СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая прогамма соответствует обновлённому ФГОС 2022 г

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 3 класс»



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Бутурлиновский муниципальный район Воронежской области

МКОУ Кучеряевская ООШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор


Руководитель ШМО

______________Саратовская Л. А.

______________Солодунова В. В.

Протокол №1

Приказ №56

______________Семенютина С. Н.

Протокол №5

от "31" мая 2022 г.

от "31" мая 2022 г.

от "31" мая 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 1035320)

учебного предмета

«Русский язык»

для 3 класса начального общего образования

на 2022-2023 учебный год

Составитель: Нестеренко Галина Викторовна

учитель начальных классов





Кучеряевка 2022




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 3 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы началь​ного общего образования Федерального государственного обра​зовательного стандарта начального общего образования (да​лее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приори​‐теты, сформулированные в Примерной программе воспитания.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

Русский язык является основой всего процесса обучения в на​чальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает
значительным потенциа​лом в развитии функциональной грамотности младших школь​ников, особенно таких её компонентов, как языковая, комму​никативная, читательская, общекультурная и социальная гра​мотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различ​ных сферах и ситуациях общения способствуют успешной соци​ализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в фор​мировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, куль​турных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адек​ватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно​нрав​ственных ценностей, принятых в обществе правил и норм пове​дения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результата​ми являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личност​ных результатов —длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.

Центральной идеей конструирования содержания и планиру​емых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совер​шенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные
представления о струк​туре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школь​ников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использо​вания усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письмен​ного общения. Ряд задач по
совершенствованию речевой дея​тельности решаются совместно с учебным предметом «Литера​турное чтение».

Общее число часов, отведённых на изучение «Русского язы​ка», в 3 классе — 136 ч.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"



В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных дей​ствий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духов​но​‐нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского язы​ка как государственного языка Российской Федерации; пони​‐мание роли русского языка как языка межнационального об​щения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

— овладение основными видами речевой деятельности на ос​нове первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чте​нием, письмом;

— овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка:
фонетике, графике, лексике, морфе​мике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использова​ние в речевой деятельности норм современного русского литера​турного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

— развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Сведения о русском языке
Русский язык как государственный язык Российской Феде​рации. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.

Фонетика и графика
Звуки русского языка: гласный/согласный, гласный удар​ный/безударный, согласный
твёрдый/мягкий, парный/непар​ный, согласный глухой/звонкий, парный/непарный; функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использо​вания на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного). Соотношение звукового и буквенного состава в словах с раз​делительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными. Использование алфавита при работе со словарями, справоч​никами, каталогами.

Орфоэпия
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатывае​мом в учебнике). Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.

Лексика
Повторение: лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Уста​ревшие слова (ознакомление).

Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного) Однокоренные слова и формы одного и того же слова Корень, приставка, суффикс — значимые части слова Нулевое окончание (ознакомление)

Морфология
Части речи
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребле​ние в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя
существительное. Измене​ние имён существительных по падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3​-го склонения. Имена существи​тельные одушевлённые и неодушевлённые.

Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребле​ние в речи. Зависимость формы имени прилагательного от фор​мы имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имён прилагательных. Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.

Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Не​определённая форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени.

Частица не, её значение.

Синтаксис
Предложение. Установление при помощи смысловых (син​таксических) вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Вто​ростепенные



члены предложения (без деления на виды). Предложения распространённые и нераспространённые. Наблюдение за однородными членами предложения с союза​ми и, а, но и без союзов.

Орфография и пунктуация
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфо​граммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.

Правила правописания и их применение:

— разделительный твёрдый знак;

— непроизносимые согласные в корне слова;

— мягкий знак после шипящих на конце имён существитель​ных;

— безударные гласные в падежных окончаниях имён существи​тельных (на уровне наблюдения);

— безударные гласные в падежных окончаниях имён прилага​тельных (на уровне наблюдения);

— раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

— непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфо​графическом словаре учебника);

— раздельное написание частицы не с глаголами.

Развитие речи
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диа​логе и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно коор​динировать) действия при проведении парной и групповой ра​боты.

Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.

План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте.

Определение типов текстов (повествование, описание, рас​суждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Жанр письма, объявления.

Изложение текста по коллективно или самостоятельно со​ставленному плану.

Изучающее, ознакомительное чтение.



ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение русского языка в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской граждан​ской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнацио​нального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему сво​ей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене об​щества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно​этических нормах поведения и прави​лах
межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелатель​ ности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художе​ственной деятельности, в том числе в искусстве слова; осозна​ние важности русского языка как средства общения и самовы​ражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здо​ровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и пра​вил общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудо​вой деятельности, интерес к различным профессиям, возника​ющий при обсуждении примеров из художественных произве​дений;
экологического воспитания:



— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, актив​ность и
самостоятельность в его познании.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.

Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматиче​ский признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
— объединять объекты (языковые единицы) по определённо​му признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и проти​воречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языко​выми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, фор​мулировать запрос на дополнительную информацию;
— устанавливать причинно​следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать из​менения языкового объекта, речевой ситуации;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное лингви​стическое мини​-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательства​ми на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в слова​рях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); — соблюдать с помощью взрослых (педагогических работни​ков, родителей, законных



представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
— анализировать и создавать текстовую, видео​, графиче​скую, звуковую информацию в соответствии с учебной зада​чей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксирован​ную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося форми​руются коммуникативные
универсальные учебные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмо​ции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, со​блюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мне​ние;
— строить речевое высказывание в соответствии с постав​ленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рас​суждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результа​тах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини​-исследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося форми​руются регулятивные универсальные учебные действия.

Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для по​лучения результата;— выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятель​ности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; — соотносить результат деятельности с поставленной учеб​ной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельно​сти одноклассников, объективно оценивать их по предложен​ным критериям.

Совместная деятельность:

— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (ин​дивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учи​телем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;



— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
— объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации; — характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
— производить звуко​буквенный анализ слова (в словах с ор​фограммами; без транскрибирования); — определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;
— различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и синонимы;
— находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
— выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;
— распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи); — определять значение слова в тексте;
— распознавать имена существительные; определять грам​матические признаки имён
существительных: род, число, па​деж; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
— распознавать имена прилагательные; определять грамма​тические признаки имён
прилагательных: род, число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных;
— распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в про​шедшем времени); изменять глагол по временам (простые слу​чаи), в прошедшем времени — по родам; — распознавать личные местоимения (в начальной форме); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
— различать предлоги и приставки;
— определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
— находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
— распознавать распространённые и нераспространённые предложения; находить место
орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правопи​‐сания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (пере​чень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён существи​тельных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами;
— правильно списывать слова, предложения, тексты объ​ёмом не более 70 слов;
— писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил
правописания;
— находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
— понимать тексты разных типов, находить в тексте задан​ную информацию;



— формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и письменно (1—2 предложения);
— строить устное диалогическое и монологическое выска​зывание (3—5 предложений на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной ин​тонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2—4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, изви​нение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;
— определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но);
— определять ключевые слова в тексте;
— определять тему текста и основную мысль текста;
— выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;
— составлять план текста, создавать по нему текст и коррек​тировать текст;
— писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану;
— объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия; — уточнять значение слова с помощью толкового словаря.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Сведения о русском языке

1.1.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент

1

0

1


Коллективное прочтение статьи 68 Конституции
Российской Федерации: «1. Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многона​циональный союз равноправных народов Российской Феде​рации»;
Рассказ​пояснение учителя на тему «Русский язык как государственный язык Российской Федерации»;
Учеб​ный диалог, в ходе которого формулируются
суждения о многообразии языкового пространства России и о значении русского языка как государственного языка Российской Федерации;
Работа в парах: придумать ситуацию применения
русского языка как государственного языка Российской Федерации;
Обсуждение возможности использования
лингвистического мини​-эксперимента как метода
изучения языка;
Учебный диалог «Как выбирать источник информации при выполнении мини​-эксперимента?»;
Практические работы во всех разделах курса, в ходе
которых развивается умение анализировать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

Итого по разделу:

1


Раздел 2. Фонетика и графика




2.1.

Повторение: звуки русского языка: гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, парный/непарный, согласный глухой/звонкий, парный/непарный; функции
разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков

1

0

1


Упражнение: определить существенный признак для класси​фикации звуков;
Работа в парах: классификация предложенного набора звуков с последующей коллективной проверкой;
Комментированное выполнение задания, связанного с объ​яснением различий в звуко​буквенном составе слов с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми соглас​ными;
Работа в группах: определение соотношения количества звуков и букв в предложенном наборе слов, заполнение таблицы с тремя колонками: количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв;
Самостоятельная работа по систематизации информации: записывать предложенный набор слов в алфавитном порядке;
Дифференцированное задание: нахождение ошибок при выполнении задания расставить фамилии в алфавитном порядке;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

2.2.

Соотношение звукового и буквенного состава в словах с
разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными

1

0

1


Упражнение: определить существенный признак для класси​фикации звуков;
Работа в парах: классификация предложенного набора звуков с последующей коллективной проверкой;
Комментированное выполнение задания, связанного с объ​яснением различий в звуко​буквенном составе слов с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми соглас​ными;
Работа в группах: определение соотношения количества звуков и букв в предложенном наборе слов, заполнение таблицы с тремя колонками: количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв;
Самостоятельная работа по систематизации информации: записывать предложенный набор слов в алфавитном порядке;
Дифференцированное задание: нахождение ошибок при выполнении задания расставить фамилии в алфавитном порядке;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

2.3.

Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами

1

0

1


Упражнение: определить существенный признак для класси​фикации звуков;
Работа в группах: определение соотношения количества звуков и букв в предложенном наборе слов, заполнение таблицы с тремя колонками: количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв;
Практическая работа: расставить книги в библиотечном уголке класса в алфавитном порядке, ориентируясь на фамилию автора;
Практическая работа при изучении всех разделов курса, связанная с применением знания алфавита при работе со словарями, справочниками;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

Итого по разделу:

3





Раздел 3. Лексика

3.1.

Повторение: лексическое значение слова.

2

0

2


Рассказ учителя «Способы толкования лексического
значе​ния слова»;
Практическая работа с учебным толковым словарём,
поиск в словаре значений нескольких слов, целью работы является освоение в процессе практической деятельности принципа построения толкового словаря;
Самостоятельная работа: выписывание значений слов из толкового словаря в учебнике или из толкового словаря на бумажном или электронном носителе;
Творческое задание: составление словарных статей,
объясня​ющих слова, о значении которых удалось
догадаться по контексту, с последующим сравнением составленного толко​вания со словарной статьёй в
учебном толковом словаре;
Наблюдение за употреблением слов в переносном
значении с использованием юмористических рисунков; Работа в парах: соотнесение устаревших слов с их
современ​ными синонимами;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

3.2.

Прямое и переносное значение слова (ознакомление).

1

0

1


Практическая работа с учебным толковым словарём,
поиск в словаре значений нескольких слов, целью работы является освоение в процессе практической деятельности принципа построения толкового словаря;
Самостоятельная работа: выписывание значений слов из толкового словаря в учебнике или из толкового словаря на бумажном или электронном носителе;
Творческое задание: составление словарных статей,
объясня​ющих слова, о значении которых удалось
догадаться по контексту, с последующим сравнением составленного толко​вания со словарной статьёй в
учебном толковом словаре;
Практическая работа: ведение собственных толковых словариков;
Наблюдение за употреблением слов в переносном
значении с использованием юмористических рисунков; Комментированное выполнение заданий, направленных на развитие умения анализировать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении;
Работа в парах: нахождение в тексте слов в переносном значении;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

3.3.

Устаревшие слова (ознакомление)

1

0

1


Работа в группах: работа с ситуациями, в которых
необходи​мо сравнивать прямое и переносное значение слов, подбирать предложения, в которых слово
употреблено в прямом/ переносном значении;
Работа в парах: соотнесение устаревших слов с их
современ​ными синонимами;
Работа в группах: нахождение в тексте устаревших слов и установление их значения;
Творческое задание: придумать несколько ситуаций, в кото​рых возникает необходимость использования
дополнитель​ных источников для уточнения значения слова;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/




Итого по разделу:

4


Раздел 4. Состав слова (морфемика)

4.1.

Повторение: корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова.

4

0

4


Учебный диалог «Чем похожи родственные слова, чем они различаются? Как найти корень слова?»;
Наблюдение за группами родственных слов, поиск для каждой группы слова, с помощью которого можно
объяснить значение родственных слов;
Упражнение: выделение корня в предложенных словах с опорой на алгоритм выделения корня;
Комментированный анализ текста: поиск в нём
родственных слов;
Работа в парах: обнаружение среди родственных слов слова с омонимичным корнем;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

4.2.

Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень, приставка, суффикс — значимые части слова. Нулевое окончание (ознакомление)

4

1

3


Самостоятельная работа: объединение в группы слов с одним и тем же корнем;
Дифференцированное задание: контролировать правиль​‐ность объединения родственных слов в группы при работе с группами слов с омонимичными корнями;
Объяснение роли и значения суффиксов/приставок;
Работа в группах: анализ текста с установкой на поиск в нём слов с заданными приставками/суффиксами;
Наблюдение за словами с нулевым окончанием;
Совместное построение алгоритма разбора слова по
составу;
Тренинг в разборе слов по составу в соответствии с
отрабаты​ваемым алгоритмом, корректировка с помощью учителя своих учебных действий для преодоления ошибок при выделении в слове корня, окончания, приставки, суффикса;
Комментированное выполнение анализа заданных схем состава слова и подбор слов заданного состава;
Дифференцированное задание: обнаружение ошибок в установлении соответствия схем состава слова и слов;

Устный
опрос;
Письменный контроль;
Диктант;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

Итого по разделу:

8


Раздел 5. Морфология

5.1.

Части речи.

Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи.

