СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному языку»















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Литературное чтение на родном (русском) языке»

начальное общее образование

Срок освоения 2 года



Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в утвержденной рабочей программе воспитания и Концепции преподавания учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, с учетом авторских программ к УМК "Школа России".

Программа рассчитана:

в 3 классе на  0,5 часа в неделю. Всего за год – 17 часов на 34 учебные недели;

в 4 классе на  0,5 часа в неделю. Всего за год – 17 часов на 34 учебные недели.



Краткая характеристика предмета

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической
и графической). Происходит знакомство обучающихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-
нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует
формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на
моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного
человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они
овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её
для расширения своих знаний об окружающем мире. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными
произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю
читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами
поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Систематический курс литературного чтения на родном языке представлен в программе следующими содержательными
линиями:

  • развитие речи;

  • произведения устного творчества народов России;

  • произведения классиков отечественной литературы и современных писателей России;

  • все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных
сведений о слове, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует формирование коммуникативных
умений и навыков.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о слове как явлении национальной куль-
туры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Рос-
сийской Федерации, языка межнационального общения.

На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных
(синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы
интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится
чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами
чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают
разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию
умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению.
Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого
высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения.
Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.
Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и
классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на
предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся
осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературы
совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной
мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение
главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения литературного чтения на родном языке формируются умения, связанные с информационной культурой: читать,
эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут
работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они
научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые
информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники
творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный
познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания,
создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со
взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и система-
тизировать нужную информацию.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и
предметных результатов.

Цели и задачи.

Цель:

содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка.

Задачи :

  • расширение читательского кругозора обучающихся;

  • овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

  • формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

  • обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;

  • эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;

  • пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности

Авторы

Название

Год издания

Издательство

Для учителя

Эл. учебник

https://11klasov.net/15946-literaturnoe-chtenie-3-klass-uchebnik-aleksandrova-kuznecova-romanova.html

2021

Просвещение

Эл. учебник

https://11klasov.net/15959-literaturnoe-chtenie-4-klass-uchebnik-aleksandrova-om-beljaeva-nv-kuznecova-mi.html

2021

Просвещение

Для обучающихся

Александрова О.М., Романова В.Ю., Кузнецова М.И.

Литературное чтение на родном русском языке 3 класс (распечатки с электронной версии учебника)

2021

Просвещение

Александрова О.М. , Беляева Н. В. , Кузнецова М.И.

Литературное чтение на родном русском языке 4 класс (распечатки с электронной версии учебника)

2021

Просвещение


Данная программа рассчитана на 2 года. Общее число учебных часов в 3-4 классах – 34 часа.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Литературное чтение на родном (русском) языке»


Личностные результаты:

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Использование знаково-символических средств представления информации.

  • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа,организации, передачи и интерпретации информации.

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебным и моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Литературное чтение на родном языке».


Предметные результаты:

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

  • Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

  • Формирование позитивного отношения к правильной устной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека.

  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.


3 класс

Личностные

Учащиеся научатся:

  • уважать творчество других обучающихся;

  • уважать учителей, товарищей по классу;

  • уважать историческое прошлое России, её культуру и традиции;

  • ценить культурное наследие России;

  • уважать семью, всех её членов, традиции и уклад русской семьи;

  • ценить труд и отношение к нему наших предков;

  • уважать труд своих близких;

  • проявлять внимание к ключевым понятиям русской культуры, выделенным на основе анализа текста, и соотносить с собственной жизнью;

  • говорить о своей самоидентичности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать народные представления о семье, роли старших членов семьи, семейных праздниках;

  • посвящать старших членов семьи в круг своих интересов;

  • заинтересовывать членов семьи процессом и результатом собственной деятельности;

  • привлекать членов семьи к участию в своих творческих делах;

  • бережно относиться к народной памяти, закреплённой в том числе и в произведениях фольклора;

  • бережно и с интересом относиться к ключевым явлениям русской культуры, закреплённым в ключевых понятиях (родная земля, книга, свобода);

  • понимать, как в поверьях и малых жанрах фольклора отражались народные представления;

  • правильно интонировать при выразительном чтении, учитывая адресата и различные интенции;

  • обсуждать поэтический и прозаический текст;

  • определять лексическое значение незнакомых слов, устаревших слов с помощью словарей;

  • употреблять литературоведческие термины при характеристике произведения;

  • составлять портрет героя;

