СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе УМК "Начальная школа XXI века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка составлена в соответствии с основными требованиями ФГОС, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями основной образовательной программы ОУ. Программа рассчитана на 1 час в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе УМК "Начальная школа XXI века"»


Рабочая программа по Окружающему миру 4 класс по программе

УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.



Составлена учителем начальных классов МБОУ «СОШ№60» г.Чебоксары

Софроновой Т.Г.















Окружающий мир 4 класс

Пояснительная записка


Рабочая программа по «Окружающему миру» для 4 класса составлена в соответствии с основными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями основной образовательной программы ОУ, программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

программой МБОУ «СОШ № 60» г. Чебоксары;

планом МБОУ «СОШ № 60» г. Чебоксары;


Общая характеристика

Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружа­ющую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способ­ствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют пред­ставления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).

Цели:

  • формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество»;

  • воспитание пра­вильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Задачи:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

  • расширение кругозора и культурного опыта школьника.

Ценностные ориентиры содержания

«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

  • устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;

  • осознает необходимость выполнения правил поведе­ния, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

  • подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

• подготавливается к изучению базовых предметов в ос­новной школе.

В основе построения курса лежат следующие принципы:


1. Принцип интеграции — соотношение между естествен­нонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных от­ношений.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наибо­лее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необхо­димых для его индивидуального психического и личностно­го развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовле­творить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

3. Культурологический принцип понимается как обеспе­чение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его воз­растную эрудицию.

4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи эко­логического образования младшего школьника при ознаком­лении его с окружающим миром.

5. Принцип поступательности обеспечивает - постепенно­сть, последовательность и перспективность обучения, возмо­жность успешного изучения соответствующих естественно­научных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изу­чении природы и общественных явлений широко использо­вать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исто­рический музеи и т.д


Объем программы

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Программы начального общего образования по окружающему миру, Программы «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой (окружающий мир – автор Н.Ф.Виноградова), предусматривающей 68 ч.

Согласно графику – календарю МБОУ «СОШ№60» на 2015-2016 учебный год в 4 классе предусмотрено 34 учебных недели (1 час в неделю)









Содержание курса

34 часа (1 ч в неделю)


п\п

Содержательная линия

Кол-во

часов


34 ч

Требования ФГОС
Планируемые результаты


Знать


Уметь

1

Введение

Человек – часть природы. Природа – источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.

1



2

Человек- живое существо (организм).

Человек – живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий. Роль нервной системы в организме.

Опорно – двигательная система: скелет и мышцы. Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно – двигательной системы. Движения и физкультура.

Пищеварительная система. Ее органы. Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

Дыхательная система. ЕЕ органы. Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания.

Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце – главный орган кровеносной системы. Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

Органы выделения. Их роль в организме. Главный орган выделения – почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

Ты и твое здоровье. Человек и его здоровье. Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.

Вредные привычки.

ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни.

Человек – часть природы. Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка.

Человек среди людей.

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках – качества культурного человека. Умеем ли мы общаться?

ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животных. Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе. Детские болезни, их причины и признаки заболевания. Правила поведения во время болезней.

15

-признаки живого организма; признаки, характерные для человека;

-признаки живого организма; признаки, характерные для человека;

-основные органы и системы органов человека и их функции;

-правила здорового образа жизни;

-права граждан и ребенка в России;

-основных представителей российского государства;

- народы, населяющие Россию;


различать

-искусственные тела и тела природы;

- искусственные тела и тела природы;

-эмоциональное состояние и чувства окружающих;

Решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

-раскрывать значение нервной, опорно – двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;

-применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности;

-указывать по тексту, к какому времени относится это событие;

-составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек – биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развивать свою память», «Если случилась беда», «Чем человек отличается от животных», «какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»;

-объяснять значение понятий «человек –живой организм», «здоровый образ, жизни», «вредные привычки», «государство», «права ребенка»;

-в повседневной жизни применять правила нравственного поведения;

-работать с географической и исторической картой;

-выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.




3

Человек и общество, в котором он живет.

Родная страна от края до края. Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики.

Почвы России. Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

Рельеф России. Восточно – Европейская равнина, Западно – Сибирская равнина.

Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.

Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия Дания.

Человек и культура. Человек – творец культурных ценностей. Что такое культура? Школы, книги, библиотеки в разные времена. О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре 1, во второй половине 18 века. Первые университеты в России. М.В.Ломоносов. Школа и образование в 19 веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.

