Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ново-Золотовская средняя общеобразовательная школа»
Ростовская область, Семикаракорский район,
ст. Новозолотовская, ул. Октябрьская, 50
тел. 8 86356 23317
«Утверждаю»
Приказ № от _____ 2022 г.
Директор МБОУ Ново-Золотовская СОШ
______________ Е. В. Жировов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Русский родной язык»
на 2022-2023 учебный год
Уровень общего образования: среднее общее образование
11 класс
Учитель: Пнева Елена Юрьевна
ст. Новозолотовская
2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативную правовую основу рабочей программы по учебному предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании)
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413)
Учебный план МБОУ Ново-Золотовская СОШ на 2022-2023 учебный год
Годовой календарный график МБОУ Ново-Золотовская СОШ на 2022-2023 учебный год
Используется учебник: Русский язык. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций (базовый и углублённый уровни)/С. И. Львова, В. В. Львов / С. И. Львова. – М.: Мнемозина, 2019
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов;
формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства;
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач;
готовность и способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
Предметные результаты:
осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; осознание роли русского родного языка в жизни человека; осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
распознавание, характеристика понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения; понимание и истолкование значения крылатых слов и выражений;
понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке;
общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;
осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление объективных процессах в современном русском языке; соблюдение норм русского речевого этикета;
понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов.
Планируемые результаты освоения программы
Учащиеся научатся:
осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в жизни человека;
объяснять изменения в русском языке как объективный процесс; понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;
понимать и толковать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;
понимать и толковать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментировать историю происхождения фразеологических оборотов, уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);
владеть основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;
использовать при общении в электронной среде и в ситуациях делового общения этикетные формы и принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;•
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов России и мира;
определять причины изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов;
правилам информационной безопасности при общении в социальных сетях;
уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;
использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии.
Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.
В обучении используются следующие технологии: личностно-ориентированного обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбегающие.
Виды деятельности учащихся на уроке:
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
- работа с различными информационными источниками, конспектирование
- работа с различными словарями;
- индивидуальные сообщения;
- выполнение упражнений.
Виды и формы контроля:
тестовые работы;
индивидуальные и групповые задания дифференцированного характера;
выполнение проектных и исследовательских заданий.
Содержание курса
Язык и культура (12 ч) Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Образ человека в языке: слова-концепты «дух» и «душа». Ключевые слова, обозначающие мир русской природы; религиозные представления. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов. Развитие языка как объективный процесс. Основные тенденции развития современного русского языка. Новые иноязычные заимствования в современном русском языке. Словообразовательные неологизмы в современном русском языке. Переосмысление значений слов в современном русском языке.
Культура речи (12 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приѐм.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки. Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу). Правильное употребление предлогов в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие этикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернетдискуссии, Интернетполемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата проведения |
по плану | по факту |
Язык и культура (12 ч) |
| Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. | 05.09 | |
| Ключевые слова (концепты) русской культуры, их национально-историческая значимость. | 12.09 | |
| Образ человека в языке: слова-концепты «дух» и «душа». | 19.09 | |
| Ключевые слова, обозначающие мир русской природы; | 26.09 | |
| Крылатые слова и выражения. | 03.10 | |
| О происхождении фразеологизмов. | 10.10 | |
| Развитие русского языка как объективный процесс. | 17.10 | |
| Основные тенденции развития современного русского языка. | 24.10 | |
| Новые иноязычные заимствования в современном русском языке. | 07.11 | |
| Словообразовательные неологизмы в современном русском языке. | 14.11 | |
| Переосмысление значений слов в современном русском языке. | 21.11 | |
| Проверочная работа. | 28.11 | |
Культура речи (12 ч) |
| Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. | 05.12 | |
| Активные процессы в области произношения и ударения. Современные орфоэпические словари. | 12.12 | |
| Основные лексические нормы современного русского литературного языка. | 19.12 | |
| Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. | 26.12 | |
| Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Современные толковые словари. | 09.01 | |
| Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. | 16.01 | |
| Нормы употребления предлогов. | 23.01 | |
| Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. | 30.01 | |
| Типичные ошибки в построении сложных предложений. | 06.02 | |
| Речевой этикет. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. | 13.02 | |
| Этика и этикет в электронной среде общения. | 20.02 | |
| Проверочная работа. Представление проектов | 27.02 | |
Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч) |
| Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. | 06.03 | |
| Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. | 13.03 | |
| Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. | 20.03 | |
| Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка. | 27.03 | |
| Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. | 03.04 | |
| Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. | 10.04 | |
| Промежуточная аттестация. Представление проектов, результатов исследовательской работы. | 17.04 | |
| Публицистический стиль. Проблемный очерк. | 24.04 | |
| Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. | 15.05 | |
| Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты. | 22.05 | |
«Рассмотрено» « Согласовано»
на заседании ШМО заместитель директора по УВР
протокол __ от________2022 г от ______________2022 г.
_____________ Кольцова Л.Е. ______________ Савельева И.А.
13