Раздел I. Пояснительная записка
Программа по предмету «Русский язык» разработана для учащихся 6 класса и реализуется на основании следующих документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Методические рекомендации СКИРО ПК и ПРО по организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края в 2022 – 2023 учебном году. Авторы Н. Г. Масюкова
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУЛ №3.
Учебный план МБОУЛ №3 на 2022 – 2023 учебный год.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в МБОУЛ №3.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и составлена с учётом основных направлений программы воспитания МБОУЛ №3.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей;
подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений;
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;
полноценную реализацию потенциала уроков в предметных областях целевой воспитательной духовно-нравственной направленности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов и явлений, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
применение интерактивных форм учебной работы: интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию; дидактического театра, где знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит командной работе и взаимодействию, игровых методик;
побуждение обучающихся соблюдать на уроке нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу школы, установление и поддержка доброжелательной атмосферы;
организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности в форме индивидуальных и групповых проектов.
Данная рабочая программа составлена на основе рабочей программы к УМК Т. М. Пахновой «Русский язык» для 10—11 классов. Базовый уровень. Автор программы Т. М. Пахнова – М.: Дрофа, 2019.
Учебник для 11 класса «Русский язык. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Т.М. Пахнова. – М.: Дрофа, 2021» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
В 11 классе 68 часов в год (2 часа в неделю).
Согласно учебному плану учреждения на 2022 – 2023 учебном году в 11 классе 68 часов (2 часа в неделю).
Раздел II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования ФГОС к результатам изучения предмета «Русский язык»
к окончанию 11 класса
Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) общей школы программы по русскому языку на базовом уровне являются:
воспитание бережного отношения к слову, чувства ответственности за сохранение традиций в области культуры речи;
формирование убеждения в том, что именно овладение языком открывает надежный путь для того, чтобы стать языковой личностью, для самореализации, для достижения
успехов в разных областях деятельности;
понимание, что любовь к родному языку развивается постепенно, и в старших классах, когда на основе работы с текстом, на основе внимания к тому, как живет слово в «безукоризненных образцах», появляется возможность осознать красоту и гармонию языковой системы, взаимосвязи и взаимообусловленности языковых уровней и прийти к убеждению, что, изучая язык, совершенствуя свою речь, ученик проходит сложный, очень важный и во многом радостный путь самопознания, открывая в себе способности к творчеству; осознание взаимосвязи таких понятий, как «язык» и «речь», «язык» и «культура», «любовь к родному языку» и «любовь к Родине»;
формирование убеждения в необходимости постоянно совершенствовать свою речь, умение общаться;
осознание эстетической ценности русского языка, потребности бережно относиться к слову, необходимости постоянно обращаться к словарям, к чтению (перечитыванию) «безукоризненных образцов» русской классической литературы;
опора при изучении родного языка не только на знания, на теорию, но и на чувство слова, на языковую интуицию, а для развития чувства языка — особенно внимательное отношение к такому виду речевой деятельности, как чтение; понимание того, что родному языку мы учимся всю жизнь, что это надежный путь познания окружающего нас мира и, главное, это путь самопознания, духовно-нравственного совершенствования, это тот путь, который помогает нам стать языковой личностью;
осознание того, что успешное овладение родным языком открывает путь к достижению успехов во всех сферах учебной и профессиональной деятельности
Достижение такого результата, как формирование языковой личности, возможно только на основе осуществления метапредметной роли курса «Русский язык и литература. Русский язык».
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
ориентировка в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
формулирование ответов на вопросы учителя.
нахождение нужной информации в учебнике.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации: а) участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; б) отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; в) соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
участвовать в работе пары.
Достижение такого результата, как формирование языковой личности, возможно только на основе осуществления метапредметной роли курса «Достижение такого результата, как формирование языковой личности, возможно только на основе осуществления метапредметной роли курса «Русский язык».
Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) общей школы программы по русскому языку на базовом уровне являются умения и навыки:
определять тему, основные мысли текста;
объяснять смысл названия (подбирать свои варианты названия);
находить ключевые слова в тексте;
определять стиль текста, тип речи;
находить в тексте языковые средства, характерные для художественного, публицистического, научного, делового, разговорного стиля;
определять способ связи между предложениями в тексте;
находить в тексте языковые средства (лексические и грамматические), с помощью которых осуществляется связь между предложениями, абзацами;
производить лексический разбор текста (уточнение значения слов; подбор синонимов, антонимов; внимание к словам, имеющим стилистическую окраску; наблюдение над
использованием лексического повтора; выявление архаизмов, историзмов, неологизмов и др.);
производить комплексный анализ текста, включающий элементы лингвистического (лингвостилистического) анализа, филологического (литературоведческого) анализа,
речеведческий анализ, а также выполнение заданий, связанных с разными видами разбора слова, словосочетания, предложения;
объяснять орфограммы и знаки препинания;
владеть выразительным чтением текста как искусством звучащего слова: уметь выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы —короткие и более продолжительные.
Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки
Внутренняя оценка включает:
1. Стартовая диагностика проводится с целью фиксации уровня подготовки по русскому языку и для оценки сформированности познавательных метапредметных умений, владение которыми является необходимым условием для продолжения обучения в основной школе.
Формы: тест, самостоятельная работа, проверочная работа, контрольное списывание с дополнительным грамматическим заданием.
Задания стартовой диагностики проверяют уровень сформированности у учащихся учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
2. Текущая и тематическая оценка проводится с целью фиксации уровня усвоения учебного материала по русскому языку или литературе и для оценки сформированности познавательных метапредметных умений.
Формы: самостоятельная работа, лабораторная работа, практикум, контрольная работа, проект.
3. Внутришкольный мониторинг образовательных достижений оценки качества:
– диагностирует состояние учебно-воспитательного процесса, выявляет отклонения от запрограммированного результата (стандарта образования) образовательной организации, создает обстановку заинтересованности, доверия и совместного творчества: учитель – ученик, руководитель – учитель;
– формирует у учащихся положительное отношение к учебной деятельности, навыков самостоятельного учебного труда;
– повышает ответственность учителей за результативность работы;
– является эффективным инструментом управленческой деятельности.
4. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме итогового контроля в переводных классах всех ступеней обучения, тематического контроля, проводимого как учителями, так и администрацией, административного контроля.
Формы:
– итоговая контрольная работа;
– переводные письменные и устные экзамены;
– собеседование;
– итоговый опрос;
– тестирование;
– защита рефератов и творческих работ;
– защита проектов и другие формы.
К внешним процедурам оценивания относятся:
– государственная итоговая аттестация,
– независимая оценка качества образования и мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.
В соответствии с ФГОС ООО система оценки образовательной организации реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений.
Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется путём:
– оценки трёх групп результатов: предметных, личностных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий);
– использование комплекса оценочных процедур (стартовой, текущей, тематической, промежуточной) как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений (индивидуального прогресса) и для итоговой оценки;
– использования контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и процессе обучения и др.) для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством образования;
– использования разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических работ, самооценки, наблюдения и др.);
– целесообразно в обеспечении комплексности подхода к оценке образовательных достижений обучающихся использование материалов портфолио.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Оценка метапредметных результатов
способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Приложение № 1
№ урока | Вид контроля | Дата |
Урок 12 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | |
Урок 39 | Контрольная работа (тест по орфографии и пунктуации) | |
Урок 45-46 | Р.Р. Контрольное сочинение (по текстам ЕГЭ: задание 27) | |
Урок 64-65 | Р.Р. Контрольное сочинение – рассуждение (по текстам ЕГЭ: задание 27) | |
Урок 67 | Итоговая контрольная работа | |
Раздел III. Содержание тем учебного курса
Язык. Речь. Культура. Речевая среда
Анализ предисловия (текста «От автора»), повторное обращение к разделу «Как заниматься по этому учебнику».
Самооценка (взаимооценка) результатов, достигнутых в 10 классе.
Самоконтроль в системе речевой деятельности. Планирование предстоящей учебной деятельности. Путь «от практики, от практической деятельности на основе текста — к постижению закономерностей, правил, теории».
Роль самостоятельности при изучении языка, речи, культуры.
Искусство звучащего слова.
Значение развивающей речевой среды для воспитания языковой личности. Речевая среда и чувство слова, чувство текста. Чтение как один из видов речевой деятельности, направленной на приобщение к культуре. Роль филологии в процессе самопознания, самовоспитания.
Анализ памяток «Как доказать многозначность слова», «Что помогает при заучивании текста наизусть, при подготовке к письму по памяти, к зрительным диктантам».
МОЕ ОСОБОЕ МНЕНИЕ (ДУМАЕМ, АНАЛИЗИРУЕМ, ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ, ДОКАЗЫВАЕМ)
Русский язык в современном обществе. Особенности современной речевой среды. Роль книги, чтения. Развитие способности к самооценке речевой деятельности как основа работы по формированию языковой личности.
