8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 с внесенными изменениями (приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576);
Примерной Основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15;
Основной образовательной программы начального общего образования МОУ Речицкой СОШ;
Концепции "Начальная школа 21 века", авторской программы "Окружающий мир Н.Ф. Виноградова, Москва, издательский центр "Вентана-граф", 2013 год
Программа рассчитана на 66 часов, 2 часа в неделю.
Программой предусмотрено - экскурсии: 10
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения учебного предмета «Окружающий мир» в 1 классе обучающийся (выпускник) научится:
– воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
– различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улице;
– ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
– различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
– различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
– определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
– устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
– описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
– сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в первом классе учащиеся смогут научиться:
– анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
– различать основные нравственно-этические понятия;
– рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
– участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка
II. Содержание учебного курса
Этот удивительный мир (1ч)
Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.
Мы — школьники (2 ч)
Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.
Основные виды учебной деятельности:
определять время по часам с точностью до часа;
описывать назначение различных школьных помещений;
конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке.
Формы организации учебных занятий: групповые, коллективные, классные
Ты и здоровье (6 ч)
Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др. Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.
Основные виды учебной деятельности:
демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.
Формы организации учебных занятий: групповые, коллективные, классные
Я и другие люди (3 ч)
Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.
Основные виды учебной деятельности:
реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности
Формы организации учебных занятий: групповые, коллективные, классные
Труд людей (6 ч)
Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.Основные виды учебной деятельности:
классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель ит. д.);
ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта;
строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов. Формы организации учебных занятий: групповые, коллективные, классные
Родная природа (31 ч)
Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями .Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным .ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).
Основные виды учебной деятельности:
описывать сезонные изменения в природе;
создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы;
определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;
устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
описывать внешние признаки растения;
характеризовать условия роста растения;
выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;
различать животных по классам (без термина);
сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных;
различать животных по месту обитания
Формы организации учебных занятий: групповые, коллективные, классные
Семья (2 ч)
Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Основные виды учебной деятельности:
составлять небольшой рассказ о своей семье;
взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы;
формулировать вопрос;
Формы организации учебных занятий: групповые, коллективные, классные
Наша страна – Россия. Родной край (15 ч)
Название города (села), в котором мы живём. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии. Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, и профессии людей, работающих в них. Уважение к труду людей. Россия. Москва. Красная площадь. Кремль. Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки. ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.
Основные виды учебной деятельности:
различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; кратко рассказывать на тему «Что делают в …»;
называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек;
различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы;
реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями;
анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения;
воспроизводить домашний адрес, правила дорожного движения и пользования транспортом;
различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице.
Формы организации учебных занятий: групповые, коллективные, классные
Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года»; Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом.
Практические работы. Уход за комнатными растениями и животными уголка природы.
Календарно-тематическое планирование уроков в 1 б классе
№ п/п | № урока | Тема урока | Дата по плану | Дата фактическая | |
| Этот удивительный мир (1ч) | |
1. | 11 | Урок-экскурсия. Нас окружает удивительный мир. ИОТ – 015 -2015 | 02.09 | | |
| Мы – школьники (2 ч) | |
2 | 11 | Урок - игра. Давай познакомимся | 04.09 | | |
3 | 2 | Мы - школьники | 09.09 | | |
Родная природа (3 ч) | |
4 | 11 | Урок -экскурсия. Сентябрь- первый месяц осени | 11.09 | | |
5 | 22 | Что нам осень подарила | 16.09 | | |
6 | 33 | Урок- игра. Грибная пора | 18.09 | | |
| | Семья (2 ч) | | | |
7 | 11 | Семья | 23.09 | | |
8 | 22 | Любимые занятия | 25.09 | | |
Труд людей (2 ч) | |
9 | 11 | Как из зерна булка получилась | 30.09 | | |
10 | 22 | Человек и домашние животные | 02.10 | | |
| Родная природа,2 ч | |
11. | 1 | Урок-экскурсия. Октябрь уж наступил | 07.10 | | |
12 | 2 | Явления природы | 09.10 | | |
Наша Родина. Родной край, 2 ч | |
13 | 1 | Где ты живёшь? | 14.10 | | |
14 | 2 | Правила поведения на дороге | 16.10 | | |
Труд людей, 2 ч | |
15 | 1 | Ты и вещи | 21.10 | | |
16 | 2 | Кто работает ночью | 23.10 | | |
Твоё здоровье,4 ч | |
17 | 1 | Твои помощники – органы чувств | 06.11 | | |
18 | 2 | Правила гигиены | 11.11 | | |
19 | 3 | О режиме дня | 13.11 | | |
20 | 4 | Урок в спортивном зале | 18.11 | | |
Родная природа, 5 ч | |
21 | 1 | Ноябрь- зиме родной брат | 20.11 | | |
22 | 2 | Урок - экскурсия. Месяц ноябрь | 25.11 | | |
23 | 3 | Дикие животные | 27.11 | | |
24 | 4 | Звери - млекопитающие | 02.12 | | |
25 | 5 | Что мы знаем о птицах | 04.12 | | |
Наша Родина. Родной край, 2 ч | | Родной край |
26 | 1 | Урок - экскурсия. Родной край | 09.12 | | |
27 | 2 | Дом, в котором ты живёшь. | 11.12 | | |
Труд людей, 2 ч | |
28 | 1 | Зачем люди трудятся | 16.12 | | |
29 | 2 | Труд людей | 18.12 | | |
Наша Родина. Родной край, 2 ч | |
30 | 1 | Урок - экскурсия. В декабре, в декабре… | 23.12 | | |
31 | 2 | Какая бывает вода? | 25.12 | | |
Я и другие люди, 3 ч | |
32 | 1 | О дружбе | 13.01 | | |
33 | 2 | Идём в гости | 15.01 | | |
34 | 3 | С Новым годом | 20.01 | | |
Родная природа, 5 ч | |
35 | 1 | Январь- году начало, зиме - середина. | 22.01 | | |
36 | 2 | Месяц январь | 27.01 | | |
37 | 3 | Хвойные деревья | 29.01 | | |
38 | 4 | Жизнь птиц | 03.02 | | |
39 | 5 | Урок - экскурсия. Птицы зимой | 05.02 | | |
Наша Родина. Родной край, 4 ч | |
40 | 1 | Наша страна - Россия | 10.02 | | |
41 | 2 | Моя Родина - Россия | 12.02 | | |
42 | 3 | 23 февраля- День защитника Отечества | 26.02 | | |
43 | 4 | 8 Марта - праздник всех женщин | 02.03 | | |
Родная природа, 5 ч | |
44 | 1 | Февраль- месяц метелей и вьюг | 04.03 | | |
45 | 2 | Звери - млекопитающие | 11.03 | | |
46 | 3 | Звери | 16.03 | | |
47 | 4 | Наш уголок природы | 18.03 | | |
48 | 5 | Живой уголок | 30.03 | | |
Наша Родина. Родной край, 5 ч | |
49 | 1 | Мы – граждане России | 01.04 | | |
50 | 2 | Правила поведения | 06.04 | | |
51 | 3 | Богата природа России | 08.04 | | |
52 | 4 | Природа моей страны | 13.04 | | |
53 | 5 | Мы - россияне | 15.04 | | |
Родная природа,2 ч | |
54 | 1 | Март - капельник | 20.04 | | |
55 | 2 | Урок- экскурсия. Месяц март | 22.04 | | |
Труд людей, 2 ч | |
56 | 1 | Труд людей: весенние работы, кто работает на транспорте | 27.04 | | |
57 | 2 | День космонавтики | 29.04 | | |
Родная природа, 2 ч | |
58 | 1 | Апрель-водолей | 25.04 | | |
59 | 2 | Урок - экскурсия. Месяц апрель | 06.05 | | |
Твоё здоровье, 2 ч | |
60 | 1 | Если хочешь быть здоров | 13.05 | | |
61 | 2 | Здоровая пища | 18.05 | | |
Родная природа, 4 ч | |
62 | 1 | Май весну завершает… | 20.05 | | |
63 | 2 | Жизнь земноводных весной | 25.05 | | |
64 | 3 | Животное - живое существо | 27.05 | | |
65 | 4 | Урок = экскурсия. Природе нужны все | | | |
Наша Родина. Родной край, 1 ч | |
66 | 1 | Ты - пешеход | | | |