СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русский язык 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русский язык 3 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пролетарская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрена

на заседании ШМО

учителей начальной школы

Протокол заседания

от « 28.» августа 2017 г.

№ 1

Рекомендована

к утверждению

Протокол заседания педагогического совета МБОУ Пролетарской СОШ

от «30» августа 2017 г.

№ 1

Утверждаю

Директор МБОУ

Пролетарской СОШ

________________

Т.С. Серикова

Приказ от 31»августа 2017 г.

№ 107











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по РУССКИЙ ЯЗЫК

начальное общее образование (3 класс)



Количество часов в неделю 5, за год 166



Учебный год 2019-2020



Учитель –Войнова Анастасия Павловна















Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Основной образовательной программы МБОУ Пролетарской СОШ, на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г. Зеленина Л.М. «Русский язык».3 класс.

Сборник рабочих программ. УМК «Школа России» Москва. « Просвещение»2011г.

Учебник , авт. В.П.Канакина,В.Г.Горецкий., Русский язык в 2-х частях . Часть 1,2Москва. Просвещение , 2018 (приказ Министерства Просвещения Российской федерации №345 от 28.12.2018 года « О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».



На предмет « Русский язык» базисным учебным планом начального общего образования выделяется 675 часов. Содержание курса рассчитано на 560 часов, из них 50 часов отводится изучению русского языка в первом классе. Во 2-4 классах на изучение курса отводится по 170 часов ( 5 часов в неделю, 34 учебные недели).

Согласно календарному учебному графику и расписанию занятий МБОУ Пролетарской СОШ на 2019– 2020 учебный год, данная рабочая программа будет реализована в объёме 166 часов. Для выполнения программного материала в полном объёме, считаю целесообразным объединение уроков № 54 и №55 по теме «Правописание слов с безударными гласными в корне слов»; №69,70 по теме»Правописание приставок и суффиксов» ; №76 и №77 по теме «Разделительный твёрдый знак», №162 «Правописание приставок и предлогов» и №163 «Правописание безударных гласных».

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Данная программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих результатов:

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

– интерес к изучению языка;

– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения предмета «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения предмета «Русский язык» 3 класс является сформированность следующих умений:


– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

– производить звукобуквенный анализ доступных слов;

– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ьдля обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

– правильно списывать слова, предложения, текст, проверятьнаписанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переноситьслова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;

– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбиратьоднокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;

– распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;

– определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

– разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;

– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);

– составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;

– осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;

– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;

– читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);

– письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

Обучающиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.


Планируемые результаты рабочей программы


Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

  • представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;

  • развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;

  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;

  • становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;

  • развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;

  • формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);

  • развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;

  • ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;

  • развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).

  • понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;

  • .осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;

  • осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;

  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

  • представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;

  • планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;

  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД

Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

  • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;

  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;

  • воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;

  • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);

  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;

  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

  • анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из их частей;

  • овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;

  • ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;

  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;

  • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;

  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;

  • составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;

  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

  • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;

  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;

  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

  • осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;

  • представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;

  • понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;

  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

  • овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

  • овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

  • овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.

Предметные результаты освоения

основных содержательных линий программы

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

  • применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

  • строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;

  • понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;

  • понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;

  • восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;

  • распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;

  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

  • знакомство с жанрами объявления, письма;

  • строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;

  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

  • составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;

  • использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;

  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;

  • находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;

  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);

  • определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;

  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;

  • осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;

  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);

  • использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;

  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;

  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;

  • оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;

  • соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;

  • наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;

  • иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;

  • иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;

  • наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;

  • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;

  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);

  • оценивать уместность использования слов в тексте;

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

  • размышлять над этимологией некоторых слов-названий;

  • приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов;

  • различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;

  • выделять нулевое окончание;

  • подбирать слова с заданной морфемой;

  • образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;

  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

  • осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);

  • наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);

  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;

  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология

Обучающийся научится:

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

  • распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;

  • распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);

  • распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);

  • распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

  • узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;

  • устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.

  • узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;

  • подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;

  • наблюдать над словообразованием частей речи;

  • замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;

  • выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

  • определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;

  • различать понятия «члены предложения» и «части речи»;

  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

  • устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

  • различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;

  • отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;

  • разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

  • выделять в предложении основу и словосочетания;

  • находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);

  • опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

— применять ранее изученные правила правописания, а также:

  • непроизносимые согласные;

  • разделительный твёрдый знак (ъ);

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

  • безударные родовые окончания имён прилагательных;

  • раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;

  • раздельное написание частицы не с глаголами;

— подбирать примеры с определённой орфограммой;

— обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

— определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

— применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

— безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);

— писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;

— проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

— применять правила правописания:

  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

  • е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);

  • запятая при обращении;

  • запятая между частями в сложном предложении;

  • безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;

— при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).



Содержание учебного предмета, курса



Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный-согласный; гласный ударный-безударный; согласный твердый-мягкий, парный-непарный; согласный звонкий-глухой, парный-непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных Ъ и Ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е ё ю я ; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками , каталогами.

Лексика.Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов , значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах , о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав слова.(морфемика).Овладение понятием « родственные слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов . представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология .Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения 1 и 2 спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функции предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но их роль в речи. Частица не, ее значение.

Синтаксис.Различение предложения, словосочетания слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация.Формирование орфографическойзоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

  • словосочетанияжи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;

  • сочетаниячк-чн, чт, щн;

  • перенос слов;

  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

  • разделительные ъ и ь;

  • мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, рожь, мышь);

  • безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);

  • безударные окончания имен прилагательных;

  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

  • не с глаголами;

  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);

  • мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;

  • безударные личные окончания глаголов;

  • раздельное написание предлогов с другими словами;

  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.) овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов у четом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.


Язык и речь (2 часа)

Виды речи. Её назначение. Речь – отражение культуры человека.

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

Формирование о представлений о языке как основе национального самосознания.

Развитие речи. Составление текста по рисунку.

Слова с непроверяемым написанием: праздник, вместе.


Текст. Предложение. Словосочетание (14часов)

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: п овествование, описание, рассуждение.

Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями изадачами.

Слова с непроверяемым написанием: орех.

Предложение 9 повторение и углубление представлений о предложении и диалоге)

Развитие речи. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины.

Виды предложений по цели высказывания(повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)

Знаки препинания в конце предложений.

Слова с непроверяемым написанием: овёс.

Формирование внимательного отношения к окружающим.сведения из истории главного города России- Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма.

Предложения с обращением.

Развитие речи. Составление рассказа по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей.

Главные и второстепенные члены предложения

Распространенные и нераспространенные предложения.

Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией

Разбор предложений по членам

Простое и сложное предложение

Слова с непроверяемым написанием: заря, восток, восточный.

Запятая внутри сложного предложения

Словосочетание. связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопросов.

Слова с непроверяемым написанием :пшеница.

Развитие речи. Составление предложений из текста из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели.

Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень»

Проверочная работа.

Слово в языке и речи (19 часов)

Лексическое значение слова.

Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы и антонимы.

Слова с непроверяемым написанием: альбом, погода.

Работа с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов.

Омонимы. Использование омонимов в речи. Слова с непроверяемым написанием: понедельник.

Работа со словарём омонимов.

Слово и словосочетание.

Фразеологизмы.

Значение фразеологизмов и их использование в речи.

Слова с непроверяемым написанием: ракета.

Работа со словарём фразеологизмов.

Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов.

Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.

Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи( имени существительном, именем прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках.

Слова с непроверяемым написанием :трактор, чёрный.

Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста.