2

0

2


Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем слова по частям речи?»;
Составление по результатам диалога таблицы «Части речи», по горизонтали в строках таблицы отражены
следующие параметры: «Значение», «Вопросы», «Какие признаки не изменяются», «какие признаки изменя​ются»; Наблюдение за грамматическими признаками имён суще​‐ствительных, соотнесение сделанных выводов с
информаци​ ей в учебнике;
Дифференцированное задание: нахождение в ряду имён существительных такого слова, которое по какому​-то грамматическому признаку отличается от остальных слов в ряду;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/




5.2.

Имена существительные единственного и множественного числа.

2

0

2


Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем слова по частям речи?»;
Составление по результатам диалога таблицы «Части речи», по горизонтали в строках таблицы отражены
следующие параметры: «Значение», «Вопросы», «Какие признаки не изменяются», «какие признаки изменя​ются»; Упражнение: группировка предложенного набора слов на основании того, какой частью речи они являются;
Наблюдение за грамматическими признаками имён суще​‐ствительных, соотнесение сделанных выводов с
информаци​ ей в учебнике;
Работа в парах: нахождение у группы имён
существительных грамматического признака, который объединяет эти имена существительные в группу;
Практическая работа: изменение имён существительных по указанному признаку;
Работа в группах: объединение имён существительных в группы по определённому признаку (например, род или число);
Дифференцированное задание: нахождение в ряду имён существительных такого слова, которое по какому​-то грамматическому признаку отличается от остальных слов в ряду;
Наблюдение за соотнесением формы имени
прилагательного с формой имени существительного, формулирование вывода по результатам наблюдения, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике;
Комментированное выполнение задания на нахождение грамматических признаков имён прилагательных;
Практическая работа: поиск ошибок на согласование имён существительных и имён прилагательных,
исправление найденных ошибок;
Наблюдение за грамматическими признаками глаголов (число, время, род в прошедшем времени),
формулирование выводов по результатам наблюдений, соотнесение собствен​ных выводов с информацией в учебнике;
Практическая работа: анализ текста на наличие в нём глаголов, грамматические характеристики которых даны (из числа изученных);
Творческая работа: трансформировать текст, изменяя время глагола;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/




5.3.

Имена существительные мужского, женского и среднего рода.

3

0

3


Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем слова по частям речи?»;
Упражнение: группировка предложенного набора слов на основании того, какой частью речи они являются;
Наблюдение за грамматическими признаками имён суще​‐ствительных, соотнесение сделанных выводов с
информаци​ ей в учебнике;
Работа в парах: нахождение у группы имён
существительных грамматического признака, который объединяет эти имена существительные в группу;
Практическая работа: изменение имён существительных по указанному признаку;
Работа в группах: объединение имён существительных в группы по определённому признаку (например, род или число);
Дифференцированное задание: нахождение в ряду имён существительных такого слова, которое по какому​-то грамматическому признаку отличается от остальных слов в ряду;
Комментированное выполнение задания на нахождение грамматических признаков имён прилагательных;
Практическая работа: поиск ошибок на согласование имён существительных и имён прилагательных,
исправление найденных ошибок;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

5.4.

Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором
употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение)

6

1

5


Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем слова по частям речи?»;
Составление по результатам диалога таблицы «Части речи», по горизонтали в строках таблицы отражены
следующие параметры: «Значение», «Вопросы», «Какие признаки не изменяются», «какие признаки изменя​ются»; Упражнение: группировка предложенного набора слов на основании того, какой частью речи они являются;
Наблюдение за грамматическими признаками имён суще​‐ствительных, соотнесение сделанных выводов с
информаци​ ей в учебнике;
Работа в парах: нахождение у группы имён
существительных грамматического признака, который объединяет эти имена существительные в группу;
Практическая работа: изменение имён существительных по указанному признаку;
Работа в группах: объединение имён существительных в группы по определённому признаку (например, род или число);
Проверочная работа: проверка умения ориентироваться в изученных понятиях: часть речи, склонение, падеж,
время, род; умения соотносить понятие с его краткой характеристи​кой, объяснять своими словами значение изученных поня​тий, определять изученные
грамматические признаки;

Устный
опрос;
Письменный контроль;
Диктант;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/




5.5.

Имена существительные 1, 2, 3-го склонения.

2

0

2


Наблюдение за грамматическими признаками имён суще​‐ствительных, соотнесение сделанных выводов с
информаци​ ей в учебнике;
Работа в парах: нахождение у группы имён
существительных грамматического признака, который объединяет эти имена существительные в группу;
Практическая работа: изменение имён существительных по указанному признаку;
Работа в группах: объединение имён существительных в группы по определённому признаку (например, род или число);
Дифференцированное задание: нахождение в ряду имён существительных такого слова, которое по какому​-то грамматическому признаку отличается от остальных слов в ряду;
Комментированное выполнение задания на нахождение грамматических признаков имён прилагательных;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

5.6.

