МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Бутурлиновский муниципальный район Воронежской области
МКОУ Кучеряевская ООШ
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
ШМО | Заместитель директора по УВР | Директор |
Руководитель ШМО | ______________Саратовская Л. А. | ______________Солодунова В. В. |
Протокол №1 | Приказ №56 |
______________Семенютина С. Н. |
Протокол №5 | от "31" мая 2022 г. | от "31" мая 2022 г. |
от "31" мая 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1035320)
учебного предмета
«Русский язык»
для 3 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Нестеренко Галина Викторовна
учитель начальных классов
Кучеряевка 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 3 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приори‐теты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает
значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовнонравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов —длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные
представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по
совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», в 3 классе — 136 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно‐нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; пони‐мание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
— овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;
— овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка:
фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
— развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сведения о русском языке
Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.
Фонетика и графика
Звуки русского языка: гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный
твёрдый/мягкий, парный/непарный, согласный глухой/звонкий, парный/непарный; функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного). Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Орфоэпия
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.
Лексика
Повторение: лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление).
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного) Однокоренные слова и формы одного и того же слова Корень, приставка, суффикс — значимые части слова Нулевое окончание (ознакомление)
Морфология
Части речи
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя
существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имён прилагательных. Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени.
Частица не, её значение.
Синтаксис
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Второстепенные
члены предложения (без деления на виды). Предложения распространённые и нераспространённые. Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Орфография и пунктуация
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
— разделительный твёрдый знак;
— непроизносимые согласные в корне слова;
— мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
— безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения);
— безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне наблюдения);
— раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
— непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
— раздельное написание частицы не с глаголами.
Развитие речи
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Жанр письма, объявления.
Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Изучающее, ознакомительное чтение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелатель ности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
— объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
— устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); — соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; — соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
— объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации; — характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
— производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования); — определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;
— различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и синонимы;
— находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
— выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;
— распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи); — определять значение слова в тексте;
— распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён
существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
— распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имён
прилагательных: род, число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных;
— распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени — по родам; — распознавать личные местоимения (в начальной форме); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
— различать предлоги и приставки;
— определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
— находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
— распознавать распространённые и нераспространённые предложения; находить место
орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правопи‐сания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами;
— правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов;
— писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил
правописания;
— находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
— понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;
— формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и письменно (1—2 предложения);
— строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3—5 предложений на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2—4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;
— определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но);
— определять ключевые слова в тексте;
— определять тему текста и основную мысль текста;
— выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;
— составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
— писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану;
— объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия; — уточнять значение слова с помощью толкового словаря.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
Раздел 1. Сведения о русском языке |
1.1. | Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент | 1 | 0 | 1 | | Коллективное прочтение статьи 68 Конституции Российской Федерации: «1. Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации»; Рассказпояснение учителя на тему «Русский язык как государственный язык Российской Федерации»; Учебный диалог, в ходе которого формулируются суждения о многообразии языкового пространства России и о значении русского языка как государственного языка Российской Федерации; Работа в парах: придумать ситуацию применения русского языка как государственного языка Российской Федерации; Обсуждение возможности использования лингвистического мини-эксперимента как метода изучения языка; Учебный диалог «Как выбирать источник информации при выполнении мини-эксперимента?»; Практические работы во всех разделах курса, в ходе которых развивается умение анализировать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
Итого по разделу: | 1 | |
Раздел 2. Фонетика и графика |
2.1. | Повторение: звуки русского языка: гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, парный/непарный, согласный глухой/звонкий, парный/непарный; функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков | 1 | 0 | 1 | | Упражнение: определить существенный признак для классификации звуков; Работа в парах: классификация предложенного набора звуков с последующей коллективной проверкой; Комментированное выполнение задания, связанного с объяснением различий в звукобуквенном составе слов с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными; Работа в группах: определение соотношения количества звуков и букв в предложенном наборе слов, заполнение таблицы с тремя колонками: количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв; Самостоятельная работа по систематизации информации: записывать предложенный набор слов в алфавитном порядке; Дифференцированное задание: нахождение ошибок при выполнении задания расставить фамилии в алфавитном порядке; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
2.2. | Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными | 1 | 0 | 1 | | Упражнение: определить существенный признак для классификации звуков; Работа в парах: классификация предложенного набора звуков с последующей коллективной проверкой; Комментированное выполнение задания, связанного с объяснением различий в звукобуквенном составе слов с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными; Работа в группах: определение соотношения количества звуков и букв в предложенном наборе слов, заполнение таблицы с тремя колонками: количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв; Самостоятельная работа по систематизации информации: записывать предложенный набор слов в алфавитном порядке; Дифференцированное задание: нахождение ошибок при выполнении задания расставить фамилии в алфавитном порядке; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
2.3. | Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами | 1 | 0 | 1 | | Упражнение: определить существенный признак для классификации звуков; Работа в группах: определение соотношения количества звуков и букв в предложенном наборе слов, заполнение таблицы с тремя колонками: количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв; Практическая работа: расставить книги в библиотечном уголке класса в алфавитном порядке, ориентируясь на фамилию автора; Практическая работа при изучении всех разделов курса, связанная с применением знания алфавита при работе со словарями, справочниками; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
Итого по разделу: | 3 | |
Раздел 3. Лексика |
3.1. | Повторение: лексическое значение слова. | 2 | 0 | 2 | | Рассказ учителя «Способы толкования лексического значения слова»; Практическая работа с учебным толковым словарём, поиск в словаре значений нескольких слов, целью работы является освоение в процессе практической деятельности принципа построения толкового словаря; Самостоятельная работа: выписывание значений слов из толкового словаря в учебнике или из толкового словаря на бумажном или электронном носителе; Творческое задание: составление словарных статей, объясняющих слова, о значении которых удалось догадаться по контексту, с последующим сравнением составленного толкования со словарной статьёй в учебном толковом словаре; Наблюдение за употреблением слов в переносном значении с использованием юмористических рисунков; Работа в парах: соотнесение устаревших слов с их современными синонимами; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
