РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы социальной жизни»
для индивидуального обучения учащихся
7 класса по АООП для детей с УО
(интеллектуальными нарушениями) В. 1
на 2021 - 2022 учебный год
Составитель: Передний В.А.,
учитель истории и обществознания
Основное содержание предмета ОСЖ
«Личная гигиена». Личная гигиена подростка. Индивидуальные предметы гигиены. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела. Гигиена одежды, нательного и постельного белья.
«Одежда и обувь». Ремонт разорванных мест одежды, штопка. Стирка белья из х/б ткани вручную, и с помощью стиральной машины. Утюжка белья, брюк, спортивной одежды. «Химчистка». Виды услуг. Правила пользования. Ремонт разорванных мест одежды, штопка.
«Питание». Приготовление пищи: обед. Закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных полуфабрикатов. Третьи блюда. Использование электробытовых приборов для экономии времени при приготовлении пищи. Сервировка стола к обеду.
«Семья». Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми. Оказание помощи первоклассникам в одевании на прогулку. Разучивание тихих и подвижных игр.
Проведение игр с детьми младшего возраста.
«Культура поведения». Поведение в гостях. Подарки. Изготовление несложных сувениров.
«Жилище». Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к лету и зиме. Санитарная обработка помещения в случае необходимости. Уход за мебелью в зависимости от покрытия (мягкая обивка, полировка, лак Животные дома(кошка, собака, попугай).
«Транспорт». Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы и его службы.. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Приобретения ж/д билетов. Камеры хранения багажа
«Торговля». Универсальные и специализированные промышленные магазины их отделы. Назначение магазинов. Стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения товаров.
«Средства связи». Виды бандеролей, порядок их отправления. Упаковка и стоимость пересылки. Виды упаковки, правила отправления и стоимость пересылки. Заполнение бланков.
«Медицинская помощь». Домашняя аптечка. Термометр. Лекарственные растения. Первая помощь при травмах, ранах, ушибах, переломах. Упражнения в наложении повязок на рану, поврежденную конечность.
«Учреждения, организации и предприятия». Промышленные предприятия и сельскохозяйственные объекты местности. Экскурсии на промышленные предприятия или сельскохозяйственные объекты.
Тематическое планирование
№ | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Личная гигиена | 0,5 |
2 | Торговля | 1 |
3 | Учреждения, организации, предприятия | 0,5 |
4 | Жилище | 1 |
5 | Питание | 1 |
6 | Семья | 0,5 |
7 | Транспорт | 1 |
8 | Экономика домашнего хозяйства | 0,5 |
9 | Медицинская помощь | 1 |
10 | Культура поведения | 0,5 |
11 | Средства связи | 1 |
| Всего | 8,5 |
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
-Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
-Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу,
-творческого отношения к домашнему труду;
-Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
-Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь;
- Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость.
-Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности.
-Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
-Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- Обучающиеся должны знать виды питания и их особенности, значение первых и вторых блюд, правила безопасности при использовании механических и электрических бытовых приборов при приготовлении пищи.
- Особенности стирки цветного и белого белья, правила пользования моющими средствами, устройство стиральной машины и способы пользования ею, назначение прачечной и виды её услуг, последовательность и особенность глажения одежды из разных тканей.
- Правила ухода за младшими детьми, различные, тихие и подвижные игры, стишки, песенки.
- Правила поведения при встрече и расставании, правила поведения при вручении и получении подарков.
- Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки помещения, способы подготовки жилья к зиме, весне и лету, способы ухода за полом в зависимости от покрытия.
- Функции железнодорожного транспорта, типы пассажирских вагонов, виды справочных служб и камер хранения, о сроках и месте возврата билетов.
- Назначение и различие универмага и универсама.
- Виды телефонной связи, правила пользования телефонным справочником, виды междугородней связи, способы оплаты, порядок заказа переговоров.
- Меры по предупреждению несчастных случаев, правила оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях.
Достаточный уровень:
-Обучающиеся должны уметь пользоваться механическими и электрическими бытовыми приборами, готовить первое и второе блюдо по рецепту, составлять меню завтрака, обеда и ужина на день.
- Ремонтировать разорванные места одежды, штопать, пришивать пуговицу и петельку; стирать белое бельё вручную и с помощью стиральной машины.
- Ухаживать за младшими детьми, объяснять им правила игры и играть с ними.
- Культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры.
- Убирать жилые помещения, мыть зеркала и стёкла, утеплять окна.
- Ориентироваться в расписании, приобретать билеты, обращаться за справкой в справочное бюро вокзала.
- Приобретать товары с учетом их необходимости и своих финансовых возможностей.
- Культурно разговаривать по телефону, кратко объяснять причину своего звонка.
- Оказать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему.
- Обращаться с вопросами к работникам предприятия.
Учебно – методический комплекс
Воронкова В.В. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида»: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова/.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.;
Воронкова В.В. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательный учрежденийVIII вида. ВЛАДОС, 2012.
Дополнительная литература:
Девяткова Т.А.,Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., ЩербаковаА.М. «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательной школы VIII вида»: Пособие для учителя /под редакцией А.М. Щербаковой/.- М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2005.
Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: Пособие для учителя /С.А.Львова/ ВЛАДОС, 2013.