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

2

1

1


Упражнение: группировка предложенного набора слов на основании того, какой частью речи они являются;
Наблюдение за грамматическими признаками имён суще​‐ствительных, соотнесение сделанных выводов с
информаци​ ей в учебнике;
Работа в парах: нахождение у группы имён
существительных грамматического признака, который объединяет эти имена существительные в группу;
Практическая работа: изменение имён существительных по указанному признаку;
Работа в группах: объединение имён существительных в группы по определённому признаку (например, род или число);
Дифференцированное задание: нахождение в ряду имён существительных такого слова, которое по какому​-то грамматическому признаку отличается от остальных слов в ряду;

Устный
опрос;
Письменный контроль;
Диктант;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

5.7.

Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи.

2

0

2


Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем слова по частям речи?»;
Наблюдение за соотнесением формы имени
прилагательного с формой имени существительного, формулирование вывода по результатам наблюдения, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике;
Комментированное выполнение задания на нахождение грамматических признаков имён прилагательных;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/




5.8.

Зависимость формы имени прилагательного от формы имени
существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин).

4

1

3


Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем слова по частям речи?»;
Наблюдение за грамматическими признаками имён суще​‐ствительных, соотнесение сделанных выводов с
информаци​ ей в учебнике;
Наблюдение за соотнесением формы имени
прилагательного с формой имени существительного, формулирование вывода по результатам наблюдения, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике;
Комментированное выполнение задания на нахождение грамматических признаков имён прилагательных;

Устный
опрос;
Письменный контроль;
Диктант;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

5.9.

Склонение имён прилагательных.

3

0

3


Наблюдение за соотнесением формы имени
прилагательного с формой имени существительного, формулирование вывода по результатам наблюдения, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике;
Комментированное выполнение задания на нахождение грамматических признаков имён прилагательных;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

5.10.

Местоимение (общее представление).

1

0

1


Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем слова по частям речи?»;
Наблюдение за ролью местоимений в тексте;
Практическая работа: корректировка текста,
заключающая​ся в замене повторяющихся в тексте имён существительных соответствующими местоимениями; Работа в группах: определение уместности употребления местоимений в тексте, обнаружение речевых ошибок, связанных с неудачным употреблением местоимений;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

5.11.

Личные местоимения, их употреб​ление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.

3

1

2


Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем слова по частям речи?»;
Наблюдение за грамматическими признаками глаголов (число, время, род в прошедшем времени),
формулирование выводов по результатам наблюдений, соотнесение собствен​ных выводов с информацией в учебнике;
Практическая работа: анализ текста на наличие в нём глаголов, грамматические характеристики которых даны (из числа изученных);

Устный
опрос;
Письменный контроль;
Диктант;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

5.12.

Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи.

2

0

2


Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем слова по частям речи?»;
Практическая работа: анализ текста на наличие в нём глаголов, грамматические характеристики которых даны (из числа изученных);

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/




5.13.

Неопределённая форма глагола.

2

0

2


;
Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем слова по частям речи?»;
Наблюдение за грамматическими признаками глаголов (число, время, род в прошедшем времени),
формулирование выводов по результатам наблюдений, соотнесение собствен​ных выводов с информацией в учебнике;
Практическая работа: анализ текста на наличие в нём глаголов, грамматические характеристики которых даны (из числа изученных);
Обсуждение правильности соотнесения глаголов и
граммати​ческих характеристик (из числа изученных); Работа в парах: группировка глаголов на основании изучен​ных грамматических признаков;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

5.14.

Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов.

4

0

4


Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем слова по частям речи?»;
Наблюдение за грамматическими признаками глаголов (число, время, род в прошедшем времени),
формулирование выводов по результатам наблюдений, соотнесение собствен​ных выводов с информацией в учебнике;
Практическая работа: анализ текста на наличие в нём глаголов, грамматические характеристики которых даны (из числа изученных);
Творческая работа: трансформировать текст, изменяя время глагола;
Обсуждение правильности соотнесения глаголов и
граммати​ческих характеристик (из числа изученных);

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

5.15.

Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени.

4

1

3


Наблюдение за грамматическими признаками глаголов (число, время, род в прошедшем времени),
формулирование выводов по результатам наблюдений, соотнесение собствен​ных выводов с информацией в учебнике;
Практическая работа: анализ текста на наличие в нём глаголов, грамматические характеристики которых даны (из числа изученных);
Обсуждение правильности соотнесения глаголов и
граммати​ческих характеристик (из числа изученных); Работа в парах: группировка глаголов на основании изучен​ных грамматических признаков;

Устный
опрос;
Письменный контроль;
Диктант;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

5.16.

