Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пролетарская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Рассмотрена на заседании ШМО учителей начальной школы Протокол заседания от «29 » августа 2019 г. № 1 | Рекомендована к утверждению Протокол заседания педагогического совета МБОУ Пролетарской СОШ от «30» августа 2019 г. № 1 | Утверждаю Директор МБОУ Пролетарской СОШ ________________ Т.С. Серикова Приказ от «30»августа 2019 г. № 107 |
по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
начальное общее образование ( 1 класс)
Количество часов в неделю 1, за год 33
Учебный год 2019-2020
Учитель –Войнова Анастасия Павловна
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Основной образовательной программы МБОУ Пролетарской СОШ, на основе авторской программы: Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.УМК «Школа России»
Учебник , авт. Плешаков А.А. в 2-х частях . Часть 1,2Москва. Просвещение, 2018 (приказ Министерства Просвещения Российской федерации №345 от 28.12.2018 года « О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
На изучение курса « Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю.
Программа рассчитана на 270 часов: 1 класс – 66 часов (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы - по 68 часов (34 учебные недели).
Согласно календарному учебному графику и расписанию занятий МБОУ Пролетарской СОШ на 2019-2020 учебный год, данная программа будет реализована в объёме 67 часов. Для прохождения программы в полном объёме считаю целесообразным объединить материалы уроков № 36 «Чтобы путь был счастливым» № 37«Дорожные знаки».
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Предметные результаты
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
находить на карте страны — соседи России и их столицы;
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
вырабатывать правильную осанку;
выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правилу экологической безопасности в повседневной жизни;
раскрывать роль экономики в нашей жизни;
осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
понимать, как ведётся хозяйство семьи;
обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника
приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Метапредметные результаты
Регулятивные
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
—: планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по различным признакам;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов всех его участников.
Личностные результаты
овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
формирование гуманистических и демократических ценностных ориентации на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
внутренняя позиция на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в её многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики
Планируемые результаты рабочей программы
ЛИЧНОСТНЫЕ
у учащихся будут сформированы:
положительная мотивация к изучению курса «Окружающий мир»;
внимательное и бережное отношение к природе родного края, понимание важности соблюдения правил экологической безопасности;
понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;
понимание значения взаимопомощи в семье;
способность оценивать своё поведение и поведение других детей в соответствии с нравственными нормами и правилами этикета.
Получат возможность сформировать:
положительное отношение к учёбе, как интеллектуальному труду;
ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах;
понимание ценности семейных отношений;
способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа обучающийся научится:
понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;
приводить примеры приборов и инструментов;
пользоваться термометром для измерения температуры
воздуха, воды и тела человека;
различать тела природы и изделия;
приводить примеры тел и веществ;
приводить примеры источников энергии;
рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов;
рассказывать об исследованиях космоса;
называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс;
рассказывать о нашей планете - Земле, нашей звезде - Солнце о спутнике Земли - Луне;
рассказывать о значении камня в жизни человека;
называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда);
различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);
сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.
Обучающиеся получат возможность научиться:
рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;
при водить примеры источников звука и объяснять вред шума;
рассказывать о путешествии как способе познания мира,
о великих географических открытиях;
называть планеты Солнечной системы;
отличать планету от звезды;
показывать на глобусе материки и океаны;
при водить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);
рассказывать об использовании электрической энергии;
рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека;
понимать, что такое окружающая среда;
приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);
приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;
рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;
проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.
Человек и общество
Обучающиеся научатся:
выполнять правила безопасного обращения с электроприборами;
понимать значение науки и труда в жизни общества;
рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества.
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать, что человек - часть общества и часть природы;
понимать значение общества в жизни человека;
осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга;
рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общение, познание);
понимать значение искусства как способа познания мира.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
понимать своё продвижение в овладении содержанием курса 2 класса;
понимать цель выполняемых действий, ставить учебную задачу под руководством учителя;
намечать план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности под руководством учителя;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя;
про водить наблюдения и опыты по предложенному плану;
оценивать правильность выполнения заданий;
осуществлять само- и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;
оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено полностью или частично, в чём проявилась сложность выполнения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
развивать и тренировать свою наблюдательность;
ставить цели проведения наблюдений и опытов;
осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;
планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).
