Министерство образования Кировской области
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья пгт Кумены»
«Согласовано» « Утверждаю»
Директор школы А.А. Панкратова
Приказ № от « » сентября 2021 г
Рабочая программа
по обществознанию
для обучающихся 9 класса
(факультатив)
Всего 34 учебных часа Учитель: Чернышева Л.В.,
первая квалификационная категория
2021 -2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с программой специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 – 9 классы. Сборник 1, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой. Москва «Владос,» 2011 г.
В школе для детей с нарушениями интеллекта преподавание курса обществознания носит характер морально-этической и политически-правовой пропедевтики.
Включение в курс важнейших представлений о человеке и обществе, социальных отношений и духовном мире людей, праве и нравственности является необходимым требованием для социализации учащихся в обществе. Представляемая программа по курсу обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования, не противоречит общим задачам школы и направлена на решение следующих задач:
освоение знаний минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
овладение элементарными методами обществоведческого познания, умениями работать с различными источниками информации;
использование уровневого подхода к формированию знаний с учетом психофизического развития и индивидуальных особенностей учеников;
использование словарной работы, как обязательного вида деятельности на каждом уроке;
формированиеоснов мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
применение знаний в обществе;
воспитание патриотизма, уважения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса – создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество школьника с ОВЗ через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Курс призван способствовать большей самореализации личностного потенциала детей с нарушением интеллекта.
Общее количество часов в год – 34 (1 час в неделю).
Требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
Что такое государство?
Что такое право?
Что собой представляют законодательная, исполнительная и судебная власть РФ?
Какие существуют конституционные права и обязанности граждан РФ?
Права и обязанности гражданина России.
Учащиеся должны уметь:
Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку.
Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.
Правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти.
Содержание учебного материала
Повторение - 2 часа
Раздел III. Права и обязанности гражданина России – 28 часов.
Ответственность государства перед гражданами. Конституционные обязанности граждан.
Основные конституционные права человека РФ: экономические, социальные, гражданские, политические, культурные.
Основы трудового права.
Труд и трудовые отношения. Право на труд. Дисциплина труда. Трудовой договор. Трудовые права несовершеннолетних. Трудовая книжка. Перемещение по работе. Виды наказаний за нарушение в работе.
Собственность и имущественные отношения. Имущественные права и ответственность несовершеннолетних.
Основы семейного права.
Роль семьи в жизни человека и общества. Правовые основы семейно – брачных отношений. Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство. Права ребенка. Декларация прав ребенка. Понятия счастливая семья, дружная семья.
Социальные права человека. Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищно – правовых отношений.
Политические права и свободы.
Право на образование. Система образования в РФ. Куда пойти учиться? Право на доступ к культурным ценностям.
Повторение – 4 часа
Тематический план
№ п/п | Перечень разделов | Количество часов |
1. | Повторение. | 2 |
2. | Раздел III. Права и обязанности гражданина России. | 28 |
3. | Повторение. | 4 |
Итого: 34 часа
Календарно-тематическое планирование
№ урока п/п | Название раздела, темы урока | Содержание урока | Дата проведения урока |
по плану | по факту |
| Повторение – 2 часа | | | |
| Повторение. Мораль, право, государство. | Повторение. Мораль, право, государство. | | |
| Повторение. Конституция - основной закон РФ. | Повторение. Конституция - основной закон РФ. | | |
| Раздел III. Права и обязанности гражданина России. – 28часов. | | | |
| Конституционные обязанности граждан России. | Долг, ответственность, сознательность. Конституционные обязанности граждан России. Конституция: ст.15/2, 17, 37,38, 44, 57, 58, 59. | | |
| Гражданские (личные) права. | Составление схемы: «Наши права». Основные конституционные права человека в РФ. Гражданские (личные) права. Ст. 17 – 28. | | |
