СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному языку для 6-9 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по родному языку рассчитана в 6 классе - 17 часов в год, 7 класс-17 часов в год , 8 и 9 классы 34 часа в год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному языку для 6-9 класса.»





Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Родная литература (русская)»


Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

п/п



Название раздела (содержание раздела)


Количество часов

1

Своеобразие родной литературы

Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально-культурная ценность народа.Родная литература как способ познания жизни. Образ человека в литературном произведении. Система персонажей. Образ автора в литературном произведении. Образ рассказчика в литературном произведении. Слово как средство создания образа.Книга как духовное завещание одного поколения другому. Прогноз развития литературных традиций в XXI веке.

2

Русский фольклор

Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов. Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей. Прославление в фольклорных произведениях силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству. Жанровое своеобразие фольклорных произведений.


Связь фольклорных произведений с другими видами искусства.

3

Древнерусская литература

Традиции и особенности духовной литературы. Образное отражение жизни древнерусской литературе.

4

Из литературы XVIII века

Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору).

5

Из литературы XIX века





Содержание учебного предмета 6 класс

п/п



Название раздела (содержание раздела)


1

Своеобразие родной литературы

Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально-культурная ценность народа.Родная литература как способ познания жизни.Образ человека в литературном произведении. Система персонажей. Образ автора в литературном произведении. Образ рассказчика в литературном произведении.Слово как средство создания образа.Книга как духовное завещание одного поколения другому. Прогноз развития литературных традиций в XXI веке.

2

Русский фольклор

Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов. Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей.Прославление в фольклорных произведениях силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству. Жанровое своеобразие фольклорных произведений.


Связь фольклорных произведений с другими видами искусства.

3

Древнерусская литература

Традиции и особенности духовной литературы . Образное отражение жизни в древнерусской литературе. «Русская земля».

4

Из литературы XVIII века

Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору).

5

Из литературы XIX века

Дмитриев И.И. Отражение пороков человека в баснях: «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях .



Гарин-Михайловский Н.Г. Образы и сюжет сказки «Книжка счастья». Социально-нравственная проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка.

Некрасов Н.А. Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта. Основная тема


  • способы её раскрытия. Сравнения и олицетворения в стихотворении. Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей.

Доброта и любовь как высшие проявления человеческой сущности в рассказе Л.Н.

Толстого «Бедные люди».


6

Из литературы XX века

Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща». Тема, особенности создания образов. Проблемы зависти и злобы, добра и зла в сказке. Аллегорический язык сказки.



Чарская Л.А. рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе .

Пантелеев Л. «Шкидские рассказы».



Приставкин А.И. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа


«Золотая рыбка». Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.



Воробьёв К.Д. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.



Яковлев Ю.Я. «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.



Брюсов В.Я. Стихотворение «Весенний дождь». Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Средства создания образов.

Итого 17ч.





Содержание учебного предмета 7 класс


п/п

Название раздела (содержание раздела)


1

Своеобразие родной литературы

Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально-культурная ценность народа. Родная литература как способ познания жизни.

Образ человека в литературном произведении. Система персонажей. Образ автора в литературном произведении. Образ рассказчика в литературном произведении. Слово как средство создания образа.

Книга как духовное завещание одного поколения другому.

Прогноз развития литературных традиций в XXI веке.

2

Русский фольклор

Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский

героический эпос в изобразительном искусстве и музыке.

3

Древнерусская литература

Жанровое богатство древнерусской литературы. Традиции древнерусской литературы. Традиции и особенности духовной литературы. Образное отражение жизни в древнерусской литературе. «Поучения Владимира Мономаха» (7 – 8 класс).

4

Из литературы XVIII века

Карамзин Н.М. «Прекрасная царевна и счастливый карла

5

Из литературы XIX века

Толстой А.Н. «Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита».

Богомолов В.О. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения.

Рассказы Шукшина В.М. Образ «чудика» в современной прозе. «Волки». «Гринька Малюгин».

Масс А.В. «Сказка о черноокой принцессе». Духовно-нравственная проблематика рассказа. Позиция автора. Фантазийный мир сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Иван Палыча».

Кузнецова Ю. «Помощница ангела». Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба. Нравственные уроки произведений современной литературы.

Телешов Н.Д. «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке.

Родная природа в произведениях поэтов XX века.

