Коммунальное Государственное Казенное Предприятие
«Школа искусств акимата Шемонаихинского района»
«Согласованно»
на заседании МО ИЗО
зав МО ИЗО
________________ Авагян Г.С.
Протокол № 1 от «28» августа 2019 г.
«Утверждено»
на заседании педагогического совета
директором КГКП «Школа искусств акимата
Шемонаихинского района»
___________Добжанской Ю.Б.
Протокол № 1 от «29 » августа 2019 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
«Живопись»
для учащихся 1, 2, 3, 4 классов
на 2019-2020 учебный год
Составлено
преподавателем ИЗО
первой категории
стаж 6 лет
Авагян Г.С.
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по предмету «Живопись» для 1, 2, 3,4 классов (далее – Программа) составлена на основании государственной образовательной программы для детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств, Астана, 2016 г. и «Типовых правил деятельности видов организаций дополнительного образования для детей» утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 14 июня 2013 года № 228.
Срок основного курса обучения детей – 4 года. Предмет изучается четыре года в объеме 408 часов на группу. В первый класс принимаются учащиеся в возрасте с 11 до 13 лет. Количественный состав детей в группах –не менее 8 и не долее 15 человек. Урок продолжительностью 40 минут.
Живопись в художественной школе является одной из важных дисциплин, дающей основы академического обучения и возможность обучающимся выражать свои творческие, индивидуальные способности.
Цель программы: изучение основ цветоведения, техники живописи акварелью и гуашью, используя живописные средства и различные технические приемы.
Задачи программы:
Обучающие:
1) обучить эстетической сущности живописи, теоретическим основам цветоведения, перспективы, различным техникам живописи;
2) обучить воспринимать цвет, передавать цветом объемы предметов, линейную и воздушную перспективу;
3) обучить использованию живописных средств, моделированию формы цветом с учетом ее цветовых особенностей во взаимосвязи с пространством, освещением;
4) дать теоретические знания по предмету, научить применяют полученные знания, умения и навыки на практике;
Развивающие:
5) развивать у обучающихся культуру зрительного восприятия предметов и явлений окружающей действительности;
6) развить потребность в общении с искусством;
Воспитательные:
7) воспитать потребность в постоянном развитии себя как творческой личности;
8) способствовать формированию творческой индивидуальности;
9) способствовать приобщению к наследию отечественного и мирового графического искусства.
Программа направлена на формирование готовности обучающихся к самостоятельной творческой деятельности.
Итоговая аттестация проводиться по предмету «Живопись» каждое полугодье, в виде зачета в конце первого полугодия, и в виде экзаменационной работы в конце года. Такой контроль обучающихся проводится с целью определения степени освоения ими объема предмета (дисциплины), предусмотренных образовательной программой.
Планирование учебной деятельности
Содержание учебного предмета в 1 классе.
Первое полугодие.
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с программой по живописи 1 класса. Основы цветоведения. Хроматические и ахроматические цвета. Солнечный спектр и цветовой круг. Основные и составные цвета. Основные характеристики: теплые, холодные, дополнительные цвета. Смешивание красок.
Тема 2. Основные приемы работы акварелью. Изображение плоских предметов, простых растительных форм. Технические приемы работы акварельными красками: заливка с вливанием цвета в цвет, лессировка – наложение прозрачных слоев акварели друг на друга, мазок различный по форме, величине и направлению.
Тема 3. Тон и светотень в живописи. Тоновые свойства цвета (светлота). Знакомство с техникой «гризайль». Последовательность ведения работы в данной технике. Работа тоновыми отношениями от общего к частному. Важность пропорциональных соотношений воды и краски в передаче тоновых отношений.
Тема 4. Цвет и тон в передаче объема. Локальный цвет предмета и его изменения в световоздушной среде. Взаимовлияние цветов, понятие цветового рефлекса.
Тема 5. Живопись гуашью. Понятие колорита. Особенности работы гуашевыми красками. Ограниченная цветовая гамма. Холодный колорит в живописи.
Тема 6. Цвет и его насыщенность. Изменение силы цвета в зависимости от освещения. Предел насыщенности различных цветов, их взаимовлияние. Последовательность выполнения натюрморта из насыщенных по цвету предметов. Понятие обобщения.
