СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа соответствует обновлённому ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 3 класс»



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Бутурлиновский муниципальный район Воронежской области

МКОУ Кучеряевская ООШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор


Руководитель ШМО

______________Саратовская Л. А.

______________Солодунова В. В.

Протокол №1

Приказ №56

______________Семенютина С. Н.

Протокол №5

от "31" мая 2022 г.

от "31" мая 2022 г.

от "31" мая 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 1035511)

учебного предмета

«Окружающий мир»

для 3 класса начального общего образования

на 2022-2023 учебный год

Составитель: Нестеренко Галина Викторовна

учитель начальных классов





Кучеряевка 2022



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
планированию.

Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 3 классе начальной школы.

Содержание обучения в 3 классе завершается перечнем универсальных учебных действий —познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников.

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за третий год обучения в начальной школе В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 3 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы. Представлены также способы организации дифференцированного обучения.

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 3 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта.

Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;

— развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;

— развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления



культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

— раскрытие роли человека в природе и обществе;

— освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе, составляет 68 часов (два часа в неделю).



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.

Семья — коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи.

Уважение к семейным ценностям.

Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.

Страны и народы мира. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся.

Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире.

Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха.

Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные
ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.

Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений.

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.

Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных.

Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе
наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.

Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена отдельных органов и систем органов человека. Измерение



температуры тела человека, частоты пульса.

Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности).

Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности). Безопасность в Интернете (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

Универсальные учебные действия.

Познавательные универсальные учебные действия:

— проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;

— устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного;

— определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;

— моделировать цепи питания в природном сообществе;

— различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).

Работа с информацией:

— понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты;

— находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;

— читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;

— находить по предложению учителя информацию в разных источниках — текстах, таблицах, схемах, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);

— соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

— ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:

— понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры);

— понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);

— понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного



движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).

— описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
— на основе сравнения объектов природы описывать схожие, различные, индивидуальные признаки;
— приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы; — называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма; — описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного).

Регулятивные универсальные учебные действия:
— планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя);
— устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия.

Совместная деятельность:
— участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого; — справедливо оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес;
— выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение;
— самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.



ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение предмета "Окружающий мир" в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:

— становление ценностного отношения к своей Родине - России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;

— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;

— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;

— первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.

Духовно-нравственного воспитания:

— проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;

— принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;

— применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетического воспитания:

— понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

— использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

— соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);

— приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.



Трудового воспитания:

— осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологического воспитания:

— осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;

— осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательныеуниверсальные учебные действия: 1) Базовые логические действия:

— понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;

— на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть - целое; причина - следствие; изменения во времени и в пространстве);

— сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

— объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

— определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;

— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма

2) Базовые исследовательские действия:

— проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;

— определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;

— формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

— моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его



последствия; коллективный труд и его результаты и др. );

— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —следствие);

— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).

3) Работа с информацией:

— использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;

— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;

— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;

— читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);

— соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);

— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

— фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).

Коммуникативные универсальные учебные действия:

— в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;

— признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;

— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;

— использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;

— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

— конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;

— находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;

— готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.



Регулятивные универсальные учебные действия: 1) Самоорганизация:

— планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;

— выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

2) Самоконтроль:

— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

— находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);

— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.

3) Самооценка:

— объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;

— оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.

Совместная деятельность:

— понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);

— коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

— выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;

— ответственно выполнять свою часть работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

— различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона;

— проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;

— приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;

— показывать на карте мира материки, изученные страны мира;



— различать расходы и доходы семейного бюджета;
— распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
— проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
— группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;
— сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы; — описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
— использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
— использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
— фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной
деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
— создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
— соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта;
— соблюдать периодичность двигательной активности и профилактики заболеваний;
— соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
— соблюдать правила нравственного поведения на природе;
— безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в
мессенджерах.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Человек и общество.

1.1.

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

2

0

1


Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций на тему: «Что такое общество»;
Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему: «Жизнь народов нашей страны»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

1.2.

Наша Родина — Российская Федерация —многонациональная страна.

