СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17»

(МАОУ СОШ)






«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель Директор школы

методического _________/ Номогоева И.Ю.

объединения учителей

_________/ Токмакова А.М. Приказ № _____________

«___»___________ 2022 г от «___»____________ 2022






Рабочая программа

учебного курса

3 «А» класса

(с приложениями)

по система обучения Л.В. Занкова

Хабитуевой Нины Аюшевны

учителя высшей категории

на 2022-2023 учебный год


















г. Улан-Удэ 2022 год




Рабочая программа


Предмет: окружающий мир

Класс: 3

Кол-во часов в неделю: 2

Общее кол-во часов: 68

Учебный год: 2022 – 2023

Программа:

  • Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова/Сост. Н.В. Нечаева, С. В.;

  • авторская программа, разработанная Дмитриевой Н.Я. (Система развивающего обучения Л.В.Занкова.)


Учебник: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 3 класса. Самара:Издательство «Учебная литература».


Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 3 класса разработана на основе авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Мы и окружающий мир», утверждённой МО РФ.

Учебный курс «Окружающий мир» интегрирован знаниями из области истории, географии, биологии, что предусматривается проектом Образовательных государственных стандартов нового поколения.

Рабочая программа предусматривает развитие конкретных умений школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования.

Принципы отбора содержания связаны с возрастными особенностями развития учащихся.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Это предполагает все более широкое использование активных форм познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных  мнений, предположений, учебный диалог, нет­радиционных форм уроков.

В содержание программы включён материал, превышающий уровень обязательных требований, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению, расширить кругозор учащихся, познакомить их с интересными фактами и явлениями окружающего мира.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания и включены в тематическое планирование: «Символика», «Этапы развития человеческого общества».

Целями обучения окружающему миру являются:

  1. Развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать;

  2. Освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и обществе;

Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Задачи обучения окружающему миру:

  1. Формировать целостную картину мира с опорой на современные научные достижения.

  2. Познакомить с взаимосвязями между природой, обществом и человеком.

  3. Развивать логичность и самостоятельность мышления, историческое мышление.

  4. Формировать экологическую культуру.

  5. Формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, делать обобщение и выводы, развивать устную и письменную речь.

  6. Воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к родине, гордость за свой край.



Учебно – тематический план

Количество часов: 68 часов, 2 часа в неделю


пп

Наименование раздела

Всего часов

1

Природные условия земли

11

2

Человек в далеком прошлом

10

3

Земли восточных славян

22

4

Объединение русских земель вокруг Москвы

12

5

Путь от Руси к России


13


Итого

68















Содержание курса.

3 класс (68 часов)

Природные условия Земли

Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения).

Ознакомление с масштабом карт.

Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков.

Народные приметы погоды. Представление о климате.

Почва. Состав почвы. Свойства почвы (плодородие). Охрана почв.

Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды.

Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов; чтение масштаба разных карт; фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России.

Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон.

Человек в далеком прошлом

Природные условия, в которых появился человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира.

Лента времени (год, век, тысячелетие).

Практические работы. Ориентирование на физической карте и карте природных зон; соотнесение: год-век, век-год.

Исследовательская работа. Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы...) в жизни человека.

Экскурсии в зоопарк, в ботанический сад, в краеведческий музей.

Земли восточных славян

Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира.

Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов европейской части

России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса.

Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах.

Расселение восточных славян. Путь «из варяг в греки».

Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище.

Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России; работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов;составление цепей питания; подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа; коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Составление кроссвордов.

Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных

животных. Занятия и быт современных людей в лесной зоне (в зоне степей).

Духовная и материальная культура древних русичей.

История одного из древних городов.

Экскурсии в исторический, краеведческий музеи, в заповедник или заказник.

Московское государство

Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Ядовитые растения леса и луга.

Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах.

Объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига.

Культура Московской Руси. Исторические достопримечательности. Золотое кольцо России.

