СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по праву 10 класс

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа разработана на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта по праву (профильный уровень), утвержденный Приказом Министра образования РФ от 05.03.2004г. №1089;
  • Примерной программы по праву (профильный уровень), созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263),
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Авторской программы  "Право Основы правовой культуры" Е.А.Певцовой,

         И.В. Козленко -   М.:«Русское слово», 2017 год

  • Регионального базисного учебного плана (Приказ департамента образования Брянской области № 709 от 27 апреля 2018 года)
  • Учебного плана  МБОУ ДСОШ №1  на 2018 -2019 учебный год.

 

Используемый УМК:

     1. Певцова Е. А. Право: Основы правовой культуры: учебник для 10 класса образовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: в 2 ч. – М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2017.

     2. Певцова Е.А. Козленко И.В. Право: Основы правовой культуры Программа курса для 10—11 классов общеобразовательных учреждений– М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2017.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по праву 10 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дятьковская средняя общеобразовательная школа №1

Дятьковского района Брянской области



«Рассмотрено на МО и рекомендовано к утверждению»

Руководитель ШМО

_________ Стёпина О.В.

Протокол № ________

от «____»_____________2018 г.



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

_____________ Тищенко Г.И.


Приказ №________

от «___»____________ 2018г.







Рабочая программа

по праву

для 10 - б класса





Составитель:

учитель общественных

дисциплин

Крючкова М.В.









г. Дятьково

2018


Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта по праву (профильный уровень), утвержденный Приказом Министра образования РФ от 05.03.2004г. №1089;

  • Примерной программы по праву (профильный уровень), созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263),

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Авторской программы  "Право Основы правовой культуры" Е.А.Певцовой,

И.В. Козленко -   М.:«Русское слово», 2017 год

  • Регионального базисного учебного плана (Приказ департамента образования Брянской области № 709 от 27 апреля 2018 года)

  • Учебного плана МБОУ ДСОШ №1 на 2018 -2019 учебный год.


Используемый УМК:

1. Певцова Е. А. Право: Основы правовой культуры: учебник для 10 класса образовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: в 2 ч. – М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2017.

2. Певцова Е.А. Козленко И.В. Право: Основы правовой культуры Программа курса для 10—11 классов общеобразовательных учреждений– М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2017.


В соответствии с учебным планом МБОУ ДСОШ №1 на 2018 -2019 учебный год на изучение курса «Право» в 10-б классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год.


Цели курса:

  • формирование правовой компетентности, правосознания и правовой культуры обучающихся 10 класса посредством овладения основами теории государства и права, основами правовой культуры;

  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

  • воспитание гражданской ответственности, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку.


Задачи курса:

  • освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;

  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности, содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;

  • осмысление собственной деятельности в контексте правовой действительности, формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.


Общеобязательными по курсу являются следующие виды деятельности:

  • работа с источниками права, в том числе новыми норматив­ными актами;

  • анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;

  • изложение и аргументация собственных суждений о право­вых явлениях общественной жизни;

  • решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.


Основные формы контроля: беседа; фронтальный опрос; опрос в парах; практикум;

тестирование; участие в проектной деятельности, круглых столах; подготовка мультимедийных презентаций по отдельным проблемам учебных тем; промежуточная аттестация (при выборе учащихся) – тестирование по материалам и в форме ЕГЭ по обществознанию; написание эссе на правовые темы.


Ведущими методами обучения предмету являются объяснительно-иллюстративный; проблемный; частично-поисковый; наглядный; беседа; эвристический; практический.
























Содержание тем


Глава 1. Роль права в жизни человека и общества 11ч.

Значение изучения права. Система юридических наук. Юридические профессии: адвокат, нотариус, судья. Информация и право. Теория происхождения права. Закономерности возникновения права. Исторические особенности зарождения права в различных уголках мира. Происхождение права в государствах Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, у древних германцев и славян.


Глава 2. Теоретические основы права как системы 14ч.

Понятие и системы права. Правовая норма и ее характеристика. Классификация норм права, структура правовой нормы. Способы изложения норм права в нормативных актах. Институты права. Отрасли права. Методы правового регулирования. Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Юридическая техника. Источники права. Правовой обычай. Договор как форма выражения воли участников правоотношений, их виды. Нормативный правовой акт. Система иерархии нормативных правовых актов. Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов. Понятие реализации права и ее формы. Этапы и особенности применения права. Правила разрешения юридических противоречий. Сущность и назначение толкования права. Способы и виды толкования права. Пробелы в праве. Аналогия права.