2

0

1


Ролевая игра по теме «Встречаем гостей из разных республик РФ»: рассказы гостей об их крае и народах, рассказы для гостей о родном крае;
Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) по теме «Уникальные памятники культуры России»;
Работа в группе: чтение текстов учебника и использование полученной информации для подготовки собственного рассказа о памятниках культуры России;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

1.3.

Особенности жизни, быта, культуры народов РФ.

1

0

0.5


Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему: «Жизнь народов нашей страны»;
Работа в группе: чтение текстов учебника и использование полученной информации для подготовки собственного рассказа о памятниках культуры России;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

1.4.

Уникальные памятники культуры (социальные и природные объекты) России, родного края.

2

0

1


Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему: «Жизнь народов нашей страны»;
Ролевая игра по теме «Встречаем гостей из разных республик РФ»: рассказы гостей об их крае и народах, рассказы для гостей о родном крае;
Работа в группе: чтение текстов учебника и использование полученной информации для подготовки собственного рассказа о памятниках культуры России;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

1.5.

Города Золотого кольца России.

3

0

1.5


Моделирование маршрута по Золотому кольцу с использованием фотографий достопримечательностей, сувениров и т.д.;
Составление сообщения о городах Золотого кольца России с использованием дополнительных источников информации (дифференцированное задание);

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

1.6.

Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона.

1

0

0.5


Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) по теме «Уникальные памятники культуры России»;
Работа в группе: чтение текстов учебника и использование полученной информации для подготовки собственного рассказа о памятниках культуры России;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/




1.7.

Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов.

1

0

0.5


Ролевая игра по теме «Встречаем гостей из разных республик РФ»: рассказы гостей об их крае и народах, рассказы для гостей о родном крае;
Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) по теме «Уникальные памятники культуры России»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

1.8.

Семья коллектив близких, родных людей. Поколения в семье.

1

0

0.5


Учебный диалог по теме «Для чего создаётся семья», «Почему семью называют коллективом»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

1.9.

Взаимоотношения в семье: любовь, доброта, внимание, поддержка.

1

0

0.5


Учебный диалог по теме «Для чего создаётся семья», «Почему семью называют коллективом»;
Работа в группах: коллективный ответ на вопрос «Какие бывают семьи?»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

1.10.

Семейный бюджет, доходы и расходы семьи.

1

0

0.5


Рассказ учителя: «Что такое семейный бюджет»;
Беседа по теме «Доходы и расходы семьи»;
Практическая работа по теме «Моделирование семейного бюджета» (дифференцированное задание);

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

1.11.

Страны и народы мира на карте.

2

0

0.5


Практическая работа с картой: страны мира. Работа в группах: самостоятельное составление описания любой страны или народа мира (с использованием дополнительной литературы и Интернета);

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

1.12

Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся.

4

1

0.5


«Путешествие по странам мира» (достопримечательности отдельных стран мира, по выбору детей): рассматривание видеоматериалов, слайдов, иллюстраций;

Тестирование;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

Итого по разделу

21


Раздел 2. Человек и природа.

2.1.

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства.

2

0

1


Упражнения: классификация тел и веществ, сравнение естественных и искусственных тел; классификация твёрдых, жидких и газообразных веществ;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

2.2.

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение для жизни.

2

0

1


Экскурсия: почвы (виды, состав, значение для жизни природы и хозяйственной деятельности людей);

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

2.3.

Вода. Свойства воды.Состояния воды, её распространение в природе, значение для жизни. Круговорот воды в природе.

2

1

1


Демонстрация учебных экспериментов: состояния воды, свойства воздуха;
Рассказ учителя, анализ схемы круговорота воды в природе;

Тестирование;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

2.4.

Охрана воздуха, воды.

2

0

1


Практические работы (наблюдение и опыты) с веществами: текучесть, растворимость, окрашиваемость и др.;
Упражнения: классификация тел и веществ, сравнение естественных и искусственных тел; классификация твёрдых, жидких и газообразных веществ;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

2.5.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека.Полезные ископаемые родного края.

2

0

1


Практические работы: горные породы и минералы — название, сравнение, описание;
Экскурсия: почвы (виды, состав, значение для жизни природы и хозяйственной деятельности людей);

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/




2.6.

Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной деятельности человека.

