СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»


«Рассмотрено»

На заседании МО

От «31» августа 2019 г.

_________

«Согласовано»

«31» августа 2019 г.

Зам. директора по УВР

_________


«Утверждаю»

«31» августа 2019 г.

Директор МАОУ СОШ №9

____________

«Согласовано»

УС ОО

_________


«Одобрено»

Школьным парламентом

______________________














Рабочая программа учебного предмета

«Окружающий мир» для 4 класса



Класс

Уровень образования

начальное общее образование

Уровень изучения предмета

базовый

Срок реализации программы

2019/2020 учебный год

Количество часов по учебному плану

68 ч/год; 2 ч/неделю

Рабочую программу составили

Убонова М.Ю.

Данная рабочая программа разработана в соответствии с со ст. 14 п. 5, ст. 15 п.1, ст. 32 п.6,7 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. В силу с 24.07.2015, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования от 06.10.2009 №373 (в ред. от31.12.2015), ООП НОО МАОУ «СОШ №9» г. Улан-Удэ, Уставом школы, Учебным планом МАОУ «СОШ №9», на основе программы «Окружающий мир» Чудиновой Е.В., Букваревой, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.




г. Улан-Удэ, 2019 год


Аннотация к программе

Предмет

Окружающий мир

Классы

4 Б

Учителя

Убонова М.Ю.

Срок реализации

программы

2019-2020 учебный год

Место в учебном плане ОО

ФГОС (1-7 классы). Обязательная часть: 2 час

Количество часов в неделю: 2

Всего часов в год: 68

УМК

Авторы:

1) Окружающий мир: Учебник для 4 класса начальной школы (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). В двух частях. М.: Вита-пресс, 2015.

2) Тетрадь для практических работ. Чудинова Е.В. М.: Вита-пресс, 2015.

3) Рабочая тетрадь по окружающему миру для 4 класса. Чудинова Е.В. М.: Вита-пресс, 2015.

3) Методические рекомендации для учителя четырехлетней начальной школы (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)- М.: Вита-пресс, 2015.

Цели и задачи

программы

Основная задача курса: формирование основ научного мышления в области природы и социума.

Основная цель: освоение моделирования как средства построения развернутых гипотез исследования.

Задачи:проработать способ экспериментирования в области формулирования гипотез;

  • подготовить учащихся к работе с учебными моделями в средней школе;

  • ознакомить учащихся с широким кругом явлений и фактов из области естествознания и обществознания;

  • продолжить работу по формированию контрольно-оценочных действий школьников (рефлексивный контроль, оценка чужих и своих действий по выработанным критериям);

  • организовать дальнейшую работу с текстами (овладение формами письменной дискуссии как средства работы со своей и чужой точками зрения; составление простых текстов-рассуждений; составление плана текста; достраивать текст самостоятельно);

  • продолжить работу по формированию учебного сотрудничества в классе (учебный диалог, работа в малых группах и парах)

Результат: планирование и проведение целостного исследования в природе и публичная презентация его результатов.

Общая характери-стика учебного предмета

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет интегративный характер: объединяет два учебных блока: «Естествознание» и «Общест­вознание». Также в содержание курса включены материалы по безопасности жизнедеятельности. Вторая особенность, отли­чающая «Окру­жаю­щий мир» как от курсов русского языка и математики, так и от кур­сов эстетичес­кого цикла, состоит в том, что «Окружающий мир» решает зада­чи формирования мышления и сознания в условиях взаимо­действия ребенка с «со­противляющимся» объектом — при­родными и социальными явлениями. Это дает возможность ребенку проверять на практике свои предположения об устройстве и характере природ­ных и социальных явлений, что и определяет успешность станов­ления у него основ научного мышления.

В процессе изучения курса «Окружающий мир» развивают­ся общеучебные умения ребенка, такие, как способность наблюдать, анали­зировать, выделять существенное, схематически фик­сировать новый опыт, работать с научно-популярным тек­стом, выдвигать и проверять гипотезы, творчески подходить к проблемной ситуации, представлять свои наблюдения и выводы в принятых в культуре формах, а также специальные умения, такие, как: устанавливать связи меж­ду природными объек­тами, фиксировать результаты наб­лю­дений и экспериментов, ориентироваться на местности, ориен­ти­ро­ваться в ходе событий сво­ей жизни и жизни окружаю­щих, осознавать ход природных и социальных процессов и т.д.

