Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному языку(русский) для 1 класса»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Сахалинской области
отдел образования администрации Смирныховского района Сахалинской области
МБОУ СОШ с. Первомайск
| УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ с. Первомайск: ________________( Минченко А.В. ) Приказ № 246 от "31" августа 2022 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Родной язык (русский)»
(ID 3986735)
для 1 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Калиненко Татьяна Михайловна
Учитель начальных классов
с. Первомайск 2022
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
Раздел 1. Секреты речи и текста |
1.1. | Общение. Устная и письменная речь. | 2 | 0 | 2 | | Работа с иллюстрациями учебника Беседа о видах речевой деятельности, их разграничение (говорение, слушание, чтение и письмо); Коллективное формулирование вывода о том, какие виды речевойдеятельности относятся к письменным формам речи, а какие к устным; | Устный опрос; | http://www.rus.1september.ru |
1.2. | Стандартные обороты речи для участия в диалоге: Как приветствовать взрослого и сверстника? Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно отблагодарить? Этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. | 2 | 0 | 2 | | Учебный диалог на основе анализа иллюстраций и текста учебника,в ходе которого учащиеся определяют, когда, с какой целью, в какихситуациях люди пользуются речью; Коллективное формулированиевывода о непосредственном речевом сопровождении всех видов деятельности человека; Работа с иллюстрациями учебника Беседа о видах речевой деятельности, их разграничение (говорение, слушание, чтение и письмо); | Практическая работа; | http://www.rus.1september.ru |
1.3. | Правила корректного речевого поведения в ходе диалога; использование в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации общения. Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. | 1 | 0 | 1 | | Творческое задание: придумать ситуации общения, когда нужнообратиться на вы и на ты.; Парная работа: разыгрывание диалогов на основе изображенныхв учебнике ситуаций общения, требующих выбора определенныхвариантов формул речевого этикета; Групповая работа, направленная на обсуждение роли слова «пожалуйста» в нашей речи; Рассказ учителя об истории вежливых слов (благодарю, спасибо,извините); Объяснение значения пословицы о правильном отношении к словам благодарности; | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | http://www.rus.1september.ru |
1.4. | Имена в малых жанрах фольклора | 1 | 0 | 1 | | Коллективное формулирование вывода о том, какие виды речевойдеятельности относятся к письменным формам речи, а какие к устным; Работа с книгой; | Устный опрос; | http://www.rus.1september.ru |
1.5. | Цели и виды вопросов: вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание. | 2 | 0 | 2 | | Беседа «Почему мы задаём друг другу вопросы?»; Групповая работа: анализ текста стихотворения З. Александровой; Творческое задание: составление рассказа на основе вопросов обинтересном явлении природы; Обсуждение текста стихотворения «Четыре старушки», роли вопросов,которые задают герои стихотворения; Творческое задание: моделирование ситуаций, в которых необходимозадать вопрос, и ситуаций, в которых вопросы будут излишними; Коллективное формулирование вывода о | Зачет; Практическая работа; | http://www.rus.1september.ru |
| | | | | | значении и необходимостиумения задавать вопросы; Беседа о целях вопросов, их адресате, использовании специальныхвопросительных слов, которые помогают задавать вопросы; Игровое упражнение «Вопросы-ответы»: один ученик придумываетвопрос, который начинается со слова «почему», другие ученикиотвечают на вопрос, используя в своих ответах слово «потому что»; Беседа о том, когда необходим полный, развернутый ответ на вопрос,а когда можно дать ответ одним словом; Практическая групповая работа: отработка умения отвечать на вопросодним словом; Игровое упражнение «Кто быстрее ответит на вопрос?» (необходимоответить на поставленный вопрос одним словом); Беседа по содержанию стихотворения С. Черного ; Составление рассказа о герое стихотворения; | | |
Итого по разделу: | 8 | |
