Областное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат №2 им. Г.А. Карманова» г. Курска
Обсуждена на заседании МО учителей естественно- математического цикла протокол №____ от«____»___________20___г Руководитель МО __________О.В. Михайлова | Принята на заседании МС протокол №____ от«____» ____________20___г председатель МС _____________Н.В. Филимонова | Утверждаю Директор ОБОУ «Школа-интернат №2» г. Курска _____________М.А. Хмелевская Введена в действие приказом по школе-интернату №_____ от «____» ____________20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Естествознание»
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
7 класс
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработана учителем
географии
БОБРОВОЙ А.А.
Высшая квалификационная категория
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Естествознание» («Биология. Растения, грибы, бактерии») разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.
«Естествознание» включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс).
По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с нарушениями интеллекта о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Программа рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю).
Основными задачами преподавания естествознания являются:
сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой
природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);
формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
проведение через весь курс экологического воспитания (рас
смотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за
ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома
или в школьном уголке природы;
привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Преподавание биологии направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
Основными целями изучения естествознания являются:
•освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
•овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма;
•воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
•применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни.
Содержание учебного материала адаптировано к психофизиологическим особенностям обучающихся.
Основными задачами изучения естествознания являются: сообщение учащимся знаний о многообразии растений, грибов и бактерий, о строении и значении органов цветкового растения, об основных группах растений, о биологических особенностях выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а также декоративных растениях.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;
строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;
некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;
разницу ядовитых и съедобных грибов;
знать вред бактерий и способы предохраняться от заражения ими.
Учащиеся должны уметь:
отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
различать органы у цветкового растения;
различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
выращивать некоторые цветочно-декоративные растения;
различать грибы и растения.
2. Содержание учебного материала.
Растения вокруг нас. (3ч.) Введение Разнообразие растений. Значение растений и их охрана.
Общее знакомство с цветковыми растениями.(23)
Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Семя растения. Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Размножение семенами. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Корень. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Листопад и его значение. Дыхание растений.
Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).
Лабораторные работы:
Органы цветкового растения.
Строение цветка.
Внешний вид и строение семени фасоли.
Строение зерновки пшеницы.
Определение всхожести семян.
Демонстрация опытов:
Условия, необходимые для прорастания семян.
Испарение воды листьями.
Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).
4.Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
Многообразие растительного мира. (35)
Деление растений на группы.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения.
Использование древесины хвойных и лиственных деревьев.
Покрытосеменные или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
Экскурсии в лес (лесопарк) для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной.
Цветковые растения
Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).
Однодольные растения
Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
Лилейные. Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).
Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.
Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта (хлорофитум, лилия, тюльпан).
Лабораторная работа. Строение луковицы.
Двудольные растения
Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, дикий паслен, душистый табак.
Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов).
Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение.
Особенности внешнего строения этих растений. Агротехника выращивания. Использование человеком.
Лабораторная работа.
Строение клубня картофеля.
Практические работы:
Пересадка комнатных растений.
Уборка прошлогодней листвы.
Рыхление междурядий, прополка.
Экскурсия. Работа в школьной теплице.
Бактерии и грибы. (3) Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.
Повторение. (4)
3.Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Из них |
практических, лабораторных | контрольных работ |
1 | Растения вокруг нас | 3 | |
2 | Общее знакомство с цветковыми растениями | 23 | 5 |
3 | Многообразие растительного мира | 35 | 5 |
4 | Бактерии и грибы | 3 | |
5 | Повторение | 4 | |
итого | | 68 | 10 |
Календарно-тематическое планирование предмета «Естествознание»
7 «В» класс
