ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 6 класса составлена на основе :
Конституция Российской Федерации (с изменениями на 21 марта 2014 года);
Федеральный закон от 29.12.2012 №2012-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);
Приказ Минобразования и науки РФ от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями на 1 февраля 2012 года);
Приказ Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказ Минобразования и науки РФ от 31.03.2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и старшего общего образования»;
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента РФ от 12 мая 2009 года №537);
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента РФ от 9 июня 2010 года №690);
примерной программы основного общего образования по ОБЖ //Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности . 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2013;
с учетом авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников . 5-9 классы. Под редакцией А.Т.Смирнова. Авторы А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников », издательство «Просвещение» 2014.
Программа ориентирована на использование учебника:
Основы безопасности жизнедеятельности.6 класс: учеб. для общеобразоват .организаций с приложением на электронном носителе / А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников/Под ред.А.Т.Смирнова;-3-е издание. , из-во «Просвещение».-М.: Просвещение, 2014.
Программой предусмотрено проведение 3 контрольных работ, 2 контрольных тестов
Рабочая программа имеет цели:
-безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
-понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
-антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
-готовность и способность учащихся к нравственному самосавершенствованию
Рабочая программа способствует решению следующих задач:
-формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
-формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
-выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Общая характеристика предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества, государства.
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе (5-9 классы) предназначен для:
Формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека.
Выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих.
Приобретение учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом их возможностей.
Формирование у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения. Отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе и наркотиков.
Структура предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.
Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть предмета, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Новизна данной программы в том, что она имеет модульную структуру: состоит из 2 модулей , 3 –х разделов и 7 тем, которые охватывают весь минимум содержания.
I.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса:
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен знать:
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
- систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
- наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
- основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;
- правила поведения при угрозе террористическою акта;
Ученик должен уметь:
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
- принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного и социального характера;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
Результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами являются:
-развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих -защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
-формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять -правила безопасности жизнедеятельности;
-воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природном среды, личному -здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами являются:
-овладение умениями формулировать личные понятия о
безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
-овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
-формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
-приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
-развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
-освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природногоо и социального характера;
-формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами являются:
1. В познавательной сфере:
- знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- умения анализировать явления и события природного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3.В коммуникативной сфере:
- умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, на ходить компромиссное решение в различных ситуациях.
4.В эстетической сфере:
- умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
5.В трудовой сфере:
- знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни: локализация возможных опасных ситуаций,
связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
- умения оказывать первую медицинскую помощь.
6. В сфере физической культуры:
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и
физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА,КУРСА:
МОДУЛЬ I
Основы безопасности личности, общества и государства
РАЗДЕЛ I.
Основы комплексной безопасности
Тема 1. Подготовка к активному отдыху на природе Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода. Определение места для бивака и организация бивачных работ
Тема 2. Активный отдых на природе и безопасность
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов.
Тема 3. Дальний (внутренний)и выездной туризм. Меры безопасности
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных природных условиях. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта
Тема 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде
Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.
Тема 5. Опасные ситуации в природных условиях.
Опасные погодные условия. Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.
МОДУЛЬ II
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
РАЗДЕЛ IV
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Тема 6. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
Вопросы личной гигиены и оказания первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок.
Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах. Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Первая медицинская помощь при укусах насекомых.
РАЗДЕЛ III
Здоровье человека и факторы, на него влияющие.
Тема 7. Здоровье человека и факторы на него влияющие
Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье.
Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ.
III. Тематическое планирование:
№ раздела и темы | Тема | Кол-во часов | В том числе |
Контрольные работы | Итоговое тестирование |
М-1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 25 | | |
Р-I | Основы комплексной безопасности |
25 | | |
Тема 1 | Подготовка к активному отдыху на природе | 6 | 2 | |
Тема 2 | Активный отдых на природе и безопасность | 5 | | 1 |
Тема 3 | Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности | 6 | | |
Тема 4 | Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде | 4 | | |
Тема 5 | Опасные ситуации в природных условиях | 4 | | |
М-II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 10 | | |
P-IV | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 4 | | |
Тема 6 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 4 | 1 | |
Р-Ш | Основы здорового образа жизни | 6 | | |
Тема 7 | Здоровье человека и факторы, на него влияющие | 6 | | 1 |
Всего | 35 | 3 | 2 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6 класс.
