СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пролетарская средняя общеобразовательная школа













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Рассмотрена

на заседании ШМО

учителей начальной школы

Протокол заседания

от «29 » августа 2019 г.

№ 1

Рекомендована к утверждению

Протокол заседания педагогического совета МБОУ Пролетарской СОШ

от «30» августа 2019 г.

№ 1

Утверждаю

Директор МБОУ

Пролетарской СОШ

________________

Т.С. Серикова

Приказ от «30»августа 2019 г.

№ 107



по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ


начальное общее образование ( 1 класс)


Количество часов в неделю 1, за год 33


Учебный год 2019-2020


Учитель –Войнова Анастасия Павловна








Пояснительная записка


Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Основной образовательной программы МБОУ Пролетарской СОШ, на основе авторской программы: Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.УМК «Школа России»

Учебник , авт. Плешаков А.А. в 2-х частях . Часть 1,2Москва. Просвещение, 2018 (приказ Министерства Просвещения Российской федерации №345 от 28.12.2018 года « О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

На изучение курса « Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю.

Программа рассчитана на 270 часов: 1 класс – 66 часов (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы - по 68 часов (34 учебные недели).

Согласно календарному учебному графику и расписанию занятий МБОУ Пролетарской СОШ на 2019-2020 учебный год, данная программа будет реализована в объёме 67 часов. Для прохождения программы в полном объёме считаю целесообразным объединить материалы уроков № 36 «Чтобы путь был счастливым» № 37«Дорожные знаки».


Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса


Предметные результаты


  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;

  • определять и кратко характеризовать место челове­ка в окружающем мире;

  • осознавать и раскрывать ценность природы для лю­дей, необходимость ответственного отношения к природе;

  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

  • различать тела, вещества, частицы, описывать изу­ченные вещества;

  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в при­роде;

  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным груп­пам;

  • пользоваться атласом-определителем для распозна­вания природных объектов;

  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между при­родой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • приводить примеры растений и животных из Крас­ной книги России;

  • использовать тексты и иллюстрации учебника, дру­гие источники информации для поиска ответов на вопро­сы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;

  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;

  • использовать знания о строении и жизнедеятельно­сти организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

  • оказывать первую помощь при несложных несчаст­ных случаях;

  • вырабатывать правильную осанку;

  • выполнять правила рационального питания, зака­ливания, предупреждения болезней;

  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;

  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопро­вода, утечке газа;

  • соблюдать правила безопасности на улицах и доро­гах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;

  • понимать, какие места вокруг нас могут быть осо­бенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избе­гать её;

  • соблюдать правила безопасного поведения в при­роде;

  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правилу экологической безопасности в повсед­невной жизни;

  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;

  • осознавать значение природных богатств в хозяй­ственной деятельности человека, необходимость бережно­го отношения к природным богатствам;

  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимо­связи между ними;

  • понимать роль денег в экономике, различать де­нежные единицы некоторых стран;

  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;

  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;

  • обнаруживать связи между экономикой и экологи­ей, строить простейшие экологические прогнозы;

рассказывать по карте о различных странах, допол­нять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника

  • приводить примеры достопримечательностей раз­ных стран, ценить уважительные, добрососедские отно­шения между странами и народами;

  • использовать различные справочные издания, дет­скую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

Метапредметные результаты

Регулятивные

  • понимать учебную задачу, сформулированную само­стоятельно и уточнённую учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различ­ных этапах урока);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (выстраивать по­следовательность предложений для раскрытия темы, при­водить примеры);

—: планировать свои действия в течение урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/не­удовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объектив­но относиться к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, ис­пользуя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и ре­зультатом;

  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

  • выделять существенную информацию из литерату­ры разных типов (справочной и научно-познавательной);

  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, табли­цы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличи­тельных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • сравнивать объекты по различным признакам;

  • осуществлять синтез объектов при составлении це­пей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастны­ми нормами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

  • моделировать различные ситуации и явления при­роды (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные


  • включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов с учителем и сверстниками;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ори­ентироваться на позицию партнёра в общении;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть ди­алогической формой речи (с учётом возрастных особенно­стей, норм);

  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с по­мощью взрослых;

  • составлять рассказ на заданную тему;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в со­трудничестве необходимую взаимопомощь;

  • продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов всех его участников.