Иван IV Грозный.

Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга.

Практические работы. Ориентирование на физической карте

России и мира, на исторических картах; составление цепей питания; узнавание ядовитых растений и грибов; моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия; применение правил поведения в лесу и у водоемов.

Экскурсии в лес, к озеру, реке или к болоту.

Путь от Руси к России

Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири. Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии. Поход Семена Дежнева. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский.

Краеведение (в течение года).

Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание наиболее охраняемых растений, животных, грибов, усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности.

Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.

Исследовательская работа. Жизнь людей в тайге (тундре) в

настоящее время.

Экскурсии в краеведческий музей, в художественную галерею, в музей прикладного искусства.


Требования к уровню подготовки обучающихся

к концу третьего класса

Обучающиеся должны

иметь представление:

- об истории человека в древние времена;

- об истории родного края;

устанавливать связи:

- между неживой природой и живыми организмами;

- внутри природных сообществ: между растениями и животными, между разными группами животных; между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разных природных зонах;

владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):

- осуществлять классификацию объектов окружающего мир по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);

- подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (например, природа; живая и неживая природа; животные и растения и т.д.);

-проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ);

- оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;

- оценивать устное высказывание одноклассников по его соответствию обсуждаемой теме, полноте и доказательности;

- выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями);

- пользоваться учебной, справочной и дополнительной литературой;

- оформлять результаты исследовательской работы;

знать/понимать:

-наиболее типичных представителей растений и животных природных зон России;

-характерные признаки сезонов года родного края;

-названия основных сообществ (лес, луг, водоем);

-названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае растений и животных;

-названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных;

-правила поведения в природе;

-правила безопасности в лесу и на водоемах;

-имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский;

уметь:

- определять местонахождение крупных объектов на физической карте России;

- узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые;

-приводить примеры растений и животных природных сообществ;

- узнавать особо охраняемые растения и животных родного края;

- называть характерные признаки сезонов года родного края;

- фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды выбранных дней;

-устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период.



Календарно-тематическое планирование

Дата

урока

Тема раздела, урока

Кол-во

часов

Тип урока

Вид контроля,

измерителя

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки обучающихся

I четверть – 18 ч.


Раздел 1. Природные условия Земли (11часов)


Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– интерес к познанию окружающего мира;

– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

– понимание причин успеха в учебе;

– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей;

– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

предпосылок для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе заданных критериев;

учебно_познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

понимания чувств одноклассников, учителей;

представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире;

– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;

– воспринимать смысл познавательного текста;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

– обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку);

– подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) без указания количества групп;

обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, группе);

адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

05.09.

1

Приглашение к путешествию.

Живая и неживая природа


1

Вводный


Знакомство с учебником, рабочей тетрадью (беседа, работа с книгой)

Иметь представление о при­родных условиях Земли. Знать о взаимодействии людей и природы. Уметь приводить примеры

07.09.

2

Карты.

Особенности планеты Земля


1

Формирование новых знаний

Устный опрос

Масштаб и его использование (работа с книгой, практикум)

Иметь представление о масштабе и его использо­вании, историческом времени.

09.09.

3

Масштаб

1

Комбинированный

Текущий

Наблюдение по картам масштабов

Уметь пользлваться картами с разными масштабами.

12.09.

4

Народные приметы погоды.



1

Исследование

Текущий

Изменчивость погоды. Метеорология-наука о погоде. Наблюдения в природе.

Знать распространенные народные приметы о погоде. Уметь приводить приметы погоды из собственных на­блюдений

14.09.

5

Показатели погоды.

.

1

Формирование новых знаний

Тематический

Представление о климате. Показатели климата. Климатические пояса. Выявление причин, влияющих на разнообразие климата.

Знать основные причины образования разных клима­тов. Уметь работать с географическим атласом и картой

19.09.