Раздел 2. Язык в действии |
2.1. | Роль логического уадрения. | 3 | 0 | 3 | | Практическая работа, направленная на уточнение и разграничениеслов, называющих похожие признаки или действия (шерстяной —меховой, мыть — стирать и др.); Игровое задание: учитель называет прилагательное и бросает мячпервому игроку, ребёнок называет словосочетание с этим словом ипередаёт мяч следующему игроку; Групповая работа с иллюстрациями учебника, составление описаниякартинки с помощью словосочетаний; Учебный диалог, направленный на уточнение лексического значенияслов- паронимов; | Практическая работа; Тестирование; | http://www.rus.1september.ru |
2.2. | Звукопись в стихотворном художественном тексте. | 1 | 0 | 1 | | Самостоятельная работа: нахождение приема звукописи в тексте,выбор правильной интонации и темпа при выразительном прочтениистихотворения; Наблюдение за приемом звукописи в тексте, определение звуков,при помощи которых происходит игра; Практическая работа: отработка произнесения с правильным ударением слов, в которых часто допускаются ошибки; Творческое задание: придумать предложение с указанными словами,обращая внимание на место ударения в них; | Практическая работа; | http://www.rus.1september.ru |
2.3. | Как нельзя произносить слова: пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов. Смыслоразличительная роль ударения. | 4 | 0 | 4 | | Работа с иллюстрациями учебника, отработка постановки правильногоударения в глаголах прошедшего времени женского рода; Творческая работа: придумывание предложений с использованиемотработанных слов; Учебный диалог, направленный на наблюдение и осмысление явленияподвижности ударения в разных формах одного слова; Коллективное формулирование выводов о возможности измененияместа ударения в различных формах одного и того же слова; Практическая работа: определение места ударения в словах; | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | http://www.rus.1september.ru |
2.4. | Наблюдение за сочетаемостью слов: пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов. | 2 | 0 | 2 | | Практическая работа: отработка умения внимательно читать текст,запоминать детали, строить развернутое высказывание по результатаманализа текста; Наблюдение над омографами, анализ значений слов в омонимическихпарах, обсуждение роли контекста в различении слов-омонимов; Обобщение результатов наблюдения, коллективное формулированиевыводов о возможности различения слов, которые совпадают по написанию, но различаются по значению и произношению, с помощьюконтекста; Наблюдение над языковым материалом: анализ звукоподражательныхслов — названий голосов животных, определение пути их возникновения в языке; | Практическая работа; | http://www.rus.1september.ru |
Итого по разделу: | 10 | |
Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее |
3.1. | Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Значение устаревших слов данной тематики. Русские пословицы и поговорки, связанные с письменностью. Различные приёмы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа. Различные приёмы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа. | 4 | 1 | 3 | | Работа с иллюстрациями учебника: нахождение различий оформления текста в древней рукописи и в современном тексте; Рассказ учителяо том, что такое буквица, демонстрация различных вариантов ее оформления в древних книгах, рассказ об истории выражения «красная строка»; Самостоятельная работа: найти современные книги, где воспроизводится традиция украшать первую букву на странице; Организация книжной выставки: демонстрация современных книг, в которых красиво украшена первая буква на странице; Практическая работа: оформление буквиц и заставок; Наблюдение за оформлением предложений в древних книгах; Дидактическая игра «Расшифруй послание»: чтение предложения, написанного без пропусков между словами; Коллективное формулирование вывода о важности и необходимости написания текста с пробелами; Дидактическая игра «Изобрази букву»: самостоятельно или в паре с соседом по парте дети пробуют изобразить буквы современного русского алфавита; Рассказ учителя о славянской азбуке и её создателях — Кирилле и Мефодии; Работа с иллюстрацией учебника: сравнение старославянского и современного алфавитов; | Устный опрос; Письменный контроль; | http://www.rus.1september.ru |