Поэтический образ Родины в стихотворениях. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Лирический герой в произведениях.

Волошин М.А. Стихотворение «Как мне близок и понятен…». Единство человека и природы.




Содержание учебного предмета 8 класс


п/п

Название раздела (содержание раздела)


1

Своеобразие родной литературы

Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития

человека. Родная литература как национально-культурная ценность народа.

Родная литература как способ познания жизни.

Образ человека в литературном произведении. Система персонажей. Образ автора в литературном произведении. Образ рассказчика в литературном произведении.

Слово как средство создания образа.

Книга как духовное завещание одного поколения другому.

Прогноз развития литературных традиций в XXI веке.

2

Русский фольклор

Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский

героический эпос в изобразительном искусстве и музыке. Фольклорные традиции в русской литературе.

3

Древнерусская литература

Жанровое богатство древнерусской литературы. Традиции древнерусской литературы. Традиции и особенности духовной литературы. Образное отражение жизни в древнерусской литературе. «Гнездо орла».

А.Никитин «Хожение за три моря» - памятник литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в 1468 году

4

Из литературы XVIII века

Карамзин Н.М. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского»

Повесть «Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть». Система образов повести Карамзина.

5

Из литературы XIX века

Традиции литературы XIX века

Басни.

Нравственная проблематика басен, злободневность басен.

Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль басен.

Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.

Нравственная проблематика басен И.И.Хемницера.

А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга.

А.К.Толстой «Князь Серебряный». История создания романа. Эпоха Ивана Грозного в романе. Нравственные качества главного героя романа. Тема тирании и покорности.

Чехов А.П. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини.

Лесков Н.С. Рождественские рассказы. «Христос в гостях у мужика».

Рождественский рассказ Павла Засодимского « В метель и вьюгу».

6

Поэзия XIX века

Н. Грибачев «Эта земля», «Как тот мужик». И. Швец «Нашим городом
можно гордиться», «Меня тропинка увела…» В. Козырев «Отчей земле».
Н. Денисов «Кузьмич», «У русской печки». А. Якушенко «Этот домик стоит
на окраине», «Село на ласку щедрым не было». М. Атаманенко «Живу
посредине России». К. Асеева «Я, кажется, стала чужою», «Зачем ты
ругаешь провинцию». И. Пенюкова «Постоять у родного порога…»
А. Екимцев «Лесная арфа». Краткие биографические сведения о поэтах. Образ малой родины в лирике брянских авторов. Привязанность к отчей земле, благодарное чувство к
к родителям, гордость за историю родного края, уважение к людям труда в
стихотворениях. Мысль об ответственности за судьбу родной земли в брянской
поэзии. Мастерство авторов в передаче мыслей и чувств по отношению к малой
родине. Использование разнообразных языковых средств (эпитетов, метафор,
сравнений, олицетворений и т.д.) в раскрытии авторского замысла. Роль брянской
поэзии в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

С.П. Кузькин «В сердце хлынут былины», «Я чувствовал, что ты мне
позвонишь», «Алена», «Деревня», «Травы горькие», «Настенный календарь».
Краткие биографические сведения о поэте. Общественная деятельность
С.П. Кузькина: руководство трубчевским литературным объединением
«Горизонт», участие в организации праздника «На земле Бояна». Образ малой
родины в стихотворениях С.П. Кузькина. Отношение к историческому прошлому
родины. Уважение к людям, которые живут и трудятся на родной земле. Чувство
причастности к судьбе русской деревни. Патриотический пафос поэзии С.П.
Кузькина. Мастерство поэта в использовании средств языковой выразительности
для передачи мыслей и чувств лирического героя. Обращение к фольклорным
средствам языка.

7

Из литературы XX века

Аверченко А.Т. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьёзном – с улыбкой. Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко.

К.Г. Паустовский «Далекие годы» (гл. «Брянские леса», «Липовый
цвет»)
. Биографические и творческие связи К.Г. Паустовского с Брянщиной. Факты
посещения писателем Брянска и его окрестностей. Брянский край в
автобиографической повести «Далекие годы». Глава «Брянские леса». Причины
посещения Брянщины юным К. Паустовским. Формирование у будущего
писателя огромной любви к средней полосе России, ее природе и людям. Глава
«Липовый цвет». Способы создания реалистических картин природы: описания с
использованием точных названий растений, животных, птиц, рыб, насекомых.
Поэтичность пейзажей К.Г. Паустовского.

