родительного падежа множественного числа. Сок (апельсины) и (мандарины) содержит много (витамины). Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).

 3. Разобрать имя существительное как часть речи: 1 вариант – вредителей, 2 вариант – гусениц.

4*. Записать противоположные по значению фразеологизмы парами. Семи пядей во лбу, ворон считать, держать ухо востро, без царя в голове.

Спецификация

контрольной работы по русскому языку за III четверть

для учащихся 4 классов начальной школы

Цель работы - определение уровня усвоения учащимися основных знаний и умений по русскому языку за III четверть, выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения у обучающихся и выявления динамики результативности обучения.

Содержание работы отобрано в соответствии с требованиями ФГОС НОО и авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Русский язык», УМК «Школа России».

Структура контрольной работы

Контрольная работа состоит из диктанта и трёх грамматических заданий, одно из которых повышенной сложности, третье грамматические задания по вариантам.

Диктант проверяет у учащихся умение разборчиво и аккуратно писать под диктовку текст с изученными ранее орфограммами и пунктограммами.  Также проверяет сформированность умения правильно  ставить знаки препинания в конце  предложения, в предложениях с однородными членами.

Уровень сложности грамматических заданий не выходит за рамки программных требований, что позволяет выявить степень сформированности следующих знаний:

Умение находить в тексте существительные и определять склонение.

Умение выполнить морфологический разбор любого имени прилагательного.

Умение определять падеж прилагательных.


Перечень требований, предметных умений, проверяемых в контрольной работе по русскому языку у учащихся 4 класса

Блоки содержания

Проверяемые умения

Фонетика

Различать произношение и написание слов, сопоставлять количество звуков и букв в словах.

Состав слова

Правильно писать гласные и согласные в приставках.

Морфология

Определять изученные части речи (имена существительные, прилагательные, глаголы)

Синтаксис

Находить грамматическую основу в простых предложениях

Орфография

Правильно писать слова с традиционными написаниями

Правильно писать проверяемые орфограммы в корне слова, подбирать проверочные слова.

Правильно писать предлоги и приставки.

Правильно писать слова с непроверяемыми написаниями.

Правильно писать с двойными согласными.

Правильно употреблять разделительный ь.

Правильно употреблять ь – как показатель мягкости согласного.

Правильно писать безударные родовые окончания имен сущ. и прилагательных.

Правильно писать безударные падежные окончания им. существительных.

Пунктуация

Правильно употреблять знаки препинания в конце предложений (точка, вопросительный, восклицательный знак).

Правильно употреблять запятую при однородных членах предложения, в сложных предложениях.

Время выполнения контрольной работы- 40 минут

Оценивание

Диктант

«5» - за работу, в которой нет ошибок.

«4» - за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.

«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.

«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Учёт ошибок в диктанте:

1.Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).

2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».

Ошибкой считается:

1.Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

Грамматическое задание

«5» - без ошибок.

«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Отметки за выполнения работы заносятся в итоговую таблицу. В последних строках таблицы указывается % выполнения каждого задания по классу в целом. Подводится итог количества «5», «4», «3», «2»; % успеваемости, качества знаний; выставляется средний балл за написание диктанта и выполнение грамматического задания

п/п

ФИ учащегося

Отметка за диктант

Выполнение грамматических заданий

Отметка за грамматическое задание

1

2

3


1







2







% выполнения






За диктант «5» - , «4» - , «3» - , «2» -

За диктант Успеваемость - % Качество знаний - % Средний балл –

За грамматическое задание «5» - , «4» - , «3» - , «2» -

За грамматическое задание Успеваемость - % Качество знаний - % Средний балл


Праздник света

Март считают радостным праздником света. Лучи яркого солнца освещают лесные поляны. На синем небе легкие облака. На ветках деревьев блестят праздничные сосульки. Крепким настом покрыты долины. Можно без лыж идти по хрустальному снегу. Чуткое ухо охотника ловит весенние звуки. Над головой слышна трель пестрого дятла. На старой ели робко перелетают с ветки на ветку птенцы клестов. Птенчики родились в зимнюю стужу, и сейчас они первыми встречают весну. Из далекой Африки летят на родину грачи и скворцы.