КАК ГОТОВИТЬСЯ К ОБСУЖДЕНИЮ.
ГОТОВИМСЯ К УРОКУ-КОНФЕРЕНЦИИ
Анализ памятки «Как готовиться к обсуждению». Опыт организации работы в группах, парах. Участие в уроке- дискуссии. Речевые модели, которые помогают участвовать в дискуссии, подготовить отчет о работе в группах, парах.
Повторное обращение (перечитывание, информационная переработка) к текстам о речевой культуре, об отношении к языку, чтению, национальной культуре. Умение самостоятельно сформулировать вопросы для обсуждения, материалы для презентаций. Подготовка сообщений на основе материалов сочинений, тезисов, анализа дополнительных источников информации, отобранных для исследовательских проектов. Разные способы информационной переработки текстов.
АНАЛИЗИРУЕМ РЕЗУЛЬТАТЫ
Формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных), осуществление учебной деятельности, связанной с самооценкой, самоконтролем, обобщением, анализом, а также планированием предстоящей учебной деятельности.
Такие разные тексты
ПОВЕСТВОВАНИЕ. ОПИСАНИЕ. РАССУЖДЕНИЕ
Функционально-смысловые типы речи. Особая роль глаголов в текстах-повествованиях. Видо-временная соотнесенность глагольных форм как средство связи между предложениями в тексте. Особенности употребления глаголов совершенного вида. Роль наречий в текстах-повествованиях.
Однотематическая лексика в текстах-описаниях.
Текстообразующая роль существительных в текстах-описаниях помещения или места действия.
Текстообразующая роль прилагательных, причастий при описании предметов, внешности человека.
Текстообразующая роль категории состояния, односоставных предложений в текстах-описаниях настроения, состояния, внутреннего мира человека.
Особенности порядка слов в текстах-описаниях. Роль наречий в текстах-описаниях помещения, места действия.
Синтаксический параллелизм как средство связи между предложениями в тексте. Зависимость способа связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь) от функционально-смысловых типов речи.
Рассуждение как функционально-смысловой тип речи.
ТЕКСТЫ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ
Стили литературного языка: разговорный и книжные. Их языковые особенности. Сфера употребления. Стиль художественной литературы. Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля.
МОНОЛОГ И ДИАЛОГ.
ОСОБЕННОСТИ РАЗГОВОРНОГО СТИЛЯ
Особенности монологических высказываний научного стиля. Способность к монологу. Пунктуационное оформление реплик диалога в письменной речи. Речевой этикет. Реплики диалога и особенности разговорного стиля (использование стилистически окрашенных слов, фразеологизмов, неполных предложений, вводных слов, слов-предложений, односоставных предложений). Особенности употребления слова диалог в современной речи. Способность к диалогу как нравственно-этическое качество. «Диалог с текстом».
КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА С ТЕКСТАМИ
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ.
В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
Особенности текстов публицистического стиля. Языковые средства, с помощью которых осуществляется функция воздействия. Лингвостилистический анализ текстов. Использование лексических и грамматических средств выражения отношения, эмоциональной оценки.
Анализ памятки «Обучение способу действия» и материалов для самопроверки.
ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ.
ПРОДОЛЖАЕМ ПОСТИГАТЬ ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ
Повторение, обобщение изученного в 10 классе. Изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические, грамматические).
Риторический вопрос как средство выразительности.
Понимание поэтического текста как творчество. Возможность совершенствования чувства языка.
ЧТОБЫ РЕЧЬ СТАЛА ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ
Звуковые повторы в поэтическом тексте. Роль повторов в организации текста. Тропы и фигуры речи. Художественный образ. Сравнение как одно из средств выразительности. Способы выражения сравнения. Отрицательное сравнение.
Семантические фигуры: антитеза, оксюморон, градация и др.
Синтаксические фигуры: анафора, эпифора, параллелизм, инверсия, умолчание, риторический вопрос и др.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЗВАНИЯ И ТЕКСТА
Название как отражение темы или основной мысли текста. Роль ключевых слов в тексте. Многосоюзие как одно из средств выразительности.
ЦИТАТА КАК ТЕКСТ И КАК ЧАСТЬ ТЕКСТА.
В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
Способы передачи чужой речи (повторение и обобщение изученного в 5—9 классах). Роль цитирования как средства выражения отношения, оценки.
