СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа   по окружающему миру составлена в соответствии с:

  • Федеральным образовательным стандартом начального общего образования с изменениями и дополнениями;
  • Примерными  программами по учебным предметам. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония" 3 класс»

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с:

  • Федеральным образовательным стандартом начального общего образования с изменениями и дополнениями;

  • Примерными программами по учебным предметам. Начальная школа;

  • Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Гимназия № 5 г. Морозовска»;

  • Учебным планом МБОУ «Гимназия № 5 г. Морозовска»;

  • Федеральным перечнем учебников;

  • Положением о рабочей программе МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»

Цель учебного курса формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровье сберегающей и творческой деятельности.


Задачи курса: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.

Согласно календарно-учебному графику МБОУ «Гимназия № 5 г. Морозовска» «Окружающий мир» во 2 классе реализуется в полном объёме из расчёта 2 часа в неделю.












1.Планируемые результаты освоения учебного предмета- окружающий мир


Личностные УУД:

У ученика могут быть сформированы следующие личностные качества:

– способность различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;

– положительное отношение и интерес к изучению природы, человека и общества;

– познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;

– интерес к исследовательской деятельности;

– творческие способности, воображение, фантазия;

– способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;

– экологическая культура, готовность следовать этическим, экологически грамотным и безопасным правилам поведения в школе, в классе, на улице, дома, в общественных местах, на природе;

– чувство прекрасного, восхищение красотой объектов природы и культуры; понимание того, что природа нужна человеку не только для жизни, но и для проявления эстетических чувств, создания произведений искусства;

– желание вести здоровый образ жизни.


Регулятивные УУД:

Ученик получит возможность научиться:

– осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний;

– по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать и принимать учебную задачу (перед чтением текста, перед выполнением задания, перед проверкой знаний и умений в рабочей тетради и тетради для тестовых заданий);

– планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью учителя) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач;

– проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач;

– осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений;

– оценивать успехи своего учебного труда (и одноклассников).


Познавательные УУД: (работа с информацией)

Ученик получит возможность научиться:

– воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации (заголовки с установками на цель чтения и вопросы после текста для осмысления прочитанного);

– понимать информацию, представленную в разных формах словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно знаковой;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую;

– осознанно читать, критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом;

– использовать словари и другую справочную литературу;

– характеризовать, описывать объекты и явления окружающего мира, выделяя их существенные и несущественные признаки;

– выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подведения под понятие, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений, фиксации выводов в различной форме;

– выполнять начальные формы проектной исследовательской деятельности, осуществлять поиск необходимой информации для решения учебных задач, в том числе с использованием различных

средств ИКТ;

– представлять результаты учебной работы в разных формах (рассказ, сообщение, предметная или графическая модель, таблица, диаграмма, схема, демонстрация опыта и др.);

– осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме;

– пользоваться моделями для изучения строения природных объектов, объяснения природных явлений.

Коммуникативные УУД:

Ученик получит возможность научиться:

– осознавать речь как способ общения людей;

– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы культуры речи;

– высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе, в группе учащихся, отстаивать его, аргументируя свою позицию, принимать мнение других участников беседы, если оно оказывается

более правильным;

– составлять небольшие монологические сообщения и представлять их одноклассникам;

– вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в больших и малых группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам

по общению.


Предметные результаты освоения учебной программы 3 класса


Раздел «Человек и природа»

Ученик научится:

– различать понятия:

природное явление, погода, осадки, ветер, температура, молния, молниеотвод, равноденствие, солнцестояние;

тело, вещество, твёрдое, жидкое, газообразное состояние вещества, молекула, клетка, бактерии, испарение, конденсация, таяние, замерзание, туман, иней, роса, снежинка, круговорот, почва, перегной, чернозём;

метель, ледостав, оттепель, гололедица, изморозь, морозобоина, прорубь, холоднокровные и теплокровные животные, линька, спячка;

организм человека, опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, выделительная и нервная системы органов, скелет, кости, мышцы, суставы, связки, сухожилия, осанка, органы чувств;

проталина, капель, ледоход, сокодвижение, первоцветы, гнездование; стадии развития и превращения животных, растительный организм, корневая система, стебель, лист, цветок, плод;