№ п/п | Дата план\факт. | Тема урока | Тип урока | Основные виды деятельности | Элементы содержания | Планируемые результаты (УУД) | Виды контро ля | ЦОР, ЭОР |
Домашнее задание |
| Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (25 часов) |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности. (25 часов) |
Тема 1. Подготовка к активному отдыху на природе (6 часов) |
1 | 02.09 | Природа и человек.
| ВУ | Сформировать представление о значении отдыха на природе для человека. Познакомить с определением – активный туризм | Природа и человек. Общение с живой природой - естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. | Знать отличительные особенности искусственной среды обитания человека от естественной природной среды. | Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации. | Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях. | Устный опрос | Электронное приложение к учебнику «ОБЖ» 6 класс. | № 1.1, задание на стр. 9. |
2 | 09.09 | Ориентирование на местности. | КУ | Познакомить с различными способами ориентирования на местности. Изучить правила определения сторон горизонта по компасу и механическим часам. | Различные способы ориентирования на местности. Виды компаса. Устройство компаса. Ориентирование на местности с помощью компаса и механических часов. Способы определения сторон горизонта по местным приметам. | Знать стороны горизонта. Уметь определять стороны горизонта разными способами. | Усвоение правил ориентирования на местности. | Устный опрос | Электронное приложение к учебнику «ОБЖ» 6 класс. | № 1.2, задание на стр. 14. |
3 | 16.09 | Определение своего местонахождения и направления движения на местности. | КУ | Изучить правила определения своего местонахождения и направления движения на местности. Познакомить с понятием – азимут. | Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Ориентирование с помощью карты. Масштаб. Азимут. | Знать правила ориентирования по карте. Уметь определять своё местонахождение и направление движения на местности. | Усвоение правил ориентирования на местности с помощью компаса и карты. | Устный опрос | Электронное приложение к учебнику «ОБЖ» 6 класс. | № 1.3, задание на стр.19. |
4 | 23.09 | Подготовка к выходу на природу.
| КУ | Изучить правила подготовки к выходу на природу. | Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Расчёт движения по маршруту. Правила определения исходных и конечных пунктов похода. Контрольные ориентиры | Знать и уметь разрабатывать план и маршрут похода. Уметь производить расчёт движения по маршруту. Уметь определять исходный и конечный пункты похода. | Усвоение правил подготовки к выходу на природу. | Устный опрос | Электронное приложение к учебнику «ОБЖ» 6 класс. | № 1.4, задание на стр.21-22. |
5 | 30.09 | Определение места для бивака и организация бивачных работ. | КУ | Познакомить с правилами определения места для бивака и организации бивачных работ. | Привалы и ночлеги, малые привалы, организация обеденного привала, ночлеги и дневки в полевых условиях, свертывания туристского лагеря. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведения костра. Заготовка топлива, приготовление пищи на костре. | Уметь организовывать привалы, ночлеги, дневки, свертывать лагерь, Знать и соблюдать правила безопасности в походе. Знать правила разведения костра; заготовки топлива. Уметь готовить пищу на костре. | Усвоение правил определения места для бивака и организации бивачных работ. | Устный опрос | Электронное приложение к учебнику «ОБЖ» 6 класс. | № 1.5, задание на стр. 29. |
6 | 07.10 | Определение необходимого снаряжения для похода.
