СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОРКСЭ (модуль – основы светской этики)

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   по ОРКСЭ

(модуль – основы светской этики)

 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОРКСЭ (модуль – основы светской этики)»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ягуновская средняя общеобразовательная школа»

Кемеровского муниципального района


РАССМОТРЕНО

на методическом объединении учителей

Протокол №__ от « » ______201__г.

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

Протокол №__ от « » ______201__г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Ягуновская СОШ»

_______________ Т.В. Трезубова

Приказ №___ от « » _______ 20__г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ОРКСЭ

(модуль – основы светской этики)



Класс 4

Учителя: Шаврина М. В.

Количество часов: 4 кл. - 34 часа (1 час в неделю).

Учебник:

Студеникин М. Т. Основы светской этики. 4 кл. [РУССКОЕ СЛОВО]







2021 год

Содержание

стр.

1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета....................................................................................................3

2.Содержание учебного предмета ….............................................................................................................................................................6

3.Тематическое планирование ........................................................................................................................................................................9

4.Приложение. Календарно – тематическое планирование………………………………………………………………………………12





































1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты



  • формирование основ российской гражданской идентичнос­ти, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

  • Формирование семейных ценностей;

  • Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.



Предметные результаты



  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;

  • первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;

  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

  • осознание ценности человеческой жизни.



Метапредметные результаты



  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность

  • признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.



Выпускник получит возможность научиться:



Планируемые результаты изучения предмета

Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики в 4 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:

Личностные результаты:                                      

Ученик научится:

  • Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • Формировать образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • Осознанию себя как гражданина многонационального государства.

  • Знаниям основ вероучений религий России.

  • Доброжелательному отношению к различным религиозным и культурным традициям народов России.

Ученик получит возможность научиться:

  • Развить самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • Развить этнических чувств как регуляторы морального поведения;

  • Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; развить начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний;

  • Развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • Бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  • Чувству ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.

  • Осознанным нравственным ценностям.

  • Осознанному положительному отношению к культурным и религиозным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

Ученик научится:

  •  принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

  •  планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

Ученик получит возможность научиться:

  •  осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  •  навыкам смыслового, вдумчивого чтения текстов различных стилей и жанров, осознанно выстраивать речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

  •  логическим действиям анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесению к известным понятиям;

  •  слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определять общую цель и пути её достижения, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

Ученик научится:

  •  понимать и принимать ценностные понятия: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

Ученик получит возможность научиться:

  •  понимать основы светской этики и религиозной морали, их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формированию первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • понимать и принимать ценностные понятия: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.


Содержание учебного предмета

Раздел

Основное содержание

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

Народы России, их духовно-нравственная культура. Учебник «Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости.

Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина – Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия – многонациональное государство. Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры.

Культура и мораль.


Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристики.

Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи.

Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Добра и зло в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты.

Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях.

Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе.

Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность –составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов.

Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России.


Духовные традиции многонационального народа России.

Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом - солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России.

Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника

Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи.

Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.

Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – нераздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким. Подарочный этикет.

Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им.

Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничный застольный этикет. Курбан-байрам, день Сангхи, обряды народов, свобода совести.

23 февраля – День защитника Отечества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины с ХIII до ХХ в.: Невская битва, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в ХVII в., подвиги полководца А.В. Суворова, Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почетная обязанность каждого мужчины.























3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы



урока

Раздел, тема урока

Количество часов

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (2 ч.)

2

1.

Россия – Родина моя.


Россия – Родина моя.



Культура и мораль (15 ч. )

15

Этика и этикет.



Этика и этикет.


Этика и этикет.


Вежливость.


Вежливость.


Добро и зло.


Добро и зло.


Добро и зло.


Дружба и порядочность.


Дружба и порядочность.


Дружба и порядочность.


Честность и искренность.


Честность и искренность.


Гордость и гордыня.


Гордость и гордыня.



Духовные традиции многонационального народа России (17 ч.)

17

Обычаи и обряды русского народа.


Обычаи и обряды русского народа.


Обычаи и обряды русского народа.


Терпение и труд.


Терпение и труд.


Семья.


Семья.


Семейные традиции.


Семейные традиции.


Сердце матери.


Сердце матери.


Правила твоей жизни.


Правила твоей жизни.


Праздники народов России.


Праздники народов России.


Защитники Отечества.


Защитники Отечества.












Календарно-тематическое планирование 2019 – 2020 уч. год


Сроки

урока

Раздел, тема урока

Материал учебника

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (2 ч.)


Iчетверть

сентябрь

Россия – Родина моя.

стр. 6 - 12


Россия – Родина моя.

стр. 12 - 16



Культура и мораль (15 ч. )



Этика и этикет.

стр. 17 - 20


Этика и этикет.

стр. 20 - 22

октябрь

Этика и этикет.

стр. 22 - 26


Вежливость.

стр. 27 - 34


Вежливость.

стр. 34 - 38


Добро и зло.

стр. 39 – 43

II четверть

ноябрь

Добро и зло.

стр. 43 - 47


Добро и зло.

стр. 48 - 49


  1. .

Дружба и порядочность.

стр. 50 - 53


Дружба и порядочность.

стр. 54 - 58

декабрь

Дружба и порядочность.

стр. 58 - 60


Честность и искренность.

стр. 61 - 66


Честность и искренность.

стр. 66 - 69


Гордость и гордыня.

стр. 70 - 74

III четверть

январь

Гордость и гордыня.

стр. 75 - 78



Духовные традиции многонационального народа России (17 ч.)



Обычаи и обряды русского народа.

стр. 79 - 82


Обычаи и обряды русского народа.

стр.83 - 84

февраль

Обычаи и обряды русского народа.

стр.85- 86


Терпение и труд.

стр. 87 - 92


Терпение и труд.

стр. 92 - 96


Семья.

стр. 97 - 101

март

Семья.

стр.102 - 104


Семейные традиции.

стр. 105 - 109


Семейные традиции.

стр. 110 - 112

IV четверть

апрель

Сердце матери.

стр. 113 - 118


Сердце матери.

стр. 118 - 122


Правила твоей жизни.

стр. 123 - 127


Правила твоей жизни.

стр.128 - 131

май

Праздники народов России.

стр. 132 - 136


Праздники народов России.

стр. 136 - 142


Защитники Отечества.

стр. 143 - 148


Защитники Отечества.

стр. 149 - 153














21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!