Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Нижнеудинск»
Утверждено приказом от 16.09.2019г. №119-од
Рабочая программа
Окружающий мир
__________________________________________________
(наименование учебного предмета )
Начальное общее образование
(уровень образования)
________________4 года_____________________
(срок реализации программы)
Составлена:
Сергеенко И.А.,Морозова С.В.,Кузнецких Н.В.,Евстафьева К.О., Ворошилова Н.А.,Дольникова С.А.,Халюкова В.Н.,Воронцова.Н.Н.
2019 г.
Рабочая программа разработана на основе требований к планируемым результатам ООП НОО МКОУ «СОШ №1 г. Нижнеудинск»
Количество часов по программе:
1 класс | 66 ч. |
2 класс | 68 ч. |
3 класс | 68 ч. |
4 класс | 68 ч. |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
1 класс Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
Вве | дение |
задавать вопросы об окружающем мире; - ориентироваться на школьной территории и в окрестностях школы; - находить более безопасную дорогу до школы и обратно; выполнять основные правила безопасности в пути. | осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в школе и быту (экономия воды и электроэнергии) и природной среде; пользоваться простыми навыками самоконтроля, самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; |
Что и кто? |
находить более безопасную дорогу до школы и обратно; выполнять основные правила безопасности в пути. распознавать камни, их разнообразие (гранит, кремень, известняк); назначение предметов домашнего обихода; название нашей Родины, столицы, села; различать государственную символику Российской Федерации; - осознавать потенциальную опасность предметов домашнего обихода (электроприборы, колющие и режущие предметы, лекарства); различать части растений и животных, используя информацию, полученную в ходе обсуждения, чтения, наблюдения, работы с иллюстрациями; | процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. познакомиться с важнейшими природными объектами своей страны, района; распознавать созвездие Большой Медведицы; распознавать, называть звезды (Альдебаран, Сириус, Солнце) и планеты (Земля и др.) знать состав и виды облаков; различать дорожные знаки (предупреждающий и запрещающий); правильно переходить улицу; группировать (классифицировать) объект живой и неживой природы по отличительным признакам; местности по листьям; работать на компьютере, соблюдая правила безопасности; осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение. |
Как, откуда и куда? |
осознавать и ценить роль семьи и школы в своей жизни; соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни. ухаживать за растениями, животными живого уголка и помогать зимующим птицам; | выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице и природной среде; - описывать хозяйство семьи, родословную; производить опыты с водой; отправлять корреспонденцию; сортировать мусор, изготавливать кормушки. пользоваться простыми навыками самоконтроля, самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, |
| правила рационального питания и личной гигиены; |
Где и когда? |
различать прошлое, настоящее и будущее; - называть дни недели и времена года в правильной последовательности; соотносить времена года и месяцы; находить на глобусе жаркие и холодные районы; жарких районов; | работать с глобусом и картой; узнать о влиянии человека на природные сообщества; познакомиться с природными сообществами жарких и холодных мест планеты; (выполнять правила поведения в лесу и на лугу, помогать птицам зимой, соблюдать чистоту в природном окружении), элементарным правилам нравственного поведения в мире природы и людей, нормам здоровьесберегающего поведения в мире природной и социальной среде. |
Почему и зачем? |
изготавливать модели звезд, созвездий, Луны; объяснять причины возникновения дождя и ветра; различать овощи и фрукты, виды транспорта; - описывать на основе предложенного плана своего домашнего питомца (кошку, собаку); правильно готовиться ко сну; перечислять цвета радуги в правильной последовательности; - соблюдать правила поведения в природе, правила безопасности в транспорте. | информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; основам экологической грамотности (выполнять правила поведения в лесу и на лугу, помогать птицам зимой, соблюдать чистоту в природном окружении), элементарным правилам нравственного поведения в мире природы и людей, нормам здоровьесберегающего поведения в мире природной и социальной |
| среде; - понимать откуда пришли названия трав и животных; |
Содержание учебного предмета
1 класс (66 ч). Введение 4 ч.