  • составлять цитатный план;

  • оставлять устный рассказ по личным впечатлениям в предложенном жанре;

  • развивать свой художественный вкус;

  • находить в тексте иносказания и объяснять их значение;

  • находить в тексте выражения, в которых заключена главная мысль произведения;

  • находить в тексте олицетворения, эпитеты и определять роль этих выразительных средств;

  • формулировать вывод о роли отдельных художественных средств в произведении;

  • определять значение слов по контексту;

  • объяснять смысл названия поэтического текста;

  • делить художественный текст на завершённые смысловые фрагменты;

  • самостоятельно определять тему и главную мысль текста;

  • характеризовать фрагмент текста с помощью первичных представлений о жизни, быте и верованиях народа;

  • определять авторское отношение к событиям и героям;

  • формулировать нравственную позицию на основе прочитанного;

  • понимать нравственные вопросы, затронутые в художественном тексте;

  • любить природу и чувствовать ответственность за её сохранение;

  • сочинять рассказ по нравственной проблематике;

  • участвовать в подготовке творческого проекта: книжной выставки, альманаха, мультфильмов, буктрейлеров;

  • предлагать свои творческие решения учебных задач;

  • создавать творческие работы (экскурсии по выставке и др.);

  • участвовать в выполнении творческих заданий;

  • внедрять результаты своей творческой деятельности (готовить выставку, участвовать в изготовлении и тиражировании книжек-самоделок, в том числе с помощью Интернета, создавать буктрейлеры);

  • формулировать вывод по содержанию урока на различных его этапах;

  • пользоваться библиотечными фондами;

  • искать нужные материалы в Интернете;

  • самостоятельно находить тексты в Интернете и энциклопедиях;

  • создавать словесный рисунок;

  • придумывать сценарий мультфильма и буктрейлера;

  • придумывать рассказ на основе пословицы или поговорки;

  • понимать нравственные вопросы, затронутые в художественном тексте;

  • любить природу и чувствовать ответственность за её сохранение.


Метапредметные

Учащиеся научатся:

  • слушать учителя, товарищей по классу, аудио и видеоматериалы;

  • формулировать выводы после коллективного обсуждения прочитанного текста;

  • формулировать вывод по содержанию урока на различных его этапах;

  • участвовать в коллективных видах деятельности, в том числе в коллективном обсуждении;

  • умение выстраивать взаимоотношения с одноклассниками во время подготовки и исполнения литературных действ (от чтения по ролям до инсценировок; викторина, отгадывание ребуса, конкурс);

  • правильно реагировать на возникающие дискомфортные, в том числе и конфликтные, ситуации;

  • осознавать необходимость анализа прочитанного и освоения механизмов анализа.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • работать в малых группах (подбор материалов для иллюстрации, мультипликации, выставки книг, инсценирование, анализ проблемы, создание нового текста по заданной теме);

  • участвовать в коллективных исследовательских проектах и творческих работах;

  • взаимодействовать в малых группах при выполнении проектно-исследовательской работы;

  • работать в малых группах над выполнением творческого проекта;

  • внедрять результаты своей творческой деятельности (готовить выставку, участвовать в изготовлении и тиражировании книжек-самоделок, в том числе с помощью Интернета, создавать буктрейлеры);

  • участвовать в обсуждении творческих работ;

  • участвовать в конкурсе чтецов.

Предметные

Учащиеся научатся:

  • осознавать значимость чтения для получения информации о мире, своего развития и учебной деятельности;

  • правильно осознанно читать целыми словами ;

  • выразительное читать прозаический текст (сказки, рассказы) с сопровождением выразительных жестов;

  • выразительное читать стихотворный и прозаический текст с предтекстовой целевой установкой,
    участвовать в беседе по прочитанному;

  • заучивть стихотворения наизусть и воспроизводить его выразительно с учётом адресата и целевой установки;

  • ориентироваться в новой учебной книге;

  • использовать прикнижный словарь;

  • проявлять внимание к ключевым понятиям русской культуры, уже выделенным в учебнике на ос-
    нове анализа текста;

  • понимать значения изученных ранее терминов на основе сопоставления со сведениями, имеющимися в речевом опыте обучающегося (вид/разновидность произведения; портрет, характер человека/героя и др.);


  • находить синонимы и антонимы в тексте художественного произведения;

  • подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

  • находить в тексте устаревшие слова и определять их лексическое значение, ориентируясь на внутреннюю форму слова (соотношение производной и производящей основ), на контекст и с помощью толкового словаря;