Личностные результаты


  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;

  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследи­ем городов Золотого кольца России;

  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентации на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;

  • целостный взгляд на мир в единстве природы, на­родов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в приро­де, между природой и человеком, между разными страна­ми и народами;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с много­образием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельно­сти, правил поведения в природной и социальной среде;

  • внутренняя позиция на уровне осознания и приня­тия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осоз­нание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;

  • осознание личностной ответственности за свои по­ступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

  • эстетические чувства, впечатления через восприя­тие природы в её многообразии, знакомство с архитектур­ными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;

этические чувства и нормы на основе представле­ний о внутреннем мире человека, его душевных богат­ствах, а также через освоение норм экологической этики

  • способность к сотрудничеству со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бескон­фликтное поведение, стремление прислушиваться к чужо­му мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене си­стем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повсед­невной жизни;

мотивация к творческому труду, работе на резуль­тат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики


Планируемые результаты рабочей программы



ЛИЧНОСТНЫЕ

у учащихся будут сформированы:

положительная мотивация к изучению курса «Окружа­ющий мир»;

внимательное и бережное отношение к природе родного края, понимание важности соблюдения правил экологи­ческой безопасности;

понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;

понимание значения взаимопомощи в семье;

способность оценивать своё поведение и поведение дру­гих детей в соответствии с нравственными нормами и правилами этикета.

Получат возможность сформировать:

положительное отношение к учёбе, как интеллектуаль­ному труду;

ориентация на соблюдение правил поведения в обще­ственных местах;

понимание ценности семейных отношений;

способность ставить себя на место других людей в раз­личных жизненных ситуациях.


ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа обучающийся научится:

понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;

давать характеристику погоды по результатам наблюде­ний за неделю;

приводить примеры приборов и инструментов;

пользоваться термометром для измерения температуры

воздуха, воды и тела человека;

различать тела природы и изделия;

приводить примеры тел и веществ;

приводить примеры источников энергии;

рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов;

рассказывать об исследованиях космоса;

называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс;

рассказывать о нашей планете - Земле, нашей звезде - Солнце о спутнике Земли - Луне;

рассказывать о значении камня в жизни человека;

называть условия, необходимые для жизни растений и животных;

приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, сосно­вого леса, озера или пруда);

различать времена года по характерным признакам (про­должительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);

сравнивать результаты наблюдений за природой в раз­ные времена года.

Обучающиеся получат возможность научиться:

рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;

при водить примеры источников звука и объяснять вред шума;

рассказывать о путешествии как способе познания мира,

о великих географических открытиях;

называть планеты Солнечной системы;

отличать планету от звезды;

показывать на глобусе материки и океаны;

при водить примеры веществ в разных состояниях (твер­дом, жидком, газообразном);

рассказывать об использовании электрической энергии;

рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни че­ловека;

понимать, что такое окружающая среда;

приводить примеры разнообразия условий жизни расте­ний и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);

приводить примеры приспособленности растений и жи­вотных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;

рассказывать о влиянии деятельности человека на жи­вую природу;

проводить наблюдения и опыты с использованием про­стейших приборов и инструментов.

Человек и общество

Обучающиеся научатся:

выполнять правила безопасного обращения с электро­приборами;

понимать значение науки и труда в жизни общества;

рассказывать о некоторых знаменитых путешественни­ках, значении их открытий в жизни общества.

Обучающиеся получат возможность научиться:

понимать, что человек - часть общества и часть при­роды;

понимать значение общества в жизни человека;

осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга;

рассказывать об условиях, необходимых для полноцен­ного развития человека (общение, познание);

понимать значение искусства как способа познания мира.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

понимать своё продвижение в овладении содержанием курса 2 класса;

понимать цель выполняемых действий, ставить учебную задачу под руководством учителя;

намечать план выполнения заданий на уроках, внеуроч­ной деятельности под руководством учителя;

следовать при выполнении заданий инструкциям учи­теля;

про водить наблюдения и опыты по предложенному плану;

оценивать правильность выполнения заданий;

осуществлять само- и взаимопроверку работ, корректи­ровать выполнение задания;

оценивать выполнение задания по следующим парамет­рам: выполнено полностью или частично, в чём прояви­лась сложность выполнения.


