СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающеми миру

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России"»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Зеленокумска Советского района»







УТВЕРЖДЕНА

приказом по МОУ «СОШ № 3 г. Зеленокумска»

№ 401 от «30» августа 2022017 года

УТВЕРЖДЕНА приказом по МОУ «СОШ № 3

г. Зеленокумска»

№______ от «___ »_____________ 2019 года



Директор _______________ Г.В.Иванова


Директор _______________ Г.В.Иванова




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру в 4 Г классе


Количество часов: 2 часа в неделю — 68 ч (34 учебные недели).

Уровень: базовый

Срок реализации программы: 1 год (2022-2023 учебный год)

Учитель: М.А. Камаева

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:

Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2010 № 373 (далее  - ФГОС).

Рабочая программа составлена на основе учебно-методического комплекса «Школа России» для 1-4 классов, авторской рабочей программы по окружающему миру Плешакова А.А. (УМК «Школа России») (М., Просвещение, 2020 год).

Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2020 год.


Стартовая контрольная работа-1ч.

Рубежная контрольная работа-1ч.

Итоговая контрольная работа-1ч.




Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

В результате освоения образовательной программы 4 класса обучающиеся достигают личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные

Выпускники научатся:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

Выпускники научатся:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

Выпускники научатся:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

Выпускники научатся:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


У четвероклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:

  • оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её по­лучения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;

  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их:

  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для пре­зентации.

В результате изучения окружающего мира учащиеся 4 класса должны

Знать, понимать:

  • Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

  • способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;

  • что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;

  • некоторые современные экологические проблемы;

  • природные зоны России;

  • особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

  • исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

  • важнейшие события и великих людей отечественной истории;

  • государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка;

  • правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов).

уметь:

  • соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);

  • адекватно оценивать ситуацию на проезжей части тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;

  • прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;

  • проводить наблюдения природных тел и явлений;




  • в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

  • приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;

  • соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

  • приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

  • приводить примеры народов России;

  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;

  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты

оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете

Содержание учебного предмета, курса

Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела; звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы. Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга. Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны. Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей. 4 Практические работы : поиск и показ на физической карте равнин и гор России; поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных зон




России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в зоне пустынь, в зоне субтропиков.

Родной край - часть большой страны (13 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае. Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания. Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных. Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя. Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы Всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси. Наше Отечество в XIII-XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII-XV вв. Наше Отечество в XVI-XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVII вв. 5 Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в. Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX вв. Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа.




День Победы - всенародный праздник. Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков улиц, в памяти народа, семьи. Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села). Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (9 ч)

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка. Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России. Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал,

Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

3. Календарно-тематическое планирование по учебному предмету


Примечание

урока

Тема урока

К-во

часов

по

теме

Домашнее задание


1 часть учебника Раздел « Земля и человечество (9 ч)»


1 четверть

1

пдд

Мир глазами астронома.

Остановочный и тормозной путь автомобиля

1

стр. 6–9, вопросы «Проверь себя», задания1,3.



2

Планеты Солнечной системы.

Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца», №2 «Знакомство с картой звёздного мира»

1

стр. 10–15, вопросы с. 15, задания 1, 4.



3

Мир глазами географа.

1

с. 16–18, «Проверь себя», задания 1, 2.



4


Мир глазами историка.

Практическая работа №2 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте»

1

с. 19–24, «Проверь себя», задания 1.




5

Стартовая контрольная работа.

1

Написать небольшое сочинение об историческом музее в твоем городе.



6

Когда и где?

Практическая работа №3 «Знакомство с историческими картами»




1

с. 25–28, «Проверь себя», задания 1.




7

Мир глазами эколога.

1

с. 29–33, «Проверь себя», задания 1.


24 - 28


8

Сокровища Земли под охраной человечества. Тест № 1

1

с. 34–36, «Проверь себя», задания 1.



9

Р.к.

Международная Красная книга.

Красная книга Ставропольского края.

1

Подготовить сообщение на тему «Красная книга Ставропольского края».


Раздел «Природа России (10 ч)»



10


Равнины и горы России.

Практическая работа №4 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России»

1

с. 38–43, «Проверь себя», задания 2.



11


Моря, озёра и реки России.

Практическая работа № 5 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России»

1



с. 44–46, «Проверь себя», задания 3.







12


Природные зоны России.

Практическая работа № 6 «Поиск и показ на карте природные зоны России»

1


с. 47–51, «Проверь себя», задания 1.




13


Зона арктических пустынь.

Практическая работа №7 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике»

1

с. 52–58, «Проверь себя», задания 3.



14

Тундра.

Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре»

1

с. 59–67, «Проверь себя», задания 3.



15

Леса России. Проверочная работа №1

Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов»

1

с. 68–74, «Проверь себя», задания 2.





16 пдд

Лес и человек.

Дорожная разметка.





1

с. 75–79, «Проверь себя», задания 2.


2 четверть

17 Р.к.

Зона степей.

Животные и растения степей Ставропольского края.

1

с. 80–86, «Проверь себя», задания 2.



18



Пустыни.

Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к

условиям жизни в зоне пустынь»

1


с. 87–93, «Проверь себя», задания 3.




19

У Чёрного моря. Тест № 2

1

с. 94–102, «Проверь себя», задания 4.


Раздел «Родной край - часть большой страны (13 ч)»



20

Р.к.

Наш край.

Поверхность , где расположился город Зеленокумск.