Познавательные
Обучающиеся научатся:
фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков;
понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника;
понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;
пользоваться справочником, помещенным в учебнике;
понимать значение знаков и символов в жизни общества.
Обучающиеся получат возможность научиться:
пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта;
осуществлять описание объектов природы;
сравнивать и группировать объекты природы по заданным признакам;
устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде;
обобщать результаты наблюдений за погодой, делать простые выводы.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;
понимать и передавать содержание прочитанных текстов;
слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения,
ставить вопросы друг другу,
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Обучающиеся получат возможность научиться:
высказывать своё мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций;
соблюдать в повседневной жизни основные нормы речевого этикета и правила устного общения (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять);
сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Содержание учебного предмета, курса
«Как устроен мир»
Природа. Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология — наука о живой природе. Царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии). Ценность природы для людей
Человек. Человек — часть природы. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира
Проект «Богатства, отданные людям». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
Общество Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества. Народ как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы — граждане России
Что такое экология. Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие
Природа в опасности! Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская корова, странствующий голубь — примеры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки — особо охраняемые природные территории
Эта удивительная природа»
Тема, вещества, частицы. Знакомство с целями и задачами раздела. Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твёрдые, жидкие, газообразные вещества
Разнообразие веществ. Разнообразие веществ в окружающем мире. Химия — наука о веществах. Наиболее распространённые в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты). Обнаружение крахмала в продуктах. Кислотные дожди
Воздух и его охрана. Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха
Вода. Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды
Превращения и круговорот воды. Три состояния воды. Круговорот воды в природе
Берегите воду! Использование воды человеком. Высказывать Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию
Как разрушаются камни Процесс разрушения горных пород в природе, его причины и последствия
Что такое почва. Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы
Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника — наука о растениях
Солнце, растения и мы с вами. Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека
Размножение и развитие растений. Опыление. Роль насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения плодов и семян. Развитие растений из семян
Охрана растений. Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе
Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся (рептилии), птицы, звери (млекопитающие). Виды животных. Зоология — наука о животных
Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края»
Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. Цепи питания. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
Размножение и развитие животных. Размножение и развитие животных разных групп
Охрана животных. Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесённые в Красную книгу России. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира.
В царстве грибов. Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Грибы из Красной книги. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишайники
Великий круговорот жизни. Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ
«Мы и наше здоровье» 10 часов
Организм человека. Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная система, пищеварительная система, кровеносная система
Органы чувств. Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств
Надёжная защита организма. Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обмораживание)
Опора тела и движение. Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц
Наше питание. Проект «Школа кулинаров» Питательные вещества, необходимые организму (белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся. Пищеварительная система, её строение и функционирование. Гигиена питания.
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
Дыхание и кровообращение. Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс, его частота
Умей предупреждать болезни. Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания
Здоровый образ жизни. Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников
Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений
Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений
«Наша безопасность» 7 часов
Огонь, вода и газ. Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа
Чтобы путь был счастливым. Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте
Дорожные знаки. Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса
Проект «Кто нас защищает». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
Опасные места. Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т. д.
Природа и наша безопасность. Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки)
Экологическая безопасность. Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности
«Чему учит экономика»
Для чего нужна экономика. Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей — главная задача экономики. Товары и услуги
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Использование природных богатств в экономике. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике
Полезные ископаемые. Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи и охрана полезных ископаемых
Растениеводство. Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Труд растениеводов
Животноводство. Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные: млекопитающие птицы, рыбы, насекомые. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд животноводов
Какая бывает промышленность. Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, лёгкая, пищевая промышленность
Проект «Экономика родного края». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
Что такое деньги. Обмен товарами: бартер, купля — продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения
Государственный бюджет. Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства
Семейный бюджет. Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи
Экономика и экология. Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику
«Путешествия по городам и странам»
Золотое кольцо России. Золотое кольцо России — слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев-Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности
Проект «Музей путешествий». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
Наши ближайшие соседи. Государства, граничащие с Россией, их столицы
На севере Европы. Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государстве иное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди
Что такое Бенилюкс. Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности
В центре Европы. Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди
По Франции и Великобритании (Франция). Франция, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди
По Франции и Великобритании (Великобритания). Великобритания, её местоположение на карге, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди
На юге Европы. Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города
По знаменитым местам мира. Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы)
Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие
Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Сроки проведения |
1. | Как устроен мир | 6 | 3.09 - 20.09 |
2. | Эта удивительная природа | 18 | 24.09 – 29.11 |
3. | Мы и наше здоровье | 10 | 3.12 -14.01 |
4. | Наша безопасность | 7 | 17.01 – 4.02 |
5. | Чему учит экономика | 12 | 7.02 – 17.03 |
6. | Путешествия по городам и странам | 15 | 20.03 – 22.05 |
Календарно- тематическое планирование
№ урока п/п | № урока в теме | Тема урока | Количество часов | Виды контроля | сроки |
план | факт |
Как устроен мир 6 часов |
1. | 1. | Природа | 1 | | 3.09 | |
2. | 2. | Человек | 1 | | 6.09 | |
3. | 3. | Проект «Богатства, отданные людям» | 1 | | 10.09 | |
4. | 4. | Общество | 1 | | 13.09 | |
5. | 5. | Что такое экология | 1 | | 17.09 | |
6. | 6. | Природа в опасности | 1 | | 20.09 | |
Эта удивительная природа 18 часов | | |
7. | 1. | Тела. Вещества, частицы. | 1 | | 24.09 | |
8. | 2. | Разнообразие веществ. | 1 | | 27.09 | |
9. | 3. | Воздух и его охрана | 1 | | 1.10 | |
10. | 4. | Вода | 1 | | 4.10 | |
11. | 5. | Превращения и круговорот воды | 1 | | 8.10 | |
12. | 6. | Берегите воду! | 1 | | 11.10 | |
13. | 7. | Как разрушаются камни. | 1 | | 15.10 | |
14. | 8. | Что такое почва | 1 | | 18.10 | |
15. | 9. | Разнообразие растений | 1 | | 22.10 | |
16. | 10. | Солнце, растения и мы с вами (тест за 1 четв.) | 1 | | 25.10 | |
17. | 11. | Размножение и развитие растений | 1 | | 5.11 | |
18. | 12. | Органы растений | 1 | | 8.11 | |
19. | 13. | Разнообразие животных | 1 | | 12.11 | |
20. | 14. | Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» | 1 | | 15.11 | |
21. | 15. | Размножение и развитие животных | 1 | | 19.11 | |
22. | 16. | Охрана животных | 1 | | 22.11 | |
23. | 17. | В царстве грибов | 1 | | 26.11 | |
24. | 18. | Великий круговорот жизни | 1 | | 29.11 | |
Мы и наше здоровье 10 часов | | |
25. | 1. | Организм человека | 1 | | 3.12 | |
26. | 2. | Органы чувств | 1 | | 6.12 | |
27. | 3. | Надёжная защита организма | 1 | | 10.12 | |
28. | 4. | Опора тела и движение | 1 | | 13.12 | |
29. | 5. | Наше питание. Проект «Школа кулинаров» | 1 | | 17.12 | |
30. | 6. | Дыхание и кровообращение | 1 | | 20.12 | |
31. | 7. | Умей предупреждать болезни | 1 | | 24.12 | |
32. | 8. | Здоровый образ жизни (тест 2-я четв.) | 1 | | 27.12 | |
33. | 9. | Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | | 10.01 | |
34. | 10. | Презентация проектов «Богатства ,отданные людям»,»Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | 1 | | 14.01 | |
Наша безопасность 7 часов | | |
35. | 1. | Огонь, вода и газ | 1 | | 17.01 | |
36. | 2. | Чтобы путь был счастливым | 1 | | 21.01 | |
37. | 3. | Дорожные знаки | |
38. | 4. | Проект «Кто нас защищает» | 1 | | 24.01 | |
