СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 3 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Брасовского района Погребская средняя общеобразовательная школа



Согласовано

Зам. директора по УВР

_________ С.М.Борисова

Протокол МС № ___

от «___» _________ 2019 г.



Утверждено

Директор МБОУ Погребская СОШ

_________ /М.В.Цыганкова/

Приказ № ___

от «___» ________ 2019 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО

ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ДЛЯ 3 КЛАССА




Учебник: Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. / А.А.Плешаков М.: Просвещение, 2016 г.



Программа: Школа России. Сборник рабочих программ. 1 – 4 класс. Пособие для общеобразовательных учреждений / С.В.Анащенкова, М.А.Бантова и др. – М.: Просвещение, 2014 г.






Учитель первой квалификационной категории

Анишкина Светлана Анатольевна



д. Погребы

2019 – 2020 уч. год

  1. Пояснительная записка


Программа разработана на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями);

  • федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. № 253;

  • основной образовательной программы начального общего образования;

  • рабочей программы по окружающему миру, вошедшей в сборник рабочих программ «Школа России» 1 – 4 классы;

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г, регистрационный номер 19993);

  • Учебного плана МБОУ Брасовского района Погребской средней общеобразовательной школы на 2019-2020 учебный год


Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.


Задачи, решаемые при реализации программы:

  • развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;

  • формирование потребности участвовать в творческой деятельности общества, сохранять и укреплять здоровье.



Учебно-методический комплект


  1. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.

  2. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. / А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2018.

  3. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс. М.: ВАКО, 2012

  4. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы / А.А.Плешаков. – М.: Просвещение

  5. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение.

  6. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» 3 класс (диск CD – ROM), автор А.А.Плешаков

Место учебного предмета в учебном плане


На изучение предмета «Окружающий мир» в базисном учебном плане МБОУ Погребская средняя общеобразовательная школа в 3 классе отводится 2 ч в неделю. Курс рассчитан  на  68 ч (34 учебные недели).



  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

- осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответ­ственности за сохранение её природы;

- осознание себя членом общества и государства (самоопре­деление своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать з делах и событиях современной российской жизни;

- осознание своей этнической и культурной принадлежнос­ти в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к истории и культуре всех народов Земли на осно­ве понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

- способность к адекватной самооценке с опорой на зна­ние основных моральных норм, требующих для своего выпол­нения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

- установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческо­му труду.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

– самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

– совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

– составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

– работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные:

– ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

– отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

– добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

– перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные:

– доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

– доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

– читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

– Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

– Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изу­ченного);

- сформированность целостного, социально-ориентирован­ного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для по­лучения дальнейшего образования в области естественно-на­учных и социально-гуманитарных дисциплин;

- умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать ин­формацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружаю­щего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

- овладение основами экологической грамотности, элемен­тарными правилами нравственного поведения в мире приро­ды и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- понимание роли и значения родного края в природе и ис­торико-культурном наследии России, в её современной жизни;

- понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

- понимание особой роли России в мировой истории и куль­туре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

  1. Содержание учебного предмета


Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой фундаментально­го ядра содержания данной предметной области в системе на­чального общего образования, а также с проблематикой, рас­крытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены в программе содержательными разделами:

«Как устроен мир», «Эта удивительная природа», «Мы и наше здоровье», «Чему учит экономика», «Путешествие по городам и странам».



Наименование раздела

Кол-во часов

Как устроен мир

6 ч

Эта удивительная природа

18 ч

Мы и наше здоровье

10 ч

Наша безопасность

7 ч

Чему учит экономика

12 ч

Путешествия по городам и странам

15 ч



Как устроен мир (6 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.


Экскурсия: Что нас окружает?

Эта удивительная природа (18ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, зверии др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.


Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.


Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значениеи гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.


Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.


Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.


Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.


Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (15 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие. Расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека


















  1. Тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт


I четверть – 18 ч


Как устроен мир – 6ч

1

Природа

1



2

Человек

1



3

Проект «Богатства, отданные людям»

1



4

Общество

1



5

Что такое экология

1



6

Природа в опасности!

1





Эта удивительная природа – 18ч




7

Тела, вещества, частицы

1



8

Разнообразие веществ. Практическая работа № 1 «Обнаружение крахмала в продуктах питания»

1



9

Воздух и его охрана

1

1.10


10

Вода. Практическая работа № 2 «Исследование свойств воды»

1



11

Превращение и круговорот воды

1

8.10


12

Берегите воду!

1

11.10


13

Как разрушаются камни

1

15


14

Что такое почва. Практическая работа № 3 «Исследование составы почвы»

1

18


15

Разнообразие растений

1

22


16

Солнце, растения и мы с вами

1

25


17

Размножение и разнообразие растений. Экскурсия «Наблюдение за распространением семян деревьев»

1

29


18

Охрана растений

1




II четверть – 14 ч

19

Разнообразие животных

1

12.11


20

Кто что ест? «Разнообразие природы родного края» Проект

1



21

Размножение и развитие животных

1



22

Охрана животных

1



23

В царстве грибов

1

26


24

Великий круговорот жизни

1

29



Мы и наше здоровье - 10ч

25

Организм человека. Практическая работа № 4 «Измерение роста и массы человека»

1



26

Органы чувств

1



27

Надежная защита организма. Практическая работа № 5 «Свойства кожи»

1

10


28

Опора тела и движение. Практическая работа № 6 «Правила выработки хорошей осанки»

1

13


29

Наше питание. Практическая работа № 7 «Определение наличия питательных веществ в продуктах питания». Проект «Школа кулинаров»

1

17


30

Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 8 «Измерение пульса на запястье и подсчитывание количество его ударов в минуту при разной нагрузке»

1

20


31

Умей предупреждать болезни

1

24


32

Проверим себя и оценим свои достижения за I полугодие.

1

10.01



III четверть – 20 ч

33

Здоровый образ жизни

1

14.01


34

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров».

1

17



Наша безопасность – 7 ч

35

Огонь, вода и газ

1

21


36

Чтобы путь был счастливым

1

24


37

Дорожные знаки

1

28


38

Проект «Кто нас защищает?»

1

31


39

Опасные места

1

4.02


40

Природа и наша безопасность

1

7


41

Экологическая безопасность. Практическая работа № 9 «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды»

1

11


Чему учит экономика -12ч

42

Для чего нужна экономика

1

14


43

Природные богатства и труд людей – основы экономики

1

18


44

Полезные ископаемые. Практическая работа № 10

«Определение полезного ископаемого по атласу определителю»

1

21


45

Растениеводство. Практическая работа № 11 «Исследование сельскохозяйственного растения и описание его по плану»

1

25


46

Животноводство

1

28


47

Какая бывает промышленность

1

3.03


48

Проект «Экономика родного края»

1

6


49

Что такое деньги. Практическая работа № 12 «Рассматривание и сравнение монет России по внешнему виду»

1

10


50

Государственный бюджет

1

13


51

Семейный бюджет

1

17


52

Экономика и экология

1

20



IVчетверть – 16ч


Путешествия по городам и странам – 15 ч

53

Экономика и экология

1



54-

56

Золотое кольцо России

3



57

Проект «Музей путешествий»

1



58

Наши ближайшие соседи

1



59

На севере Европы

1



60

Что такое Бенилюкс

1



61

В центре Европы

1



62

По Франции и Великобритании (Франция)

1



63

По Франции и Великобритании (Великобритания)

1



64

На юге Европы

1



65

По знаменитым местам мира

1



66

Итоговая комплексная работа

1



67

68

Презентация проектов: «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»


2



Итого: 68 часов




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!