6

Народные приметы погоды

1

Формирование новых знаний

Тематический

Представление о климате. Показатели климата. Климатические пояса. Выявление причин, влияющих на разнообразие климата.

Знать основные причины образования разных клима­тов. Уметь работать с географическим атласом и картой

21.09.

7

Экскурсия «Осень в родном городе»


1

Практическая работа

Текущий

Сбор листьев и природного материала

Составить коллаж из осенних листьев

26.09.

8

Образование почв. Плодородие.


1

Наблюдение

Проблемные задания

История образования почв. Почва и растения. Разнообразие почв. Перегной.

Знать состав почв и их образование.

28.09.

9

Защита почв.


1

Формирование новых знаний

Тестирование

Важность почвы для жизни человека и опасность её загрязнения.

Знать: причины плодоро­дия почв, значение охраны почвы.

03.10.

10

Природные зоны суши Земли.



1

Формирование новых знаний

Тематический

Природная зона как взаимосвязь жи­вых организмов с не­живой природой и ме­жду собой.

Иметь представление о природных зонах Земли.

05.10.

11

Природные зоны.

Зарождения человечества

1

Обобщение

Самостоятельная работа

Тест «Проверь себя».

Уметь анализировать и делать выводы.


Человек в далеком прошлом (10 часов )

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– понимание причин успеха в учебе;

– интерес к познанию окружающего мира;

– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

– понимание чувств одноклассников и учителей;

– представление о своей этнической принадлежности;

– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России.

Обучающийся получит возможность для формирования:

ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем,

одноклассниками;

– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Обучающийся получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:

выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах,

рекомендуемых учителем;

проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) без указания количества групп;

обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);

понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);

– строить понятные для партнера высказывания.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать другое мнение и позицию;

адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной;

использовать речь для планирования своей деятельности;

контролировать действия партнера;

.– осуществлять взаимоконтроль.

10.10.

12

Где зародилось человечество.


1

Формирование новых знаний

Текущий

Гипотезы появления человека. Расселение людей.

Иметь представление об истории человека в древ­ние времена. Знать, что общего и чем от­личаются люди и животные.

12.10

13

Климат и природные зоны Африки.

1

Формирование новых знаний

Устный опрос

Географическое положение Африки. Климат. Природные зоны Африки.Особенности природы Юго-Восточной Африки.

Знать особенности природных зон, климата Африки

17.10

14

Климат и природные зоны Африки.

1

Формирование новых знаний

Устный опрос

Географическое положение Африки. Климат. Природные зоны Африки.Особенности природы Юго-Восточной Африки.

Знать особенности природных зон, климата Африки

19.10

15

Родина человечества.

Как

появился

человек.

1

Формирование новых знаний

Устный опрос

Этапы становления человека. Одомашнивание животных. Орудия труда.

Уметь объяснить значение природных условий, расти­тельности и животного мира в развитии человека, при­чины, оказавшие влияние на эволюцию человеческо­го организма

24.10.

16

Жизнь древних людей.

1

Формирование новых знаний

Текущий

Государства Средиземноморья. Лента времени. Развитие наук.

Иметь представление о древних государствах.

26.10.

17

Самые древние государства


1

Формирование новых знаний


Древняя Греция, Спарта и Афины. Древний Рим.

Иметь представление о древних государствах

31.10.

18

Лента

времени.

Материки и

части света

1

Формирование новых знаний

Устный опрос

Единицы времени.

Знать единицы времени, понятия век, эра, названия материков и частей света.

II четверть- 14 ч.

09.11.

19

Расширение знаний о мире.

С. 65-68

1

Формирование новых знаний


Александр Македонский идет на Восток. Китайские путешественники в Средней Азии.

Иметь представление о значении открытий путешественников

14.11

20

Первые шаги в изучении природы

1

Формирование новых знаний

Устный опрос.

Аристотель, Архимед.

Понимать значение наблюдения в природе для науки: как появляются открытия, изобретения.

Проводить аналогии между использованием изобретений в древнем мире и современном.