В.Д. Динабургский «Александр Пересвет» Александр Пересвет – герой литературы Брянщины. В.Д. Динабургский: личность и творчество. Брянский полк в изображении поэта. Своеобразие языка поэмы В.Д. Динабургского. Тема служения Отчизне. Победа на Куликовом поле как начало всех побед. Ратная слава России.

Вересаев В.В. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства.

Сухомлинский В.А. «Легенда о материнской любви». Темы материнской любви и сыновней благодарности. Особенности жанра. Значение финала.

Нагибин Ю.М. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война»)

Казаков Ю.П. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма

8

Проза о Великой Отечественной войне

Образы подростков в произведениях о Великой Отечественной войне.

Борис Васильев «Завтра была война».

Л.Кассиль "Дорогие мои мальчишки» (главы). Изображение жизни мальчишек во время Великой Отечественной войны, история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости.

Д. Гранин и А. Адамович «Блокадная книга». Героизм жителей осажденного фашистами Ленинграда, переживших тяжелейшие блокадные дни.

Военная проза брянских писателей. Н.М. Грибачев «Здравствуй, комбат!»

Личность и творчество Н.М. Грибачева. Н.П. Рылько «Воспоминания о Николае Матвеевиче Грибачёве». Победа в войне – величайший подвиг советского народа. Нравственная проблематика военной прозы: верность долгу, совесть, человеческое достоинство и сострадание. Образ капитана Косовратова как воплощение мужества, чести, порядочности. Преемственность традиций честного служения Отчизне.


9

Великая Отечественна война в произведениях поэтов-«детей войны» и наших современников.

А.Г. Мехедов «Струны вещие». С.П. Кузькин «По вечерам гармонь рыдала глухо…» Е.П. Кузин «Я живу. Я – случайно спасённый…» В.П. Макукин «Первый хлеб». И.М. Сорокин «Солдаты 45-го».

Великая Отечественная война в творчестве поэтов – детей войны. Преемственность между фронтовым поколением отцов и поколением детей. Тема послевоенного детства. Образ и судьба человека первого послевоенного поколения.

10

Современная литература. Проза о подростках и для подростков последних десятилетий.

Д.Доцук. Рассказ о писательнице. "Голос"- повесть о том, как побороть страхи.

Н. Назаркин «Мандариновые острова» (фрагменты). Нравственная проблематика, гуманистическое звучание произведений.

11

Подведение итогов.



Содержание учебного предмета 9 класс


п/п

Название раздела (содержание раздела)


1

Введение

( 1 час)

Своеобразие курса родной литературы в 9 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии страны

2

Русский фольклор

(1 час)

Фольклорные традиции в русской литературе.

3

Из древнерусской литературы

2 часа)

Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие Сергия Радонежского». Историческая основа «Жития Сергия Радонежского». Сергий Радонежский – воплощение национального нравственногоидеала, олицетворение Святой Руси. Древнерусская литература и другие виды искусства.

3

Из русской литературы XVIII века

(2 часа)

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского Устаревшие слова и их современные соответствия в одах М.В. Ломоносова.

Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести.

Р.Р. Художественный пересказ. Характеристика героя. Развёрнутый ответ на проблемный вопрос «Чем было вызванообращение Н.М.Карамзина к историческому прошлому русского народа в повести «Наталья, боярская дочь»?

4

Из русской литературы XIX века

(6 часов)

А. С. Пушкин. «Маленькие трагедии». «Моцарт и Сальери» Гений и талант. Злоба и зависть как вечные «чёрные» спутницы гения.

Два Демона с мятущейся судьбой: Лермонтов и Врубель.

Н.В.Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект».

А.Н.Островский.Модель семьи в пьесе А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся!». . Теория литературы. Конфликт. Комедия.

А. П. Чехов. «Дом с мезонином», «Попрыгунья». История человеческой жизни как основа сюжета. Сопоставительный анализ образов главных героинь. Ироническое и лирическое в рассказах.

5

Из русской литература 20 века

(16 часов)

М. Горький. Особенности языка и стиля произведения. «Макар Чудра». Герои неоромантизма.

А.И.Куприн. Живое и мёртвое в рассказе «Гамбринус».