– наблюдать предметы и явления в неживой и живой природе, вести дневник наблюдений;

– обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;

– характеризовать погодные явления в разные времена года, сезонные изменения в жизни растений и животных;

– называть части термометра, объяснять их назначение;

– проводить измерения температуры воздуха и воды, определять пульс, пользоваться лупой;

– называть основные виды облаков (кучевые, слоистые, перистые), природные явления, связанные с переходом воды из одного состояния в другое;

– исследовать опытным путём свойства веществ (воздуха, воды, почвы, снега, льда), процессы перехода воды из одного агрегатного состояния в другое, процесс развития растения из семени;

– характеризовать состав и свойства воздуха, воды, почвы;

– рассказывать, как происходит круговорот воды в природе; об органах растений, их значении, о способах размножения растений; о стадиях развития разных групп животных;

– объяснять значение солнца, воздуха, воды, почвы для всего живого на Земле; значение растений, животных, бактерий в природе и в жизни человека;

– приводить примеры тел и веществ, находящихся в твёрдом, жидком, газообразном состояниях; примеры использования энергии воды и ветра;

– характеризовать строение и функции систем органов человека, способы сохранения их здоровья, профилактические меры предупреждения заболеваний, вредные и полезные привычки;

– соблюдать правила сохранения и укрепления здоровья, выполнять элементарные правила личной гигиены;

– проводить самонаблюдения за работой некоторых органов своего организма;

– характеризовать условия, необходимые для жизни и развития растений и животных;

– характеризовать отличительные признаки некоторых групп растений, особенности их размножения и развития;

– характеризовать отличительные признаки млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, способы их передвижения, питания, размножения и развития;

– приводить примеры признаков приспособляемости растений и животных к условиям жизни при смене сезонов;

– моделировать последовательность круговорота воды в природе, этапы развития разных групп животных, процесс развития цветкового растения;

– различать стадии развития насекомых, рыб, птиц, земноводных;

– различать части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена) и характеризовать их функции;

– объяснять, что смена времён года связана с обращением Земли вокруг Солнца и наклоном её оси вращения, что изменение положения Солнца над горизонтом является причиной изменений в неживой природе, от которых, в свою очередь, зависят сезонные изменения в жизни растений, животных, человека;

– понимать, что окружающий мир изменяется с течением времени; что изменения, происходящие в природе, в жизни людей и общества, доступны наблюдению и изучению;

– осознавать необходимость бережного отношения к природе, экологически грамотного и безопасного поведения в ней, важность участия в природоохранных мероприятиях.

Ученик получит возможность научиться:

– понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы;

– устанавливать взаимосвязи между компонентами живой и неживой природы, причины сезонных изменений в жизни растений и животных;

– различать метеорологические приборы;

– предсказывать погоду по местным признакам;

– рассказывать о строении веществ, о расположении молекул в твёрдом, жидком, газообразном состоянии вещества; об образовании росы, снежинок, изморози, гололедицы; о разнообразии видов почв;

– приводить примеры очистных сооружений;

– определять состав и строение семени, строение цветка, тип корневой системы, расположение листьев на стебле;

– рассказывать о мире невидимых живых организмов (простейшие и бактерии), их роли в распространении болезней; о клетках крови (лейкоцитах, эритроцитах, тромбоцитах) и их роли в жизни человека;

– сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;

– следовать правилам здорового образа жизни;

– формулировать познавательную задачу перед проведением наблюдения или опыта, подбирать оборудование, планировать ход работы, осуществлять целенаправленные наблюдения, делать выводы по их результатам и фиксировать их в предложенной (или выбранной самим учеником) форме;

– выращивать растение одним из изученных способом;

– собирать краеведческий материал о природе родного края, обобщать его и представлять одноклассникам.


