СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Естествознание» (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) 6 класс (2018-2019 уч.г.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Естествознание» (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) 6 класс (2018-2019 уч.г.)»

Областное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат №2 им. Г.А. Карманова» г. Курска


Обсуждена

на заседании МО

учителей естественно-

математического цикла

протокол № 1

от ____________г.

Руководитель МО

__________О.В. Михайлова


Принята

на заседании МС



протокол № 1

от ____________г.

председатель МС

_____________Н.В. Филимонова



Утверждаю

Директор ОБОУ «Школа-интернат №2» г. Курска


_____________М.А. Хмелевская



Введена в действие приказом по школе-интернату №___

от___________________









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по предмету «Естествознание»

(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

6 класс

НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД












Разработана учителем

географии

БОБРОВОЙ А.А.

Высшая квалификационная категория







  1. Пояснительная записка

Предмет «Естествознание» включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс).

По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с нарушениями интеллекта о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Биология. Неживая природа» основного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида, автор А.И.Никишов, Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией Воронковой В.В., автор программы Сивоглазова, полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся с нарушением интеллекта.

Содержание учебного материала адаптировано к психофизиологическим особенностям обучающихся.

Рабочая программа состоит из разделов:

Общее знакомство с природой

Вода.

Воздух.

Полезные ископаемые.

Почва.

Логика изложения и содержания построена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.

Содержание программы по биологии для коррекционной школы сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
Основой предмета биологии для обучающихся с умственной отсталостью являются идеи преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным и психическим закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования, формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций).
Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний как о неживой природе, так и об окружающем мире в целом.

При изучении биологии в 6 классе обучающиеся получают элементарные сведения об основных компонентах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве).

Цель обучения предмету: формирование представлений обучающихся о воде, воздухе, полезных ископаемых и почве, о их значимости и охране.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- Сообщение учащимся знаний об элементах неживой природы;                          

– Формирование правильного понимания роли воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы

- Развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами предмета «Биология»;

- Нравственно - экологическое воспитание при изучении биологии;                            

 - Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

Рабочая программа для 6 класса включает в себя сведения об особенностях воды, воздуха, полезных ископаемых, почв. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Место учебного предмета в учебном плане.

Рабочая программа рассчитана:

6 класс - 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся


Учащиеся должны знать:

- отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

- характерные признаки полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

- некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов;

- расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла;

текучесть воды и движение воздуха.

Учащиеся должны уметь:

- обращаться с простым лабораторным оборудованием;

- определять температуру воды и воздуха;

- проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

Согласно действующему учебному плану, рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год.


  1. Содержание учебного предмета.

Введение (4 ч)

Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей - в газы. Для чего нужно изучать неживую природу.

Вода (16 ч)

Вода в природе. Температура воды и ее измерение. Единица измерения температуры - градус. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Учет и использование этих свойств воды человеком. Способность воды растворять твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в быту (стиральные, питьевые и т.д.). Растворы в природе: минеральная и морская вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Питьевая вода. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в природе. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения.

Демонстрация опытов:

1. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.

2. Расширение воды при замерзании.

3. Растворение соли, сахара и марганцовокислого калия в воде.

4. Очистка мутной воды.

5. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.

Практические работы:

1.Определение текучести воды.

2.Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой

воды, используемой для мытья посуды и других целей.

Воздух (15 ч)

Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость. Теплопроводность воздуха. Учет и использование свойств воздуха человеком. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Движение воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине.

Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар,

дым, пыль). Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения.

Демонстрация опытов:

1. Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).

2. Объем воздуха в какой-либо емкости.

3. Упругость воздуха.

4. Воздух - плохой проводник тепла.

5. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

Практические работы:

1.Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного - в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени свечи.

Полезные ископаемые (20 ч)

Полезные ископаемые и их значение. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняк, песок, глина. Внешний вид и свойства. Добыча и использование. Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.

Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.

Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Железная и медная руды. Их внешний вид и свойства. Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.). Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения.

Демонстрация опытов:

1. Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоёмкость торфа и хрупкость каменного угля.

2. Определение растворимости калийной соли и фосфоритов.

3. Определение некоторых свойств черных и цветных металлов (упругость, хрупкость, пластичность).

Практическая работа: 1.Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.

Почва (11 ч)

Почва - верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной – органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные соли – минеральная часть почвы. Виды почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать.

Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы - плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения.

Демонстрация опытов:

1. Выделение воздуха и воды из почвы.

2. Обнаружение в почве песка и глины.

3. Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки.

4. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.

Практические работы:

Различие песчаных и глинистых почв.

Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание

и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов

деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.

Экскурсия. Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке.

Повторение (2 ч)


3.Тематическое планирование.

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Из них

практических, лабораторных

контрольных работ

1

Введение

4


2

Вода

16

2

3

Воздух

15

1

4

Полезные ископаемые

20

1

5

Почва

11

3

6

Повторение

2


итого


68

7

4.Календарно-тематическое планирование по естествознанию (биологии).

6 В класс

№ урока


Название раздела. Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Домашнее задание

План

Факт


Введение. Общее знакомство с природой

4




1

Введение. Живая и неживая природа.

1



С.5-6

2

Предметы и явления неживой природы, их изменения.

