Областное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат №2 им. Г.А. Карманова» г. Курска
Обсуждена на заседании МО учителей естественно- математического цикла протокол № 1 от ____________г. Руководитель МО __________О.В. Михайлова | Принята на заседании МС протокол № 1 от ____________г. председатель МС _____________Н.В. Филимонова | Утверждаю Директор ОБОУ «Школа-интернат №2» г. Курска _____________М.А. Хмелевская Введена в действие приказом по школе-интернату №___ от___________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Естествознание»
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
6 класс
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработана учителем
географии
БОБРОВОЙ А.А.
Высшая квалификационная категория
Пояснительная записка
Предмет «Естествознание» включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс).
По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с нарушениями интеллекта о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Биология. Неживая природа» основного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида, автор А.И.Никишов, Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией Воронковой В.В., автор программы Сивоглазова, полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся с нарушением интеллекта.
Содержание учебного материала адаптировано к психофизиологическим особенностям обучающихся.
Рабочая программа состоит из разделов:
Общее знакомство с природой
Вода.
Воздух.
Полезные ископаемые.
Почва.
Логика изложения и содержания построена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.
Содержание программы по биологии для коррекционной школы сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
Основой предмета биологии для обучающихся с умственной отсталостью являются идеи преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным и психическим закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования, формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций).
Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний как о неживой природе, так и об окружающем мире в целом.
При изучении биологии в 6 классе обучающиеся получают элементарные сведения об основных компонентах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве).
Цель обучения предмету: формирование представлений обучающихся о воде, воздухе, полезных ископаемых и почве, о их значимости и охране.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- Сообщение учащимся знаний об элементах неживой природы;
– Формирование правильного понимания роли воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы
- Развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами предмета «Биология»;
- Нравственно - экологическое воспитание при изучении биологии;
- Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Рабочая программа для 6 класса включает в себя сведения об особенностях воды, воздуха, полезных ископаемых, почв. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана:
6 класс - 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
- характерные признаки полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
- некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов;
- расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла;
текучесть воды и движение воздуха.
Учащиеся должны уметь:
- обращаться с простым лабораторным оборудованием;
- определять температуру воды и воздуха;
- проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
Согласно действующему учебному плану, рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год.
Содержание учебного предмета.
Введение (4 ч)
Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей - в газы. Для чего нужно изучать неживую природу.
Вода (16 ч)
Вода в природе. Температура воды и ее измерение. Единица измерения температуры - градус. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Учет и использование этих свойств воды человеком. Способность воды растворять твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в быту (стиральные, питьевые и т.д.). Растворы в природе: минеральная и морская вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Питьевая вода. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в природе. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения.
Демонстрация опытов:
1. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.
2. Расширение воды при замерзании.
3. Растворение соли, сахара и марганцовокислого калия в воде.
4. Очистка мутной воды.
5. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.
Практические работы:
1.Определение текучести воды.
2.Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой
воды, используемой для мытья посуды и других целей.
Воздух (15 ч)
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость. Теплопроводность воздуха. Учет и использование свойств воздуха человеком. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Движение воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине.
Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар,
дым, пыль). Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения.
Демонстрация опытов:
1. Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).
2. Объем воздуха в какой-либо емкости.
3. Упругость воздуха.
4. Воздух - плохой проводник тепла.
5. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
Практические работы:
1.Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного - в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени свечи.
Полезные ископаемые (20 ч)
Полезные ископаемые и их значение. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняк, песок, глина. Внешний вид и свойства. Добыча и использование. Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.
Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Железная и медная руды. Их внешний вид и свойства. Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.). Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения.
Демонстрация опытов:
1. Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоёмкость торфа и хрупкость каменного угля.
2. Определение растворимости калийной соли и фосфоритов.
3. Определение некоторых свойств черных и цветных металлов (упругость, хрупкость, пластичность).
Практическая работа: 1.Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.
Почва (11 ч)
Почва - верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной – органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные соли – минеральная часть почвы. Виды почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать.
Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы - плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения.
Демонстрация опытов:
1. Выделение воздуха и воды из почвы.
2. Обнаружение в почве песка и глины.
3. Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки.
4. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.
Практические работы:
Различие песчаных и глинистых почв.
Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание
и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов
деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.
Экскурсия. Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке.
Повторение (2 ч)
3.Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Из них |
практических, лабораторных | контрольных работ |
1 | Введение | 4 | |
2 | Вода | 16 | 2 |
3 | Воздух | 15 | 1 |
4 | Полезные ископаемые | 20 | 1 |
5 | Почва | 11 | 3 |
6 | Повторение | 2 | |
итого | | 68 | 7 |
4.Календарно-тематическое планирование по естествознанию (биологии).