16.11.

21

Духовная

жизнь древнего человека.

1

Формирование новых знаний

Устный опрос.

Культура и искусство древнего мира. Язычество.

Определение понятия «язычество».

Обсуждение значения язычества в духовной жизни древнего человека.

Зачитывание и прослушивание рассказов о Древней Греции.


Земли восточных славян (22 часа)

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– интерес к познанию окружающего мира;

– понимание причин успеха в учебе;

– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

– понимание чувств одноклассников и учителей;

– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

ориентации на принятие образца «хорошего ученика»;

осознания ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

осознания своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства гордости за свою Родину, народ, историю;

понимания нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

сопереживания другим людям, в т.ч. историческим лицам;

учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

принятия ценности природного мира, здоровьесберегающего поведения;

понимания красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем,

одноклассниками;

– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами и другими;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровне;

вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

– осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире;

– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной

задачи;

– воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям)

при указании количества групп;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);

– подводить изученные анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями

учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

создавать модели и схемы по заданиям учителя;

строить сообщения в устной и письменной форме;

проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) без указания количества групп;

строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

контролировать действия партнера;

осуществлять взаимоконтроль;

строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации;

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной;

стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

адекватно использовать языковые средства для решения различных коммуникативных задач;

оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

использовать речь для планирования своей деятельности._

21.11.

22

Географическое

положение

Европы.

1

Формирование новых знаний

Работа с картой.

Характеристика особенностей природы Европы с помощью карт (карта природных зон, климатическая, физическая карты)

Уметь извлекать информацию из карты, читать условные обозначения, составлять характеристики географических объектов.

23.11.

23

Первые

люди на нашей

Земле.

1

Формирование новых знаний

Текущий

Характер перехода от первобытных

стадий жизни к цивилизации, условия жизни первобытных людей.

Уметь проводить сравнение, сериацию учебных объектов (орудий труда первобытного человека) по аамостоятельно выделенным критериям, строить небольшие сообщения в устной форме.

28.11.

24

Восточно-Европейская

равнина

1

Формирование новых знаний

Устный опрос

Географическое положение. Рельеф. Климат. Первые люди на нашей Земле.

Знать об истории человека, гипотезы о происхождении восточных славян. Уметь ориентироваться на карте природных зон России

30.11

25

Степи.

Растительный мир

1

Формирование новых знаний

Устный опрос

Работа с физической картой климатических поясов и природных зон России. Географическое положение. Растительность степей весной и летом.

Иметь представление о единстве почв, раститель­ности степи..

05.12.

26

Степи. Животный мир.

С. 87-93,

1

Формирование новых знаний

Устный опрос

Особенности внешнего строения и образа жизни животных степей. Цепи питания в степях.

Иметь представление о животном мире степи.

07.12.

27

Люди в степи.

1

Формирование новых знаний

Проблемные задания.

Ознакомление с особенностями быта, занятий людей в степях. Экологические проблемы.

Знать зависимость жизни и занятий населения в степной зоне от природных условий.

12.12.

28

Лесостепь.


1

Формирование новых знаний

Текущий.

Географическое положение. Климат, почвы. Особенности растительности. Работа с картами. Значение леса.

Знать об особенностях лес­ной зоны. Уметь применять знания о лесной зоне при выпол­нении практических работ.

14.12.

29

Лесная зона.


1

Формирование новых знаний

Устный опрос

Географическое положение. Климат, почвы. Особенности растительности. Работа с картами. Значение леса.

Знать об особенностях лес­ной зоны. Уметь применять знания о лесной зоне при выпол­нении практических работ.


30

Сезонные изменения в лесу.


1

Формирование новых знаний

Текущий

Приспособленность животных организмов к сезонным изменениям в неживой природе. Распространение семян.

Знать о взаимосвязях сме­ны времен года и измене­ниях в природе. Уметь объяснять причины сезонных изменений в лесу.