3.2. | Прямое и переносное значение слова (ознакомление). | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа с учебным толковым словарём, поиск в словаре значений нескольких слов, целью работы является освоение в процессе практической деятельности принципа построения толкового словаря; Самостоятельная работа: выписывание значений слов из толкового словаря в учебнике или из толкового словаря на бумажном или электронном носителе; Творческое задание: составление словарных статей, объясняющих слова, о значении которых удалось догадаться по контексту, с последующим сравнением составленного толкования со словарной статьёй в учебном толковом словаре; Практическая работа: ведение собственных толковых словариков; Наблюдение за употреблением слов в переносном значении с использованием юмористических рисунков; Комментированное выполнение заданий, направленных на развитие умения анализировать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении; Работа в парах: нахождение в тексте слов в переносном значении; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
3.3. | Устаревшие слова (ознакомление) | 1 | 0 | 1 | | Работа в группах: работа с ситуациями, в которых необходимо сравнивать прямое и переносное значение слов, подбирать предложения, в которых слово употреблено в прямом/ переносном значении; Работа в парах: соотнесение устаревших слов с их современными синонимами; Работа в группах: нахождение в тексте устаревших слов и установление их значения; Творческое задание: придумать несколько ситуаций, в которых возникает необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения слова; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
Итого по разделу: | 4 | |
Раздел 4. Состав слова (морфемика) |
4.1. | Повторение: корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова. | 4 | 0 | 4 | | Учебный диалог «Чем похожи родственные слова, чем они различаются? Как найти корень слова?»; Наблюдение за группами родственных слов, поиск для каждой группы слова, с помощью которого можно объяснить значение родственных слов; Упражнение: выделение корня в предложенных словах с опорой на алгоритм выделения корня; Комментированный анализ текста: поиск в нём родственных слов; Работа в парах: обнаружение среди родственных слов слова с омонимичным корнем; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
4.2. | Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень, приставка, суффикс — значимые части слова. Нулевое окончание (ознакомление) | 4 | 1 | 3 | | Самостоятельная работа: объединение в группы слов с одним и тем же корнем; Дифференцированное задание: контролировать правиль‐ность объединения родственных слов в группы при работе с группами слов с омонимичными корнями; Объяснение роли и значения суффиксов/приставок; Работа в группах: анализ текста с установкой на поиск в нём слов с заданными приставками/суффиксами; Наблюдение за словами с нулевым окончанием; Совместное построение алгоритма разбора слова по составу; Тренинг в разборе слов по составу в соответствии с отрабатываемым алгоритмом, корректировка с помощью учителя своих учебных действий для преодоления ошибок при выделении в слове корня, окончания, приставки, суффикса; Комментированное выполнение анализа заданных схем состава слова и подбор слов заданного состава; Дифференцированное задание: обнаружение ошибок в установлении соответствия схем состава слова и слов; | Устный опрос; Письменный контроль; Диктант; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
Итого по разделу: | 8 | |
Раздел 5. Морфология |
5.1. | Части речи. Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. | 2 | 0 | 2 | | Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем слова по частям речи?»; Составление по результатам диалога таблицы «Части речи», по горизонтали в строках таблицы отражены следующие параметры: «Значение», «Вопросы», «Какие признаки не изменяются», «какие признаки изменяются»; Наблюдение за грамматическими признаками имён суще‐ствительных, соотнесение сделанных выводов с информаци ей в учебнике; Дифференцированное задание: нахождение в ряду имён существительных такого слова, которое по какому-то грамматическому признаку отличается от остальных слов в ряду; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
5.2. | Имена существительные единственного и множественного числа. | 2 | 0 | 2 | | Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем слова по частям речи?»; Составление по результатам диалога таблицы «Части речи», по горизонтали в строках таблицы отражены следующие параметры: «Значение», «Вопросы», «Какие признаки не изменяются», «какие признаки изменяются»; Упражнение: группировка предложенного набора слов на основании того, какой частью речи они являются; Наблюдение за грамматическими признаками имён суще‐ствительных, соотнесение сделанных выводов с информаци ей в учебнике; Работа в парах: нахождение у группы имён существительных грамматического признака, который объединяет эти имена существительные в группу; Практическая работа: изменение имён существительных по указанному признаку; Работа в группах: объединение имён существительных в группы по определённому признаку (например, род или число); Дифференцированное задание: нахождение в ряду имён существительных такого слова, которое по какому-то грамматическому признаку отличается от остальных слов в ряду; Наблюдение за соотнесением формы имени прилагательного с формой имени существительного, формулирование вывода по результатам наблюдения, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике; Комментированное выполнение задания на нахождение грамматических признаков имён прилагательных; Практическая работа: поиск ошибок на согласование имён существительных и имён прилагательных, исправление найденных ошибок; Наблюдение за грамматическими признаками глаголов (число, время, род в прошедшем времени), формулирование выводов по результатам наблюдений, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике; Практическая работа: анализ текста на наличие в нём глаголов, грамматические характеристики которых даны (из числа изученных); Творческая работа: трансформировать текст, изменяя время глагола; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