2

1

1


Практические работы: горные породы и минералы — название, сравнение, описание;
Экскурсия: почвы (виды, состав, значение для жизни природы и хозяйственной деятельности людей);

Тестирование;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

2.7.

Царства природы. Бактерии, общее представление. Грибы: строение шляпочного гриба; съедобные и несъедобные грибы.

2

0

1


Рассказ учителя (чтение текста учебника) о бактериях;
Работа с иллюстративным материалом по теме «Какие грибы мы не положим в корзинку»;
Рисование схемы: «Шляпочный гриб»;
Рассказ учителя: «Чем грибы отличаются от растений»;
Рассказ-рассуждение о жизни растений;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

2.8.

Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды.

2

0

1


Работа в группе: классификация растений из списка, который предложили одноклассники;
Коллективное создание схемы по теме «Условия жизни растений»;
Рассказ-рассуждение о жизни растений;
Практическая работа в паре по теме «Размножения растений (побегом, листом, семе нами)»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

2.9.

Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений.

2

0

1


Рассказ учителя: «Чем грибы отличаются от растений»; Работа в группе: классификация растений из списка, который предложили одноклассники;
Коллективное создание схемы по теме «Условия жизни растений»;
Рассказ-рассуждение о жизни растений;
Практическая работа в паре по теме «Размножения растений (побегом, листом, семе нами)»;
Охраняемые растения родного края (наблюдение,
рассматривание иллюстраций);

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

2.10.

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

1

0

1


Работа в группе: классификация растений из списка, который предложили одноклассники;
Коллективное создание схемы по теме «Условия жизни растений»;
Рассказ-рассуждение о жизни растений;
Практическая работа в паре по теме «Размножения растений (побегом, листом, семе нами)»;
Охраняемые растения родного края (наблюдение,
рассматривание иллюстраций);

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

2.11.

Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений.

2

1

1


Работа в группе: классификация растений из списка, который предложили одноклассники;
Коллективное создание схемы по теме «Условия жизни растений»;
Рассказ-рассуждение о жизни растений;
Практическая работа в паре по теме «Размножения растений (побегом, листом, семе нами)»;

Тестирование;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

2.12

Растения родного края, названия и краткая характеристика. Охрана растений.

1

0

0.5


Рассказ-рассуждение о жизни растений;
Практическая работа в паре по теме «Размножения растений (побегом, листом, семе нами)»;
Охраняемые растения родного края (наблюдение,
рассматривание иллюстраций);

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/




2.13

Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружаю щей среды.

1

0

0.5


Дидактическая игра по теме «Каких животных мы знаем»; Коллективное составление схемы по теме «Разнообразие
животных»;
Упражнения: опиши животное, узнай животное, найди ошибку в классификации животных;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

2.14.

Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся, земноводные).

2

0

1


Учебный диалог по теме «Как животные питаются»;
Составление и анализ цепей питания;
Работа в парах: характеристика животных по способу
размножения (на основе справочной литературы), подготовка презентации;
Моделирование стадий размножения животных (на примере земноводных, рыб);
Рассказ учителя по теме «Как человек одомашнил животных»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

2.15.

Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).

2

1

1


Составление и анализ цепей питания;
Работа в парах: характеристика животных по способу
размножения (на основе справочной литературы), подготовка презентации;
Моделирование стадий размножения животных (на примере земноводных, рыб);
Рассказ учителя по теме «Как человек одомашнил животных»;

Тестирование;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

2.16.

Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных.

1

0

0.5


Коллективное составление схемы по теме «Разнообразие животных»;
Работа в парах: характеристика животных по способу
размножения (на основе справочной литературы), подготовка презентации;
Рассказы детей по теме «Мой домашний питомец»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

2.17.

Животные родного края, их названия.

1

0

0.5


Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему «Охрана животных»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

2.18.

Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе.

1

0

0.5


Работа со словарём: определение значения слова «сообщество»; Рассказ учителя по теме «Что такое природное сообщество» ; Учебный диалог по теме «Особенности леса (луга, водоёма) как сообщества»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

2.19.

Создание человеком природных сообществ для хозяйственной деятельности, получения продуктов питания (поле, сад, огород).

