Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования
МБОУ СОШ № 77
(утверждена приказом)
Рабочая программа
учебного предмета
«Обществознание»
(углубленный уровень) для 10 - 11 классов
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты программы по обществознанию на уровне среднего общего образования отражают готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности.
В результате изучения обществознания на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, уважение ценностей иных культур, конфессий;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детскоюношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности; 2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; 3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально- нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление проявлять качества творческой личности; 5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью, потребность в физическом совершенствовании;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной социально направленной деятельности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учёту общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; 7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, включая социальные науки, и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка социально-экономической и политической коммуникации;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе в межличностном взаимодействии и при принятии решений;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать типичные социальные роли;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
Метапредметные результаты
В результате изучения обществознания на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему, рассматривать её разносторонне;
устанавливать существенные признаки или основания для сравнения, классификации и обобщения социальных объектов, явлений и процессов, определять критерии типологизации;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения, выявлять связь мотивов, интересов и целей деятельности;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых социальных явлениях и процессах, прогнозировать возможные пути разрешения противоречий;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся ресурсов и возможных рисков; вносить коррективы в деятельность, отбирать способы деятельности, отвечающие её целям, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении учебнопознавательных, жизненных проблем, при выполнении социальных проектов.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем; проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания, включая специфические методы социального познания;
осуществлять деятельность по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, применять научную терминологию, ключевые понятия и методы;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи социальных явлений и процессов и актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания социальных объектов, в социальных отношениях; оценивать приобретённый опыт;
уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и процессах в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей, комплекса социальных наук, учебных и внеучебных источников информации;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками получения социальной информации, в том числе об основах общественных наук и обществе как системе социальных институтов, факторах социальной динамики из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации, включая статистические данные, графики, таблицы;
оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и форм представления, в том числе полученной из интернет-источников, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, учитывать разные точки зрения;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как часть регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных ситуациях, включая область профессионального самоопределения;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и практической деятельности, в межличностных отношениях;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений, проявлять интерес к социальной проблематике;
делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии альтернатив, аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за принятое решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов, и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые учебно-исследовательские и социальные проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия себя и других как часть регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
учитывать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать своё право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Предметные результаты
сформированность знаний об основах общественных наук: социальной психологии, экономике, социологии, политологии, правоведении и философии, их предмете и методах исследования, этапах и основных направлениях развития, о месте и роли отдельных научных дисциплин в социальном познании, о роли научного знания в постижении и преобразовании социальной действительности; о взаимосвязи общественных наук, необходимости комплексного подхода к изучению социальных явлений и процессов;
сформированность знаний об обществе как системе социальных институтов; о ценностно- нормативной основе их деятельности, основных функциях; многообразии социальных институтов, включая семью, государство, базовые экономические, политические институты, институты в сфере культуры и массовых коммуникаций; о взаимосвязи и взаимовлиянии различных социальных институтов; об изменении с развитием общества их состава и функций; о политике Российской Федерации, направленной на укрепление и развитие социальных институтов российского общества; о государственно-общественных институтах в Российской Федерации, в том числе об институте Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; о способах и элементах социального контроля, о типах и способах разрешения социальных конфликтов, о конституционных принципах национальной политики в Российской Федерации; о свободе и необходимости, единстве и многообразии в общественном развитии, факторах и механизмах социальной динамики;
овладение элементами методологии социального познания; умение применять методы научного познания социальных процессов явлений для принятия обоснованных решений в различных областях жизнедеятельности, планирования и достижения познавательных и практических целей;
умение при анализе социальных явлений соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и обосновывать их на теоретическом и фактическо-эмпирическом уровнях; проводить целенаправленный поиск социальной информации, используя источники научного и научно- публицистического характера, вести дискуссию, выстраивать аргументы с привлечением научных фактов и идей; владение приемами ранжирования источников социальной информации по целям распространения, жанрам, с позиций достоверности сведений;
готовность и способность делать объектом рефлексии собственный социальный опыт, использовать его при решении познавательных задач и разрешении жизненных проблем, разрешения конфликтов правовыми способами; умение подходить к анализу и оценке общественных явлений с научных позиций, соотносить различные теоретические подходы, оценки; делать собственные выводы и обосновывать их на теоретическом и эмпирическом уровнях;
готовность продуктивно взаимодействовать с общественными институтами на основе правовых норм, обеспечения защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации и установленных правил, умение самостоятельно заполнять формы, составлять документы, необходимые в социальной практике;
сформированность умений, необходимых для успешного продолжения образования на уровне высшего образования по направлениям социально-гуманитарной подготовки, включая умение самостоятельно овладевать новыми способами познавательной деятельности, выдвигать гипотезы, соотносить информацию, полученную из разных источников, эффективно взаимодействовать в исследовательских группах при решении учебных задач, требующих совместной деятельности, выполнять свою часть работы по предложенному плану (инструкции), соотносить свои действия с действиями других участников групповой деятельности; способность ориентироваться в направлениях профессиональной деятельности, связанных с социально-гуманитарной подготовкой.
Предметные результаты освоения программы 10 класса по обществознанию (углубленный уровень).
Владеть знаниями основ философии, социальной психологии, экономической науки, включая знания о предмете и методах исследования, этапах и основных направлениях развития, месте и роли в социальном познании, в постижении и преобразовании социальной действительности; объяснять
взаимосвязь общественных наук, необходимость комплексного подхода к изучению социальных явлений и процессов, знать ключевые темы, исследуемые этими науками, в том числе таких вопросов, как системность общества, разнообразие его связей с природой, единство и многообразие в общественном развитии, факторы и механизмы социальной динамики, роль человека как субъекта общественных отношений, виды и формы познавательной деятельности; общественная природа личности, роль общения и средств коммуникации формировании социально-психологических качеств личности; природа межличностных конфликтов и пути их разрешения; экономика как объект изучения экономической теорией, факторы производства и субъекты экономики, экономическая эффективность, типы экономических систем, экономические функции государства, факторы и показатели экономического роста, экономические циклы, рыночное ценообразование, экономическое содержание собственности, финансовая система и финансовая политика государства;
Владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, о ценностно-нормативной основе их деятельности, основных функциях, многообразии социальных институтов, их взаимосвязи и взаимовлиянии, изменении их состава и функций в процессе общественного развития, политике Российской Федерации, направленной на укрепление и развитие социальных институтов российского общества, в том числе поддержку конкуренции, развитие малого и среднего предпринимательства, внешней торговли, налоговой системы, финансовых рынков.
Владеть элементами методологии социального познания, включая возможности цифровой среды; применять методы научного познания социальных процессов и явлений, включая типологизацию, социологические опросы, социальное прогнозирование, доказательство, наблюдение, эксперимент, практику как методы обоснования истины; методы социальной психологии, включая анкетирование, интервью, метод экспертных оценок, анализ документов для принятия обоснованных решений, планирования и достижения познавательных и практических целей, включая решения о создании и использовании сбережений, инвестиций, способах безопасного использования финансовых услуг, выборе будущей профессиональнотрудовой сферы, о возможностях применения знаний основ социальных наук в различных областях жизнедеятельности; уметь классифицировать и типологизировать: социальные институты, типы обществ, формы общественного сознания, виды деятельности, виды потребностей, формы познания, уровни и методы научного знания, формы культуры, типы мировоззрения; типы социальных отношений, виды социальных групп, разновидности социальных конфликтов и способы их разрешения, типы рыночных структур, современные финансовые технологии, методы антимонопольного регулирования экономики, виды предпринимательской деятельности, показатели деятельности фирмы, финансовые институты, факторы производства и факторные доходы.
Уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и обосновывать их на теоретическом и фактическоэмпирическом уровнях при анализе социальных явлений, вести дискуссию, в том числе при рассмотрении ведущих тенденций развития российского общества, проявлений общественного прогресса, противоречивости глобализации, относительности истины, характера воздействия средств массовой информации на сознание в условиях цифровизации, формирования установок и стереотипов массового сознания, распределения ролей в малых группах, влияния групп на поведение людей, особенностей общения в информационном обществе, причин возникновения межличностных конфликтов, экономической свободы и социальной ответственности субъектов экономики, эффективности мер поддержки малого и среднего бизнеса, причинах несовершенства рыночной экономики, путей достижения социальной справедливости в условиях рыночной экономики.
Уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации, используя источники научного и научнопублицистического характера, ранжировать источники социальной информации по целям распространения, жанрам с позиций достоверности сведений, проводить с опорой на полученные из различных источников знания учебноисследовательскую и проектную работу по философской, социально-психологической и экономической проблематике: определять тематику учебных исследований и проектов, осуществлять поиск оптимальных путей их реализации, обеспечивать
теоретическую и прикладную составляющие работ; владеть навыками презентации результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности на публичных мероприятиях; уметь анализировать и оценивать собственный социальный опыт, включая опыт самопознания, самооценки, самоконтроля, межличностного взаимодействия, использовать его при решении познавательных задач и разрешении жизненных проблем, конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами социальной действительности, модельными ситуациями, теоретическими положениями разделов «Основы философии», «Основы социальной психологии»,
«Основы экономической науки», включая положения о влиянии массовых коммуникаций на развитие человека и общества, способах манипуляции общественным мнением, распространённых ошибках в рассуждениях при ведении дискуссии, различении достоверных и недостоверных сведений при работе с социальной информацией, возможностях оценки поведения с использованием нравственных категорий, выборе рациональных способов поведения людей в экономике в условиях ограниченных ресурсов, особенностях профессиональной деятельности в экономической сфере, практике поведения на основе этики предпринимательства, о способах защиты своих экономических прав и интересов, соблюдении правил грамотного и безопасного поведения при пользовании финансовыми услугами и современными финансовыми технологиями, особенностях труда молодёжи в условиях конкуренции на рынке труда.
Уметь проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с общественными институтами на основе правовых норм для обеспечения защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации и установленных правил, уметь самостоятельно заполнять формы, составлять документы, необходимые в социальной практике, рассматриваемой на примерах материала разделов «Основы философии», «Основы социальной психологии», «Основы экономической науки»;
проявлять умения, необходимые для успешного продолжения образования в высшей школе по направлениям социально-гуманитарной подготовки, включая умение самостоятельно овладевать новыми способами познавательной деятельности, выдвигать гипотезы, соотносить информацию, полученную из разных источников, эффективно взаимодействовать в исследовательских группах, способность ориентироваться в направлениях профессиональной деятельности, связанных с философией, социальной психологией и экономической наукой.
Предметные результаты освоения программы 11 класса по обществознанию (углубленный уровень).
Владеть знаниями основ социологии, политологии, правоведения, включая знания о предмете и методах исследования, этапах и основных направлениях развития, месте и роли в социальном познании, в постижении и преобразовании социальной действительности; объяснять взаимосвязь социальных наук, необходимости комплексного подхода к изучению социальных явлений и процессов, знания ключевых тем, исследуемых этими науками, в том числе такие вопросы, как социальная структура и социальная стратификация, социальная мобильность в современном обществе, статусно-ролевая теория личности, семья и её социальная поддержка, нация как этническая и гражданская общность, девиантное поведение и социальный контроль, динамика и особенности политического процесса, субъекты политики, государство в политической системе общества, факторы политической социализации, функции государственного управления, взаимосвязь права и государства, признаки и виды правоотношений, отрасли права и их институты, основы конституционного строя России, конституционно-правовой статус высших органов власти в Российской Федерации, основы деятельности правоохранительных органов и местного самоуправления, пути преодоления правового нигилизма.
Владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, о ценностно-нормативной основе их деятельности, основных функциях, многообразии социальных институтов, включая семью, образование, религию, институты в сфере массовых коммуникаций, в том числе средства массовой информации, институты социальной стратификации, базовые политические институты, включая государство и институты государственной власти: институт главы государства, законодательной и исполнительной власти, судопроизводства и охраны правопорядка, государственного управления,
институты всеобщего избирательного права, политических партий и общественных организаций, представительства социальных интересов, в том числе об институте Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, институты права, включая непосредственно право как социальный институт, институты гражданства, брака, материнства, отцовства и детства, наследования; о взаимосвязи и взаимовлиянии различных социальных институтов, об изменении их состава и функций в процессе общественного развития, о политике Российской Федерации, направленной на укрепление и развитие социальных институтов российского общества; о способах и элементах социального контроля, о типах и способах разрешения социальных конфликтов, о конституционных принципах национальной политики в Российской Федерации.
Владеть элементами методологии социального познания, включая возможности цифровой среды; применять методы научного познания социальных процессов и явлений, включая методы: социологии, такие как социологический опрос, социологическое наблюдение, анализ документов и социологический эксперимент; политологии, такие как нормативно-ценностный подход, структурно- функциональный анализ, системный, институциональный, социально-психологический подход; правоведения, такие как формально-юридический, сравнительно-правовой для принятия обоснованных решений в различных областях жизнедеятельности, планирования и достижения познавательных и практических целей, в том числе в будущем при осуществлении социальной роли участника различных социальных групп, избирателя, участии в политической коммуникации, в деятельности политических партий и общественно-политических движений, в противодействии политическому экстремизму, при осуществлении профессионального выбора.
Уметь классифицировать и типологизировать: социальные группы, разновидности социальных конфликтов, виды социального контроля; виды политических отношений, формы государства, типы политических режимов, формы правления и государственно-территориального устройства, виды политических институтов, типы политических партий, виды политических идеологий, типы политического поведения; виды правовых норм, источники права, отрасли права, виды правоотношений, виды правонарушений, виды юридической ответственности.
Уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и обосновывать их на теоретическом и фактическо-эмпирическом уровнях при анализе социальных явлений, вести дискуссию, в том числе при рассмотрении миграционных процессов и их особенностей, проблемы социального неравенства, путей сохранения традиционных семейных ценностей, способов разрешения социальных конфликтов, причин отклоняющегося поведения, деятельность политических институтов, роль политических партий и общественных организаций в современном обществе, роль средств массовой информации в формировании политической культуры личности, трансформация традиционных политических идеологий, деятельность правовых институтов, соотношение права и закона.
Уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации, используя источники научного и научно-публицистического характера, выстраивать аргументы с привлечением научных фактов и идей, ранжировать источники социальной информации по целям распространения, жанрам с позиций достоверности сведений, проводить с опорой на полученные из различных источников знания учебно-исследовательскую, проектно-исследовательскую и другую творческую работу по социальной, политической, правовой проблематике: определять тематику учебных исследований и проектов, осуществлять поиск оптимальных путей их реализации, обеспечивать теоретическую и прикладную составляющие работ, владеть навыками презентации результатов учебно-- исследовательской и проектной деятельности на публичных мероприятиях.
Уметь анализировать и оценивать собственный социальный опыт, включая опыт самопознания и самооценки, самоконтроля, межличностного взаимодействия, выполнения социальных ролей, использовать его при решении познавательных задач и разрешении жизненных проблем, в том числе связанных с изучением социальных групп, социального взаимодействия, деятельности социальных институтов (семья, образование, средства массовой информации, религия),
с деятельностью различных политических институтов современного общества, политической социализацией и политическим поведением личности, её политическим выбором и политическим участием, действиями субъектов политики в политическом процессе, деятельностью участников правоотношений в отраслевом многообразии, осознанным выбором правомерных моделей поведения.
Уметь конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами социальной действительности, модельными ситуациями теоретические положения разделов «Основы социологии», «Основы политологии», «Основы правоведения», включая положения об этнических отношениях и этническом многообразии современного мира, молодёжи как социальной группе, изменении социальных ролей в семье, системе образования Российской Федерации и тенденциях его развития, средствах массовой информации, мировых и национальных религиях, политике как общественном явлении, структуре, ресурсах, функциях и легитимности политической власти, политических нормах и ценностях, политических конфликтах и путях их урегулирования, выборах в демократическом обществе, о политической психологии и политическом сознании, влиянии средств массовой коммуникации на политическое сознание, о защите прав человека, сделках, обязательствах, основаниях наследования, правах на результаты интеллектуальной деятельности, особенностях правового регулирования труда несовершеннолетних в Российской Федерации, о причинах преступности, необходимой обороне и крайней необходимости, стадиях гражданского и уголовного процесса, развитии правовой культуры.
Проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с социальными институтами на основе правовых норм для обеспечения защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации и установленных правил, уметь самостоятельно заполнять формы, составлять документы, необходимые в социальной практике, рассматриваемой на примерах материала разделов «Основы социологии», «Основы политологии», «Основы правоведения».
Проявлять умения, необходимые для успешного продолжения образования в высшей школе по направлениям социально-гуманитарной подготовки, включая умение самостоятельно овладевать новыми способами познавательной деятельности, выдвигать гипотезы, соотносить информацию, полученную из разных источников, эффективно взаимодействовать в исследовательских группах, способность ориентироваться в направлениях профессионального образования, связанных с социально-гуманитарной подготовкой и особенностями профессиональной деятельности социолога, политолога, юриста.
Содержание учебного предмета Содержание обучения в 10 классе.
Социальные науки и их особенности.
Общество как предмет изучения. Различные подходы к изучению общества. Особенности социального познания. Научное и ненаучное социальное познание.
Социальные науки в системе научного знания. Место философии в системе обществознания. Философия и наука.
Методы изучения социальных явлений. Сходство и различие естествознания и обществознания. Особенности наук, изучающих общество и человека.
Социальные науки и профессиональное самоопределение молодёжи. Введение в философию.
Социальная философия, её место в системе наук об обществе. Философское осмысление общества как целостной развивающейся системы. Взаимосвязь природы и общества. Понятие «социальный институт». Основные институты общества, их функции и роль в развитии общества.
Типология обществ. Современное общество: ведущие тенденции, особенности развития. Динамика и многообразие процессов развития общества. Типы социальной динамики. Эволюция и революция как формы социального изменения. Влияние массовых коммуникаций на развитие общества и человека.
Понятие общественного прогресса, критерии общественного прогресса. Противоречия общественного прогресса. Процессы глобализации. Противоречивость глобализации и её последствий. Глобальные проблемы современности. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.
Философская антропология о становлении человека и зарождении общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человека как философская проблема. Духовное и материальное в человеке. Способность к познанию и деятельности – фундаментальные особенности человека.
Сознание. Взаимосвязь сознания и тела. Самосознание и его роль в развитии личности. Рефлексия. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание. Формы общественного сознания: религиозное, нравственное, политическое и другие. Способы манипуляции общественным мнением. Установки и стереотипы массового сознания. Воздействие средств массовой информации на массовое и индивидуальное сознание в условиях цифровой среды. Использование достоверной и недостоверной информации.
Философия о деятельности как способе существования людей, самореализации личности. Мотивация деятельности. Потребности и интересы. Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности.
Гносеология в структуре философского знания. Проблема познаваемости мира. Познание как деятельность. Знание, его виды. Истина и её критерии. Абсолютная истина. Относительность истины. Истина и заблуждение. Формы чувственного познания, его специфика и роль. Формы рационального познания. Мышление и язык. Смысл и значение языковых выражений. Рассуждения и умозаключения. Дедукция и индукция. Доказательство, наблюдение, эксперимент, практика. Объяснение и понимание. Виды объяснений. Распространённые ошибки в рассуждениях. Парадоксы, спор, дискуссия, полемика. Основания, допустимые приёмы рационального спора. Научное знание, его характерные признаки: системность, объективность, доказательность, проверяемость. Эмпирический и теоретический уровни научного знания. Способы и методы научного познания. Дифференциация и интеграция научного знания. Междисциплинарные научные исследования.
Духовная жизнь человека и общества. Человек как духовное существо. Человек как творец и творение культуры. Мировоззрение: картина мира, идеалы, ценности и цели. Понятие культуры. Институты культуры. Диалог культур. Богатство культурного наследия России. Вклад российской культуры в мировую культуру. Массовая и элитарная культура. Народная культура. Творческая элита. Религия, её культурологическое понимание. Влияние религии на развитие культуры.
Искусство, его виды и формы. Социальные функции искусства. Современное искусство. Художественная культура.
Наука как область духовной культуры. Роль науки в современном обществе. Социальные последствия научных открытий и ответственность учёного. Авторитет науки. Достижения российской науки на современном этапе.
Образование как институт сохранения и передачи культурного наследия.
Этика, мораль, нравственность. Основные категории этики. Свобода воли и нравственная оценка. Нравственность как область индивидуально ответственного поведения.
Этические нормы как регулятор деятельности социальных институтов и нравственного поведения людей.
Особенности профессиональной деятельности по направлениям, связанным с философией.
Введение в социальную психологию.
Социальная психология в системе социально-гуманитарного знания. Этапы и основные направления развития социальной психологии. Междисциплинарный характер социальной психологии.
Теории социальных отношений. Основные типы социальных отношений.
Личность как объект исследования социальной психологии. Социальная установка. Личность в группе. Понятие «Я-концепция». Самопознание и самооценка. Самоконтроль. Социальная идентичность. Ролевое поведение. Межличностное взаимодействие как объект социальной психологии.