Основой объединения блоков «Естествознание» и «Общество­з­нание» в целостный компонент «Окружающий мир» являет­ся в данной программе логика развертывания «Есте­ствозна­ния», поскольку именно в этом блоке выстроена система­тиче­ская последовательность учебных задач, обеспечиваю­щая фор­мирование основ научного мышления младшего школь­ника.

В предлагаемом курсе учебным предметом является не карти­на мира, а сами способы создания этой картины, способы по­лучения знаний о природе.

Основным методом обучения по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова является решение детьми системы учебных задач. В курсе «Окружающий мир» основной учебной задачей яв­ляется открытие эксперимента как способа практической проверки выдви­нутых предположений. Решение детьми более частных учебных задач, открывающих способы планирования эксперимента, спо­собы измерения величин, способы представления результатов исследования, построения объяснительной гипотезы как модели и пр., позволяет развить и конкретизировать простейшее экспериментирование.

Открытие и освоение этих способов действия возможно на разнообразном материале из области физики, химии, биологии, геологии, астрономии и других естественных наук.

Исходя из этого тематическое содержание подбиралось так, чтобы:

а) на первых этапах рабо­ты дети имели дело с наиболее чувственно богатым мате­риалом, позволяющим расширить опыт их ощущений и практических действий;

б) у де­тей сложилась картина мира, максимально близкая к современ­ной научной картине (мир, в котором все взаимосвязано и непрерывно развивается).

Разделы по обществознанию дополняют этот материал, раскрывая перед учащимися другие стороны окру­жающего мира. Вместе с тем эти разделы органично вписаны в основную логику движения от темы к теме. Так, проблема измерения времени, поднятая в блоке «Естествознание», находит свое закономерное продолжение в теме «Историческое время» (блок «Общест­вознание»), а освоение умения читать простейшие карты и пла­ны (блок «Естествознание») находит применение в темах «История на карте», «Народы, населяющие Россию» («Обществознание»). В блоке «Обществознание» сильно выражен региональный компо­нент.

Материал и форма конкретных заданий подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Задания содержат элементы кон­струирования, рисования, практических действий и игр. Обраща­ется особое внимание на проведение практических работ и экс­курсий, с одной стороны, и формирование умения работать с тек­стами и документами — с другой.

Основные образовательные технологии

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: игровые, информационно-коммуникативные, проектные, технология развивающего обучения, проблемного обучения, формирующего оценивания.

Уроки строятся на принципах системо- деятельностного подхода.

Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: урок- викторина, мастерская, занятие, решение проектной задачи, консультация и др.


Требования к уровню подготовки учащихся


Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Человек и природа


  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;

  • следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

  • использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

  • использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь принесложных несчастных случаях;

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.


Человек и общество


  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;

  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Предметные результаты:

В области естествознания:

Знать:основные свойства воды;

  • основные свойства воздуха;

  • условия, необходимые для жизни растений и животных;

  • правила охраны и укрепления здоровья;

  • название нашей планеты;

  • правила поведения в природе.

Приводить примеры:

  • диких и домашних животных (2-3 на каждую группу);

  • дикорастущих и культурных деревьев, кустарников, трав (2-3 на каждую группу);

  • хвойных и лиственных деревьев, кустарников, трав (2-3 на каждую группу);

  • природных явлений (2-3);

  • живых и неживых природных тел (объектов наблюдения);

  • веществ в разных агрегатных состояниях;

  • полезных и вредных для здоровья привычек;

  • представителей разных групп животных (насекомые, рыбы, птицы, звери; не менее 3 представителей из изученных);

  • представителей растений своего региона: трав, кустарников и деревьев (не менее 3 из каждой группы), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

  • представителей рыб, насекомых, птиц и зверей своего региона (не менее 3 из каждой группы), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

Различать на уровне представлений:

  • естественные (природные) и искусственные объекты (предметы труда и изделия человека);

  • живые и неживые природные объекты (тела);

  • части растения, отображать их на схематическом рисунке;

  • вещества (материалы);

  • явления (процессы);

  • агрегатные состояния воды.

