СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе требований к планируемым результатам ООП НОО МКОУ «СОШ №1 г. Нижнеудинск»  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Нижнеудинск»

Утверждено приказом от 16.09.2019г. №119-од



Рабочая программа





Окружающий мир

__________________________________________________

(наименование учебного предмета )



Начальное общее образование

(уровень образования)

________________4 года_____________________

(срок реализации программы)

Составлена:

Сергеенко И.А.,Морозова С.В.,Кузнецких Н.В.,Евстафьева К.О., Ворошилова Н.А.,Дольникова С.А.,Халюкова В.Н.,Воронцова.Н.Н.

2019 г.

Рабочая программа разработана на основе требований к планируемым результатам ООП НОО МКОУ «СОШ №1 г. Нижнеудинск»

Количество часов по программе:

1 класс

66 ч.

2 класс

68 ч.

3 класс

68 ч.

4 класс

68 ч.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

1 класс Личностные результаты:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и

культуре других народов;

  1. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  2. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  3. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  4. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  5. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  6. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  7. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной

деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  1. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  2. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  3. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  4. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

  5. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  6. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  7. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  8. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

  9. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

Вве

дение


  • задавать вопросы об окружающем мире; - ориентироваться на школьной территории и в окрестностях школы; - находить более безопасную дорогу до школы и обратно;

  • выполнять основные правила безопасности в пути.

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

  • соблюдать правила экологического поведения в школе и быту (экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

  • пользоваться простыми навыками

самоконтроля, самочувствия для сохранения здоровья,

осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

Что и кто?

  • находить более безопасную дорогу до школы и обратно;

  • выполнять основные правила безопасности в пути.

  • распознавать камни, их разнообразие

(гранит, кремень, известняк);

  • назначение предметов домашнего обихода;

  • название нашей Родины, столицы, села;

  • различать государственную

символику Российской Федерации; - осознавать потенциальную опасность предметов домашнего обихода

(электроприборы, колющие и режущие предметы, лекарства);

  • различать части растений и животных, используя информацию, полученную в ходе обсуждения, чтения, наблюдения, работы с иллюстрациями;

  • оценивать учебные действия в

процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

  • познакомиться с важнейшими природными объектами своей страны, района;

  • распознавать созвездие Большой

Медведицы;

  • распознавать, называть звезды

(Альдебаран, Сириус, Солнце) и планеты

(Земля и др.)

  • знать состав и виды облаков;

  • различать дорожные знаки (предупреждающий и запрещающий);

  • правильно переходить улицу;

  • группировать (классифицировать)

объект живой и неживой природы по отличительным признакам;

  • распознавать деревья своей

местности по листьям;

  • работать на компьютере, соблюдая правила безопасности;

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение.

Как, откуда и куда?


  • осознавать и ценить роль семьи и школы в своей жизни;

  • соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

  • ухаживать за растениями, животными живого уголка и помогать зимующим птицам;

  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице и природной

среде; - описывать хозяйство семьи, родословную;

  • производить опыты с водой;

  • отправлять корреспонденцию;

  • сортировать мусор, изготавливать кормушки.

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля, самочувствия для

сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня,

правила рационального питания и личной гигиены;

Где и когда?

  • различать прошлое, настоящее и будущее; - называть дни недели и времена года в

правильной последовательности; соотносить времена года и месяцы; находить на глобусе жаркие и холодные районы;

  • различать животных холодных и

жарких районов;

  • подбирать одежду для разных случаев; - соблюдать правила безопасной езды на велосипеде.

  • работать с глобусом и картой;

  • узнать о влиянии человека на природные сообщества;

  • познакомиться с природными сообществами жарких и холодных мест

планеты;

  • основам экологической грамотности

(выполнять правила поведения в лесу и на лугу, помогать птицам зимой, соблюдать

чистоту в природном окружении), элементарным

правилам нравственного поведения в мире природы и людей, нормам здоровьесберегающего

поведения в мире природной и социальной среде.

Почему и зачем?

  • изготавливать модели звезд,

созвездий, Луны;

  • объяснять причины возникновения дождя и ветра;

  • различать овощи и фрукты, виды транспорта; - описывать на основе предложенного плана своего домашнего питомца (кошку, собаку);

  • правильно готовиться ко сну;

  • перечислять цвета радуги в правильной последовательности; - соблюдать правила поведения в природе, правила безопасности в транспорте.