А.Н.Толстой. «Гадюка». Судьба девушки и другие человеческие судьбы в эпоху братоубийственной Гражданской войны и после неё.

К.Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма». История создания. Композиция рассказа. Авторская позиция. Смысл названия.

КВ.Быков. Образы подростков в произведениях о Великой Отечественной войне.

В.Закруткин. «Матерь человеческая». Женская судьба в годы Великой Отечественной войны.

А.И.Солженицын. Цикл «Крохотки» - многолетнее раздумье о человеке, о природе, о проблемах современного общества.

В.Тендряков. «Хлеб для собаки». Проблематика рассказа.

Основные темы лирики Е.Евтушенко. «Цветы лучше пуль», «Хотят ли русские войны», «Идут белые снеги», «Людей неинтересных в мире нет», «Дай бог!».

Основные темы лирики Р.Рождественского. «Вечная слава героям!», «Кладбище под Парижем», «Баллада о красках», «Человеку надо мало», «Жизнь», «Все начинается с любви», «Я жизнь люблю безбожно».

Основные темы лирики В.Высоцкого. «Баллада о борьбе», «Он не вернулся из боя», «Песня о друге», «Вот и разошлись пути-дороги вдруг», «Я не люблю», «Баллада о любви».

Основные темы лирики Б.Окуджавы. «А мы с тобой, брат, из пехоты», «До свидания, мальчики», «Песенка о солдатских сапогах», «Человек стремится в простоту», «Почему мы исчезаем», «Тьмою здесь все занавешено».

В.П.Астафьев. Проблема беззащитности людей, несправедливости и равнодушия.

В.Г.Распутин. «Живи и помни». Нравственный выбор героев во времена тяжелых жизненных испытаний. «Я забыл спросить у Лешки». Тема истинной дружбы.

А.Алексин. «Сигнальщики и горнисты». Нравственный выбор героев. Смысл названия повести.

З.Прилепин. Нравственное взросление героя «Белый квадрат».

А. Вампилов. Пьеса « Старший брат». Общечеловеческие ценности в пьесе.

6

Из русской литературы 21 века

(6 часов)

Д. Сабитова. «Цирк в шкатулке», «Где нет зимы», «Три твоих имени».Обзор одного из произведений по выбору учащихся.

А. Жвалевский и Е. Пастернак. «Время всегда хорошее», «Бежим отсюда», «52-е февраля», «Гимназия №13», «Охота на Василиска». Обзор одного из произведений по выбору учащихся.

Т. Михеева «Островитяне». Повесть о первой любви. «Легкие горы». Дом, семья, родина, взаимовыручка в повести.

М.Ботнева. Мороженое в вафельных стаканчиках. Жизнь современных подростков в повести.


Итого - 34 часа

Контрольная работа- 2 час

Тестирование-2 часа





Тематическое планирование 6 класс

п/п

Наименование темы, раздела, модуля

Количество часов

1

Своеобразие родной литературы

1 ч

2

Русский фольклор


1 ч

3

Из древнерусской литературы


1 ч

4

Из русской литературы XVIII века


1 ч

5

Из русской литературы XIX века

6 ч

6

Из русской литература 20 века

7 ч


Итого: 17 ч.



Тематическое планирование 7 класс

п/п

Наименование темы, раздела, модуля

Количество часов

1

Своеобразие родной литературы

1 ч

2

Русский фольклор


1 ч

3

Из древнерусской литературы


1 ч

4

Из русской литературы XVIII века


1 ч

5

Из русской литературы XIX века

5 ч

6

Из русской литература 20 века

8 ч


Итого: 17 ч





Тематическое планирование 8 класс

п/п

Наименование темы, раздела, модуля

Количество часов

1

Введение

1 ч

2

Русский фольклор


1 ч

3

Из древнерусской литературы


2 ч

4

Из русской литературы XVIII века


2 ч

5

Из русской литературы XIX века

6

Поэзия XIX века

2 ч

7

Из русской литература 20 века

8

Проза о Великой Отечественной войне

5 ч

9

Великая Отечественна война в произведениях поэтов-«детей войны» и наших современников.

10

Современная литература. Проза о подростках и для подростков последних десятилетий.

11

Подведение итогов.