  • выявлять и объяснять значения многозначных слов, употреблять их в соответствии с контекстом высказывания;

  • совершенствовть языковую компетенцию:

  • подбирать ключевые (опорные) слова для рассуждения, ответа, характеристики героя;

  • определять смысл художественного образа по ассоциации;

  • находить в тексте изученные средства художественной выразительности и с опорой на особенности их употребления характеризовать произведение;

  • составлять устное высказывание на заданную тему;

  • составлять устный пересказ и рассказ по заданному и/или составленному плану;

  • составлять устный и письменный рассказ на заданную тему;

  • рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении;

  • анализировать литературные произведения;

  • вчитываться в художественный текст как эстетическое явление;

  • искать информацию в тексте (слов автора, слов персонажа, образных средств) с целью углублённого его понимания;

  • отвечать на послетекстовые вопросы, воспринимая их как путеводитель по содержанию с целью обобщения;

  • различать понятия темы и главной мысли текста, определять их и с помощью учителя и/или
    самостоятельно формулировать;

  • понимать прямой и переносный смысл народных изречений (пословиц, поговорок);

  • соотносить содержание пословицы с конкретной стороной жизни или явления;

  • соотносить содержание пословицы с темой и содержанием урока;

  • работать с содержанием художественного произведения (проза или поэзия) и соотносить его с мудрыми изречениями;

  • понимать стихотворный текст, определять его тему;

  • выделять концевые созвучия стихотворных строк и определять рифму, ритм и темп;

  • готовиться к заучиванию стихотворения наизусть и его творческое исполнение;

  • находить в тексте (прозаическом и стихотворном) портрет персонажа, характеризовать его внешность и поступки;

  • создавать устный портрет персонажа (словесное рисование);

  • составлять характеристику героя произведения на основе языковых единиц текста;

  • сравнивать персонажи разных художественных текстов;

  • находить в тексте пейзаж, характеризовать его и описывать своими словами;

  • соотносить настроение, заданное пейзажем, с настроением повествователя и персонажей произведения;

  • находить в тексте иносказания и объяснять их значение;

  • находить в тексте выражения, в которых заключена главная мысль произведения;

  • определять главную мысль фрагментов художественного текста;

  • делить художественный текст на завершённые смысловые фрагменты;

  • характеризовать отдельные эпизоды произведения;

  • составлять связный рассказ по личным впечатлениям от произведения;

  • рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении;

  • подробно пересказывать текст с заменой лица;

  • определять общее и различное в двух прозаических текстах;

  • определять смысл художественного образа по ассоциации;

  • подбирать ключевые фразы для формулирования итога урока;

  • определять общее и различное в малых жанрах фольклора;

  • называть признаки народной и авторской сказки, рассказа, стихотворения;

  • определять жанр произведения: сказка (народная, авторская), рассказ, стихотворение;

  • характеризовать особенности поэтического текста и/или его фрагмента;

  • характеризовать фрагмент текста с помощью первичных представлений о жизни, быте и верованиях народа;

  • сравнивать произведения устного народного творчества между собой;

  • выполнять сопоставительную характеристику двух поэтических текстов;

  • сравнивать произведения устного народного творчества с произведениями художественной литературы;

  • сопоставлять две сказки с различными сюжетами;

  • сопоставлять разные по жанру произведения на одну тему;

  • сравнивать произведения одного жанра по тематике и изобразительным средствам;

  • понимать художественный текст;

  • вчитываться в художественный текст;

  • формулировать выводы о произведениях исторической тематики;

  • понимать значение понятия «отечественная война»;

  • соотносить различные формы информации — текстовой и наглядно-изобразительной;

  • характеризовать иллюстративный материал, сопоставляя его с содержанием произведения;

  • подбирать иллюстративный материал или творчески создавать в рамках своих компетенций;

  • соотносить сюжеты из произведений литературы и живописи с ситуациями из собственной жизни;

  • характеризовать картину по имеющимся в ней деталям;

  • сопоставлять произведения литературы и живописи;

  • сопоставлять литературное произведение, мультфильм, видеоролик и песню со сходным сюжетом.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • считывать и соотносить информацию, расположенную в различных зонах пространства листа,
    в зависимости от поисковых задач (вверху/внизу страницы, в правом/левом верхнем/нижнем углу, в рамочке, перед/после текста, после иллюстрации);

  • работать с незнакомой книгой — сопоставлять оформления книги с её содержанием, заявленным автором, и названием;

  • выбирать книгу для самостоятельного чтения;