  • использовать естественно

  • научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной

информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

  • основам экологической грамотности (выполнять правила поведения в лесу и на лугу, помогать птицам зимой, соблюдать чистоту в природном окружении), элементарным правилам нравственного поведения в мире природы и людей, нормам здоровьесберегающего поведения в мире природной и социальной

среде;

- понимать откуда пришли названия

трав и животных;

Содержание учебного предмета

1 класс (66 ч). Введение 4 ч.

Учимся задавать вопросы. Знакомство с учебником и учебными пособиями

(рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения). Постоянные персонажи учебника — Муравей Вопросик, Мудрая Черепаха.

Что и кто? 20ч

Родина-это наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице. Москва-столица, её достопримечательности. Наша Родина — Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) — часть большой страны. Мир вокруг нас, его многообразие. Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Планета Земля, ее форма. Глобус — модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Практические работы: знакомство с разнообразием камней; знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласаопределителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом. Экскурсии: знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Как, откуда и куда? 12 ч

Семья-это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, Отчества, Фамилии членов семьи. Жизнь семьи.

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами.

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Практические работы: сборка простейшей электрической цепи; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц.

Проект: «Моя семья»

Где и когда?10 ч

Условия интересной и успешной учёбы, хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассника доверительное отношение с учителем. Обращение к учителю.

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли. Их обитатели.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя. Проект: «Мой класс и моя школа»

Почему и зачем? 20 ч

Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна — естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жукносорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли.

Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и

др.).

Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира. Проект: «Мои домашние питомцы».

Тематическое планирование

  1. класс

урока

Тема урока

Введение (4 часа)

1

Введение. Задавайте вопросы.

2

Экскурсия «Наша школа».

3

Экскурсия «Что у нас на школьном дворе?»

4

Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?»

Что и кто? (20 часов)


1

Что такое Родина?

2

Что мы знаем о народах России?

3

Что мы знаем о Москве?

4

Проект «Моя малая родина»

5

Что у нас над головой?

6

Что у нас под ногами?

7

Что общего у разных растений?

8

Что растет на подоконнике?

9

Что растет на клумбе?

10

Что это за листья?

11

Что такое хвоинки?

12

Кто такие насекомые?

13

Кто такие рыбы?

14

Кто такие птицы?

15

Кто такие звери?

16

Что нас окружает дома?

17

Что умеет компьютер?

18

Что вокруг нас может быть опасным?

19

На что похожа наша планета?

20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина».

Как, откуда и куда? (12 часов)

1

Как живет семья.

Проект «Моя семья»

2

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

3

Откуда в наш дом приходит электричество?

4

Как путешествует письмо.

5

Куда текут реки?

6

Откуда берутся снег и лед?

7

Как живут растения?

8

Как живут животные?

9

Как зимой помочь птицам?

10

Откуда берется и куда девается мусор?

11

Откуда в снежках грязь.

12

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья».

Где и когда? (10 часов)

1

Когда учиться интересно?

Проект «Мой класс и моя школа»

2

Когда придет суббота?

3

Когда наступит лето?

4

Где живут белые медведи?

5

Где живут слоны?

6

Где зимуют птицы?

7

Когда появилась одежда?

8

Когда изобрели велосипед?

9

Когда мы станем взрослыми?

10

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа».

Почему и зачем? (20 часов)

1

Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью?

2

Почему Луна бывает разной?

3

Почему идет дождь и дует ветер?

4

Почему звенит звонок?

5

Почему радуга разноцветная

6

Почему мы любим кошек и собак?

7

Проект «Наши домашние питомцы»

8

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

9

Зачем мы спим ночью?

10

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

11

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

12

Зачем нам телефон и телевизор?

13

Зачем нужны автомобили?

14

Зачем нужны поезда?

15

Зачем строят корабли?

16

Зачем строят самолеты?

17

Почему в автомобиле, поезде, самолёте, на корабле нужно соблюдать правила безопасности?

18

Зачем люди осваивают космос?

19

Почему мы часто слышим слово «экология»?

20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы».

66

ИТОГО

  1. класс

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

1)формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2)формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4)начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5)принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6)развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  1. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной

деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  1. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  2. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  3. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  4. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

  5. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  6. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  7. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  8. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий

мир»;

  1. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  2. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

Где мы живем?