Частица не, её значение

2

0

2


Практическая работа: анализ текста на наличие в нём глаголов, грамматические характеристики которых даны (из числа изученных);
Обсуждение правильности соотнесения глаголов и
граммати​ческих характеристик (из числа изученных); Работа в парах: группировка глаголов на основании изучен​ных грамматических признаков;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

Итого по разделу:

44


Раздел 6. Синтаксис




6.1.

Предложение. Установление при помощи смысловых
(синтаксических) вопросов связи между словами в предложении.

2

0

2


Самостоятельная работа: установление при помощи
смысло​вых (синтаксических) вопросов связи между
словами в предложении;
Учебный диалог, направленный на актуализацию знаний о видах предложений по цели высказывания и по эмоцио​‐нальной окраске;
Дифференцированное задание: определение признака классификации предложений;
Упражнение: нахождение в тексте предложений с
заданны​ми характеристиками;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

6.2.

Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.

2

0

2


Совместное составление алгоритма нахождения главных членов предложения;
Упражнения на нахождение подлежащих и сказуемых;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

6.3.

Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

2

0

2


Упражнение: нахождение в тексте предложений с заданны​ми характеристиками;
Работа в парах: классификация предложений;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

6.4.

Предложения распространённые и нераспространённые.

2

0

2


Дифференцированное задание: определение признака классификации предложений;
Упражнение: нахождение в тексте предложений с
заданны​ми характеристиками;
Совместное составление алгоритма нахождения главных членов предложения;
Упражнения на нахождение подлежащих и сказуемых;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

6.5.

Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов

2

1

1


Объяснение выбора нужного союза в предложении с однород​ными членами;
Комментированное выполнение задания на нахождение в тексте предложений с однородными членами;
Работа в парах: продолжение ряда однородных членов предложения;
Творческое задание: составление предложений с
однородны​ми членами;

Устный
опрос;
Письменный контроль;
Диктант;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

Итого по разделу:

10


Раздел 7. Орфография и пунктуация




7.1.

Повторение правил правописания, изученных в 1 и 2 классах.

8

1

7


Учебный диалог «Как планировать свои действия по реше​нию орфографической задачи?», по результатам диалога актуализация последовательности действий по проверке изученных орфограмм;
Моделирование алгоритмов применения изучаемых в данном классе орфографических правил, следование составленным алгоритмам;
Работа в парах: группировка слов по месту орфограммы; Работа в парах: группировка слов по типу орфограммы; Работа в группах: группировка слов, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слов,
написание которых изученными правилами объяснить нельзя;
Комментированное выполнение анализа текста на
наличие в нём слов с определённой орфограммой;
Моделирование предложений, включая в них слова с непро​веряемыми орфограммами;
Упражнение на развитие контроля: нахождение
орфографи​ческих ошибок (с указанием на их количество и без такого указания);

Устный
опрос;
Письменный контроль;
Диктант;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

7.2.

Формирование орфографической зоркости: осознание места
возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. .

12

1

11


Учебный диалог «Как планировать свои действия по реше​нию орфографической задачи?», по результатам диалога актуализация последовательности действий по проверке изученных орфограмм;
Моделирование алгоритмов применения изучаемых в данном классе орфографических правил, следование составленным алгоритмам;
Работа в парах: группировка слов по месту орфограммы; Работа в парах: группировка слов по типу орфограммы; Работа в группах: группировка слов, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слов,
написание которых изученными правилами объяснить нельзя;
Комментированное выполнение анализа текста на
наличие в нём слов с определённой орфограммой;
Моделирование предложений, включая в них слова с непро​веряемыми орфограммами;
Упражнение на развитие контроля: нахождение
орфографи​ческих ошибок (с указанием на их количество и без такого указания);
Оценивание собственного результата выполнения
орфогра​фической задачи, корректировка с помощью учителя своих действий для преодоления ошибок при списывании текстов и записи под диктовку;

Устный
опрос;
Письменный контроль;
Диктант;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/




7.3.

Использование орфографического словаря для определения
(уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов

8

1

7


Работа в парах: группировка слов по месту орфограммы; Упражнение на развитие контроля: нахождение
орфографи​ческих ошибок (с указанием на их количество и без такого указания);
Оценивание собственного результата выполнения
орфогра​фической задачи, корректировка с помощью учителя своих действий для преодоления ошибок при списывании текстов и записи под диктовку;
Проектное задание: составление собственного словарика трудных слов (тех, написание которых не удаётся сразу запомнить, при написании которых регулярно возникают сомнения и т. д.);
Создание ситуации выбора для оценки своих
возможностей при выборе упражнений на закрепление орфографического материала;
Проблемная ситуация, требующая использования
дополни​тельных источников информации: уточнение написания слов по орфографическому словарю (в том числе на электрон​ном носителе);

Устный
опрос;
Письменный контроль;
Диктант;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