3.2. | Лексические единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие предметы | 4 | 1 | 3 | | Дидактическая игра | Самооценка с | http://www.rus.1september.ru |
традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.д.). Значение устаревших слов указанной тематики. Русские пословицы и поговорки, связанные с жилищем. Различные приемы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа. Различные приемы научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа. | | | | | «Изобрази букву»: самостоятельно или в паре с соседом по парте дети пробуют изобразить буквы современного русского алфавита; Рассказ учителя о славянской азбуке и её создателях — Кирилле и Мефодии; Работа с иллюстрацией учебника: сравнение старославянского и современного алфавитов; Анализ и комментирование значения пословиц о важности овладения грамотой; Игровое задание: распознавание букв современного русского алфавита,представленных в виде наложенных изображений; Групповая работа с иллюстрациями учебника: называние современныхвидов домов; Учебный диалог: выдвижение предположений о том, как называлисьжилища людей в старину; Групповая работа, направленная на анализ текста, уточнение значениявыделенных слов; Уточнение значения слов, обозначающих жилища людей, с помощьюсловарной статьи наглядного словаря учебника; Работа с книгой: совмещение зрительной и вербальной информации,уточнение лексического значения слов, соотнесение иллюстрации итекстового описания; Упражнение: сравнение словесного описания терема в стихотворениис иллюстрацией, нахождение отличий; Знакомство с лексическим значением слов, обозначающих части домов; Работа с книгой: знакомство с историей выражения «без | использованием «Оценочного листа»; |
| | | | | | сучка, беззадоринки» ; Учебный диалог: обсуждение ситуаций, в которых уместно употребить это выражение; | | |
3.3. | Лексические единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.). Значение устаревших слов указанной тематики. Русские пословицы и поговорки, связанные с одеждой. Различные приемы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа. | 4 | 0 | 4 | | Работа с книгой: чтение текста, составление небольших устных сообщений на основе прочитанного; Работа с книгой: совмещение зрительной и вербальной информации,уточнение лексического значения слов, соотнесение иллюстрации итекстового описания; Практическая работа: установление соответствий между современными старинным названием одежды; Коллективное формулированиевывода о том, как изменение жизни человека (изменение вещей,которыми он пользуется) отражается в языке; Работа с иллюстрациями учебника, сравнение предметов, которыев старину и сейчас называются одинаковым словом сарафан; Беседа о старинных предметах женской одежды и головных уборах; Использование словарных статей учебника для определения лексического значения слов; Анализ лексического значения слова с опорой на иллюстрации учебника: сравнение по форме женского убора и архитектурного элементазданий; Работа с книгой: совмещение зрительной и вербальной информации,уточнение лексического значения слов, соотнесение иллюстрации итекстового описания; Творческое парное задание: составление описания одежды людей,изображенных на картине; | Практическая работа; Тестирование; | http://www.rus.1september.ru |
Итого по разделу: | 12 | |
Раздел 4. Секреты речи и текста |
4.1. | Наблюдение за текстами разной стилистической принадлежности. Составление текстов. Анализ информации прочитанного и прослушанного текста: выделение в нем наиболее существенных фактов. | 1 | 0 | 1 | | Работа с книгой: чтение и сравнение текстов; Беседа по вопросамк тексту, определение цели создания и особенностей каждого текста; Групповая творческая работа: подготовка рассказа о дожде, ливне,грозе с опорой на прочитанные тексты; Использование словарных статей учебника для уточнения лексического значения слов; Наблюдение за использованием слов и выражений для описанияразличных явлений природы в текстах; Парная работа, направленная на совмещение зрительной и вербальнойинформации, уточнение лексического значения слов, соотнесениеиллюстрации и текстового описания; Беседа о значении устойчивых выражений о дожде (льёт как из ведра,промокнуть до нитки, промокнуть насквозь); Рассказ учителя о том, что такое закличка; | Практическая работа; Самооценка с использованием "Оценочного листа"; | http://www.rus.1september.ru |