№ Урока | Название раздела. Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Домашнее задание, стр |
План | Факт |
| Растения вокруг нас. | 3 | | | |
1. | Введение. Разнообразие растений. | 1 | | | 5-8 |
2. | Значение растений. | 1 | | | 8-10 |
3. | Охрана растений. | 1 | | | 10-13 |
| Общее знакомство с цветковыми растениями. | 23 | | | |
4. | Строение растения. Л.р. №1. Строение цветкового растения. | 1 | | | 14-16 |
5. | Строение цветка. Л.р. №2. Строение цветка. | 1 | | | 16-18 |
6. | Виды соцветий. | 1 | | | 19-21 |
7. | Опыление цветков. | 1 | | | 21-23 |
8. | Плоды. Разнообразие плодов. | 1 | | | 24-27 |
9. | Размножение растений семенами. | 1 | | | 28-31 |
10 | Семя. Внешний вид и строение семени фасоли. Л.р.№3. Внешний вид и строение семени фасоли. | 1 | | | 31-34 |
11. | Строение семени пшеницы. Л.р.№4. Строение зерновки пшеницы. | 1 | | | 35-37 |
12. | Условия прорастания семян. | 1 | | | 37-39 |
13. | Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву. Л.р.№5. Определение всхожести семян. | 1 | | | 40-44 |
14. | Корень. Виды корней. | 1 | | | 44-46 |
15. | Корневые системы. Значение корня. | 1 | | | 47-50 |
16. | Видоизменения корней. | 1 | | | 51-53 |
17. | Лист. Внешнее строение листа. | 1 | | | 54-57 |
18. | Из каких веществ состоит растение. Образование органических веществ в растениях. | 1 | | | 57- 62 |
19. | Испарение воды листьями. | 1 | | | 62-65 |
20. | Дыхание растений. | 1 | | | 65-67 |
21. | Листопад и его значение. | 1 | | | 68-70 |
22. | Стебель. Строение стебля. | 1 | | | 71-72 |
23. | Значение стебля в жизни растения. | 1 | | | 73-75 |
24. | Разнообразие стеблей. | 1 | | | 76-78 |
25. | Взаимосвязь частей растения. Связь растения со средой обитания. | 1 | | | 79-82 |
26 | Обобщение знаний. Общее знакомство с цветковыми растениями. | 1 | | | |
| Многообразие растительного мира. | 35 | | | |
27. | Деление растений на группы. Мхи. | 1 | | | 84-88 |
28. | Папоротники - нецветковые растения. | 1 | | | 88-90 |
29. | Голосеменные хвойные растения. | 1 | | | 90-93 |
30. | Покрытосеменные, или цветковые. Деление цветковых на классы. | 1 | | | 94-96 |
31. | Однодольные покрытосеменные растения. Общие признаки злаковых. | 1 | | | 96-97 |
32. | Хлебные злаковые культуры. | 1 | | | 98-103 |
33 | Выращивание зерновых и использование злаков в сельском хозяйстве. | 1 | | | 103-109 |
34 | Общие признаки лилейных. Цветочно-декоративные лилейные. | 1 | | | 110-114 |
35 | Овощные лилейные. Л.р.№6. Строение луковицы. | 1 | | | 116-120 |
36 | Дикорастущие лилейные. Ландыш. | 1 | | | 121-122 |
37 | Обобщение знаний по теме: Однодольные растения. | 1 | | | |
38 | Пасленовые. Определение общих признаков пасленовых. Паслен. | 1 | | | 122-124 |
39 | Овощные и технические паслёновые. П.р. № 7.Строение клубня картофеля. | 1 | | | 124-126 |
40 | Технология выращивания картофеля. | 1 | | | 126-130 |
41 | Овощные пасленовые. Томат. | 1 | | | 131-134 |
42 | Овощные пасленовые. Баклажаны и перцы. | 1 | | | 134-138 |
43 | Цветочно-декоративные пасленовые. | 1 | | | 138-140 |
44 | Общие признаки бобовых. Пищевые бобовые. | 1 | | | 141-145 |
45 | Фасоль и соя - южные бобовые культуры. | 1 | | | 145-148 |
46 | Кормовые бобовые. | 1 | | | 148-150 |
47. | Общие признаки розоцветных. Шиповник - растение группы розоцветных. | 1 | | | 150-153 |
48. | Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня. | 1 | | | 153-156 |
49. | Груша. | 1 | | | 156-158 |
50. | Плодово-ягодные розоцветные. Вишня. Малина. | 1 | | | 158-163 |
51. | Плодово-ягодные розоцветные. Земляника. | 1 | | | 163-166 |
52. | Персик и абрикос - южные плодовые розоцветные культуры. | 1 | | | 166-169 |
53. | Общие признаки сложноцветных. Пищевые сложноцветные. Подсолнечник. | 1 | | | 169-173 |
54. | Календула и бархатцы - однолетние цветочно-декоративные сложноцветные. | 1 | | | 174-176 |
55. | Маргаритка и георгин - многолетние цветочно-декоративные сложноцветные. | 1 | | | 177-180 |
56. | Уход за комнатными растениями. Перевалка. П.р. №1. Пересадка комнатных растений. | 1 | | | 180-184 |
57. | Осенние работы в саду и на учебно-опытном участке. | 1 | | | 185-190 |
58. | Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке. П.р.№2. Уборка прошлогодней листвы. | 1 | | | 194-196 |
59. | Весенняя обработка почвы. | 1 | | | 196-198 |
60 | Экскурсия. Работа в школьной теплице. | 1 | | | |
61. | Уход за посевами и посадками. П.р.№3. Рыхление междурядий. | 1 | | | 198-200 |
| Бактерии и грибы. | 3 | | | |
62. | Бактерии. Значение в природе и жизни человека. | 1 | | | 204-207 |
63. | Строение грибов. | 1 | | | 209-212 |
64. | Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы. | 1 | | | 212-216 |
| Повторение. | 4 | | | |
65. | Повторение темы: Многообразие растений, бактерий и грибов. | 1 | | | 201-203 |
66. | Итоговое тестирование. | 1 | | | |
67. | Работа в школьной теплице. | 1 | | | |
68. | Повторение. | 1 | | | |
Список литературы:
Основная учебная литература:
З.А. Клепинина. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. М.: «Просвещение», 2013 г.
Дополнительная литература:
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2011, под редакцией В. В. Воронковой.
Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007.
Н.В. Виноградова, О.Т. Поглазова. Учимся познавать мир. Рабочая тетрадь №1 для для учащихся 3-го класса общеобразовательных учреждений, Москва «Вентана-граф», 2007.
А.А. Плешаков. Проверочные работы по природоведению: Тетрадь для учащихся 3-го класса начальной школы. Москва «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2003.
Универсальное учебное пособие. А.Скворцов. А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов. Биология. 6 – 11 классы. Школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.