1



С.7-8

3

Твёрдые тела. Жидкости и газы.

1



С. 9 -11

4

Для чего изучают неживую природу?

1



С.12-13, вопросы

Вода

16




5

Вода в природе.

1



С.14-18

6

Вода – жидкость. П.р. №1 Определение текучести воды

1



С. 19-21

7

Температура воды

1



С.21-22 ,

8

Измерение температуры воды. П.р. №2 Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.

1



С.23-24 , отвечать на вопросы

9

Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении

1



С. 25 -27

10

Изменение состояния воды при замерзании. Лёд – твёрдое тело.

1



С.27-31

11

Превращение воды в пар.

1



С.31-33

12

Кипение воды




С.33-36

13

Три состояния воды. Круговорот воды в природе.

1



С.37-40 вопросы

14

Вода – растворитель.

1



С.40-43

15

Водные растворы и их использование. Минеральная и морская вода.

1



С.44-47

16

Нерастворимые в воде вещества

1



С.48-49

17

Чистая и мутная вода

1



С.50-54

18

Питьевая вода

1



С.54-56

19

Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды.

1



С.57-61, вопросы

20

Обобщение знаний по теме: «Вода»

1



С.61-64,


Воздух

15




21

Воздух в природе

1



С65-68

22

Воздух занимает место

1



С.68-70

23

Воздух сжимаем и упруг

1



С.71-74

24

Воздух - плохой проводник тепла

1



С. 75-77

25

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении

1




С. 78-80, вопросы

26

Тёплый воздух легче холодного. П.р. №3 Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую. (циркуляция).

Наблюдение за отклонением пламени свечи.

1



С. 80-84 вопросы

27

Движение воздуха в природе

1



С. 84-87

28

Состав воздуха

1



С.88-91

29


Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека

1




С.91-95

30

Углекислый газ и его свойства

1



С. 95-99

31

Применение углекислого газа

1



С. 99-101

32

Значение воздуха

1



С.101-103

33

Чистый и загрязнённый воздух.

1



С.104-106

34

Охрана воздуха

1



С.107-108

35

Обобщение знаний по теме: « Воздух»

1



С.108-110


Полезные ископаемые

20




36

Что такое полезные ископаемые?

1



С.111-113

37

Полезные ископаемые, используемые в строительстве

1



С.113-115

38

Гранит

1



С.116-119

39

Известняки

1



С119-123,

40

Песок и глина

1



С.123-128

41

Горючие полезные ископаемые

1



С.128-129

42

Торф

1



С.129-133

43

Каменный уголь

1



С.133-137

44

Нефть

1



С.137-140

45

Природный газ

1



С.141-143

46

Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения

1



С.143-145

47

Калийная соль

1



С.145-147

48

Фосфориты и получаемые из них удобрения

1



С.147-150 вопросы

49

Полезные ископаемые, из которых получают металлы

1




С.150-152, вопросы

50

Железные руды

1



С. 152-154

51

Черные металлы. Чугун.

1



С.155-157

52

Сталь

1



С.157-159

53

Медная и алюминиевая руды

1



С. 160-161, вопросы

54

Цветные металлы. Алюминий, медь, олово. П.р. №4 Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.

1



С. 162-166

55

Обобщение знаний по теме: «Полезные ископаемые»

1



С. 167-169


Почва

11




56

Что называют почвой. Состав почвы.

1



С.170-176 , вопросы

57

Перегной – органическая часть почвы

1



С. 177-179, вопросы

58

Песок и глина в почве. Минеральные соли в почве.

1



С.179-182

59

Различие почв по их составу. П.р. №5. Различие песчаных и глинистых почв.

1



С.183-184, вопросы

60

Как проходит вода в разные почвы.

1



С.184-186

61

Испарение воды из почвы

1



СС. 186-188,

62

Обработка почвы на полях

1



С189-191.,

63

Обработка почвы на школьном участке П.р. № 6 Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке.

1



С191-193, вопросы

64

Охрана почвы.

1



С.193-196

65

Экскурсия. П.р. № 7 Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке.

1





66

Обобщение знаний по теме: «Почвы»

1



Решить кроссворд


Повторение

2




67

Итоговое тестирование по курсу 6 класса.

1




68

Повторение. Вода, воздух.

1




  1. Список литературы

Основная учебная литература.

  1. А.И.Никишов. Биология. Неживая природа. 6 класс: учеб. для. спец. (коррекц.) учреждений 8 вида – М.: Просвещение, 2014 г.

  2. А.И.Никишов. Биология. Неживая природа. 6 класс: рабочая тетрадь для. спец. (коррекц.) учреждений 8 вида – М.: Просвещение, 2012 г.


Дополнительная литература:

  1. Авторская программа «Биология» 6 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой (В.В. Сивоглазов). Москва «Гуманитарный издательский центр Владос» 2011.

  2. Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007.

  3. Н.В. Виноградова, О.Т. Поглазова. Учимся познавать мир. Рабочая тетрадь №1 для для учащихся 3-го класса общеобразовательных учреждений, Москва «Вентана-граф», 2007.

  4. А.А. Плешаков. Проверочные работы по природоведению: Тетрадь для учащихся 3-го класса начальной школы. Москва «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2003.

  5. Универсальное учебное пособие. А.Скворцов. А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов. Биология. 6 – 11 классы. Школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!