Раздел «Человек и общество»

Ученик научится:

– различать понятия: прошлое и настоящее, предки, вещественный, письменный, устный исторический источник, исторический центр, утварь, светец, трапеза, оберег, крестьянин, ремесленник, купец, ярмарка, волок, деньги, лапти, кокошник, мундир, национальная одежда, школьная форма;

– характеризовать исторические источники, исторические памятники, старинные предметы быта и орудия труда, занятия крестьян и ремесленников в прошлом, старинные города;

– описывать изменения, происходящие в жизни людей с течением времени (в течение года, столетий);

– выявлять отличия деревни от города, старинного города от современного, труда крестьянина от ремесленника;

– рассказывать об обычаях и традициях своего народа, о занятиях детей в старину и сейчас;

– приводить примеры старинных и современных предметов быта, элементов одежды, школьных принадлежностей, орудий труда и приспособлений для обработки земли, освещения жилищ;

– заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья.

Ученик получит возможность научиться:

– использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, научно-популярную и художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации (об образе жизни, обычаях и верованиях народов, населяющих родной край) для создания собственных устных и письменных сообщений;

– рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды;

– описывать культурные достопримечательности родного города (села, районного центра, области);

– ценить опыт предыдущих поколений людей, нравственно-этические нормы отношения людей, поведения в обществе;

– понимать, что, изучая законы природы, человек преобразует её, изобретает более совершенные приборы, создаёт устройства и орудия, облегчающие труд, что деятельность человека может приводить к загрязнению окружающей среды;

– прогнозировать негативные последствия деятельности человека, стараться избегать их;

– осознавать важность культурного поведения в обществе;

– конструировать из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинную одежду, предметы быта;

– понимать, что быт и культура людей менялись с течением времени, что опыт предков необходимо изучать, чтобы научиться жить в гармонии с природой;

– рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках родного города (села, районного центра);

– собирать краеведческий материал о занятиях, быте и культуре народов, населяющих родной край, и представлять его одноклассникам.







2. Содержание программы- окружающий мир

Раздел «Человек и природа»

Наблюдения – источник знаний о природе и обществе, способ их изучения. Разнообразие изменений, происходящих в природе, в жизни человека, в обществе. Смена дня и ночи, смена времён года как пример периодически повторяющихся природных явлений.

Изменение положения Солнца на небе и длительности светового дня в течение года как причина изменений в неживой и живой природе. Календарное и астрономическое начало сезонов, особые дни года: 21 марта, 22 июня, 23 сентября, 22 декабря Отличие годового календаря земледельца, составленного нашими предками, от современного календаря.

Атмосферные явления (облачность, осадки, радуга, ветер), наблюдения за ними, их условные обозначения. Общее представление о чрезвычайных погодных явлениях (грозы, ураганы, цунами и др.). Правила безопасного поведения во время грозы. Погода и её составляющие: температура воздуха, состояние облачности, осадки, скорость ветра. Термометр. Измерение температуры воздуха. Дневник наблюдений за погодой. Прогноз погоды и его важность для жизнедеятельности человека. Профессия метеоролог. Современная метеослужба.


Сезонные явления в природе. Осенние месяцы. Осенние изменения в неживой и живой природе (снижение высоты Солнца над горизонтом, уменьшение продолжительности дня, похолодание,

заморозки, дожди, изменение окраски листьев, листопад, перелёты птиц, линька животных). Осенние заботы в жизни человека.

Изменения в неживой и живой природе в зимние месяцы: низкое положение Солнца над горизонтом, короткая продолжительность дня; мороз, снегопад, снеговой покров, ледостав, изморозь.

Зимний период в жизни растений и животных. Забота человека о сохранности растений и животных зимой.

Изменения в неживой и живой природе весной: более высокое положение Солнца над горизонтом, увеличение продолжительности дня; повышение температуры воздуха, таяние снега и льда,

сокодвижение, развёртывание листьев, первоцветы, появление потомства у диких и домашних животных, прилёт и гнездование птиц, высиживание птенцов. Весенние заботы человека. Изменения в неживой и живой природе с приходом лета. Осень, зима, весна в жизни наших предков, их повседневные заботы, традиции, обычаи, праздники. Времена года в произведениях литературы и искусства.

Понятия «тело» и «вещество». Разнообразие тел и веществ. Свойства веществ. Твёрдое, жидкое, газообразное состояния вещества. Общее представление о строении вещества, его мельчайших частицах. Увеличительные приборы (лупа микроскоп), открытия, сделанные с их помощью. Клеточное строение живых организмов. Простейшие, бактерии. Защита организма от болезнетворных бактерий.