19.12.

31

Проверочная работа за 1 полугодие.

1

Контроль знаний




21.12.

32

Сезонные изменения в лесу.


1

Урок-экскурсия

Текущий

Наблюдение за погодой. Сравнение погоды разных дней. Выделение признаков погоды.

Уметь называть характер­ные признаки сезонов года родного края, фиксировать с по­мощью условных знаков основные признаки погоды

III четверть- 20 ч.

10.01.

33

Как жили наши далекие предки. Экскурсия в краеведческий музей.


1

Урок-практикум

Практическая работа

Строительство жилища в степной и лесной зонах. Макеты домов и поселений.

Уметь использовать знания для объяснения образа жиз­ни предков.

16.01.

34

Расселение

славян.

«Путь

из варяг

в греки».

1

Формирование новых знаний

Устный опрос

Быт, занятия, защита поселка.

Знать о расселении славянских племен, занятиях и быте восточных славян.

19.01.

35

Обожествление

природы

1

Формирование новых знаний

Устный опрос

Язычество Человек и природа. Защита своих земель.

Понимать связь между язычеством и природными условиями, в которых жил человек.

23.01.

36

Родной

край

в далеком

прошлом

1

Формирование новых знаний

Работа с исторической картой

Понятие «государство». Лента времени.

Знать об истории

родного края.

06.02

37

Первые русские князья.


1

Формирование новых знаний

Работа с исторической картой

Понятие «государство». Князья. Лента времени. Образование Древнерусского государства.

Знать и понимать роль и значение первых русских князей в становлении и раз­витии Отечества.

08.02

38

Принятие Русью христианства.


1

Формирование новых знаний

Текущий

Связи с Византией. Князь Владимир. Значение принятия христианства для Руси.

Знать имена выдающихся русских государственных деятелей, существенные признаки Древнерусского государства.

08.02.

39

Расцвет Древнерусского государства.

1

Формирование новых знаний

Работа с исторической картой

История Древнерусского государства, Ярослав Мудрый.

Понимать значение сильного государства.

Выделять существенные характеристики Древнерусского государства.

13.02.

40

Древнерусская культура.


1

Формирование новых знаний

Устный опрос

Деревянное и каменное строительство на Руси. Памятники архитектуры. Прикладное искусство.

Знать основные понятия культуры: зодчество, при­кладное искусство, первые каменные соборы.


15.02.

41

Ослабление Древнерусского государства..


1

Формирование новых знаний

Тематический

Ослабление Руси. Раздробленность на отдельные княжества..

Знать о мужестве русских людей в борьбе с монголо-татарами.

20.02.

42

Ордынское нашествие

1

Формирование новых знаний

Устный опрос.

Нашествие монголов

Уметь составлять план рассказа.

22.02.

43

Угроза с Запада.


1

Формирование новых знаний

Практическая работа с исторической картой

Стремление соседей с Запада (шведов, немцев) захватить славянские Земли.

Знать об эпизодах защиты Родины от иноземных захватчиков, о полковод­ческом таланте князя Александра Невского.

Объединение русских земель вокруг Москвы(12 часов)

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию окружающего мира;

– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

– осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;

– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

– понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;

– принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

– понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

реализации основ гражданской идентичности в поступках;

следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

установки на здоровый образ жизни;

ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой),

словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Обучающийся получит возможность научиться:

самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно_логическом уровнях;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;

на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

– осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире;

– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

– воспринимать смысл познавательного текста, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии

с учебной задачей;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям)

при указании количества групп;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);

– подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями

учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов;

записывать, фиксировать информацию

об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

создавать модели и схемы по заданиям учителя;

строить сообщения в устной и письменной форме;

находить разнообразные способы решения учебной задачи;

проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям без указания количества групп;

строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

контролировать действия партнера;

допускать возможность существования

различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной;

строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

использовать речь для регуляции своего действия;

оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

адекватно использовать языковые средства для решения различных коммуникативных задач;

понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;

осуществлять взаимоконтроль;

использовать речь для планирования своей деятельности.