  • различать государственные символы России от символов других стран, различать национальные языки;

  • объяснять характерные особенности

городских и сельских поселений; - собирать информацию для проекта; - описывать предметы на основе

предложенного плана;

  • оценивать собственное отношение к окружающему миру;

  • различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

  • оценивать свои достижения.

  • извлекать из различных источников сведения о гербе своего региона, о родном селе;

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение.

Экскурсия: «Природа и рукотворный мир»

Природа


  • различать объекты живой и неживой природы;

  • узнавать изученные объекты живой и неживой природы;

  • измерять температуру воздуха, тела человека;

  • наблюдать и описывать состояние погоды, записывать температуру воздуха, выбирать одежду по погоде;

  • рассказывать о характерных признаках осени в неживой и живой природе,

показывать связь между ними;

  • различать изученные созвездия,

узнают несколько новых созвездий;

  • различать составные части гранита, а также горные породы и минералы;

  • рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха и воды;

  • делить растения по группам, выделять и сравнивать признаки этих групп;

  • делить животных по группам, выделять и сравнивать признаки этих групп, находить новую информацию в

рассказах о животных;

  • сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения;

  • различать диких и домашних животных, рассказывать о значении домашних животных для человека;

  • выявлять причины

исчезновения изучаемых растений и животных.

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение;

  • обнаруживать связи между живой и неживой природой;

  • составлять план рассказа и рассказывать по плану;

  • осознавать ценность природы;

  • моделировать созвездия;

  • составлять собственную коллекцию;

  • осознавать роль растений в жизни человека;

  • находить информацию в учебнике и дополнительной литературе и использовать её для сообщения.

Жизнь города и села


  • объяснять, что такое экономика, и

называть её составные части;

  • классифицировать предметы по характеру материала;

  • бережно относиться к вещам;

  • классифицировать транспортные средства; - различать учреждения культуры и образования и проводить соответствующие примеры;

  • определять названия профессий по характеру деятельности, узнают о профессии своих родителей и старших членов семьи;

  • наблюдать за зимними природными явлениями.

  • осознавать сопричастность членов

семьи к областям экономики страны;

  • изображать производственные

цепочки с помощью моделей;

  • осознавать необходимость посещения культурных учреждений, извлекать из текста нужную информацию;

  • проводить исследования.

Здоровье и безопасность

  • называть и показывать внешние части тела человека, осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни;

  • осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни, соблюдения режима дня;

  • узнавать дорожные знаки и объяснять, что они обозначают, осознают необходимость соблюдения правил

дорожного движения;

  • соблюдать изученные правила безопасности, осознавать необходимость соблюдения правил дорожного движения; - избегать опасности на воде и в лесу; - запомнят правила поведения во время купания;

  • предвидеть опасность;

  • запомнят правила поведения при контакте с незнакомцами.

  • извлекать из текста нужную информацию;

  • формулировать правила личной гигиены; - применять изученные правила доро движения.

Общение

  • объяснять, что такое культура общения; - составлять родословное древо своей семьи;

  • обсуждать вопрос о культуре

общения в школе;

-осознают себя членами классного коллектива;

  • использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми; - формулировать правила этикета.

  • осознавать ценность традиций своей семьи;

  • собирать информацию;

  • оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе; - применять правила вежливости на практике;

  • осознавать необходимость

культурного поведения в гостях, за столом.

Путе шествия

  • различать стороны горизонта и

обозначать их на схеме;

  • ориентироваться на местности с помощью компаса, по местным признакам; - различать формы земной поверхности;

  • называть части реки;

  • наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы;

  • оценивать воздействие пробуждения

природы на человека;

  • называть основные

достопримечательности столицы;

  • находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; - осознают масштабность нашей планеты, а себя – её жителями.

  • работать с текстом;

  • использовать полученные знания в жизни;

  • работать со схемой;

  • замечать и ценить красоту природы; - рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края;

  • сравнивать изображение нашей страны на глобусе и на карте.

Содержание учебного предмета

2 класс (68 ч)

Где мы живем (4 ч) Родная страна. Имя родной страны - Россия, или Российская федерация. Государственные символы РФ: герб, флаг, гимн. Россия – многонациональная страна. Государственный язык.

