СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Экология» в 6 классе

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе программы «Экология живых организмов: практикум с основами экологического проектирования, 6-7 классы» В.П.Александрова, И.В.Болгова, Е.А.Нифантьева, 2016, рассчитанной на 34 часа (1 урок в неделю) без изменений.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Экология» в 6 классе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

городского округа Мытищи Московской области





УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 4

_____________ И.В. Захаренко

31 августа 2022 года







Рабочая программа





Предмет ___________________экология__________________________________________


Класс______________________6г,6д,6е,__________________________________________






Составитель:


Учитель__________биологии_______________


Ф.И.О.___________Чуба С.Ю.______________


Категория ________высшая________________











2022 - 2023 учебный год



1. Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Экология» в 6 классе разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:

• Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.

• Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4.

• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.

Рабочая программа составлена на основе программы «Экология живых организмов: практикум с основами экологического проектирования, 6-7 классы» В.П.Александрова, И.В.Болгова, Е.А.Нифантьева, 2016, рассчитанной на 34 часа (1 урок в неделю) без изменений.

Актуальность: экология относится к основным естественным наукам. Различие между естественными науками состоит в уровне (масштабе) изучаемых явлений. Проблемы явлений, происходящих на уровне живой материи - это основной предмет современной экологии. Данная рабочая программа предназначена для более глубокого изучения наиболее интересных и иногда загадочных проблем современной экологии.

Цель: целенаправленное формиро­вание общих биологических и экологических понятий через установле­ние общих признаков жизни: вырас­тить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».

Задачи:

• познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки экологии;

• систематизировать знания учащихся об объектах экологии, которые были получены ими при изучении основ естественно-научных знаний.

• начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

• развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно-научным знаниям;

• начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Место курса «Экология» 6 класс в учебном плане: предмет «Экология» для 6 класса относится к инвариантной части учебного плана МБОУ СОШ № 4 (корпус 2) на 2022/23 учебный год и входит в естественнонаучный цикл. Рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю).




2. Содержание рабочей программы

Раздел № 1. Введение (1 час).

Ключевые понятия. Определение экологии, экологические факторы. Экология как наука. Качество жизни и среда. Единство духовного и телесного здоровья человека.

Раздел № 2. Экосистемы (8 часов).

Многообразие экосистем суши. Наземные экосистемы европейской части России. Методы изучения экосистем. Структура экосистем. Биоценозы, биотопы, экотопы. Роли организмов в экосистеме. Трофические взаимосвязи. Роль солнечной энергии в экосистеме. Многообразие водных экосистем. Особенности свойств водной среды в отличие от наземной. Биомасса. Классификация обитателей водных экосистем. Экологическое равновесие. Экологические законы (законы Б. Коммонера). Пищевые цепи и пищевые пирамиды. Практические работы: «Наземные экосистемы», «Взаимосвязи в экосистеме», «Водные экосистемы», «Основные экологические законы».

Раздел № 3. Экология растений, животных, грибов (13 часов).

Симбиоз. Строение лишайника. Значение лишайников в природе. Использование лишайников для оценки загрязнённости воздуха. Жизненные формы живых организмов. Классификации жизненных форм. Приспособляемость организмов к условиям среды. Бактерии. Простейшие. Болезнетворные бактерии, условно-патогенные микроорганизмы, паразиты и сапрофиты. Микрофлора. Деловая игра «Экологическая лаборатория» (решение экологических задач). Животные и человек. Домашние животные. Происхождение и селекция домашних животных. Породы одомашненных животных. Растения и человек. Лекарства и яды. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила сбора лекарственных растений. Пищевые цепи. Насекомые-вредители растений и их виды: польза и вред. Практические работы: «Изучение чистоты воздуха при помощи лишайников», «Жизненные формы живых организмов», «Изучение микрофлоры монет», «О кошках», «Лекарственные растения и правила их сбора», «Оценка поврежденности дерева по степени объедания листвы насекомыми»

Раздел № 4. Психоэмоциональное восприятие природы (6 часов).

Музыка цвета. Влияние цвета на психоэмоциональное состояние человека. Цветовая палитра леса и её влияние на органы зрения. Исцеление цветом. Природа в культуре народов мира. Природа и творчество человека. Влияние природы на развитие восприятия и памяти. История человечества – история изучения природы. Иллюстрированный словарь животных и растений в фольклоре. Мифы и реальность в изображении природы. Легенды о растениях и животных. Практические работы: «Цвета леса», «Образное восприятие природы», «Животные и растения в мифах, легендах и сказках».

Раздел № 5. Основы экологической этики и психологии (6 часов).

Этика – раздел философии. Экологическая этика. Типы взаимодействий между живыми организмами. Численность популяций. Экологические проблемы, связанные с ростом численности человеческой популяции. Рост потребления энергии. Проблема мусора. Концепция устойчивого развития общества. «Мы в ответе за тех, кого приручили…» Ответственность человека за домашних животных. Человек: враг или защитник природы? День защиты животных. Законы о защите природы и животных. Практические работы: «Я жизнь, которая хочет жить…», «Жить в гуще других жизней, которые хотят жить», «Этика обращения с домашними животными».

Резерв времени (1 час).


3. Учебно-тематический план


п/п

Содержание раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Экосистемы

8

3

Экология растений, животных, грибов

13

4

Психоэмоциональное восприятие природы

6

5

Основы экологической этики и психологии

5

6

Резерв времени

1


Итого

34




4. Требования к уровню подготовки обучающихся


Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

— взаимосвязь духовного и телесного здоровья;

— влияние положительной мотивации на действия по развитию экологической грамотности;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— о влиянии нравственного выбора на основе ценностного отношения к жизни и окружающей среде.