5.3. | Имена существительные мужского, женского и среднего рода. | 3 | 0 | 3 | | Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем слова по частям речи?»; Упражнение: группировка предложенного набора слов на основании того, какой частью речи они являются; Наблюдение за грамматическими признаками имён суще‐ствительных, соотнесение сделанных выводов с информаци ей в учебнике; Работа в парах: нахождение у группы имён существительных грамматического признака, который объединяет эти имена существительные в группу; Практическая работа: изменение имён существительных по указанному признаку; Работа в группах: объединение имён существительных в группы по определённому признаку (например, род или число); Дифференцированное задание: нахождение в ряду имён существительных такого слова, которое по какому-то грамматическому признаку отличается от остальных слов в ряду; Комментированное выполнение задания на нахождение грамматических признаков имён прилагательных; Практическая работа: поиск ошибок на согласование имён существительных и имён прилагательных, исправление найденных ошибок; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
5.4. | Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение) | 6 | 1 | 5 | | Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем слова по частям речи?»; Составление по результатам диалога таблицы «Части речи», по горизонтали в строках таблицы отражены следующие параметры: «Значение», «Вопросы», «Какие признаки не изменяются», «какие признаки изменяются»; Упражнение: группировка предложенного набора слов на основании того, какой частью речи они являются; Наблюдение за грамматическими признаками имён суще‐ствительных, соотнесение сделанных выводов с информаци ей в учебнике; Работа в парах: нахождение у группы имён существительных грамматического признака, который объединяет эти имена существительные в группу; Практическая работа: изменение имён существительных по указанному признаку; Работа в группах: объединение имён существительных в группы по определённому признаку (например, род или число); Проверочная работа: проверка умения ориентироваться в изученных понятиях: часть речи, склонение, падеж, время, род; умения соотносить понятие с его краткой характеристикой, объяснять своими словами значение изученных понятий, определять изученные грамматические признаки; | Устный опрос; Письменный контроль; Диктант; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
5.5. | Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. | 2 | 0 | 2 | | Наблюдение за грамматическими признаками имён суще‐ствительных, соотнесение сделанных выводов с информаци ей в учебнике; Работа в парах: нахождение у группы имён существительных грамматического признака, который объединяет эти имена существительные в группу; Практическая работа: изменение имён существительных по указанному признаку; Работа в группах: объединение имён существительных в группы по определённому признаку (например, род или число); Дифференцированное задание: нахождение в ряду имён существительных такого слова, которое по какому-то грамматическому признаку отличается от остальных слов в ряду; Комментированное выполнение задания на нахождение грамматических признаков имён прилагательных; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
5.6. | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | 2 | 1 | 1 | | Упражнение: группировка предложенного набора слов на основании того, какой частью речи они являются; Наблюдение за грамматическими признаками имён суще‐ствительных, соотнесение сделанных выводов с информаци ей в учебнике; Работа в парах: нахождение у группы имён существительных грамматического признака, который объединяет эти имена существительные в группу; Практическая работа: изменение имён существительных по указанному признаку; Работа в группах: объединение имён существительных в группы по определённому признаку (например, род или число); Дифференцированное задание: нахождение в ряду имён существительных такого слова, которое по какому-то грамматическому признаку отличается от остальных слов в ряду; | Устный опрос; Письменный контроль; Диктант; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
5.7. | Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. | 2 | 0 | 2 | | Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем слова по частям речи?»; Наблюдение за соотнесением формы имени прилагательного с формой имени существительного, формулирование вывода по результатам наблюдения, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике; Комментированное выполнение задания на нахождение грамматических признаков имён прилагательных; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
5.8. | Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). | 4 | 1 | 3 | | Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем слова по частям речи?»; Наблюдение за грамматическими признаками имён суще‐ствительных, соотнесение сделанных выводов с информаци ей в учебнике; Наблюдение за соотнесением формы имени прилагательного с формой имени существительного, формулирование вывода по результатам наблюдения, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике; Комментированное выполнение задания на нахождение грамматических признаков имён прилагательных; | Устный опрос; Письменный контроль; Диктант; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
