СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку. 11_класс_ 2022-2023

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку. 11_класс_ 2022-2023»





Раздел I. Пояснительная записка

Программа по предмету «Русский язык» разработана для учащихся 6 класса и реализуется на основании следующих документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями.

  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования.

  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

  4. Методические рекомендации СКИРО ПК и ПРО по организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края в 2022 – 2023 учебном году. Авторы Н. Г. Масюкова

  5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУЛ №3.

  6. Учебный план МБОУЛ №3 на 2022 – 2023 учебный год.

  7. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в МБОУЛ №3.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и составлена с учётом основных направлений программы воспитания МБОУЛ №3.

Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

  • максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей;

  • подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений;

  • выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;

  • полноценную реализацию потенциала уроков в предметных областях целевой воспитательной духовно-нравственной направленности;

  • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов и явлений, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;

  • применение интерактивных форм учебной работы: интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию; дидактического театра, где знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит командной работе и взаимодействию, игровых методик;

  • побуждение обучающихся соблюдать на уроке нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу школы, установление и поддержка доброжелательной атмосферы;

  • организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности в форме индивидуальных и групповых проектов.

Данная рабочая программа составлена на основе рабочей программы к УМК Т. М. Пахновой «Русский язык» для 10—11 классов. Базовый уровень. Автор программы Т. М. Пахнова – М.: Дрофа, 2019.

Учебник для 11 класса «Русский язык. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Т.М. Пахнова. – М.: Дрофа, 2021» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

В 11 классе 68 часов в год (2 часа в неделю).

Согласно учебному плану учреждения на 2022 – 2023 учебном году в 11 классе 68 часов (2 часа в неделю).


Раздел II. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Требования ФГОС к результатам изучения предмета «Русский язык»

к окончанию 11 класса


Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) общей школы программы по русскому языку на базовом уровне являются:

  • воспитание бережного отношения к слову, чувства ответственности за сохранение традиций в области культуры речи;

  • формирование убеждения в том, что именно овладение языком открывает надежный путь для того, чтобы стать языковой личностью, для самореализации, для достижения

  • успехов в разных областях деятельности;

  • понимание, что любовь к родному языку развивается постепенно, и в старших классах, когда на основе работы с текстом, на основе внимания к тому, как живет слово в «безукоризненных образцах», появляется возможность осознать красоту и гармонию языковой системы, взаимосвязи и взаимообусловленности языковых уровней и прийти к убеждению, что, изучая язык, совершенствуя свою речь, ученик проходит сложный, очень важный и во многом радостный путь самопознания, открывая в себе способности к творчеству; осознание взаимосвязи таких понятий, как «язык» и «речь», «язык» и «культура», «любовь к родному языку» и «любовь к Родине»;

  • формирование убеждения в необходимости постоянно совершенствовать свою речь, умение общаться;

  • осознание эстетической ценности русского языка, потребности бережно относиться к слову, необходимости постоянно обращаться к словарям, к чтению (перечитыванию) «безукоризненных образцов» русской классической литературы;

  • опора при изучении родного языка не только на знания, на теорию, но и на чувство слова, на языковую интуицию, а для развития чувства языка — особенно внимательное отношение к такому виду речевой деятельности, как чтение; понимание того, что родному языку мы учимся всю жизнь, что это надежный путь познания окружающего нас мира и, главное, это путь самопознания, духовно-нравственного совершенствования, это тот путь, который помогает нам стать языковой личностью;

  • осознание того, что успешное овладение родным языком открывает путь к достижению успехов во всех сферах учебной и профессиональной деятельности

Достижение такого результата, как формирование языковой личности, возможно только на основе осуществления метапредметной роли курса «Русский язык и литература. Русский язык».

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

  • самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

  • самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • ориентировка в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

  • формулирование ответов на вопросы учителя.

  • нахождение нужной информации в учебнике.

  • подробное пересказывание прочитанного или прослушанного.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

  • оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

  • осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации: а) участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; б) отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; в) соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

  • участвовать в работе пары.


Достижение такого результата, как формирование языко­вой личности, возможно только на основе осуществления метапредметной роли курса «Достижение такого результата, как формирование языко­вой личности, возможно только на основе осуществления метапредметной роли курса «Русский язык».

Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) общей школы программы по русскому языку на базовом уровне являются умения и навыки:

определять тему, основные мысли текста;

  • объяснять смысл названия (подбирать свои варианты названия);

  • находить ключевые слова в тексте;

  • определять стиль текста, тип речи;

  • находить в тексте языковые средства, характерные для художественного, публицистического, научного, делового, разговорного стиля;

  • определять способ связи между предложениями в тексте;

  • находить в тексте языковые средства (лексические и грамматические), с помощью которых осуществляется связь между предложениями, абзацами;

  • производить лексический разбор текста (уточнение значения слов; подбор синонимов, антонимов; внимание к словам, имеющим стилистическую окраску; наблюдение над

  • использованием лексического повтора; выявление архаизмов, историзмов, неологизмов и др.);

  • производить комплексный анализ текста, включающий элементы лингвистического (лингвостилистического) анализа, филологического (литературоведческого) анализа,

  • речеведческий анализ, а также выполнение заданий, связанных с разными видами разбора слова, словосочетания, предложения;

  • объяснять орфограммы и знаки препинания;

  • владеть выразительным чтением текста как искусством звучащего слова: уметь выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы —короткие и более продолжительные.

Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки

Внутренняя оценка включает:

1. Стартовая диагностика проводится с целью фиксации уровня подготовки по русскому языку и для оценки сформированности познавательных метапредметных умений, владение которыми является необходимым условием для продолжения обучения в основной школе.

Формы: тест, самостоятельная работа, проверочная работа, контрольное списывание с дополнительным грамматическим заданием.

Задания стартовой диагностики проверяют уровень сформированности у учащихся учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

2. Текущая и тематическая оценка проводится с целью фиксации уровня усвоения учебного материала по русскому языку или литературе и для оценки сформированности познавательных метапредметных умений.

Формы: самостоятельная работа, лабораторная работа, практикум, контрольная работа, проект.

3. Внутришкольный мониторинг образовательных достижений оценки качества:

– диагностирует состояние учебно-воспитательного процесса, выявляет отклонения от запрограммированного результата (стандарта образования) образовательной организации, создает обстановку заинтересованности, доверия и совместного творчества: учитель – ученик, руководитель – учитель;

– формирует у учащихся положительное отношение к учебной деятельности, навыков самостоятельного учебного труда;

– повышает ответственность учителей за результативность работы;

– является эффективным инструментом управленческой деятельности.

4. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме итогового контроля в переводных классах всех ступеней обучения, тематического контроля, проводимого как учителями, так и администрацией, административного контроля.

Формы:

– итоговая контрольная работа;

– переводные письменные и устные экзамены;

– собеседование;

– итоговый опрос;

– тестирование;

– защита рефератов и творческих работ;

– защита проектов и другие формы.

К внешним процедурам оценивания относятся:

– государственная итоговая аттестация,

– независимая оценка качества образования и мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.

В соответствии с ФГОС ООО система оценки образовательной организации реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений.

Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется путём:

– оценки трёх групп результатов: предметных, личностных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий);

– использование комплекса оценочных процедур (стартовой, текущей, тематической, промежуточной) как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений (индивидуального прогресса) и для итоговой оценки;

– использования контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и процессе обучения и др.) для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством образования;

– использования разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических работ, самооценки, наблюдения и др.);

– целесообразно в обеспечении комплексности подхода к оценке образовательных достижений обучающихся использование материалов портфолио.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.


Оценка метапредметных результатов

  • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

  • способность к сотрудничеству и коммуникации;

  • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

  • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.


Приложение № 1


№ урока

Вид контроля

Дата

Урок 12

Контрольный диктант с грамматическим заданием


Урок 39

Контрольная работа (тест по орфографии и пунктуации)


Урок 45-46

Р.Р. Контрольное сочинение (по текстам ЕГЭ: задание 27)


Урок 64-65

Р.Р. Контрольное сочинение – рассуждение (по текстам ЕГЭ: задание 27)


Урок 67

Итоговая контрольная работа




Раздел III. Содержание тем учебного курса

Язык. Речь. Культура. Речевая среда

Анализ предисловия (текста «От автора»), повторное обращение к разделу «Как заниматься по этому учебнику».

Самооценка (взаимооценка) результатов, достигнутых в 10 классе.

Самоконтроль в системе речевой деятельности. Планиро­вание предстоящей учебной деятельности. Путь «от практи­ки, от практической деятельности на основе текста — к по­стижению закономерностей, правил, теории».

Роль самостоятельности при изучении языка, речи, куль­туры.

Искусство звучащего слова.