Учимся задавать вопросы. Знакомство с учебником и учебными пособиями
(рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения). Постоянные персонажи учебника — Муравей Вопросик, Мудрая Черепаха.
Что и кто? 20ч
Родина-это наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице. Москва-столица, её достопримечательности. Наша Родина — Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) — часть большой страны. Мир вокруг нас, его многообразие. Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Планета Земля, ее форма. Глобус — модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Практические работы: знакомство с разнообразием камней; знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласаопределителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом. Экскурсии: знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Как, откуда и куда? 12 ч
Семья-это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, Отчества, Фамилии членов семьи. Жизнь семьи.
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами.
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: сборка простейшей электрической цепи; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц.
Проект: «Моя семья»
Где и когда?10 ч
Условия интересной и успешной учёбы, хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассника доверительное отношение с учителем. Обращение к учителю.
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли. Их обитатели.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя. Проект: «Мой класс и моя школа»
Почему и зачем? 20 ч
Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна — естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жукносорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли.
Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и
др.).
Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира. Проект: «Мои домашние питомцы».
Тематическое планирование
класс
№ урока | Тема урока |
| Введение (4 часа) |
1 | Введение. Задавайте вопросы. |
2 | Экскурсия «Наша школа». |
3 | Экскурсия «Что у нас на школьном дворе?» |
4 | Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?» |
| Что и кто? (20 часов) |
1 | Что такое Родина? |
2 | Что мы знаем о народах России? |
3 | Что мы знаем о Москве? |
4 | Проект «Моя малая родина» |
5 | Что у нас над головой? |
6 | Что у нас под ногами? |
7 | Что общего у разных растений? |
8 | Что растет на подоконнике? |
9 | Что растет на клумбе? |
10 | Что это за листья? |
11 | Что такое хвоинки? |
12 | Кто такие насекомые? |
13 | Кто такие рыбы? |
14 | Кто такие птицы? |
15 | Кто такие звери? |
16 | Что нас окружает дома? |
17 | Что умеет компьютер? |
18 | Что вокруг нас может быть опасным? |
19 | На что похожа наша планета? |
20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина». |
Как, откуда и куда? (12 часов) |
1 | Как живет семья. Проект «Моя семья» |
2 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? |
3 | Откуда в наш дом приходит электричество? |
4 | Как путешествует письмо. |
5 | Куда текут реки? |
6 | Откуда берутся снег и лед? |
7 | Как живут растения? |
8 | Как живут животные? |
9 | Как зимой помочь птицам? |
10 | Откуда берется и куда девается мусор? |
11 | Откуда в снежках грязь. |
12 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья». |
Где и когда? (10 часов) |
1 | Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа» |
2 | Когда придет суббота? |
3 | Когда наступит лето? |
4 | Где живут белые медведи? |
5 | Где живут слоны? |
6 | Где зимуют птицы? |
7 | Когда появилась одежда? |
8 | Когда изобрели велосипед? |
9 | Когда мы станем взрослыми? |
10 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа». |
Почему и зачем? (20 часов) |
1 | Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью? |
2 | Почему Луна бывает разной? |
3 | Почему идет дождь и дует ветер? |
4 | Почему звенит звонок? |
5 | Почему радуга разноцветная |
6 | Почему мы любим кошек и собак? |
7 | Проект «Наши домашние питомцы» |
8 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? |
9 | Зачем мы спим ночью? |
10 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? |
11 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? |
12 | Зачем нам телефон и телевизор? |
13 | Зачем нужны автомобили? |
14 | Зачем нужны поезда? |
15 | Зачем строят корабли? |
16 | Зачем строят самолеты? |
17 | Почему в автомобиле, поезде, самолёте, на корабле нужно соблюдать правила безопасности? |
18 | Зачем люди осваивают космос? |
19 | Почему мы часто слышим слово «экология»? |
20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы». |
66 | ИТОГО |
класс
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1)формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2)формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4)начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5)принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6)развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий
мир»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
Где мы живем? |