39. | 5. | Опасные места | 1 | | 28.01 | |
40. | 6. | Природа и наша безопасность | 1 | | 31.01 | |
41. | 7. | Экологическая безопасность | 1 | | 4.02 | |
| Чему учит экономика 12 часов | | | |
42. | 1. | Для чего нужна экономика | 1 | | 7.02 | |
43. | 2. | Природные богатства и труд людей | 1 | | 11.02 | |
44. | 3. | Полезные ископаемые | 1 | | 14.02 | |
45. | 4. | Растениеводство | 1 | | 18.02 | |
46. | 5. | Животноводство | 1 | | 21.02 | |
47. | 6. | Какая бывает промышленность | 1 | | 25.02 | |
48. | 7. | Проект «Экономика родного края» | 1 | | 28.02 | |
49. | 8. | Что такое деньги | 1 | | 3.03 | |
50. | 9. | Государственный бюджет | 1 | | 6.03 | |
51. | 10. | Семейный бюджет | 1 | | 10.03 | |
52. | 11. | Экономика и экология ( тест за 3-ю четв.) | 1 | | 13.03 | |
53. | 12. | Экономика и экология | 1 | | 17.03 | |
Путешествие по городам и странам 15 часов | | |
54. | 1. | Золотое кольцо России | 1 | | 20.03 | |
55. | 2. | Золотое кольцо России | 1 | | 31.03 | |
56. | 3. | Золотое кольцо России | 1 | | 3.04 | |
57. | 4. | Проект «Музей путешествий» | 1 | | 7.04 | |
58. | 5. | Наши ближайшие соседи | 1 | | 10.04 | |
59. | 6. | На севере Европы | 1 | | 14.04 | |
60. | 7. | Что такое Бенилюкс | 1 | | 17.04 | |
61. | 8. | В центре Европы | 1 | | 21.04 | |
62. | 9. | Во Франции и Великобритании (Франция) | 1 | | 24.04 | |
63. | 10. | Во Франции и Великобритании (Великобритания) | 1 | | 28.04 | |
64. | 11. | На юге Европы | 1 | | 8.05 | |
65. | 12. | По знаменитым местам мира | 1 | | 12.05 | |
66. | 13. | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.(тест за год) | 1 | | 15.05 | |
67. | 14. | Презентация проектов «Кто нас защищает» | 1 | | 19.05 | |
68. | 15. | Презентация проектов «Экономика родного края».» Музей путешествий» | 1 | | 22.05 | |
Критерии оценивания знаний по
окружающему миру
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Классификации ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того
или иного изученного явления;
ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие вы
сказанное суждение;
отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов
(природоведческих и исторических).
Недочеты:
преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
неточности при нахождении объекта на карте.
Особенности организации контроля по «Окружающему миру»
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед- проверка осознанности усвоения учебной программы, это. определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках, по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке, этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенные признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированное логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественнонаучного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменного контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Нормы оценок за все виды проверочных работ по предметам образовательной области «Окружающий мир» соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения. Ученик дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.
«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения; к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4—6 недочетов по текущему учебному материалу; не более. 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
«3» («удовлетворительно»)- достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4—6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса; ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.
«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося («ленив», «невнимателен»), «не старался»).
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные , так и отрицательные его стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.
Оценивание результатов тестовой работы
Каждое верно выполненное задание уровня А оценивается в 1 балл, уровня В – 2 балла, уровня С – в 3 балла.
80 – 100 % от максимальной суммы баллов – оценка «5»
60 – 80 % - оценка «4»
40 – 60 % - оценка «3»
0 – 40 % - оценка «2»
Критерии оценивания практической работы
Оценка «5» ставится, если ученик правильно определяет задачу работы, правильно выполняет необходимые действия, осмысленно и четко описывает свои действия и наблюдения, правильно формулирует выводы.
Оценка «4» ставится ученику, если он правильно определяет задачу работы, при выполнении допускает незначительные ошибки.
Оценка «3» ставится . если ученик допустил неточность в определении задачи работы, допускает существенные ошибки при выполнении работы.
Оценка «2» ставится , если ученик допускает существенные ошибки при выполнении работы.
Итоговый тест за 1-ю четверть 24.10.13
Вариант 1
А.1 Вспомни, какая наука изучает живую природу.
1) экология 2) ботаника 3)биология 4) зоология
А.2 Укажи царство , к которому относится опёнок.
1) растений 2) грибы 3) животные 4) бактерии
А.3. Укажи способность человека видеть предметы, слышать звуки.
1) память 2) воображение 3) мышление 4) восприятие
А4.Отметь жидкое вещество
1)крахмал 2)древесина 3) вода 4)металл
А5. Отметь , что не входит в состав почвы.
вода 2) песок 3) воздух 4) трава
А6. Вспомни , у каких растений красивые листья, похожие на перья.
у водорослей 2) у папоротников 3) у мхов 4) у цветковых
А7.Определи группу растений , к которой относится можжевельник
цветковые 2) мхи 3)хвойные 4) папоротники
А8. Обозначь растение , которое внесено в Красную книгу.