Кратко характеризовать:

  • свойства объекта наблюдения (форма, цвет, сравнительные размеры);

  • роль Солнца для жизни на Земле;

  • сезонные изменения в природе; связи между жизнью живых существ и сезонными изменениями;

  • воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), меры по ее охране.

Решать практические задачи:

  • измерять температуру воздуха с помощью термометра;

  • измерять время с помощью часов;

  • составлять свой распорядок дня;

  • проращивать семена, ухаживать за растениями;

  • владеть элементарными приемами чтения картосхемы: показывать на карте материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия);

  • показывать на карте границы России, столицу России.

В области обществознания и основ безопасности жизнедеятельности:

Знать:

  • название родной страны, родного региона, столицы России родного города;

  • название Основного закона страны;

  • правила дорожного движения.

Приводить примеры:

  • исторических и культурных памятников страны (не менее 3);

  • государственных праздников Российской Федерации;

  • прав ребенка;

  • особенностей жизни и быта людей в прошлом (в доисторический период истории России).

Кратко характеризовать:

  • элементарные правила поведения в школе и дома;

  • условия результативной работы группы и правила взаимодействия людей при общении;

  • условия безопасного перехода через улицу (правила дорожного движения);

  • изменения ребенка по мере взросления;

  • условия пожарной безопасности (правила поведения при пожаре и задымлении);

  • государственные символы России (Государственный флаг и Государственный герб);

  • отдельные (изученные) события из истории Отечества.

Рассказывать:о родном крае;о родной стране;о столице.

Решать практические задачи:

  • прокладывать безопасные маршруты в своем микрорайоне;

  • осуществлять безопасное поведение в своем доме;

  • находить на современной карте границы современной России, столицу 1-2 города;

  • находить на исторической карте примерную территорию Древней Руси, Российского государства, места отдельных исторических событий).


Метапредметные результаты

Универсальные учебные действия, лежащие в основании ключевых компетентностей:

Учебная (образовательная)

компетентность

Компетентность взаимодействия

(коммуникации)

Информационная компетентность

  • Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы;

  • Самостоятельно без оценки учителя устанавливать собственный «дефицит» в предметных способах действия/средствах, соотнося его со схемой действия (т.е. только после выполненного задания);

  • Определять причины своих и чужих ошибок и подбирать из предложенных заданий тех, с помощью которых можно ликвидировать выявленные ошибки;

  • Перед решением задачи может оценить свои возможности, однако при этом учитывает лишь факт – знает он решение или нет, а не возможность изменения известных ему способов действий;

  • Высказывать предположения о неизвестном, предлагать способы проверки своих гипотез, инициировать прииск и пробы известных (неизвестных) способов действий/средств


  • осуществлять письменную коммуникацию:

- оформлять свою мысль в форме текста и вспомогательной графики, заданных образцом;

- определять жанр и структуру письменного документа (из числа известных форм) в соответствии с поставленной целью коммуникации;

  • уметь публично представлять свои достижения и результаты:

- готовить план выступления на основе заданной цели;

- использовать паузы для выделения смысловых блоков своего выступления;

- использовать вербальные и не вербальные средства для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • уметь вести устный диалог и полилог:

- высказывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога, относится к мнению партнера, углублять аргументацию;

  • участвовать в продуктивной групповой коммуникации:

- могут разъяснять свою идею, предлагать ее или аргументировать свое отношение к идеям других членов группы;

- могут задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга, сопоставлять свои идеи с идеями других членов группы, развивать и уточнять идеи друг друга

  • осуществлять планирование информационного поиска:

- указывать, какая информация (о чем) требуется для решения поставленной задачи;

- указывать, в каком типе источника следует искать заданную информацию и характеризовать источник в соответствии с задачей информационного поиска;