| КУ | Изучить требования, предъявляемые к снаряжению для похода. Изучить правила комплектования аптечки первой медицинской помощи. | Личное снаряжение, групповое снаряжение, НАЗ. Определение необходимого снаряжения для похода. Состав аптечки первой помощи. Правила её комплектования. | Уметь определять необходимое снаряжение для похода. Уметь комплектовать аптечку первой медицинской помощи. | Усвоение правил определения необходимого снаряжения. | тест | Электронное приложение к учебнику «ОБЖ» 6 класс. | № 1.6, задание на стр. 34. |
Тема 2. Активный отдых на природе и безопасность(5 часов) |
7 | 14.10 | Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе. | КУ | Изучить правила безопасности (дисциплины) в походе. Сформировать представление о значимости соблюдения правил личной гигиены в походе. | Активный отдых на природе. Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. | Соблюдать в походе режим и график движения. Знать и соблюдать правила личной гигиены. Знать и соблюдать правила безопасности в походе. | Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации. | Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни. | Устный опрос | Электронное приложение к учебнику «ОБЖ» 6 класс. | № 2.1, задание на стр. 37. |
8 | 21.10 | Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности. | КУ | Познакомить с правилами подготовки и проведения пеших походов на равнинной и горной местности. Изучить правила преодоления водных препятствий. Сформировать представление об особенностях горных маршрутов. | Пеший туризм. Порядок движения походной группы. Выбор темпа и линии движения в пешем путешествии. Обеспечение безопасности в пеших игорных походах. Режим и распорядок дня похода. Препятствия на равнинных маршрутах. Правила переправы вброд. Особенности горных маршрутов. | Знать особенности пеших походов по равнинной местности. Уметь соблюдать правила пеших походов. Уметь преодолевать лесные заросли, завалы, водные преграды. Понимать особенности горных маршрутов. | Усвоение правил подготовки и проведения пеших походов на равнинной и горной местности. | Устный опрос | Электронное приложение к учебнику «ОБЖ» 6 класс. | № 2.2, задание на стр. 46. |
9 | | Подготовка и проведение лыжных походов. | КУ | Сформировать представление об организации и проведении лыжных походов. | Снаряжение туриста лыжника. Подготовка и проведение лыжных походов, одежда и обувь туриста-лыжника, подбор и подготовка лыж. Организация движения. Организация ночлега. | Уметь выбирать одежду для лыжного похода. Знать правила движения туристов в лыжном походе. | Усвоение правил подготовки и проведения лыжных походов. | | Электронное приложение к учебнику «ОБЖ» 6 класс. | № 2.3, задание на стр. 50. Подготовить сообщение «Особенности лыжного похода». |
9 | 28.10 | Подготовка и проведение пеших походов в горной местности. | КУ | Познакомить правилами подготовки к водному путешествию. Изучить правила безопасного поведения на воде; возможные аварийные ситуации на воде. | Возможные аварийные ситуации в водном походе. Подготовка к водному путешествию. Ремонтный набор для деревянной лодки, байдарки, надувной лодки. Обеспечение безопасности на воде и при устройстве на ночлег | Знать правила безопасного поведения на воде и при устройстве на ночлег. Уметь пользоваться спасательным жилетом. | Усвоение правил подготовки и проведения водных походов. | Устный опрос | Электронное приложение к учебнику «ОБЖ» 6 класс. | № 2.4, задание на стр. 57. Подготовить сообщение «Правила ТБ на воде». |
10 | 11.11 | Водные походы и обеспечение безопасности на воде. | КУ | Познакомить правилами подготовки к водному путешествию. Изучить правила безопасного поведения на воде; возможные аварийные ситуации на воде. | Возможные аварийные ситуации в водном походе. Подготовка к водному путешествию. Ремонтный набор для деревянной лодки, байдарки, надувной лодки. Обеспечение безопасности на воде и при устройстве на ночлег | Знать правила безопасного поведения на воде и при устройстве на ночлег. Уметь пользоваться спасательным жилетом. | Усвоение правил подготовки и проведения водных походов. | Устный опрос | Электронное приложение к учебнику «ОБЖ» 6 класс. | № 2.4, задание на стр. 57. Подготовить сообщение «Правила ТБ на воде». |
11 | 18.11 | Велосипедные походы и безопасность туристов. | КУ | Сформировать представление об организации и проведении велосипедных походов. Изучить правила безопасного поведения во время велосипедных походов. | Особенности организации велосипедных походов. Обеспечение безопасности туристов в велосипедных походах. Устройство велосипеда. Виды велосипедов. Ремонтный набор. | Знать, что входит в ремонтный набор велосипеда. Уметь устранять неисправности и отклонения в работе велосипеда. Знать правила безопасного поведения во время велосипедных походов. | Усвоение правил подготовки и проведения велосипедных походов. | Устный опрос | презентации | № 2.5, задание на стр. 64. |
Тема 3. Дальний и выездной туризм. Меры безопасности (6 часов) |
12 | 25.11 | Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. | КУ | Познакомить с понятиями – дальний (внутренний) туризм и выездной туризм. Сформировать представление о значении теоретической и практической подготовки к путешествию.
| Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Адаптация организма к новым климатическим условиям. Теоретическая и практическая подготовка к путешествию | Знать определения - дальний (внутренний) туризм и выездной туризм. Уметь определять время в разных часовых поясах. | Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. | Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни. | Устный опрос | Электронное приложение к учебнику «ОБЖ» 6 класс. | № 3.1, задание на стр. 68.