7.4.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- разделительный твёрдый знак;
- непроизносимые согласные в корне слова;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;- безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения);
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника);
- раздельное написание частицы не с глаголами

11

1

10


Моделирование алгоритмов применения изучаемых в данном классе орфографических правил, следование составленным алгоритмам;
Моделирование предложений, включая в них слова с непро​веряемыми орфограммами;
Упражнение на развитие контроля: нахождение
орфографи​ческих ошибок (с указанием на их количество и без такого указания);
Оценивание собственного результата выполнения
орфогра​фической задачи, корректировка с помощью учителя своих действий для преодоления ошибок при списывании текстов и записи под диктовку;
Создание ситуации выбора для оценки своих
возможностей при выборе упражнений на закрепление орфографического материала;
Проектное задание: создание собственных текстов с макси​мальным количеством включённых в них слов с определён​ной орфограммой;

Устный
опрос;
Письменный контроль;
Диктант;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

Итого по разделу:

39


Раздел 8. Развитие речи

8.1.

Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др.

2

0

2


Работа с текстами шуточных стихотворений о
несоблюдении норм речевого этикета, культуры общения; Работа с аудиозаписями диалогов: анализ соблюдения норм речевого этикета;
Самооценка собственной речевой культуры во время обще​ния;
Творческие работы: создание с использованием норм речевого этикета небольших устных и письменных
текстов, содержа​щих
приглашение/просьбу/извинение/благодарность/отказ;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/




8.2.

Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения.

2

0

2


Самооценка собственной речевой культуры во время обще​ния;
Творческие работы: создание с использованием норм речевого этикета небольших устных и письменных
текстов, содержа​щих
приглашение/просьбу/извинение/благодарность/отказ; Речевой тренинг: подготовка небольшого выступления о результатах групповой работы, наблюдения,
выполненного мини​исследования, проектного задания; Запись собственного выступления с последующим
самоана​лизом;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

8.3.

Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

2

1

1


Обобщение результатов проведённого наблюдения при составлении таблицы «Три типа текстов», в строках
таблицы отражены следующие параметры сравнения текстов: «Цель создания текста», «Особенности
построения текста», «Осо​бенности языковых средств»; Творческие задания: создавать устные и письменные тексты разных типов (описание, рассуждение,
повествование);
Работа с текстами шуточных стихотворений о
несоблюдении норм речевого этикета, культуры общения; Самооценка собственной речевой культуры во время обще​ния;

Устный
опрос;
Письменный контроль;
Практическая работа;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

8.4.

Формулировка и аргументирование собственного мнения в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно
координировать) действия при проведении парной и групповой работы.

2

0

2


Комментированное выполнение задания на определение темы и основной мысли предложенных текстов;
Обобщение результатов проведённого наблюдения при составлении таблицы «Три типа текстов», в строках таблицы отражены следующие параметры сравнения текстов: «Цель создания текста», «Особенности
построения текста», «Осо​бенности языковых средств»; Работа в группах: выбор наиболее подходящего для каждой из предложенных ситуаций типа текста (с опорой на таблицу «Три типа текстов»);
Самооценка собственной речевой культуры во время обще​ния;
Творческие работы: создание с использованием норм речевого этикета небольших устных и письменных
текстов, содержа​щих
приглашение/просьбу/извинение/благодарность/отказ; Запись собственного выступления с последующим
самоана​лизом;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/




8.5.

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.

2

0

2


Дифференцированное задание: нахождение ошибок в определении темы и основной мысли текста;
Практическая работа: анализ и корректировка текстов с нарушенным порядком предложений;
Практическая работа: нахождение в тексте смысловых пропусков;
Совместное составление плана текста;
Работа в парах: составление плана предложенного текста; Практическая работа: воспроизведение текста в соответ​‐ствии с заданием: подробно, выборочно;
Наблюдение за тремя текстами разного типа
(повествование, описание, рассуждение) на одну тему, формулирование выводов об особенностях каждого из трёх типов текстов;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

8.6.

План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но.

2

1

1


Совместное составление плана текста;
Работа в парах: составление плана предложенного текста; Практическая работа: воспроизведение текста в соответ​‐ствии с заданием: подробно, выборочно;

Устный
опрос;
Письменный контроль;
Практическая работа;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

8.7.

Ключевые слова в тексте.

Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

2

0

2


Наблюдение за тремя текстами разного типа
(повествование, описание, рассуждение) на одну тему, формулирование выводов об особенностях каждого из трёх типов текстов;
Творческие работы: создание с использованием норм речево​го этикета небольших устных и письменных
текстов, содер​жащих
приглашение/просьбу/извинение/благодарность/ отказ; Речевой тренинг: подготовка небольшого выступления о результатах групповой работы, наблюдения,
выполненного мини​исследования, проектного задания; Ролевая игра «Наблюдатели», цель игры — оценка
правиль​ности выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке и на переменах, в конце
учебного дня подведение итогов игры;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

8.8.

