СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Родной язык"в 11 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа поможет учителю родного языка при подготовке и проведении уроков в 11 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Родной язык"в 11 классе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ново-Золотовская средняя общеобразовательная школа»

Ростовская область, Семикаракорский район,

ст. Новозолотовская, ул. Октябрьская, 50

тел. 8 86356 23317



«Утверждаю»

Приказ № от _____ 2022 г.

Директор МБОУ Ново-Золотовская СОШ

______________ Е. В. Жировов






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Русский родной язык»

на 2022-2023 учебный год

Уровень общего образования: среднее общее образование

11 класс


Учитель: Пнева Елена Юрьевна














ст. Новозолотовская

2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативную правовую основу рабочей программы по учебному предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании)

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413)




  • Учебный план МБОУ Ново-Золотовская СОШ на 2022-2023 учебный год

  • Годовой календарный график МБОУ Ново-Золотовская СОШ на 2022-2023 учебный год


Используется учебник: Русский язык. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций (базовый и углублённый уровни)/С. И. Львова, В. В. Львов / С. И. Львова. – М.: Мнемозина, 2019

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов;

  • формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства;

  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов;

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач;

  • готовность и способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

Предметные результаты:

  • осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; осознание роли русского родного языка в жизни человека; осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;

  • осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

  • распознавание, характеристика понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения; понимание и истолкование значения крылатых слов и выражений;

  • понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке;

  • общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;

  • осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление объективных процессах в современном русском языке; соблюдение норм русского речевого этикета;

  • понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов.

Планируемые результаты освоения программы

Учащиеся научатся:

  • осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в жизни человека;

  • объяснять изменения в русском языке как объективный процесс; понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;

  • понимать и толковать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;

  • понимать и толковать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментировать историю происхождения фразеологических оборотов, уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

  • распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);

  • владеть основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;

  • анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;

  • использовать при общении в электронной среде и в ситуациях делового общения этикетные формы и принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;

  • создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;•

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов России и мира;

  • определять причины изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов;

  • правилам информационной безопасности при общении в социальных сетях;

  • уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;

  • использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии.


Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.

В обучении используются следующие технологии: личностно-ориентированного обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбегающие.

Виды деятельности учащихся на уроке:

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
- работа с различными информационными источниками, конспектирование

- работа с различными словарями;

- индивидуальные сообщения;

- выполнение упражнений.

Виды и формы контроля:

  • тестовые работы;

  • индивидуальные и групповые задания дифференцированного характера;

  • выполнение проектных и исследовательских заданий.


  1. Содержание курса

Язык и культура (12 ч) Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Образ человека в языке: слова-концепты «дух» и «душа». Ключевые слова, обозначающие мир русской природы; религиозные представления. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов. Развитие языка как объективный процесс. Основные тенденции развития современного русского языка. Новые иноязычные заимствования в современном русском языке. Словообразовательные неологизмы в современном русском языке. Переосмысление значений слов в современном русском языке.

Культура речи (12 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приѐм.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки. Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу). Правильное употребление предлогов в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках

Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие этикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернетдискуссии, Интернетполемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.



  1. Календарно-тематическое планирование


урока


Тема урока

Дата

проведения

по плану

по факту

Язык и культура (12 ч)

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа.

05.09


Ключевые слова (концепты) русской культуры, их национально-историческая значимость.

12.09


Образ человека в языке: слова-концепты «дух» и «душа».

19.09


Ключевые слова, обозначающие мир русской природы;

26.09


Крылатые слова и выражения.

03.10


О происхождении фразеологизмов.

10.10


Развитие русского языка как объективный процесс.

17.10


Основные тенденции развития современного русского языка.

24.10


Новые иноязычные заимствования в современном русском языке.

07.11


Словообразовательные неологизмы в современном русском языке.

14.11


Переосмысление значений слов в современном русском языке.

21.11


Проверочная работа.

28.11


Культура речи (12 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

05.12


Активные процессы в области произношения и ударения. Современные орфоэпические словари.

12.12


Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

19.12


Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

26.12


Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Современные толковые словари.

09.01


Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

16.01


Нормы употребления предлогов.

23.01


Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

30.01


Типичные ошибки в построении сложных предложений.

06.02


Речевой этикет. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

13.02


Этика и этикет в электронной среде общения.

20.02


Проверочная работа. Представление проектов

27.02


Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.

06.03


Виды преобразования текстов: аннотация, конспект.

13.03


Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

20.03


Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка.

27.03


Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

03.04


Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение.

10.04


Промежуточная аттестация. Представление проектов, результатов исследовательской работы.

17.04


Публицистический стиль. Проблемный очерк.

24.04


Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении.

15.05


Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

22.05





«Рассмотрено» « Согласовано»

на заседании ШМО заместитель директора по УВР

протокол __ от________2022 г от ______________2022 г.

_____________ Кольцова Л.Е. ______________ Савельева И.А.


13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!