Значение развивающей речевой среды для воспитания языковой личности. Речевая среда и чувство слова, чувство текста. Чтение как один из видов речевой деятельности, на­правленной на приобщение к культуре. Роль филологии в процессе самопознания, самовоспитания.

Анализ памяток «Как доказать многозначность слова», «Что помогает при заучивании текста наизусть, при подго­товке к письму по памяти, к зрительным диктантам».

МОЕ ОСОБОЕ МНЕНИЕ (ДУМАЕМ, АНАЛИЗИРУЕМ, ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ, ДОКАЗЫВАЕМ)

Русский язык в современном обществе. Особенности современной речевой среды. Роль книги, чтения. Развитие способности к самооценке речевой деятельности как основа работы по формированию языковой личности.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ОБСУЖДЕНИЮ.

ГОТОВИМСЯ К УРОКУ-КОНФЕРЕНЦИИ

Анализ памятки «Как готовиться к обсуждению». Опыт организации работы в группах, парах. Участие в уроке- дискуссии. Речевые модели, которые помогают участвовать в дискуссии, подготовить отчет о работе в группах, парах.

Повторное обращение (перечитывание, информационная переработка) к текстам о речевой культуре, об отношении к языку, чтению, национальной культуре. Умение самостоя­тельно сформулировать вопросы для обсуждения, мате­риалы для презентаций. Подготовка сообщений на основе материалов сочинений, тезисов, анализа дополнительных источников информации, отобранных для исследователь­ских проектов. Разные способы информационной переработ­ки текстов.

АНАЛИЗИРУЕМ РЕЗУЛЬТАТЫ

Формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регуля­тивных), осуществление учебной деятельности, связанной с самооценкой, самоконтролем, обобщением, анализом, а так­же планированием предстоящей учебной деятельности.

Такие разные тексты

ПОВЕСТВОВАНИЕ. ОПИСАНИЕ. РАССУЖДЕНИЕ

Функционально-смысловые типы речи. Особая роль глаголов в текстах-повествованиях. Видо-временная соотне­сенность глагольных форм как средство связи между пред­ложениями в тексте. Особенности употребления глаголов совершенного вида. Роль наречий в текстах-повествовани­ях.

Однотематическая лексика в текстах-описаниях.

Текстообразующая роль существительных в текстах-опи­саниях помещения или места действия.

Текстообразующая роль прилагательных, причастий при описании предметов, внешности человека.

Текстообразующая роль категории состояния, односо­ставных предложений в текстах-описаниях настроения, со­стояния, внутреннего мира человека.

Особенности порядка слов в текстах-описаниях. Роль на­речий в текстах-описаниях помещения, места действия.

Синтаксический параллелизм как средство связи между предложениями в тексте. Зависимость способа связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь) от функционально-смысловых типов речи.

Рассуждение как функционально-смысловой тип речи.

ТЕКСТЫ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ

Стили литературного языка: разговорный и книж­ные. Их языковые особенности. Сфера употребления. Стиль художественной литературы. Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля.

МОНОЛОГ И ДИАЛОГ.

ОСОБЕННОСТИ РАЗГОВОРНОГО СТИЛЯ

Особенности монологических высказываний научно­го стиля. Способность к монологу. Пунктуационное оформ­ление реплик диалога в письменной речи. Речевой этикет. Реплики диалога и особенности разговорного стиля (исполь­зование стилистически окрашенных слов, фразеологизмов, неполных предложений, вводных слов, слов-предложений, односоставных предложений). Особенности употребления слова диалог в современной речи. Способность к диалогу как нравственно-этическое качество. «Диалог с текстом».

КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА С ТЕКСТАМИ

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ.

В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

Особенности текстов публицистического стиля. Язы­ковые средства, с помощью которых осуществляется функ­ция воздействия. Лингвостилистический анализ текстов. Использование лексических и грамматических средств вы­ражения отношения, эмоциональной оценки.

Анализ памятки «Обучение способу действия» и материа­лов для самопроверки.

ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ.

ПРОДОЛЖАЕМ ПОСТИГАТЬ ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ

Повторение, обобщение изученного в 10 классе. Изо­бразительно-выразительные средства (звуковые, лексиче­ские, грамматические).

Риторический вопрос как средство выразительности.

Понимание поэтического текста как творчество. Возмож­ность совершенствования чувства языка.

ЧТОБЫ РЕЧЬ СТАЛА ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ

Звуковые повторы в поэтическом тексте. Роль повто­ров в организации текста. Тропы и фигуры речи. Художе­ственный образ. Сравнение как одно из средств выразитель­ности. Способы выражения сравнения. Отрицательное срав­нение.