Знакомство с жанром письма, поздравительной открытки, объявления.

2

0

2


Обобщение результатов проведённого наблюдения при составлении таблицы «Три типа текстов», в строках таблицы отражены следующие параметры сравнения текстов: «Цель создания текста», «Особенности
построения текста», «Осо​бенности языковых средств»; Творческие работы: создание с использованием норм речево​го этикета небольших устных и письменных текстов, содер​жащих
приглашение/просьбу/извинение/благодарность/ отказ;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/




8.9.

Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

3

1

2


Совместное составление плана текста;
Работа в группах: соотнесение текста и нескольких вариан​тов плана этого текста, обоснование выбора
наиболее удачно​го плана;
Практическая работа: воспроизведение текста в соответ​‐ствии с заданием: подробно, выборочно;
Наблюдение за тремя текстами разного типа
(повествование, описание, рассуждение) на одну тему, формулирование выводов об особенностях каждого из трёх типов текстов;
Обобщение результатов проведённого наблюдения при составлении таблицы «Три типа текстов», в строках таблицы отражены следующие параметры сравнения текстов: «Цель создания текста», «Особенности
построения текста», «Осо​бенности языковых средств»;

Устный
опрос;
Письменный контроль;
Практическая работа;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

8.10

Изучающее, ознакомительное чтение

3

0

3


Учебный диалог «Чем различаются тема текста и
основная мысль текста? Как определить тему текста? Как определить основную мысль текста?»;
Комментированное выполнение задания на определение темы и основной мысли предложенных текстов;
Дифференцированное задание: нахождение ошибок в определении темы и основной мысли текста;
Практическая работа: анализ и корректировка текстов с нарушенным порядком предложений;
Практическая работа: нахождение в тексте смысловых пропусков;
Совместное составление плана текста;
Работа в парах: составление плана предложенного текста; Работа в группах: соотнесение текста и нескольких
вариан​тов плана этого текста, обоснование выбора
наиболее удачно​го плана;
Практическая работа: воспроизведение текста в соответ​‐ствии с заданием: подробно, выборочно;
Практическая работа: построение речевого высказывания в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

Итого по разделу:

22


Резервное время

5


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136

14

117





ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.


1





2.


1





3.


1





4.


1





5.


1





6.


1





7.


1





8.


1





9.


1





10.


1





11.


1





12.


1





13.


1





14.


1





15.


1





16.


1





17.


1





18.


1





19.


1





20.


1





21.


1





22.


1





23.


1





24.


1





25.


1





26.


1





27.


1








28.


1





29.


1





30.


1





31.


1





32.


1





33.


1





34.


1





35.


1





36.


1





37.


1





38.


1





39.


1





40.


1





41.


1





42.


1





43.


1





44.


1





45.


1





46.


1





47.


1





48.


1





49.


1





50.


1





51.


1





52.


1





53.


1





54.


1





55.


1





56.


1





57.


1





58.


1








59.


1





60.


1





61.


1





62.


1





63.


1





64.


1





65.


1





66.


1





67.


1





68.


1





69.


1





70.


1





71.


1





72.


1





73.


1





74.


1





75.


1





76.


1





77.


1





78.


1





79.


1





80.


1





81.


1





82.


1





83.


1





84.


1





85.


1





86.


1





87.


1





88.


1





89.


1








90.


1





91.


1





92.


1





93.


1





94.


1





95.


1





96.


1





97.


1





98.


1





99.


1





100.


1





101.


1





102.


1





103.


1





104.


1





105.


1





106.


1





107.


1





108.


1





109.


1





110.


1





111.


1





112.


1





113.


1





114.


1





115.


1





116.


1





117.


1





118.


1





119.


1





120.


1








121.


1





122.


1





123.


1





124.


1





125.


1





126.


1





127.


1





128.


1





129.


1





130.


1





131.


1





132.


1





133.


1





134.


1





135.


1





136.


1





137.


1





138.


1





139.


1





140.


1





141.


1





142.


1





143.


1





144.


1





145.


1





146.


1





147.


1





148.


1





149.


1





150.


1





151.


1








152.


1





153.


1





154.


1





155.


1





156.


1





157.


1





158.


1





159.


1





160.


1





161.


1





162.


1





163.


1





164.


1





165.


1





166.


1





167.


1





168.


1





169.


1





170.


1





ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

17





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык (в 2 частях). Учебник. 3 класс. Акционерное общество«Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Технологические карты к урокам. Поурочные разработки по курсу Русский язык к УМК ,,Школа России"
http://school-collection.edu.ru/

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Таблицы по русскому языку

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Компьютер, мультимедиа


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!