Воздух и его значение для живых существ. Физические свойства воздуха, его состав. Воздух – смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Примеси в воздухе. Источники загрязнения воздуха.

Вода в природе, её значение для всего живого. Физические свойства воды. Вода – растворитель. Твёрдое, жидкое, газообразное состояния воды (лёд, вода, пар). Процессы перехода воды из одного состояния в другое. Образование тумана, росы, инея, изморози. Круговорот воды в природе. Источники загрязнения воды, меры по охране её чистоты. Очистка воды в природе, в быту, в городе. Необходимость бережного использования воды

Почва и её значение. Как образуется почва. Состав почвы. Плодородие почвы – главное отличие от горной породы. Взаимосвязь растений и почвенных животных. Обитатели почвы. Разрушение почвы водой, ветрами в результате деятельности человека. Меры по защите воздуха, воды, почвы от загрязнения. Правила гигиены при работе с почвой. Старинный и современный способы возделывания почвы и сохранения её плодородия.


Ценность здоровья и здорового образа жизни. Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья. Общее представление об организме человека, его внешних и внутренних органах, о дыхательной, опорно- двигательной, пищеварительной, кровеносной, выделительной, нервной системах. Рождение и развитие человека. Основные части скелета, их назначение. Свойства костей и функции суставов. Важность правильной осанки, предупреждения искривления позвоночника. Мышцы, их назначение. Важность укрепления и тренировки мышц. Первая помощь при переломах, растяжении связок.

Органы дыхания. Газообмен в лёгких. Инфекционные и простудные заболевания органов дыхания, их предупреждение. Вред табачного дыма и воздействие ядовитых газов на органы кровообращения и дыхания. Важность пребывания на свежем воздухе

Кровь и её роль в организме. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Необходимость тренировки и бережного отношения к сердцу. Пульс и его измерение. Функции красных и белых кровяных телец, кровяных пластинок Первая помощь при кровотечениях.

Питание и состав пищи. Витамины, их значение для организма. Органы пищеварения, их функции. Зубы, их роль в пищеварении. Уход за зубами. Источники пищевых отравлений. Предупреждение заболеваний органов пищеварения.

Органы выделения. Функции почек и кожи. Гигиена кожи. Первая помощь при обморожениях и ожогах. Закаливание организма.

Нервная система, её значение для организма. Роль головного и спинного мозга. Что такое память, какой она бывает Роль природы в сохранении и укреплении нервной системы.

Органы зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Гигиена органов чувств; предупреждение их заболеваний. Элементарные представления об их строении.

Личная ответственность за состояние своего здоровья и здоровье окружающих людей. Уважительное отношение к людям с нарушениями здоровья и забота о них. Традиционная пища, способы закаливания и лечения наших предков, отношение к курению.


Многообразие животных. Условия, необходимые для роста и развития животных. Размножение разных групп животных. Стадии развития птиц, насекомых, рыб, земноводных. Важность знаний о стадиях развития животных.

Многообразие растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые). Условия, необходимые для роста и развития растений (влага, тепло, воздух, свет, минеральные вещества). Теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения.

Представление о растении как о живом организме. Органы цветкового растения.

Значение корневой системы, листьев, стебля, цветка для растения. Функции корня, стебля, листа, цветка, плода. Разнообразие плодов и семян цветковых растений Способы размножения растений и распространение семян. Вегетативное размножение растений (листом, черенком, клубнем, луковицей, корневой порослью).

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления

здоровья. Спорт и здоровье. Личная гигиена школьника. Важность сохранения здоровья органов чувств.

Азбука безопасности. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улице, в транспорте. Правила дорожного движения – гарантия безопасности на улицах города. Правила

безопасного поведения дома (безопасное пользование бытовыми электрическими приборами, правила обращения с газом, водой, противопожарная безопасность). Телефоны экстренной помощи

(несчастный случай, пожар, злоумышленник, утечка газа и др.).

Правила безопасного поведения в природе (в горах, у водоёмов, во время грозы, под солнечными лучами), при встрече с разными животными.

Опасность пребывания на свалках. Оказание первой помощи при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог, обморожение). Использование целебных свойств растений.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека.