Глава 3.Правоотношения и правовая культура 12ч

Юридические факторы как основание правоотношений. Виды и структура правоотношений. Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. Функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Основания для освобождения от юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Правовое сознание и его структура.


Глава 4. Государство и право 24ч.

Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию государства. Жизнь людей в догосударственный период. Происхождение древневосточного государства. Происхождение античного государства. Происхождение государства у древних германцев и славян. Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, ирригационная, договорная марксистская, теория насилия. Признаки государства. Сущность государства. Функции государства. Виды функций государства. Формы государства и ее элементы. Монархия как форма правления. Республика как форма власти. Государственное устройство. Политический режим. Государственный механизм и его структура. Государственный орган и его признаки. Глава государства. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Местное самоуправление. Принципы местного самоуправления. Правовое государство и его сущность. Признаки правового государства. Конституция Российской Федерации — основной закон страны. Структура Конституции Российской Федерации. Эволюция понятия «гражданство». Порядок приобретения и прекращения российского гражданства. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. Избирательные системы и их виды. Референдум. Выборы Президента Российской Федерации.


Глава 5. Правосудие и правоохранительные органы 7ч.

Защита прав человека в государстве. Судебная система. Конституционный суд Российской Федерации. Суды общей юрисдикции. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Арбитражные суды. Правоохранительные органы Российской Федерации. Система органов внутренних дел. Прокуратура и ее деятельность. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ: Федеральная служба охраны РФ, Федеральная пограничная служба, Служба специальной связи и информации, Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба


Итоговое повторение 2 часа






































Учебно-тематическое планирование


№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:




уроки

лабораторно-практические работы

контрольные

работы

1

Роль права в жизни человека и общества

11

10

1


2

Теоретические основы права как системы

14

12

1

1

3

Правоотношения и правовая культура

12

12

1


4

Государство и право

24

22

1

1

5

Правосудие и правоохранительные органы

7

7




Обобщающее повторение

2



1


Итого

70

63

4

3















Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения права на профильном уровне ученик должен

знать/понимать:

  • систему и структуру права, современные правовые системы;

  • общие правила применения права;

  • содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия;

  • органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;

уметь:

  • характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;

  • объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;

  • различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;

  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;

  • анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

  • применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);

  • осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;

  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав, способов и порядка разрешения споров;

  • обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.



Календарно – тематическое планирование


п\п

Тематическое планирование с указанием количества часов

Поурочное планирование с указанием экскурсий, лабораторных и практических работ

Дата проведения

Примечание




По плану

Фактически


Тема 1.Роль права в жизни человека и общества(11 ч)





1


Вводный урок. «Основы права», его структура и особенность 




2


Юриспруденция как важная область человеческих знаний




3


Юриспруденция как важная область человеческих знаний




4


Особенности и закономерности возникновения права




5


Особенности и закономерности возникновения права




6


Принципы, аксиомы и презумпции права




7


Принципы, аксиомы и презумпции права




8


Система регулирования общественных отношений




9


Система регулирования общественных отношений




10


Урок-практикум «Роль права в жизни человека и общества»




11


Повторительно-обобщающий урок Роль права в жизни человека и общества





Тема 2. Теоретические основы права как системы (14 ч)





12


Система права




13


Система права




14


Правотворчество и процесс реализации права




15


Правотворчество и процесс реализации права




16


Формы права




17


Формы права




18


Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц




19


Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц




20


Реализация права




21


Реализация права




22


Толкование права: задачи и особенности




23


Толкование права: задачи и особенности




24


Урок-практикум «Теоретические основы права как системы»




25


Повторительно-обобщающий урок Теоретические основы права как системы





Тема 3. Правоотношения и правовая культура (12 ч)





26


Правоотношения и их виды




27


Правоотношения и их виды




28


Правонарушения и их характеристика




29


Правонарушения и их характеристика




30


Юридическая ответственность




31


Юридическая ответственность




32


Правосознание и правовая культура




33


Правосознание и правовая культура




34


Правовые системы современности




35


Правовые системы современности




36


Урок-практикум «Правоотношения и правовая культура»