Развитие речи. Составление предложений и текста по репродукции картины И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды»

Имя числительное.

Слова с непроверяемым написанием :восемь, четыре, вторник, среда.

Проверочная работа.

Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных словах, о корне слова.

Слова с непроверяемым написанием: картофель.

Слово и слог. Звуки и буквы .

Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

Правописание слов с ударными (сочетания жи-ши, ча-ща,чу-щу) и безударными гласными в корне.

Согласные звуки и буквы для их обозначения.

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.

Мягкий разделительный знак. Правописание слов с мягким разделительным знаком.

Формирование установки на здоровый образ жизни.

Слова с непроверяемым написанием : овощи, петрушка. Горох, помидор. Огурец, огород.

Проверочный диктант.

Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану.

Проект «Рассказ о слове».

Состав слова (16ч)

Корень слова. Однокоренные слова.

Чередование согласных в корне.

Сложные слова.

Работа со словарём однокоренных слов.

Слова с непроверяемым написанием :столица.

Развитие интереса к истории языка. Изменениям, происходящим в нём.

Правописание сложных слов( соединительные гласные в сложных словах(самолёт, вездеход)

Формы слова. Окончание.

Слова с непроверяемым написанием :Обед. Ужин.

Приставка.

Суффикс.

Значение этих значимых частей в слове.

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе»

Основа слова.

Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём.

Обобщение знаний о составе слова.

Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.

Формирование навыка моделирования слов.

Слова с непроверяемым написание :пирог, шоссе.

Проверочная работа.

Развитие речи. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.

Проект «Семья слов».

Правописание частей слова (29 часов)

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова

Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом.

Слова с непроверяемым написанием : четверг.

Правописание слов с безударными гласными в корне

Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка.


Слова с непроверяемым написанием : север, берег.

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.


Слова с непроверяемым написанием : пороша.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.


Слова с непроверяемым написанием : чувство, лестница, интересный.

Правописание слов с удвоенными согласными

Слова с непроверяемым написанием : коллекция, коллектив, аккуратный, грамм, килограмм.

Правописание суффиксов и приставок

Правописание приставок и предлогов

Слова с непроверяемым написанием : желать.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

Контрольный диктант

Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка».изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.

Составление объявления.

Части речи (76 часов)

Части речи(1ч)

Имя существительное (30 часов)

Повторение и углубление представлений

Значение и употребление имен существительных в речи

Одушевленные и неодушевлённые имена существительные

Представление об устаревших словах в русском языке

Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.

Собственные и нарицательные имена существительные.

Правописание имен собственных.


Слова с непроверяемым написанием : самолёт, комната, однажды.

Проект «Тайна имени»

Развитие интереса к тайнам имен, тайне своего имени.

Число имен существительных

Изменение имен существительных по числам.

Имена существительные, имеющие форму одного числа(салазки, мёд).

Развитие речи. Работа с текстом. Письмо по памяти.

Род имен существительных.

Имена существительные общего рода

Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности


Слова с непроверяемым написанием : кровать.

Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода( рожь, тишь, вещь)

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картин

Проверочный диктант

Падеж имен существительных

Изменение имен существительных по падежам

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

Неизменяемые имена существительные.

Слова с непроверяемым написанием : рябина.

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»


Именительный падеж

Родительный падеж

Дательный падеж

Винительный падеж

Творительный падеж

Предложный падеж

Формирование представлений о трудолюбии, мастерстве.

Слова с непроверяемым написанием : рябина, трамвай, пятница, около, солома, потом.

Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа.

Все падежи.

Работа с таблицей «Признаки падежей»

Начальная форма имени существительного

Морфологический разбор имени существительного

Слова с непроверяемым написанием : вокруг.

Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины К.Ф .Юона «Конец зимы. Полдень»

Проект « «Зимняя» страничка»

Проверочный диктант

Имя прилагательное (19 часов)


Повторение и углубление представлений об имени прилагательном.

Лексическое значение имени прилагательного

Обогащение словарного запаса именами прилагательными.

