Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малокарзинская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено Руководитель ШМО _______/ Ю.И.Чебыкина / Протокол № 1 от «28» августа 2019 г. | Согласовано Заместитель руководителя по УВР МБОУ «Малокарзинская ООШ» _________/Л.Е. Илюшкина / «28» августа 2019 г. | Утверждено Директор МБОУ «Малокарзинская ООШ» ________/ Т.Г.Елисеева / Приказ № 83-д от «29» августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основы духовно-нравственной культуры народов России
5 класс
Составил учитель истории
и обществознания:
Илюшкина Любовь Евгениевна
2019 г.
Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры народов России разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п. 3.6. ст. 28, требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Реализация учебной программы обеспечивается учебником «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс, авторов Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, В.И. Поляков, - М.: Вентана-Граф, 2017.
Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается в 5 классе 1 час в неделю (35 часов в год).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- становление внутренней установки личности учащихся на то, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками;
- воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям. бережное отношение к своей родной культуре.
Метапредметные результаты:
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог; работать в коллективе;
- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;
- способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
- развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;
-овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;
- умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры, используя основные и дополнительные источники информации.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. В мире культуры
Величие многонациональной российской культуры. Российская культура — плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры — представители разных национальностей (К.П. Брюллов, И.Е. Репин, К.С. Станиславский, Шолом-Алейхем, Г.С. Уланова, Д.Д. Шостакович, Р.Г. Гамзатов, Д.С. Лихачёв, С.Д. Эрьзя, Ю.С. Рытхэу и др.).
Человек — творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от её таланта, способностей, упорства. Законы нравственности — часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий — патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде — красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины (землепроходцы, учёные, путешественники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья — хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка — главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья — первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII—XII века) — золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть — часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора — Пятикнижие Моисея. Синагога — молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности — составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов |
| В мире культуры | 5 |
1 | В мире культуры. Величие многонациональной российской культуры. | 1 |
2 | Деятели науки и культуры – представители разных национальностей | 1 |
3 | Человек – творец и носитель культуры. | 1 |
4 | Законы нравственности – часть культуры общества. | 1 |
5 | Урок – обобщение по разделу: «В мире культуры» | 1 |
| Нравственные ценности российского народа | 11 |
6 | Нравственные ценности российского народа. «Береги землю родимую, как мать любимую». | 1 |
7 | Жизнь ратными подвигами полна | 1 |
8 | В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов | 1 |
9 | В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов | 1 |
10 | «Плод добрых трудов славен» | 1 |
11 | Люди труда | 1 |
12 | Бережное отношение к природе | 1 |
13 | Семья – хранитель духовных ценностей | 1 |
14 | Семейные ценности в проваславии, буддизме, исламе, иудаизме | 1 |
15 | Семья – первый трудовой коллектив | 1 |
16 | Урок – обобщение по разделу: «Нравственные ценности российского народа» | 1 |
| Религия и культура | 10 |
17 | Религия и культура. Роль религии в развитии культуры | 1 |
18 | Христианская вера и образование в Древней Руси | 1 |
19 | Особенности православного календаря | 1 |
20 | Культура ислама. Возникновение ислама | 1 |
21 | Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь | 1 |
22 | Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма | 1 |
23 | Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи | 1 |
24 | Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России | 1 |
25 | Буддийские монастыри. Искусство танка | 1 |
26 | Урок – обобщение по разделу: «Религия и культура» | 1 |
| Сохранение духовных ценностей | 4 |
27 | Сохранение духовных ценностей. Забота государства о сохранении духовных ценностей. | 1 |
28 | Забота государства о сохранении духовных ценностей. | 1 |
29 | Хранение памяти предков. Известные меценаты России | 1 |
30 | Урок – обобщение по разделу: «Сохранение духовных ценностей» | 1 |
| Твой духовный мир | 5 |
31 | Твой духовный мир. Культура поведения человека | 1 |
32 | Нравственные качества человека. | 1 |
33 | Проектная деятельность на тему «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества» | 1 |
34 | Проектная деятельность на тему «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества» | 1 |
35 | Итоговая контрольная работа по курсу «Духовно-нравственная культура народов России» | 1 |