5.9. | Склонение имён прилагательных. | 3 | 0 | 3 | | Наблюдение за соотнесением формы имени прилагательного с формой имени существительного, формулирование вывода по результатам наблюдения, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике; Комментированное выполнение задания на нахождение грамматических признаков имён прилагательных; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
5.10. | Местоимение (общее представление). | 1 | 0 | 1 | | Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем слова по частям речи?»; Наблюдение за ролью местоимений в тексте; Практическая работа: корректировка текста, заключающаяся в замене повторяющихся в тексте имён существительных соответствующими местоимениями; Работа в группах: определение уместности употребления местоимений в тексте, обнаружение речевых ошибок, связанных с неудачным употреблением местоимений; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
5.11. | Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте. | 3 | 1 | 2 | | Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем слова по частям речи?»; Наблюдение за грамматическими признаками глаголов (число, время, род в прошедшем времени), формулирование выводов по результатам наблюдений, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике; Практическая работа: анализ текста на наличие в нём глаголов, грамматические характеристики которых даны (из числа изученных); | Устный опрос; Письменный контроль; Диктант; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
5.12. | Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. | 2 | 0 | 2 | | Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем слова по частям речи?»; Практическая работа: анализ текста на наличие в нём глаголов, грамматические характеристики которых даны (из числа изученных); | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
5.13. | Неопределённая форма глагола. | 2 | 0 | 2 | | ; Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем слова по частям речи?»; Наблюдение за грамматическими признаками глаголов (число, время, род в прошедшем времени), формулирование выводов по результатам наблюдений, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике; Практическая работа: анализ текста на наличие в нём глаголов, грамматические характеристики которых даны (из числа изученных); Обсуждение правильности соотнесения глаголов и грамматических характеристик (из числа изученных); Работа в парах: группировка глаголов на основании изученных грамматических признаков; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
5.14. | Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. | 4 | 0 | 4 | | Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем слова по частям речи?»; Наблюдение за грамматическими признаками глаголов (число, время, род в прошедшем времени), формулирование выводов по результатам наблюдений, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике; Практическая работа: анализ текста на наличие в нём глаголов, грамматические характеристики которых даны (из числа изученных); Творческая работа: трансформировать текст, изменяя время глагола; Обсуждение правильности соотнесения глаголов и грамматических характеристик (из числа изученных); | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
5.15. | Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени. | 4 | 1 | 3 | | Наблюдение за грамматическими признаками глаголов (число, время, род в прошедшем времени), формулирование выводов по результатам наблюдений, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике; Практическая работа: анализ текста на наличие в нём глаголов, грамматические характеристики которых даны (из числа изученных); Обсуждение правильности соотнесения глаголов и грамматических характеристик (из числа изученных); Работа в парах: группировка глаголов на основании изученных грамматических признаков; | Устный опрос; Письменный контроль; Диктант; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
5.16. | Частица не, её значение | 2 | 0 | 2 | | Практическая работа: анализ текста на наличие в нём глаголов, грамматические характеристики которых даны (из числа изученных); Обсуждение правильности соотнесения глаголов и грамматических характеристик (из числа изученных); Работа в парах: группировка глаголов на основании изученных грамматических признаков; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
Итого по разделу: | 44 | |
Раздел 6. Синтаксис |
6.1. | Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. | 2 | 0 | 2 | | Самостоятельная работа: установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении; Учебный диалог, направленный на актуализацию знаний о видах предложений по цели высказывания и по эмоцио‐нальной окраске; Дифференцированное задание: определение признака классификации предложений; Упражнение: нахождение в тексте предложений с заданными характеристиками; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
6.2. | Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. | 2 | 0 | 2 | | Совместное составление алгоритма нахождения главных членов предложения; Упражнения на нахождение подлежащих и сказуемых; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
6.3. | Второстепенные члены предложения (без деления на виды). | 2 | 0 | 2 | | Упражнение: нахождение в тексте предложений с заданными характеристиками; Работа в парах: классификация предложений; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