Группа как объект исследования социальной психологии. Классификация групп в социальной психологии. Большие социальные группы. Стихийные группы
и массовые движения. Способы психологического воздействия в больших социальных группах. Феномен психологии масс, «эффект толпы».
Малые группы. Динамические процессы в малой группе.
Условные группы. Референтная группа. Интеграция в группах разного уровня развития.
Влияние группы на индивидуальное поведение. Групповая сплочённость. Конформизм и нонконформизм. Причины конформного поведения. Психологическое манипулирование и способы противодействия ему. Межличностные отношения в группах. Межличностная совместимость. Дружеские отношения. Групповая дифференциация. Психологические проблемы лидерства. Формы и стиль лидерства. Взаимоотношения в ученических группах.
Антисоциальные группы. Опасность криминальных групп. Агрессивное поведение.
Общение как объект социально-психологических исследований. Функции общения. Общение как обмен информацией. Общение как взаимодействие. Особенности общения в информационном обществе. Институты коммуникации. Роль социальных сетей в общении. Риски социальных сетей и сетевого общения. Информационная безопасность.
Теории конфликта. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Особенности профессиональной деятельности социального психолога. Психологическое образование.
Введение в экономическую науку.
Экономика как наука, этапы и основные направления её развития. Микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика. Место экономической науки среди наук об обществе. Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Экономический выбор. Экономическая эффективность.
Экономические институты и их роль в развитии общества. Собственность. Экономическое содержание собственности. Главные вопросы экономики. Производство. Факторы производства и факторные доходы. Кривая производственных возможностей. Типы экономических систем.
Экономическая деятельность и её субъекты. Домашние хозяйства, предприятия, государство. Потребление, сбережения, инвестиции. Экономические отношения и экономические интересы. Рациональное поведение людей в экономике. Экономическая свобода и социальная ответственность субъектов экономики.
Институт рынка. Рыночные механизмы: цена и конкуренция. Рыночное ценообразование. Рыночный спрос, величина и факторы спроса. Рыночное предложение, величина и факторы предложения. Закон спроса. Закон предложения. Эластичность спроса и эластичность предложения. Нормальные блага, товары первой необходимости и товары роскоши. Товары Гиффена и эффект Веблена. Рыночное равновесие, равновесная цена.
Конкуренция как основа функционирования рынка. Типы рыночных структур. Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия, виды монополий. Монопсония. Государственная политика Российской Федерации по поддержке и защите конкуренции. Методы антимонопольного регулирования экономики.
Рынок ресурсов. Рынок земли. Природные ресурсы и экономическая рента. Рынок капитала. Спрос и предложение на инвестиционные ресурсы. Дисконтирование. Определение рыночно справедливой цены актива. Рынок труда. Занятость и безработица. Государственная политика регулирования рынка труда в Российской Федерации. Минимальная оплата труда. Роль профсоюзов. Потребности современного рынка труда в Российской Федерации.
Информация как ресурс экономики. Асимметрия информации. Способы решения проблемы асимметрии информации. Государственная политика цифровизации экономики в Российской Федерации.
Институт предпринимательства и его роль в экономике. Виды и мотивы предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предприятий. Малый бизнес. Франчайзинг. Этика предпринимательства. Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
Экономические цели фирмы. Показатели деятельности фирмы. Выручка и прибыль. Издержки и их виды (необратимые издержки, постоянные и переменные издержки, средние и предельные издержки). Предельные издержки и предельная выручка фирмы. Эффект масштаба производства. Амортизационные отчисления. Альтернативная стоимость и способы
финансирования предприятия. Основные принципы менеджмента. Основные элементы маркетинга. Влияние конкуренции на деятельность фирмы. Политика импортозамещения в Российской Федерации.
Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации. Финансовые услуги. Вклады и кредиты. Денежная масса и денежная база. Денежные агрегаты. Денежный мультипликатор. Финансовые рынки, их виды и функции. Денежный рынок. Фондовый рынок. Современные финансовые технологии. Финансовая безопасность. Цифровые финансовые активы. Монетарная политика. Денежно-кредитная политика Банка России. Инфляция: причины, виды, социально-экономические последствия. Антиинфляционная политика в Российской Федерации.
Государство в экономике. Экономические функции государства. Общественные блага (блага общего доступа, чисто общественные блага, чисто частные блага). Исключаемость и конкурентность в потреблении. Способы предоставления общественных благ. Несовершенства рыночной организации хозяйства. Государственное регулирование рынков. Внешние эффекты. Положительные и отрицательные внешние эффекты.
Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета. Государственный долг. Распределение доходов. Регулирование степени экономического неравенства. Мультипликаторы бюджетной политики. Налоги. Виды налогов. Принципы налогообложения в Российской Федерации. Налогообложение и субсидирование. Фискальная политика государства.
Экономический рост. Измерение экономического роста. Основные макроэкономические показатели: валовой национальный продукт (ВНП), валовый внутренний продукт (ВВП). Индексы цен. Связь между показателями ВВП и ВНП. Реальный и номинальный валовый внутренний продукт. Факторы долгосрочного экономического роста. Рынок благ. Совокупный спрос и совокупное предложение. Экономические циклы. Фазы экономического цикла. Причины циклического развития экономики. Значение совокупного спроса и совокупного предложения для циклических колебаний и долгосрочного экономического роста.
Мировая экономика. Международное разделение труда. Внешняя торговля. Сравнительные преимущества в международной торговле. Государственное регулирование внешней торговли. Экспорт и импорт товаров и услуг. Квотирование. Международные расчёты. Платёжный баланс. Валютный рынок.
Возможности применения экономических знаний. Особенности профессиональной деятельности в экономической сфере.
Содержание обучения в 11 классе. Введение в политологию.
Политология в системе общественных наук, её структура, функции и методы.
Политика как общественное явление. Политические отношения, их виды. Политический конфликт, пути его урегулирования. Политика и мораль. Роль личности в политике.
Власть в обществе и политическая власть. Структура, ресурсы и функции политической власти. Легитимность власти. Институционализация политической власти. Политические институты современного общества.
Политическая система общества, её структура и функции. Факторы формирования политической системы. Политические ценности. Политические нормы. Политическая коммуникация. Политическая система современного российского общества.
Место государства в политической системе общества. Понятие формы государства. Формы правления. Государственно-территориальное устройство. Политический режим. Типы политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии.
Институты государственной власти. Институт главы государства.
Институт законодательной власти. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России. Местное самоуправление в Российской Федерации.
Институт исполнительной власти.
Институты судопроизводства и охраны правопорядка.
Институт государственного управления. Основные функциии направления политики государства. Понятие бюрократии. Особенности государственной службы.
Институты представительства социальных интересов. Гражданское общество. Взаимодействие институтов гражданского общества и публичной власти.
Выборы в демократическом обществе. Институт всеобщего избирательного права. Избирательный процесс и избирательные системы. Избирательная система Российской Федерации. Избирательная кампания. Абсентеизм, его причины и опасность.
Институт политических партий и общественных организаций. Виды, цели и функции политических партий. Партийные системы. Становление многопартийности в Российской Федерации. Общественно-политические движения в политической системе демократического общества. Группы интересов. Группы давления (лоббирование).