Раздел «Человек и общество»

Наука история. Важность исторических знаний для людей. Вещественные, устные и письменные

исторические источники. Значение археологических раскопок. Родной язык и народный фольклор как источники знаний о быте и культуре народа.

Старинный уклад жизни наших предков. Природа в их жизни и верованиях. Собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Начало земледелия и животноводства. Народы, населяющие регион, некоторые их обычаи и характерные особенности быта. Повседневные заботы, обряды, обычаи в течение года.

Жизнь на селе в старину. Жилища наших предков. Устройство старинной избы. Домашняя утварь. Занятия сельских жителей. Традиции семьи, воспитание детей.

Возникновение городов на Руси. Старинный город-крепость. Знаменитые старинные города. Исторические центры современных городов – архитектурные памятники России. Занятия горожан в старину. Гончарное, кузнечное ремесло, художественная роспись и другие ремёсла наших предков. Значение дерева в жизни наших предков. Деревянное зодчество. Знаменитые памятники

деревянного зодчества.

Жилища, народные промыслы и ремёсла коренных жителей родного края. Памятники старины, сохранившиеся в родном краю. Развитие торговли на Руси. Занятия купцов. Товарообмен.

Появление денег. Старинные и современные деньги. Одежда сельских и городских жителей в старину. Элементы старинной одежды и их назначение. Одежда людей разных сословий. Старинная и современная мода. Национальные одежды жителей родного края.

Общее представление об обучении детей в старину, о школьной форме, принадлежностях, учебниках. Появление школ, гимназий, лицеев, университетов. Образовательные учреждения

в родном краю. Важность охраны исторических памятников, памятников культуры и быта



3.Тематическое планирование- окружающий мир


Раздел программы

количество часов

Экскурсии

1

Разнообразие изменений в окружающем мире


2

Сезонные изменения в природе-осень

3

Путешествие в мир веществ.

12ч


4

Сезонные изменения в природе-зима

5

Организм человека и его здоровье

13ч


6

Весна. Развитие растений и животных

11ч


7

Быт и культура наших предков 12ч

12ч



Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема

Деятельность учащихся

Разнообразие изменений в окружающем мире 8 ч

1

4.09

Земля — наш общий дом.

Обобщать полученные ранее знания о разных группах растений и животных, о небесных телах, формах суши и водоёмах. Наблюдать и сравнивать изменения, происходящие в неживой и живой природе, в жизни людей.

Объяснять, что такое осадки, какими они бывают; как образуется ветер, каким он бывает, чем характеризуется.

Называть части термометра, измерять с его помощью температуру воздуха, воды, объяснять правила пользования термометром. Характеризовать изменения погоды по результатам наблюдений за неделю, за месяц.

2

6.09

Всё изменяется под Солнцем.

3

11.09

Времена года.

4

13.09

Старинный календарь

5

18.09

Атмосферные явления и погода

6

20.09

Тепло и холод

7

25.09

Прогноз погоды.

8

27.09

Необычные атмосферные явления




Сезонные изменения в природе-осень 4ч

9

2.10

Осень в природе. Экскурсия

Наблюдать осенние изменения в неживой и живой природе, труд людей осенью. Характеризовать осенние явления в жизни растений и животных, объяснять их причины.

Извлекать информацию о временах года из разных источников: из учебного текста, стихотворений, репродукций художников и других иллюстраций, из интервью у старшего поколения и др.

10

4.10

Осенние изменения в жизни растений

11

9.10

Осенние изменения в жизни животных.

12

11.10

Осенняя пора в жизни людей

Путешествие в мир веществ. 12 ч

13

16.10

Тела и вещества.

Различать понятия «тело» и «вещество». Сравнивать тела и вещества, находить сходства и различия, выявлять их общие и отличительные свойства. Приводить примеры твёрдых, жидких и газообразных веществ, называть их существенные признаки и свойства.

Характеризовать значение воздуха, воды, почвы для жизни, свойства воздуха, воды и сравнивать их.

Определять растворимые и нерастворимые в воде вещества, состав почвы.

Объяснять, как образуются родники, как образуются туман, роса, изморозь, как происходит круговорот воды в природе.