Предложение с цитированием — один из вариантов зачина текста. Частичное цитирование.
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТОВ
«От текста — к тексту». Сопоставительный анализ поэтических произведений разных авторов (А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова; Г. Р. Державина, А. А. Фета и Н. Заболоцкого; И. Бродского и Н. Рубцова и др.).
Сопоставительный анализ как диалог текстов, диалог авторов, диалог читателя с авторами.
РОЛЬ ПЕРВОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ТЕКСТЕ.
ВАРИАНТЫ ЗАЧИНОВ
Синтаксические особенности предложений, выполняющих роль зачина в тексте (повторение изученного в 10 классе). Анализ памятки «Как начать текст (абзац)».
Освоение практической исследовательской деятельности как путь «от практики — к правилам, закономерностям, теории» (повторное обращение к изученным материалам).
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
КАК ТЕСТ НА ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА
Выразительное чтение как искусство звучащего слова. Интонация.
Роль пунктуационного анализа в процессе подготовки к выразительному чтению.
КУЛЬТУРА КАК СОВОКУПНОСТЬ ТЕКСТОВ
Связь музыки, поэзии и живописи. Драматургия и искусство театра. Многозначность слова культура. Традиции и обычаи как отражение особенностей национального характера.
Культуроведческая компетенция, ее роль в жизни человека, его судьбе.
Эстетический вкус. Культура языковой, речевой деятельности.
«ТЕКСТЫ О ТЕКСТАХ» КАК ОБРАЗЦЫ АНАЛИЗА
Роль примеров, образцов. Материалы для самопроверки как обучение способу действия. Рецензирование (вза- иморецензирование, самоанализ) в процессе совершенствования речевых способностей.
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
В ЕДИНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ
Роль писателей в развитии литературного языка. Русская литература — основная часть национальной культуры.
Чтение как творческая речевая деятельность. Развитие чувства языка. Выразительное чтение как приобщение к искусству звучащей речи.
СЛОВО В СЛОВАРЕ И СЛОВО В ТЕКСТЕ
Слово и контекст. «Динамика преобразования» слова в художественном тексте. «Словарь языка Пушкина». Анализ словаря писателя как путь к постижению авторского замысла.
Филологическое понимание текста. «Метод медленного чтения» и «диалог с текстом».
ЧУВСТВО ЯЗЫКА ПОМОГАЕТ СТАТЬ ТАЛАНТЛИВЫМ ЧИТАТЕЛЕМ. В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
Художественное произведение как диалог с читателем. Понимание текста — процесс творчества. Путь к постижению авторского замысла. Творчеству учит чувство языка. Чувство языка и речевая среда.
КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО СФОРМУЛИРОВАТЬ ЗАДАНИЯ
К ТЕКСТУ. ОЦЕНИВАЕМ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА
Анализ памятки «План комплексной работы с текстом». Направленность комплексной работы с текстом на формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных). Роль самооценки, самоанализа в процессе формирования языковой личности.
Готовимся к ЕГЭ
ОТ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ — К СОЧИНЕНИЮ
И ИЗЛОЖЕНИЮ
Понимание текста как творческая деятельность. Задания речеведческого характера. Филологическое понимание текста. «Метод медленного чтения».
Сочинение на основе текста — это текст-отклик. Включение в сочинение-отклик элементов сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Редактирование черновика как творческая работа.
РАЗМЫШЛЯЕМ О ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
Тематическая группа слов «Профессия. Работа». Комплексная работа с текстом. Работа со словарями, справочниками. Повторное обращение к текстам упражнений. Самостоятельный отбор текстов.
ЗАДАНИЯ С ВЫБОРОМ ОТВЕТА,
С КРАТКИМИ И РАЗВЕРНУТЫМИ ОТВЕТАМИ
Современные средства оценивания результатов обучения. Выбор заданий, которые можно выполнить на материале текста, как открытая система. Комплексная работа с текстом и ее роль в процессе подготовки к ЕГЭ и к другим формам текущей и итоговой аттестации (устные экзамены, собеседования; защита рефератов, исследовательских проектов; зачеты).
