Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 1" п. Пуровск Пуровского района
Рассмотрено
на заседании МО учителей
начальных классов
Протокол № 1
от «30» августа 2019 г.
Руководитель МО:
__________Л.М. Могильчак
_______________________
________________
_______
____________________
Утверждаю
Директор
МБОУ «СОШ №1» п. Пуровск
_______________Е.В. Фесенко
Приказ № 298 от «31» августа 2019 г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР ______________Э.Х. Гайнанова
Адаптированная рабочая программа
по предмету «Мир природы и человека»
для 4 - А класса
1 час в неделю (всего 34 часа)
1 час в неделю (всего 34 часа)
Учитель Могильчак Любовь Михайловна
2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Для реализации данного предмета выбран учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для 4 класса "Мир природы и человека" в двух частях, авторы: Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова, Москва "Просвещение" 2020г.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Освоение минимума объема содержания основного образования и достижения уровня функциональной грамотности, общекультурной компетентности, в учебно-познавательной деятельности, включающие:
• уверенность в своих силах и возможностях;
• умения разрешать коммуникативные проблемы;
• достижения обязательного минимума содержания образования;
• сформированностьобщеучебных знаний, умений, навыков;
• сформированность умений социального взаимодействия;
• сформированность умений саморегуляции обучающихся в учебной деятельности.
В результате изучения предмета у учащегося должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться, адаптироваться в меняющейся жизненной обстановке.
В связи с тем, что способности к обучению у обучающихся с легкой степенью умственной отсталостью сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по формированию учебных умений и навыков могут быть применимы не ко всем обучающимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий должны быть сформированы:
• умение принимать и сохранять учебную задачу;
• умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
• умение выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
• умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
• умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
В сфере познавательных универсальных учебных действий должны быть сформированы:
• умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• умение строить сообщения в устной и письменной форме;
• умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
• умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• умение обобщать, т, е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
• умение осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
• умение устанавливать аналогии;
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий должны быть сформированы:
• умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
• умение строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию;
• умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
В сфере личностных универсальных учебных действий должны быть сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика»;
• выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения;
• адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• ориентация на понимание и принятие предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
• понятие об основных моральных нормах и ориентация на их выполнение;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• способность к эмпатии, как осознанному пониманию чувств других людей и сопереживанию им, к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров;
• установка на здоровый образ жизни и навыки реализации её в реальном поведении и поступках;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
по учебному предмету на конец обучения в начальной школе
Достаточный уровень:
представления о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
знание правил гигиены органов чувств;
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля),
оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
выполнение доступных природоохранительных действий;
готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.
Критерии оценивания
Для оценки сформированности использовуется система оценки:
0- баллов — действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;
1- балл — обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;
2- балла — обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога.
Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;
3 - балла — способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;
4- балла — обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;
5 - баллов — обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается.
Результаты оценки личностных достижений ориентированы на динамику целостного развития ребенка. ( И могут отслеживаться через систему мониторинга, дневники наблюдений, портфолио достижений обучающихся).
Итоговое оценивание и формы сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности учащегося
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися ООП являются достижения в предметных грамотностях (компетентностях) и ключевых компетентностях при освоении основной образовательной программы школы, необходимых для продолжения образования.
В итоговой оценке реализации ООП выделяются отдельно (независимо друг от друга) три составляющие:
результаты текущего (формативного, промежуточного) оценивания, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, продвижение в достижении планируемых результатов освоения ООП;
результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых культурных предметных способов действий/средств, необходимых для продолжения образования на следующем шаге;
внеучебные достижения школьников.
Все материалы по итогам образования в школе оформляются в форме дневника.
Показатели адекватной оценки сформированных знаний у обучающихся с нарушениями развития интеллекта.
Логика и содержание проверочных и контрольных работ, итоговых учебных мероприятий складывается из разных типов заданий, чем больше верно выполненных заданий от общего объема работы, тем выше показатель надежности знаний у ребенка, что дает основание оценивать знания как удовлетворительные, хорошие, очень хорошие (отличные).
Количественная характеристика знаний, умений, навыков определяется на основе проверочных работ по предмету. Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу.
Оценка «удовлетворительно» - выполнено от 35 % до 50 % заданий.
