Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
«Рассмотрено» На заседании МО От «31» августа 2019 г. _________ | «Согласовано» «31» августа 2019 г. Зам. директора по УВР _________ | «Утверждаю» «31» августа 2019 г. Директор МАОУ СОШ №9 ____________ |
«Согласовано» УС ОО _________ | «Одобрено» Школьным парламентом ______________________ | |
Рабочая программа учебного предмета
«Окружающий мир» для 4 класса
Класс | 4Б |
Уровень образования | начальное общее образование |
Уровень изучения предмета | базовый |
Срок реализации программы | 2019/2020 учебный год |
Количество часов по учебному плану | 68 ч/год; 2 ч/неделю |
Рабочую программу составили | Убонова М.Ю. |
Данная рабочая программа разработана в соответствии с со ст. 14 п. 5, ст. 15 п.1, ст. 32 п.6,7 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. В силу с 24.07.2015, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования от 06.10.2009 №373 (в ред. от31.12.2015), ООП НОО МАОУ «СОШ №9» г. Улан-Удэ, Уставом школы, Учебным планом МАОУ «СОШ №9», на основе программы «Окружающий мир» Чудиновой Е.В., Букваревой, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. |
г. Улан-Удэ, 2019 год
Аннотация к программе
Предмет | Окружающий мир |
Классы | 4 Б |
Учителя | Убонова М.Ю. |
Срок реализации программы | 2019-2020 учебный год |
Место в учебном плане ОО | ФГОС (1-7 классы). Обязательная часть: 2 час Количество часов в неделю: 2 Всего часов в год: 68 |
УМК | Авторы: 1) Окружающий мир: Учебник для 4 класса начальной школы (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). В двух частях. М.: Вита-пресс, 2015. 2) Тетрадь для практических работ. Чудинова Е.В. М.: Вита-пресс, 2015. 3) Рабочая тетрадь по окружающему миру для 4 класса. Чудинова Е.В. М.: Вита-пресс, 2015. 3) Методические рекомендации для учителя четырехлетней начальной школы (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)- М.: Вита-пресс, 2015. |
Цели и задачи программы | Основная задача курса: формирование основ научного мышления в области природы и социума. Основная цель: освоение моделирования как средства построения развернутых гипотез исследования. Задачи:проработать способ экспериментирования в области формулирования гипотез; подготовить учащихся к работе с учебными моделями в средней школе; ознакомить учащихся с широким кругом явлений и фактов из области естествознания и обществознания; продолжить работу по формированию контрольно-оценочных действий школьников (рефлексивный контроль, оценка чужих и своих действий по выработанным критериям); организовать дальнейшую работу с текстами (овладение формами письменной дискуссии как средства работы со своей и чужой точками зрения; составление простых текстов-рассуждений; составление плана текста; достраивать текст самостоятельно); продолжить работу по формированию учебного сотрудничества в классе (учебный диалог, работа в малых группах и парах) Результат: планирование и проведение целостного исследования в природе и публичная презентация его результатов. |
Общая характери-стика учебного предмета | Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет интегративный характер: объединяет два учебных блока: «Естествознание» и «Обществознание». Также в содержание курса включены материалы по безопасности жизнедеятельности. Вторая особенность, отличающая «Окружающий мир» как от курсов русского языка и математики, так и от курсов эстетического цикла, состоит в том, что «Окружающий мир» решает задачи формирования мышления и сознания в условиях взаимодействия ребенка с «сопротивляющимся» объектом — природными и социальными явлениями. Это дает возможность ребенку проверять на практике свои предположения об устройстве и характере природных и социальных явлений, что и определяет успешность становления у него основ научного мышления. В процессе изучения курса «Окружающий мир» развиваются общеучебные умения ребенка, такие, как способность наблюдать, анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, работать с научно-популярным текстом, выдвигать и проверять гипотезы, творчески подходить к проблемной ситуации, представлять свои наблюдения и выводы в принятых в культуре формах, а также специальные умения, такие, как: устанавливать связи между природными объектами, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов, ориентироваться на местности, ориентироваться в ходе событий своей жизни и жизни окружающих, осознавать ход природных и социальных процессов и т.