Итого по разделу: | 1 | |
Резервное время | 2 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 2 | 29 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Как люди общаются друг с другом. | 1 | 0 | 1 | 02.09.2022 | Устный опрос; |
2. | Общение. Устная и письменная речь. | 1 | 0 | 1 | 05.09.2022 | Практическая работа; |
3. | Вежливые слова. Как приветствовать взрослого и сверстника? Как вежливо попросить? | 1 | 0 | 1 | 12.09.2022 | Практическая работа; |
4. | Как люди приветствуют друг друга. | 1 | 0 | 1 | 19.09.2022 | Практическая работа; Устный опрос; |
5. | Зачем людям имена. | 1 | 0 | 1 | 26.09.2022 | Практическая работа; |
6. | Спрашиваем и отвечаем. | 1 | 0 | 1 | 03.10.2022 | Практическая работа; |
7. | Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание). | 1 | 0 | 1 | 10.10.2022 | Устный опрос; |
8. | Выделяем голосом важные слова. | 1 | 0 | 1 | 17.10.2022 | Практическая работа; |
9. | Ударение. | 1 | 0 | 1 | 24.10.2022 | Практическая работа; Тестирование; |
10. | Роль логического ударения. | 1 | 0 | 1 | 01.11.2022 | Практическая работа; |
11. | Как можно играть звуками. | 1 | 0 | 1 | 08.11.2022 | Практическая работа; |
12. | Звукопись в стихотворном художественном тексте. | 1 | 0 | 1 | 15.11.2022 | Практическая работа; |
13. | Где поставить ударение | 1 | 0 | 1 | 22.11.2022 | Практическая работа; Тестирование; |
14. | Смыслоразличительная роль ударения | 1 | 0 | 1 | 29.11.2022 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
15. | Как сочетаются слова | 1 | 0 | 1 | 05.12.2022 | Практическая работа; |
16. | Наблюдение за сочетаемостью слов | 1 | 0 | 1 | 12.12.2022 | Практическая работа; |
17. | Обобщение по пройденному разделу. | 1 | 0 | 1 | 19.12.2022 | Практическая работа; |
18. | Тест по разделу «Язык в действии» | 1 | 1 | 0 | 26.12.2022 | Тестирование; |
19. | Как писали в старину. | 1 | 0 | 1 | 11.01.2023 | Практическая работа; |
20. | Оформления книг в Древней Руси. | 1 | 0 | 1 | 18.01.2023 | Устный опрос; |
21. | Об истории русской письменности. | 1 | 0 | 1 | 25.01.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
22. | Урок - практикум «Оформление буквиц и заставок». | 1 | 0 | 1 | 01.02.2023 | Практическая работа; |
23. | Дом в старину: что как называлось. | 1 | 0 | 1 | 06.02.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
24. | Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта | 1 | 0 | 1 | 13.02.2023 | Практическая работа; |
25. | Дом в старину: землянка, изба, терем, палаты. | 1 | 0 | 1 | 20.02.2023 | Практическая работа; Тестирование; |
26. | Дом в старину: горница, светёлка, светлица. | 1 | 0 | 1 | 06.03.2023 | Практическая работа; |
27. | Во что одевались в старину. | 1 | 0 | 1 | 13.03.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
28. | Во что одевались в старину: кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д. | 1 | 0 | 1 | 20.03.2023 | Тестирование; |
29. | Русские народные костюмы на картинах русских художников. | 1 | 0 | 1 | 03.04.2023 | Практическая работа; |
30. | Сравниваем тексты. | 1 | 0 | 1 | 17.04.2023 | Практическая работа; |
31. | Сравниваем тексты. | 1 | 0 | 1 | 08.05.2023 | Устный опрос; |
32. | Сопоставление текстов. | 1 | 0 | 1 | 15.05.2023 | Практическая работа; |
33. | Итоговое повторение. | 1 | 1 | 0 | 22.05.2023 | Зачет; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 2 | 31 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю., Русский родной язык. Учебник. 1 класс. Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»; Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое пособие 1 класс О.М.Александрова, М.И Кузнецова, Л.В.Петленко Москва "Учебная литература"
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 1-4 класс, авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
http://kopilurokov.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Мультимедийный проектор,компьютер
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Таблицы по темам.