Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Брасовского района Погребская средняя общеобразовательная школа
Согласовано Зам. директора по УВР _________ С.М.Борисова Протокол МС № ___ от «___» _________ 2019 г. | Утверждено Директор МБОУ Погребская СОШ _________ /М.В.Цыганкова/ Приказ № ___ от «___» ________ 2019 г. |
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ 3 КЛАССА
Учебник: Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях./ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. М.: Просвещение, 2016 г.
Программа: Примерные рабочие программы Русский язык Предметная линия учебников системы «Школа России» авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого 1 – 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / В.Г.Горецкий, М. В. Бойкина и др. – М.: Просвещение, 2019 г.
Учитель первой квалификационной категории
Анишкина Светлана Анатольевна
д. Погребы
2019 – 2020 уч. г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями);
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. № 253;
основной образовательной программы начального общего образования;
рабочей программы по русскому языку, вошедшей в сборник рабочих программ «Школа России» 1 – 4 классы;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г, регистрационный номер 19993);
Учебного плана МБОУ Брасовского района Погребской средней общеобразовательной школы на 2019-2020 учебный год
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике и орфоэпии, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе.
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты.
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Учебно-методический комплект
Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В.П.Канакина. – М.: Просвещение, 2018.
Электронное приложение к учебнику «Русский язык» 3 класс В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого (диск CD – ROM).
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МБОУ Погребская средняя общеобразовательная школа в 3 классе отводится 5 ч в неделю. Курс рассчитан на 170 ч (34 учебные недели).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
1. Основы российской гражданской идентичности; чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества; гуманистические и демократические ценностные ориентации.
2. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Эстетические потребности, ценности и чувства.
8. Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
9. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Способы решения проблем творческого и поискового характера.
3. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
7. Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.
8. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с графическим сопровождением.
9. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
10. Логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
11. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
12. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
13. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
14. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
15. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
16. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержание учебного предмета
Язык и речь (2 ч) |
Наша речь и наш язык. |
Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч) |
Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания. |
Слово в языке и речи (17 ч) |
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений). |
Состав слова (18 ч) |
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова. |
Правописание частей слова (29) Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ). |
Части речи (75 ч) Части речи (2 ч) Повторение и углубление представлений о частях речи. |
Имя существительное (30 ч) |
Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных. |
Имя прилагательное (18 ч) |
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных. |
Местоимение (4 ч) |
Лицо, число, род личных местоимений. |
Глагол (21 ч) Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами. |
Повторение (15 ч) |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
I четверть – 45 ч |
Язык и речь – 2 ч |
1 | Наша речь. Виды речи. Развитие речи. Составление текста по рисунку | 1 | 2 | |
2 | Наш язык | 1 | 3 | |
Текст. Предложение. Словосочетание – 14 ч |
3 4 | Текст. Типы текстов | 2 | 4 5 | |
5 | Предложение | 1 | 6 | |
6 | Виды предложение по цели высказывания | 1 | 9 | |
7 8 | Виды предложений по интонации | 2 | 10 11 | |
9 | Предложения с обращением | 1 | 12 | |
10 | Развитие речи. Обучающее сочинение по рисунку с заданной коммуникативной задачей | 1 | 16 | |
11 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | 13 | |
12 | Вводный контрольный диктант №1 | 1 | 19 | |
1314 | Простое и сложное предложение | 2 | 17 18 | |
15 16 | Словосочетание | 2 | 20 23 | |
Слово в языке и речи – 17 ч |
17 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова | 1 | | |
18 | Синонимы и антонимы | 1 | | |
19 | Омонимы | 1 | | |
20 | Слово и словосочетание | 1 | | |
21 | Фразеологизмы | 1 | 30.09 | |
22 | Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста | 1 | | |
23 | Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное | 1 | | |
24 | Глагол. Местоимение | 1 | | |
25 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» | 1 | | |
26 | Что такое имя числительное? | 1 | | |
27 | Однокоренные слова | 1 | 8.10 | |
28 | Звуки и буквы. Гласные звуки | 1 | | |
29 | Звуки и буквы. Согласные звуки | 1 | | |
30 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак | 1 | | |
31 | Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного текста по вопросам | 1 | 14 | |
32 | Проект «Рассказ о слове» | 1 | 15 | |
33 | Контрольный диктант № 2 по теме «Слово в языке и речи» | 1 | 16 | |
Состав слова – 18 ч. |
34 | Что такое корень слова? | 1 | 17 | |
35 | Как найти в слове корень? | 1 | 18 | |
36 | Сложные слова | 1 | 21 | |
37 | Что такое окончание? | 1 | 22 | |
38- 40 | Как найти в слове окончание? | 3 | 23 24 25 | |