Связь имени прилагательного с именем существительным.

Роль имён прилагательных в тексте.

Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета.

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

Текст-описание

Художественное и научное описания. Использование имён прилагательных в тексте-описании.

Развитие речи. Составление текста-описания растения в научном стиле.

Формирование чувства прекрасного в процессе работы с поэтическими текстами и репродукцией картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь».

Слова с непроверяемым написанием: приветливый, ромашка, растение, Красная площадь, Московский Кремль.

Формы имён прилагательных

Род имён прилагательных

Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Родовые окончания имён прилагательных( -ый, -ой, -ая,-яя).

Слова с непроверяемым написанием: сирень.

Число имён прилагательных.

Изменение имён прилагательных по числам.

Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

Развитие речи. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям.

Слова с непроверяемым написанием: поэт, гвоздика, животное.

Падеж имён прилагательных.

Изменение прилагательных, кроме имён прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин, по падежам

Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного.

Начальная форма имени прилагательного.

Обобщение знаний об имени прилагательном

Морфологический разбор имени прилагательного.

Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А.А.Серова «Девочка с персиками»

Проект «Имена прилагательные в загадках»

Контрольный диктант.

Местоимение (5часов)

Личные местоимения 1-го,2-го, 3-го лица.

Личные местоимения единственного и множественного числа.

Род местоимений 3-го лица единственного числа.

Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.

.

Морфологический разбор местоимений.

Слова с непроверяемым написанием: одуванчик, воскресенье.

Формирование бережного отношения к природе.

Проверочная работа.

Развитие речи. Составление письма.

Глагол (21 час)

Повторение и углубление представлений о глаголе

Значение и употребление в речи. Число. Изменение глаголов по числам.

Слова с непроверяемым написанием: завтрак (завтракать)

Развитие речи. Составление текста по сюжетным рисункам.

Формы глагола.

Начальная (неопределённая) форма глагола.

Глагольные вопросы: что делать? и что сделать?

Слова с непроверяемым написанием: песок.

Число глаголов.

Изменение глаголов по числам.

Развитие речи. Составление предложений ( с нарушенным порядком слов), их запись.

Времена глагола

Изменение глаголов по временам.

Слова с непроверяемым написанием : квартира, герой, солдат.

Развитие речи. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану.

Род глаголов в прошедшем времени.

Родовые окончания глаголов (-а,-о).


Развитие речи. Составление предложений и текста.

Правописание частицы НЕ с глаголами

Обобщение знаний о глаголе.

Морфологический разбор глагола.

Проверочная работа.

Контрольный диктант.

Формирование чувства гордости и уважения к защитникам России, русским солдатам.

Развитие речи. Проведение «конференции» на тему «Части речи в русском языке»

Повторение (14 часов)



Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

Сроки проведения

1

Язык и речь



2

2.09-3.09

2

Текст. Предложение. Словосочетание



14

4.09 -23.09

3

Слово в языке и речи


19



24.09 – 18.10

4

Состав слова

16

21.10 – 19.11

5

Правописание частей слова

29

20.11 – 25.12

6

Части речи:

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Местоимение

Глагол

Повторение

76

1

30

19

5

21

14



26.12

27.12 – 19.02

20.02 – 18.03

19.03 – 1.04

2.04 – 30.04

6.05 – 25.05














Годовой календарный график текущего контроля

Дата

№ работы

Вид работы

Тема

Источник

16.09

1

Входной контроль


О.И.Дмитриева . поурочные разработки у УМкК В,П. Канакиной «Школа России» 3 класс Москва «Вако» 2016

23.09

2

Диктант

Предложение

-//-

18.10

3

Диктант

Слово в языке и в речи

-//-

14.11

4

Диктант

Состав слова

-//-

10.12

5

диктант

Правописание корней слов

-//-

24.12

6

Диктант

Правописание частей слова

-//-

28.01

7

Диктант

Имя существительное

-//-

18.02

8

Диктант

Имя существительное

-//-

17.03

9

Диктант

Имя прилагательное

-//-

30.04

10

Диктант

Глагол

-//-

18.05

11

Диктант

Итоговый

-//-















Календарно – тематическое планирование


урока п/п

урока

в теме

Тема

Кол-во часов

Виды контроля

Сроки

план

факт


Язык и речь. 2ч.