различать государственные символы России от символов других стран, различать национальные языки; объяснять характерные особенности городских и сельских поселений; - собирать информацию для проекта; - описывать предметы на основе предложенного плана; оценивать собственное отношение к окружающему миру; различать объекты природы и предметы рукотворного мира; оценивать свои достижения. | извлекать из различных источников сведения о гербе своего региона, о родном селе; осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение. Экскурсия: «Природа и рукотворный мир» |
Природа |
различать объекты живой и неживой природы; узнавать изученные объекты живой и неживой природы; измерять температуру воздуха, тела человека; наблюдать и описывать состояние погоды, записывать температуру воздуха, выбирать одежду по погоде; рассказывать о характерных признаках осени в неживой и живой природе, показывать связь между ними; различать изученные созвездия, узнают несколько новых созвездий; различать составные части гранита, а также горные породы и минералы; рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха и воды; делить растения по группам, выделять и сравнивать признаки этих групп; делить животных по группам, выделять и сравнивать признаки этих групп, находить новую информацию в рассказах о животных; сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; различать диких и домашних животных, рассказывать о значении домашних животных для человека; выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных. | осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение; обнаруживать связи между живой и неживой природой; составлять план рассказа и рассказывать по плану; осознавать ценность природы; моделировать созвездия; составлять собственную коллекцию; осознавать роль растений в жизни человека; находить информацию в учебнике и дополнительной литературе и использовать её для сообщения. |
Жизнь города и села |
объяснять, что такое экономика, и называть её составные части; классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам; классифицировать транспортные средства; - различать учреждения культуры и образования и проводить соответствующие примеры; определять названия профессий по характеру деятельности, узнают о профессии своих родителей и старших членов семьи; наблюдать за зимними природными явлениями. | семьи к областям экономики страны; цепочки с помощью моделей; осознавать необходимость посещения культурных учреждений, извлекать из текста нужную информацию; проводить исследования. |
Здоровье и безопасность |
называть и показывать внешние части тела человека, осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни; осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни, соблюдения режима дня; узнавать дорожные знаки и объяснять, что они обозначают, осознают необходимость соблюдения правил дорожного движения; соблюдать изученные правила безопасности, осознавать необходимость соблюдения правил дорожного движения; - избегать опасности на воде и в лесу; - запомнят правила поведения во время купания; предвидеть опасность; запомнят правила поведения при контакте с незнакомцами. | извлекать из текста нужную информацию; формулировать правила личной гигиены; - применять изученные правила доро движения. |
Общение |
объяснять, что такое культура общения; - составлять родословное древо своей семьи; обсуждать вопрос о культуре общения в школе; -осознают себя членами классного коллектива; | осознавать ценность традиций своей семьи; собирать информацию; оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе; - применять правила вежливости на практике; осознавать необходимость культурного поведения в гостях, за столом. |
Путе шествия |
обозначать их на схеме; ориентироваться на местности с помощью компаса, по местным признакам; - различать формы земной поверхности; называть части реки; наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы; оценивать воздействие пробуждения природы на человека; достопримечательности столицы; находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; - осознают масштабность нашей планеты, а себя – её жителями. | работать с текстом; использовать полученные знания в жизни; работать со схемой; замечать и ценить красоту природы; - рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края; сравнивать изображение нашей страны на глобусе и на карте. |
Содержание учебного предмета
2 класс (68 ч)
Где мы живем (4 ч) Родная страна. Имя родной страны - Россия, или Российская федерация. Государственные символы РФ: герб, флаг, гимн. Россия – многонациональная страна. Государственный язык.
Город и село. Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Проект «Родной город (село)». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
Природа и рукотворный мир. Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру
Проверим и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем». Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Заглянем в кладовые земли. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги.
Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности:
не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.). Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России.
Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Тематическое планирование
класс
№ урока | Тема урока |
| Где мы живём? (4 ч) |
1 | Родная страна. |
2 | Город и село. |
3 | Природа и рукотворный мир. |
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» |
| Природа (20 ч) |
1 | Неживая и живая природа |
2 | Явления природы |
3 | Что такое погода |
4 | В гости к осени (экскурсия) |
5 | В гости к осени (урок) |
6 | Звёздное небо |
7 | Заглянем в кладовые земли |
8 | Про воздух и про воду |
9 | Про воздух и про воду |
10 | Какие бывают растения |
11 | Какие бывают животные |
12 | Невидимые нити |
13 | Дикорастущие и культурные растения |
14 | Дикие и домашние животные |
15 | Комнатные растения |
16 | Животные живого уголка |
17 | Про кошек и собак |
18 | Красная книга |
19 | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или возьмём под защиту» |
20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» |
| Жизнь города и села (10 ч) |
1 | Что такое экономика |
2 | Из чего что сделано |
3 | Как построить дом |
4 | Какой бывает транспорт |
5 | Культура и образование |
6 | Все профессии важны. Проект «Профессии» |
7 | В гости к зиме (экскурсия) |
8 | В гости к зиме (урок) |
9 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» |
10 | Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии» |
| Здоровье и безопасность (9 ч) |
1 | Строение тела человека |
2 | Если хочешь быть здоров. |
3 | Берегись автомобиля! |
4 | Школа пешехода |
5 | Домашние опасности |
6 | Пожар |
7 | На воде и в лесу |
8 | Опасные незнакомцы |
9 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» |
| Общение (7 ч) |
1 | Наша дружная семья |
2 | Проект «Родословная» |
3 | В школе |
4 | Правила вежливости |
5 | Ты и твои друзья |
6 | Мы – зрители и пассажиры |
7 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» |
| Путешествия (18 ч) |
1 | Посмотри вокруг |
2 | Ориентирование на местности |
3 | Ориентирование на местности |
4 | Формы земной поверхности |
5 | Водные богатства |
6 | В гости к весне (экскурсия) |
7 | В гости к весне |
8 | Россия на карте |
9 | Проект «Города России» |
10 | Путешествие по Москве |
11 | Московский Кремль |
12 | Город на Неве |
13 | Путешествие по планете |
14 | Путешествие по материкам |
15 | Страны мира. Проект «Страны мира» |
16 | Впереди лето |
17 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» |
18 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» |
68 | ИТОГО |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
класс
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план. 17) Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
18) Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты:
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
Как устроен мир |
классифицировать объекты природы; - устанавливать связь меду живой и неживой природой; отличать человека от других живых существ, различать внешность человека и его внутренний мир, определять место | наблюдать за разнообразием природы; осознают ценность природы ля людей; - замечать связи между живой и неживой природой и рассказывать о них; осознавать себя гражданами огромной |
человека в окружающем мире; узнают, что такое общество, из каких частей оно состоит; показывать на карте и глобусе океаны и материки; узнают, что такое экология, что называют окружающей средой; различать физическую и политическую карты мира и правила работы с ними. | страны; - различать ступени познания человека; - различать внешний и внутренний мир человека; |
Эта удивительная природа |
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества; с помощью опытов исследовать свойства воздуха, воды, почвы; моделировать круговорот воды и взаимосвязи в живой и неживой природе; - классифицировать растения и животных; - объяснять, что такое опыление, как распространяются плоды; узнают, что такое экология, что называют окружающей средой; работать с Красной книгой. | наблюдать за разнообразием природы; осознают ценность природы ля людей; - замечать связи между живой и неживой природой и рассказывать о них; - соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков – экскурсий, предусмотренных программой. |
Мы и наше здоровье |
объяснять, что такое органы и системы органов человека, устанавливать связь между их строением и работой; объяснять, что такое кожа и оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; объяснять строение и принципы работы опорно-двигательной системы человека, пищеварительной, дыхательной и кровеносной систем; выполнять правила рационального питания; - закаливать организм, предупреждать болезни. | осознавать себя гражданами огромной страны; различать ступени познания человека; - различать внешний и внутренний мир человека. |
Наша безопасность |