д. Основой объединения блоков «Естествознание» и «Обществознание» в целостный компонент «Окружающий мир» является в данной программе логика развертывания «Естествознания», поскольку именно в этом блоке выстроена систематическая последовательность учебных задач, обеспечивающая формирование основ научного мышления младшего школьника. В предлагаемом курсе учебным предметом является не картина мира, а сами способы создания этой картины, способы получения знаний о природе. Основным методом обучения по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова является решение детьми системы учебных задач. В курсе «Окружающий мир» основной учебной задачей является открытие эксперимента как способа практической проверки выдвинутых предположений. Решение детьми более частных учебных задач, открывающих способы планирования эксперимента, способы измерения величин, способы представления результатов исследования, построения объяснительной гипотезы как модели и пр., позволяет развить и конкретизировать простейшее экспериментирование. Открытие и освоение этих способов действия возможно на разнообразном материале из области физики, химии, биологии, геологии, астрономии и других естественных наук. Исходя из этого тематическое содержание подбиралось так, чтобы: а) на первых этапах работы дети имели дело с наиболее чувственно богатым материалом, позволяющим расширить опыт их ощущений и практических действий; б) у детей сложилась картина мира, максимально близкая к современной научной картине (мир, в котором все взаимосвязано и непрерывно развивается). Разделы по обществознанию дополняют этот материал, раскрывая перед учащимися другие стороны окружающего мира. Вместе с тем эти разделы органично вписаны в основную логику движения от темы к теме. Так, проблема измерения времени, поднятая в блоке «Естествознание», находит свое закономерное продолжение в теме «Историческое время» (блок «Обществознание»), а освоение умения читать простейшие карты и планы (блок «Естествознание») находит применение в темах «История на карте», «Народы, населяющие Россию» («Обществознание»). В блоке «Обществознание» сильно выражен региональный компонент. Материал и форма конкретных заданий подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Задания содержат элементы конструирования, рисования, практических действий и игр. Обращается особое внимание на проведение практических работ и экскурсий, с одной стороны, и формирование умения работать с текстами и документами — с другой. |
Основные образовательные технологии | При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: игровые, информационно-коммуникативные, проектные, технология развивающего обучения, проблемного обучения, формирующего оценивания. Уроки строятся на принципах системо- деятельностного подхода. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: урок- викторина, мастерская, занятие, решение проектной задачи, консультация и др. |
Требования к уровню подготовки учащихся |
| Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
Человек и природа | узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. | использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов; моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде; пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь принесложных несчастных случаях; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
Человек и общество | узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город; различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. | осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны; проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Предметные результаты:
В области естествознания:
Знать:основные свойства воды;
основные свойства воздуха;
условия, необходимые для жизни растений и животных;
правила охраны и укрепления здоровья;
название нашей планеты;
правила поведения в природе.
Приводить примеры:
диких и домашних животных (2-3 на каждую группу);
дикорастущих и культурных деревьев, кустарников, трав (2-3 на каждую группу);
хвойных и лиственных деревьев, кустарников, трав (2-3 на каждую группу);
природных явлений (2-3);
живых и неживых природных тел (объектов наблюдения);
веществ в разных агрегатных состояниях;
полезных и вредных для здоровья привычек;
представителей разных групп животных (насекомые, рыбы, птицы, звери; не менее 3 представителей из изученных);
представителей растений своего региона: трав, кустарников и деревьев (не менее 3 из каждой группы), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
представителей рыб, насекомых, птиц и зверей своего региона (не менее 3 из каждой группы), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.
Различать на уровне представлений:
естественные (природные) и искусственные объекты (предметы труда и изделия человека);
живые и неживые природные объекты (тела);
части растения, отображать их на схематическом рисунке;
вещества (материалы);
явления (процессы);
агрегатные состояния воды.