  • уметь извлекать первичную информацию:

-извлекать информацию по заданному вопросу из статистического источника;

- самостоятельно планировать и реализовывать сбор необходимой информации;

  • уметь проводить первичную обработку собранной информации:

- систематизировать собранную информацию из разных источников (график, текст, рисунок, таблица);

- самостоятельно может задать простую структуру для первичной систематизации информации по одной теме (с помощью таблицы);

- переводить информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • уметь обрабатывать полученную информацию:

- делать вывод на основе полученной информации, приводить аргументы, подтверждающие вывод

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в общих делах и событиях;

- осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: толерантности, взаимопомощи, уважительного отношения к культуре и истории своего и других народов, ценности человеческой жизни и жизни других живых существ Земли и т. д., культура поведения и взаимоотношений со взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

- установка на безопасный здоровый образ жизни (физическая культура, закаливание, безопасное поведение на природе, на улицах города и в других

общественных местах).

Содержание

1. Наблюдение небесных явлений. Небесные тела. Солнце – звезда, источник света и тепла на Земле. Земля – наша планета. Источники света и отраженный свет.

2. Разные способы моделирования: схемы, «живые модели», модели из конструктора, модели с источником света, компьютерное моделирование. Проверка предположений в случае невозможности эксперимента.

Явление смены дня и ночи на Земле.Явление фаз Луны. Солнечные и лунные затмения.

3. Моделирование формы Земли.

  • Наблюдаемые явления, подтверждающие шарообразность Земли (затмения, движение за горизонт).

  • Древние мореплаватели. Кругосветные путешествия. Расположение материков и океанов на карте и глобусе.

4. Основания для выбора и оценки моделей (представление о всемирном тяготении).

  • Проявление земного тяготения.

  • Взаимное притяжение Солнца, Земли, Луны.

  • Системы Птолемея и Коперника.

  • Устройство Солнечной системы. Семья планет. Земля – планета, на которой есть жизнь. Общая характеристика условий жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода, живые существа, почва.

  • Луна – спутник Земли. Ее влияние на Землю. Приливы и отливы. Живые существа приливно – отливной зоны.

  • Искусственные спутники Земли и их значение для решения хозяйственных задач. Спутники – наблюдатели, спутники связи, спутники – исследователи. Представление о слоях земной атмосферы.

5. Глобус- модель Земли. Форма и размеры Земли. Значение наклона земной оси для климата на земном шаре и явлений смены сезонов на Земле.

  • Зональность в распределении природных сообществ на планете. Растения и животные зоны тундры, лесной зоны, степей, пустынь Евразии. Взаимосвязь живых существ с неживой природой и между собой. Взаимосвязь растений и животных (общее представление). Приспособленность растений и животных к условиям своего существования.

  • Лес, луг, водоем родного края. Представители растений, насекомых, рыб, птиц и зверей, обитающих в родном крае (по 2-3 представителя). Особенность их внешнего вида, питания, размножения. Роль воды в жизни человека. Охрана водоемов. Правила поведения в природе.

  • Смена сезонов на нашей планете. Сезоны в жизни животных, растений, человека. Взаимосвязь живой и неживой природы в явлениях сезонных изменений.

6. Календарь – способ описания времени, основанный на знаниях о небесных явлениях.

  • Солнечные и лунные календари.

  • Летоисчисление. Линейное и циклическое время. Эра календаря. Исчисление времени у греков, римлян, китайцев, славян.

  • Петровская реформа календаря. Современный календарь. Календарные праздники (семейные, религиозные, традиционные народные и пр.). Традиции празднования. Государственные праздники России.

7. Прошлое и настоящее России.

  • Доисторическое и историческое время. Культурный слой. Счет времени в веках.

  • Находки стоянок древнего человека. Жизнь древних людей. Современный человек как социальное существо. Его права. Основные нормы морали. Правила поведения в обществе.

  • Жизнь людей в историческом прошлом. Основные исторические периоды жизни страны (Древняя Русь, Российское государство, СССР, РФ).