Итого: 34 часа




Тематическое планирование 9 класс

п/п

Наименование темы, раздела, модуля

Количество часов

1

Введение

1 ч

2

Русский фольклор


1 ч

3

Из древнерусской литературы


2 ч

4

Из русской литературы XVIII века


2 ч

5

Из русской литературы XIX века

6 ч

6

Из русской литература 20 века

16 ч

7

Из русской литература 21 века


6 ч


Итого: 34 часа








































Приложение к рабочей программе

Приказ № 165/2-п от 30.08. 2022г.


Календарно-тематическое планирование 6 класс


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Своеобразие родной литературы (1 ч.)

1

Родная литература как способ познания жизни.

Историческое просвещение.

1



Русский фольклор (1 ч.)

2

Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей. Историческое просвещение.

1



Древнерусская литература (1 ч.)

3

Образное отражение жизни в древнерусской литературе. «Русская земля». Историческое просвещение.

1



Из литературы XVIII века (1 ч.)

4

Новиков Н.И. « Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты).

1



Из литературы XIX века (6 ч.)

5

Отражение пороков человека в баснях И.И. Дмитриева «Два веера», «Нищий и собака».

1



6

Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях «Три льва», «Отец с сыном».

1



7

Образы и сюжеты сказки Н.Г.Гарина-Михайловского «Книжка счастья». Историческое просвещение.

1



8

Отношение писателя к событиям и героям в произведении Гарина-Михайловского.

1



9

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Снежок». Основная тема и способы ее раскрытия. Историческое просвещение.

1



10

Доброта и любовь как высшее проявление человеческой сущности в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди». Историческое просвещение.

1



Из литературы XX века (7 ч.)

11

Аллегорический язык сказки Е.А.Пермяка «Березовая роща». Историческое просвещение.

1



12

Ранимость души подростка в рассказе Л.А.Чарской «Тайна».

1



13

Л.Пантелеев «Шкидские рассказы». Основная тематика произведения. Историческое просвещение.

1



14

Милосердие и сострадание в рассказе А.И.Приставкина «Золотая рыбка». Историческое просвещение.

1



15

Смысл названия рассказа К.Д.Воробьева «Гуси-лебеди».

1



16

Ю.Я.Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.

Историческое просвещение.

1



17

Художественное своеобразие стихотворения В.Я. Брюсова «Весенний дождь».

1




Приложение к рабочей программе

Приказ № 165/2-п от 30.08. 2022г.

Календарно-тематическое планирование 7 класс


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Своеобразие родной литературы (1 ч.)

1

Образ автора и образ рассказчика в литературном произведении. Историческое просвещение.

1



Русский фольклор (1 ч.)

2

Устное народное творчество и другие виды искусства. Русский героический эпос в музыке.

Историческое просвещение.

1



Древнерусская литература (1 ч.)

3

Образное отражение жизни в древнерусской литературе. Историческое просвещение.

1



Из литературы XVIII века (1 ч.)

4

Народные представления о добре и зле в повести-сказке «Прекрасная царевна и счастливый карла».

1



Из литературы XIX века (5 ч.)

5

Нравственная проблематика басен В.Майкова.

Историческое просвещение.

1



6

Отражение мира чувств человека в стихотворении Е.А.Баратынского «Водопад».

1



7

Лицемерие светского общества и благородство чувств героя рассказа А.А.Бестужева-Марлинского «Вечер на бивуаке». Историческое просвещение.

1



8

Психологизм произведений В.М.Гаршина.

1



9

Аллегорический смысл лирико-философской новеллы В.М.Гаршина «Сигнал».

1



Из литературы XX века (8 ч.)

10

Фантастика в произведениях А.Н.Толстого.

Историческое просвещение.

1



11

Будни войны в рассказе В.О.Богомолова «Рейс «Ласточка». Историческое просвещение.

1



12

Образ «чудика» в рассказах В.М.Шукшина.

Историческое просвещение.

1



13

«Светлые души чудиков» в рассказах Шукшина «Волки» и «Гринька Малюгин».

1



14

Нравственные уроки повести Ю.Кузнецовой «Помощница ангела». Историческое просвещение.

1



15

Духовно-нравственная проблематика рассказа Анны Масс «Сказка о черноокой принцессе».

1



16

Назначение человека и его ответственность перед будущим в сказке Н.Д.Телешова «Белая цапля».

Историческое просвещение.

