СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию для 8 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Елизаветинская средняя общеобразовательная школа Азовского района



«Утверждаю»

Директор МБОУ Елизаветинской

СОШ Азовского района

Приказ от 28.08.2019 г .№ 43

___________Борзунова Н.И.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по обществознанию (ФГОС ООО)



Уровень общего образования (класс): основное общее (8 класс)



Количество часов - 35 ч.



Учитель: Гурова Елена Алексеевна



Программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова (базовый уровень), 2016 г.








2019-2020 уч. год

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………………. 3

  2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ..7

  3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА…………………………………. 16

  4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ …………… ………………………...17



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» для 8 класса разработана на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями 2019 года).

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (ред. приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 № 734).

3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015
№ 1577).

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования» (ред. от 07.06.2017 № 506).

5. Письмо Минобрнауки России от 03.03.2016г. №08-334.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345 (ред. от 08.05.2019) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

7. Областной закон «Об образовании в Ростовской области» от 14 ноября 2013 года N 26-ЗС (с изменениями на 5 декабря 2018 года).

8. Учебный план МБОУ Елизаветинской СОШ Азовского района на 2019/2020 учебный год.

9. Локальный акт МБОУ Елизаветинской СОШ Азовского района «Положение о рабочей программе».

10. Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы .

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе рабочей программы основного общего образования по обществознанию предметной линии учебников под редакцией Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Ивановой Л.Ф., Матвеева А.И. (М.: Просвещение, 2016 г.), рассчитанной на 35 часов (1 урок в неделю) в соответствии с альтернативным учебником, рекомендованным Министерством образования Российской Федерации: Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / (Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. редкол.: Л. Н. Боголюбов и др.). – М.: Просвещение, 2018 и соответствует положениям ФГОС ООО.

Изучение обществознания в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  2. развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,  становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

  3. формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

  4. овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

  5. формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Елизаветинская СОШ Азовского района. Данная программа рассчитана на 1 год – 8 класс. В 2019-2020 году согласно годовому календарному учебному графику МБОУ Елизаветинской СОШ Азовского района будет проведено 35 часов обществознания.




























2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
    1) использование элементов причинно-следственного анализа;
    2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
    3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
    4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
    5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
    6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
    7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
    8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
    Предметные результаты (по разделам):
    Личность и Общество

Ученик научится:

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

  • распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;

  • характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

  • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

  • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

  • характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;

  • на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;

  • раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;

  • конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

Ученик получит возможность научиться:

  • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

  • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;

  • осознанно содействовать защите природы.

Сфера духовной культуры

Ученик научится:

  • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;

  • описывать явления духовной культуры;

  • объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

  • оценивать роль образования в современном обществе;

  • различать уровни общего образования в России;

  • находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

  • описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;

  • объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

  • учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;

  • раскрывать роль религии в современном обществе;

  • характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

Ученик получит возможность научиться:

  • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

  • характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

  • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

Социальная сфера

Ученик научится:

  • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;

  • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

  • характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;

  • выделять параметры, определяющие социальный статус личности;

  • приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;

  • описывать основные социальные роли подростка;

  • конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;

  • характеризовать межнациональные отношения в современном мире;

  • объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;

  • характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;

  • раскрывать основные роли членов семьи;

  • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;

  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

Ученик получит возможность научиться:

  • раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

  • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;

  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

  • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

  • находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

Экономика

Ученик научится:

  • объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

  • различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

  • раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

  • характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

  • характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

  • объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;

  • называть и конкретизировать примерами виды налогов;

  • характеризовать функции денег и их роль в экономике;

  • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

  • анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

  • раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

  • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

  • использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

  • обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

Ученик получит возможность научиться:

  • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

  • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

  • анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

  • решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

  • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценивание письменного ответа

- отметка «5» - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.

- отметка «4» - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

-  отметка «3» - работа выполняется при помощи учителя. Ученики показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при самостоятельной работе.

- отметка «2» - выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

Оценивание устного ответа

При устном ответе ученик должен: целостно излагать материал; показать свои умственные и словесные способности, используя не формалистические, а реальные обществоведческие понятия; продемонстрировать степень понимания специфических особенностей обществоведческих знаний; локально мыслить, глубоко понимать комплексную причинную связь; правильно приводить примеры для доказательства положения не только из учебника, но самостоятельно.

- отметка «5» - целостно изложен материал; раскрыты обществоведческие понятия; глубоко поняты и осмыслены причинно-следственные связи; правильно подобраны примеры для доказательства положения не только из учебника, но и самостоятельно. Ответ был полноценным, глубоким с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления;

- отметка «4» - твердое знание материала в пределах программных требований;

- отметка «3» - неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается;

- отметка «2» - наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути вопроса, не владение необходимыми знаниями по теме.