  • Некоторые события российской истории как предмет изучения естествознания и обществознания (истории). Древняя Русь: возникновение государственности на Руси (похороны княжеского дружинника в Смоленске), монголо – татарское иго (героическая оборона Рязани, устройство российских городов), княжеские распри (шлем Ярослава, восстановление изображения Андрея Боголюбского скульптором Герасимовым). Российское государство: присоединение Сибири (поход Ермака, охота и рыболовство, истребление некоторых видов животных), реформы Петра I, оборона Севастополя (достижения военной хирургии: изобретение гипсовой повязки, наркоза, разработка приемов оказания первой медицинской помощи).

  • СССР: подвиг народа в блокадном Ленинграде в Великую Отечественную войну (сохранение коллекции семян Вавилова), освоение целины (подвиг народа и экологические проблемы), покорение космоса (народный герой Юрий Гагарин, подготовка отряда космонавтов, физические тренировки и их влияние на здоровье человека).

  • Современное состояние России в графиках и диаграммах. Символы российской государственности (Государственный флаг и Государственный герб). История российского флага. Герб России и гербы некоторых российских городов. Современная форма правления. Основной закон страны.

8. Наше место на планете Земля.

  • Деятельность человека на Земле. Рост населения Земли. Демографические проблемы.

  • Потребности человечества в энергии, энергоресурсы Земли.

  • Экологические проблемы: последствия промышленного освоения территорий; проблема мусора (связь качества мусора с доходами семьи; рациональное использование отходов, их утилизация), проблема вымирания животных и растений и пр. Зависимость деятельностью человека и состоянием природы. Оценка последствий человеческой деятельности на Земле.

  • Природа как важнейшее условие жизни человека. Меры по охране природы. Красная книга.

  • Участие в природоохранной деятельности (на выбор: уборка загрязненной территории, озеленение, очистка водного источника, участие в экологическом проекте).

Примерная тематика экскурсий:

1) Календарные обряды и праздники (краеведческий музей).

2) Проблемы экологии родного края (местный экологический центр).

3) Небесные явления, звездный мир и пр. (планетарий).

4) Наблюдения за небесными явлениями, экскурсии по экологическим тропам (выезд на природу).




























Календарно-тематический план года

I четверть (2 часа х 9 недель = 18 часов)

Дата

Тема урока

Содержание

Форма

Результат

СР

Тема №1 Определение задач учебного года (3 часа)

Цель: определить возможные «дефициты» учащихся в знаниях и умениях и пути их ликвидации с постановкой новых задач текущего учебного года

1

2

03.09


Стартовая работа


Набор заданий на актуальные и перспективные знаний и умения учащихся

И

Оценка успешности выполнения работы

сост. и заполнить ОЛ

3

10.09

Определение дефицитов в знаниях и умениях учащихся. Определение задач учебного года через анализ стартовой работы

Сопоставление оценки учителя и учащегося по итогам стартовой работы. Определение возможных причин возникновения ошибок и поиск средств для их ликвидации

И и МГ

Перечень трудностей и ошибок учащегося

С.5

Тема № 2. «Наблюдение небесных явлений» (15 часов)

Цель: получить знания о природе механизмов небесных явлений, путем пространственного воображения

4

12.09

Как мы ощущаем Луну, Солнце, Землю

Организовать анализ учащимися собственных ощущений от Солнца и планет (Луны и Земли).

К

Различение звезд и планет.

С. 7

5

17.09

Небесные тела

Организовать работу с текстами, сочинение собственного текста (сказки), планирования наблюдения движения Солнца и Луны.

К

Сказка

«Как произошли день и ночь»

С. 10

6

19.09

Происхождение дня и ночи

С. 12

7

24.09

Объяснение явления смены дня и ночи на Земле.

Организовать выдвижение объяснительных гипотез о происхождении дня и ночи и поиск модельных средств для представления объяснительных гипотез.

МГ

Объяснительные гипотезы смены дня и ночи;

С. 13

8

26.09

Солнце – наша звезда

Организовать письменную дискуссию как средством работы со своей и чужой точками зрения.

К и ПР

Одна из форм письменной дискуссии.