1

с. 104–105, подготовить сообщение о городе Зеленокумске.



21

Поверхность нашего края.


1

с. 106–107, подготовить сообщение о водоемах Ставропольского края.



22 Р.к.

Водные богатства нашего края

Водоемы Ставропольского края.

1

с.108–110, «Проверь себя», задания 1.



23


пдд

Наши подземные богатства.

Практическая работа №11«Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств»

Виды транспорта. Опознавательные знаки транспортных средств.

1

с. 111–119, «Проверь себя», задания 1.



24 Р.к.

Наши подземные богатства.

Какие ископаемые добывают в Ставропольском крае.

1

Подготовить сообщение о подземных богатствах Ставропольского края.



25

Земля-кормилица. Тест № 3

1

с. 120–122, «Проверь себя».



26

Жизнь леса.

Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание»

1

с. 123–127, «Проверь себя», задания 1.



27

Жизнь луга.

Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание»

1

с. 128–133, «Проверь себя», составить памятку , как вести себя на лугу.



28

Жизнь в пресных водах


с. 134–139, «Проверь себя», задания 1.






29

Рубежная контрольная работа.

1

Подготовить сообщение о любом жителе водоема с.136-137.



30 32


пдд


Презентация проектов «По родному краю»

Страничка для любознательных.

Тест № 4

Что надо знать о перекрёстках?

3


Проверим себя и оценим свои достижения (с.145-155.)



2 часть учебника Раздел «Страницы Всемирной истории (5 ч)»


3 четверть

33

Страницы всемирной истории. Мир древности: далёкий и близкий.

1

с. 4–6, подготовить сообщение о любом государстве Древнего мира.



34

Мир древности: далёкий и близкий.

1

с. 6–9, «Проверь себя», задания 1.



35

пдд

Средние века: время рыцарей и замков

Когда ты становишься водителем

1

с. 10–15, «Проверь себя», задания 1.



36

Новое время: встреча Европы и Америки

1

с. 16–19, «Проверь себя», задания 3.



37

Новейшее время: история продолжается сегодня. Тест № 5

1

с. 20–22, «Проверь себя», задания 3.


Раздел « Страницы истории России (20 ч)»



38

Государство Русь.

1

с. 24–26, задания 1.



39

Крещение Руси.

1

с. 26–28, «Проверь себя», задания 2.



40

Страна городов.

1

с. 29–34, «Проверь себя».



41

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1

с. 35–37, «Проверь себя».



42

Трудные времена на Русской земле.

1

с. 38–42, «Проверь себя», задания 1.



43

Русь расправляет крылья.

1

с. 43–46, «Проверь себя», задания 3.




44

пдд

Куликовская битва.

Дородные знаки, относящиеся к велосипедистам



с. 47–50, «Проверь себя».



45

Иван Третий

1

с. 51–53, «Проверь себя», задания 1.



46

Россия в правление царя И.В. Грозного.

1

с. 54–59, «Проверь себя», задания 2.



47

Патриоты России

1

с. 60–62, «Проверь себя», задания 1.



48

Пётр Великий

1

с. 63–67, «Проверь себя», задания 1.







49





Михаил Васильевич Ломоносов





1





с. 68–70, «Проверь себя», задания 1.



50

Екатерина Великая

1

с. 71–75, «Проверь себя», задания 3.



51

Отечественная война 1812 года

1

с. 76–79, «Проверь себя», задания 2.



52

пдд

Страницы истории XIX века

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГБДД)

1

с. 80–85, «Проверь себя», задания 1.



53

Россия вступает в XX век

1

с. 86–90, «Проверь себя», задания 1.



54

Страницы истории 1920 – 1930-х годов

1

с. 91–95, «Проверь себя», задания 2.



55

Великая Отечественная война и великая Победа

1

с. 96–101, «Проверь себя».



56

Великая Отечественная война и великая Победа

1

Подготовь сообщение о том, как празднуют День Победы в твоей семье.



57

Страна, открывшая путь в космос

1

с. 102–104, «Проверь себя», задания 2.



Раздел « Современная Россия (11 ч)»



58


Проверим свои достижения по теме «Страницы истории России. Основной закон России и права человека

1

с. 108–113, «Проверь себя», задания 1.


59

пдд

Мы – граждане России

Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах

1

с. 114–116, «Проверь себя», задания 2.


60

Славные символы России

1

с. 117–120, «Проверь себя», задания 2.


61

Такие разные праздники

1

с. 121–124, «Проверь себя», задания 3.


62

Путешествие по России

1

с. 125–129, читать пересказывать


63

Путешествие по России

1

с. 129–133, читать пересказывать


64

Путешествие по России

1

с. 133–137, читать пересказывать


65

Итоговая контрольная работа.

1

с. 137, задания 2.


66

пдд

Путешествие по России

Итоговое занятие по разделу

1

с. 137–113, «Проверь себя».







67

Презентация проектов «Моя Родина»

1

Повторить пройденный материал.


68

Проверим свои достижения по теме «Страницы истории России. Основной закон России и права человека

1

140-143прочитать и запомнить.





СОГЛАСОВАНО

Протокол № 1 заседания методического объединения

учителей начальных классов от «30» августа 2022 года

Руководитель МО _________ С.В.Шестакова

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР_________ М. В. Шулика

«30» августа 2022 года
















Лист корректировки рабочей программы

по окружающему миру на 2020- 2021 учебный год



Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Причина корректировки

Способ корректировки































































14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!