Политическая элита. Типология элит, особенности их формирования в современной России. Понятие политического лидерства. Типология лидерства. Имидж политического лидера.
Понятие, структура, функции и типы политической культуры. Политические идеологии. Истоки и опасность политического экстремизма в современном обществе.
Политическая социализация и политическое поведение личности. Политическая психология и политическое сознание. Типы политического поведения, политический выбор. Политическое участие.
Политический процесс и его основные характеристики. Виды политических процессов. Особенности политического процесса в современной России. Место и роль средств массовой информации в политическом процессе. Интернет в политической коммуникации.
Современный этап политического развития России. Особенности профессиональной деятельности политолога.
Политологическое образование.
Введение в правоведение.
Юридическая наука. Этапы и основные направления развития юридической науки.
Право как социальный институт. Понятие, признаки и функции права. Роль права в жизни общества. Естественное и позитивное право. Право и мораль. Понятие, структура и виды правовых норм. Источники права: нормативный правовой акт, нормативный договор, правовой обычай, судебный прецедент. Связь права и государства. Правовое государство и гражданское общество. Основные принципы организации и деятельности механизма современного государства.
Правотворчество и законотворчество. Законодательный процесс.
Система права. Отрасли права. Частное и публичное, материальное и процессуальное, национальное и международное право.
Правосознание, правовая культура, правовое воспитание.
Понятие и признаки правоотношений. Субъекты правоотношений, их виды. Правоспособность и дееспособность. Реализация и применение права, правоприменительные акты. Толкование права.
Правомерное поведение и правонарушение. Виды правонарушений, состав правонарушения. Законность и правопорядок, их гарантии. Понятие и виды юридической ответственности.
Конституционное право России, его источники. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Гражданство как политико- правовой институт. Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы, основания приобретения. Гарантии и защита прав человека. Права ребёнка. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Уполномоченный по правам ребёнка при Президенте Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба.
Россия – федеративное государство. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
Конституционно-правовой статус федеральных органов власти в Российской Федерации. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами публичной власти в Российской Федерации. Президент Российской Федерации: порядок избрания, полномочия и функции.
Федеральное собрание – парламент Российской Федерации, порядок формирования и функции. Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти: структура,
полномочия и функции. Судебная система Российской Федерации, её структура, конституционные принципы правосудия. Конституционное судопроизводство. Правоохранительные органы Российской Федерации. Конституционные основы деятельности правоохранительных органов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации: система, порядок формирования и функции. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в России.
Гражданское право. Источники гражданского права. Гражданско-правовые отношения: понятие и виды. Субъекты гражданского права. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность. Дееспособность несовершеннолетних. Правомочия собственника, формы собственности. Обязательственное право. Сделки. Гражданско-правовой договор. Порядок заключения договора: оферта и акцепт. Наследование как социально-правовой институт. Основания наследования (завещание, наследственный договор, наследование по закону). Права на результаты интеллектуальной деятельности. Защита гражданских прав. Защита прав потребителей. Гражданско- правовая ответственность.
Семейное право. Источники семейного права. Семья и брак как социально-правовые институты. Правовое регулирование отношений супругов. Условия заключения брака. Порядок заключения брака. Прекращение брака. Брачный договор. Права и обязанности членов семьи (супругов, родителей и детей). Институт материнства, отцовства и детства. Ответственность родителей за воспитание детей. Усыновление. Опека и попечительство. Приёмная семья.
Трудовое право. Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник и работодатель. Социальное партнёрство в сфере труда. Порядок приёма на работу. Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового договора. Виды рабочего времени. Время отдыха. Заработная плата. Трудовой распорядок и дисциплина труда. Дисциплинарная ответственность. Охрана труда. Виды трудовых споров. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних в Российской Федерации.
Образовательное право в российской правовой системе. Образовательные правоотношения. Права и обязанности участников образовательного процесса. Общие требования к организации приёма на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.
Административное право, его источники. Субъекты административного права. Государственная служба и государственный служащий. Противодействие коррупции в системе государственной службы. Административное правонарушение и административная ответственность, виды наказаний в административном праве. Административная ответственность несовершеннолетних. Управление использованием и охраной природных ресурсов. Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы защиты экологических прав.
Финансовое право. Правовое регулирование банковской деятельности. Права и обязанности потребителей финансовых услуг.
Налоговое право. Источники налогового права. Субъекты налоговых правоотношений. Права и обязанности налогоплательщика. Налоговые правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Уголовное право, его принципы. Понятие преступления, состав преступления. Виды преступлений. Уголовная ответственность, виды наказаний в уголовном праве. Уголовная ответственность за коррупционные преступления. Необходимая оборона и крайняя необходимость. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Гражданское процессуальное право. Принципы гражданского судопроизводства. Участники гражданского процесса. Стадии гражданского процесса.
Арбитражный процесс. Административный процесс.
Уголовное процессуальное право. Принципы уголовного судопроизводства. Субъекты уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Меры процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей.
Международное право, его основные принципы и источники. Субъекты международного права. Международная защита прав человека. Источники и принципы международного гуманитарного права.
Юридическое образование. Профессиональная деятельность юриста. Основные виды юридических профессий.
Введение в социологию.
Социология в системе социально-гуманитарного знания, её структура и функции. Этапы и основные направления развития социологии. Структурный и функциональный анализ общества в социологии.
Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные субъекты и их многообразие. Социальные общности и группы. Виды социальных групп.
Этнические общности. Этнокультурные ценности и традиции. Нация как этническая и гражданская общность. Этнические отношения. Этническое многообразие современного мира. Миграционные процессы в современном мире. Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации.
Молодёжь как социальная группа, её социальные и социально-психологические характеристики. Особенности молодёжной субкультуры. Проблемы молодёжи в современной России. Государственная молодёжная политика Российской Федерации.
Институты социальной стратификации. Социальная структура и стратификация. Социальное неравенство. Критерии социальной стратификации. Стратификация в информационном обществе.
Институт семьи. Типы семей. Семья в современном обществе. Традиционные семейные ценности. Изменение социальных ролей в современной семье. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации.
Образование как социальный институт. Функции образования. Общее и профессиональное образование. Социальная и личностная значимость образования. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе. Система образования в Российской Федерации. Тенденции развития образования в Российской Федерации.
Религия как социальный институт. Роль религии в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Принцип свободы совести и его конституционные основы в Российской Федерации.
Социализация личности, её этапы. Социальное поведение. Социальный статус и социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.
Статусно-ролевые отношения как основа социальных институтов. Возможности повышения социального статуса в современном обществе. Социальная мобильность, её формы и каналы. Социальные интересы. Социальные, этно-социальные (межнациональные) конфликты. Причины социальных конфликтов. Способы их разрешения.
Социальный контроль. Социальные ценности и нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Конформизм и девиантное поведение: последствия для общества.
Особенности профессиональной деятельности социолога. Социологическое образование.