С. 17

9

30.09

Свет и цвет

Набор заданий из УТ № 1 с.20

МГ

Получение радуги, смешение цветов

С. 21

10

3.10

Фазы Луны.


Организовать обсуждение результатов наблюдений, проведение проб на свечение и освещенность.

МГ

Схема фаз Луны, схема взаимного расположения Земли и Луны

С. 23

11

07.10

Объяснение явления смены фаз Луны.

Отработка умения изображать фазы Луны по взаимному расположению Земли, Луны и Солнца.

И

Решение частных задач

С. 26

12

10.10

Вид освещенных небесных тел

С.28

13

14.10

С.30

14

17.10

1) Явление солнечных и лунных затмений.

2) Урок моделирования «Явление солнечных и лунных затмений.»

Организовать исследование явления затмения Солнца и Луны, поставить простейшие опыты с тенями.

К

Представление о солнечных и лунных затмениях.

С. 32

15

21.10

С. 34

16

24.10

Солнечный свет и активность живых существ.

Организовать моделирование учащимися ситуаций затмения звезды и планеты, работу по уяснению этих механизмов.

МГ

Схема механизмов затмения планеты и светила

С. 35

17

28.10

Проверочная работа по теме «Фазы Луны»

Определение готовности учащихся демонстрировать свои знания и умения, выполнение работы, определение стоимости заданий и всей работы, самооценка учащихся

И

Соотнесение оценок учащихся и учителя

С. 38-39

18

31.10

Анализ и коррекция проверочной работы по теме «Фазы Луны»








II четверть (2 часа х 7 недель = 14 часов)


Дата

Тема урока

Содержание

Форма

Результат

СР

Тема №3. «Моделирование формы Земли. Устройство Солнечной системы" (14 уроков)

Цель: научиться оценивать объяснительные гипотезы и проводить развернутое моделирование.

1

2 неделя ноября

Постановка задачи на определение формы Земли.

Организовать работу учащихся по выдвижению гипотез о форме Земли

Гр.

Гипотезы о форме Земли.

УТ №1 с.37

2

Проблема определения формы планеты.

Организовать выдвижение гипотез и модельную их проверку.

Гр.

Представление о форме Земли

УТ №1 с.40

3

3 неделя ноября

1) Кругосветные путешествия.

2) Урок-путешествие «Кругосветные путешествия»

Анализ картосхем.

Кл.,

Пары

Таблица «Кругосветные путешествия»

Подготовить сообщение

4

Организовать прослушивание сообщений

Кл

Определение лучших сообщений по определенным критериям

УТ №1 с. 41

5

4 неделя ноября

Форма Земли. Глобус - модель Земли.

Изучение глобуса, моделирование, чтение и анализ текстов

Кл, Гр

Рассмотрение глобуса с точки зрения его «модельности» по отношению к Земле.

УТ №1 с. 43

6

7

1 неделя декабря

Взаимодействие между телами.

Организовать практические пробы учащихся в области электромагнитного и гравитационного взаимодействия тел.

Гр.

Пробы в области электромагнитного и гравитационного взаимодействия тел

УТ №1 с. 45

8

Всемирное тяготение

Планирование опыта по взаимному притяжению тел.

Гр.

Представление о законе всемирного тяготения

Сочинение-рассуждение «Если бы Земля не притягивала…»

9

2 неделя декабря

Системы Птолемея и Коперника

Организовать оценку и выбор моделей объяснения небесных явлений

Гр.

Системы устройства мира по Птолемею и Копернику

Подготовить модель

10

Устройство Солнечной системы

Работа с литературными источниками.

Кл, Гр

Модель планет и модель расположения планет Солнечной системы.

11

3 неделя декабря

Луна – спутник Земли.

Искусственные спутники Земли, исследование космоса

Чтение текстов, планирование и проведение наблюдений, моделирование

Кл, Гр

Различие естественных и искусственных спутников Земли, их необходимость

УТ №1 с. 57

12

Приливы и отливы Мирового океана.

Организовать выдвижение гипотез и сконструировать механизм приливов и отливов на Земле.