  • подбирать книги по теме для урока внеклассного чтения;

  • самостоятельно находить в фондах школьной, районной или городской библиотеки и Интернете выбранные для самостоятельного чтения книги;

  • самостоятельно находить в фондах школьной библиотеки нужный материал для выполнения
    творческих заданий;

  • подбирать материал для литературной композиции и презентации;

  • работать со словарями различных типов;

  • понимать значимость терминов, необходимых для фиксации специального знания, обобщённых сведений (пословица, поговорка, загадка, стихотворение, рассказ, сказка, герой, рассказчик, строфа, ритм, рифма, темп и др.) в процессе обучения;

  • подбирать синонимы к устаревшим словам;

  • пересказывать текст с заменой лица;

  • составлять устный рассказ по личным впечатлениям в предложенном жанре;

  • принимать и осознавать необходимость углублённого понимания художественного произведения русской литературы как путь к самоидентичности (кто я? Какой(-ая) я? В какое время живу? Каково моё место в семье, в группе, в классе, в школе, в городе, в стране, в мире природы, в культуре — в мире? Какие ценности в отношениях с людьми, с миром?);

  • применять различные способы чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое, творческое);

  • сопоставлять героев классического произведения с современными произведениями.


4 класс

Личностные

Учащиеся научатся:

  • уважительного относиться к творчеству других обучающихся;

  • уважительного относиться к учителям, товарищам по классу;

  • уважительного относиться к историческому прошлому России, её культуре и традициям;

  • ценить культурное наследие России;

  • уважительного относиться к семье, всем её членам, традициям и укладу русской семьи;

  • ценить труд и отношение к нему наших предков;

  • уважительного относиться к труду своих близких;

  • проявлять внимание к ключевым понятиям русской культуры, выделенным на основе анализа текста, и соотносить с собственной жизнью;

  • говорить о своей самоидентичности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать народные представления о семье, роли старших членов семьи, семейных праздниках;

  • посвящать старших членов семьи в круг своих интересов;

  • заинтересовывать членов семьи процессом и результатом собственной деятельности;

  • привлекать членов семьи к участию в своих творческих делах;

  • бережно относиться к народной памяти, закреплённой в том числе и в произведениях фольклора;

  • бережно и с интересом относиться к ключевым явлениям русской культуры, закреплённым в ключевых понятиях (дружба, ответственность и др.);

  • понимать, как в поверьях и малых жанрах фольклора отражались народные представления;

  • правильно интонировать при выразительном чтении, учитывая адресата и различные интенции;

  • обсуждать поэтический и прозаический тексты;

  • сравнивать поэтические и прозаические тексты по различным критериям, заданным учителем;

  • определять лексическое значение незнакомых слов; устаревших слов с помощью словарей;

  • употреблять литературоведческие термины при характеристике произведения;

  • составлять портрет героя;

  • составлять речевую характеристику героя;

  • составлять цитатный план;

  • составлять устный рассказ по личным впечатлениям в предложенном жанре;

  • развивать свой художественный вкус;

  • находить в тексте иносказания и объяснять их значение;

  • находить в тексте выражения, в которых заключена главная мысль произведения;

  • находить в тексте олицетворения, эпитеты, метафоры, риторические вопросы и определять роль этих выразительных средств;

  • формулировать вывод о роли отдельных художественных средств в произведении;

  • определять значение слов по контексту;

  • объяснять смысл названия поэтического текста;

  • делить художественный текст на завершённые смысловые фрагменты;

  • самостоятельно определять тему и главную мысль текста;

  • характеризовать фрагмент текста с помощью первичных представлений о жизни, быте и верованиях народа;

  • определять авторское отношение к событиям и героям;

  • формулировать нравственную позицию на основе прочитанного;

  • понимать нравственные вопросы, затронутые в художественном тексте;

  • любить природу и чувствовать ответственность за её сохранение;

  • сочинять рассказ по нравственной проблематике;

  • участвовать в подготовке творческого проекта: книжной выставки, альманаха, мультфильмов, буктрейлеров;

  • предлагать свои творческие решения учебных задач;

  • создавать творческие работы (экскурсии по выставке и др.);

  • участвовать в выполнении творческих заданий;

  • внедрять результаты своей творческой деятельности (готовить выставку, участвовать в изготовлении и тиражировании книжек-самоделок, в том числе с помощью Интернета, создавать буктрейлеры);

  • формулировать вывод по содержанию урока на различных его этапах;

  • пользоваться библиотечными фондами;

  • искать нужные материалы в Интернете;

  • самостоятельно находить тексты в Интернете и энциклопедиях;

  • создавать словесный рисунок;

  • придумывать сценарий мультфильма и буктрейлера;

  • придумывать рассказ на основе пословицы или поговорки;

  • понимать нравственные вопросы, затронутые в художественном тексте;

  • любить природу и чувствовать ответственность за её сохранение.