Обучающиеся получат возможность научиться:

развивать и тренировать свою наблюдательность;

ставить цели проведения наблюдений и опытов;

осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;

планировать собственное участие в проектной деятель­ности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).


Познавательные


Обучающиеся научатся:

фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблю­дений с помощью условных знаков;

понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника;

понимать значение справочников, словарей, энциклопе­дий;

пользоваться справочником, помещенным в учебнике;

понимать значение знаков и символов в жизни общества.

Обучающиеся получат возможность научиться:

пользоваться справочниками, словарями, энциклопеди­ями для поиска информации при подготовке проекта;

осуществлять описание объектов природы;

сравнивать и группировать объекты природы по задан­ным признакам;

устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде;

обобщать результаты наблюдений за погодой, делать простые выводы.


Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

сотрудничать с одноклассниками при выполнении игро­вых заданий;

понимать и передавать содержание прочитанных текс­тов;

слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения,

ставить вопросы друг другу,

договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Обучающиеся получат возможность научиться:

высказывать своё мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций;

соблюдать в повседневной жизни основные нормы рече­вого этикета и правила устного общения (приветство­вать, прощаться, благодарить, поздравлять);

сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализа­ции проектной деятельности.

Содержание учебного предмета, курса

«Как устроен мир»

Природа. Разнообразие природы. Как классифи­цируют объекты природы. Биоло­гия — наука о живой природе. Царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии). Ценность природы для людей

Человек. Человек — часть природы. Отличия че­ловека от других живых существ. Вну­тренний мир человека. Ступеньки по­знания человеком окружающего мира

Проект «Богатства, отданные лю­дям». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Общество Человек как член общества. Человече­ство. Семья как часть общества. Народ как часть общества, многообразие на­родов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государ­ства. Представление о гражданстве. Мы — граждане России

Что такое экология. Экология как наука о связях между жи­выми существами и окружающей сре­дой, её роль в жизни человека и обще­ства. Экологические связи, их разно­образие

Природа в опасности! Положительное и отрицательное влия­ние человека на природу. Морская ко­рова, странствующий голубь — при­меры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедни­ки и национальные парки — особо ох­раняемые природные территории

Эта удивительная природа»

Тема, вещества, частицы. Знакомство с целями и задачами раз­дела. Тела, вещества, частицы. Есте­ственные и искусственные тела. Твёр­дые, жидкие, газообразные вещества

Разнообразие веществ. Разнообразие веществ в окружающем мире. Химия — наука о веществах. Наиболее распространённые в быту ве­щества (соль, сахар, крахмал, кислоты). Обнаружение крахмала в продуктах. Кислотные дожди

Воздух и его охрана. Воздух как смесь газов. Свойства воз­духа. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха

Вода. Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды

Превращения и круговорот воды. Три состояния воды. Круговорот воды в природе

Берегите воду! Использование воды человеком. Вы­сказывать Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию

Как разрушаются камни Процесс разрушения горных пород в природе, его причины и последствия

Что такое почва. Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодо­родия почвы для жизни растений. Животные почвы. Образование и разруше­ние почвы. Охрана почвы

Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, па­поротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника — наука о расте­ниях

Солнце, растения и мы с вами. Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей сре­дой. Роль растений в жизни животных и человека

Размножение и развитие растений. Опыление. Роль насекомых в опыле­нии растений. Приспособленность рас­тений к разным способам распростра­нения плодов и семян. Развитие рас­тений из семян

Охрана растений. Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в при­роде

Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Класси­фикация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообраз­ные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся (рептилии), птицы, звери (млекопитающие). Виды живот­ных. Зоология — наука о животных

Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края»

Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. Цепи питания. Приспособление животных к до­быванию пищи, к защите от врагов. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Размножение и развитие животных. Размножение и развитие животных разных групп

Охрана животных. Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесённые в Красную книгу России. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира.