Тема 7. Зачетная полугодовая работа. Основные требования к итоговой работе. Поэтапность выполнения работы. Зависимость цветовых отношений от освещения. Взаимное влияние цвета предметов постановки.
Второе полугодие.
Тема 8. Живопись акварелью в различных техниках. Пуантилизм. История возникновения техники «пуантилизм». Особенности техники «пуантилизм». Визуальное смешение цветов.
Тема 9. Принципы получения составных цветов без механического смешивания на палитре. Цветовые рефлексы и способы их передачи в технике «пуантилизм».
Тема 10. Цветовой контраст в живописи гуашью. Теплые и холодные цвета в живописи. Понятие контрастного колорита. Взаимовлияние контрастных цветов, их смешивание. Цветовые рефлексы.
Тема 11. Живопись белых предметов. Роль цветовых рефлексов в изображении белых поверхностей.
Тема 12. Годовая экзаменационная работа. Основные требования к экзаменационной работе. Поэтапность выполнения работы. Детализация и обобщение как средство передачи завершенности.
Завершая 1 класс, обучающиеся имеют следующие знания, умения и навыки:
понимают значение специальных терминов и понятий живописи;
различают многообразие цвета в природе;
знают цвета солнечного спектра, хроматические и ахроматические цвета, основные и составные цвета, локальный цвет, колорит, насыщенность цвета;
знают пары взаимодополнительных цветов, составляющих цветовой контраст и сферу его применения;
видят и понимают взаимовлияние цветов, явление цветовых рефлексов;
умеют получать сложные оттенки цвета на палитре;
понимают отличия свойств и приемов работы акварелью и гуашью;
умеют использовать основные принципы композиционного построения с учетом свойств формата;
владеют основными приемами и последовательностью работы гуашью и акварелью в длительных и краткосрочных этюдах;
умеют передавать объем предметов через светотень и понимают зависимость цвета от освещенности;
умеют применять полученные знания, умения и навыки в практической изобразительной деятельности;
умеют использовать приемы выразительного решения постановок с передачей их эмоционального состояния;
умеют рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях.
Содержание учебного предмета во 2 классе.
Первое полугодие.
Тема 1. Вводное занятие. Основы цветоведения, повторение пройденного материала. Цвето-воздушная перспектива в пейзаже. Работа на пленэре.
Тема 2. Светотень в живописи. «Гризайль». Закономерности изображения объемной формы в технике «гризайль». Тоновой диапазон в живописи натюрморта ахроматическим цветом.
Тема 3. Живопись гуашью в сближенной цветовой гамме. Приемы работы гуашевыми красками. Гармония колорита в сближенной (или монохромной) цветовой гамме при контрасте тоновых отношений.
Тема 4. Цветовой и тоновой контраст в живописи. Взаимодействие контрастных цветов. Роль рефлексов в контрастном колорите.
Тема 5. Зачетная полугодовая работа.
Второе полугодие.
Тема 6. Линейная и воздушная перспектива в живописи интерьера. Средства передачи плановости пространства в этюде интерьера. Закономерности изображения воздушной перспективы.
Тема 7.Цвето-тональный нюанс в живописи гуашью. Живопись в сближенной цветовой гамме с незначительным тоновым диапазоном.
Тема 8. Живопись портрета. Закономерности изображения живой модели акварелью.
Тема 9. Живопись краткосрочных этюдов. Академические приемы работы и совмещение техник «по сырому» и «по сухому». Стилизация и декоративность в живописи.
Тема 10. Экзаменационная годовая работа.
К концу обучения обучающиеся 2 класса имеют следующие знания, умения и навыки:
1) умеют анализировать общий композиционный и цветовой строй постановки;
2) владеют основными приемами и последовательностью работы акварелью и гуашью в длительных и краткосрочных этюдах;
3) умеют передавать несложную фактуру изображаемых предметов и поверхностей;
4) владеют моделировкой объемов несложных складок тканей на основе понимания моделировки объемов простых геометрических тел;
5) знают закономерности построения интерьера в угловой и фронтальной перспективе; 6) применяют знания законов линейной и воздушной перспективы в изображении натюрмортов и несложного интерьера;
7) знают пропорции человеческой головы;
9) владеют построением конструкции головы человека в несложном ракурсе в процессе создания портрета;
10) умеют сравнивать сложные, близкие цвето-тональные отношения и владеют приемами их передачи;
11) понимают гармонию различных цветовых сочетаний;
12) умеют передавать равновесие различных цветовых отношений – полихромных и монохромных, и различных тоновых отношений – контрастных и сближенных;
13) умеют использовать способы стилизации и декоративные приемы живописи в создании творческого этюда натюрморта;
14) понимают значение приемов обобщения для достижения цельности и законченности этюда;
15) умеют применять полученные знания, умения и навыки на основе комбинации овладения разными способами познавательной, практической и творческой деятельности.