Город и село. Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Проект «Родной город (село)». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Природа и рукотворный мир. Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру

Проверим и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем». Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Заглянем в кладовые земли. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села (10 ч)

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги.

Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

Здоровье и безопасность (9 ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности:

не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.). Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России.

Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.

Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

Тематическое планирование

  1. класс

урока

Тема урока


Где мы живём? (4 ч)

1

Родная страна.

2

Город и село.

3

Природа и рукотворный мир.

4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?»


Природа (20 ч)

1

Неживая и живая природа

2

Явления природы

3

Что такое погода

4

В гости к осени (экскурсия)

5

В гости к осени (урок)

6

Звёздное небо

7

Заглянем в кладовые земли

8

Про воздух и про воду

9

Про воздух и про воду

10

Какие бывают растения

11

Какие бывают животные

12

Невидимые нити

13

Дикорастущие и культурные растения

14

Дикие и домашние животные

15

Комнатные растения

16

Животные живого уголка

17

Про кошек и собак

18

Красная книга

19

Будь природе другом. Проект «Красная книга, или возьмём под защиту»

20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»


Жизнь города и села (10 ч)

1

Что такое экономика

2

Из чего что сделано

3

Как построить дом

4

Какой бывает транспорт

5

Культура и образование

6

Все профессии важны. Проект «Профессии»

7

В гости к зиме (экскурсия)

8

В гости к зиме (урок)

9

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

10

Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии»

Здоровье и безопасность (9 ч)

1

Строение тела человека

2

Если хочешь быть здоров.

3

Берегись автомобиля!

4

Школа пешехода

5

Домашние опасности

6

Пожар

7

На воде и в лесу

8

Опасные незнакомцы

9

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

Общение (7 ч)

1

Наша дружная семья

2

Проект «Родословная»

3

В школе

4

Правила вежливости

5

Ты и твои друзья

6

Мы – зрители и пассажиры

7

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

Путешествия (18 ч)

1

Посмотри вокруг

2

Ориентирование на местности

3

Ориентирование на местности

4

Формы земной поверхности

5

Водные богатства

6

В гости к весне (экскурсия)

7

В гости к весне

8

Россия на карте

9

Проект «Города России»

10

Путешествие по Москве

11

Московский Кремль

12

Город на Неве

13

Путешествие по планете

14

Путешествие по материкам

15

Страны мира. Проект «Страны мира»

16

Впереди лето

17

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

18

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»

68

ИТОГО

Планируемые результаты освоения учебного предмета

  1. класс

Личностные результаты:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  1. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  2. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  3. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  4. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  5. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  6. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  7. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  1. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  2. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  3. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  5. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

  6. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  7. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  8. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  9. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  10. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  11. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  12. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

  13. Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.

  14. Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  15. Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  16. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план. 17) Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

18) Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметные результаты:

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

Как устроен мир

  • классифицировать объекты природы; - устанавливать связь меду живой и неживой природой;

  • отличать человека от других живых существ, различать внешность человека и его внутренний мир, определять место

  • наблюдать за разнообразием природы;

  • осознают ценность природы ля людей; - замечать связи между живой и неживой природой и рассказывать о них;

  • осознавать себя гражданами огромной


человека в окружающем мире;

  • узнают, что такое общество, из каких частей оно состоит;

  • показывать на карте и глобусе океаны и материки;

  • узнают, что такое экология, что называют окружающей средой;

  • различать физическую и политическую карты мира и правила работы с ними.

страны;

- различать ступени познания человека; - различать внешний и внутренний мир человека;

Эта удивительная природа

  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

  • с помощью опытов исследовать

свойства воздуха, воды, почвы;

  • моделировать круговорот воды и взаимосвязи в живой и неживой природе; - классифицировать растения и животных; - объяснять, что такое опыление, как распространяются плоды;

  • узнают, что такое экология, что называют окружающей средой;

  • работать с Красной книгой.

  • наблюдать за разнообразием природы;

  • осознают ценность природы ля людей; - замечать связи между живой и неживой природой и рассказывать о них; - соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков – экскурсий, предусмотренных программой.