1.

1.

Наша речь. Виды речи.

1

текущий

2.09


2.

2.

Наш язык

1

текущий

3.09


Текст. Предложение. Словосочетание. 14ч.

3.

1.

Текст. Типы текстов

1

текущий

4.09


4.

2.

Текст. Типы текстов

1

текущий

5.09


5.

3.

Предложение

1

текущий

6.09


6.

4.

Виды предложений по цели высказывания

1

Проверочная

работа

9.09


7.

5.

Виды предложений по интонации

1

текущий

10.09


8.

6.

Предложения с обращением

1

текущий

11.09


9.

7.

Обучающее изложение

1



12.09


10.

8.

Главные и второстепенные члены предложения

1


13.09



11.

9.

Контрольная работа №1. Входной контроль

1

Контрольная работа

16.09


12.

10.

Простое и сложное предложения

1


17.09


13.

11.

Простое и сложное предложения

1

текущий

18.09


14.

12.

Словосочетание

1

текущий

19.09


15.

13.

Словосочетание

1


20.09


16.

14.

Контрольная работа № 2 . Тема

« Предложение». Диктант

1

Контрольная работа

23.09



Слово в языке и речи. 19ч.

17.

1.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

1

текущий

24.09


18.

2.

Синонимы и антонимы

1

текущий

25.09


19.

3.

Омонимы

1

текущий

26.09


20.

4.

Слово и словосочетание

1


27.09


21.

5.

Фразеологизмы

1

текущий

30.09


22.

6.

Обучающее изложение

1


1.10


23.

7.

Части речи

1

текущий

2.10


24.

8.

Имя существительное

1

текущий

3.10


25.

9.

Имя прилагательное

1

текущий

4.10


26.

10.

Глагол

1

текущий

7.10


27.

11.

Что такое имя числительное?

1


8.10


28.

12.

Однокоренные слова

1

текущий

9.10


29.

13.

Звуки и буквы. Гласные звуки.

1

текущий

10.10


30.

14.

Звуки и буквы. Согласные звуки.

1

текущий

11.10


31.

15.

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак

1

текущий

14.10


32.

16.

Обучающее изложение

1


15.10


33.

17.

Обобщение и закрепление изученного

1


16.10


34.

18.

Проект «Рассказ о слове»

1

текущий

17.10


35.

19.

Контрольная работа № 3. Тема: «Слово в языке и речи».Диктант

1

Контрольная работа

18.10



Состав слова. 16ч.

36.

1.

Что такое корень слова?

1

текущий

21.10


37.

2.

Как найти в слове корень?

1


22.10


38.

3.

Сложные слова

1

текущий

23.10


39.

4.

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

1

текущий

24.10


40.

5.

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

1

текущий

25.10


41.

6.

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

1

текущий

5.11


42.

7.

Значения приставок.

1

текущий

6.11


43.

8.

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

1


7.11


44.

9.

Значения суффиксов

1

текущий

8.11


45.

10

Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе»

1

текущий

11.11


46.

11.

Что такое основа слова?

1

текущий

12.11


47.

12.

Обобщение знаний о составе слова

1


13.11


48.

13.

Контрольная работа №4. Тема: «Состав слова»

1

Контрольная работа

14.11


49.

14.

Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова.

1

текущий

15.11


50.

15.

Обучающее изложение.

1


18.11


51.

16.

Проект «Семья слов»

1

проект

19.11


Правописание частей слова. 29ч.

52.

1.

В каких значимых частях слова есть орфограммы?

1

текущий

20.11


53.

