Муниципальное казённое образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Одинцовская общеобразовательная школа «Надежда»
УТВЕРЖДАЮ Директор_______Л.Н.Галаева |
Приказ № от_______2018г |
Рабочая программа
По предмету: «Живой мир»
Класс: 4
Основное общее образование
БУП С (К) ОУ VIII вида
Составитель: Черткова О.В. учитель
2018-2019уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.К. Аксеновой под редакцией И.М. Бгажноковой и имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской федерации» М. 2011 год.
Рабочая программа реализуется через УМК:
Дидактический материал познаем окружающий мир Времена года. Автор - составитель И. Васильева, художник А. Чукавин, И. Чукавина. Москва «Стрекоза» 2011год.
Матвеева В.Б. Живой мир. 4 класс: учеб.для спец.(коррекц.) образоват. учреждений VΙΙΙ вида. М.: Просвещение, 2014. – 128 с. Рабочая тетрадь.
Наглядно - дидактическое пособие Мир в картинках. Деревья и листья. Москва МОЗАИКА - СИНТЕЗ 2011год.
Наглядно - дидактическое пособие Мир в картинках. Домашние птицы. Москва МОЗАИКА - СИНТЕЗ 2011год.
Наглядно - дидактическое пособие Мир в картинках. Животные жарких стран. Москва МОЗАИКА - СИНТЕЗ 2010год.
Наглядно - дидактическое пособие Мир в картинках. Овощи. Москва МОЗАИКА - СИНТЕЗ 2011год.
Наглядно - дидактическое пособие Мир в картинках. Фрукты. Москва МОЗАИКА - СИНТЕЗ 2011год.
Наглядно - дидактическое пособие Рассказы по картинкам. Времена года. Москва МОЗАИКА- СИНТЕЗ 2012год.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. Под редакцией И. М. Бгажноковой Москва «Просвещение» 2011год.
Ресурсы «Интернет».
Согласно учебному плану ОУ на реализацию программы отводится 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны уметь:
1 уровень
правильно называть изученные объекты и явления;
различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия; различать культурные и дикорастущие цветковые растения;
правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений, используемых в быту;
различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение и жизни человека;
соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе;
определять время года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека.
2 уровень
правильно называть изученные объекты и явления;
сравнивать и различать растения сада, огорода, леса, поля, рассказывать об их использовании человеком;
различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, определять их значение в жизни человека;
бережно относиться к природе и к людям;
различать времена года, названия месяцев и их основные признаки, особенности жизни растений, животных и человека в разное время года.
Содержание программы (68 часов в год, 2 часа в неделю)
Сезонные изменения в природе (20 ч)
Сезонные изменения в неживой природе
Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев.
Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.
Растения и животные в разное время года.
Сад, огород, поле, лес в разное время года
Дикие и домашние животные в разное время года.
Труд людей города и села в разное время года
Неживая природа (8 ч)
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.
Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д.
Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.
Живая природа :
Растения (14 ч)
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растении культурные и дикорастущие (по 2—3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растения ми, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.
Животные (14 ч)
Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы — друзья сада; охрана птиц.
Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.
Полезные насекомые. Разведение и использование чело веком пчел. Пасека.
Насекомые-вредители.
Человек (8 ч)
Голова и мозг человека.
Профилактика травматизма головного мозга.
Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.
Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.
Повторение (4 ч)
Учащиеся должны усвоить следующие представления:
о земле, ее составе, свойствах, значении для жизни растений;
о растениях поля, сада (цветковых растениях), их строении, использовании человеком;
о домашних животных и птицах, их повадках, образе жизни, роли человека в жизни домашних животных;
о насекомых, их роли в жизни природы;
о взаимодействии человека и природы, значении состояния природы для жизнедеятельности человека;
о взаимосвязях сезонных изменений в неживой и живой природе.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов на изучение раздела, темы | Количество контрольных и практических работ |
1 | Сезонные изменения в природе | 20 | |