Оценивание тестового, письменного задания:

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2.  Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

- отметка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

- отметка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

- отметка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

- отметка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

При проверке письменной работы необходимо рассчитать в процентном отношении количество правильных ответов и, руководствуясь полученными данными, перевести результат в оценку.

- 75-100% - отлично «5»;

- 60-74% - хорошо «4»

- 40-59% - удовлетворительно «3»;

- менее 40% - неудовлетворительно «2».














3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Курс включает изучение четырёх тем.

Тема «Личность и общество» (6 ч.) даёт представление о соотношении биологического и социального в человеке, значении социализации личности, вводит обучающихся в круг проблем современного общества и общественных отношений.

Тема «Сфера духовной культуры» (8 ч.) вводит подростков в круг проблем моральных, важных для осознания себя как существа нравственного.

Тема «Социальная сфера общества» (5 ч.), в которой раскрываются понятия социальной структуры общества, даётся характеристика особенностей социального статуса подростков, объясняется сущность межнациональных отношений и межнациональных конфликтов и др.

 Тема «Экономика» (13 ч.) раскрывает суть основных вопросов экономики, знакомит с типами экономических систем, разъясняет каковы условия успешного функционирования рыночной экономики при ограниченных ресурсах, объясняет механизм установления рыночного равновесия, характеризует роль предпринимательства в обществе и др.

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.













4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Домашнее

задание



Дата проведения

по плану

по факту

1.

Введение

1

Стр.4-5

05.09


Тема 1. «Личность и общество» (6 ч.)

2.

Что делает человека человеком?

1

§1, стр.12, вопр.

12.09


3.

Человек, общество, природа

1

§2, стр.19, зад.3

19.09


4.

Общество как форма жизнедеятельности людей

1

§3, стр.26, зад. 1

26.09


5.

Развитие общества

1

§4, стр.34, зад.2

03.10


6.

Как стать личностью

1

§5, стр.41-42, вопр.

10.10


7.

Контрольная работа по теме «Личность и общество».

1


17.10


Тема 2. «Сфера духовной культуры» (8 ч.)

8.

Анализ контрольной работы.

Сфера духовной жизни

1

§6

24.10


9.

Мораль

1

§7, стр.62, зад.3

07.11


10.

Долг и совесть

1

§8, стр.70, зад.2,3

14.11


11.

Моральный выбор — это ответственность

1

§9, стр.77, вопр.

21.11


12.

Образование

1

§10, стр.85-86, зад.1

28.11


13.

Наука в современном обществе

1

§11, стр.93, вопр.

05.12


14.

Контрольная работа по теме «Сфера духовной культуры»

1


12.12


15.

Анализ контрольной работы.

Религия как одна из форм культуры

1

§12, стр.101, вопр.

19.12


Тема 3. «Социальная сфера общества» (5 ч.)

16.

Социальная структура общества

1

§13, стр.113, зад.1

26.12


17.

Социальные статусы и роли

1

§14, стр.121, вопр.

16.01


18.

Нации и межнациональные отношения

1

§15, стр.130, зад.3

23.01


19.

Отклоняющееся поведение.

1

§16, стр.139, зад.2,3

30.01


20.

Тест по теме «Социальная сфера»

1


06.02


Тема 4. «Экономика» (13 ч.)

21.

Экономика и её роль в жизни общества

1

§17, стр.150, зад.2

13.02


22.

Главные вопросы экономики

1

§18, стр.159, зад.1

20.02


23.

Собственность

1

§19, стр.166, вопр.

27.02


24.

Рыночная экономика

1

§20, стр.174, вопр.

05.03


25.

Тест за III четверть



12.03


26.

Производство — основа экономики

1

§21, стр.183, зад.5

19.03


27.

Предпринимательская деятельность

1

§22,составить бизнес-проект

02.04


28.

Роль государства в экономике

1

§23, стр.200,зад.3

09.04


29.

Распределение доходов

1

§24, стр.207, зад.1,3

16.04


30.

Потребление

1

§25, стр.214, вопр.

23.04


31.

Инфляция и семейная экономика

1

§26, стр.223, зад.1

30.04


32.

Безработица, её причины и последствия

1

§27, стр.232, зад.2

07.05


33.

Мировое хозяйство и международная торговля

1

§28, подготовиться к контрольной работе

14.05


«Повторение» (2 ч.)

34.

Итоговая контрольная работа по курсу

1


21.05


35.

Анализ контрольной работы.

Итоговое повторение

1


28.05












СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического объединения

гуманитарного цикла

МБОУ Елизаветинской

СОШ Азовского района ____________Бурлуцкая Н.В.

от 27.08.2019 года № 1 28.08.2019 г.

________ А.С. Лобанова


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!