Содержание учебного предмета в 3 классе.
Первое полугодие.
Тема 1. Вводное занятие. Повторение основ цветоведения. Колорит и цветотень.
Тема 2. Живопись акварелью без предварительного рисунка. Цветотональное пятно, мазок, как основные изобразительные средства данного задания. Пространственность в композиции букета.
Тема 3. Фактура различных материалов изображаемых предметов и нюанс в живописи гуашью. Понятие нюансов тона и цвета. Приемы работы гуашью для передачи фактуры.
Тема 4. Творческая композиция в жанре натюрморта. Способы создания творческой композиции через различные методы стилизации изображения предметов (упрощение, «одушевление» и другие) с опорой на натуру.
Тема 5. Зачетная полугодовая работа. Этапы выполнения академических задач в зачетной работе. Фактура различных поверхностей в акварельной живописи сложного натюрморта.
Второе полугодие.
Тема 6. Живопись этюда сложной интерьерной постановки. Единство линейной перспективы интерьерного пространства и натюрморта. Плановость, цветовое и тоновое единство композиции.
Тема 7. Живопись портрета гуашью. Композиция погрудного портрета человека. Пропорциональные соотношения основных объемов. Индивидуальная характеристика портретируемого. Технические особенности работы гуашью в портрете живой модели. Возможности материала в получении максимального разнообразия оттенков цвета.
Тема 8. Фактура стекла в живописи акварелью. Подготовительный этюд к экзаменационной работе. Отражение предметов в стекле.
Тема 9. Экзаменационная годовая работа. Фактура стекла и других материалов в живописи сложного тематического натюрморта. Цветовые и тоновые особенности изображения предметов и их отражений в стекле.
К концу обучения обучающиеся 3 класса имеют следующие знания, умения и навыки:
1) умеют анализировать композиционный, цветовой и тоновой строй сложных натурных постановок;
2) знают и применяют законы линейной перспективы в построении сложных натюрмортов и интерьера;
3) умеют передавать пространственность в сложных, многоплановых постановках с помощью приемов воздушной перспективы;
4) умеют передавать разные фактуры изображаемых предметов, грамотно подбирая для этого технические приемы работы акварелью и гуашью.
5) умеют передавать завершенность в сложных по композиции и колориту работах;
6) умеют передавать в портрете возрастные особенности и индивидуальную портретную характеристику модели;
7) умеют самостоятельно ставить творческую задачу;
8) умеют применять способы стилизации и цветовое решение в соответствии с замыслом и стилевыми особенностями работы.
Содержание учебного предмета в 4 классе.
Первое полугодие.
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с программой по живописи для 4 класса и необходимыми материалами. Повторение основ цветоведения и закономерностей воздушной перспективы.
Тема 2. Живопись акварелью без предварительного рисунка. Приемы и техника выполнения работы. Цвето-тональное пятно, как основное изобразительное средство в краткосрочном этюде. Целостное впечатление о букете, как художественном образе в условиях сложной многоуровневой освещенности.
Тема 3. Декоративная живопись гуашью. Декоративные приемы работы гуашью в живописи тематического натюрморта. Декоративность цвета. Разнообразие технических приемов в творческом этюде натюрморта.
Тема 4. Портрет. Возрастные и индивидуальные характеристики модели. Этапы работы над портретом.
Тема 5. Зачетная полугодовая работа. Поэтапность выполнения этюда сложного натюрморта. Влияние освещения и цвета окружающих предметов и фона на моделировку формы гипсового предмета.
Второе полугодие.
Тема 6. Живопись интерьера. Пространство в изображении интерьера. Закономерности линейной и воздушной перспективы.
Тема 7. Тематический портрет. Композиция поясного портрета с изображением кистей рук. Тема, настроение, элементы бытового жанра в портрете.