В царстве грибов. Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Грибы из Красной книги. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишайники

Великий круговорот жизни. Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ

«Мы и наше здоровье» 10 часов

Организм человека. Анатомия, физиология, гигиена как на­уки. Понятие об органах и системе ор­ганов тела человека: нервная система, пищеварительная система, кровенос­ная система

Органы чувств. Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств

Надёжная защита организма. Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обмораживание)

Опора тела и движение. Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц

Наше питание. Проект «Школа кулинаров» Питательные вещества, необходимые организму (белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся. Пищеварительная система, её строение и функционирование. Гигиена питания.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Дыхание и кровообращение. Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь ды­хательной и кровеносной систем. Пульс, его частота

Умей предупреждать болезни. Закаливание как фактор предупрежде­ния заболеваний. Способы закалива­ния организма. Предупреждение ин­фекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболева­ния

Здоровый образ жизни. Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников

Проверим себя и оценим свои до­стижения за первое полугодие. Проверка знаний и умений. Формиро­вание адекватной оценки своих дости­жений

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа ку­линаров». Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекват­ной оценки своих достижений

«Наша безопасность» 7 часов

Огонь, вода и газ. Знакомство с целями и задачами раз­дела. Действия при пожаре, аварии во­допровода, утечке газа

Чтобы путь был счастливым. Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипе­де, езде в автомобиле, общественном транспорте

Дорожные знаки. Дорожные знаки. Знаки предупрежда­ющие, запрещающие, предписываю­щие, информационно-указательные, знаки сервиса

Проект «Кто нас защищает». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Опасные места. Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т. д.

Природа и наша безопасность. Опасности природного характера (гро­за, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки)

Экологическая безопасность. Экологическая безопасность. Цепь за­грязнения. Правила экологической без­опасности

«Чему учит экономика»

Для чего нужна экономика. Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей — главная задача экономики. Товары и услуги

Природные богатства и труд лю­дей — основа экономики. Использование природных богатств в экономике. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физи­ческий. Роль образования в экономике

Полезные ископаемые. Понятие о полезных ископаемых. Наи­более важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добы­чи и охрана полезных ископаемых

Растениеводство. Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как от­расль сельского хозяйства. Исполь­зование культурных растений для про­изводства продуктов питания и про­мышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кор­мовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Труд растениеводов

Животноводство. Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяй­ственные животные: млекопитающие птицы, рыбы, насекомые. Содержание и разведение домашних сельскохозяй­ственных животных, их роль в эконо­мике. Труд животноводов

Какая бывает промышленность. Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, ме­таллургия, машиностроение, электрон­ная, химическая, лёгкая, пищевая про­мышленность

Проект «Экономика родного края». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Что такое деньги. Обмен товарами: бартер, купля — про­дажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения

Государственный бюджет. Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства

Семейный бюджет. Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи

Экономика и экология. Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику

«Путешествия по городам и странам»

Золотое кольцо России. Золотое кольцо России — слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев-Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности

Проект «Музей путешествий». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Наши ближайшие соседи. Государства, граничащие с Россией, их столицы

На севере Европы. Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государстве иное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди

Что такое Бенилюкс. Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности

В центре Европы. Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди

По Франции и Великобритании (Франция). Франция, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди

По Франции и Великобритании (Великобритания). Великобритания, её местоположение на карге, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди

На юге Европы. Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города

По знаменитым местам мира. Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы)

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений




Тематическое планирование


№ п/п

Название раздела

Количество часов

Сроки проведения

1.

Как устроен мир

6

3.09 - 20.09

2.

Эта удивительная природа

18

24.09 – 29.11

3.

Мы и наше здоровье

10

3.12 -14.01

4.

Наша безопасность

7

17.01 – 4.02

5.

Чему учит экономика

12

7.02 – 17.03

6.