Подведение итогов. Единство, целостность материалов учебников по русскому языку и литературе.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов | Р.Р. |
1 | Язык. Речь. Культура. Речевая среда | 9 | 1 |
2 | Такие разные тексты | 44 | 8 |
3 | Готовимся к ЕГЭ | 15 | 6 |
Всего | 68 | 15 |
Тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе
№ п/п | Тема урока | Колич. часов | Дата | Примечание |
Язык. Речь. Культура. Речевая среда (9 часов) |
1 | Речевая среда и чувство слова, чувство текста. Чтение как один из видов речевой деятельности, направленной на приобщение к культуре. | 1 | | Демоверсия ГИА |
2 | Русский язык в современном обществе. Особенности современной речевой среды. | 1 | | 3.1 |
3 | Речевое поведение в ситуации проведения обсуждения, дискуссии. Роль книги, чтения | 1 | | 3.3 |
4 | Обсуждение, дискуссия, спор. Уважение к собеседнику, слушателю. | 1 | | К7 – К12 |
5 | Тональность общения. Языковые средства выражения отношения, оценки | 1 | | 1.1 |
6 | Особенности текста-рассуждения. | 1 | | 9.1 |
7 | Р.Р. Подготовка к обучающему сочинению - рассуждению | 1 | | 3.4, 4.1 |
8 | Выполнение заданий с выбором ответа, с краткими и развернутыми ответами | 1 | | 1.2, 4.3 |
9 | Анализ сочинения - рассуждения | 1 | | 6.1 |
Такие разные тексты (44 часа) |
10 | Функционально-смысловые типы речи. Особая роль глаголов в текстах-повествованиях. Однотематическая лексика в текстах-описаниях. | 1 | | 8.3 8.4 |
11 | Текстообразующая роль категории состояния, односоставных предложений в текстах-описаниях настроения, состояния, внутреннего мира человека. Особенности порядка слов в текстах- описаниях. | 1 | | 10.1 |
12 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | | 10.4 |
13 | Стили литературного языка: разговорный и книжные, их языковые особенности. Сфера употребления. Анализ контрольного диктанта | 1 | | 6.9 |
14 | Стиль художественной литературы. Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля | 1 | | 6.7 |
15 | Особенности разговорного стиля в репликах диалога. Особенности монологических высказываний научного стиля. Способность к монологу. | 1 | | 6.9 |
16 | Р.Р. Речевой этикет (стилистически окрашенные слова и фразеологизмы в репликах диалога, роль неполных предложений, вопросительных конструкций, вводных слов, односоставных предложений). Роль контекста | 1 | | 6.3 6.8 |
17 | Особенности текстов публицистического стиля. Языковые средства, с помощью которых осуществляется функция воздействия. | 1 | | 6.9 |
18 | Выполнение заданий с выбором ответа, с краткими и развернутыми ответами Тест по орфографии | 1 | | 6.12 |
19 | Лингвостилистический анализ текстов. Анализ тестовой работы | 1 | | 9.3 |
20 | Использование лексических и грамматических средств выражения отношения, эмоциональной оценки | 1 | | 6.10, 9.2 |
21 | Изобразительно-выразительные средства. Понимание поэтического текста как творчество. Чувство языка | 1 | | 6.10 |
22 | Р.Р. Тропы и фигуры речи. Художественный образ. | 1 | | 9.3 |
23 | Выполнение заданий с выбором ответа, с краткими и развернутыми ответами Тест по пунктуации | 1 | | 6.8 |
24 | Название текста как отражение его темы или основной мысли. Роль ключевых слов в тексте. Анализ тестовой работы | 1 | | 6.15 |
25 | Ключевые слова текста, отраженные в его названии. Ключевые слова в тексте как средство передачи информации | 1 | | 8.1 |
26 | Роль цитирования как средства выражения отношения, оценки. Предложение с цитированием — один из вариантов зачина текста. Частичное цитирование | 1 | | 8.2 |
27 | Р.Р. Сопоставительный анализ как диалог текстов, диалог авторов, диалог читателя с авторами | 1 | | 7.3 |
28 | Р.Р. Классное сочинение (обучающее) по текстам ЕГЭ (задание 27) | 1 | | 6.10 |
29 | Р.Р. Написание сочинения | 1 | | 7.4 |
30 | Синтаксические особенности предложений, выполняющих роль зачина в тексте (повторение изученного в 10 классе). | 1 | | 7.5 |