Метапредметные

Учащиеся научатся:

  • слушать учителя, товарищей по классу, аудио и видеоматериалы;

  • формулировать выводы после коллективного обсуждения прочитанного текста;

  • формулировать вывод по содержанию урока на различных его этапах;

  • участвовать в коллективных видах деятельности, в том числе в коллективном обсуждении;

  • умение выстраивать взаимоотношения с одноклассниками во время подготовки и исполнения литературных действ (от чтения по ролям до инсценировок; викторина, отгадывание ребуса, конкурс);

  • правильно реагировать на возникающие дискомфортные, в том числе и конфликтные, ситуации;

  • осознавать необходимость анализа прочитанного и освоения механизмов анализа.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • работать в малых группах (подбор материалов для иллюстрации, мультипликации, выставки книг, инсценирование, анализ проблемы, создание нового текста по заданной теме);

  • участвовать в коллективных исследовательских проектах и творческих работах;

  • взаимодействовать в малых группах при выполнении проектно-исследовательской работы;

  • работать в малых группах над выполнением творческого проекта;

  • внедрять результаты своей творческой деятельности (готовить выставку, участвовать в изготовлении и тиражировании книжек-самоделок, в том числе с помощью Интернета, создавать буктрейлеры);

  • участвовать в обсуждении творческих работ;

  • участвовать в конкурсе чтецов.


Предметные

Учащиеся научатся:

  • осознавать значимость чтения для получения информации о мире, своего развития и учебной деятельности;

  • правильно осознанно читать целыми словами ;

  • выразительное читать прозаический текст (сказки, рассказы) с сопровождением выразительных жестов;

  • выразительное читать стихотворный и прозаический текст с предтекстовой целевой установкой,
    участвовать в беседе по прочитанному;

  • заучивть стихотворения наизусть и воспроизводить его выразительно с учётом адресата и целевой установки;

  • ориентироваться в новой учебной книге;

  • использовать прикнижный словарь;

  • проявлять внимание к ключевым понятиям русской культуры, уже выделенным в учебнике на ос-
    нове анализа текста;

  • понимать значения изученных ранее терминов на основе сопоставления со сведениями, имеющимися в речевом опыте обучающегося (вид/разновидность произведения; портрет, характер человека/героя и др.);

  • находить синонимы и антонимы в тексте художественного произведения;

  • подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

  • находить в тексте устаревшие слова и определять их лексическое значение, ориентируясь на внутреннюю форму слова (соотношение производной и производящей основ), на контекст и с помощью толкового словаря;

  • выявлять и объяснять значения многозначных слов, употреблять их в соответствии с контекстом высказывания;

  • совершенствовть языковую компетенцию:

  • подбирать ключевые (опорные) слова для рассуждения, ответа, характеристики героя;

  • определять смысл художественного образа по ассоциации;

  • находить в тексте изученные средства художественной выразительности и с опорой на особенности их употребления характеризовать произведение;

  • составлять устное высказывание на заданную тему;

  • составлять устный пересказ и рассказ по заданному и/или составленному плану;

  • составлять устный и письменный рассказ на заданную тему;

  • рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении;

  • анализировать литературные произведения;

  • вчитываться в художественный текст как эстетическое явление;

  • искать информацию в тексте (слов автора, слов персонажа, образных средств) с целью углублённого его понимания;

  • отвечать на послетекстовые вопросы, воспринимая их как путеводитель по содержанию с целью обобщения;

  • различать понятия темы и главной мысли текста, определять их и с помощью учителя и/или
    самостоятельно формулировать;

  • понимать прямой и переносный смысл народных изречений (пословиц, поговорок);

  • соотносить содержание пословицы с конкретной стороной жизни или явления;

  • соотносить содержание пословицы с темой и содержанием урока;

  • работать с содержанием художественного произведения (проза или поэзия) и соотносить его с мудрыми изречениями;

  • понимать стихотворный текст, определять его тему;

  • выделять концевые созвучия стихотворных строк и определять рифму, ритм и темп;

  • готовиться к заучиванию стихотворения наизусть и его творческое исполнение;