1



17

Единство человека и природы в стихотворении М.А.Волошина «Как мне близок и понятен…»

1





Приложение к рабочей программе

Приказ № 165/2-п от 30.08. 2022г.


Календарно-тематическое планирование 8 класс


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Своеобразие родной литературы (1 ч.)

1

Книга как духовное завещание одного поколения другому. Историческое просвещение.

1



Русский фольклор (1 ч.)

2

Устное народное творчество и другие виды искусства. Русский героический эпос в изобразительном искусстве. Историческое просвещение.

1



Древнерусская литература (2 ч.)

3

Образное отражение жизни в древнерусской литературе. «Гнездо орла». Историческое просвещение.

1



4

Афанасий Никитин «Хождение за три моря» - памятник литературы в форме путевых заметок.

Историческое просвещение.

1



Из литературы XVIII века (2 ч.)

5

Н.М.Карамзин. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского».

Историческое просвещение.

1



6

Н.М.Карамзин. Повесть «Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть».

1



Из литературы XIX века (8 ч.)

7

Нравственная проблематика басен И.И.Хемницера.

Историческое просвещение.

1



8

А.С.Пушкин «Пиковая дама. Проблема «человека и судьбы» в идейном содержании произведения.

Историческое просвещение.

1



9

Эпоха Ивана Грозного в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный». Историческое просвещение.

1



10

Идейно-эмоциональное содержание рассказа А.П.Чехова « В Рождественскую ночь».

1



11

Нравственное перерождение героини в рождественском рассказе».

1



12

Н.С.Лесков. Рождественские рассказы

Историческое просвещение.

1



13

Противопоставление добра и зла в рассказе Лескова «Христос в гостях у мужика».

1



14

Павел Засодимский. Рождественский рассказ «В метель и вьюгу».

1



Из литературы XIX века (2 ч.)

15

«Высокий свет полей в душе моей…» Образ малой родины в поэзии брянских поэтов: Н.М.Грибачёв, И.А.Швец, Н.Н.Денисов, А.В.Екимцев.

Историческое просвещение.

1



16

«Моё родное Подесенье». Тема родной земли в поэзии С.П.Кузькина.

1



Из литературы XX века ( 8 ч.)

17

Токи юмор и грустный смех в рассказе А.Аверченко «Специалист».

1



18

Брянский край в жизни и творчестве К.Г.Паустовского. «Далёкие годы»: гл. «Брянские леса», «Липовый цвет». Историческое просвещение.

1




19


Александр Пересвет – герой литературы Брянщины. В.Д.Динабургский «Александр Пересвет».

Историческое просвещение.


1




20

Тема Великой Отечественной войны в произведениях Динабургского «Пуля Дантеса», «Над рекою дремлют вербы», «Передний край», «Красные маки» и др. Историческое просвещение.

1



21

Ю.М.Нагибин «Маленькие рассказы о большой судьбе»: главы о космонавте Юрии Гагарине.

Историческое просвещение.

1



22

Ю.П.Казаков «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев.

1



23

Красота искусства в рассказе В.В.Вересаева «Загадка».

1



24

Тема материнской любви в легенде В.А.Сухомлинского. Историческое просвещение.

1



Проза и поэзия о Великой Отечественной войне (6 ч.)

25

Образы подростков в произведениях о Великой Отечественной войне.

Историческое просвещение.

1



26

Б.Васильев. Повесть «Завтра была война».

Историческое просвещение.

1



27

Лев Кассиль «Дорогие мои мальчишки». История о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости.

1



28

Д.Гранин и А.Адамович «Блокадная книга». Героизм жителей осаждённого фашистами Ленинграда, переживших тяжелейшие блокадные дни. Историческое просвещение.

1



29

Н.М.Грибачёв «Здравствуй, комбат». Военная проза брянских авторов. Историческое просвещение.

1



30

Стихотворения о войне С.П.Кузькина, Е.П.Кузина, И.М.Сорокина, В.П.Макукина, А.Г.Мехедова.

Историческое просвещение.




Современная литература. Проза последних десятилетий

о подростках и для подростков. (3 ч.)

31

Д.Дацук. Рассказ о писательнице. «Голос» - повесть о том, как побороть страхи.

1



32

Н.Назаркин «Мандариновые острова» (фрагменты). Нравственная проблематика, гуманистическое звучание произведения.