Подорожник 2) ромашка 3)ятрышник 4) тысячелистник
В1. Подумай, что не является веществом.
Кусок сахара 2)крахмал 3) древесина 4) алюминий
В2. Найди ошибку.
Воздух прозрачный 3)при нагревании воздух нагревается
Воздух не имеет запаха 4)воздух голубого цвета
В3. Подумай, семена какого растения разносит ветер.
1)репейника 2) липы 3) дуба 4) рябины
В4. Подумай, почему хранящиеся в пакетиках семена не прорастают.
Им не хватает тепла 2)им не хватает воды
3)им не хватает воздуха 4) им не хватает тепла, воды, воздуха
С1. Отметь символы государства
Герб 2) язык 3) гимн 4) флаг
С2. Отметь растения , из которых получают сахар.
Свёкла 2) тростник 3) картофель 4) груша
С3. Обозначь , что нужно растениям для образования питательных веществ.
1)углекислый газ 2) вода 3) кислород 4) солнечный свет
Вариант 2.
А1.Вспомни, какая наука изучает растения.
1)экология 2) ботаника 3)биология 4) зоология
А2. Укажи царство , к которому относится муравей.
Растения 2)грибы 3) животные 4)бактерии
А3. Укажи способность человека представлять то, чего перед ним нет.
1)память 2) воображение 3)мышление 4)восприятие
А4. Отметь газообразное вещество.
молоко 2) алюминий 3) пар 4) соль
А5. Отметь , что не входит в состав почвы.
Перегной 2) бактерии 3) соли 4) глина
А6.Вспомни, у каких растений на месте плодов шишки.
у цветковых 2 ) у мхов 3) у хвойных 4) у папоротников
А7. Определи группу растений, к которой относится клевер.
цветковые 2) мхи 3)хвойные 4) папоротники
А8. Обозначь растение из Красной книги.
ландыш 2) колокольчик 3) клевер 4)василёк
В1. Подумай , что не является телом.
1)кастрюля 2) железо 3) ваза 4)тетрадь
В2.Найди ошибку.
вода не имеет запаха 2) при нагревании вода расширяется
3)вода голубого цвета 4)вода растворяет многие вещества
В3. Подумай , семена какого растения разносят животные.
череды 2) тополя 3) одуванчика 4 )клёна
В4. Подумай, для чего весной ульи выносят в цветущие сады.
1)чтобы пчёлы получали больше воздуха
2)чтобы ульи проветривались
3)чтобы пчёлы опыляли растения
4) чтобы пчёлам было теплее
С1. Отметь . кто может быть главой государства
князь 2) королева 3) министр 4) император
С2. Обозначь насекомых , которые защищаются с помощью кислоты.
пчела 2) бабочка 3)стрекоза 4) муравей
С3.Обозначь , какие вещества производят листья растений.
сахар 2) крахмал 3)соль 4) кислоту
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Плешаков А.А.Окружающий мир. Рабочие программы.1-4 классы.- М.: Просвещение. 2011.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2013
Плешаков А.А. Поурочные разработки. 3 класс.
Плешаков А.А. ,Гара Н.Н. Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты: 3 класс – М.: Просвещение, 2013.
Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас – определитель. Пособие для общеобразовательных учреждений, М: Просвещение, 2010.
Плешаков А.А., Румянцева А.А. Великан на поляне: пособие для учащихся начальных классов. – М.:Просвещение,2010.
Плешаков А.А., Румянцева А.А. Великан на поляне: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, -М, :Просвещение ,2010.
Контролно- измерительные материалы. Окружающий мир. 3 класс. Москва. « ВАКО», 2013
Компьютерные и информационно – коммуникативные средства
Электронное сопровождение к учебнику « Окружающий мир»
Технические средства обучения
Аудиторная доска
Экспозиционный экран
Телевизор
Компьютер
Мультимедийный проектор
Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование
Термометры для измерения температуры воздуха, воды
Термометр медицинский
Лупа, компас, микроскоп
Рельефные модели ( равнина, холм, гора, овраг)
Модель « Торс человека с внутренними органами»
Муляжи овощей, фруктов, грибов
Коллекции полезных ископаемых
Коллекции плодов и семян растений
Гербарии культурных и дикорастущих растений
Оборудование класса
Ученические столы двухместные
Стол учительский