Кл, Гр

Схема приливов и отливов Мирового океана.

УТ №1 с. 56

13

4 неделя декабря

Современные представления о движении Земли.

Организовать подведение итогов – связанные с изучением небесных явлений с современными объяснениями суток.

Гр.

Варианты наблюдаемых детьми суток.

УТ №1 с. 59

14


Рефлексия II четверти

Какие открытия нам удалось совершить, что получилось и что не получилось, наши проблемы, как над ними работать?

Кл.и Инд.

Соотнесение оценок учащихся и учителя

-





III четверть (2 часа х 10 недель = 20 часов)


Дата

Тема урока

Содержание

Форма

Результат

СР

Тема № 4. «Что определяет наклон земной оси?» (8 уроков)

Цель: научиться выводить практические следствия из модели

1

2 неделя января





Что определяет наклон земной оси?

Организовать выдвижение учащимися гипотез о том, какие явления это порождает на Земле

Работа в малых группах

Следствия из модели

УТ №1 с. 62

2

Климат и природные зоны.

Организовать проектирование природных зон (работа с картой, глобусом, графиком).

Гр.

Представление о природном сообществе. Распределение природных зон для изучения их группами. План презентации природной зоны группами.

Подготовить группам презентацию природной зоны.

СР УТ с.63-81

3 неделя января


3

Полярные области и тундра. Лесная зона

Презентация группами природных зон (работа с картой, глобусом).

Гр.

Представление о природных зонах

4

4 неделя января

Зона степей. Зона полупустынь


Гр.

5

Времена года как следствие наклона земной оси

Организовать планирование и проведение наблюдений, чтение и анализ текстов (УТ №1 с. 85-89)

Гр.

Схема вращения планеты вокруг Солнца.

6

1 неделя февраля


7-8

Предъявление результатов самостоятельной работы (УТ с.63-81) и их обсуждение.

Оценка освоения темы «Что определяет наклон земной оси?»

Работа по оценке результатов детских работ

Урок-презентация, ПР


Фиксация на доске достижений лучших результатов класса и трудностей на «карте задач»

Тема № 5 «Способы изучения прошлого» (12часов)

Цель: Научиться различать естественно - научный и исторический подходы к находкам «древностей».

9

2 неделя февраля


Год у славян и римлян, китайцев.

Организовать составление годового круга, чтение и анализ текстов.

Гр

Заполненная лента времени.

УТ №2 с. 8

10

Эра календаря

Организовать изучение разных способов отсчета времени

Гр

Составление таблицы отсчета времени

УТ №2 с. 12

11

3 неделя февраля


Праздники.


Организовать работу с текстами по проведению праздничных ритуалов, приготовлению блюд.

Кл

Таблица.

УТ №2 с. 13-18

12

Календарные обряды и праздники

(краеведческий музей)




13

Способы получения знаний о прошлом

Организовать знакомство со способами восстановления прошлого.

Кл, Гр

Фиксация способов изучения и восстановления прошлого.

УТ №2 с. 20-21

4 неделя февраля


14

Древние и современные люди. Права и обязанности человека в обществе.

Организовать знакомство с некоторыми находками, которые имели место при раскопках культурного слоя.

Кл

Выводы о существовании записанных законов общества и неписаных правил.

УТ №2 с. 26-27

15

1 неделя марта


Древняя Русь. Курганы.

Организовать работу с текстами по анализу находок и формулировке предположений, откуда они могли взяться.

Гр

Предположения о находках. Обозначение цветными карандашами разных подходов.

УТ №2 с. 32-34

16

Древнерусские города. Монголо-татарское иго.

Организовать работу с текстами по анализу находок и формулировке предположений, откуда они могли взяться

Гр

Фиксация древнерусских городов.

УТ №2 с. 40-41


17

2 неделя марта


Князь Андрей Боголюбский. Реконструкция Герасимова.

Организовать работу по различении естественно - научного и исторического взглядов на вещи.

Кл

Выводы о различении подходов в изучении прошлого.

УТ №2 с. 42-43


18

Шлем Ярослава. Древняя Русь

Организовать знакомство в предположениями о том, откуда могла взяться находка.