Кратко характеризовать:
свойства объекта наблюдения (форма, цвет, сравнительные размеры);
роль Солнца для жизни на Земле;
сезонные изменения в природе; связи между жизнью живых существ и сезонными изменениями;
воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), меры по ее охране.
Решать практические задачи:
измерять температуру воздуха с помощью термометра;
измерять время с помощью часов;
составлять свой распорядок дня;
проращивать семена, ухаживать за растениями;
владеть элементарными приемами чтения картосхемы: показывать на карте материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия);
показывать на карте границы России, столицу России.
В области обществознания и основ безопасности жизнедеятельности:
Знать:
название родной страны, родного региона, столицы России родного города;
название Основного закона страны;
правила дорожного движения.
Приводить примеры:
исторических и культурных памятников страны (не менее 3);
государственных праздников Российской Федерации;
прав ребенка;
особенностей жизни и быта людей в прошлом (в доисторический период истории России).
Кратко характеризовать:
элементарные правила поведения в школе и дома;
условия результативной работы группы и правила взаимодействия людей при общении;
условия безопасного перехода через улицу (правила дорожного движения);
изменения ребенка по мере взросления;
условия пожарной безопасности (правила поведения при пожаре и задымлении);
государственные символы России (Государственный флаг и Государственный герб);
отдельные (изученные) события из истории Отечества.
Рассказывать:о родном крае;о родной стране;о столице.
Решать практические задачи:
прокладывать безопасные маршруты в своем микрорайоне;
осуществлять безопасное поведение в своем доме;
находить на современной карте границы современной России, столицу 1-2 города;
находить на исторической карте примерную территорию Древней Руси, Российского государства, места отдельных исторических событий).
Метапредметные результаты
Универсальные учебные действия, лежащие в основании ключевых компетентностей: |
Учебная (образовательная) компетентность | Компетентность взаимодействия (коммуникации) | Информационная компетентность |
Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы; Самостоятельно без оценки учителя устанавливать собственный «дефицит» в предметных способах действия/средствах, соотнося его со схемой действия (т.е. только после выполненного задания); Определять причины своих и чужих ошибок и подбирать из предложенных заданий тех, с помощью которых можно ликвидировать выявленные ошибки; Перед решением задачи может оценить свои возможности, однако при этом учитывает лишь факт – знает он решение или нет, а не возможность изменения известных ему способов действий; Высказывать предположения о неизвестном, предлагать способы проверки своих гипотез, инициировать прииск и пробы известных (неизвестных) способов действий/средств | - оформлять свою мысль в форме текста и вспомогательной графики, заданных образцом; - определять жанр и структуру письменного документа (из числа известных форм) в соответствии с поставленной целью коммуникации; - готовить план выступления на основе заданной цели; - использовать паузы для выделения смысловых блоков своего выступления; - использовать вербальные и не вербальные средства для выделения смысловых блоков своего выступления; - высказывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога, относится к мнению партнера, углублять аргументацию; - могут разъяснять свою идею, предлагать ее или аргументировать свое отношение к идеям других членов группы; - могут задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга, сопоставлять свои идеи с идеями других членов группы, развивать и уточнять идеи друг друга | - указывать, какая информация (о чем) требуется для решения поставленной задачи; - указывать, в каком типе источника следует искать заданную информацию и характеризовать источник в соответствии с задачей информационного поиска; -извлекать информацию по заданному вопросу из статистического источника; - самостоятельно планировать и реализовывать сбор необходимой информации; - систематизировать собранную информацию из разных источников (график, текст, рисунок, таблица); - самостоятельно может задать простую структуру для первичной систематизации информации по одной теме (с помощью таблицы); - переводить информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; - делать вывод на основе полученной информации, приводить аргументы, подтверждающие вывод |
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в общих делах и событиях;
- осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: толерантности, взаимопомощи, уважительного отношения к культуре и истории своего и других народов, ценности человеческой жизни и жизни других живых существ Земли и т. д., культура поведения и взаимоотношений со взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
- установка на безопасный здоровый образ жизни (физическая культура, закаливание, безопасное поведение на природе, на улицах города и в других
общественных местах).