поведения в быту и на улице; распознавать основные дорожные знаки; знать правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности; называть потребности людей, товаров и услуг; выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газом; - анализировать правила безопасного поведения на улицах и дорогах; | выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; - соблюдать правила личной экологической безопасности; осознавать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды; места для человека, уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко. |
Чему учит экономика |
раскрывать роль экономики в нашей жизни и жизни родного края; раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике; - объяснять, что такое потребности человека, товары и услуги; сравнивать культурные растения и описывать их по плану, объяснять, что такое растениеводство и для чего люди им занимаются; классифицировать домашних животных, объяснять, что такое животноводство и для чего люди им занимаются; различать отрасли промышленности и продукцию каждой отрасли; - понимать роль денег в экономике, объяснять, что такое деньги; объяснять, что такое государственный бюджет, из чего он складывается; объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается; обнаруживать связи между экономикой и экологией. | осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам; - обнаруживать взаимосвязи между отраслями промышленности; различать денежные единицы некоторых стран; осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны; - как ведется хозяйство семьи. |
Путешествие по городам и странам |
России, приводить примеры их достопримечательностей; находить и показывать на карте страны и их столицы, приводить примеры их достопримечательностей; рассказывать о стране по физической и политической картам; ценить памятники истории и культуры, осознавать необходимость бережного отношения к ним. | добрососедские отношения между странами и народами; обнаруживать взаимосвязи между странами и народами; делать сообщения в устной форме, работать в группах; использовать знания по теме в новых условиях, Аргументировано отвечать, делать выводы. |
Содержание учебного предмета
3 класс (68 ч)
Как устроен мир (6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Проект: «Богатства, отданные людям»
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений. Разнообразие животных.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (15 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Проект «Музей путешествий»
Тематическое планирование
класс
№ урока | Тема урока |
| Как устроен мир (7 час) |
1 | Природа. |
2 | Человек. |
3 | Наши проекты «Богатства, отданные людям» |
4 | Общество |
5 | Что такое экология. |
6 | Природа в опасности. |
7 | Обобщение знаний по теме «Как устроен мир» |
| Эта удивительная природа (19час) |
1 | Тела, вещества, частицы |
2 | Разнообразие веществ |
3 | Воздух и его охрана. |
4 | Вода |
5 | Превращения и круговорот воды |
6 | Берегите воду |
7 | Что такое почва |
8 | Разнообразие растений |
9 | Солнце, растения и мы с вами |
10 | Размножение и развитие растений |
11 | Охрана растений |
12 | Разнообразие животных |
13 | Кто что ест. |
14 | Наши проекты «Разнообразие природы родного края». |
15 | Размножение и развитие животных. |
16 | Охрана животных |
17 | В царстве грибов |
18 | Великий круговорот жизни |
19 | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа |
| Мы и наше здоровье 10 часов |
1 | Организм человека |
2 | Органы чувств |
3 | Надёжная защита организма |
4 | Опора тела и движение |
5 | Наше питание |
6 | Наши проекты «Школа кулинаров» |
7 | Дыхание и кровообращение |
8 | Умей предупреждать болезни |
9 | Здоровый образ жизни |
10 | Проверим себя и оценим свои достижения |
Наша безопасность 8 часов |
1 | Огонь, вода и газ |
2 | Чтобы путь был счастливым |
3 | Дорожные знаки |
4 | Наши проекты «Кто нас защищает» |
5 | Опасные места |
6 | Природа и наша безопасность |
7 | Экологическая безопасность |
8 | Обобщение знаний по теме «безопасность». |
Чему учит экономика 12 часов |
1 | Для чего нужна экономика |
2 | Природные богатства и труд людей – основа экономики |
3 | Полезные ископаемые |
4 | Растениеводство |
5 | Животноводство |
6 | Какая бывает промышленность |
7 | Наши проекты «Экономика родного края». |
8 | Что такое деньги |
9 | Государственный бюджет |
10 | Семейный бюджет |
11 | Экономика и экология |
12 | Обобщение знаний по теме Чему учит экономика |
Путешествие по городам и странам 12 часов |
1 | Золотое кольцо России |
2 | Золотое кольцо России |
3 | Золотое кольцо России |
4 | Наши проекты «Музей путешествий». |
5 | Наши ближайшие соседи |
6 | На севере Европы |
7 | Что такое Бенилюкс |
8 | В центре Европы |
9 | По Франции и Великобритании |
10 | На юге Европы |
11 | По знаменитым местам мира |
12 | Проверим себя и оценим свои достижения |
68 | ИТОГО |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
класс
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные :
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
