Пояснительная записка.
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Основной образовательной программы МБОУ пролетарской СОШ, на основе авторской программы : Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.УМК «Школа России»
Учебник , авт. Плешаков А.А. в 2-х частях . Часть 1,2Москва. Просвещение, 2018 (приказ Министерства Просвещения Российской федерации №345 от 28.12.2018 года « О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
На изучение курса « Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю.
Программа рассчитана на 270 часов : 1 класс – 66 часов ( 33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы - по 68 часов ( 34 учебные недели).
Согласно календарному учебному графику и расписанию занятий МБОУ Пролетарской СОШ на 2019-2020 учебный год, данная программа будет реализована в объёме 68 часов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Окружающий мир»
Данная программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств, представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей;
осознанние норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
называть важнейшие события и великих людей отечественной истории;
знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка;
отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
умение объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Обучающийся научится:
знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка;
распознавать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
по году определять век, место события в прошлом;
отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу;
объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны;
по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
определять: * Земля — планета Солнечной системы;
объяснять причины смены дня и ночи и времен года;
рассказывать, что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
называть некоторые современные экологические проблемы;
определять природные зоны России;
называть особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
характеризовать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
называть важнейшие события и великих людей отечественной истории.
Обучающийся получит возможность научиться:
объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов;
объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений;
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края;
проводить наблюдения природных тел и явлений;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты;
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины: отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
приводить примеры народов России;
понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
устанавливать и принимать причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Раздел 1.
Земля и человечество. 9 ч
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Раздел 2.
Природа России. 10 ч
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Раздел 3.
Родной край — часть большой страны. 15 ч
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. •
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Раздел 4.
Страницы всемирной истории. 5 ч
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем
рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Раздел 5.
Страницы истории России. 20 ч
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII—XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.
Наше Отечество в XVI — XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVII вв.
Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Раздел 6.
Современная Россия. 9 ч
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела/темы | Количество часов | Сроки |
1. | Земля и человечество. | 9 | 05.09-03.10 |
2. | Природа России. | 10 | 04.10-14.11 |
3. | Родной край - часть большой страны. | 15 | 15.11-16.01 |
4. | Страницы всемирной истории. | 5 | 17.01-31.01 |
5. | Страницы истории России. | 20 | 06.02-17.04 |
6. | Современная Россия. | 9 | 23.04-22.05 |
| Итого | 68 | |
Календарно – тематическое планирование
