МБОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа № 2 с УИОП» Хангаласский улус РС (Я)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя к учебнику
Боголюбова Л.Н., Филатовой Л.Ф.
«Обществознание»
Предмет: обществознание
Класс: 6 «а», 6 «б»
Образовательная область: общественно-научные предметы
Учебный год: 2019-2020
Учитель: Егорова Ольга Ивановна
г. Покровск
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по истории разработана на основе:
Основная образовательная программа основного общего образования
Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. Сост. Сорокина Е.Н. – М. ВАКО 2014
II. Общая характеристика учебного предмета
Программа курса обществознание охватывает темы рассматривающие такие сферы жизни общества как экономика, политика – правовая и духовная. В первом разделе курса обществознания для 6 класса идет речь о структуре современного общества, различных подходах к его определению, а также трех главных сферах общества - экономической, политической и духовной. Большую воспитательную нагрузку несет глава «Духовная сфера общества». Целый раздел посвящен ближайшей среде учащихся: городу, микрорайону, дому, квартире. Основная задача данного курса обществознания - вооружить учащихся такими знаниями об обществе и людях, которые позволят им в недалеком будущем улучшить среду обитания, сделать более совершенным мир человеческих взаимоотношений.
Роль учебного предмета «Обществознание» в подготовке учащихся 6 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и социального опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «Обществознание» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.
Цели и задачи
Цель данного курса - сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.
Задачи:
интеллектуальное развитие учащихся
гуманизации личности
формированию жизненной стратегии личности подростка
развитию познавательных способностей учащихся.
сформировать у учащихся целостное представление о предмете обществознание
рассмотреть основные направления экономического, политического и культурного развитие общества
формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
изучая основные общественные процессы, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.
III. Место учебного предмета «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» в учебном плане
Учебным планом МБОУ «Покровская СОШ №2 с УИОП» 2017-2018 уч.года на учебный предмет «Обществознание» в 6 классе отводится 34 часа в год (по 1 ч в неделю, 34 учебные недели).
IV. Структура программы
№ | Разделы | Кол-во часов |
1 | Человек в социальном измерении | 13 |
2 | Человек среди людей | 10 |
3 | Нравственные основы личности | 9 |
V. Содержание программы
6 класс (34 часа)
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями особыми потребностями.
Как человек познает мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные параметры личности.
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.
Гражданско – правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Мир как единое целое.
Общение. Особенности общения со сверстниками. Межличностные отношения. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
VI. Требования к уровню подготовки учащихся
к концу 6 класса
Результаты освоения предмета:
Личностные:
Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной или освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Ученик получит возможность для формирования:
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учётапозиций участников дилеммы, ориентации на их мотивыи чувства; устойчивое следование в поведении моральнымнормам и этическим требованиям;
Метапредметные:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные' источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Ученик получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельнои адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения целии выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учётаинтересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместнойдеятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссиии аргументировать свою позицию, владеть монологическойи диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
Предметные:
характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;
характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;
называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;
находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.
характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;
давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию;
характеризовать собственные основные социальные роли;
объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;
Ученик получит возможность научиться:
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректироватьсобственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.
• наблюдать и характеризовать явления и события,происходящие в различных сферах общественной жизни;
• характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;
• показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение РФ в мире.