Гр

Уяснение связи года и века (римских и арабских цифр на оси времени).

УТ №2 с. 48-49


19

3 неделя марта


Петр Великий и его преобразования.

Организовать работу с разными временными шкалами

Гр

Заполненная временная шкала.

УТ №2 с. 52-53


20

Рефлексия III четверти

Какие открытия нам удалось совершить, что получилось и что не получилось, наши проблемы, как над ними работать?

Кл., Инд.

Соотнесение оценок учащихся и учителя

Стенд «Находки нашего времени через 1000 лет»


IV четверть (2 часа х 8 недель = 16 часов)


Дата

Тема урока

Содержание

Форма

Результат

СР

Тема № 5 «Способы изучения прошлого» (12часов)

Цель: Научиться различать естественно - научный и исторический подходы к находкам «древностей».

1

1 неделя март, апрель

Оборона Севастополя. Достижение русской медицины. Пирогов.

Организовать работу по различении естественно-научного и исторического взглядов на вещи.

Кл


Правила оказания первой медицинской помощи

Галерея знаменитых соотечественников УТ №2 с.57, с.62-63

2

Блокада Ленинграда. Коллекция Вавилова, освоение целины, полет человека в космос. (3 урока)

Организовать работу с текстами по ознакомлению с некоторыми событиями истории.

Гр, Кл

Отметить изменение характера находок данного периода времени.

Книга «Рассказы о войне» УТ №2 с.67

3

2 неделя апрель


4

5

3 неделя апрель

Презентация детской книги о войне.

Чтение и анализ текстов, выполнение заданий.

Урок-презентация

Фиксация результатов класса, обсуждение трудностей при составлении рассказов

УТ №2 с. 73-75

6

Рост населения Земли.

И, Кл

Вывод о росте населения Земли. ? с чем связан рост

УТ №2 с. 80 № 1 (сообщение)

7

4 неделя апрель


История открытий и изобретений

Наблюдение, анализ диаграмм и графиков.

Плакат-график. Обнаружение соответствия с кривой роста населения.

8

Использование энергии человеком.

Установление быстрого растрачивания запасов невозобновляемых источников энергии. Сопоставление данной проблемы с ростом населения и активным использованием техники.

УТ №2 с.82

9

5 неделя апрель


Использование воды. Проблема отходов

Потребность в рациональном использовании воды

Сообщение на тему «Экологические проблемы, которые сегодня стоят перед человечеством»

10

Проблемы экологии родного края (местный экологический центр)

Решение проблемы

11

1 неделя май


Презентация сообщений на тему «Экологические проблемы, которые сегодня стоят перед человечеством»

Оценка выполнения сообщения, демонстрация своей работы.

Инд, Кл

Фиксация способов решения экологических проблем

УТ №2 с.85-86

12

Страна, в которой мы живем

Чтение текстов, анализ диаграмм, карт

Инд, Кл, Гр

Основные сведения о современной России

УТ №2 с.93-95

Тема № 6 Рефлексия и презентация итогов года (4 часа)

Цель: подвести итоги года и представить результаты и достижения учащихся класса

13

2 неделя май


Предъявление результатов и оценка освоения курса ОМ за четвертый класс.

Определение готовности учащихся демонстрировать свои знания и умения, выполнение работы, определение стоимости заданий и всей работы, самооценки учащихся.

Итоговая индивидуальная проверочная работа

Объективная оценка успешности каждого учащегося

Проект-выставка «Что найдут в будущем археологи на месте нашего города?»

14

3 неделя май


Разбор заданий итоговой проверочной работы.

Определение достижений и проблемных точек каждым учащимся.

Учебное занятие

(индив. работа)

Фиксация в виде схемы: «Что получилось, что не получилось, причины»

15

Наблюдения за небесными явлениями, экскурсии по экологическим тропам (выезд на природу)


Выезд


16


Небесные явления, звездный мир и пр. (планетарий).







Контроль обученности по предмету


Вид контроля

Кол-во

1

Стартовая работа

2

2

Тестовая работа

6

3

ВПР

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!