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
10 класс (134 часов)
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Используемые материалы |
Введение. Социальные науки и их особенности | 4 | Учебник 10 класса | |
1 | Общество как предмет изучения. Подходы к изучению общества | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eccb04 | Стр. 6-10 |
2 | Социальные науки в системе научного знания | 1 | | Стр. 11-13 |
3 | Изучение социальных явлений | 1 | | Стр. 16-19 |
4 | Социальные науки и профессиональное самоопределение молодежи | 1 | | Стр. 20-22 |
Раздел 1. Введение в философию | 39 | | |
Человек и общество | | | |
5 | Социальная философия в системе наук об обществе | 1 | | Стр. 23 |
6 | Взаимосвязь природы и общества | 1 | | Стр. 24 |
7 | Динамика и многообразие процессов развития общества | 1 | | Стр. 25-26 |
8 | Типы социальной динамики | 1 | | Стр.27-28 |
9 | Общественный прогресс | 1 | | Стр.29 |
10 | Критерии общественного прогресса | 1 | | Стр.30-32 |
11 | Процессы глобализации. | 1 | | Стр.73-79 |
12 * | Глобальные проблемы современности * Где начинается зона моей ответственности? | 1 | | Стр.84-88 |
13 | Сущность человека как проблема философии | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eca7e6 | Стр.38 |
14 | Становление человека | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecb204 | Стр.39-40 |
15 | Сознание | 1 | | Стр.40 |
16 | Общественное и индивидуальное сознание | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecbe7a | Стр.41-42 |
17 | Массовое сознание и его особенности | 1 | | Стр.48-49 |
18 | Деятельность как способ существования людей | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecb36c | Стр.43-47 |
19 | Свобода и необходимость в деятельности | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecb88a | Стр.65-70 |
20 | Повторение по теме «Общество и человек». Практикум | 1 | | |
Познание | | | |
21 | Теория познания | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecba38 | Стр.52-53 |
22 | Истина и её критерии | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecbbaa | Стр.55-56 |
23 | Формы познания | 1 | | Стр.59-60 |
24 | Мышление и язык | 1 | | Стр.54 |
25 | Научное знание и его характерные черты | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecbd30 | Стр.57-58 |
26 | Способы и методы научного познания | 1 | | Стр.58 |
27 | Повторение по теме «Познание». Практикум | 1 | | |
Духовная жизнь человека и общества | | | |
28 | Духовная жизнь человека и общества | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecbe7a | Стр.96-100 |
29 | Человек как творец культуры | 1 | | Стр.103-105 |
30 | Мировоззрение | 1 | | Стр.108-109 |
31 | Культура. Институты культуры | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecaa52 | Стр.100-102 |
32 | Диалог культур | 1 | | Стр.110 |
33 | Вклад российской культуры в мировую культуру | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecab9c | Стр.111 |
34 | Религия. Влияние религии на развитие культуры | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecb07e | Стр.132139 |
35 | Искусство, его виды и формы | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecae26 | Стр.142-146 |
36 * | Роль науки в современном обществе. *«Вклад моих предков в Российскую науку» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecbd30 | Стр.124-127 |
37 | Образование как институт сохранения и передачи культурного наследия | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecc3ac | Стр.127130 |
38 | Этика, мораль, нравственность | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecacd2 | Стр.114-116 |
39 | Категории этики | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecc230 | Стр.117-118 |
40 * | Этические нормы * Общечеловеческие ценности. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecc096 | Стр.119-121 |
41 | Повторение по теме «Духовная жизнь человека и общества». Практикум | 1 | | |
42 | Обобщающее повторение по разделу «Введение в философию». Практикум | 1 | | |
43 | Контрольная работа по разделу «Введение в философию» | 1 | | |
Раздел 2. Введение в социальную психологию | 26 | | |
Социальная психология как наука. Общество и личность в социальной психологии | | Учебник 11 класса | |
44 | Социальная психология в системе социально-гуманитарного знания | 1 | | |
45 | Этапы и основные направления развития социально психологии | 1 | | |
46 | Теории социальных отношений | 1 | | |
47 | Типы социальных отношений | 1 | | |
48 | Личность в социальной психологии | 1 | | |
49 | Личность в группе | 1 | | |
50 | Социальная идентичность | 1 | | |
51 | Межличностное взаимодействие как объект социальной психологии | 1 | | |
52 | Повторение по теме «Общество и личность в социальной психологии». Практикум | 1 | | |
Социальная психология групп | | | |
53 | Группа - объект исследования социальной психологии | 1 | | Стр.133-134 |
54 | Большие социальные группы | 1 | | Стр.134-135 |
55 | Социальная психология малых групп | 1 | | Стр.136 |
56 | Влияние группы на индивидуальное поведение | 1 | | Стр.139-140 |
57 | Межличностные отношения в группах | 1 | | Стр.141-142 |
58 * | Антисоциальные, криминальные группы *«Умей сказать нет» | 1 | | Стр.143 |
59 | Повторение по теме «Социальная психология групп». Практикум | 1 | | |
Общение и социальное взаимодействие | | | |
60 | Общение как объект социально-психологических исследований | 1 | | |
61 | Функции общения | 1 | | |
62 | Общение как взаимодействие | 1 | | |
63 | Особенности общения в информационном обществе | 1 | | |
64 | Институты коммуникации | 1 | | |
65 | Конфликт | 1 | | |
66* | Психологическое образование и профессиональная деятельность социального психолога. Ярмарка профессий | 1 | | |
67 | Психологическое образование и профессиональная деятельность социального психолога | 1 | | |
68 | Обобщающее повторение по разделам «Введение в социальную психологию». Практикум | 1 | | |
69 | Контрольная работа по разделу «Введение в социальную психологию» | 1 | | |
Раздел 3. Введение в экономическую науку | 65 | | |
Экономика как наука и сфера деятельности человека. Экономическая деятельность и ее субъекты. | | | |
70 | Экономика как наука | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecd1d0 | Стр.5-9 |
71 | Предмет и методы экономической науки | 1 | | Стр.9-10 |
72 | Экономические институты. Собственность | 1 | | Стр.11-12 |
73 | Типы экономических систем | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecd1d0 | Стр.12-13 |
74 | Экономическая деятельность и её субъекты | 1 | | Стр.18-19 |
75 | Экономические отношения | 1 | | Стр.20 |
76 | Экономические интересы субъектов экономической деятельности | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecf408 | Стр.21 |
77 | Производство | 1 | | Стр.41 |
78 | Факторы производства и факторные доходы | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecd1d0 | Стр.42-43 |
79 | Повторение по теме «Экономика как наука и сфера деятельности человека. Экономическая деятельность и ее субъекты.». Практикум | 1 | | |
Институт рынка и его механизмы | | | |
80 | Институт рынка. Рыночные механизмы | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecd5f4 | Стр.33 |
81 | Рыночный спрос | 1 | | Стр.34 |
82 | Рыночное предложение | 1 | | Стр.35 |
83 | Рыночное равновесие | 1 | | Стр.36 |
84 | Конкуренция. Рыночные структуры | 1 | | Стр.36-38 |
85 | Государственная политика Российской Федерации по защите конкуренции | 1 | | |
86 | Рынок ресурсов | 1 | | |
87 | Рынок земли | 1 | | |
88 | Рынок капитала | 1 | | |
89 | Рынок труда | 1 | | |
90 | Информация как ресурс экономики | 1 | | |
91 | Государственная политика цифровизации экономики в Российской Федерации | 1 | | |
92 | Повторение по теме «Институт рынка и его механизмы». Практикум | 1 | | |