Содержание
1. Наблюдение небесных явлений. Небесные тела. Солнце – звезда, источник света и тепла на Земле. Земля – наша планета. Источники света и отраженный свет.
2. Разные способы моделирования: схемы, «живые модели», модели из конструктора, модели с источником света, компьютерное моделирование. Проверка предположений в случае невозможности эксперимента.
Явление смены дня и ночи на Земле.Явление фаз Луны. Солнечные и лунные затмения.
3. Моделирование формы Земли.
Наблюдаемые явления, подтверждающие шарообразность Земли (затмения, движение за горизонт).
Древние мореплаватели. Кругосветные путешествия. Расположение материков и океанов на карте и глобусе.
4. Основания для выбора и оценки моделей (представление о всемирном тяготении).
Проявление земного тяготения.
Взаимное притяжение Солнца, Земли, Луны.
Системы Птолемея и Коперника.
Устройство Солнечной системы. Семья планет. Земля – планета, на которой есть жизнь. Общая характеристика условий жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода, живые существа, почва.
Луна – спутник Земли. Ее влияние на Землю. Приливы и отливы. Живые существа приливно – отливной зоны.
Искусственные спутники Земли и их значение для решения хозяйственных задач. Спутники – наблюдатели, спутники связи, спутники – исследователи. Представление о слоях земной атмосферы.
5. Глобус- модель Земли. Форма и размеры Земли. Значение наклона земной оси для климата на земном шаре и явлений смены сезонов на Земле.
Зональность в распределении природных сообществ на планете. Растения и животные зоны тундры, лесной зоны, степей, пустынь Евразии. Взаимосвязь живых существ с неживой природой и между собой. Взаимосвязь растений и животных (общее представление). Приспособленность растений и животных к условиям своего существования.
Лес, луг, водоем родного края. Представители растений, насекомых, рыб, птиц и зверей, обитающих в родном крае (по 2-3 представителя). Особенность их внешнего вида, питания, размножения. Роль воды в жизни человека. Охрана водоемов. Правила поведения в природе.
Смена сезонов на нашей планете. Сезоны в жизни животных, растений, человека. Взаимосвязь живой и неживой природы в явлениях сезонных изменений.
6. Календарь – способ описания времени, основанный на знаниях о небесных явлениях.
Солнечные и лунные календари.
Летоисчисление. Линейное и циклическое время. Эра календаря. Исчисление времени у греков, римлян, китайцев, славян.
Петровская реформа календаря. Современный календарь. Календарные праздники (семейные, религиозные, традиционные народные и пр.). Традиции празднования. Государственные праздники России.
7. Прошлое и настоящее России.
Доисторическое и историческое время. Культурный слой. Счет времени в веках.
Находки стоянок древнего человека. Жизнь древних людей. Современный человек как социальное существо. Его права. Основные нормы морали. Правила поведения в обществе.
Жизнь людей в историческом прошлом. Основные исторические периоды жизни страны (Древняя Русь, Российское государство, СССР, РФ).
Некоторые события российской истории как предмет изучения естествознания и обществознания (истории). Древняя Русь: возникновение государственности на Руси (похороны княжеского дружинника в Смоленске), монголо – татарское иго (героическая оборона Рязани, устройство российских городов), княжеские распри (шлем Ярослава, восстановление изображения Андрея Боголюбского скульптором Герасимовым). Российское государство: присоединение Сибири (поход Ермака, охота и рыболовство, истребление некоторых видов животных), реформы Петра I, оборона Севастополя (достижения военной хирургии: изобретение гипсовой повязки, наркоза, разработка приемов оказания первой медицинской помощи).
СССР: подвиг народа в блокадном Ленинграде в Великую Отечественную войну (сохранение коллекции семян Вавилова), освоение целины (подвиг народа и экологические проблемы), покорение космоса (народный герой Юрий Гагарин, подготовка отряда космонавтов, физические тренировки и их влияние на здоровье человека).