| Политические права. | Политические права. Ст.29 – 33. | | |
| Экономические и социальные права. | Экономические и социальные права. Ст.7, 34 – 42. | | |
| Культурные права. | Культурные права. | | |
| Труд и трудовые отношения. | Трудовой Кодекс РФ. Ст.15 – 23., Конституция - ст.37. Трудовые отношения. | | |
| Трудовой договор. Трудовая книжка. | Трудовой договор, контракт, трудовая книжка, работодатель. Практическая работа: составление заявления о приёме на работу. | | |
| Порядок расторжения трудового договора. | Виды трудовых договоров. Увольнение. Практическая работа: составление заявления об увольнении. | | |
| Рабочее время. Время отдыха | Продолжительность рабочей недели, сменная работа, отпуск. Практическая работа: составление заявления о предоставлении отпуска Ст.91 -95, 106, 107, 112, 115. | | |
| Дисциплина труда. | Дисциплина труда. Дисциплинарное взыскание. Практическая работа: составление объяснительной записки. | | |
| Трудовые права несовершеннолетних. | Льготы по возрасту. Ст.265,268, 271. | | |
| Право собственности. Способы возникновения. | Имущество, имущественные отношения, собственность. Конституция – ст.35, 36. Гражданский Кодекс РФ. Составление схемы: « Возникновение права собственности». | | |
| Договор. Способы защиты имущественных прав. | Договор, иск, судебная защита. Практическая работа: составление расписки в получении денег. | | |
| Имущественные права и ответственность несовершеннолетних. | Дееспособность, правоспособность, имущественная собственность. Имущественные права несовершеннолетних. | | |
| Повторительно – обобщающий урок: «Основы трудового и гражданского права». | Трудовое и гражданское право. | | |
| Роль семьи в жизни человека и общества. Понятие и источники семейного права. | Семья, члены семьи. Семейный Кодекс РФ. Роль семьи в жизни человека и общества | | |
| Брак. Порядок и условия заключения брака. | Брак, ЗАГС, регистрация брака, брачный договор. Порядок и условия заключения брака. Составление схемы: « Порядок заключения брака». Ст. 10, 12, 14, 40. | | |
| Права и обязанности супругов. | Права и обязанности супругов. Ст. 31, 32, 34, 36. | | |
| Права и обязанности родителей. | Лишение и ограничение родительских прав, алименты, приёмные семьи. Ст. 61,63, 64, 69. | | |
| Права и конституционные обязанности детей. | Нетрудоспособные родители. Конституция – ст. 38/3, 43/4. | | |
| Домашнее хозяйство. | Семейный бюджет, обязанности по дому, домашнее хозяйство. | | |
| Этика семейных отношений. | Семейное счастье, любовь, развод. Психологический климат семьи. | | |
| Конвенция о правах ребёнка. | Права ребёнка. Конвенция ООН. Практическая работа: рисование на тему «Мои права». | | |
| Жилищные права. Несовершеннолетние, как участники жилищно-правовых отношений. | Право на жилище, неприкосновенность. Составление схемы: « Осуществление права на жилище». Конституция – ст. 40. | | |
| Право на социальное обеспечение. | Пособие. Составление таблицы: « Формы социальной защиты граждан». | | |
| Религиозные верования. Свобода совести. | Религия, атеизм, свобода совести. Составление таблицы: «Мировые религии». | | |
| Право на образование. Куда пойти учиться? | Конституция – ст.43. Система образования в РФ. Образовательные учреждения. Документы, необходимые при поступлении в учебные заведения. | | |
| Повторительно – обобщающий урок « Основы семейного права». | Семейное право. | | |
| Повторение – 4 часа. | | | |
| Основные отрасли права. | Основные отрасли права. Таблица: «Распредели понятия» | | |
| Моральная и правовая ответственность. | Решение задач – ситуаций. | | |
| Формы документов. | Анкеты на выбор учителя. | | |
| Моя гражданская позиция. | Практическая работа: мини – сочинение «Я и будущее». | | |
Ресурсное обеспечение рабочей программы
А.Ф. Никитин. Право и политика. Учебник 9 класс. Москва «Просвещение», 1998 г.
Я.В. Соколов. Граждановедение. 5 класс. Москва, НВЦ «Гражданин», 1998 г.
Я.В. Соколов. Граждановедение. 6 класс. Москва, НВЦ «Гражданин», 2003 г.
Я.В. Соколов. Граждановедение. 7 класс. Москва, НВЦ «Гражданин», 1999 г.
Я.В. Соколов. Граждановедение. 8 класс. Москва, НВЦ «Гражданин», 2001 г.
Я.В. Соколов. Граждановедение. класс. Москва, НВЦ «Гражданин», 2001 г.
Я.В. Соколов. Мы в обществе. Москва, «Гражданин», 2012 г.
Я.В. Соколов. Гражданин России: наши права и обязанности. Москва, «Гражданин», 2012 г.
Я.В. Соколов. Твой трудовой старт. Москва, «Гражданин», 2012 г.
Я.В. Соколов. Наши права и ответственность. Москва, «Гражданин», 2012 г.
Трудовой Кодекс РФ
Семейный Кодекс РФ
Гражданский Кодекс РФ
Конституция РФ.