14

18.10

Тела и вещества.

15

23.10

Удивительные открытия.

16

25.10

Воздух и его свойства.

17

6.11

Как используют воздух

18

8.11

Замечательное вещество-вода

19

13.11

Вода и ее свойства.

20

15.11

Превращения воды.

21

20.11

Круговорот воды в природе

22

22.11

Плодородный слой земли

23

27.11

Обитатели почвы

24

29.11

Почва — кормилица





Сезонные изменения в природе-зима 8ч

25

4.12

Зима в природе. Экскурсия

Наблюдать зимние изменения в неживой и живой природе, труд людей зимой. Характеризовать зимние явления в жизни растений и животных, объяснять их причины. Извлекать информацию о временах года из разных источников: из учебного текста, стихотворений, репродукций художников и других иллюстраций, из интервью у старшего поколения и др. Выражать эмоциональное и эстетическое восприятие природных явлений и отражать его в своих творческих работах

26

6.12

Зимние явления в природе

27

11.12

Растения зимой

28

13.12

Как растут деревья

29

18.12

Животные зимой

30

20.12

Животные зимой

31

25.12

Как зимовали наши предки

32

10.01

Новый год в старину

Организм человека и его здоровье 13ч

33

15.01

Организм человека.

Называть части тела и части скелета человека, его внешние и внутренние органы, системы органов.

Характеризовать строение и основные функции нервной системы, дыхательной, кровеносной, опорно-двигательной, пищеварительной и выделительной, органов чувств

Называть вещества, входящие в состав пищи, объяснять значение белков, минеральных солей, жиров и углеводов, витаминов для роста, развития, здоровья организма, составлять сбалансированное меню.

Исследовать свойства кожи, работу суставов, остроту зрения, слуха. Соблюдать правила личной гигиены и меры предосторожности по сохранению своего здоровья и здоровья окружающих.

34

17.01

Надежная опора и защита.

35

22.01

Надежная опора и защита.

36

24.01

Мышцы

37

29.01

Органы дыхания

38

31.01

Кровеносная система

39

5.02

Удивительная жидкость-кровь.

40

7.02

Органы пищеварения.

41

12.02

Органы очистки организма.

42

14.02

Нервная система.

43

19.02

Органы зрения и слуха

44

21.02

Органы обоняния, вкуса, осязания

45


Как лечились наши предки

Весна. Развитие растений и животных 11ч

46

26.02

Весна света

Наблюдать весенние изменения в неживой и живой природе, труд людей весной

Характеризовать весенние явления в жизни растений и животных, объяснять их причины.

Извлекать информацию о временах года из разных источников: из учебного текста, стихотворений, репродукций художников и других иллюстраций, из интервью у старшего поколения и др.

Выражать эмоциональное и эстетическое восприятие природных явлений и отражать его в своих творческих работах

47

28.02

Как на Руси провожали зиму

48

5.03

Способы размножения животных

49

7.03

Размножение и развитие рыб и земноводных

50

12.03

Стадии развития насекомых

51

14.03

Организм цветкового растения

52

19.03

Корни и стебли растений

53

21.03

Листья растений

54

2.04

Для чего цветёт цветок

55

4.04

Способы размножения растений

56

9.04

Весна воды, тепла и цвета




Быт и культура наших предков 12ч

57

11.04

История вокруг тебя.

Описывать основные элементы герба своего города, рассказывать о его достопримечательностях, исторических и культурных памятниках.

Сравнивать устройство старинной избы и утвари с современными домами, квартирами, предметами быта. Сопоставлять исторически сложившиеся занятия горожан и крестьян.

Называть старинные ремёсла, изделия ремесленников Сравнивать старинную и современную одежду, школьные принадлежности, предметы быта, изделия ремесленников и способы их изготовления.

58

16.04

Природа в жизни наших предков.

59

18.04

Чему поклонялись наши предки

60

23.04

Образ жизни наших предков

61

25.04

Старинные традиции

62

30.04

Комплексная контрольная работа

63

7.05

Жизнь на селе в старину

64

14.05

Старинные города

65

16.05

Город мастеров

66

21.05

Торговое дело на Руси

67

23.05

Одежда наших предков























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!