  • находить в тексте (прозаическом и стихотворном) портрет персонажа, характеризовать его внешность и поступки;

  • создавать устный портрет персонажа (словесное рисование);

  • составлять характеристику героя произведения на основе языковых единиц текста;

  • сравнивать персонажи разных художественных текстов;

  • находить в тексте пейзаж, характеризовать его и описывать своими словами;

  • соотносить настроение, заданное пейзажем, с настроением повествователя и персонажей произведения;

  • находить в тексте иносказания и объяснять их значение;

  • находить в тексте выражения, в которых заключена главная мысль произведения;

  • определять главную мысль фрагментов художественного текста;

  • делить художественный текст на завершённые смысловые фрагменты;

  • характеризовать отдельные эпизоды произведения;

  • составлять связный рассказ по личным впечатлениям от произведения;

  • рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении;

  • подробно пересказывать текст с заменой лица;

  • определять общее и различное в двух прозаических текстах;

  • определять смысл художественного образа по ассоциации;

  • подбирать ключевые фразы для формулирования итога урока;

  • определять общее и различное в малых жанрах фольклора;

  • называть признаки народной и авторской сказки, рассказа, стихотворения;

  • определять жанр произведения: сказка (народная, авторская), рассказ, стихотворение;

  • характеризовать особенности поэтического текста и/или его фрагмента;

  • характеризовать фрагмент текста с помощью первичных представлений о жизни, быте и верованиях народа;

  • сравнивать произведения устного народного творчества между собой;

  • выполнять сопоставительную характеристику двух поэтических текстов;

  • сравнивать произведения устного народного творчества с произведениями художественной литературы;

  • сопоставлять две сказки с различными сюжетами;

  • сопоставлять разные по жанру произведения на одну тему;

  • сравнивать произведения одного жанра по тематике и изобразительным средствам;

  • понимать художественный текст;

  • вчитываться в художественный текст;

  • формулировать выводы о произведениях исторической тематики;

  • понимать значение понятия «отечественная война»;

  • соотносить различные формы информации — текстовой и наглядно-изобразительной;

  • характеризовать иллюстративный материал, сопоставляя его с содержанием произведения;

  • подбирать иллюстративный материал или творчески создавать в рамках своих компетенций;

  • соотносить сюжеты из произведений литературы и живописи с ситуациями из собственной жизни;

  • характеризовать картину по имеющимся в ней деталям;

  • сопоставлять произведения литературы и живописи;

  • сопоставлять литературное произведение, мультфильм, видеоролик и песню со сходным сюжетом.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • считывать и соотносить информацию, расположенную в различных зонах пространства листа,
    в зависимости от поисковых задач (вверху/внизу страницы, в правом/левом верхнем/нижнем углу, в рамочке, перед/после текста, после иллюстрации);

  • работать с незнакомой книгой — сопоставлять оформления книги с её содержанием, заявленным автором, и названием;

  • выбирать книгу для самостоятельного чтения;

  • подбирать книги по теме для урока внеклассного чтения;

  • самостоятельно находить в фондах школьной, районной или городской библиотеки и Интернете выбранные для самостоятельного чтения книги;

  • самостоятельно находить в фондах школьной библиотеки нужный материал для выполнения
    творческих заданий;

  • подбирать материал для литературной композиции и презентации;

  • работать со словарями различных типов;

  • понимать значимость терминов, необходимых для фиксации специального знания, обобщённых сведений (пословица, поговорка, загадка, стихотворение, рассказ, сказка, герой, рассказчик, строфа, ритм, рифма, темп и др.) в процессе обучения;

  • подбирать синонимы к устаревшим словам;

  • пересказывать текст с заменой лица;

  • составлять устный рассказ по личным впечатлениям в предложенном жанре;

  • принимать и осознавать необходимость углублённого понимания художественного произведения русской литературы как путь к самоидентичности (кто я? Какой(-ая) я? В какое время живу? Каково моё место в семье, в группе, в классе, в школе, в городе, в стране, в мире природы, в культуре — в мире? Какие ценности в отношениях с людьми, с миром?);

  • применять различные способы чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое, творческое);

  • сопоставлять героев классического произведения с современными произведениями.


Содержание учебного предмета

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух
информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения
коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать,
закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в
соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях
учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение
орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение ин-
формации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и
структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной
работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания
прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по
интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин,
репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Со-
ставление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр,
занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситу-
ации общения.

Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.).