1



33

Р/р Сочинение «Жизнь современных подростков в жестоком мире взрослых».

1



Подведение итогов (2 ч.)

34

Защита проектов.

1



35

Итоговый урок.







Приложение к рабочей программе

Приказ № 165/2-п от 30.08. 2022г.



Календарно - тематическое планирование 9 класс



п\п.

Темы уроков.

Количество

часов

Дата проведения

По плану

По факту






Введение (1 час)

1

Своеобразие курса родной литературы в 9 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии страны

Историческое просвещение.

1



Русский фольклор (1 час)

2

Фольклорные традиции в русской литературе.

Историческое просвещение.

1



Древнерусская литература (2 часа)

3

Историческая основа «Жития Сергия Радонежского». Сергий Радонежский – воплощение национального нравственногоидеала, олицетворение Святой Руси.


Историческое просвещение.

1



4

Древнерусская литература и другие виды искусства.

Историческое просвещение.

1



Литература 18 века (2 часа)

5

Устаревшие слова и их современные соответствия в одах М.В. Ломоносова. Историческое просвещение.

1



6

Н.М.Карамзин. Повесть «Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести. Характеры героев.

Историческое просвещение.

1



Литература 19 века (6 часов)

7

«Гений и злодейство – две вещи несовместимы». А. С. Пушкин. «Маленькие трагедии». «Моцарт и Сальери».

Историческое просвещение.

1



8

Два Демона с мятущейся судьбой: Лермонтов и Врубель.

1



9

Образ Петербурга в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект». Историческое просвещение.

1



10

Модель семьи в пьесе А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся!». Историческое просвещение.

1



11

А. П. Чехов. «Дом с мезонином», «Попрыгунья». Сопоставительный анализ образов главных героинь.

1



12

Контрольная работа по теме «Русская литература 19 века».

1



Литература 20 века (16 часов)

13

А.М.Горький. «Макар Чудра».Герои неоромантизма.

Историческое просвещение.

1



14

«Живое и мёртвое в рассказе А.И. Куприна «Гамбринус»

1



15

А.Н.Толстой. Человеческие судьбы в эпоху братоубийственной Гражданской войны в повести «Гадюка». Историческое просвещение.

1



16

К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Рассказ «Телеграмма». Авторская позиция и средства ее выражения.

1



17

Образы подростков в произведениях о Великой Отечественной войне. Повесть В. Быкова «Обелиск».

Историческое просвещение.

1



18

В.Закруткин. Слово о писателе. «Матерь человеческая». Женская судьба в годы Великой Отечественной войны. Историческое просвещение.

1



19

А.И. Солженицын. Цикл «Крохотки» - многолетнее раздумье о человеке, о природе, о проблемах современного общества.

Историческое просвещение.

1



20

В.Тендряков. Слово о писателе. «Хлеб для собаки». Проблематика рассказа.

1



21

Основные темы лирики Е.Евтушенко и Р.Рождественского.

1



22

Основные темы лирики. В.Высоцкого и Б.Окуджавы.

Историческое просвещение.

1



23

В.П. Астафьев «Людочка». Проблема беззащитности людей, несправедливости и равнодушия.

Историческое просвещение.

1



24

В.Г.Распутин. Слово о писателе». «Живи и помни». Нравственный выбор героев во времена тяжелых жизненных испытаний. Историческое просвещение.

1



25

А.Алексин. «Сигнальщики и горнисты». Нравственный выбор героев. Смысл названия повести.

1



26

З.Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Историческое просвещение.

1



27

А. Вампилов. Пьеса « Старший брат». Общечеловеческие ценности в пьесе.

Историческое просвещение.

1



28

Контрольная работа по теме «Русская литература 20 века».

1



Литература 21 века (6 часов)

29

Д.Сабитова. Слово о писателе. Тема семьи в повести «Где нет зимы». Историческое просвещение.

1



30

Читательская конференция по книгам Евгении Пастернак и Андрея Жвалевского «Время всегда хорошее», «Бежим отсюда»

1



31

Т. Михеева.Слово о писателе. «Островитяне». Повесть о первой любви.

1



32

М.Ботнева. Слово о писателе. Мороженое в вафельных стаканчиках. Жизнь современных подростков в повести.

1



33-34

Итоговое тестирование

2







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!