Тема 8. Живопись сложного натюрморта гуашью с введением гипсовой модели. Цветопередача белых предметов в живописи, взаимовлияние белых и цветных поверхностей. Фактура гипса и других материалов в технике гуашевой живописи.
Тема 9. Экзаменационная годовая работа. Последовательность выполнения академических задач в итоговой работе по живописи. Фольклорный характер творческих работ, особенности колорита, своеобразие атрибутов тематического натюрморта.
К концу обучения обучающиеся 4 класса имеют следующие знания, умения и навыки:
1) владеют различными приемами академической и декоративной живописи акварелью и гуашью;
2) умеют самостоятельно выбирать и применяют технические приемы живописи для краткосрочных и длительных этюдов;
3) знают основы цветоведения;
4) умеют анализировать колористические особенности натуры или определять колористический замысел творческого задания;
5) понимают и умеют обоснованно передавать все многообразие изменений цвета в световоздушной среде;
6) умеют выделять главное в живописной композиции, путем подчинения всех ее частей композиционному, смысловому центру;
7) умеют использовать эмоциональные свойства цвета для передачи состояния, настроения;
8) умеют передавать фактуру различных материалов живописными средствами;
9) знают и умеют применять законы линейной перспективы в изображении сложных конструкций;
10) знают основные законы и правила композиции;
11) умеют использовать различные композиционные средства для раскрытия темы (контраст, ритм другие);
12) владеют приемами обобщения и воздушной перспективы, добиваясь колористической цельности и завершенности в этюдах сложных, многоплановых постановок с академическими и творческими задачами.
Учебно-методическое обеспечение
№ | Название | Автор | Год издания |
| Художественно — методическая литература |
| «Уроки рисования» | Большакова Н.А. | Ленинград 1975г. |
| «Рисование в педагогическом училище» | Колокольникова В.В. | Ленинград 1981г. |
| «Школа учитель искусство» | Кузин В.С. | Москва «ПРОСВЯЩЕНИЕ»1981г. |
| «Декоративная композиция» | Логвиненко Г.М. | Казань «Идел-Прогресс» 2004г. |
| «Азбука русской живописи» | Жукова Л.М. | Москва «Белый город» 2007г. |
| «Основы техники изображения природы акварелью» | Рейчел Вулф | Минск 2003г. |
| «Деревья. Шаг за шагом» | Стенли Молцмен | Минск «Попурри» 2003г. |
| «Изобразительное искусство 1-4 классы» | Кузин В.С. Кубышкина Э.И. | Москва 2005г. |
| «Рисуем голову и фигуру человека» | Паулла Ф. | Москва «АСТ» 2007г. |
| «Рисуем 50 кошек» | Эймис Л. Дж. | Минск «Попурри» 2000г. |
| «Рисуем 50 собак» | Эймис Л. Дж. | Минск «Попурри» 2002г. |
| «Рисуем 50 лошадей» | Эймис Л. Дж. | Минск «Попурри» 2003г. |
| «Рисуем 50 растений» | Эймис Л. Дж. | Минск «Попурри» 2005г. |
| Методическая литература. |
| «Изобразительное искусство и методика его преподавания» | Кузин В.С. | Москва «ПРОСВЯЩЕНИЕ» 1984г. |
| «Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе» | Шорохов В.Е. | Москва «ПРОСВЯЩЕНИЕ» 1989г. |
| «Живопись методика преподавания» | Якушин А.П. | Москва «Просвящение» 1985г |
| «Энциклопедия рисования» | Нейджел Рис | ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС» 2005г. |
| «Демократизация содержания образования в сфере худ.эстет. развития учащихся» | Азимбаева К.М. Арсабиева Л.А. Бутакова И.А. | Усть-Каменагорск «Медиа-Альянс» 2007г. |
| Психолого–педагогическая литература. |
| «Учитель изобразительного искусства и его работа» | Орловский Г.И. | Москва «ПРОСВЯЩЕНИЕ» 1987г. |
| «Психология» | Кузин В.С. | Москва «ПРОСВЯЩЕНИЕ» 1982г |
| «Педагогический сундук» | Нусупбекова М.И. | Алматы «Кытап» 2001г. |
| «Психология» | Немов Р. | «Кристалл»Санкт-Петербург 1998г. |