VII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Д/З | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата урока | Примечание |
ЗУН | По плану | Факт. | |
Человек в социальном измерении Личностные: Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной или освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Предметные: формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны; находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа. характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки; давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию; |
1 | Введение. | | Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома | Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 6 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся | | | |
| Человек – личность. | §1, | Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности | Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности | | | |
| Индивидуальность человека | §1 | | | |
| Человек познает мир | §2, | Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека | Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми и их качествами. Приводить примеры проявления различных способностей людей | | | |
| Человек познает мир. | Стр 24 | | | |
| Человек и его деятельность | §3 | Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности | Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности | | | |
| Человек и его деятельность | §3 | | | |
| Потребности человека | §4 | Потребности человека — биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства | Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств | | | |
| Потребности человека | §4 | | | |
| На пути к жизненному успеху | §5 | Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи | Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание и достигших успеха в жизни, из адаптированных источников различного типа | | | |
| На пути к жизненному успеху | §5 | | | |
| Практикум по теме: Человек в социальном измерении | | Человек — личность. Учимся узнавать и оценивать себя. Учимся правильно организовывать свою деятельность. Учимся размышлять | Систематизировать знания, полученные при изучении темы о социальных чертах человека и их проявлении в деятельности. Создать условия для отработки умений характеризовать сущность понятий «личность», «индивидуальность», «деятельность»; иллюстрировать конкретными примерами разнообразие видов деятельности человека, его потребности, внутренний мир и понимание жизненного успеха. Способствовать осознанию практической значимости изученного материала и возможности опоры на полученные знания и умения в собственной деятельности | | | |
| Повт – обобщ урок Человек в социальном измерении | | | | | | |
Человек среди людей Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные' источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Предметные: формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны; находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа. характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки; давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию; |
| Межличностные отношения | §6 | Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание | Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание | | | |
| Межличностные отношения | §6 | | | |
| Человек в группе | §7 | Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы | Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. | | | |
| Групповые нормы | §7 | | | |
| Общение | §8 | Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими | Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться | | | |
| Особенности общения | §8 | | | |
| Конфликты в межличностных отношениях | §9 | Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт | Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации | | | |
| Как не проиграть в конфликте | §9 | | | |
| Практикум Человек среди людей | | Я и мои знакомые, приятели, товарищи, друзья. Я и группы, в которые я вхожу. Как получить удовольствие от общения. Как победить обиду | Обобщить знания учащихся о специфике, видах, проявлениях межличностных отношений, многообразии малых групп, в которые входит личность, групповых нормах и санкциях, роли лидера в группе, значении, формах и средствах общения, причинах, стадиях межличностных конфликтов и возможности их конструктивного разрешения. Способствовать осмыслению личного опыта участия в различных видах межличностных отношений, продуктивного общения со сверстниками и людьми других возрастов, использования различных стратегий разрешения конфликтов в малых группах. Создавать условия для осознания необходимости толерантного, уважительного отношения к другим людям, практического освоения конструктивных форм общения, повышения конфликтной компетентности. Совершенствовать личностные, коммуникационные универсальные учебные действия | | | |
| Повт – обобщ урок Человек среди людей | | | | | |
Нравственные основы личности Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Предметные: характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев; характеризовать основные роли членов семьи, включая свою; формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны; находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа. характеризовать собственные основные социальные роли; объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе; |
| Человк славен добрыми делами | §10 | Человек славен добрыми делами. Доброе — значит, хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро | Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра. Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали | | | |
| Главное правило доброго человека | §10 | | | |
| Будь смелым | §11 | Смелость. Страх — защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу | На конкретных примерах давать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла | | | |
| Скажи злу «нет» | §11 | | | |
| Человек и человечность | §12 | Человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке | Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивать проявление внимания к нуждающимся в нём | | | |
| Человек и человечность | §12 | | | |
| Практикум Нравственные основы личности | | Гуманизм и человечность вокруг нас. Они победили страх. Спешите делать добро | Обобщить полученные при изучении темы знания о добре, человечности, смелости как добродетелях. Развивать умение анализировать материалы СМИ, оценивать описанные в них ситуации с точки зрения добродетелей. Создать условия для расширения и рефлексии собственного опыта проявления внимания к нуждающимся в нём людям | | | |
| Повт – обобщ урок Нравственные основы личности | | | | |
| Итоговое повторение | § 1-5 | | Провести диагностику результатов обучения в 6 классе. Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 7 классе | | | |
| Итоговое повторение | § 6-9 | | | | |
| Итоговое повторение | § 10-12 | | | | |
VIii. Учебно-методический комплект
Учебник. Обществознание. 6 класс. Под ред. Боголюбова Л.Н., Филатовой Л.Ф. М. 2015
Рабочая программа и технологические карты уроков к учебнику под ред. Боголюбова Л.Н., Волгоград, «Учитель» 2016 (для учителя)
Иванова Л.Ф. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций. М. Просвещение 2015 (для учителя)
Иванова Л.Ф. Поурочные разработки к учебнику Л.Н. Боголюбова: пособие для учителей. М. Просвещение, 2015 (для учителя)
Итоги года: | | Причины отставания: |
По учебному плану: | 34 | | |
По рабочей программе: | 34 | | |
Дано фактически: | | | |
Корректировка: | | | |
| | | |
| | | |
| | | |