Семантические фигуры: антитеза, оксюморон, градация и др.

Синтаксические фигуры: анафора, эпифора, паралле­лизм, инверсия, умолчание, риторический вопрос и др.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЗВАНИЯ И ТЕКСТА

Название как отражение темы или основной мысли текста. Роль ключевых слов в тексте. Многосоюзие как одно из средств выразительности.

ЦИТАТА КАК ТЕКСТ И КАК ЧАСТЬ ТЕКСТА.

В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

Способы передачи чужой речи (повторение и обобще­ние изученного в 5—9 классах). Роль цитирования как сред­ства выражения отношения, оценки.

Предложение с цитированием — один из вариантов зачи­на текста. Частичное цитирование.

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТОВ

«От текста — к тексту». Сопоставительный анализ поэтических произведений разных авторов (А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова; Г. Р. Державина, А. А. Фета и Н. Забо­лоцкого; И. Бродского и Н. Рубцова и др.).

Сопоставительный анализ как диалог текстов, диалог ав­торов, диалог читателя с авторами.

РОЛЬ ПЕРВОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ТЕКСТЕ.

ВАРИАНТЫ ЗАЧИНОВ

Синтаксические особенности предложений, выпол­няющих роль зачина в тексте (повторение изученного в 10 классе). Анализ памятки «Как начать текст (абзац)».

Освоение практической исследовательской деятельности как путь «от практики — к правилам, закономерностям, тео­рии» (повторное обращение к изученным материалам).

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

КАК ТЕСТ НА ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА

Выразительное чтение как искусство звучащего сло­ва. Интонация.

Роль пунктуационного анализа в процессе подготовки к выразительному чтению.

КУЛЬТУРА КАК СОВОКУПНОСТЬ ТЕКСТОВ

Связь музыки, поэзии и живописи. Драматургия и искусство театра. Многозначность слова культура. Тради­ции и обычаи как отражение особенностей национального характера.

Культуроведческая компетенция, ее роль в жизни челове­ка, его судьбе.

Эстетический вкус. Культура языковой, речевой деятель­ности.

«ТЕКСТЫ О ТЕКСТАХ» КАК ОБРАЗЦЫ АНАЛИЗА

Роль примеров, образцов. Материалы для самопро­верки как обучение способу действия. Рецензирование (вза- иморецензирование, самоанализ) в процессе совершенство­вания речевых способностей.

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

В ЕДИНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ

Роль писателей в развитии литературного языка. Русская литература — основная часть национальной куль­туры.

Чтение как творческая речевая деятельность. Развитие чувства языка. Выразительное чтение как приобщение к ис­кусству звучащей речи.

СЛОВО В СЛОВАРЕ И СЛОВО В ТЕКСТЕ

Слово и контекст. «Динамика преобразования» сло­ва в художественном тексте. «Словарь языка Пушкина». Анализ словаря писателя как путь к постижению авторского замысла.

Филологическое понимание текста. «Метод медленного чтения» и «диалог с текстом».

ЧУВСТВО ЯЗЫКА ПОМОГАЕТ СТАТЬ ТАЛАНТЛИВЫМ ЧИТАТЕЛЕМ. В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

Художественное произведение как диалог с читате­лем. Понимание текста — процесс творчества. Путь к пости­жению авторского замысла. Творчеству учит чувство языка. Чувство языка и речевая среда.

КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО СФОРМУЛИРОВАТЬ ЗАДАНИЯ

К ТЕКСТУ. ОЦЕНИВАЕМ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА

Анализ памятки «План комплексной работы с тек­стом». Направленность комплексной работы с текстом на формирование универсальных учебных действий (личност­ных, познавательных, регулятивных, коммуникативных). Роль самооценки, самоанализа в процессе формирования языковой личности.

Готовимся к ЕГЭ

ОТ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ — К СОЧИНЕНИЮ

И ИЗЛОЖЕНИЮ

Понимание текста как творческая деятельность. За­дания речеведческого характера. Филологическое понима­ние текста. «Метод медленного чтения».

Сочинение на основе текста — это текст-отклик. Включе­ние в сочинение-отклик элементов сжатого изложения. При­емы сжатия текста. Редактирование черновика как творче­ская работа.

РАЗМЫШЛЯЕМ О ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

Тематическая группа слов «Профессия. Работа». Комплексная работа с текстом. Работа со словарями, спра­вочниками. Повторное обращение к текстам упражнений. Самостоятельный отбор текстов.