Оценка «хорошо» - выполнено от 50 % до 65 % заданий.
Оценка «очень хорошо» (отлично) - выполнено свыше 55 % заданий.
Содержание учебного предмета
Сезонные изменения в природе (12 ч)
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь.
Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима ― начало, середина, конец зимы. Весна ― ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный – теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.
Растения и животные в разное время года
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).
Игры детей в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)
Неживая природа (4 ч)
Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце – звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.
Живая природа.(14)
Растения
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход.
Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком.
Живая природа. Животные
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п.
Живая природа. Человек
Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой).
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом.
Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг. Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения ребенка.
Магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или др.), книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в магазине.
Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.
Наша Родина - Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия – многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и расходование денег.
Безопасное поведение
Предупреждение заболеваний и травм.
Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми.
Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации, приведшей к травме, и своего состояния (что и где болит).
Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
Повторение (4 ч)
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Количество часов | Наименование тем |
план | факт |
Сезонные изменения в природе - 12 часов |
1. | | | 1 | Инструктаж ТБ. Влияние Солнца на смену времен года. |
2. | | | 1 | Признаки осени. |
3. | | | 1 | Растения осенью. |
4. | | | 1 | Животные осенью. |
5-6. | | | 2 | Труд людей города и села осенью. |
7. | | | 1 | Признаки зимы. |
8. | | | 1 | Зима. Растения зимой. |
9. | | | 1 | Животные зимой. |
10. | | | 1 | Труд людей зимой. |
11. | | | 1 | Весна. Растения весной. |
12. | | | 1 | Животные весной. |
13-14. | | | 2 | Труд людей весной. |
15. | | | 1 | Лето. Растения летом. |
16. | | | 1 | Животные летом. |
17. | | | 1 | Труд людей летом. |
Неживая природа – 9 часов |
18. | | | 1 | Неживая природа. Почва |
19. | | | 1 | Состав почвы. |
20-21. | | | 2 | Обработка почвы. |
22. | | | 1 | Правила обращения с садовым инструментом |
23. | | | 1 | Песок |
24. | | | 1 | Глина |
25. | | | 1 | Рельеф. Горы, холмы. |
26. | | | 1 | Равнины, овраги. |
Живая природа – 42 часа Растения – 11 часов |
27-28. | | | 2 | Растения. Огород |
29. | | | 1 | Лес. |
30. | | | 1 | Как ориентироваться в лесу? |
31. | | | 1 | Сад. |
32. | | | 1 | Растения культурные и дикорастущие. |
33. | | | 1 | Лекарственные растения. |
34. | | | 1 | Красная книга. |
35. | | | 1 | Парки. |
36. | | | 1 | Растения полей. Поле в разное время года. |
37. | | | 1 | Что мы узнали о растениях. |
Животные (14 ч) |
38. | | | 1 | Домашние животные. |
39. | | | 1 | Лошадь |
40. | | | 1 | Корова |
41. | | | 1 | Свинья, овца |
42. | | | 1 | Правила ухода за домашними животными |
43. | | | 1 | Птицы. |
44. | | | 1 | Польза и вред птиц. |
45. | | | 1 | Водоплавающие птицы. |
46. | | | 1 | Дикие птицы. |
47. | | | 1 | Домашние птицы. |
48. | | | 1 | Дикие и домашние птицы – сходство и различия. |
49. | | | 1 | Насекомые. |
50. | | | 1 | Пчелы. |
51. | | | 1 | Что мы узнали о животных. |
Человек – 10 ч |
52. | | | 1 | Человек. Мозг человека. |
53. | | | 1 | Профилактика травм головного мозга. |
54-55. | | | 2 | Режим дня. Часы. |
56. | | | 1 | Профилактика переутомления. |
57. | | | 1 | Загрязнение воздуха |
58. | | | 1 | Загрязнение воды |
59. | | | 1 | Загрязнение почвы. |
60. | | | 1 | Заповедники |
61. | | | 1 | Зоопарк |
Безопасное поведение (7 ч) |
62. | | | 1 | Правила поведения в быту. |
63. | | | 1 | Правила поведения в школе. |
64. | | | 1 | ПДД. Дорога |
65-66. | | | 2 | ПДД. Пешеходный переход |
67-68. | | | 2 | Транспорт. Мы – пассажиры |