6.4. | Предложения распространённые и нераспространённые. | 2 | 0 | 2 | | Дифференцированное задание: определение признака классификации предложений; Упражнение: нахождение в тексте предложений с заданными характеристиками; Совместное составление алгоритма нахождения главных членов предложения; Упражнения на нахождение подлежащих и сказуемых; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
6.5. | Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов | 2 | 1 | 1 | | Объяснение выбора нужного союза в предложении с однородными членами; Комментированное выполнение задания на нахождение в тексте предложений с однородными членами; Работа в парах: продолжение ряда однородных членов предложения; Творческое задание: составление предложений с однородными членами; | Устный опрос; Письменный контроль; Диктант; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
Итого по разделу: | 10 | |
Раздел 7. Орфография и пунктуация |
7.1. | Повторение правил правописания, изученных в 1 и 2 классах. | 8 | 1 | 7 | | Учебный диалог «Как планировать свои действия по решению орфографической задачи?», по результатам диалога актуализация последовательности действий по проверке изученных орфограмм; Моделирование алгоритмов применения изучаемых в данном классе орфографических правил, следование составленным алгоритмам; Работа в парах: группировка слов по месту орфограммы; Работа в парах: группировка слов по типу орфограммы; Работа в группах: группировка слов, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слов, написание которых изученными правилами объяснить нельзя; Комментированное выполнение анализа текста на наличие в нём слов с определённой орфограммой; Моделирование предложений, включая в них слова с непроверяемыми орфограммами; Упражнение на развитие контроля: нахождение орфографических ошибок (с указанием на их количество и без такого указания); | Устный опрос; Письменный контроль; Диктант; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
7.2. | Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. . | 12 | 1 | 11 | | Учебный диалог «Как планировать свои действия по решению орфографической задачи?», по результатам диалога актуализация последовательности действий по проверке изученных орфограмм; Моделирование алгоритмов применения изучаемых в данном классе орфографических правил, следование составленным алгоритмам; Работа в парах: группировка слов по месту орфограммы; Работа в парах: группировка слов по типу орфограммы; Работа в группах: группировка слов, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слов, написание которых изученными правилами объяснить нельзя; Комментированное выполнение анализа текста на наличие в нём слов с определённой орфограммой; Моделирование предложений, включая в них слова с непроверяемыми орфограммами; Упражнение на развитие контроля: нахождение орфографических ошибок (с указанием на их количество и без такого указания); Оценивание собственного результата выполнения орфографической задачи, корректировка с помощью учителя своих действий для преодоления ошибок при списывании текстов и записи под диктовку; | Устный опрос; Письменный контроль; Диктант; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
7.3. | Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов | 8 | 1 | 7 | | Работа в парах: группировка слов по месту орфограммы; Упражнение на развитие контроля: нахождение орфографических ошибок (с указанием на их количество и без такого указания); Оценивание собственного результата выполнения орфографической задачи, корректировка с помощью учителя своих действий для преодоления ошибок при списывании текстов и записи под диктовку; Проектное задание: составление собственного словарика трудных слов (тех, написание которых не удаётся сразу запомнить, при написании которых регулярно возникают сомнения и т. д.); Создание ситуации выбора для оценки своих возможностей при выборе упражнений на закрепление орфографического материала; Проблемная ситуация, требующая использования дополнительных источников информации: уточнение написания слов по орфографическому словарю (в том числе на электронном носителе); | Устный опрос; Письменный контроль; Диктант; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
7.4. | Ознакомление с правилами правописания и их применение: - разделительный твёрдый знак; - непроизносимые согласные в корне слова; - мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;- безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения); - раздельное написание предлогов с личными местоимениями; - непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); - раздельное написание частицы не с глаголами | 11 | 1 | 10 | | Моделирование алгоритмов применения изучаемых в данном классе орфографических правил, следование составленным алгоритмам; Моделирование предложений, включая в них слова с непроверяемыми орфограммами; Упражнение на развитие контроля: нахождение орфографических ошибок (с указанием на их количество и без такого указания); Оценивание собственного результата выполнения орфографической задачи, корректировка с помощью учителя своих действий для преодоления ошибок при списывании текстов и записи под диктовку; Создание ситуации выбора для оценки своих возможностей при выборе упражнений на закрепление орфографического материала; Проектное задание: создание собственных текстов с максимальным количеством включённых в них слов с определённой орфограммой; | Устный опрос; Письменный контроль; Диктант; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