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,
благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на
определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самосто-
ятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных
и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах.
Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов
и различных форм одного и того же слова. Различение од покоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов г
омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса
(постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок.
Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных
словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Умение слушать (аудирование) :Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного
произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по
прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за
выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-
речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми
словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение
орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.
Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие
поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к
выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).Развитие
умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя
(доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение
находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-
популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном
содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать
текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное
определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их
озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на
вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее
представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы
книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный
материал. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные
издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка,
алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой
справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей художественного текста: своеобразие
выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с
содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации
поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о
проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре
разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного
произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с
использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений,
характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков
героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и
речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных
видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный
пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой
части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в
виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его
основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика
героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия
(выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление
эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие
наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета,
последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное
соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации).
Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей,
определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова.
Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель,
схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с
учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического
общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать,
не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению
(художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику.
Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в
процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со
словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного
словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с
опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача
содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.
Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе
(описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и
использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по
рисункам либо на заданную тему.




Тематическое планирование учебного предмета

«Литературное чтение на родном языке»


Литературное чтение на родном языке 3 класс

п/п

Тема занятий

Модуль рабочей программы воспитания1

Количество часов

1

Мир детства. Я и книги

Школьный урок

2

2

Я взрослею

Школьный урок

2

3

Я и моя семья

Школьный урок

2

4

Я фантазирую и мечтаю

Школьный урок

2

5

Россия – родина моя. Люди земли русской

Школьный урок

3

6

Что мы Родиной зовём

Школьный урок

3

7

О родной природе

Школьный урок

3

Итого:

17




Литературное чтение на родном языке 4 класс

п/п

Тема занятий

Модуль рабочей программы воспитания1

Количество часов

Мир детства

8

1

Я и книги

Школьный урок

2

2

Я взрослею

Школьный урок

2

3

Я и моя семья

Школьный урок

2

4

Я фантазирую и мечтаю

Школьный урок

2

Россия – родина моя

9

5

Люди земли русской

Школьный урок

3

6

Что мы Родиной зовём

Школьный урок

3

7

О родной природе

Школьный урок

3

Итого:

17



Приложение к рабочей программе по учебному предмету «Русский язык»

(Тексты контрольно-оценочных процедур)


Итоговая диагностика 3 класс


Вопросы для собеседования

1.Фольклор-это...устное народное творчество.


2. Былина – ... эпическая песня-сказание о богатырях, рассказ о том, что когда-то было, бывало.


3. Кто из писателей большую часть жизни провёл в своём имении Ясная Поляна недалеко от города Тулы? Там он создал школу для крестьянских детей и учил их грамоте, счёту, письму и чтению. Л.Н. Толстой   


4. Какие животные встречаются в русских народных сказках? (волк, заяц, лиса, медведь...)


5. Как звучит зачин сказки?. «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Жили – были…»


6.Кто автор строк

«Зреет рожь над жаркой нивой И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый Золотые переливы». А.А. Фет


7. Укажите поэта, чьё имя - Сергей Александрович ... Есенин


8. О каком писателе говорится: «…был очень старательным и любознательным ребёнком. Он и без помощи учителей овладел русским языком и математикой, учил французский и итальянские языки». М.Ю. Лермонтов


9. Узнай, какие профессии здесь загаданы.

-шланг, вода, костюм маляр

-зеркало, ножницы, расчёска художник

- кисть, валик, ведро с краской пожарный

- поварёшка, белый колпак, кастрюля футболист

-мяч кеды, форма повар

- краски, кисть, картина парикмахер

(маляр, парикмахер, художник, футболист, повар, пожарный)

10. Человек какой профессии произносит такие слова. Ответ соедини линией.

- « Вам посылка, распишитесь»

- « В мою сеть попало много рыбы»

-« Большое спасибо за покупку»

- « Кому добавки?» ... (рыбак, повар, продавец, почтальон)


11.Пьеса - это... драматическое произведение


12. Когда читатель знакомится с действующими лицами драматического произведения? ...

в начале пьесы, в перечне действующих лиц;


Итоговая диагностика 4 класс


Вопросы для собеседования


1. Продолжи ряд однокоренных слов:

остудить, стужа……

2. Какие загадки о природе вы знаете?

3. Из каких произведений эти строки. Назови автора этого произведения.

1) Под величавые раскаты

Далеких, медленных громов

Встает трава, грозой примята,

И стебли гибкие цветов.