Мы и наше здоровье

  • объяснять, что такое органы и системы органов человека, устанавливать связь между их строением и работой;

  • объяснять, что такое кожа и

оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи;

  • объяснять строение и принципы работы опорно-двигательной системы человека,

пищеварительной, дыхательной и кровеносной систем;

  • выполнять правила рационального питания; - закаливать организм, предупреждать болезни.

  • осознавать себя гражданами огромной страны;

  • различать ступени познания человека; - различать внешний и внутренний мир человека.

Наша безопасность


  • выполнять правила безопасного

поведения в быту и на улице;

  • распознавать основные дорожные знаки;

  • знать правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;

  • называть потребности людей, товаров и услуг;

  • выполнять правила пожарной

безопасности, правила обращения с газом; - анализировать правила безопасного

поведения на улицах и дорогах;

  • моделировать в виде схемы путь от дома до школы.

  • выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; - соблюдать правила личной экологической безопасности;

  • осознавать проблему экологической

безопасности и меры по охране окружающей среды;

  • анализировать опасные

места для человека, уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко.

Чему учит экономика

  • раскрывать роль экономики в нашей жизни и жизни родного края;

  • раскрывать роль природных богатств

и труда людей в экономике; - объяснять, что такое потребности

человека, товары и услуги;

  • сравнивать культурные растения и описывать их по плану, объяснять, что такое растениеводство

и для чего люди им занимаются;

  • классифицировать домашних животных, объяснять, что такое животноводство и для чего люди им занимаются;

  • различать отрасли промышленности

и продукцию каждой отрасли; - понимать роль денег в экономике,

объяснять, что такое деньги;

  • объяснять, что такое государственный бюджет, из чего он складывается;

  • объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается;

  • обнаруживать связи между экономикой и экологией.

  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам; - обнаруживать взаимосвязи между

отраслями промышленности;

  • различать денежные единицы некоторых стран;

  • осознавать необходимость уплаты

налогов гражданами страны; - как ведется хозяйство семьи.

Путешествие по городам и странам

  • находить на карте города Золотого кольца

России, приводить примеры их достопримечательностей;

  • находить и показывать на карте страны и их столицы, приводить примеры их достопримечательностей;

  • рассказывать о стране по физической

и политической картам;

  • ценить памятники истории и культуры, осознавать необходимость бережного отношения к ним.

  • ценить уважительные и

добрососедские отношения между странами и народами;

  • обнаруживать взаимосвязи между странами и народами;

  • делать сообщения в устной форме, работать в группах;

  • использовать знания по теме в новых условиях,

Аргументировано отвечать, делать выводы.

Содержание учебного предмета

3 класс (68 ч)

Как устроен мир (6 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: Что нас окружает?

Проект: «Богатства, отданные людям»

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Экскурсии: Разнообразие растений. Разнообразие животных.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (15 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

Проект «Музей путешествий»

Тематическое планирование

  1. класс

урока

Тема урока


Как устроен мир (7 час)

1

Природа.

2

Человек.

3

Наши проекты «Богатства, отданные людям»

4

Общество

5

Что такое экология.

6

Природа в опасности.

7

Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»


Эта удивительная природа (19час)

1

Тела, вещества, частицы

2

Разнообразие веществ

3

Воздух и его охрана.

4

Вода

5

Превращения и круговорот воды

6

Берегите воду

7

Что такое почва

8

Разнообразие растений

9

Солнце, растения и мы с вами

10

Размножение и развитие растений

11

Охрана растений

12

Разнообразие животных

13

Кто что ест.

14

Наши проекты «Разнообразие природы родного края».

15

Размножение и развитие животных.

16

Охрана животных

17

В царстве грибов

18

Великий круговорот жизни

19

Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа


Мы и наше здоровье 10 часов

1

Организм человека

2

Органы чувств

3

Надёжная защита организма

4

Опора тела и движение

5

Наше питание

6

Наши проекты «Школа кулинаров»

7

Дыхание и кровообращение

8

Умей предупреждать болезни

9

Здоровый образ жизни

10

Проверим себя и оценим свои достижения

Наша безопасность 8 часов

1

Огонь, вода и газ

2

Чтобы путь был счастливым

3

Дорожные знаки

4

Наши проекты «Кто нас защищает»

5

Опасные места

6

Природа и наша безопасность

7

Экологическая безопасность

8

Обобщение знаний по теме «безопасность».