27.02

44

Залесская земля.


1

Формирование новых знаний

Текущий

Жизнь на Руси в период монгольского ига.

Знать о причинах переселения людей со степного юга в леса севера во время монгольского ига

(13 век)

01.03.

45

Что такое природное сообщество.


1

Формирование новых знаний

Работа с физической картой России.

Природные сообщества лесной зоны. Природное равновесие в лесу. Разнообразие природных сообществ. Цепи питания.


Уметь:

- понимать причины­
образования сообществ;

- применять знания по
ОБЖ в жизненных

ситуациях;


- прогнозировать возможные последствия экологической катастрофы.

06.03.

46

Законы лесной жизни.


1

исследование


Ориентирование в лесу. Лес - наше богатство. Моделирование вариантов нарушения экологических связей в лесу.

08.03.

47

Природное сообщество-луг.



1

Формирование новых знаний

Текущий

Растительный и животный мир луга. Экологическое равновесие. Значение лугов для сельскохозяйственной деятельности человека.

Иметь представление

о луге как о природном сообществе.

Уметь моделировать варианты нарушения экологических связей луга.

13.03.


48

Контрольная работа .


1

Урок контроля знаний.


Знакомство с природным сообшеством река, озеро.

Растительность, животный мир, связи внутри сообщества.

Знать об озерах нашей Родины, о естественных и искусственных водоемах; правила спасения на воде.


15.03.

49

Природное сообщество – поле.


1

Формирование новых знаний

Текущий

Сообщество поле создано человеком. Роль деятельности человека в поддержании этого сообщества.

Знать о животном и растительном мире полей, связях внутри данного сообщества.


50

Возвышение Москвы

1

Формирование новых знаний

Тематический

Географическое положение. Природные условия.

Знать исторические собы­тия, связанные с объедине­нием земель вокруг Москвы. Уметь пересказывать изу­чаемый материал.

20.03

51

Куликовская битва.


1

Формирование новых знаний

Работа с исторической картой

Дмитрий Донской. Куликовская битва. Стояние на реке Угре. Лента времени.

Знать основные моменты Куликовской битвы, осо­бенности действий русско­го войска.

22.03

52

Стояние

на реке

Угре

1

Формирование новых знаний

Работа с исторической картой

Стояние на реке Угре. Лента времени.

Знать основные моменты Куликовской битвы, осо­бенности действий русско­го войска.

IV четверть – 16 ч.

03.04

53

Создание Московского государства.

1

Формирование новых знаний

Работа с исторической картой

Иван III

Знать исторические события, связанные с правлением русских царей.

05.04.

54

Грозный

царь.

1

Формирование новых знаний

Тематический

Иван IV Грозный (венчание на царство)

Знать:

– о занятиях, образе жизни предков;

– исторические события
в России.

Уметь ориентироваться
по исторической карте.

10.04.

55

Развитие

русской

культуры.

1

Формирование новых знаний

Тематический

Зодчество. Золотое кольцо России. Книжная мудрость. Искусство. Народные промыслы. Первый книгопечатник Иван Федоров.

Знать:

– о занятиях, образе жизни предков;

– исторические события
в России.

Уметь ориентироваться
по исторической карте.


Путь от Руси к России. (13 часов)

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию окружающего мира;

– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

– осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;

– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

– сопереживание другим людям, в т.ч. историческим лицам;

– принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

– понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;

– понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

реализации основ гражданской идентичности в поступках;

следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

установки на здоровый образ жизни;

ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой),

словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

– вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими людьми;

– действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;

на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

– осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире;

– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;

– воспринимать смысл познавательного текста, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);

– подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов;

фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

строить сообщения в устной и письменной форме;

находить разнообразные способы решения учебной задачи;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям без указания количества групп;

строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);

– контролировать действия партнера;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной;

строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать языковые средства для решения различных коммуникативных задач;

понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;

оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

осуществлять взаимоконтроль;

использовать речь для планирования своей деятельности.__

12.04

56

Русские первопроходцы.


