Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гобикская средняя общеобразовательная школа
Рогнединского района Брянской области
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
На методическом совете Заместитель директора по УВР Директор МБОУ Гобикская СОШ
Протокол № ____ от _______________ _Кыркина Г.Б. ___________Андреева Н.В.
«______»___________ 20___г. «______»_____________20___г. «_____»_____________20___г.
Рабочая программа
по ОРКСЭ
(Модуль « Основы православной культуры»)
4 класс
учителя начальных классов
Кыркиной Галины Борисовны
2018 / 2019 учебный год
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. А также на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы «Основы православной культуры» Данилюк А.Я. М., Просвещение 2013 год. Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий учебник Кураев А.В.. Основы православной культуры. 4-5кл., М., Просвещение, 2012 г., рекомендованный к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы образования и имеющих государственную аккредитацию, электронное приложение к учебнику А.В.Кураева 2013г ( диск CD-ROM) М., Просвещение 2013 год.
Модуль «Основы православной культуры» выбран по заявлению родителей ( законных представителей) обучающихся 4 класса МБОУ Гобикская СОШ.
Цель модуля - знакомство школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства. Изучение данного модуля не только расширяет кругозор обучающихся, но и оказывает воспитательное воздействие на процесс формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего её культурные традиции, готового к межкультурному, межэтническому и межконфессиональному диалогу. Преподавание знаний об основах православной культуры играет существенную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе, способствующем формированию порядочного, честного, достойного гражданина своего Отечества.
Задачи курса ОРКСЭ:
-дать современным школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;
-способствовать осознанию себя потомками славного прошлого, о котором они узнали, пройдя маршрутами духовного краеведения;
-дать знания о христианском понимании смысла добра и зла его воплощения в жизни святых и героев Отечества;
-научить детей беречь святыни родной земли.
1.Планируемые результаты по учебному модулю.
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
2. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
4. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
5. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
6. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
3. Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
5. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
6. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
7. Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
1. Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
2. Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
3. Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России.
4. Осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
К концу 4 класса учащиеся узнают:
историю возникновения и распространения православной культуры;
что такое духовный мир человека, культурные традиции и для чего они существуют;
основные содержательные составляющие священных книг;
строение храма:
что такое икона и чем она отличается от картины;
понятие «православный календарь», его символы, святые, праздники;
о развитии православной культуры в истории России.
К концу 4 класса учащиеся получат возможность научиться:
Основы православной культуры
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории её формирования в России;
– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
2.Содержание учебного модуля «Основы православной культуры»
4 класс
(1 час в неделю, 34 часа в год)
Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
3.Тематическое планирование 4 класс
Основы православной культуры (1 час в неделю, 34 часа в год)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1. | Россия – наша Родина. | 1 |
2. | Культура и религия. | 1 |
3. | Отношение Бога и человека в православии. | 1 |
4. | Православная молитва. | 1 |
5. | Библия и Евангелия. | 1 |
6. | Проповедь Христа. | 1 |
7. | Христос и Его Крест. | 1 |
8. | Пасха. | 1 |
9. | Православное учение о человеке. | 1 |
10. | Совесть и раскаяние. | 1 |
11. | Заповеди. | 1 |
12. | Милосердие и сострадание. | 1 |
13. | Золотое правило этики. | 1 |
14. | Храм. | 1 |
15. | Икона. | 1 |
16. | Творческие работы учащихся. | 1 |
17. | Подведение итогов. | 1 |
18 | Как христианство пришло на Русь. | 1 |
19 | Подвиг | 1 |
20 | Заповеди блаженства | 1 |
21 | Зачем творить добро? | 1 |
22 | Чудо в жизни христианина. | 1 |
23 | Православие в Божием суде. | 1 |
24 | Таинство Причастия. | 1 |
25 | Монастырь. | 1 |
26 | Отношение христианина к природе. | 1 |
27 | Творческие работы учащихся. | 1 |
28 | Христианская семья. | 1 |
29-30 | Защита Отечества. | 2 |
32 | Христианин в труде. | 1 |
33 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 |
33 | Подготовка проектов учащихся | 1 |
34 | Защита проектов | 1 |