Современное состояние России в графиках и диаграммах. Символы российской государственности (Государственный флаг и Государственный герб). История российского флага. Герб России и гербы некоторых российских городов. Современная форма правления. Основной закон страны.
8. Наше место на планете Земля.
Деятельность человека на Земле. Рост населения Земли. Демографические проблемы.
Потребности человечества в энергии, энергоресурсы Земли.
Экологические проблемы: последствия промышленного освоения территорий; проблема мусора (связь качества мусора с доходами семьи; рациональное использование отходов, их утилизация), проблема вымирания животных и растений и пр. Зависимость деятельностью человека и состоянием природы. Оценка последствий человеческой деятельности на Земле.
Природа как важнейшее условие жизни человека. Меры по охране природы. Красная книга.
Участие в природоохранной деятельности (на выбор: уборка загрязненной территории, озеленение, очистка водного источника, участие в экологическом проекте).
Примерная тематика экскурсий:
1) Календарные обряды и праздники (краеведческий музей).
2) Проблемы экологии родного края (местный экологический центр).
3) Небесные явления, звездный мир и пр. (планетарий).
4) Наблюдения за небесными явлениями, экскурсии по экологическим тропам (выезд на природу).
Календарно-тематический план года
I четверть (2 часа х 9 недель = 18 часов)
№ | Дата | Тема урока | Содержание | Форма | Результат | СР |
Тема №1 Определение задач учебного года (3 часа) Цель: определить возможные «дефициты» учащихся в знаниях и умениях и пути их ликвидации с постановкой новых задач текущего учебного года |
1 2 | 03.09 | Стартовая работа | Набор заданий на актуальные и перспективные знаний и умения учащихся | И | Оценка успешности выполнения работы | сост. и заполнить ОЛ |
3 | 10.09 | Определение дефицитов в знаниях и умениях учащихся. Определение задач учебного года через анализ стартовой работы | Сопоставление оценки учителя и учащегося по итогам стартовой работы. Определение возможных причин возникновения ошибок и поиск средств для их ликвидации | И и МГ | Перечень трудностей и ошибок учащегося | С.5 |
Тема № 2. «Наблюдение небесных явлений» (15 часов) Цель: получить знания о природе механизмов небесных явлений, путем пространственного воображения |
4 | 12.09 | Как мы ощущаем Луну, Солнце, Землю | Организовать анализ учащимися собственных ощущений от Солнца и планет (Луны и Земли). | К | Различение звезд и планет. | С. 7 |
5 | 17.09 | Небесные тела | Организовать работу с текстами, сочинение собственного текста (сказки), планирования наблюдения движения Солнца и Луны. | К | Сказка «Как произошли день и ночь» | С. 10 |
6 | 19.09 | Происхождение дня и ночи | С. 12 |
7 | 24.09 | Объяснение явления смены дня и ночи на Земле. | Организовать выдвижение объяснительных гипотез о происхождении дня и ночи и поиск модельных средств для представления объяснительных гипотез. | МГ | Объяснительные гипотезы смены дня и ночи; | С. 13 |
8 | 26.09 | Солнце – наша звезда | Организовать письменную дискуссию как средством работы со своей и чужой точками зрения. | К и ПР | Одна из форм письменной дискуссии. | С. 17 |
9 | 30.09 | Свет и цвет | Набор заданий из УТ № 1 с.20 | МГ | Получение радуги, смешение цветов | С. 21 |
10 | 3.10 | Фазы Луны. | Организовать обсуждение результатов наблюдений, проведение проб на свечение и освещенность. | МГ | Схема фаз Луны, схема взаимного расположения Земли и Луны | С. 23 |
11 | 07.10 | Объяснение явления смены фаз Луны. | Отработка умения изображать фазы Луны по взаимному расположению Земли, Луны и Солнца. | И | Решение частных задач | С. 26 |
12 | 10.10 | Вид освещенных небесных тел | С.28 |