31 | Выразительное чтение как искусство звучащего слова. Интонация, голос как отражение индивидуальных особенностей личности. | 1 | | 7.6 |
32 | Роль пунктуационного анализа в процессе подготовки к выразительному чтению | 1 | | 7.7 |
33 | Выполнение заданий с выбором ответа, с краткими и развернутыми ответами | 1 | | 7.8 |
34 | Связь музыки, поэзии и живописи. Драматургия и искусство театра. Многозначность слова культура. | 1 | | 8.5 |
35 | Традиции и обычаи как отражение особенностей национального характера. | 1 | | 7.8 |
36 | Культуроведческая компетенция, ее роль в жизни человека, его судьбе. Эстетический вкус. Культура языковой, речевой деятельности | 1 | | 7.10 |
37 | Р.Р. «Тексты о текстах» как образцы анализа | 1 | | 7.11 |
38 | Выполнение заданий с выбором ответа, с краткими и развернутыми ответами | 1 | | 7.12 |
39 | Контрольная работа (тест по орфографии и пунктуации) | 1 | | 7.10 |
40 | Роль писателей в развитии литературного языка. Русская литература — основная часть национальной культуры. Анализ контрольной работы | 1 | | 7.11 |
41 | Чтение как творческая речевая деятельность. Развитие чувства языка. Выразительное чтение как приобщение к искусству звучащей речи. | 1 | | 7.12 |
42 | Слово и контекст. «Динамика преобразования» слова в художественном тексте. «Словарь языка Пушкина». Анализ словаря писателя как путь к постижению авторского замысла. Филологическое понимание текста. | 1 | | 7.10 |
43 | Художественное произведение как диалог с читателем. Понимание текста — процесс творчества. Путь к постижению авторского замысла. Творчеству учит чувство языка. Чувство языка и речевая среда | 1 | | 7.11 |
44 | Как самостоятельно сформулировать задания к тексту. | 1 | | 7.12 |
45 | Р.Р. Контрольное сочинение (по текстам ЕГЭ: задание 27) | 1 | | 7.10 |
46 | Р.Р. Написание сочинения | 1 | | 7.11 |
47 | Анализ сочинения | 1 | | 7.12 |
48 | Выполнение заданий с выбором ответа, с краткими и развернутыми ответами | 1 | | 7.10 |
49 | Выполнение заданий с выбором ответа, с краткими и развернутыми ответами: тест по пунктуации | 1 | | 6.8 |
50 | Выполнение заданий с выбором ответа, с краткими и развернутыми ответами | 1 | | |
51 | Выполнение заданий с выбором ответа, с краткими и развернутыми ответами: тест по пунктуации | 1 | | 6.16 |
52 | Оцениваем результаты изучения раздела. | 1 | | 6.15 |
53 | Роль самооценки, самоанализа в процессе формирования языковой личности | 1 | | 7.1 |
Готовимся к ЕГЭ (15 часов) |
54 | Выполнение заданий с выбором ответа, с краткими и развернутыми ответами | 1 | | 6.15 |
55 | Выполнение заданий с выбором ответа, с краткими и развернутыми ответами: тест по орфографии и пунктуации | 1 | | 7.1 |
56 | Р.Р. Понимание текста как творческая деятельность. Приемы сжатия текста. Редактирование черновика как творческая работа. | 1 | | 6.9 |
57 | Сочинение на основе текста — это текст-отклик. Включение в сочинение-отклик элементов сжатого изложения. Понимание текста как творческая деятельность. | 1 | | 6.7 |
58 | Р.Р. Обучающее сочинение – рассуждение (по текстам ЕГЭ: задание 27) | 1 | | 6.9 |
59 | Р.Р. Написание сочинения – рассуждения | 1 | | 6.3 6.8 |
60 | Задания с выбором ответа, с краткими и развернутыми ответами Анализ сочинения | 1 | | 6.9 |
61 | Выполнение заданий с выбором ответа, с краткими и развернутыми ответами | 1 | | 6.12 |
62 | Р.Р. Комплексная работа с текстом и ее роль в процессе подготовки к ЕГЭ | 1 | | 9.3 |
63 | Р.Р. Размышляем о выборе профессии. Тематическая группа слов «Профессия. Работа» | 1 | | 6.10 |
64 | Р.Р. Контрольное сочинение – рассуждение (по текстам ЕГЭ: задание 27) | 1 | | 6.10. 9.2 |
65 | Р.Р. Написание контрольного сочинения - рассуждения | 1 | | 9.3 |
66 | Выполнение заданий с выбором ответа, с краткими и развернутыми ответами. Анализ контрольного сочинения | 1 | | 6.8 |
67 | Итоговая контрольная работа | 1 | | 6.16 |
68 | Повторение и обобщение пройденного. Анализ контрольной работы | 1 | | |
12