Учащиеся должны уметь:

— определять признаки биологических объектов, принадлежащих различным царствам живой природы, их многообразие и сложность строения;

— изучать биологические объекты, в том числе человека;

— ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

— рассматривать объекты на готовых микропрепаратах, сравнивать их;

— использовать приобретённые знания в повседневной жизни.


Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.


Личностные результаты обучения:

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.


Критерии оценки


Отметка "5":

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.


Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.


Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.


Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "1":

Не приступили к выполнению заданий.




5. Календарно-тематический план


Номера уроков

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Раздел № 1. Введение (1 час).

1

Экология как наука.

01.09.2022 – 02.09.2022


Раздел № 2. Экосистемы (8 часов).

2

Экосистемы суши

05.09.2022 – 09.09.2022


3

Практическая работа № 1 «Изучение чистоты воздуха при помощи лишайников»

12.09.2022 – 16.09.2022


4

Структура экосистем.

19.09.2022 – 23.09.2022


5

Практическая работа № 2 «Взаимосвязи в экосистеме»

26.09.2022 – 30.09.2022


6

Водные экосистемы.

03.10.2022 – 07.10.2022


7

Особенности свойств водной среды.

17.10.2022 – 21.10.2022


8

Практическая работа № 3 «Водные экосистемы»

24.10.2022 – 28.10.2022


9

Экологическое равновесие.

31.10.2022 – 04.11.2022


Раздел № 3. Экология растений, животных, грибов (13 часов).

10

Симбиоз

07.11.2022 – 11.11.2022


11

Практическая работа № 5 «Изучение чистоты воздуха при помощи лишайников»

14.11.2022 – 18.11.2022


12

Жизненные формы живых организмов.

28.11.2022 – 02.12.2022


13

Практическая работа № 6 «Жизненные формы живых организмов»

05.12.2022 – 09.12.2022


14

Микрофлора.

12.12.2022 – 16.12.2022


15

Практическая работа № 7 «Изучение микрофлоры монет»

19.12.2022 – 23.12.2022


16

Деловая игра «Экологическая лаборатория»

26.12.2022 – 30.12.2022


17

Животные и человек.

09.01.2023 – 13.01.2023


18

Практическая работа № 8 «О кошках»

16.01.2023 – 20.01.2023


19

Растения и человек.

23.01.2023 – 27.01.2023


20

Практическая работа № 9 «Лекарственные растения и правила их сбора»

30.01.2023 – 03.02.2023


21

Пищевые цепи.

06.02.2023 – 10.02.2023


22

Практическая работа № 10 «Оценка поврежденности дерева по степени объедания листвы насекомыми»

13.02.2023 – 17.02.2023


Раздел № 4. Психоэмоциональное восприятие природы (6 часов).

23

Музыка цвета.

27.02.2023 – 03.03.2023


24

Практическая работа № 11 «Цвета леса»

06.03.2023 – 10.03.2023


25

Природа в культуре народов мира.

13.03.2023 – 17.03.2023


26

Практическая работа № 12 «Образное восприятие природы»

20.03.2023 – 24.03.2023


27

История человечества – история изучения природы.

27.03.2023 – 31.03.2023


28

Практическая работа № 13 «Животные и растения в мифах, легендах и сказках»

10.04.2023 – 14.04.2023


Раздел № 5. Основы экологической этики и психологии (6 часов).

29

Этика – раздел философии.

17.04.2023 – 21.04.2023


30

Практическая работа № 14 «Я жизнь, которая хочет жить…»

24.04.2023 – 28.04.2023


31

Численность популяций.

01.05.2023 – 05.05.2023


32

Практическая работа № 15 «Жить в гуще других жизней, которые хотят жить»

08.05.2023 – 12.05.2023


33

«Мы в ответе за тех, кого приручили…»

Практическая работа № 16 «Этика обращения с домашними животными»

15.05.2023 – 19.05.2023


34

Резерв времени

22.05.2023 – 26.05.2023





6. Учебно-методическое обеспечение


Вид обеспечения

Комплектность

Нормативно-правовое обеспечение

1

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утверждён приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05. 03 2004 № 1089. Сборник нормативных документов. (Составитель Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев.) – М.: Дрофа, 2006

Д

2

Программы внеурочной деятельности. Экологическая культура и здоровый образ жизни. 8 класс. Экологическая культура и устойчивое развитие. 9 класс. / Е.Н.Дзятковская, А.Н.Захлебный, Л.И.Колесникова и др. – М: Просвещение, 2012

Д

Учебно-методическое обеспечение

1

Учебник "Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс", автор Пасечник В. В. Издательство Дрофа 2019 Москва

П

2

В.П.Александрова, И.В.Болгова, Е.А.Нифантьева «Экология живых организмов: практикум с основами экологического проектирования, 6-7 классы.» – М: ВАКО, 2014

П

3

Задачи по экологии и методика их решения: учебное пособие. – М.:Ленанд, 2014

Д

4

Задания для олимпиад по экологии: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство Московского Университета, 2011

Д

Информационно-справочное обеспечение

1

Энциклопедия для детей. М.: «Аванта+»,2016.

Д

Материально-техническое обеспечение

1

Медиапроектор

Д

2

Плакаты

Д

3

Микроскопы

П

4

Лупы

П

5

Комплект микропрепаратов 2 ч.

П






СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания методического

объединения учителей естественно-научного цикла

от 30.08.2022 г. №1


СОГЛАСОВАНО


Зам. директора по УВР


_________________/В.А.Дубинин/

31.08.2022 год


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!