1

0

0.5


Рассказ учителя по теме «Что такое природное сообщество» ; Учебный диалог по теме «Особенности леса (луга, водоёма) как сообщества»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

2.20.

Природные сообщества родного края.

1

0

0.5


Работа со словарём: определение значения слова «сообщество»; Сравнение понятий: естественные сообщества, искусственные сообщества;
Беседа по теме «Для чего человек создает новые сообщества?»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

2.21.

Правила поведения в лесу, на водоёме, на лугу.

1

0

0.5


Учебный диалог по теме «Особенности леса (луга, водоёма) как сообщества»;
Обсуждение ситуаций, раскрывающих правила положительного и отрицательного отношения к природе;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

2.22.

Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека.

1

0

0.5


Обсуждение текстов учебника, объяснения учителя: «Строение тела человека»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/




2.23.

Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма.

2

1

1


Обсуждение текстов учебника, объяснения учителя: «Строение тела человека»;

Тестирование;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

2.24.

Гигиена отдельных органов и систем органов человека.

1

0

0.5


Рассматривание схемы строения тела человека: называние, описание функций разных систем органов;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

2.25.

Измерение температуры тела человека, частоты пульса.

1

0

0.5


Практическая работа по теме «Измерение температуры тела и частоты пульса»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

Итого по разделу

38


Раздел 3. Правила безопасной жизни.

3.1.

Здоровый образ жизни; забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

1

0

0.5


Практическая работа по теме «Рассматривание знаков (опасно, пожароопасно, взрывоопасно; внимание — автопогрузчик; электрический ток; малозаметное препятствие; падение с высоты), коллективное объяснение их значения»;
Анализ ситуаций по теме «Что может произойти, если…»; Обсуждение результатов проектной деятельности по теме «Что такое здоровый образ жизни и как его обеспечить»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

3.2.

Безопасность во дворе жилого дома (внимание к зонам электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов; предупреждающие знаки безопасности).

2

0

1


Ролевая игра по теме «Рас скажи малышу, как нужно вести себя на игровой и спортивной площадке»;
Работа в группах: составление памятки по теме «Правила
поведения в аэропортах, на борту самолета, судна (по выбору группы)»;
Учебный диалог по теме «Как обеспечить безопасность при работе в Интернете»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

3.3.

Транспортная безопасность пассажира разных видов транспорта, правила поведения на вокзалах, в
аэропортах, на борту самолёта, судна.

3

1

1


Рассказ учителя по теме «Правила поведения в транспорте, на вокзалах, в аэропортах, на борту самолета, судна»;
Работа в группах: составление памятки по теме «Правила поведения в аэропортах, на борту самолета, судна (по выбору группы)»;

Тестирование;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

3.4.

Безопасность в Интернете (ориентировка в признаках мошенничества в сети; защита персональной
информации) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

1

0

0.5


Анализ ситуаций по теме «Что может произойти, если…»; Учебный диалог по теме «Как обеспечить безопасность при работе в Интернете»;
Обсуждение результатов проектной деятельности по теме «Что такое здоровый образ жизни и как его обеспечить»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

Итого по разделу

7


Резервное время

2


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

7

31





ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.


1





2.


1





3.


1





4.


1





5.


1





6.


1





7.


1





8.


1





9.


1





10.


1





11.


1





12.


1





13.


1





14.


1





15.


1





16.


1





17.


1





18.


1





19.


1





20.


1





21.


1





22.


1





23.


1





24.


1





25.


1





26.


1





27.


1








28.


1





29.


1





30.


1





31.


1





32.


1





33.


1





34.


1





35.


1





36.


1





37.


1





38.


1





39.


1





40.


1





41.


1





42.


1





43.


1





44.


1





45.


1





46.


1





47.


1





48.


1





49.


1





50.


1





51.


1





52.


1





53.


1





54.


1





55.


1





56.


1





57.


1





58.


1








59.


1





60.


1





61.


1





62.


1





63.


1





64.


1





65.


1





66.


1





67.


1





68.


1





ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

7






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство«Просвещение»;
Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Поурочные разработки по курсу Окружающий мир к УМК А.А.Плешакова(,,Школа России") http://school-collection.edu.ru/

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер, проектор, оборудование кабинета по окружающему миру

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Компьютер, проектор, термометр, компас


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!