6 В класс
№ урока | Название раздела. Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Домашнее задание |
План | Факт |
| Введение. Общее знакомство с природой | 4 | | | |
1 | Введение. Живая и неживая природа. | 1 | | | С.5-6 |
2 | Предметы и явления неживой природы, их изменения. | 1 | | | С.7-8 |
3 | Твёрдые тела. Жидкости и газы. | 1 | | | С. 9 -11 |
4 | Для чего изучают неживую природу? | 1 | | | С.12-13, вопросы |
| Вода | 16 | | | |
5 | Вода в природе. | 1 | | | С.14-18 |
6 | Вода – жидкость. П.р. №1 Определение текучести воды | 1 | | | С. 19-21 |
7 | Температура воды | 1 | | | С.21-22 , |
8 | Измерение температуры воды. П.р. №2 Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей. | 1 | | | С.23-24 , отвечать на вопросы |
9 | Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении | 1 | | | С. 25 -27 |
10 | Изменение состояния воды при замерзании. Лёд – твёрдое тело. | 1 | | | С.27-31 |
11 | Превращение воды в пар. | 1 | | | С.31-33 |
12 | Кипение воды | | | | С.33-36 |
13 | Три состояния воды. Круговорот воды в природе. | 1 | | | С.37-40 вопросы |
14 | Вода – растворитель. | 1 | | | С.40-43 |
15 | Водные растворы и их использование. Минеральная и морская вода. | 1 | | | С.44-47 |
16 | Нерастворимые в воде вещества | 1 | | | С.48-49 |
17 | Чистая и мутная вода | 1 | | | С.50-54 |
18 | Питьевая вода | 1 | | | С.54-56 |
19 | Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды. | 1 | | | С.57-61, вопросы |
20 | Обобщение знаний по теме: «Вода» | 1 | | | С.61-64, |
| Воздух | 15 | | | |
21 | Воздух в природе | 1 | | | С65-68 |
22 | Воздух занимает место | 1 | | | С.68-70 |
23 | Воздух сжимаем и упруг | 1 | | | С.71-74 |
24 | Воздух - плохой проводник тепла | 1 | | | С. 75-77 |
25 | Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении | 1 | | | С. 78-80, вопросы |
26 | Тёплый воздух легче холодного. П.р. №3 Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую. (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени свечи. | 1 | | | С. 80-84 вопросы |
27 | Движение воздуха в природе | 1 | | | С. 84-87 |
28 | Состав воздуха | 1 | | | С.88-91 |
29 | Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека | 1 | | | С.91-95 |
30 | Углекислый газ и его свойства | 1 | | | С. 95-99 |
31 | Применение углекислого газа | 1 | | | С. 99-101 |
32 | Значение воздуха | 1 | | | С.101-103 |
33 | Чистый и загрязнённый воздух. | 1 | | | С.104-106 |
34 | Охрана воздуха | 1 | | | С.107-108 |
35 | Обобщение знаний по теме: « Воздух» | 1 | | | С.108-110 |
| Полезные ископаемые | 20 | | | |
36 | Что такое полезные ископаемые? | 1 | | | С.111-113 |
37 | Полезные ископаемые, используемые в строительстве | 1 | | | С.113-115 |
38 | Гранит | 1 | | | С.116-119 |
39 | Известняки | 1 | | | С119-123, |
40 | Песок и глина | 1 | | | С.123-128 |
41 | Горючие полезные ископаемые | 1 | | | С.128-129 |
42 | Торф | 1 | | | С.129-133 |
43 | Каменный уголь | 1 | | | С.133-137 |
44 | Нефть | 1 | | | С.137-140 |
45 | Природный газ | 1 | | | С.141-143 |
46 | Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения | 1 | | | С.143-145 |
47 | Калийная соль | 1 | | | С.145-147 |
48 | Фосфориты и получаемые из них удобрения | 1 | | | С.147-150 вопросы |
49 | Полезные ископаемые, из которых получают металлы | 1 | | | С.150-152, вопросы |
50 | Железные руды | 1 | | | С. 152-154 |
51 | Черные металлы. Чугун. | 1 | | | С.155-157 |
52 | Сталь | 1 | | | С.157-159 |
53 | Медная и алюминиевая руды | 1 | | | С. 160-161, вопросы |
54 | Цветные металлы. Алюминий, медь, олово. П.р. №4 Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов. | 1 | | | С. 162-166 |
55 | Обобщение знаний по теме: «Полезные ископаемые» | 1 | | | С. 167-169 |
| Почва | 11 | | | |
56 | Что называют почвой. Состав почвы. | 1 | | | С.170-176 , вопросы |
57 | Перегной – органическая часть почвы | 1 | | | С. 177-179, вопросы |
58 | Песок и глина в почве. Минеральные соли в почве. | 1 | | | С.179-182 |
59 | Различие почв по их составу. П.р. №5. Различие песчаных и глинистых почв. | 1 | | | С.183-184, вопросы |
60 | Как проходит вода в разные почвы. | 1 | | | С.184-186 |
61 | Испарение воды из почвы | 1 | | | СС. 186-188, |
62 | Обработка почвы на полях | 1 | | | С189-191., |
63 | Обработка почвы на школьном участке П.р. № 6 Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке. | 1 | | | С191-193, вопросы |
64 | Охрана почвы. | 1 | | | С.193-196 |
65 | Экскурсия. П.р. № 7 Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке. | 1 | | | |
66 | Обобщение знаний по теме: «Почвы» | 1 | | | Решить кроссворд |
| Повторение | 2 | | | |
67 | Итоговое тестирование по курсу 6 класса. | 1 | | | |
68 | Повторение. Вода, воздух. | 1 | | | |
Список литературы
Основная учебная литература.
А.И.Никишов. Биология. Неживая природа. 6 класс: учеб. для. спец. (коррекц.) учреждений 8 вида – М.: Просвещение, 2014 г.
А.И.Никишов. Биология. Неживая природа. 6 класс: рабочая тетрадь для. спец. (коррекц.) учреждений 8 вида – М.: Просвещение, 2012 г.
Дополнительная литература:
Авторская программа «Биология» 6 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой (В.В. Сивоглазов). Москва «Гуманитарный издательский центр Владос» 2011.
Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007.
Н.В. Виноградова, О.Т. Поглазова. Учимся познавать мир. Рабочая тетрадь №1 для для учащихся 3-го класса общеобразовательных учреждений, Москва «Вентана-граф», 2007.
А.А. Плешаков. Проверочные работы по природоведению: Тетрадь для учащихся 3-го класса начальной школы. Москва «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2003.
Универсальное учебное пособие. А.Скворцов. А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов. Биология. 6 – 11 классы. Школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.