13 | 14.10 | С.30 |
14 | 17.10 | 1) Явление солнечных и лунных затмений. 2) Урок моделирования «Явление солнечных и лунных затмений.» | Организовать исследование явления затмения Солнца и Луны, поставить простейшие опыты с тенями. | К | Представление о солнечных и лунных затмениях. | С. 32 |
15 | 21.10 | С. 34 |
16 | 24.10 | Солнечный свет и активность живых существ. | Организовать моделирование учащимися ситуаций затмения звезды и планеты, работу по уяснению этих механизмов. | МГ | Схема механизмов затмения планеты и светила | С. 35 |
17 | 28.10 | Проверочная работа по теме «Фазы Луны» | Определение готовности учащихся демонстрировать свои знания и умения, выполнение работы, определение стоимости заданий и всей работы, самооценка учащихся | И | Соотнесение оценок учащихся и учителя | С. 38-39 |
18 | 31.10 | Анализ и коррекция проверочной работы по теме «Фазы Луны» | | | | |
II четверть (2 часа х 7 недель = 14 часов)
№ | Дата | Тема урока | Содержание | Форма | Результат | СР |
Тема №3. «Моделирование формы Земли. Устройство Солнечной системы" (14 уроков) Цель: научиться оценивать объяснительные гипотезы и проводить развернутое моделирование. |
1 | 2 неделя ноября | Постановка задачи на определение формы Земли. | Организовать работу учащихся по выдвижению гипотез о форме Земли | Гр. | Гипотезы о форме Земли. | УТ №1 с.37 |
2 | Проблема определения формы планеты. | Организовать выдвижение гипотез и модельную их проверку. | Гр. | Представление о форме Земли | УТ №1 с.40 |
3 | 3 неделя ноября | 1) Кругосветные путешествия. 2) Урок-путешествие «Кругосветные путешествия» | Анализ картосхем. | Кл., Пары | Таблица «Кругосветные путешествия» | Подготовить сообщение |
4 | Организовать прослушивание сообщений | Кл | Определение лучших сообщений по определенным критериям | УТ №1 с. 41 |
5 | 4 неделя ноября | Форма Земли. Глобус - модель Земли. | Изучение глобуса, моделирование, чтение и анализ текстов | Кл, Гр | Рассмотрение глобуса с точки зрения его «модельности» по отношению к Земле. | УТ №1 с. 43 |
6 |
7 | 1 неделя декабря | Взаимодействие между телами. | Организовать практические пробы учащихся в области электромагнитного и гравитационного взаимодействия тел. | Гр. | Пробы в области электромагнитного и гравитационного взаимодействия тел | УТ №1 с. 45 |
8 | Всемирное тяготение | Планирование опыта по взаимному притяжению тел. | Гр. | Представление о законе всемирного тяготения | Сочинение-рассуждение «Если бы Земля не притягивала…» |
9 | 2 неделя декабря | Системы Птолемея и Коперника | Организовать оценку и выбор моделей объяснения небесных явлений | Гр. | Системы устройства мира по Птолемею и Копернику | Подготовить модель |
10 | Устройство Солнечной системы | Работа с литературными источниками. | Кл, Гр | Модель планет и модель расположения планет Солнечной системы. |
11 | 3 неделя декабря | Луна – спутник Земли. Искусственные спутники Земли, исследование космоса | Чтение текстов, планирование и проведение наблюдений, моделирование | Кл, Гр | Различие естественных и искусственных спутников Земли, их необходимость | УТ №1 с. 57 |
12 | Приливы и отливы Мирового океана. | Организовать выдвижение гипотез и сконструировать механизм приливов и отливов на Земле. | Кл, Гр | Схема приливов и отливов Мирового океана. | УТ №1 с. 56 |
13 | 4 неделя декабря | Современные представления о движении Земли. | Организовать подведение итогов – связанные с изучением небесных явлений с современными объяснениями суток. | Гр. | Варианты наблюдаемых детьми суток. | УТ №1 с. 59 |
14 | Рефлексия II четверти | Какие открытия нам удалось совершить, что получилось и что не получилось, наши проблемы, как над ними работать? | Кл.и Инд. | Соотнесение оценок учащихся и учителя | - |