41 | Что такое приставка? | 1 | 28 | |
42 | Как найти в слове приставку? | 1 | 29 | |
43 | Значение приставок | 1 | | |
44 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | 1 | | |
45 | Значения суффиксов | 1 | | |
II четверть – 35 ч |
46 | Развитие речи. Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе» | 1 | | |
47 | Что такое основа слова? | 1 | 13.11 | |
48 | Обобщение знаний о составе слова | 1 | | |
49 | Контрольный диктант № 3 по теме «Состав слова» | 1 | | |
50 | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом | 1 | | |
51 | Проект «Семья слов» | 1 | | |
Правописание частей слова – 29 ч |
52 | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | 1 | 20 | |
53- 56 | Правописание слов с безударными гласными в корне | 4 | | | |
57- 59 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | 3 | 27 | |
60 | Развитие речи. Обучающее изложение текста по коллективно составленному плану | 1 | 2.12 | |
61- 63 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 3 | | |
64 | Развитие речи. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» | 1 | | |
65- 66 | Правописание слов с удвоенными согласными | 2 | 9.12 10 | |
67 | Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание корней слов» | 1 | 11 | |
68 69 70 71 | Правописание суффиксов и приставок | 4 | 12 13 16 17 | |
72- 74 | Правописание приставок и предлогов | 3 | 19 23 24 | |
75 | Правописание слов с разделительным твердым знаком | 1 | 25 | |
76 | Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного текста с языковым анализом | 1 | 18 | |
77- 78 | Разделительные твердые и мягкие знаки | 2 | 26 9.01 | |
79 | Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание частей слова» | 1 | 20 | |
80 | Проект «Составляем орфографический словарь» | 1 | 10.01 | |
III четверть – 50 ч |
Части речи – 76 ч |
81 82 | Части речи | 2 | 13 14 | |
Имя существительное – 30 ч |
83 84 | Имя существительное и его роль в речи | 2 | 15 16 | |
85 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | 17 | |
86 | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану | 1 | 20 | |
87 | Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | 21 | |
88 | Проект «Тайна имени» | 1 | 22 | |
89 90 | Число имен существительных | 2 | 23 24 | |
91 92 | Род имен существительных | 2 | 27 28 | |
93 94 | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих | 2 | 29 30 | |
95 | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста | 1 | 31 | |
96 | Контрольный диктант № 6 по теме «Имя существительное» | 1 | 3.02 | |
97 | Определение рода имён существительных | 1 | 4 | |
98 99 | Падеж имен существительных | 2 | 5 6 | |
100 | Развитие речи. Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | 1 | 7 | |
101 | Именительный падеж | 1 | 10 | |
102 | Родительный падеж | 1 | 11 | |
103 | Дательный падеж | 1 | 12 | |
104 | Винительный падеж | 1 | 13 | |
105 | Творительный падеж | 1 | 14 | |
106 | Предложный падеж | 1 | 17 | |
107 | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста | 1 | 18 | |
108 | Обобщение знаний о падежах | 1 | 19 | |
109 | Обобщение знаний о склонении имен существительных | 1 | 20 | |
110 | Развитие речи. Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» | 1 | 21 | |
111 | Контрольный диктант № 7 по теме «Склонение имен существительных» | 1 | 25 | |
112 | Проект «Зимняя страничка» | 1 | 26 | |
Имя прилагательное – 18 ч |
113 114 | Значение и употребление имен прилагательных в речи | 2 | 27 28 | |
115 | Связь имени прилагательного с именем существительным | 1 | 2.03 | |
116 | Роль прилагательных в тексте | 1 | 3 | |
117 | Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета | 1 | 4 | |
118 | Текст-описание | 1 | 5 | |
119 | Развитие речи. Отзыв по картине М. А. Врубеля «Царевна-лебедь» | 1 | 6 | |
120 | Род имен прилагательных | 1 | 10 | |
121 122 | Изменение имен прилагательных по родам | 2 | 11 12 | |
123 124 | Число имен прилагательных | 2 | 13 16 | |
125 | Развитие речи. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям | 1 | 17 | |
126 127 | Изменение имен прилагательных по падежам | 2 | 18 19 | |
128 | Развитие речи. Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками» | 1 | 20 | |
129 | Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное» Проект «Имена прилагательные в загадках» | 1 | | |
130 | Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное» | 1 | | |
IV четверть – 40 ч |
Местоимение – 4 ч |
131 | Личные местоимения | 1 | | |
132 | Изменение личных местоимений по родам | 1 | | |
133 | Местоимение. Развитие речи. Составление письма | 1 | | |
134 | Проверочная работа | 1 | | |
Глагол – 21 ч |
135 136 137 | Значение и употребление глаголов в речи | 3 | | |
138 | Развитие речи. Составление текста по сюжетным рисункам | 1 | | |
139 140 | Неопределенная форма глагола | 2 | | |
141 142 | Число глаголов | 2 | | |
143 | Времена глаголов | 1 | | |
144 | Времена глаголов. 2-е лицо глаголов | 1 | | |
145 146 | Изменение глаголов по временам | 2 | | |
147 | Развитие речи. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану | 1 | | |
148 149 | Род глаголов в прошедшем времени | 2 | | |
150 151 | Правописание частицы не с глаголами | 2 | | |
152 153 154 | Обобщение знаний о глаголе | 3 | | |
155 | Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол» | 1 | | |
Повторение – 15 ч |
156- 158 | Части речи | 3 | | |
159 | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану | 1 | | |
160 | Обобщение изученного о слове и предложении | 1 | | |
161 | Правописание окончаний имен прилагательных | 1 | | |
162 | Правописание приставок и предлогов | 1 | | |
163 | Правописание безударных гласных | 1 | | |
164 | Правописание значимых частей слов | 1 | | |
165 | Итоговый контрольный диктант № 10 за 2019-2020 учебный год | 1 | | |
166 | Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова | 1 | | |
167 | Итоговая комплексная работа за 3 класс | 1 | | |
168 | Текст | 1 | | |
169 | Развитие речи. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул?» | 1 | | |
170 | КВН «Знатоки русского языка» | 1 | | |
Итого: 170 ч |