2 | Неживая природа | 8 | |
3 | Растения | 14 | 1 |
4 | Животные | 14 | |
5 | Человек | 8 | |
6 | Повторение | 4 | 1 |
Итого | | 68 | 2 |
Календарно-тематическое планирование
|
№ | Тема урока | Планируемая дата | Фактическая дата | Примечание |
| Сезонные изменения в природе 5ч. | | | |
1 | Времена года. | 04.09 | 04.09 | |
2 | Время года: осень. Температура воздуха, воды осенью | 07.09 | 07.09 | |
3 | Растения осенью | 11.09 | 11.09 | |
4 | Животные осенью | 14.09 | 14.09 | |
5 | Труд людей осенью | 18.09 | 18.09 | |
| Неживая природа - 8 ч | | | |
6 | Почва | 21.09 | 21.09 | |
7 | Плодородный слой почвы | 25.09 | 25.09 | |
8 | Песок. Песчаные пустыни. | 28.05 | 28.05 | |
9 | Глина. Использование глины человеком | 02.10 | 02.10 | |
10 | Камни в природе. Драгоценные камни | 05.10 | 05.10 | |
11 | Рельеф: горы и холмы | 16.10 | 16.10 | |
12 | Рельеф: равнина, низменность, овраг | 19.10 | 19.10 | |
13 | Повторение пройденного материала | 23.10 | 23.10 | |
| Растения – 14 ч | | | |
14 | Многообразие растений | 26.10 | 26.10 | |
15 | Растения огорода. Корнеплоды | 30.10 | 30.10 | |
16 | Растения сада | 02.11 | 02.11 | |
17 | Уход за растениями огорода и сада | 06.11 | 06.11 | |
18 | Растения леса. Лиственные и хвойные деревья | 09.11 | 09.11 | |
19 | Сравнить растения огорода, сада и леса | 13.11 | 13.11 | |
20 | Деревья и кустарники | 16.11 | 16.11 | |
21 | Цветок, цветник, цветовод. Выращивание и уход за растениями цветника | 27.11 | 27.11 | |
22 | Растения культурные и дикорастущие. Выведение новых сортов растений | 30.11 | 30.11 | |
23 | Лекарственные растения | 04.12 | 04.12 | |
24 | «Красная книга» | 07.12 | 07.12 | |
25 | Растения парка и поля | 11.12 | 11.12 | |
26 | Полезные растения поля | 14.12 | 14.12 | |
27 | Повторение пройденного материала по разделу. | 18.12 | 18.12 | |
| Сезонные изменения – 5ч | | | |
28 | Время года: зима. | 21.12 | 21.12 | |
29 | Растения зимой | 25.12 | 25.12 | |
30 | Животные зимой | 28.12 | 28.12 | |
31 | Труд людей зимой | 08.01 | 28.12 | |
32 | Природные явления и осадки зимой. Температура воздуха | 11.01 | 11.01 | |
| Животные – 14 ч | | | |
33 | Домашние животные. Жилище домашних животных | 15.01 | 15.01 | |
34 | Забота человека о домашних животных | 18.01 | 18.01 | |
35 | Роль и значение домашних животных в жизни человека. Создание новых пород животных | 22.01 | 22.01 | |
36 | Птицы. Разнообразие птиц | 25.01 | 25.01 | |
37 | Птицы – друзья растений. Охрана птиц | 29.01 | 29.01 | |
38 | Певчие и хищные птицы | 01.02 | 01.02 | |
39 | Водоплавающие птицы. Дикие птицы: утка, гусь, лебедь | 05.02 | 05.02 | |
40 | Домашние птицы: курица, гусь, утка | 08.02 | 08.02 | |
41 | Дикие и домашние птицы: их сходство и различие | 12.02 | 12.02 | |
42 | Насекомые. Разнообразие насекомых | 15.02 | 15.02 | |
43 | Полезные насекомые: божья коровка, муравьи | 26.02 | 26.02 | |
44 | Пчела. Особенности строения и образа жизни | 01.03 | 01.03 | |
45 | Насекомые-вредители | 05.03 | | |
46 | Повторение пройденного | 08.03 | 05.03 | |
| Сезонные изменения – 5 ч | | | |
47 | Время года: весна | 12.03 | 12.03 | |
48 | Растения весной | 15.03 | 15.03 | |
49 | Животные весной: насекомые и птицы | 19.03 | 19.03 | |
50 | Животные весной: дикие и домашние | 22.03 | 22.03 | |
51 | Труд людей весной | 26.03 | 26.03 | |
| Человек – 8 ч | | | |
52 | Голова и мозг человека | 29.03 | 29.03 | |
53 | Профилактика травматизма головного мозга | 02.04 | 02.04 | |
54 | Режим дня | 05.04 | 05.04 | |
55 | Правильное чередование труда и отдыха | 16.04 | 16.04 | |
56 | Составление индивидуального режима дня | 19.04 | 19.04 | |
57 | Состояние природы и ее влияние на здоровье человека | 23.04 | 23.04 | |
58 | Охрана природы: воды, воздуха, лесов, животных и редких растений | 26.04 | 26.04 | |
59 | Заповедники. Лесничество. Зоопарки | 30.04 | 30.04 | |
| Сезонные изменения – 5 ч | | | |
60 | Время года: лето | 03.05 | 20.04 | |
61 | Растения летом | 07.05 | 07.05 | |
62 | Животные летом: насекомые, рыбы | 10.05 | 07.05 | |
63 | Животные летом: домашние и дикие животные | 14.05 | 14.05 | |
64 | Труд людей летом. Отдых на природе и игры на свежем воздухе | 17.05 | 17.05 | |
| Повторение- 4 ч | | | |
65 | Неживая природа. Почва, ее состав | 21.05 | 21.05 | |
66 | Живая природа. Растения | 24.05 | 24.05 | |
67 | Животные. Охрана животных | 28.05 | 28.05 | |
68 | Охрана природы и здоровья человека | 31.05 | 31.05 | |
СОГЛАСОВАНО
Протокол методического объединения
От_______2018г. №______
Председатель ШМО ________________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________Сиваева В.П.
_______________2018г.