муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 имени академика В.Ф. Уткина»
муниципального образования – городской округ город Касимов
(МБОУ «СШ №2»)
«Рассмотрено» Руководитель ШМО | «Согласовано» Заместитель директора по УР | «Утверждено» Директор школы |
______ /______________/ Протокол № от. | ______/Мартынова И.А./ | _________/Котова Е.А./ Приказ |
| | |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по предмету
Обществознание
9А, 9Б класс
на 2021 – 2022 учебный год
Учитель: Пискунова Е.А.
Количество часов по учебному плану: 34
Оглавление
Место учебного предмета в учебном плане……………………………………………………. 3
Планируемые результаты изучения учебного предмета Обществознание, 6 классе………… 3
Тематическое планирование……………………………………………………………… …….. 4
Учебно-тематический план ……………………………………………………………………… 6
Содержание учебного предмета ………………………………………………………………… 8
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности………. 9
Поурочное планирование………………………………………………………………………….12
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процессе.14
Рабочая программа учебного курса обществознание для 9 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Данная рабочая программа составлена для изучения математики по учебнику: Обществознание учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов. и др. М.: Просвещение, 2020.
Уровень рабочей программы базовый
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (ред. От 07 мая 2013 года) «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2021/2022 учебный год»
Основная общеобразовательная программа основного общего образования МБОУ «Средняя школа № 2»
Учебный план МБОУ «Средняя школа № 2» на 2021- 2022 учебный год.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение обществознания в 9 классах отводится 34 часа из расчета 1 ч в неделю. Предусмотрены контрольные работ. Из них: 2 тематических, 1 полугодовая и 1 итоговая.
Предмет, курс, дисциплина (модуль) | Учебный план | Количество часов в год | Количество часов в неделю |
Инвариантная часть | Вариативная часть |
Обществознание | 1 | 0 | 34 | 1 |
Планируемые результаты изучения
учебного предмета «Обществознание»
Установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов
Тематическое планирование по «Обществознанию»
для 9А, Б классов
№ | Название раздела | Количество часов |
2. | Глава 1. Политика и социальное управление | 11 |
3. | Глава 2. Право | 23 |
| Всего: | 34 |
Содержание учебного предмета «Обществознание»
Тема1. Политика и социальное управление (11ч)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Понятие государства, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Возможности предмета связанные с практической направленностью по теме «Политика и социальное управление» проведение игры по теме: «Выборы»
Тема 2. Право (23 часов)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности
№ | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности | Организационные формы обучения |
Политика и социальное управление (11 час.) | |
1 | Политика и власть. Роль политики в жизни общества. | 1 | Репродуктивный уровень: Особенности политики; роль политики в жизни общества. Продуктивный уровень Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Фронтальная |
2 | Государство, его отличительные признаки. | 1 | Репродуктивный уровень: История возникновения гос-ва, признаки гос-ва, формы гос-ва, понятие о гражданстве Продуктивный уровень Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Фронтальная |
3 | Политический режим. | 1 | Репродуктивный уровень: Виды и особенности политических режимов Продуктивный уровень: Сходство и отличия в авторитарном и тоталитарном режиме. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Фронтальная |
4 | Правовое государство | 1 | Репродуктивный уровень: Характеризовать основные понятия. Раскрывать смысл положения «Право выше власти» Признаки правового гос-ва Продуктивный уровень Объяснять, с какими явлениями общественной жизни связано возникновение и развитие правового государства Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Фронтальная |
5 | Гражданское общество. Местное самоуправление | 1 | Репродуктивный уровень: Государство как основной политический институт. Гражданское общество. Структура гражданского общества. Признаки гражданского общества. Местное самоуправление Продуктивный уровень Причины возникновения гражданского общества, условия возникновения и развития гражданского общества. Условия формирования гражданского государства. Составить таблицу «Этапы формирования гражданского общества», | Фронтальная |
6 | Участие граждан в политической жизни. | 1 | Репродуктивный уровень: Продуктивный уровень Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Фронтальная |
7 | Практическая работа «Школа молодого избирателя» | | Продуктивный уровень Уметь решать практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации. | Фронтальная Групповая |