Чему учит экономика 12 часов

1

Для чего нужна экономика

2

Природные богатства и труд людей – основа экономики

3

Полезные ископаемые

4

Растениеводство

5

Животноводство

6

Какая бывает промышленность

7

Наши проекты «Экономика родного края».

8

Что такое деньги

9

Государственный бюджет

10

Семейный бюджет

11

Экономика и экология

12

Обобщение знаний по теме Чему учит экономика

Путешествие по городам и странам 12 часов

1

Золотое кольцо России

2

Золотое кольцо России

3

Золотое кольцо России

4

Наши проекты «Музей путешествий».

5

Наши ближайшие соседи

6

На севере Европы

7

Что такое Бенилюкс

8

В центре Европы

9

По Франции и Великобритании

10

На юге Европы

11

По знаменитым местам мира

12

Проверим себя и оценим свои достижения

68

ИТОГО

Планируемые результаты освоения учебного предмета

  1. класс

Личностные результаты:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные :

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  1. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  2. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  3. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  4. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  5. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

  6. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  7. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  1. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

  2. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  3. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

Земля и человечество

  • объяснять, что Солнце – небесное тело, источник тепла и света (общие представления о влиянии на земную жизнь); - рассказывать о мире с точки зрения: астронома, географа, историка;

  • характеризовать планеты Солнечной системы, естественные спутники планет; - объяснять причины смены дня и ночи и времен года в зависимости от движения Земли;

  • определять расположение созвездий на ночном небе;

  • различать понятия: созвездия, звезды, плеяды;

  • определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся события;

различать объекты Всемирного природного и культурного наследия в России и за рубежом.

  • постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете;

  • характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого;

  • обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества;

  • рассказывать о причинах возникновения Списка Всемирного наследия.

Природа России


  • различать холмистые и плоские

равнины, характеризовать их по карте;

  • находить и показывать на карте изучаемые зоны, характеризовать

природные зоны страны;

  • моделировать цепи питания характерные для природных зон;

  • выявлять особенности каждой

природной зоны;

  • характеризовать особенности

изучаемых водных объектов;

  • различать моря Северного

Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов;

  • вместе с взрослыми участвовать в практической работе по охране природы; - устанавливать зависимость между

поведением людей в природе и последствиями этого;

  • оценивать воздействие человека на природу;

  • работать со схемой освещенности

Земли солнечными лучами;

  • постоянно обогащать жизненный

опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках,

Интернете;

  • выполнять правила поведения в природе; - пропагандировать знания о природе, об отношении к ней человека; - обсуждать правила безопасности во время

отдыха у моря, в лесу, на речке; - обсуждать экологические проблемы и предлагать меры по их устранению.

Родной край – часть большой страны

- определять поверхность нашего края; - распознавать природные

сообщества, характеризовать их; - раскрывать роль природных

богатств нашего края их значимость для населения; - различать отрасли сельского хозяйства и продукцию каждой отрасли; - понимать высказывание «Земля – кормилица», объяснять его.

  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;

  • постоянно обогащать жизненный

опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках,

Интернете;

  • обнаруживать взаимосвязи между отраслями сельского хозяйства;

- как развивается хозяйство в нашем крае.

Страницы все мирной истории

  • рассказывать об исторических эпохах;

  • работать с лентой времени;

  • рассказывать о достижениях современной науки и техники, об освоении космоса, о ядерном оружии;

  • прослеживать по карте маршруты

Великих географических открытий; - понимать роль появления и развития письменности для человечества; роль археологических находок для изучения истории древних государств; роль великих географических открытий;

  • обнаруживать взаимосвязи между жизнью, бытом и культурой людей в разные эпохи; - обсуждать роль огня и приручения животных;

  • понимать роль первобытного искусства; - сравнивать Средние века и Новое время, делать выводы;

  • находить информацию об истории нашего края.

  • сопоставлять мировые религии,

выявлять их сходство и различия;

  • место и время их возникновения,

особенности храмов; характеризовать события, достижения и длительность исторической эпохи.


Страницы истории России

  • анализировать карту расселения

племен древних славян;

  • находить и показывать на карте Древней Руси путь «из варяг в греки»; нашествие Батыя на Русь; места исторических

сражений;

  • отмечать на «ленте времени» дату крещения Руси;

  • выявлять роль летописей для

изучения истории Руси;

  • рассказывать о выдающихся деятелях истории.