ЗАДАНИЯ С ВЫБОРОМ ОТВЕТА,

С КРАТКИМИ И РАЗВЕРНУТЫМИ ОТВЕТАМИ

Современные средства оценивания результатов обу­чения. Выбор заданий, которые можно выполнить на мате­риале текста, как открытая система. Комплексная работа с текстом и ее роль в процессе подготовки к ЕГЭ и к другим формам текущей и итоговой аттестации (устные экзамены, собеседования; защита рефератов, исследовательских про­ектов; зачеты).

Подведение итогов. Единство, целостность материалов учебников по русскому языку и литературе.


Учебно-тематический план


Название темы

Количество часов

Р.Р.

1

Язык. Речь. Культура. Речевая среда

9

1

2

Такие разные тексты

44

8

3

Готовимся к ЕГЭ

15

6

Всего

68

15


Тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе


№ п/п

Тема урока

Колич. часов

Дата

Примечание

Язык. Речь. Культура. Речевая среда (9 часов)

1

Речевая среда и чув­ство слова, чувство текста. Чте­ние как один из видов речевой деятельности, направленной на приобщение к культуре.

1


Демоверсия ГИА

2

Русский язык в современном об­ществе. Особенности современ­ной речевой среды.

1


3.1

3

Речевое пове­дение в ситуации проведения об­суждения, дискуссии. Роль книги, чтения

1


3.3

4

Обсуждение, дискуссия, спор. Уважение к собеседнику, слушателю.

1


К7 – К12

5

Тональность обще­ния. Языковые средства выраже­ния отношения, оценки

1


1.1

6

Особенности текста-рассужде­ния.

1


9.1

7

Р.Р. Подготовка к обучающему сочинению - рассуждению

1


3.4, 4.1

8

Выполнение заданий с выбором ответа, с кратки­ми и развернутыми ответами

1


1.2, 4.3

9

Анализ сочинения - рассуждения

1


6.1

Такие разные тексты (44 часа)

10

Функционально-смысловые типы речи. Особая роль глаголов в текстах-повествованиях. Однотематическая лексика в текстах-описаниях.

1


8.3

8.4

11

Тексто­образующая роль категории со­стояния, односоставных предло­жений в текстах-описаниях настроения, состояния, внутрен­него мира человека. Особенности порядка слов в текстах- описаниях.

1


10.1

12

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1


10.4

13

Стили литературного языка: раз­говорный и книжные, их языко­вые особенности. Сфера употре­бления. Анализ контрольного диктанта

1


6.9

14

Стиль художественной литературы. Использование средств одного стиля в произве­дениях другого стиля

1


6.7

15

Особенности разговорного стиля в репликах диалога. Особенности монологических высказываний научного стиля. Способность к монологу.

1


6.9

16

Р.Р. Речевой этикет (стили­стически окрашенные слова и фразеологизмы в репликах диа­лога, роль неполных предложе­ний, вопросительных конструк­ций, вводных слов, односостав­ных предложений). Роль контекста

1


6.3

6.8

17

Особенности текстов публици­стического стиля. Языковые средства, с помощью которых осуществляется функция воздей­ствия.

1


6.9

18

Выполнение заданий с выбором ответа, с кратки­ми и развернутыми ответами Тест по орфографии

1


6.12

19

Лингвостилистический анализ текстов. Анализ тестовой работы

1


9.3

20

Использование лексических и грамматических средств выражения отношения, эмоциональной оценки

1


6.10, 9.2

21

Изобразитель­но-выразительные средства. Понимание поэтического текста как творчество. Чувство языка

1


6.10

22

Р.Р. Тропы и фигуры речи. Художественный образ.

1


9.3

23

Выполнение заданий с выбором ответа, с кратки­ми и развернутыми ответами Тест по пунктуации

1


6.8

24

Название текста как отражение его темы или основной мысли. Роль ключевых слов в тексте. Анализ тестовой работы

1


6.15

25

Ключевые слова текста, отра­женные в его названии. Ключе­вые слова в тексте как средство передачи информации

1


8.1

26

Роль цити­рования как средства выражения отношения, оценки. Предложе­ние с цитированием — один из вариантов зачина текста. Час­тичное цитирование

1


8.2

27

Р.Р. Сопоставительный анализ как диалог текстов, диалог авторов, диалог читателя с авторами

1


7.3

28

Р.Р. Классное сочинение (обучающее) по текстам ЕГЭ (задание 27)

1


6.10

29

Р.Р. Написание сочинения

1


7.4

30

Синтаксические особенности предложений, выполняющих роль зачина в тексте (повторение изученного в 10 классе).