Искусство России в разные времена. Памятники архитектуры Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

Искусство России 18 века. Памятники архитектуры. Творения В.И.Баженова. Изобразительное искусство 18 века. Возникновение публичных театров.

Искусство России 19 века. «Золотой век» русской культуры. А.С.Пушкин – «солнце русской поэзии». Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников.

Искусство России 20 века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода. Произведения художников России. Детские писатели и поэты. Композиторы и их произведения. Современный театр.

Гражданин и государство. Россия – наша Родина. Права и обязанности граждан России.

Расширение кругозора школьников. Какие расы живут на Земле. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России.

Человек – воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Отечественна война 1812 года. М.И.Кутузов.

Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

Расширение кругозора школьников. Борьба русского народа с польскими захватчиками в 17 веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

18

-иметь представление о важных событиях нашей страны, об искусстве18-20 века





-права граждан и ребенка в России.;

-основных представителей российского государства;

- народы, населяющие Россию;



-называть персонажей разных исторических эпох.

- знать и выполнять права и обязанности граждан.

-год и век, арабские и римские цифры;

-события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе;

-раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;

-указывать по тексту, к какому времени относится это событие;








Основные требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса


К концу обучения в 4 классе обучающиеся должны:

называть (приводить примеры):

- признаки живого организма; признаки, характерные для человека;

-основные органы и системы органов человека и их функции;

-правила здорового образа жизни;

-права граждан и ребенка в России;

-основных представителей российского государства;

- народы, населяющие Россию;

различать (соотносить):

-год и век, арабские и римские цифры;

-искусственные тела и тела природы;

-эмоциональное состояние и чувства окружающих;

-события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

-раскрывать значение нервной, опорно – двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;

-применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности;

-раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;

-указывать по тексту, к какому времени относится это событие;

-составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек – биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развивать свою память», «Если случилась беда», «Чем человек отличается от животных», «какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»;

-объяснять значение понятий «человек – живой организм», «здоровый образ, жизни», «вредные привычки», «государство», «права ребенка»;

-в повседневной жизни применять правила нравственного поведения;

-работать с географической и исторической картой; выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.

Система оценки планируемых результатов

Для контроля и оценки знаний и умений по окружающему миру используется индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а так же самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа, в котором участвуют обучающиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые обучающиеся дают конкретные обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставлять факты, выбрать альтернативу, сравнивать, проанализировать, найти причину явления.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Можно выделить индивидуального формы опроса: рассказ – описание и рассказ – рассуждение.

При оценке рассказа – описания учитывается полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценке заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять дословно, а высказывать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем

Рассказ – рассуждение проверяет умение обучающегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм. Это вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи – рассуждения.


Характеристика цифровой оценки

«5» -отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу, не более одного недочета, логичность и полнота изложения;

«4» - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса. Наличие 2-3 ошибок или 4 -6 недочетов по текущему материалу ( не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу. Незначительные нарушения логики изложения материала. Использование нерациональных приемов решения учебной задачи. Отдельные неточности в изложении материала.

«3» - достаточный минимальный уровень выполнения требований. Не более 4-6 ошибок по текущему материалу. Отдельные нарушения логики изложения материала. Неполнота раскрытия вопроса.

«2» - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного. Наличие более 6 ошибок по текущему

материалу. Более 5 ошибок по пройденному материалу. Нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации.
















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

начального общего образования

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

в 4 классах А и Б на 2017-2018 уч.год

составлено Леухиной М.В., Софроновой Т.Г. на основе рабочей программы

по учебнику Виноградовой Н.Ф., Калиновой Г.С.

34 учебных часа (по 1 часу в неделю)



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Дата

1

Организм человека. Нервная система.

1

Знание о строении организма человека


2

Скелет – опора человека. Кости и мышцы нужно укреплять

1

Раскрытие значение опорно – двигательной системы


3

Пищеварительная система. Берегите зубы с детства

1

Выяснение функции пищеварительной системы


4

Дыхательная система. Кровь. Кровеносная система.

1

Выяснение функции дыхательной системы. Раскрытие значения главного органа кровеносной системы


5

Органы выделения. Кожа

1

Выяснение функции органов выделения


6

Зрение. Слух.

1

Раскрытие значения глаз. Раскрытие значения слуха.

Привитие основ здорового образа жизни


7

Обоняние. Вкус. Осязание

1

Раскрытие значения обоняния

Привитие основ здорового образа жизни


8

Урок повторения и обобщения Контрольная работа за 1 четверть.