Итого по разделу: | 39 | |
Раздел 8. Развитие речи |
8.1. | Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др. | 2 | 0 | 2 | | Работа с текстами шуточных стихотворений о несоблюдении норм речевого этикета, культуры общения; Работа с аудиозаписями диалогов: анализ соблюдения норм речевого этикета; Самооценка собственной речевой культуры во время общения; Творческие работы: создание с использованием норм речевого этикета небольших устных и письменных текстов, содержащих приглашение/просьбу/извинение/благодарность/отказ; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
8.2. | Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. | 2 | 0 | 2 | | Самооценка собственной речевой культуры во время общения; Творческие работы: создание с использованием норм речевого этикета небольших устных и письменных текстов, содержащих приглашение/просьбу/извинение/благодарность/отказ; Речевой тренинг: подготовка небольшого выступления о результатах групповой работы, наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания; Запись собственного выступления с последующим самоанализом; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
8.3. | Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. | 2 | 1 | 1 | | Обобщение результатов проведённого наблюдения при составлении таблицы «Три типа текстов», в строках таблицы отражены следующие параметры сравнения текстов: «Цель создания текста», «Особенности построения текста», «Особенности языковых средств»; Творческие задания: создавать устные и письменные тексты разных типов (описание, рассуждение, повествование); Работа с текстами шуточных стихотворений о несоблюдении норм речевого этикета, культуры общения; Самооценка собственной речевой культуры во время общения; | Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
8.4. | Формулировка и аргументирование собственного мнения в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы. | 2 | 0 | 2 | | Комментированное выполнение задания на определение темы и основной мысли предложенных текстов; Обобщение результатов проведённого наблюдения при составлении таблицы «Три типа текстов», в строках таблицы отражены следующие параметры сравнения текстов: «Цель создания текста», «Особенности построения текста», «Особенности языковых средств»; Работа в группах: выбор наиболее подходящего для каждой из предложенных ситуаций типа текста (с опорой на таблицу «Три типа текстов»); Самооценка собственной речевой культуры во время общения; Творческие работы: создание с использованием норм речевого этикета небольших устных и письменных текстов, содержащих приглашение/просьбу/извинение/благодарность/отказ; Запись собственного выступления с последующим самоанализом; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
8.5. | Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. | 2 | 0 | 2 | | Дифференцированное задание: нахождение ошибок в определении темы и основной мысли текста; Практическая работа: анализ и корректировка текстов с нарушенным порядком предложений; Практическая работа: нахождение в тексте смысловых пропусков; Совместное составление плана текста; Работа в парах: составление плана предложенного текста; Практическая работа: воспроизведение текста в соответ‐ствии с заданием: подробно, выборочно; Наблюдение за тремя текстами разного типа (повествование, описание, рассуждение) на одну тему, формулирование выводов об особенностях каждого из трёх типов текстов; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
8.6. | План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. | 2 | 1 | 1 | | Совместное составление плана текста; Работа в парах: составление плана предложенного текста; Практическая работа: воспроизведение текста в соответ‐ствии с заданием: подробно, выборочно; | Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
8.7. | Ключевые слова в тексте. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. | 2 | 0 | 2 | | Наблюдение за тремя текстами разного типа (повествование, описание, рассуждение) на одну тему, формулирование выводов об особенностях каждого из трёх типов текстов; Творческие работы: создание с использованием норм речевого этикета небольших устных и письменных текстов, содержащих приглашение/просьбу/извинение/благодарность/ отказ; Речевой тренинг: подготовка небольшого выступления о результатах групповой работы, наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания; Ролевая игра «Наблюдатели», цель игры — оценка правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке и на переменах, в конце учебного дня подведение итогов игры; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
8.8. | Знакомство с жанром письма, поздравительной открытки, объявления. | 2 | 0 | 2 | | Обобщение результатов проведённого наблюдения при составлении таблицы «Три типа текстов», в строках таблицы отражены следующие параметры сравнения текстов: «Цель создания текста», «Особенности построения текста», «Особенности языковых средств»; Творческие работы: создание с использованием норм речевого этикета небольших устных и письменных текстов, содержащих приглашение/просьбу/извинение/благодарность/ отказ; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