Путешествия по городам и странам

15

20.03 – 22.05



Календарно- тематическое планирование


урока п/п

урока в теме

Тема урока

Количество часов

Виды контроля

сроки

план

факт

Как устроен мир 6 часов

1.

1.

Природа

1


3.09


2.

2.

Человек

1


6.09


3.

3.

Проект «Богатства, отданные людям»

1


10.09


4.

4.

Общество

1


13.09


5.

5.

Что такое экология

1


17.09


6.

6.

Природа в опасности

1


20.09


Эта удивительная природа 18 часов



7.

1.

Тела. Вещества, частицы.

1


24.09


8.

2.

Разнообразие веществ.

1


27.09


9.

3.

Воздух и его охрана

1


1.10


10.

4.

Вода

1


4.10


11.

5.

Превращения и круговорот воды

1


8.10


12.

6.

Берегите воду!

1


11.10


13.

7.

Как разрушаются камни.

1


15.10


14.

8.

Что такое почва

1


18.10


15.

9.

Разнообразие растений

1


22.10


16.

10.

Солнце, растения и мы с вами (тест за 1 четв.)

1


25.10


17.

11.

Размножение и развитие растений

1


5.11


18.

12.

Органы растений

1


8.11


19.

13.

Разнообразие животных

1


12.11


20.

14.

Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края»

1


15.11


21.

15.

Размножение и развитие животных

1


19.11


22.

16.

Охрана животных

1


22.11


23.

17.

В царстве грибов

1


26.11


24.

18.

Великий круговорот жизни

1


29.11


Мы и наше здоровье 10 часов



25.

1.

Организм человека

1


3.12


26.

2.

Органы чувств

1


6.12


27.

3.

Надёжная защита организма

1


10.12


28.

4.

Опора тела и движение

1


13.12


29.

5.

Наше питание. Проект «Школа кулинаров»

1


17.12


30.

6.

Дыхание и кровообращение

1


20.12


31.

7.

Умей предупреждать болезни

1


24.12


32.

8.

Здоровый образ жизни (тест 2-я четв.)

1


27.12


33.

9.

Проверим себя и оценим свои достижения

1


10.01


34.

10.

Презентация проектов «Богатства ,отданные людям»,»Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

1


14.01


Наша безопасность 7 часов



35.

1.

Огонь, вода и газ

1


17.01


36.

2.

Чтобы путь был счастливым

1


21.01


37.

3.

Дорожные знаки


38.

4.

Проект «Кто нас защищает»

1


24.01


39.

5.

Опасные места

1


28.01


40.

6.

Природа и наша безопасность

1


31.01


41.

7.

Экологическая безопасность

1


4.02



Чему учит экономика 12 часов




42.

1.

Для чего нужна экономика

1


7.02


43.

2.

Природные богатства и труд людей

1


11.02


44.

3.

Полезные ископаемые

1


14.02


45.

4.

Растениеводство

1


18.02


46.

5.

Животноводство

1


21.02


47.

6.

Какая бывает промышленность

1


25.02


48.

7.

Проект «Экономика родного края»


1


28.02


49.

8.

Что такое деньги

1


3.03


50.

9.

Государственный бюджет

1


6.03


51.

10.

Семейный бюджет

1


10.03


52.

11.

Экономика и экология ( тест за 3-ю четв.)

1



13.03


53.

12.

Экономика и экология

1


17.03


Путешествие по городам и странам 15 часов



54.

1.

Золотое кольцо России

1



20.03



55.

2.

Золотое кольцо России

1


31.03


56.

3.

Золотое кольцо России

1


3.04


57.

4.

Проект «Музей путешествий»

1


7.04


58.

5.

Наши ближайшие соседи

1


10.04


59.

6.

На севере Европы

1


14.04


60.

7.

Что такое Бенилюкс

1


17.04


61.

8.

В центре Европы

1


21.04


62.

9.

Во Франции и Великобритании (Франция)

1


24.04


63.

10.

Во Франции и Великобритании (Великобритания)

1


28.04


64.

11.

На юге Европы

1


8.05


65.