37


Повторительно-обобщающий урок Правоотношения и правовая культура





Тема 4. Государство и право (24 ч)





38


Понятие государства и его признаки




39


Понятие государства и его признаки




40


Теории происхождения государства




41


Теории происхождения государства




42


Сущность и функции государства




43


Сущность и функции государства




44


Форма государства




45


Форма государства




46


Форма государства





47


Организация власти и управления в стране




48


Организация власти и управления в стране




49


Организация власти и управления в стране




50


Правовое государство и его сущность




51


Правовое государство и его сущность




52


Конституция РФ – основной закон государства




53


Конституция РФ – основной закон государства




54


Конституция РФ – основной закон государства




55


Правовой статус человека в демократическом государстве



56


Правовой статус человека в демократическом государстве




57


Правовой статус человека в демократическом государстве




58


Избирательные системы и их виды




59


Избирательные системы и их виды




60


Урок-практикум «Государство и право»




61


Повторительно-обобщающий урок Государство и право





Тема 5. Правосудие и правоохранительные органы (7 ч)





62


Защита прав человека в государстве




63


Защита прав человека в государстве




64


Защита прав человека в государстве




65


Правоохранительные органы РФ




66


Правоохранительные органы РФ




67


Правоохранительные органы РФ




68


Повторительно-обобщающий урок Правосудие и правоохранительные органы




69


Контрольная работа за курс 10 класса




70


Итоговое повторение
































Контроль уровня обученности


Основные формы текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся:

- устные развернутые ответы с привлечением дополнительной информации;

- тестирование (5-15 минут);

- работа с правовыми терминами (письменно и устно);

- написание эссе на правовые темы;

- промежуточная аттестация (при выборе учащихся) – тестирование по материалам и в форме ЕГЭ по обществознанию


Критерии оценки устного ответа

Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.

Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя или если ответ полностью отсутствует.

Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.


Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации или если проблема не раскрыта, или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.


Критерии оценивания письменных работ тестового характера.


В работах такого характера исправляются все ошибки, учитываются только ошибки на заранее оговоренные грамматические, лексические и орфографические трудности.
«5» - 100-90% правильных вариантов
«4» - 89-70% правильных ответов
«3» - 69-50% верных вариантов
«2» - ниже 50%





























Учебно-методическое обеспечение


№п/п

Содержание

Класс

Автор

Издательство

Год издания


1

ПРАВО. Основы правовой культуры Программа курса для 10—11 классов общеобразовательных учреждений

10-11

Певцова Е.А. Козленко И.В.

М., «Русское слово»

2011

2

Право. Основы правовой культуры. 10 класс: В 2 ч. Допущено Министерством образования и науки РФ.

10

Певцова Е.А.

М., «Русское слово»

2011

3

Право. Основы правовой культуры. 10 класс: В 2 ч. Допущено Министерством образования и науки РФ.

11

Певцова Е.А.

М., «Русское слово»

2012

4

Практикум по праву: К учебнику Е.А. Певцовой «Право. Ос­новы правовой культуры».

10

Кожин Ю.А.

М.: ООО «ТИД «Русское слово — PC»

2011

5

Практикум по праву: К учебнику Е.А. Певцовой «Право. Ос­новы правовой культуры».

11

Кожин Ю.А.

М.: ООО «ТИД «Русское слово — PC»

2011

6

«Права человека»10—11 класс, методическое пособие для учителя

10-11

Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б.

М, «Русское слово»

2008

7

Информационно-методические материалы по использованию УМК «ПРАВО. Основы правовой культуры»



М, «Русское слово»

2008

8

Всеобщая декларация прав человека (от 10 декабря 1948 года).




2015

9

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (от 4 ноября 1950 года).




2006

10

Конвенция о правах ребенка (от 19 ноября 1989 года).




20012

11

Конституция РФ.




2018

12

Гражданский кодекс РФ.



М.:«Эксмо»

2017

13

Кодекс об административных правонарушениях РФ



М.:«Эксмо»

2017

14

Семейный кодекс РФ



М.:«Эксмо»

2017

15

Трудовой кодекс РФ.



М.:«Эксмо»

2017

16

Уголовный кодекс РФ.



М.:«Эксмо»

2017

17

Уголовно-процессуальный кодекс РФ.



М.:«Эксмо»

2017

18

ФЗ №131«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».





2017




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!