№ урока п/п | № урока в разделе | Тема урока | Количество часов | Виды контроля | Дата |
План | Факт |
Раздел 1. Земля и человечество (9 часов). |
1 | 1 | Мир глазами астронома. | 1 | | 05.09 | |
2 | 2 | Планеты Солнечной системы. | 1 | | 06.09 | |
3 | 3 | Звёздное небо - Великая книга Природы. | 1 | | 12.09 | |
4 | 4 | Мир глазами географа. Пояса Земли. | 1 | | 13.09 | |
5 | 5 | Мир глазами историка. | 1 | | 19.09 | |
6 | 6 | Когда и где? | 1 | | 20.09 | |
7 | 7 | Мир глазами эколога. | 1 | | 26.09 | |
8 | 8 | Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие. | 1 | | 27.09 | |
9 | 9 | Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. | 1 | | 03.10 | |
Природа России (10 часов) |
10 | 1 | Равнины и горы России. | 1 | | 04.10 | |
11 | 2 | Моря, озёра и реки России. | 1 | | 10.10 | |
12 | 3 | Природные зоны России. | 1 | | 11.10 | |
13 | 4 | Зона арктических пустынь. | 1 | | 17.10 | |
14 | 5 | Тундра. | 1 | | 18.10 | |
15 | 6 | Леса России. | 1 | | 24.10 | |
16 | 7 | Лес и человек. | 1 | | 25.10 | |
17 | 8 | Зона степей. | 1 | | 7.11 | |
18 | 9 | Пустыни. | 1 | | 8.11 | |
19 | 10 | У Чёрного моря. | 1 | | 14.11 | |
Родной край – часть большой страны (15 часов). |
20 | 1 | Наш край. | 1 | | 15.11 | |
21 | 2 | Поверхность нашего края. | 1 | | 21.11 | |
22 | 3 | Водные богатства нашего края. | 1 | | 22.11 | |
23 | 4 | Наши подземные богатства. | 1 | | 28.11 | |
24 | 5 | Земля – кормилица. | 1 | | 29.11 | |
25 | 6 | Жизнь леса. | 1 | | 5.12 | |
26 | 7 | Жизнь луга. | 1 | | 6.12 | |
27 | 8 | Жизнь в пресных водах. | 1 | | 12.12 | |
28 | 9 | Экскурсия в природные сообщества родного края | 1 | | 13.12 | |
29 | 10 | Экскурсия в природные сообщества родного края | 1 | | 19.12 | |
30 | 11 | Экскурсия в природные сообщества родного края | 1 | | 20.12 | |
31 | 12 | Растениеводство в нашем крае. | 1 | | 26.12 | |
32 | 13 | Животноводство в нашем крае | 1 | | 27.12 | |
33 | 14 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. | 1 | | 10.01 | |
34 | 15 | Презентация проектов | 1 | | 16.01 | |
Раздел 4. Страницы всемирной истории (5 часов). |
35 | 33 | Начало истории человечества. | 1 | | 17.01 | |
36 | 34 | Мир древности: далёкий и близкий. | 1 | | 23.01 | |
37 | 35 | Средние века: время рыцарей и замков. | 1 | | 24.01 | |
38 | 36 | Новое время: встреча Европы и Америки. | 1 | | 30.01 | |
39 | 37 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 1 | | 31.01 | |
Раздел 5. Страницы истории России (20 часов). |
40 | 1 | Жизнь древних славян. | 1 | | 6.02 | |
41 | 2 | Во времена Древней Руси. | 1 | | 7.02 | |
42 | 3 | Страна городов. | 1 | | 13.02 | |
43 | 4 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | 1 | | 14.02 | |
44 | 5 | Трудные времена на русской земле. | 1 | | 20.02 | |
45 | 6 | Русь расправляет крылья. | 1 | | 21.02 | |
46 | 7 | Куликовская битва. | 1 | | 27.02 | |
47 | 8 | Иван Третий. | 1 | | 28.02 | |
48 | 9 | Мастера печатных дел. | 1 | | 5.03 | |
49 | 10 | Патриоты России. | 1 | | 6.03 | |
50 | 11 | Пётр Великий. | 1 | | 12.03 | |
51 | 12 | Михаил Васильевич Ломоносов. | 1 | | 13.03 | |
52 | 13 | Екатерина Великая. | 1 | | 19.03 | |
53 | 14 | Отечественная война 1812 года. | 1 | | 20.03 | |
54 | 15 | Страницы истории XIX века. | 1 | | 02.04 | |
55 | 16 | Россия вступает в XX век. | 1 | | 3.04 | |
56 | 17 | Страницы истории 1920-1930-х годов. | 1 | | 9.04 | |
57 | 18 | Великая война и великая Победа. | 1 | | 10.04 | |
58 | 19 | Великая война и великая Победа | 1 | | 16.04 | |
59 | 20 | Страна, открывшая путь в космос. | 1 | | 17.04 | |
Раздел 6. Современная Россия (9 часов). |
60 | 1 | Основной закон России и права человека. | 1 | | 23.04 | |
61 | 2 | Мы – граждане России. | 1 | | 24.04 | |
62 | 3 | Славные символы России. | 1 | | 30.04 | |
63 | 4 | Такие разные праздники. | 1 | | 7.05 | |
64 | 5 | Путешествие по России | 1 | | 8.05 | |
65 | 6 | Путешествие по России | 1 | | 14.05 | |
66 | 7 | Путешествие по России | 1 | | 15.05 | |
67 | 8 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие | 1 | | 21.05 | |
68 | 9 | Презентация проекта: “Я - гражданин России”. | 1 | | 22.05 | |
13