СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию для 9 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Елизаветинская средняя общеобразовательная школа Азовского района



«Утверждаю»

Директор МБОУ Елизаветинской

СОШ Азовского района

Приказ от 28.08.2019 г .№ 43

___________Борзунова Н.И.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по обществознанию (ФГОС ООО)



Уровень общего образования (класс): основное общее (9 класс)



Количество часов - 29 ч.



Учитель: Гурова Елена Алексеевна



Программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова (базовый уровень), 2016г.








2019-2020 уч. год

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………………. 3

  2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ..7

  3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА…………………………………. 14

  4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ …………… ………………………..16



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» для 9 класса разработана на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями 2019 года).

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (ред. приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 № 734).

3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015
№ 1577).

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования» (ред. от 07.06.2017 № 506).

5. Письмо Минобрнауки России от 03.03.2016г. №08-334.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345 (ред. от 08.05.2019) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

7. Областной закон «Об образовании в Ростовской области» от 14 ноября 2013 года N 26-ЗС (с изменениями на 5 декабря 2018 года).

8. Учебный план МБОУ Елизаветинской СОШ Азовского района на 2019/2020 учебный год.

9. Локальный акт МБОУ Елизаветинской СОШ Азовского района «Положение о рабочей программе».

10. Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы .

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе рабочей программы основного общего образования по обществознанию предметной линии учебников под редакцией Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Ивановой Л.Ф., Матвеева А.И. (М.: Просвещение, 2016 г.), рассчитанной на 35 часов (1 урок в неделю) в соответствии с альтернативным учебником, рекомендованным Министерством образования Российской Федерации: Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / (Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. редкол.: Л. Н. Боголюбов и др.). – М.: Просвещение, 2019 и соответствует положениям ФГОС ООО.

Изучение обществознания в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  2. развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,  становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

  3. формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

  4. овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

  5. формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Елизаветинская СОШ Азовского района. Данная программа рассчитана на 1 год – 9 класс. В 2019-2020 году согласно годовому календарному учебному графику МБОУ Елизаветинской СОШ Азовского района будет проведено 29 часов обществознания.


























2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

Познавательной

  • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой

  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической

  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

  • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Ученик научится:

  • характеризовать сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • описывать  основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  •  анализировать  значение взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

  • определять социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • принимать решения в ответственных ситуациях и не боятся отвечать за свои поступки;

  • уметь оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.

Ученик получит возможность  научиться:

  • полноценно составлять описание образа жизни различных групп населения;

  • ориентироваться в актуальных общественных событиях и процессах;

  • успешно давать сопоставительную характеристику развития общества.

Оценивание письменного ответа

- отметка «5» - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.

- отметка «4» - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

-  отметка «3» - работа выполняется при помощи учителя. Ученики показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при самостоятельной работе.

- отметка «2» - выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

Оценивание устного ответа

При устном ответе ученик должен: целостно излагать материал; показать свои умственные и словесные способности, используя не формалистические, а реальные обществоведческие понятия; продемонстрировать степень понимания специфических особенностей обществоведческих знаний; локально мыслить, глубоко понимать комплексную причинную связь; правильно приводить примеры для доказательства положения не только из учебника, но самостоятельно.

- отметка «5» - целостно изложен материал; раскрыты обществоведческие понятия; глубоко поняты и осмыслены причинно-следственные связи; правильно подобраны примеры для доказательства положения не только из учебника, но и самостоятельно. Ответ был полноценным, глубоким с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления;

- отметка «4» - твердое знание материала в пределах программных требований;

- отметка «3» - неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается;

- отметка «2» - наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути вопроса, не владение необходимыми знаниями по теме.

Оценивание тестового, письменного задания:

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2.  Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

- отметка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

- отметка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

- отметка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

- отметка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

При проверке письменной работы необходимо рассчитать в процентном отношении количество правильных ответов и, руководствуясь полученными данными, перевести результат в оценку.