1

Формирование новых знаний

Работа с физической и контурной картами России

Первые путешественники – купцы. Новгородцы, открывшие северные Земли. Поход казаков под руководством Ермака в Сибирь.


Знать о разнообразии природы Севера: тундра, Арктика. Уссурийский край. Коренное население Сибири.

Уметь ориентироваться
на физической карте;

пересказывать изученный материал.

17.04.

57

Географическое положение Азии. Сибирь.


1

Формирование новых знаний

Работа с физической и контурной картами России

Рельеф. Реки Сибири. Природные условия Сибири.

19.04.

58

Тайга.


1

Формирование новых знаний


Растительность и животный мир. Природные связи.

Причины лесных пожаров. Браконьерство.

24.04.

59

Природное сообщество- Болото .


1

Формирование новых знаний

Текущий

Растительный и животный мир. Экологические связи внутри сообщества. ОБЖ. Значение болот в природе. Озеро-болото.

Знать о природном сообществе «Болото», о животном
и растительном мире болот.

26.04.

60

«Хождение за три моря».

1

Формирование новых знаний

Устный опрос.

Географическое положение. Открытие европейцами. А. Никитин.

Знать растительный и животный мир джунглей.

08.05

61

Смутное время. Спасители Земли Русской.

1

Формирование новых знаний


Нашествие врагов с Запада. Правление Бориса Годунова. К. Минин и

Д. Пожарский.

Уметь понимать последовательность происходящих событий, по теме приводить свои примеры.

15.05

62

Расширение пределов страны.


1

Формирование новых знаний

Работа с физической и контурными картами

Поход С. Дежнева на Север. Рельеф. Климат.

Знать об открытиях русских путешественников.

17.05

63

Природа тундры.


1

Формирование новых знаний

Текущий

Растительность и животный мир. Взаимосвязь неживой и живой природы. Сезонные изменения. Жизнь и занятия населения. Охрана природы тундры

Знать растительный и животный мир тундры.

22.05

64

Природа тундры.


1

Формирование новых знаний

Текущий

Растительность и животный мир. Взаимосвязь неживой и живой природы. Сезонные изменения. Жизнь и занятия населения. Охрана природы тундры

Знать растительный и животный мир тундры.

25.05.

65

Арктическая пустыня.


1

Формирование новых знаний

Тематический

Природа ледяной зоны. Природное явление – северное .сияние.

Знать растительный и животный мир Арктики, связи между неживой и живой природой.


66

Проверочная работа за год.

1

Контроль знаний





67

Народы Сибири. Рудознатцы. Послы.

1

Формирование новых знаний

Текущий

Численность сибирских народов. Промышленность Урала. Русские дипломаты.

Уметь понимать последовательность происходящих событий, по теме приводить свои примеры.


68

Россия накануне реформ.


1

Обобщение и систематизация знаний

Самостоятельная работа с картой.

Расширение Российского государства. Просвещение. Народная медицина.

Уметь использовать приобретенные умения и знания в практической деятельности для обогащения жизненного опыта.

Учебно-методическое обеспечение.

  1. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Окружающий мир: Учебник для 3 класса.

  2. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 3 класс


Список литературы.


  • Дмитриева Н. Я. , Казаков А. Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 3 класс. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Окружающий мир: Учебник для 3 класса.

  • Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 3 класс.

  • Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова/Сост. Н.В. Нечаева, С. В. Бухалова

Прохождение программного материала


четверть



Предмет

По программе

Фактически проведено

Причина невыполнения программы

Компенсирующие мероприятия

Часов

К/Р

П/Р

Часов

К/Р

П/Р











































Выводы:








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!