1

Обобщение знаний по теме


9

От эмоций к чувствам. Что такое внимание?

1

Выяснение значения эмоций в общении людей


10

Зачем человеку память. Здоровье человека. Режим дня школьника

1

Раскрытие значения памяти в жизни человека


11

О правильном питании. Вредные привычки. Опасности улиц и дорог

1

Привитие правил здорового образа жизни

Знание ПДД


12

Если случилась беда


Привитие основ безопасной жизнедеятельности


13

Человек – часть природы

1

Умение найти отличительные признаки человека и животного. Сравнение человека взрослого и старого. Плюсы и минусы детства.


14

Человек и культура

1

Доказательство того, что человек- творец культурных ценностей

Влияние культуры на общество


15

Контрольная работа за 2 четверть

1

Обобщение знаний по теме


16

Природные зоны России. Арктика. Тундра.Тайга.

1

Иметь представление о природных зонах нашей страны.



17

Степь. Пустыня. Влажные субтропики.

1

Знание о природных зонах нашей страны.



18

Почва – среда обитания растении и животных. Плодородие почв.

1

Умение найти отличительные признаки плодородия почвы. Охрана почв.


19

Контрольная работа «Природные зоны»

1

Обобщение знаний по теме


20

Восточно – Европейская , Западно – Сибирская равнины.

1

Знание о рельефе России. Равнина. Горы


21

Особенности расположения Древних городов. О чем рассказывают летописи

1

Раскрытие причин открытия новых земель. Кремль-крепость. Московский Кремль. Казанский Кремль. Кремль Нижнего города


22

Россия и ее соседи

1

Иметь представление о государствах, граничащих с Россией. Япония. Китай. Финляндия. Дания.


23

О чём рассказывают летописи.

1



24

Просвещение в России. Школа и образование .

1

Школа в разные исторические эпохи. Ознакомление с просвещением в Росси во второй половине 18 века. Образование в России после Петра 1.


25

Контрольная работа за 3 четверть

1

Обобщение знаний по теме


26

Памятники архитектуры, художественные ремесла и музыка в Древней Руси.

1

Расширение своего кругозора

Ознакомление с памятниками Древней Руси


27

Искусство России 18 века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова

1

Ознакомление с искусством в разные времена.

В.В.Растрелли, М.Ф.Казаков .А.Г.Венецианов, И.Н. Аргунов.



28

«Золотой век русской культуры». Творчество поэтов, писателей, композиторов и художников 19 века

1

Ознакомление с творчеством А.С.Пушкина, А.Фет, Л. Толстого, М. Глинки, П.Чайковского, В. Тропинина, И.Репина, И. Левитана, В. Серова


29

Искусство России 20 века

1

Ознакомление с архитектурными сооружениями. Музей изящных искусств. Третьяковская галерея. ВВЦ. Московское метро. Оценивание произведений искусств


30

Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский. Куликовская битва.

1

Раскрытие причин возникновения войны и победы

А.Невский. Д. Донской.


31

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.


1

Раскрытие причин возникновения войны и победы

Знание о подвиге русского народа

Минин. Пожарский


32

Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Битва под Москвой. Сталинградская битва.

1

Раскрытие причин возникновения войны и победы

Знание о подвиге русского народа

Знание героев войны


33


34

Итоговая контрольная работа за год


Россия – наша Родина. Права и обязанности граждан России.


1


1

Обобщение знаний по теме.


Выяснение прав и обязанностей граждан России.

Знание народов, населяющих Россию













Учебно – методический комплект:

  • Программа начального образования по окружающему миру М., Просвещение, 2008

  • Программа начальной школы по окружающему миру. 4 класс. Автор Н.Ф.Виноградова М., Вента - Граф, 2008

Учебник

  • Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:
    3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2009.

Методические пособия

  • Окружающий мир. 4 класс: Поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой/Авт. – сост. Н.Ф.Виноградова,
    М: Вента – Граф, 2008.

  • Окружающий мир. 4 класс: Поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой/Авт. – сост. О.А. Исакова – Волгоград: Учитель, 2010

Литература дополнительная:

  • Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся./ Авт. – сост.
    Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. – Волгоград: Учитель, 2010.

  • Олимпиадные задания.2 - 4 класс: Окружающий мир /Авт. – сост. Г.В. Раицкая. 3 – е изд. – Самара: Издательство
    «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,. 2009.

Печатные пособия

Таблицы к основным разделам окружающего мира.

Технические средства обучения.

Компьютер.


Экранно – звуковые пособия

  • Животный мир. Энциклопедии. (СД)









13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!