8 | Политические партии и движения, их роль в общественной жизни | 1 | Репродуктивный уровень: Общественно-политические движения; Политические партии, различия партий и движений Продуктивный уровень Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Фронтальная |
9 | Средства массовой информации | 1 | Репродуктивный уровень: Роль СМИ Продуктивный уровень Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Фронтальная |
10 | Практическая работа «Роль СМИ в предвыборной борьбе» | 1 | Продуктивный уровень Давать оценку собственных действий и действия других людей с точки зрения нравственности, права. | Фронтальная Групповая |
11 | Самостоятельная работа по теме «Гражданское общество» | 1 | Продуктивный уровень Уметь анализировать, систематизировать, отвечать на вопросы. | Фронтальная Групповая |
Право (23 час) | |
12 | Право, его роль в жизни человека, общества и государства | 1 | Репродуктивный уровень: понятие права; история развития отечественного права. Основные черты и признаки права. Мера свободы. Правовая ответственность. Виды юридической ответственности. Правонарушение. Право и закон. Отрасли права Продуктивный уровень: Объяснять отличие права от других социальных норм. Комментировать некоторые определения права. Характеризовать естественное право. Аргументировать свою точку зрения | Фронтальная |
13 | Понятие правоотношения. | 1 | Репродуктивный уровень: Сущность и особенности правоотношений, субъекты правоотношений Продуктивный уровень Сходство и отличия правоотношений от других социальных отношений Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Фронтальная |
14 | Понятие правонарушения . | 1 | Репродуктивный уровень: Признаки и виды правонарушений; виды юридической ответственности; презумпция невиновности Продуктивный уровень Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Фронтальная |
15 | Правоохранительные органы | 1 | Репродуктивный уровень: Структура правоохранительных органов; принципы правосудия Продуктивный уровень Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Фронтальная |
16 | Конституция - основной закон РФ | 1 | Репродуктивный уровень: Конституция - основной закон государства. Отличие Конституции от остальных законов страны. Классификация прав и свобод человека. Полномочия президента, судов, Федерального собрания Продуктивный уровень | |
17 | Основы конституционного строя РФ | 1 | Репродуктивный уровень: Знать, что конституция: - обладает высшей юридической силой; - провозглашает основные права и свободы человека и гражданина; - базируется на ценностях нравственных, демократических, патриотических. Продуктивный уровень Уметь объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы. Характеризовать смысл основных понятий. Анализировать текст. Определять различия между гражданином и обывателем | Фронтальная |
18 | Практическая работа по теме: «Конституция РФ» | 1 | Продуктивный уровень Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Фронтальная Групповая |
19 | Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. | 1 | Репродуктивный уровень: Права человека, история развития прав человека; общечеловеческие правовые документы; права ребенка Продуктивный уровень Юридические гарантии и система защиты прав человека | Фронтальная |
20 | Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Права ребёнка. | 1 | Репродуктивный уровень: Знать основные понятия по теме Продуктивный уровень Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Фронтальная Групповая |
21 | Лабораторная работа по теме: «Права и свободы граждан» | 1 | Продуктивный уровень Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Фронтальная Групповая |
22 | Гражданские правоотношения | 1 | Репродуктивный уровень: Сущность гражданского права, виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних, защита прав потребителя Продуктивный уровень Особенности гражданских правоотношений; Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Фронтальная |
23 | Право на труд. Трудовые правоотношения. | 1 | Репродуктивный уровень: Роль труда в жизни человека. Трудовые правоотношения. Трудовой договор. Работник и работодатель. Продуктивный уровень Решать практические задачи по трудовым правоотношениям ( работа с трудовым кодексом) | Фронтальная |
24 | Семейные правоотношения | 1 | Репродуктивный уровень: Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-брачных отношений. Принципы счастливого детства. Права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов Продуктивный уровень Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Фронтальная |
25 | Административные правоотношения | 1 | Репродуктивный уровень: Основные черты административного права, административные правонарушения и наказания Продуктивный уровень Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Фронтальная |