. |
13 | 02.12 | Акклиматизации человека в различных климатических условиях. | КУ | Изучить понятие – акклиматизация; факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографических условий, акклиматизации. | Акклиматизации человека в различных климатических условиях. Акклиматизация к холодному климату. Акклиматизация к жаркому климату. Основные правила поведения при смене климатогеографических условий, факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографических условий, акклиматизации. | Знать правила акклиматизации в разных климатических условиях. | Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни. | Устный опрос | Электронное приложение к учебнику «ОБЖ» 6 класс. | № 3.2, задание на стр.73. |
14 | 09.12 | Акклиматизация человека в горной местности. | КУ | Сформировать представление об особенностях акклиматизации в горной местности. | Акклиматизация, основные правила поведения в условиях горной местности. Горная болезнь, кислородное голодание | Знать правила акклиматизации в горной местности. | Усвоение правил акклиматизации в горной местности. | Устный опрос | Электронное приложение к учебнику «ОБЖ» 6 класс. | № 3.3, задание на стр. 77. Подготовить сообщение «Признаки горной болезни» |
15 | 16.12 | Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта. | КУ | Изучить правила безопасного поведения при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта (автомобильным, железнодорожным). | Авария транспортного средства в безлюдном месте. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта (автомобильным, железнодорожным). | Знать правила безопасного поведения при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта (автомобильным, железнодорожным). | Усвоение правил личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта. | Устный опрос | Электронное приложение к учебнику «ОБЖ» 6 класс. | № 3.4, задание на стр. 81-82. . |
16 | 23.12 | Обеспечение личной безопасности на водном транспорте. | КУ | Сформировать представление об обеспечении личной безопасности на водном транспорте. | Способы подачи сигналов бедствия. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным транспортом. Правила поведения при кораблекрушении. | Знать правила безопасного поведения при кораблекрушении. | Усвоение правил личной безопасности при следовании к местам отдыха водным транспортом. | Устный опрос | Электронное приложение к учебнику «ОБЖ» 6 класс. | № 3.5, задание на стр. 86. Подготовить сообщение «Морская болезнь» |
17 | 13.12 | Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте. | КУ | Сформировать представление об обеспечении личной безопасности на воздушном транспорте. | Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом. Подготовка к взлёту. Правила использования кислородной маски. Рекомендации по безопасному поведению при возникновении аварийной ситуации. | Знать правила использования кислородной маски. Знать правила личной безопасности при возникновении аварийной ситуации. | Усвоение правил личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом. | Устный опрос | Электронное приложение к учебнику «ОБЖ» 6 класс. | № 3.6, задание на стр. 90. |
Тема 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде (4 часа) |
18 | 20.01 | Автономное существование человека в природе. | КУ | Познакомить с понятиями – добровольная и вынужденная автономия человека в природной среде. Изучить цели добровольной автономии. | Автономное существование человека в природной среде. Добровольная автономия. Вынужденная автономия. | Знать понятия: добровольная автономия, вынужденная автономия. | Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. | Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни. | Устный опрос | Электронное приложение к учебнику «ОБЖ» 6 класс. | № 4.1, задание на стр.93.. |
19 | 27.01 | Добровольная автономия человека в природной среде. | КУ | Сформировать представление о значении уровня подготовки к предстоящим трудностям для достижения поставленной цели. | Добровольная автономия человека в природной среде. Цели добровольной автономии: познавательные, исследовательские, спортивные. Исторические факты добровольной автономии. | Знать цели добровольной автономии. | Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни. | Устный опрос | презентации | № 4.2, задание на стр. 97. Найти в Интернете информацию о Фёдоре Конюхове. Практикум. |
20 | 03.02 | Вынужденная автономия человека в природной среде. | КУ | Познакомить с понятием – вынужденная автономия; её причинами. | Вынужденная автономия человека в природной среде. Способы подачи сигналов бедствия. Исторические факты вынужденной автономии. | Понимать, что безопасность человека в условиях вынужденной автономии всецело зависит от его духовных и физических качеств. | Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни. | Устный опрос | Электронное приложение к учебнику «ОБЖ» 6 класс. | № 4.3, задание на стр. 100. |