  • распознавать важные исторические даты; - обсуждать важность изобретения книгопечатания.

  • работать с исторической картой;

  • сравнивать и анализировать исторические события;

  • удовлетворять познавательные интересы;

  • находить дополнительную информацию об истории нашей страны, своего края; - работать с терминологическим словарем; - называть даты важнейших событий в истории в соответствии с программой;

  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

Современная Россия

  • находить на политико-

административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения;

  • анализировать закрепленные в

Конвенции права ребенка;

  • различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь; - различать прерогативы президента, Федерального собрания и Правительства; - знакомиться с особенностями герба, флага, гимна Российской Федерации, их историей, отличать символы России от символов других стран;

  • следить за государственными делами по программе новостей ТВ и печатным средствам массовой информации;

  • обсуждать, зачем государству нужны символы;

  • исполнять гимн страны;

  • составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей (с взрослыми);

  • совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета по городам России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры.

  • различать праздники государственные, народные, профессиональные, церковные, семейные;

  • составлять устный рассказ о праздниках.

Содержание учебного предмета

4 класс (68 ч)

Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах.

Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России.

Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Экскурсия: Лес и человек.

Практические работы: Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.

Родной край – часть большой страны (15 ч) Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсия: Поверхность нашего края.

Практические работы: Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.

Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества:

первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете. Экскурсия: Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.

Страницы истории Отечества (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин

Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь.

Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.

Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.

Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и

Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение.

М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи. Экскурсия: Во времена Древней Руси.

Современная Россия (9 ч)

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Тематическое планирование

4 класс

урока

Тема урока

Земля и человечество (9 ч)

1

Мир глазами астронома.

2

Планеты Солнечной системы.

3

Звёздное небо – Великая книга Природы.


4

Мир глазами географа.

5

Мир глазами историка

6

Когда и где?

7

Мир глазами эколога

8

Сокровища Земли под охраной человечества.

9

Международная Красная книга.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество»

Природа России (10 ч)

1

Равнины и горы России.

2

Моря, озёра и реки России.

3

Природные зоны России.

4

Зона арктических пустынь.

5

Тундра.

6

Леса России.

7

Лес и человек.

8

Зона степей.

9

Пустыни.

10

У Чёрного моря.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России».

Родной край – часть большой страны (15 ч)

1

Наш край.

2

Поверхность нашего края.

3

Поверхность нашего края. Экскурсия.

4

Водные богатства нашего края

5

Наши подземные богатства.

6

Земля - кормилица

7

Экскурсия в лес и на луг.

8

Жизнь леса.

Лес - природное сообщество.

9

Животные нашего леса.

10

Жизнь луга.

Луг - природное сообщество.

11

Жизнь в пресных водах.

12

Экскурсия к водоему.

Знакомство с обитателями водоема.

13

Растениеводство в нашем крае.

14

Животноводство в нашем крае

15

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны»

Презентация проектов.

Страницы всемирной истории (5 ч)

1

Начало истории человечества.

2

Мир древности: далёкий и близкий

3

Средние века: время рыцарей и замков

4

Новое время: встреча Европы и Америки


5

Новейшее время: история продолжается сегодня.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории».

Страницы истории России (20 ч)

1

Жизнь древних славян

2

Во времена Древней Руси

3

Страна городов

4

Из книжной сокровищницы Древней Руси

5

Трудные времена на Русской земле.

6

Русь расправляет крылья.

7

Куликовская битва.

8

Иван Третий.

9

Мастера печатных дел.

10

Патриоты России.

11

Пётр Великий.

12

Михаил Васильевич Ломоносов.

13

Екатерина Великая.

14

Отечественная война 1812 года.

15

Страницы истории XIX века.

16

Россия вступает в XX век.

17

Страницы истории 1920 – 1930-х годов.

18

Великая война и великая Победа.

19

Великая война и великая Победа.

20

Страна, открывшая путь в космос.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России».

Современная Россия (9 ч)

1

Основной закон России и права человека.

2

Мы – граждане России.

3

Славные символы России.

4

Такие разные праздники.

5

Путешествие по России

6

Путешествие по России

7

Путешествие по России

8

Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщение.

9

Презентация проектов

Представление результатов проектной деятельности.

68

ИТОГО


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!