12.

По знаменитым местам мира

1


12.05


66.

13.

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.(тест за год)

1


15.05


67.

14.

Презентация проектов «Кто нас защищает»

1


19.05


68.

15.

Презентация проектов «Экономика родного края».» Музей путешествий»

1


22.05








































Критерии оценивания знаний по

окружающему миру

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказыва­ет влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля проверка знания фактов учебного мате­риала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Классификации ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является сущест­венной;

  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того
    или иного изученного явления;

  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие вы­
    сказанное суждение;

  • отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов
    (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; от­сутствие обозначений и подписей;

  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправиль­ному результату;

  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопро­сов;

  • неточности при нахождении объекта на карте.

Особенности организации контроля по «Окружающему миру»

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивиду­альная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого отве­та с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделя­ми, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель под­готавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные от­веты. Поскольку основная цель таких контрольных бесед- проверка осознанности усвоения учебной программы, это. определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, вы­брать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках, по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего ми­ра, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке, этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенные признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные при­меры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для про­верки уровня развития школьника, сформированное логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественнонаучного и обществоведческого направления ис­пользуются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление вы­сказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполня­ют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесо­образно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуаль­ный темп продвижения детей.

Интересной формой письменного контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, являет­ся работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Нормы оценок за все виды проверочных работ по предметам образовательной области «Окружающий мир» со­ответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения. Ученик дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.

«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отноше­ния; к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4—6 недочетов по текущему учебному материалу; не бо­лее. 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения мате­риала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

«3» («удовлетворительно»)- достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4—6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса; ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.

«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; наруше­ние логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализиро­вать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. При­чем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося («ленив», «невнимателен»), «не ста­рался»).

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные , так и отрицательные его стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.

Оценивание результатов тестовой работы

Каждое верно выполненное задание уровня А оценивается в 1 балл, уровня В – 2 балла, уровня С – в 3 балла.

80 – 100 % от максимальной суммы баллов – оценка «5»

60 – 80 % - оценка «4»

40 – 60 % - оценка «3»

0 – 40 % - оценка «2»

Критерии оценивания практической работы

Оценка «5» ставится, если ученик правильно определяет задачу работы, правильно выполняет необходимые действия, осмысленно и четко описывает свои действия и наблюдения, правильно формулирует выводы.

Оценка «4» ставится ученику, если он правильно определяет задачу работы, при выполнении допускает незначительные ошибки.

Оценка «3» ставится . если ученик допустил неточность в определении задачи работы, допускает существенные ошибки при выполнении работы.

Оценка «2» ставится , если ученик допускает существенные ошибки при выполнении работы.





Итоговый тест за 1-ю четверть 24.10.13

Вариант 1

А.1 Вспомни, какая наука изучает живую природу.

1) экология 2) ботаника 3)биология 4) зоология

А.2 Укажи царство , к которому относится опёнок.

1) растений 2) грибы 3) животные 4) бактерии

А.3. Укажи способность человека видеть предметы, слышать звуки.

1) память 2) воображение 3) мышление 4) восприятие

А4.Отметь жидкое вещество

1)крахмал 2)древесина 3) вода 4)металл

А5. Отметь , что не входит в состав почвы.

  1. вода 2) песок 3) воздух 4) трава

А6. Вспомни , у каких растений красивые листья, похожие на перья.

  1. у водорослей 2) у папоротников 3) у мхов 4) у цветковых

А7.Определи группу растений , к которой относится можжевельник

  1. цветковые 2) мхи 3)хвойные 4) папоротники

А8. Обозначь растение , которое внесено в Красную книгу.

  1. Подорожник 2) ромашка 3)ятрышник 4) тысячелистник

В1. Подумай, что не является веществом.

  1. Кусок сахара 2)крахмал 3) древесина 4) алюминий

В2. Найди ошибку.

  1. Воздух прозрачный 3)при нагревании воздух нагревается

  2. Воздух не имеет запаха 4)воздух голубого цвета

В3. Подумай, семена какого растения разносит ветер.