21 | 10.02 | Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. | КУ | Сформировать представление об обеспечении жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Изучить способы добывания огня; виды временного укрытия; способы очистки воды; способы добывания пищи. | Сооружение временного укрытия из подручных средств: шалаш, иглу, снежная пещера, и другие. Способы добывания огня: с помощью камня и предмета из стали, с помощью увеличительного стекла, с помощью лука и палочки, другие способы. Обеспечение питьевой водой. Обеспечение питанием. Типы костров. | Знать способы добывания огня; виды временного укрытия; способы очистки воды; способы добывания пищи. | Усвоение правил обеспечения жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. | Контрольный тест | Электронное приложение к учебнику «ОБЖ» 6 класс. | № 4.4, задание на стр.107. . |
Тема 5. Опасные ситуации в природных условиях (4 часа) |
22 | 17.02 | Опасные погодные явления. | КУ | Дать определение – погода. Изучить правила поведения во время грозы и пурги. Познакомить с признаками ухудшения погоды. | Опасные погодные условия и способы защиты от них. Молния. Гроза. Пурга. Правила безопасного поведения во время грозы. Правила безопасного поведения во время пурги. Признаки ухудшения погоды. | Знать правила безопасного поведения во время грозы и пурги. Уметь определять погоду по различным признакам. | Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации. | Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | Устный опрос | Электронное приложение к учебнику «ОБЖ» 6 класс. | № 5.1, задание на стр. 114. |
23 | 28.02 | Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. | КУ | Изучить правила безопасного поведения при встрече с дикими животными в природных условиях. | Организация перехода группы в экстремальных условиях. Обеспечение личной безопасности при встрече с медведем, лосем, кабанами, змеями в природных условиях. Дикие животные и их следы. | Уметь по следам определять дикое животное. Знать правила безопасного поведения при встрече с дикими животными. | Усвоение правил личной безопасности при встрече с дикими животными. | Устный опрос | Электронное приложение к учебнику «ОБЖ» 6 класс. | № 5.2, задание на стр.121. . |
24 | 03.03 | Укусы насекомых и защита от них. | КУ | Изучить правила защиты от укусов насекомых. | Защита от укусов насекомых. Кровососущие насекомые. Жалящие насекомые. Клещи. Средства защиты от нападения насекомых. Периоды года активизации клещей. Места наибольшего скопления. | Знать и уметь использовать средства защиты от нападения кровососущих насекомых. Знать периоды года и места своего региона, где наиболее часто встречаются клещи. | Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | Контрольная работа | презентации | № 5.3, задание на стр. 124-125. |
25 | 10.03 | Клещевой энцефалит и его профилактика. | КУ | Дать определение – клещевой энцефалит. Изучить правила удаления присосавшегося клеща; правила первой медицинской помощи. | Клещевой энцефалит и его профилактика. Периоды активности клещей. Места их наибольшего распространения. Меры предупреждения заболевания клещевым энцефалитом. Правила удаления присосавшегося клеща и действия, связанные с этим. ПМП. Средства защиты от клещей. | Уметь удалять присосавшегося клеща. Знать правила ПМП; средства защиты от клещей; периоды активности клещей, места распространения. | Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | Устный опрос | Электронное приложение к учебнику «ОБЖ» 6 класс. | № 5.4, задание на стр.129. Подготовить сообщение |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 часов) |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (4 часа) |
Тема 6. Первая помощь при неотложных состояниях (4 часа) |
26 | 17.03 | Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях. | КУ | Дать определение – личная гигиена. Сформировать понимание, что соблюдение личной гигиены в походе обеспечивает профилактику различных заболеваний и травм. Познакомить с лекарственными растениями и правилами их использования. | Личная гигиена. Походная аптечка, лекарственные растения. Целебные свойства лекарственных растений. Правила применения. Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных условиях. | Знать правила личной гигиены в походных условиях. Знать лекарственные растения; их целебные свойства; правила применения при оказании ПМП. | Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации. | Усвоение правил личной гигиены в походных условиях. | Устный опрос | Электронное приложение к учебнику «ОБЖ» 6 класс. | № 6.1, задание на стр. 137. |
27 | 24.03 | Оказание первой помощи при травмах. | КУ | Сформировать умение оказывать ПМП при: ссадинах, потёртостях, ушибе, вывихе и растяжении. | Ушиб, вывих, растяжение, ссадина, потёртость. Классификация травм. Оказание ПМП при ссадинах и потертостях. ПМП при ушибах, вывихах, растяжениях связок. | Уметь оказывать ПМП при: ссадинах, потертостях, ушибе, вывихе и растяжении. | Усвоение правил ПМП при: ссадинах, потертостях, ушибе, вывихе и растяжении. | Устный опрос | презентации | № 6.2, задание на стр. 141 – 142. |