Грамматическое задание

  1. Выписать три существительных и определить склонение.

2. Выполнить морфологический разбор любого имени прилагательного.

3. Определить падеж прилагательных: 1 вариант - радостным (праздником),на синем (небе),по хрустальному (снегу).; 2 вариант – пёстрого (дятла),на старой (ели), из далёкой (Африки)



Спецификация

итоговой контрольной работы за год по русскому языку

для учащихся 4 классов начальной школы

Цель работы - определить уровень достижения учащимися 4 классов предметных знаний и умений по основным разделам программы.

Содержание работы отобрано в соответствии с требованиями ФГОС НОО и авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Русский язык», УМК «Школа России».

Структура контрольной работы

Контрольная работа состоит из диктанта и трёх грамматических заданий.

Диктант проверяет у учащихся умение разборчиво и аккуратно писать под диктовку текст с изученными ранее орфограммами и пунктограммами.  Также проверяет сформированность умения правильно  ставить знаки препинания в конце  предложения, в предложениях с однородными членами.

Уровень сложности грамматических заданий не выходит за рамки программных требований, что позволяет выявить степень сформированности следующих знаний:

Умение находить главные члены предложения. Выписывать словосочетания из предложения. Определять части речи.

Умение находить словосочетание и выписывать его.

Умение выполнять морфологический разбор слова.

Умение выполнять звуко – буквенный разбор слова


Перечень требований, предметных умений, проверяемых в контрольной работе по русскому языку у учащихся 4 класса

Блоки содержания

Проверяемые умения

Фонетика

Различать произношение и написание слов, сопоставлять количество звуков и букв в словах.

Состав слова

Правильно писать гласные и согласные в приставках.

Морфология

Определять изученные части речи (имена существительные, прилагательные, глаголы)

Синтаксис

Находить грамматическую основу в простых предложениях

Орфография

Правильно писать слова с традиционными написаниями

Правильно писать проверяемые орфограммы в корне слова, подбирать проверочные слова.

Правильно писать предлоги и приставки.

Правильно писать слова с непроверяемыми написаниями.

Правильно писать с двойными согласными.

Правильно употреблять разделительный ь.

Правильно употреблять ь – как показатель мягкости согласного.

Правильно писать безударные родовые окончания имен сущ. и прилагательных.

Правильно писать безударные падежные окончания им. существительных.

Пунктуация

Правильно употреблять знаки препинания в конце предложений (точка, вопросительный, восклицательный знак).

Правильно употреблять запятую при однородных членах предложения, в сложных предложениях.

Время выполнения контрольной работы- 40 минут

Оценивание

Диктант

«5» - за работу, в которой нет ошибок.

«4» - за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.

«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.

«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Учёт ошибок в диктанте:

1.Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).

2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».

Ошибкой считается:

1.Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

Грамматическое задание

«5» - без ошибок.

«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Отметки за выполнения работы заносятся в итоговую таблицу. В последних строках таблицы указывается % выполнения каждого задания по классу в целом. Подводится итог количества «5», «4», «3», «2»; % успеваемости, качества знаний; выставляется средний балл за написание диктанта и выполнение грамматического задания

п/п

ФИ учащегося

Отметка за диктант

Выполнение грамматических заданий

Отметка за грамматическое задание

1

2

3


1







2







% выполнения






За диктант «5» - , «4» - , «3» - , «2» -

За диктант Успеваемость - % Качество знаний - % Средний балл –

За грамматическое задание «5» - , «4» - , «3» - , «2» -

За грамматическое задание Успеваемость - % Качество знаний - % Средний балл

Последние денёчки

    Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.

     Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.


Грамматическое задание 

1. В последнем предложении выделить основу, выписать словосочетания. Над каждым словом указать части речи.

2. Разобрать слова как части речи. Укрыли, молочным, (за) ночь. 

3. Выполнить звуко – буквенный разбор слова ледяные.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!