III четверть (2 часа х 10 недель = 20 часов)
№ | Дата | Тема урока | Содержание | Форма | Результат | СР |
Тема № 4. «Что определяет наклон земной оси?» (8 уроков) Цель: научиться выводить практические следствия из модели |
1 | 2 неделя января | Что определяет наклон земной оси? | Организовать выдвижение учащимися гипотез о том, какие явления это порождает на Земле | Работа в малых группах | Следствия из модели | УТ №1 с. 62 |
2 | Климат и природные зоны. | Организовать проектирование природных зон (работа с картой, глобусом, графиком). | Гр. | Представление о природном сообществе. Распределение природных зон для изучения их группами. План презентации природной зоны группами. | Подготовить группам презентацию природной зоны. СР УТ с.63-81 |
3 неделя января |
3 | Полярные области и тундра. Лесная зона | Презентация группами природных зон (работа с картой, глобусом). | Гр. | Представление о природных зонах |
4 | 4 неделя января | Зона степей. Зона полупустынь | | Гр. |
5 | Времена года как следствие наклона земной оси | Организовать планирование и проведение наблюдений, чтение и анализ текстов (УТ №1 с. 85-89) | Гр. | Схема вращения планеты вокруг Солнца. |
6 | 1 неделя февраля |
7-8 | Предъявление результатов самостоятельной работы (УТ с.63-81) и их обсуждение. Оценка освоения темы «Что определяет наклон земной оси?» | Работа по оценке результатов детских работ | Урок-презентация, ПР | Фиксация на доске достижений лучших результатов класса и трудностей на «карте задач» |
Тема № 5 «Способы изучения прошлого» (12часов) Цель: Научиться различать естественно - научный и исторический подходы к находкам «древностей». |
9 | 2 неделя февраля | Год у славян и римлян, китайцев. | Организовать составление годового круга, чтение и анализ текстов. | Гр | Заполненная лента времени. | УТ №2 с. 8 |
10 | Эра календаря | Организовать изучение разных способов отсчета времени | Гр | Составление таблицы отсчета времени | УТ №2 с. 12 |
11 | 3 неделя февраля | Праздники. | Организовать работу с текстами по проведению праздничных ритуалов, приготовлению блюд. | Кл | Таблица. | УТ №2 с. 13-18 |
12 | Календарные обряды и праздники | (краеведческий музей) | | | |
13 | Способы получения знаний о прошлом | Организовать знакомство со способами восстановления прошлого. | Кл, Гр | Фиксация способов изучения и восстановления прошлого. | УТ №2 с. 20-21 |
4 неделя февраля |
14 | Древние и современные люди. Права и обязанности человека в обществе. | Организовать знакомство с некоторыми находками, которые имели место при раскопках культурного слоя. | Кл | Выводы о существовании записанных законов общества и неписаных правил. | УТ №2 с. 26-27 |
15 | 1 неделя марта | Древняя Русь. Курганы. | Организовать работу с текстами по анализу находок и формулировке предположений, откуда они могли взяться. | Гр | Предположения о находках. Обозначение цветными карандашами разных подходов. | УТ №2 с. 32-34 |
16 | Древнерусские города. Монголо-татарское иго. | Организовать работу с текстами по анализу находок и формулировке предположений, откуда они могли взяться | Гр | Фиксация древнерусских городов. | УТ №2 с. 40-41 |
17 | 2 неделя марта | Князь Андрей Боголюбский. Реконструкция Герасимова. | Организовать работу по различении естественно - научного и исторического взглядов на вещи. | Кл | Выводы о различении подходов в изучении прошлого. | УТ №2 с. 42-43 |
18 | Шлем Ярослава. Древняя Русь | Организовать знакомство в предположениями о том, откуда могла взяться находка. | Гр | Уяснение связи года и века (римских и арабских цифр на оси времени). | УТ №2 с. 48-49 |