28 | 07.04 | Оказание ПМП при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге. | КУ | Сформировать умение оказывать ПМП при: солнечном и тепловом ударе, отморожении, ожоге. | Солнечный удар. Тепловой удар. Отморожение. Термический ожог. Степени ожога. Оказание ПМП при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге. | Уметь оказывать ПМП при: солнечном и тепловом ударе, отморожении, ожоге. | Усвоение правил ПМП при: солнечном и тепловом ударе, отморожении, ожоге. | Контрольная работа | Электронное приложение к учебнику «ОБЖ» 6 класс. | № 6.3, задание на стр. 147. |
29 | 14.04 | Оказание ПМП при укусах змей и насекомых. | КУ | Познакомить с правилами оказания ПМП при укусах змей и насекомых. | Виды ядовитых змей, обитающих на территории России. Оказание ПМП при укусах змей и насекомых. | Уметь оказывать ПМП при укусах насекомых. Знать правила оказания первой помощи при укусах змей. | Усвоение правил ПМП при укусах змей и насекомых. | Устный опрос | Электронное приложение к учебнику «ОБЖ» 6 класс. | № 6.4, задание на стр. 150. |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (6 часов) |
Тема 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие (6 часов) |
30 | 21.04 | ЗОЖ и профилактика утомления. | КУ | Дать определение – здоровый образ жизни. Сформировать умение оценивать свои возможности (умственные и физические) при планировании работы. | Здоровый образ жизни. Утомление. Самочувствие. Субъективные и объективные показатели самоконтроля. Профилактика переутомления. | Знать определение – здоровый образ жизни. Уметь оценивать свои возможности (умственные и физические) при планировании любой работы. | Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. | Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | Устный опрос | презентации | № 7.1, задание на стр. 156. |
31 | 28.04 | Компьютер и его влияние на здоровье. | КУ | Изучить правила безопасного использования компьютера. Научить выполнять специальные упражнения для профилактики переутомления при работе за компьютером. | Компьютер и его влияние на здоровье. Профилактика переутомления при работе за компьютером. «Гимнастики за компьютером». | Выполнять гимнастику за компьютером. Знать правила безопасного использования компьютера. | Усвоение правил безопасного использования компьютера. | Устный опрос | Электронное приложение к учебнику «ОБЖ» 6 класс. | № 7.2, задание на стр. 160. Выполнить специальные упражнения для глаз и тела. |
32 | 05.05 | Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. | КУ | Формировать основы экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. | Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Загрязнение воздуха. Загрязнение почв. Загрязнение вод. Вещества, которые повышают сопротивляемость организма вредному воздействию окружающей среды. | Уметь повышать устойчивость организма к неблагоприятному воздействию внешней среды. Знать, какие вещества повышают сопротивляемость организма вредному воздействию окружающей среды. | Формирование необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. | Контрольная раюота | Электронное приложение к учебнику «ОБЖ» 6 класс. | № 7.3, задание на стр. 164. Подготовить сообщение. |
33 | 12.05 | Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. | КУ | Познакомить с понятиями: социальное развитие человека, социальная зрелость человека. Изучить основные факторы социальной среды, которые оказывают влияние на социальное развитие человека и формирование его здоровья. | Основные факторы социальной среды, которые оказывают влияние на социальное развитие человека и формирование его здоровья. | Знать определения: социальное развитие человека, социальная зрелость человека. | Формирование готовности к осознанному выбору траектории образования на базе ориентировки в многообразном мире профессий. | Устный опрос | Электронное приложение к учебнику «ОБЖ» 6 класс. | № 7.4, задание на стр. 167. |
34 | 19.05 | Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. | КУ | Сформировать понимание о пагубном воздействии наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. | Наркотики и психоактивные вещества. Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. Уголовная ответственность за употребление, хранение и распространение наркотиков и психоактивных веществ. | Знать пагубное влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. | Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | Устный опрос | презентации | № 7.5, задание на стр. 173. |
35 | 26.05 | Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ. | ОУ | Изучить четыре правила «Нет наркотикам». Формировать понимание ценности безопасного образа жизни. | Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ. | Уметь сказать «нет наркотикам». | Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | Контрольный тест | Электронное приложение к учебнику «ОБЖ» 6 класс. | № 7.6, задание на стр. 177. |
ИТОГО: | | 35 часов |