2.

Правописание слов с безударными гласными в корне

1

текущий

21.11


54.

3.

Правописание слов с безударными гласными в корне

1

текущий


22.11


55.

4.

Правописание слов с безударными гласными в корне

1

текущий

56.

5.

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

1

самопроверка

25.11


57.

6.

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

1

Контрольная работа

26.11


58.

7.

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

1

текущий

27.11


59.

8.

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

1

текущий

28.11


60.

9.

Обучающее изложение

1


29.11


61.

10.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

1

текущий

2.12


62.

11.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

1


3.12


63.

12.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

1

текущий

4.12


64.

13.

Правописание слов с удвоенными согласными

1

текущий

5.12


65.

14.

Правописание слов с удвоенными согласными

1


6.12


66.

15.

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка»

1


9.12


67.

16.

Контрольная работа №5. Тема: «Правописание корней слов».Диктант

1

Контрольная работа

10.12


68.

17.

Правописание суффиксов и приставок

1

текущий

11.12


69.

18.

Правописание суффиксов и приставок

1


текущий

12.12


70.

19.

Правописание суффиксов и приставок

71.

20.

Правописание суффиксов и приставок

1

текущий

13.12


72.

21.

Правописание приставок и предлогов

1

взаимопроверка

16.12


73.

22.

Правописание приставок и предлогов

1


17.12


74.

23.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

1


18.12


75.

24.

Разделительные твёрдый и мягкий знаки

1


19.12


76.

25.

Разделительные твёрдый и мягкий знаки

1


текущий


20.12


77.

26.

Разделительные твёрдый и мягкий знаки

78.

27.

Обучающее изложение

1


23.12


79.

28.

Контрольная работа № 6. Тема: «Правописание частей слова»

1

Контрольная работа

24.12


80.

29.

Проект « Составляем орфографический словарь»

1

проект

25.12



Части речи. 76ч.

81.

1.

Части речи

1

текущий

26.12


Имя существительное 31

82.

2.

Имя существительное и его роль в речи

1

текущий

27.12


83.

3.

Имя существительное и его роль в речи

1

самоконтроль

9.01


84.

4.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

1

текущий

10.01


85.

5.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

1

текущий

13.01


86.

6.

Обучающее изложение

1


14.01


87.

7.

Собственные и нарицательные имена существительные

1

текущий

15.01


88.

8.

Проект «Тайна имени»

1

проект

16.01


89.

9.

Число имен существительных

1

текущий

17.01


90.

10.

Число имён существительных

1

текущий

20.01


91.

11.

Род имён существительных

1


21.01


92.

12

Род имён существительных

1

текущий

22.01


93.

13.

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

1

текущий

23.01


94.

14.

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

1

текущий

24.01


95.

15.

Обучающее изложение

1


27.01


96.

16.

Контрольная работа №7 Тема: «Имя существительное»

1

Контрольная работа

28.01


97.

17.

Склонение имён существительных


текущий

29.01


98.

18.

Падеж имён существительных

1

текущий

30.01


99.

19.

Падеж имён существительных

1

текущий

31.01


100.

20.

Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

1

текущий

3.02


101.

21.

Именительный падеж

1

текущий

4.02


102.

22.

Родительный падеж

1


5.02


103.

23.

Дательный падеж

1

самоконтроль

6.02


104.

24.

Винительный падеж

1


7.02


105.

25.

Творительный падеж

1

текущий

10.02


106.

26.

Предложный падеж

1

текущий

11.02


107.

27.

Обучающее изложение

1


12.02


108.

28.

Все падежи

1

текущий

13.02


109.

29.

Обобщение знаний

1

текущий

14.02


110.

30.

Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень»

1


17.02


111.

31.

Контрольная работа № 8.Тема: «Имя существительное»

1

Контрольная работа

18.02


112.

32

Проект «Зимняя страничка»

1

проект

19.02


Имя прилагательное. 18ч.