2) Я целое утро не сходил с юта. Мне хотелось познакомиться с океаном. Я уже от поэтов знал, что он «безбрежен, мрачен, угрюм, беспределен, неизмерим и неукротим», а учитель географии сказал некогда, что он просто – Атлантический.

3) Вечером Ася забралась в постель самая первая. Девчонки еще умывались, раздевались, бегали то к вожатым, то к мальчишкам, что-то обсуждали, а Ася уже лежала и мечтательно смотрела в потолок. Надо же! Настоящие гномы!

4) У подножия ракеты – огромного, устремленного в небо сооружения – попрощался с провожающими и на лифте поднялся к вершине ракеты.

4. Что читал А. В. Суворов в детстве?

5. Назови произведения, которые приглашают нас в фантастические путешествия.

6. Вспомни главу «Наташа пишет письмо ночью и затем сжигает его» из книги Е. Н. Верейской «Три девочки» и ответь на вопрос «Считали ли герои произведения свое детство счастливым?»

7. Кто подготовил первый полет в космос?

8. К кому относятся слова «первый гражданин Вселенной»?

9. Что такое сказ?

10. Продолжи пословицы

Мороз и железо рвет, и …………

Мороз ленивого за нос хватает, а перед……….

Мороз не велик, а …….

Календарно-тематическое планирование


4 «А» класс



п/ п



Тема занятий

Количество часов на изучение

Форма контроля

Дата

Примечание

По плану

Фактически

Мир детства (8 ч)

Я и книги (2 ч)

1.


Испокон века книга растит человека

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Книжка с картинками»

И.А. Гончаров. Фрегат «Паллада»

1

самостоятельная работа




2.

Испокон века книга растит человека. С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы)

С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).

1

самостоятельная работа




Я взрослею (2 ч)

3

Скромность красит человека

Л.Л. Яхнин «Храбрец»

И. П. Токмакова. «Разговор Татарника и Спорыша».

Е. В. Клюев. «Шагом марш».

1

опрос




4

Любовь всё побеждает

Б. П. Екимов. «Ночь исцеления».

И. А. Мазнин «Летний вечер».

1

самостоятельная работа




Я и моя семья (2 ч)

5

Такое разное детство

К. В. Лукашевич. «Моё милое детство»

1

опрос




6

Такое разное детство. М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик». Е. Н. Верейская. «Наташа пишет ночью письмо и затем его сжигает»

1

самостоятельная работа




Я фантазирую и мечтаю (2 ч)

7

Придуманные миры и страны

Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).


1

опрос




8

Придуманные миры и страны

В. П. Крапивин. «Голубятня в Орехове» (фрагменты).

1

опрос




Россия – родина моя (9 ч)

Люди земли русской (3 ч)

9

Родная страна во все времена сынами сильна.

Е. В. Мурашова «Каффа»

1

опрос




10

Родная страна во все времена сынами сильна. К.И. Кунин «За три моря. Путешествие Афанасия Никитина»

А. Никитин «Хождение за три моря» (отрывки)

1

самостоятельная работа




11

Родная страна во все времена сынами сильна. В.А. Гагарин «Мой брат Юрий». Ю.А. Гагарин «Сто восемь минут». Г.С. Титов «Наш Гагарин»

1

проект





Что мы Родиной зовём (3 ч)

12

Широка страна моя родная.

А. Д. Дорофеев «Веретено».

Сказ о валдайских колокольчиках.

1

опрос




13

Широка страна моя родная. М.Я. Бородицкая «В гостях у лесника». Г.Я. Снегирёв «Карликовая берёзка»

1

самостоятельная работа




14

Широка страна моя родная. В. Г. Распутин. «Саяны».

1

опрос





О родной природе (3 ч)

15

Мороз невелик, да стоять не велит. Загадки и пословицы. Морозко. Отрывок из русской народной сказки В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Д.Б. Кедрин «Мороз на стёклах». Н.Н. Асеев «Такой мороз». В. Д. Берестов. «Мороз».

1

самостоятельная работа




16

На небе стукнет, на земле слышно.

Загадки

М.М. Зощенко «Гроза»

Н.Г. Гарин – Михайловский «Детство Тёмы»

А.А. Блок «Перед грозой»

А.А. Блок «После грозы»

Ветер, ветер, ты могуч…

Загадки

В.А. Солоухин «Ветер»

1

самостоятельная работа




17

Обобщающий урок. Промежуточная аттестация

1

собеседование







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!