1)репейника 2) липы 3) дуба 4) рябины

В4. Подумай, почему хранящиеся в пакетиках семена не прорастают.

  1. Им не хватает тепла 2)им не хватает воды

3)им не хватает воздуха 4) им не хватает тепла, воды, воздуха

С1. Отметь символы государства

  1. Герб 2) язык 3) гимн 4) флаг

С2. Отметь растения , из которых получают сахар.

  1. Свёкла 2) тростник 3) картофель 4) груша

С3. Обозначь , что нужно растениям для образования питательных веществ.

1)углекислый газ 2) вода 3) кислород 4) солнечный свет

Вариант 2.

А1.Вспомни, какая наука изучает растения.

1)экология 2) ботаника 3)биология 4) зоология

А2. Укажи царство , к которому относится муравей.

  1. Растения 2)грибы 3) животные 4)бактерии

А3. Укажи способность человека представлять то, чего перед ним нет.

1)память 2) воображение 3)мышление 4)восприятие

А4. Отметь газообразное вещество.

  1. молоко 2) алюминий 3) пар 4) соль

А5. Отметь , что не входит в состав почвы.

  1. Перегной 2) бактерии 3) соли 4) глина

А6.Вспомни, у каких растений на месте плодов шишки.

  1. у цветковых 2 ) у мхов 3) у хвойных 4) у папоротников

А7. Определи группу растений, к которой относится клевер.

  1. цветковые 2) мхи 3)хвойные 4) папоротники

А8. Обозначь растение из Красной книги.

  1. ландыш 2) колокольчик 3) клевер 4)василёк

В1. Подумай , что не является телом.

1)кастрюля 2) железо 3) ваза 4)тетрадь

В2.Найди ошибку.

  1. вода не имеет запаха 2) при нагревании вода расширяется

3)вода голубого цвета 4)вода растворяет многие вещества

В3. Подумай , семена какого растения разносят животные.

  1. череды 2) тополя 3) одуванчика 4 )клёна

В4. Подумай, для чего весной ульи выносят в цветущие сады.

1)чтобы пчёлы получали больше воздуха

2)чтобы ульи проветривались

3)чтобы пчёлы опыляли растения

4) чтобы пчёлам было теплее

С1. Отметь . кто может быть главой государства

  1. князь 2) королева 3) министр 4) император

С2. Обозначь насекомых , которые защищаются с помощью кислоты.

  1. пчела 2) бабочка 3)стрекоза 4) муравей

С3.Обозначь , какие вещества производят листья растений.

  1. сахар 2) крахмал 3)соль 4) кислоту





Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция

Плешаков А.А.Окружающий мир. Рабочие программы.1-4 классы.- М.: Просвещение. 2011.

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2013

Плешаков А.А. Поурочные разработки. 3 класс.

Плешаков А.А. ,Гара Н.Н. Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты: 3 класс – М.: Просвещение, 2013.

Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас – определитель. Пособие для общеобразовательных учреждений, М: Просвещение, 2010.

Плешаков А.А., Румянцева А.А. Великан на поляне: пособие для учащихся начальных классов. – М.:Просвещение,2010.

Плешаков А.А., Румянцева А.А. Великан на поляне: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, -М, :Просвещение ,2010.

Контролно- измерительные материалы. Окружающий мир. 3 класс. Москва. « ВАКО», 2013

Компьютерные и информационно – коммуникативные средства

Электронное сопровождение к учебнику « Окружающий мир»

Технические средства обучения

Аудиторная доска

Экспозиционный экран

Телевизор

Компьютер

Мультимедийный проектор

Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование

Термометры для измерения температуры воздуха, воды

Термометр медицинский

Лупа, компас, микроскоп

Рельефные модели ( равнина, холм, гора, овраг)

Модель « Торс человека с внутренними органами»

Муляжи овощей, фруктов, грибов

Коллекции полезных ископаемых

Коллекции плодов и семян растений

Гербарии культурных и дикорастущих растений

Оборудование класса

Ученические столы двухместные

Стол учительский



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!