Институт предпринимательства | | | |
93 | Роль предпринимательства в экономике | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecd950 | |
94 | Предпринимательская деятельность - виды и мотивы | 1 | | Стр. 234-236 |
95 | Организационно-правовые формы предприятий | 1 | | Стр. 236-238 |
96 | Малое и среднее предпринимательство | 1 | | |
97 | Экономические цели фирмы | 1 | | |
98 | Показатели деятельности фирмы. Выручка и прибыль | 1 | | Стр.44-45 |
99 | Показатели деятельности фирмы. Издержки | 1 | | Стр.46-47 |
100 | Основные принципы менеджмента. Маркетинг | 1 | | Стр.49-50 |
101 | Повторение по теме «Институт предпринимательства». Практикум | 1 | | |
Финансовые институты | | | |
102 | Банки. Банковская система | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecdd38 | |
103 | Финансовые услуги. | 1 | | Стр.54-55 |
104 | Денежная масса и денежная база | 1 | | Стр.56 |
105 | Финансовые рынки | 1 | | Стр.57 |
106 | Современные финансовые технологии | 1 | | Стр.58-59 |
107 | Финансовая безопасность | 1 | | Стр.61-62 |
108 | Монетарная и денежно-кредитная политика Банка России | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecea80 | Стр. 77-80 |
109 | Инфляция | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ece328 | Стр. 81-82 |
110 | Повторение по теме «Финансовые институты». Практикум | 1 | | |
Государство в экономике | | | |
111 | Роль государства в экономике | 1 | | Стр.66 |
112 | Экономические функции государства | 1 | | Стр.67-68 |
113 | Общественные блага | 1 | | Стр.69 |
114 | Несовершенства рыночной организации хозяйства | 1 | | Стр.70 |
115 | Государственное регулирование рынков | 1 | | Стр.71 |
116 | Государственный бюджет | 1 | | Стр.83-85 |
117 | Распределение доходов | 1 | | Стр.83-85 |
118 | Бюджетная политика государства | 1 | | Стр.83-85 |
119 | Налоговая политика государства | 1 | | Стр.86 |
120 | Повторение по теме «Государство в экономике». Практикум | 1 | | |
Основные макроэкономические показатели и мировая экономика | | | |
121 | Экономический рост | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecf598 | Стр.24-25 |
122 | Основные макроэкономические показатели | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecf408 | Стр.26-27 |
123 | ВВП | 1 | | Стр.28-29 |
124 | Факторы долгосрочного экономического роста | 1 | | Стр.30 |
125 | Экономические циклы | 1 | | Стр.30 |
126 | Циклическое развитие экономики | 1 | | Стр. |
127 | Мировая экономика | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecf7aa | Стр.101-102 |
128 | Международное разделение труда | 1 | | Стр.103-104 |
129 | Международная торговля | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecf962 | Стр.105-106 |
130 | Государственное регулирование внешней торговли | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ecf962 | Стр.107 |
131 | Международные расчеты | 1 | | Стр.108 |
132 | Профессиональная деятельность в экономической сфере | 1 | | |
133 | Контрольная работа по разделу «Введение в экономическую науку» | 1 | | |
134 | Годовая контрольная работа | 1 | | |
11 класс (132 часа)
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Используемые материалы |
Раздел 1. Введение в социологию | 32 | | |
Социология как наука. Социальная структура и социальная стратификация | | | |
1 | Социология как наука, структура и функции | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ed0088 | |
2 | Этапы и основные направления развития социологии | 1 | | |
3 | Институты социальной стратификации | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ed0286 | Стр. 135-136 |
4 | Критерии социальной стратификации | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ed0286 | Стр. 137-139 |
5 | Стратификация в информационном обществе | 1 | | |
Субъекты общественных отношений | | | |
6 | Социальное взаимодействие и общественные отношения | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ed0416 | |
7 | Социальные общности и группы | 1 | | Стр. 133-134 |
8 | Этнические общности. Этнические отношения | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ed0de4 | Стр. 156-160 |
9 | Этническое многообразие современного мира | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ed0de4 | Стр. 160-161 |
10 | Молодежь как социальная группа | 1 | | Стр. 183-187 |
11 | Проблемы молодежи в современной России | 1 | | Стр. 187-189 |
12 | Повторение по теме «Социальная структура и субъекты общественных отношений». Практикум | 1 | | |
Социальные институты семьи, образования, религии, СМИ | | | |
13 | Институт семьи | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ed112c | Стр. 165-167 |
14 | Демографическая и семейная политика государства | 1 | | Стр. 168-170 |
15 | Социальный институт образования | 1 | | |
16 | Система образования в Российской Федерации | 1 | | |
17 | Религия как социальный институт | 1 | | |
18 * | Конституционные основы принципа свободы совести в Российской Федерации. * «Общечеловеческие ценности» | 1 | | |
19 | Повторение по теме «Социальные институты семьи, образования, религии, СМИ». Практикум | 1 | | |
Положение личности в обществе | | | |
20 | Социализация личности | 1 | | |
21 | Социальное поведение | 1 | | |
22 | Социальный статус | 1 | | |
23 | Социальная роль | 1 | | |
24 | Статусно-ролевые отношения | 1 | | |
25 | Социальная мобильность | 1 | | Стр. 138-139 |
26 | Социальные интересы | 1 | | Стр. 139-140 |
27 | Социальный контроль | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ed092a | Стр. 147-149 |
28 | Отклоняющееся поведение | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ed092a | Стр. 149-153 |
29 | Социологическое образование | 1 | | |
30 | Профессиональная деятельность социолога | 1 | | |
31 | Повторение по теме «Положение личности в обществе». Практикум | 1 | | |
32 | Контрольная работа по разделу «Введение в социологию». | 1 | | |
Раздел 2. Введение в политологию | 34 | | |
Политика и общество | | | |
33 | Политология в системе общественных наук | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ed2b30 | Стр. 210-211 |
34 | Структура, методы и функции политологии | 1 | | Стр. 212 |
35 | Политика как общественное явление. Функции политики | 1 | | Стр. 231-214 |
36 | Политическая деятельность и политические отношения | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ed2b30 | Стр. 214-216 |
37 | Политические институты современного общества | 1 | | Стр. 217-218 |
38 | Политическая система | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ed2cf2 | Стр. 221-222 |
39 | Политические институты | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ed2964 | Стр. 223 |
40 | Политическая система общества. Политические ценности и нормы | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ed2cf2 | Стр. 224 |
41 | Место государства в политической системе | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ed2efa | Стр. 225 |
42 | Понятие формы государства. Формы правления. Политический режим | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ed3274 | Стр. 226-228 |
43 | Повторение по теме «Политика и общество». Практикум | 1 | | |
Институты государственной власти и представительства социальных интересов в РФ | | | |
44 | Институты государственной власти | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ed363e | |
45 | Институт законодательной власти | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ed363e | |
46 | Парламентаризм | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ed363e | |
47 | Институт исполнительной власти | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ed363e | |
48 | Институт судопроизводства и охраны правопорядка | 1 | | |
49 | Институт государственного управления | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ed363e | |