19 | 3 неделя марта | Петр Великий и его преобразования. | Организовать работу с разными временными шкалами | Гр | Заполненная временная шкала. | УТ №2 с. 52-53 |
20 | Рефлексия III четверти | Какие открытия нам удалось совершить, что получилось и что не получилось, наши проблемы, как над ними работать? | Кл., Инд. | Соотнесение оценок учащихся и учителя | Стенд «Находки нашего времени через 1000 лет» |
IV четверть (2 часа х 8 недель = 16 часов)
№ | Дата | Тема урока | Содержание | Форма | Результат | СР |
Тема № 5 «Способы изучения прошлого» (12часов) Цель: Научиться различать естественно - научный и исторический подходы к находкам «древностей». |
1 | 1 неделя март, апрель | Оборона Севастополя. Достижение русской медицины. Пирогов. | Организовать работу по различении естественно-научного и исторического взглядов на вещи. | Кл | Правила оказания первой медицинской помощи | Галерея знаменитых соотечественников УТ №2 с.57, с.62-63 |
2 | Блокада Ленинграда. Коллекция Вавилова, освоение целины, полет человека в космос. (3 урока) | Организовать работу с текстами по ознакомлению с некоторыми событиями истории. | Гр, Кл | Отметить изменение характера находок данного периода времени. | Книга «Рассказы о войне» УТ №2 с.67 |
3 | 2 неделя апрель |
4 |
5 | 3 неделя апрель | Презентация детской книги о войне. | Чтение и анализ текстов, выполнение заданий. | Урок-презентация | Фиксация результатов класса, обсуждение трудностей при составлении рассказов | УТ №2 с. 73-75 |
6 | Рост населения Земли. | И, Кл | Вывод о росте населения Земли. ? с чем связан рост | УТ №2 с. 80 № 1 (сообщение) |
7 | 4 неделя апрель | История открытий и изобретений | Наблюдение, анализ диаграмм и графиков. | Плакат-график. Обнаружение соответствия с кривой роста населения. |
8 | Использование энергии человеком. | Установление быстрого растрачивания запасов невозобновляемых источников энергии. Сопоставление данной проблемы с ростом населения и активным использованием техники. | УТ №2 с.82 |
9 | 5 неделя апрель | Использование воды. Проблема отходов | Потребность в рациональном использовании воды | Сообщение на тему «Экологические проблемы, которые сегодня стоят перед человечеством» |
10 | Проблемы экологии родного края (местный экологический центр) | Решение проблемы |
11 | 1 неделя май | Презентация сообщений на тему «Экологические проблемы, которые сегодня стоят перед человечеством» | Оценка выполнения сообщения, демонстрация своей работы. | Инд, Кл | Фиксация способов решения экологических проблем | УТ №2 с.85-86 |
12 | Страна, в которой мы живем | Чтение текстов, анализ диаграмм, карт | Инд, Кл, Гр | Основные сведения о современной России | УТ №2 с.93-95 |
Тема № 6 Рефлексия и презентация итогов года (4 часа) Цель: подвести итоги года и представить результаты и достижения учащихся класса |
13 | 2 неделя май | Предъявление результатов и оценка освоения курса ОМ за четвертый класс. | Определение готовности учащихся демонстрировать свои знания и умения, выполнение работы, определение стоимости заданий и всей работы, самооценки учащихся. | Итоговая индивидуальная проверочная работа | Объективная оценка успешности каждого учащегося | Проект-выставка «Что найдут в будущем археологи на месте нашего города?» |
14 | 3 неделя май | Разбор заданий итоговой проверочной работы. | Определение достижений и проблемных точек каждым учащимся. | Учебное занятие (индив. работа) | Фиксация в виде схемы: «Что получилось, что не получилось, причины» |
15 | Наблюдения за небесными явлениями, экскурсии по экологическим тропам (выезд на природу) | | Выезд | |
16 | | Небесные явления, звездный мир и пр. (планетарий). | | | | |
Контроль обученности по предмету
№ | Вид контроля | Кол-во |
1 | Стартовая работа | 2 |
2 | Тестовая работа | 6 |
3 | ВПР | 1 |