8.9. | Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. | 3 | 1 | 2 | | Совместное составление плана текста; Работа в группах: соотнесение текста и нескольких вариантов плана этого текста, обоснование выбора наиболее удачного плана; Практическая работа: воспроизведение текста в соответ‐ствии с заданием: подробно, выборочно; Наблюдение за тремя текстами разного типа (повествование, описание, рассуждение) на одну тему, формулирование выводов об особенностях каждого из трёх типов текстов; Обобщение результатов проведённого наблюдения при составлении таблицы «Три типа текстов», в строках таблицы отражены следующие параметры сравнения текстов: «Цель создания текста», «Особенности построения текста», «Особенности языковых средств»; | Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
8.10 | Изучающее, ознакомительное чтение | 3 | 0 | 3 | | Учебный диалог «Чем различаются тема текста и основная мысль текста? Как определить тему текста? Как определить основную мысль текста?»; Комментированное выполнение задания на определение темы и основной мысли предложенных текстов; Дифференцированное задание: нахождение ошибок в определении темы и основной мысли текста; Практическая работа: анализ и корректировка текстов с нарушенным порядком предложений; Практическая работа: нахождение в тексте смысловых пропусков; Совместное составление плана текста; Работа в парах: составление плана предложенного текста; Работа в группах: соотнесение текста и нескольких вариантов плана этого текста, обоснование выбора наиболее удачного плана; Практическая работа: воспроизведение текста в соответ‐ствии с заданием: подробно, выборочно; Практическая работа: построение речевого высказывания в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ |
Итого по разделу: | 22 | |
Резервное время | 5 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 136 | 14 | 117 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | | 1 | | | | |
2. | | 1 | | | | |
3. | | 1 | | | | |
4. | | 1 | | | | |
5. | | 1 | | | | |
6. | | 1 | | | | |
7. | | 1 | | | | |
8. | | 1 | | | | |
9. | | 1 | | | | |
10. | | 1 | | | | |
11. | | 1 | | | | |
12. | | 1 | | | | |
13. | | 1 | | | | |
14. | | 1 | | | | |
15. | | 1 | | | | |
16. | | 1 | | | | |
17. | | 1 | | | | |
18. | | 1 | | | | |
19. | | 1 | | | | |
20. | | 1 | | | | |
21. | | 1 | | | | |
22. | | 1 | | | | |
23. | | 1 | | | | |
24. | | 1 | | | | |
25. | | 1 | | | | |
26. | | 1 | | | | |
27. | | 1 | | | | |
28. | | 1 | | | | |
29. | | 1 | | | | |
30. | | 1 | | | | |
31. | | 1 | | | | |
32. | | 1 | | | | |
33. | | 1 | | | | |
34. | | 1 | | | | |
35. | | 1 | | | | |
36. | | 1 | | | | |
37. | | 1 | | | | |
38. | | 1 | | | | |
39. | | 1 | | | | |
40. | | 1 | | | | |
41. | | 1 | | | | |
42. | | 1 | | | | |
43. | | 1 | | | | |
44. | | 1 | | | | |
45. | | 1 | | | | |
46. | | 1 | | | | |
47. | | 1 | | | | |
48. | | 1 | | | | |
49. | | 1 | | | | |
50. | | 1 | | | | |
51. | | 1 | | | | |
52. | | 1 | | | | |
53. | | 1 | | | | |
54. | | 1 | | | | |
55. | | 1 | | | | |
56. | | 1 | | | | |
57. | | 1 | | | | |
58. | | 1 | | | | |
59. | | 1 | | | | |
60. | | 1 | | | | |
61. | | 1 | | | | |
62. | | 1 | | | | |
63. | | 1 | | | | |
64. | | 1 | | | | |
65. | | 1 | | | | |
66. | | 1 | | | | |
67. | | 1 | | | | |
68. | | 1 | | | | |
69. | | 1 | | | | |
70. | | 1 | | | | |
71. | | 1 | | | | |
72. | | 1 | | | | |
73. | | 1 | | | | |
74. | | 1 | | | | |
75. | | 1 | | | | |
76. | | 1 | | | | |
77. | | 1 | | | | |
78. | | 1 | | | | |
79. | | 1 | | | | |
80. | | 1 | | | | |
81. | | 1 | | | | |
82. | | 1 | | | | |
83. | | 1 | | | | |
84. | | 1 | | | | |
85. | | 1 | | | | |
86. | | 1 | | | | |
87. | | 1 | | | | |
88. | | 1 | | | | |
89. | | 1 | | | | |
90. | | 1 | | | | |
91. | | 1 | | | | |
92. | | 1 | | | | |
93. | | 1 | | | | |
94. | | 1 | | | | |
95. | | 1 | | | | |
96. | | 1 | | | | |
97. | | 1 | | | | |
98. | | 1 | | | | |
99. | | 1 | | | | |
100. | | 1 | | | | |
101. | | 1 | | | | |
102. | | 1 | | | | |
103. | | 1 | | | | |
104. | | 1 | | | | |
105. | | 1 | | | | |
106. | | 1 | | | | |
107. | | 1 | | | | |
108. | | 1 | | | | |
109. | | 1 | | | | |
110. | | 1 | | | | |
111. | | 1 | | | | |
112. | | 1 | | | | |
113. | | 1 | | | | |
114. | | 1 | | | | |
115. | | 1 | | | | |
116. | | 1 | | | | |
117. | | 1 | | | | |
118. | | 1 | | | | |
119. | | 1 | | | | |
120. | | 1 | | | | |
121. | | 1 | | | | |
122. | | 1 | | | | |
123. | | 1 | | | | |
124. | | 1 | | | | |
125. | | 1 | | | | |
126. | | 1 | | | | |
127. | | 1 | | | | |
128. | | 1 | | | | |
129. | | 1 | | | | |
130. | | 1 | | | | |
131. | | 1 | | | | |
132. | | 1 | | | | |
133. | | 1 | | | | |
134. | | 1 | | | | |
135. | | 1 | | | | |
136. | | 1 | | | | |
137. | | 1 | | | | |
138. | | 1 | | | | |
139. | | 1 | | | | |
140. | | 1 | | | | |
141. | | 1 | | | | |
142. | | 1 | | | | |
143. | | 1 | | | | |
144. | | 1 | | | | |
145. | | 1 | | | | |
146. | | 1 | | | | |
147. | | 1 | | | | |
148. | | 1 | | | | |
149. | | 1 | | | | |
150. | | 1 | | | | |
151. | | 1 | | | | |
152. | | 1 | | | | |
153. | | 1 | | | | |
154. | | 1 | | | | |
155. | | 1 | | | | |
156. | | 1 | | | | |
157. | | 1 | | | | |
158. | | 1 | | | | |
159. | | 1 | | | | |
160. | | 1 | | | | |
161. | | 1 | | | | |
162. | | 1 | | | | |
163. | | 1 | | | | |
164. | | 1 | | | | |
165. | | 1 | | | | |
166. | | 1 | | | | |
167. | | 1 | | | | |
168. | | 1 | | | | |
169. | | 1 | | | | |
170. | | 1 | | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 170 | 17 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык (в 2 частях). Учебник. 3 класс. Акционерное общество«Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Технологические карты к урокам. Поурочные разработки по курсу Русский язык к УМК ,,Школа России"
http://school-collection.edu.ru/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Таблицы по русскому языку
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Компьютер, мультимедиа