50 | Институты представительства социальных интересов | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ed380a | |
51 * | Гражданское общество. Выборы в демократическом обществе. * «Я – гражданин России» | 1 | | Стр.242-246 |
52 | Институт всеобщего избирательного права | 1 | | Стр. 246-248 |
53 | Институт политических партий и общественных организаций. Партийные системы и многопартийность | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ed4444 | |
54 | Повторение по теме «Институты государственной власти и представительства социальных интересов в РФ». Практикум | 1 | | |
Политическая культура и политический процесс | | | |
55 | Политическая элита. Политическое лидерство | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ed3d46 https://m.edsoo.ru/f5ed3f94 | Стр. 264-271 |
56 | Политическая культура | 1 | | Стр. 303-305 |
57 | Политические идеологии | 1 | | Стр. 276-283 |
58 | Политическая социализация . Типы политического поведения. Политическое участие | 1 | | Стр. 302-303 |
59 | Политический процесс | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ed4b56 | Стр. 297-302 |
60 | Политический конфликт | 1 | | |
61 | Место и роль СМИ в политическом процессе | 1 | | Стр. 283-285 |
62 | Современный этап политического развития России | 1 | | |
63 | Политологическое образование и профессиональная деятельность политолога | 1 | | |
64 | Профессиональная деятельность политолога | 1 | | |
65 | Обобщающее повторение по разделу «Введение в политологию». Практикум | 1 | | |
66 | Контрольная работа по разделу «Введение в политологию» | 1 | | |
Раздел 3. Введение в правоведение | 62 | | |
Теория права | | Учебник 10 класса | |
67 | Понятие правоведения. Юридические науки | 1 | | Стр. 165-167 |
68 | Этапы и основные направления развития юридической науки | 1 | | Стр. 167-169 |
69 | Право как социальный институт | 1 | | Стр. 173-175 |
70 | Роль права в жизни общества | 1 | | Стр. 176-177 |
71 | Источники права | 1 | | Стр. 183-186 |
72 | Система права. Отрасли права | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ed5772 | Стр. 179-180 |
73 | Связь права и государства | 1 | | |
74 | Правовое государство и гражданское общество | 1 | | |
75 | Механизм современного государства | 1 | | |
76 | Правотворчество и законотворчество | 1 | | Стр. 189-191 |
77 | Правосознание, правовая культура | 1 | | |
78 | Понятие и признаки правоотношений | 1 | | Стр. 194-195 |
79 | Субъекты правоотношений | 1 | | Стр. 195-196 |
80 | Реализация и применение права | 1 | | |
81 | Правовое поведение и правонарушение | 1 | | Стр. 197 |
82 | Понятие и виды юридической ответственности | 1 | | Стр. 199-200 |
83 | Повторение по теме «Теория права». Практикум | 1 | | |
Конституционное право | | | |
84 | Конституционное право. Конституция Российской Федерации | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84050c4 | Конституция РФ |
85 * | Основы конституционного строя Российской Федерации *«Устав школы: от школьных правил до обязанностей гражданина РФ» | 1 | | Конституция РФ |
86 | Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8405614 | Стр. 205-206 |
87 | Гражданство Российской Федерации | 1 | | Стр. 203-204 |
88 * | Гарантии и защита прав человека * Где начинается зона моей ответственности? | 1 | | |
89 | Права ребенка | 1 | | Конвенция о правах ребенка |
90 | Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации | 1 | | Конституция РФ |
91 | Россия - федеративное государство | 1 | | Конституция РФ |
92 | Президент Российской Федерации. Федеральное Собрание-парламент Российской Федерации | 1 | | Конституция РФ |
93 | Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации | 1 | | Конституция РФ |
94 | Органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Самоуправление | 1 | | Конституция РФ |
95 | Повторение по теме «Конституционное право». Практикум | 1 | | |
Основные отрасли частного права | | | |
96 | Гражданское право | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8407658 | Стр. 214-215 |
97 | Правоспособность и дееспособность | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8407658 | Стр. 215-216 |
88 | Сделка. Гражданско-правовой договор | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8407658 | Стр. 216-218 |
99 | Наследование как социально-правовой институт | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8407658 | Стр. 220-221 |
100 | Защита гражданских прав | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8407658 | Стр. 221-222 |
101 | Семейное право | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8407fe0 | Стр. 256-262 |
102 | Правовое регулирование семейных отношений | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8407fe0 | Стр. 263-264 |
103 | Трудовое право | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840876a | Ср. 246-248 |
104 | Трудовой договор | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840876a | Стр. 248-250 |
105 | Образовательное право | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84085e4 | Стр. 252-254 |
106 | Повторение по теме «Основные отрасли частного права». Практикум | 1 | | |
Основные отрасли публичного права | | | |
107 | Административное право *«Что такое административное правонарушение» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84091d8 | Кодекс об административных правонарушениях |
108 | Государственная служба и государственный служащий | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84091d8 | Кодекс об административных правонарушениях |
109 | Административное правонарушение и административная ответственность | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84091d8 | Кодекс об административных правонарушениях |
110 | Экологическое законодательство | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840608c | Стр. 267-273 |
111 | Финансовое право | 1 | | Финансовое право |
112 | Налоговое право | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84058f8 | Налоговый кодекс |
113 | Уголовное право | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8409354 | |
114 | Преступление. Уголовная ответственность | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8409354 | |
115 | Повторение по теме «Основные отрасли публичного права». Практикум | 1 | | |
Отрасли процессуального и международного права | | | |
116 | Гражданское процессуальное право | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8408fe4 | Стр. 276-278 |
117 | Гражданский процесс | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8408fe4 | Стр. 276-278 |
118 | Арбитражный процесс | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84094f8 | |
119 | Административный процесс | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84091d8 | Стр. 283-284 |
120 | Уголовное процессуальное право | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8409354 | Стр. 279-280 |
121 | Стадии уголовного процесса | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8409354 | Стр. 281-282 |
122 | Суд присяжных заседателей | 1 | | Стр. 283 |
123 | Международное право | 1 | | Стр. 289-290 |
124 | Международная защита прав человека | 1 | | Стр. 290-294 |
125 | Юридическое образование и профессиональная деятельность юриста | 1 | | |
126 | Основные виды юридических профессий | 1 | | |
127 | Повторение по теме «Отрасли процессуального и международного права» | 1 | | |
128 | Обобщающее повторение по разделу «Введение в правоведение». Практикум | 1 | | |
129 | Контрольная работа по разделу «Введение в правоведение» | 1 | | |
130 | Годовая контрольная работа | 1 | | |
131 | Обобщающее повторение по курсу «Обществознание» в 11 классе | 1 | | |
132 | Обобщающее повторение по курсу «Обществознание» в 11 классе | 1 | | |
| Практическая работа | | | |
| Контрольная работа | | | |
*С учетом рабочей программы воспитания