Земля и человечество |
объяснять, что Солнце – небесное тело, источник тепла и света (общие представления о влиянии на земную жизнь); - рассказывать о мире с точки зрения: астронома, географа, историка; характеризовать планеты Солнечной системы, естественные спутники планет; - объяснять причины смены дня и ночи и времен года в зависимости от движения Земли; определять расположение созвездий на ночном небе; различать понятия: созвездия, звезды, плеяды; определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся события; различать объекты Всемирного природного и культурного наследия в России и за рубежом. | постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете; характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого; обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества; рассказывать о причинах возникновения Списка Всемирного наследия. |
Природа России |
равнины, характеризовать их по карте; находить и показывать на карте изучаемые зоны, характеризовать природные зоны страны; моделировать цепи питания характерные для природных зон; выявлять особенности каждой природной зоны; изучаемых водных объектов; Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов; вместе с взрослыми участвовать в практической работе по охране природы; - устанавливать зависимость между поведением людей в природе и последствиями этого; | Земли солнечными лучами; опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете; выполнять правила поведения в природе; - пропагандировать знания о природе, об отношении к ней человека; - обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, в лесу, на речке; - обсуждать экологические проблемы и предлагать меры по их устранению. |
Родной край – часть большой страны |
- определять поверхность нашего края; - распознавать природные сообщества, характеризовать их; - раскрывать роль природных богатств нашего края их значимость для населения; - различать отрасли сельского хозяйства и продукцию каждой отрасли; - понимать высказывание «Земля – кормилица», объяснять его. | осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам; постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете; |
| - как развивается хозяйство в нашем крае. |
Страницы все мирной истории |
рассказывать об исторических эпохах; работать с лентой времени; рассказывать о достижениях современной науки и техники, об освоении космоса, о ядерном оружии; прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий; - понимать роль появления и развития письменности для человечества; роль археологических находок для изучения истории древних государств; роль великих географических открытий; | обнаруживать взаимосвязи между жизнью, бытом и культурой людей в разные эпохи; - обсуждать роль огня и приручения животных; понимать роль первобытного искусства; - сравнивать Средние века и Новое время, делать выводы; находить информацию об истории нашего края. |
сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия; место и время их возникновения, особенности храмов; характеризовать события, достижения и длительность исторической эпохи. | |
Страницы истории России |
племен древних славян; находить и показывать на карте Древней Руси путь «из варяг в греки»; нашествие Батыя на Русь; места исторических сражений; отмечать на «ленте времени» дату крещения Руси; выявлять роль летописей для изучения истории Руси; рассказывать о выдающихся деятелях истории. распознавать важные исторические даты; - обсуждать важность изобретения книгопечатания. | работать с исторической картой; сравнивать и анализировать исторические события; удовлетворять познавательные интересы; находить дополнительную информацию об истории нашей страны, своего края; - работать с терминологическим словарем; - называть даты важнейших событий в истории в соответствии с программой; описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества. |
Современная Россия |
административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения; Конвенции права ребенка; различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь; - различать прерогативы президента, Федерального собрания и Правительства; - знакомиться с особенностями герба, флага, гимна Российской Федерации, их историей, отличать символы России от символов других стран; | следить за государственными делами по программе новостей ТВ и печатным средствам массовой информации; обсуждать, зачем государству нужны символы; исполнять гимн страны; составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей (с взрослыми); совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета по городам России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры. |
различать праздники государственные, народные, профессиональные, церковные, семейные; составлять устный рассказ о праздниках. | |
Содержание учебного предмета
4 класс (68 ч)
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.