113

33./1

Значение и употребление имён прилагательных в речи

1


20.02


114

34./2

Значение и употребление имён прилагательных в речи

1

текущий

21.02


115

35./3

Роль прилагательных в тексте

1

текущий

25.02


116

36./4

Текст-описание

1

текущий

26.02


117

37./5

Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»

1


27.02


118

38./6

Род имён прилагательных

1

текущий

28.02


119

39./7

Изменение имён прилагательных по родам

1

текущий

2.03


120

40./8

Изменение имён прилагательных по родам

1

текущий

3.03


121

41./9

Число имён прилагательных

1

текущий

4.03


122

42./10

Число имён прилагательных

1

текущий

5.03


123

43./11

Изменение имён прилагательных по падежам

1

взаимопроверка

6.03


124

44./12

Изменение имён прилагательных по падежам

1


10.03


125

45./13

Обобщение знаний

1

текущий

11.03


126

46./14

Обобщение знаний

1

текущий

12.03


127

47./15

Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками»

1


13.03


128

48./16

Обобщение знаний

1

текущий

16.03


129

49/17

Контрольная работа №9. Тема: «Имя прилагательное»

1

Контрольная работа

17.03


130

50./18

Проект «Имена прилагательные в загадках»

1

проект

18.03



Местоимения. 5ч.

131

51/1.

Личные местоимения

1

текущий

19.03


132

52/2.

Изменение личных местоимений по родам

1

текущий

20.03


133

53/3.

Местоимение

1

текущий

30.03


134

54/4.

Местоимение

1

текущий

31.03


135

55/5.

Обучающее изложение

1


1.04


Глагол. 21ч.

136

56/1.

Значение и употребление глаголов в речи

1

текущий

2.04


137

57/2.

Значение и употребление глаголов в речи

1

текущий

3.04


138

58/3.

Значение и употребление глаголов в речи

1

текущий

6.04


139

59/4.

Неопределённая форма глагола

1

текущий

7.04


140

60/5.

Неопределённая форма глагола

1


8.04


141

61/6.

Число глаголов

1

текущий

9.04


142

62/7.

Число глаголов

1

текущий

10.04


143

63/8.

Времена глаголов

1

текущий

13.04


144

64/9.

Времена глаголов. 2-е лицо глаголов

1


14.04


145

65/10.

Изменение глаголов по временам

1

текущий

15.04


146

66/11.

Изменение глаголов по временам

1

текущий

16.04


147

67/12.

Обучающее изложение

1


17.04


148

68/13.

Род глаголов в прошедшем времени

1

взаимопроверка

20.04

149

69/14.

Род глаголов в прошедшем времени

1

текущий

21.04


150

70/15.

Правописание частицы не с глаголами

1

текущий

22.04


151

71/16.

Правописание частицы не с глаголами

1


23.04


152

72/17.

Обобщение знаний

1

самоконтроль

24.04


153

73/18.

Обобщение знаний

1


27.04


154

74/19.

Обобщение знаний

1


28.04


155

75/20.

Обобщение знаний

1


29.04


156

76/21.

Контрольная работа№10. Тема:»Глагол»

1

Контрольная работа

30.04



Повторение. 14ч.

157

1.

Части речи

1


6.05


158

2.

Части речи

1

текущий

7.05


159

3.

Обучающее изложение

1


8.05


160

4.

Обобщение изученного о слове, предложении.

1

текущий

12.05


161

5.

Правописание окончаний имён прилагательных

1


13.05


162

6.

Правописание приставок и предлогов

1

текущий


14.05


163

7.

Правописание безударных гласных

1

текущий


164

8.

Правописание значимых частей слов

1


15.05


165

9

Итоговая контрольная работа. №11.Диктант

1

Контрольная работа

18.05


166

10.

Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова

1


19.05


167

11.

Обучающее изложение

1


20.05


168

12.

Текст

1



21.05



169

13.

Сочинение на тему»Почему я жду летних каникул»

1


22.05


170

14.