- 75-100% - отлично «5»;

- 60-74% - хорошо «4»

- 40-59% - удовлетворительно «3»;

- менее 40% - неудовлетворительно «2».














3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Изучение курса призвано содействовать формирова­нию у учащихся целостного представления о тенден­циях и закономерностях развития человеческого об­щества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний важными содержатель­ными компонентами курса являются социальные навыки, умения, совокупность моральных и гума­нистических ценностей и т. д. Данная дисциплина призвана помочь школьникам ориентироваться в те­кущих событиях общественно-политической жизни.

Курс включает изучение трех тем.

Тема 1. «Политика» (9 ч.) Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Пр.р.№1 «Школа молодого избирателя»

Тема 2. «Гражданин и государство» (8 ч.) Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Семейные правоотношения. Права и обязанности родите­лей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей. Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответ­ственность работника и работодателя. Особенности положе­ния несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Преступление и наказание. Правовая ответственность не­совершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система.

Тема3. «Основы российского законодательства» (10ч.) Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Социальные права. Жилищные правоотношения. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Правовое регулирование отношений в сфере образования.









4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее

задание



Дата проведения

по плану

по факту

Тема 1. «Политика» (9 ч.)

1.

Политика и власть

1

§1, стр. 9, зад.1

02.09


2.

Государство

1

§2, стр.18, зад.5

09.09


3.

Политические режимы

1

§3, вопр., стр.24

16.09


4.

Правовое государство

1

§4, стр.32, зад.2

23.09


5.

Гражданское общество и государство

1

§5, вопр., стр.41

30.09


6.

Участие граждан в политической жизни

Пр.р.№1 «Школа молодого избирателя»

1

§6, стр.50, зад.3,4

07.10


7.

Контрольная работа по теме «Политика»

1


14.10


8.

Анализ контрольной работы.

Политические партии и движения

1

§7, стр.55, зад.1

21.10


9.

Межгосударственные отношения

1

§8, стр.63, зад.4

11.11


Тема 2. Гражданин и государство» (8 ч.)

10.

Основы конституционного строя

1

§9, вопр. 1-3, стр.78

18.11


11-12.

Права и свободы человека и гражданина

2

§10-11, стр.90, вопр.7; стр.91, зад.1

25.11

02.12


13.

Высшие органы государственной власти в РФ

1

§12, стр.99, зад.1

09.12


14.

Тест за II четверть

1


16.12


15.

Россия – федеративное государство

1

§13, стр.108, зад.3

23.12


16.

Судебная система РФ

1

§14, вопр.1,3,6, стр.115

13.01


17.

Правоохранительные органы РФ

1

§15, стр.121, зад.3

20.01


Тема 3. «Основы российского законодательства» (10 ч.)

18.

Роль права в жизни человека, общества и государства

1

§16, вопр.2,5, стр.139

27.01


19.

Правоотношения и субъекты права

1

§17, стр. 145, зад. 3

03.02


20.

Правонарушения и юридическая ответственность

1

§18, стр. 151, зад. 2

10.02


21.

Гражданские правоотношения

1

§19, стр. 161, зад. 5

17.02


22.

Тест за III четверть

1


02.03


23.

Право на труд. Трудовые отношения

1

§20, составить резюме

16.03


24.

Семья под защитой закона

1

§21, стр.176, зад. 1, 2, 3

06.04


25.

Административные правоотношения

1

§22, стр.176, зад.1,3

13.04


26.

Уголовно-правовые отношения

1

§23, стр.191, зад. 1, 2

20.04


27.

Правовое регулирование отношений в сфере образования

1

§24, вопр.1,4,6, стр.198

27.04


Повторение (2 ч.)

28.

Итоговая контрольная работа по курсу

1


18.05


29.

Анализ контрольной работы.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

1


25.05






















СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического объединения

гуманитарного цикла

МБОУ Елизаветинской

СОШ Азовского района ____________Бурлуцкая Н.В.

от 27.08.2019 года № 1 28.08.2019 г.

________ А.С. Лобанова


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!