Природа России (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах.
Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России.
Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Экскурсия: Лес и человек.
Практические работы: Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.
Родной край – часть большой страны (15 ч) Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсия: Поверхность нашего края.
Практические работы: Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества:
первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете. Экскурсия: Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.
Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин
Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь.
Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.
Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и
Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение.
М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи. Экскурсия: Во времена Древней Руси.
Современная Россия (9 ч)
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Тематическое планирование
4 класс
№ урока | Тема урока |
| Земля и человечество (9 ч) |
1 | Мир глазами астронома. |
2 | Планеты Солнечной системы. |
3 | Звёздное небо – Великая книга Природы. |
4 | Мир глазами географа. |
5 | Мир глазами историка |
6 | Когда и где? |
7 | Мир глазами эколога |
8 | Сокровища Земли под охраной человечества. |
9 | Международная Красная книга. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество» |
Природа России (10 ч) |
1 | Равнины и горы России. |
2 | Моря, озёра и реки России. |
3 | Природные зоны России. |
4 | Зона арктических пустынь. |
5 | Тундра. |
6 | Леса России. |
7 | Лес и человек. |
8 | Зона степей. |
9 | Пустыни. |
10 | У Чёрного моря. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России». |
Родной край – часть большой страны (15 ч) |
1 | Наш край. |
2 | Поверхность нашего края. |
3 | Поверхность нашего края. Экскурсия. |
4 | Водные богатства нашего края |
5 | Наши подземные богатства. |
6 | Земля - кормилица |
7 | Экскурсия в лес и на луг. |
8 | Жизнь леса. Лес - природное сообщество. |
9 | Животные нашего леса. |
10 | Жизнь луга. Луг - природное сообщество. |
11 | Жизнь в пресных водах. |
12 | Экскурсия к водоему. Знакомство с обитателями водоема. |
13 | Растениеводство в нашем крае. |
14 | Животноводство в нашем крае |
15 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны» Презентация проектов. |
Страницы всемирной истории (5 ч) |
1 | Начало истории человечества. |
2 | Мир древности: далёкий и близкий |
3 | Средние века: время рыцарей и замков |
4 | Новое время: встреча Европы и Америки |
5 | Новейшее время: история продолжается сегодня. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории». |
Страницы истории России (20 ч) |
1 | Жизнь древних славян |
2 | Во времена Древней Руси |
3 | Страна городов |
4 | Из книжной сокровищницы Древней Руси |
5 | Трудные времена на Русской земле. |
6 | Русь расправляет крылья. |
7 | Куликовская битва. |
8 | Иван Третий. |
9 | Мастера печатных дел. |
10 | Патриоты России. |
11 | Пётр Великий. |
12 | Михаил Васильевич Ломоносов. |
13 | Екатерина Великая. |
14 | Отечественная война 1812 года. |
15 | Страницы истории XIX века. |
16 | Россия вступает в XX век. |
17 | Страницы истории 1920 – 1930-х годов. |
18 | Великая война и великая Победа. |
19 | Великая война и великая Победа. |
20 | Страна, открывшая путь в космос. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». |
Современная Россия (9 ч) |
1 | Основной закон России и права человека. |
2 | Мы – граждане России. |
3 | Славные символы России. |
4 | Такие разные праздники. |
5 | Путешествие по России |
6 | Путешествие по России |
7 | Путешествие по России |
8 | Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщение. |
9 | Презентация проектов Представление результатов проектной деятельности. |
68 | ИТОГО |