26 | Основные понятия и институты уголовного права. | 1 | Репродуктивный уровень: Особенности уголовного права, преступление, уголовное наказание для несовершеннолетних Продуктивный уровень Различать основания для привлечения к уголовной ответственности. Решать учебные ситуационные задачи. Анкета по отношению к коррупции в РФ. | Фронтальная |
27 | Социальные права | 1 | Репродуктивный уровень: Социальные права. Конституция РФ. Право на социальное обеспечение. Продуктивный уровень Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения | Фронтальная Групповая |
28 | Практическая работа по теме: «Социальные права» | 1 |
29 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | 1 | Репродуктивный уровень: Основные положения Международного гуманитарного права. Источники международного гуманитарного права. Женевские конвенции. Международный комитет Красного Креста. История создания и функции ООН. Продуктивный уровень Особенности и значение международного права | Фронтальная Групповая |
30 | Практическая работа по теме: «Международная правовая защита» | 1 |
31 | Правовое регулирование отношений в сфере образования. | 1 | Репродуктивный уровень: Закон РФ «Об образовании», Конституция РФ о праве на образование. Как гос-во гарантирует право на образование Продуктивный уровень Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал | Фронтальная |
32 | Лабораторная работа «Закон об Образовании» | 1 |
33 | Контрольная работа | 1 | Продуктивный уровень Знать смысл основных понятий и терминов. | Фронтальная Групповая |
34 | Самостоятельная работа | 1 | Продуктивный уровень Знать смысл основных понятий. Анализировать тексты. |
35 | Повторение и обобщение | 1 | |
Итого 34 час |
Поурочное планирование по предмету «Обществознание», 9 класс
№п/п | Тема урока | Количество часов |
1 | Политика и власть. Роль политики в жизни общества. | 1 |
2 | Государство, его отличительные признаки. | 1 |
3 | Политический режим | 1 |
4 | Правовое государство | 1 |
5 | Гражданское общество. Местное самоуправление | 1 |
6 | Участие граждан в политической жизни | 1 |
7 | Практическая работа «Школа молодого избирателя» | 1 |
8 | Политические партии и движения, их роль в общественной жизни | 1 |
9 | Средства массовой информации | 1 |
10 | Практическая работа «Роль СМИ в предвыборной борьбе» | 1 |
11 | Самостоятельная работа по теме «Гражданское общество» | 1 |
12 | Право, его роль в жизни человека, общества и государства | 1 |
13 | Понятие правоотношения. | 1 |
14 | Понятие правонарушения | 1 |
15 | Правоохранительные органы | 1 |
16 | Конституция - основной закон РФ | 1 |
17 | Основы конституционного строя РФ | 1 |
18 | Практическая работа по теме: «Конституция РФ» | 1 |
19 | Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. | 1 |
20 | Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Права ребёнка. | 1 |
21 | Лабораторная работа по теме: «Права и свободы граждан» | 1 |
22 | Гражданские правоотношения | 1 |
23 | Право на труд. Трудовые правоотношения. | 1 |
24 | Семейные правоотношения | 1 |
25 | Административные правоотношения | 1 |
26 | Основные понятия и институты уголовного права. | 1 |
27 | Социальные права | 1 |
28 | Практическая работа по теме: «Социальные права» | 1 |
29 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | 1 |
30 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | 1 |
31 | Правовое регулирование отношений в сфере образования. | 1 |
32 | Лабораторная работа «Закон об Образовании» | 1 |
33 | Самостоятельная работа по теме: «Право» | 1 |
34 | Итогово -обобщающее занятие | 1 |
Учебно-методическое и материально-технического обеспечение образовательного процесса
Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2020.
Обществознание. 9 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М. : Просвещение, 2020.
Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. – М. : Просвещение, 2020.
Дополнительная литература:
Правоведение: 9 класс. Международное гуманитарное право. Человек имеет право. Система конспектов занятий с нетрадиционными формами контроля : элективные курсы / авт.-сост. Н. И. Чеботарева. – Волгоград. : Учитель, 2007.
Обществознание. Право. Экономика : сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. – Волгоград : Учитель, 2006. – 123 с.
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Дополнительная литература для учащихся:
Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
Дыдко, С. Н. Обществознание. 8–11 классы : справ. материалы /
С. Н. Дыдко. – М. : АСТ : Астрель : ПолиграфИздат, 2010.
Иоффе, А. Н. Обществознание. 9 класс : справ. материалы / А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова. – М. : АСТ : Хорвест : Астрель, 2006.
Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. – М. : Виктория Плюс, 2007.
Обществознание. 9 класс : тесты и тренировочные упражнения / авт.-сост. О. А. Северина. – Волгоград : Учитель, 2008.
Лопухов, А. М. Словарь терминов и понятий по обществознанию / А. М. Лопухов. – М. : Айрис-Пресс, 2010.
Чернышева, О. А. Обществознание. 9 класс. Подготовка к ГИА-2010 / О. А. Чернышева, Р. В. Пазин. – М. : Легион, 2009.