КВН «Знатоки русского языка»

1


25.05

166 часов





























Приложение

Контрольные работы

№1

Тема «Предложение»

Осенью

Мы часто ходим в ближайший лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Слова для справок: ходим, воздухом

Грамматические задания

  1. запишите цифрой, сколько слов в первом предложении.

  2. Слова русский, листья разделите для переноса.

  3. В третьем предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите словосочетания.





№2

Тема «Слово в языке и речи»

Прощание с осенью

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмёрзла.

Грамматическое задание

  1. В первом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое, определите части речи.

  2. Выпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень.

  3. Выпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.





№3.Тема: «Состав слова»



В лютый зимний холод всякая птица спешит к жилью человека. Там легче добывать пищу. Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать осторожную лесную живность. Тетерев и куропатка залетают в хранилища с зерном. Русаки ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают охоту на мышей в подвалах. Беляки прибегают щипать душистое сено из стогов.

Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала клевать крошки на столе.



Слова для справок: постоянно.

Грамматическое задание

1.Разберите по составу слова сторожка. Зимний, душистое.

2. Подберите однокоренные слова к слову лесную

3. Выпишите из текста два глагола с приставками. Приставки выделите.



№4 Тема «Правописание корней слов»



Снеговик

Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.

Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!.



Грамматическое задание

1.в первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.

2. разберите по составу :1-й в – зимний, шубки; 2-й –белые, морковки.

3. найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным в корне, парным по глухости- звонкости согласным, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.





№5 Тема «Правописание частей слова»



Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья.

Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил , что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей.

Слова для справок: оляпка, водяной.



Грамматическое задание

  1. Разберите предложения по членам: вар.1 – третье, вар.2 – десятое.

  2. Разберите по составу слова осинка, переход

  3. Найдите в тексте и подчеркните два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить.



№6. Тема «Имя существительное»

Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

Грамматическое задание

  1. Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего рода.

  2. Запишите пять имён существительных с шипящим звуком на конце.

  3. Разберите по составу слова рыбка, тишина, лесною.







№7. Тема «Имя существительное»



Мы открыли гараж и усидели летучую мышь. Это интересное животное. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ.гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.

Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит , тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.

Грамматическое задание

  1. Определите падеж имён существительных в последнем предложении.

  2. В первом предложении слово гараж разберите как часть речи.

  3. Разберите по составу слова интересное , глазки, находит.



№8. Тема «Имя прилагательное»



Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.

Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание

  1. Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1 – четвёртое предложение, вариант 2 – пятое.

  2. Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания: вариант 1 – трусливый мальчик, узкий ручей; вариант 2 –старательный ученик, высокий куст.

  3. Определите род, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях сосновую шишку, крепким клювом.





№9 Тема «Глагол»



Весеннее утро

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима и мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.



Грамматическое задание

  1. Разберите предложение по членам : вариант 1 – седьмое, вариант 2- девятое.

  2. Разберите по составу: вавриант1- засветило, утренний, берёзки; вариант 2- развесили, весёлый, местечко.

  3. Определите время, число и лицо глаголов побежал, взглянешь, принесу.



№ 10. Тема «Итоговый за курс 3-го класса»



Соловьиная песня.

Закатилось солнце. Угасает длинный день. Смолкают голоса птиц. Наступает тишь. Но вот в сумраке вечера послышалась новая птичья песня. Певец пробует свой сильный чудесный голос. Щёлкнул, издал протяжный свист. Помолчал чуточку, снова засвистал, залился трелью.

Кто это так хорошо поёт в сумерках? Вот он сидит на суку. Сам серый. Ростом с воробья.

Птичка подняла головку, открыла клюв. Легко и свободно плывёт в ночной тишине соловьиная песня.



Грамматическое задание

1.Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.

2. Выпишите из текста два слова с приставками. Приставки выделите.

3.Разберите предложение по членам: вариант 1-втрое, вариант 2 – третье.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!