1


7.5

31

Выразительное чтение как ис­кусство звучащего слова. Инто­нация, голос как отражение ин­дивидуальных особенностей лич­ности.

1


7.6

32

Роль пунктуационного анализа в процессе подготовки к выразительному чтению

1


7.7

33

Выполнение заданий с выбором ответа, с кратки­ми и развернутыми ответами

1


7.8

34

Связь музыки, поэзии и живопи­си. Драматургия и искусство театра. Многозначность слова культура.

1


8.5

35

Традиции и обычаи как отражение особенностей на­ционального характера.

1


7.8

36

Культуроведческая компетенция, ее роль в жизни человека, его судь­бе. Эстетический вкус. Культура языковой, речевой деятельности

1


7.10

37

Р.Р. «Тексты о тек­стах» как об­разцы анализа

1


7.11

38

Выполнение заданий с выбором ответа, с кратки­ми и развернутыми ответами

1


7.12

39

Контрольная работа (тест по орфографии и пунктуации)

1


7.10

40

Роль писателей в развитии лите­ратурного языка. Русская лите­ратура — основная часть нацио­нальной культуры. Анализ контрольной работы

1


7.11

41

Чтение как творческая речевая деятель­ность. Развитие чувства языка. Выразительное чтение как при­общение к искусству звучащей речи.

1


7.12

42

Слово и контекст. «Динамика преобразования» слова в художе­ственном тексте. «Словарь языка Пушкина». Анализ словаря пи­сателя как путь к постижению авторского замысла. Филологи­ческое понимание текста.

1


7.10

43

Художественное произведение как диалог с читателем. Понима­ние текста — процесс творчества. Путь к постижению авторского замысла. Творчеству учит чув­ство языка. Чувство языка и ре­чевая среда

1


7.11

44

Как самостоя­тельно сформу­лировать задания к тексту.

1


7.12

45

Р.Р. Контрольное сочинение (по текстам ЕГЭ: задание 27)

1


7.10

46

Р.Р. Написание сочинения

1


7.11

47

Анализ сочинения

1


7.12

48

Выполнение заданий с выбором ответа, с кратки­ми и развернутыми ответами

1


7.10

49

Выполнение заданий с выбором ответа, с кратки­ми и развернутыми ответами: тест по пунктуации

1


6.8

50

Выполнение заданий с выбором ответа, с кратки­ми и развернутыми ответами

1



51

Выполнение заданий с выбором ответа, с кратки­ми и развернутыми ответами: тест по пунктуации

1


6.16

52

Оцениваем ре­зультаты изу­чения раздела.

1


6.15

53

Роль самооценки, самоанализа в про­цессе формирования языковой личности

1


7.1

Готовимся к ЕГЭ (15 часов)

54

Выполнение заданий с выбором ответа, с кратки­ми и развернутыми ответами

1


6.15

55

Выполнение заданий с выбором ответа, с кратки­ми и развернутыми ответами: тест по орфографии и пунктуации

1


7.1

56

Р.Р. Понимание текста как творче­ская деятельность. Приемы сжатия текста. Редактирование черновика как творческая рабо­та.

1


6.9

57

Сочинение на основе текста — это текст-отклик. Включение в сочинение-отклик элементов сжатого изложения. Понимание текста как творче­ская деятельность.

1


6.7

58

Р.Р. Обучающее сочинение – рассуждение (по текстам ЕГЭ: задание 27)

1


6.9

59

Р.Р. Написание сочинения – рассуждения

1


6.3 6.8

60

Задания с вы­бором ответа, с краткими и развернутыми ответами Анализ сочинения

1


6.9

61

Выполнение заданий с выбором ответа, с кратки­ми и развернутыми ответами

1


6.12

62

Р.Р. Комплексная работа с текстом и ее роль в процессе подготовки к ЕГЭ

1


9.3

63

Р.Р. Размышляем о выборе профессии. Тематическая группа слов «Про­фессия. Работа»

1


6.10

64

Р.Р. Контрольное сочинение – рассуждение (по текстам ЕГЭ: задание 27)

1


6.10. 9.2

65

Р.Р. Написание контрольного сочинения - рассуждения

1


9.3

66

Выполнение заданий с выбором ответа, с кратки­ми и развернутыми ответами. Анализ контрольного сочинения

1


6.8

67

Итоговая контрольная работа

1


6.16

68

Повторение и обобщение пройденного. Анализ контрольной работы

1







12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!