СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по немецкому языку (второй иностранный язык) 5-9 классы.

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по немецкому языку (второй иностранный язык) 5-9 классы.»




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 35»

Рассмотрена

на МО

протокол от_______ №___ Рекомендована к утверждению МС

протокол от ______ №____ Утверждена приказом директора

МАОУ СОШ № 35

от ________ № ____


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По немецкому языку(второй иностранный язык)


Уровень базовый


для учащихся 5-9 классов

1 час в неделю(всего 35 часов)











Составитель: учитель немецкого языка

Милосердова Ольга Владимировна









2020-2021 учебный год.



Г. Тамбов




ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК)

V—IX классы


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Статус документа

Программа по немецкому языку для основной школы предназначена для учащихся 5-9 классов МАОУ СОШ №35, изучающих предмет немецкий язык как второй иностранный язык.

Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ № 1897 от 17. 12. 10 МО РФ), Примерных программ по учебным предметам (М.: Просвещение, 2010), Рабочей программы предметной линии учебников « Горизонты»5-9 кл. М.М. Аверина, Е.Ю. Гуцалюк, Е.Р.Харченко, УМК « Горизонты» Немецкий язык как второй иностранный 5-9 классов под авторством М.М. Аверина, Ф.Джин, Л. Рорман и др.

Структура документа

Программа включает четыре раздела:

• «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей основного общего образования; сформулированы цели и основные результаты изучения предмета «музыка» на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном, дается общая характеристика курса, его места в примерном учебном плане.

• «Основное содержание», где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки.

• «Тематическое планирование», в котором дан примерный перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы.

• «Планируемые результаты освоения предмета (курса)».

Общая характеристика учебного предмета

В изменившихся социально-политических и экономических условиях развития нашей страны происходят значительные перемены в системе отечественного образования. Они направлены на повышение качества подготовки учащихся общеобразовательных учреждений, формирование ключевых умений, среди которых в качестве важнейших, наряду с владением информационными технологиями, определено владение несколькими иностранными языками. Изучение второго иностранного языка - это насущная необходимость. При изучении второго иностранного языка речь идет о развитии иноязычных коммуникативных умений, которые включают в себя языковые речевые, учебные, социокультурные и компенсаторные умения.

В процессе обучения немецкому языку решаются не только задачи практического владения языком, так как они самым тесным образом связаны с воспитательными и общеобразовательными. Изучая немецкий язык как второй иностранный язык, учащиеся имеют возможность изучать и сопоставлять сразу несколько культур, что положительно сказывается на их мировоззрении и познавательной деятельности.

Предлагаемая программа по немецкому языку как второму иностранному предназначена для 5—9 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования с учетом требований, изложенных в «Примерных программах по учебным предметам. Иностранный язык. 5— 9 классы».

Учебная программа соответствует программе формирования ИКТ - компетентностей, программе развития УУД.

Учебная программа опирается на приоритетные технологии: технологии индивидуализации обучения, метод проектов, информационные технологии, личностно-ориентированные технологии, технологии здоровьесбережения.

Цели обучения немецкому языку

В современной школе предмет «Иностранный язык» входит в область «Филология» и является средством познания языка и культуры других народов и стран, способом более глубокого осмысления родного языка, предопределяет цель обучения немецкому языку как одному из языков международного общения.

В соответствии с государственным стандартом основного общего образования изучение немецкого языка в основной школе направлено на формирование и развитие коммуникативных умений, понимаемых как способность личности осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и социокультурных знаний, речевых навыков в совокупности составляющих — речевых, языковых, социокультурных и учебно-познавательных умений и навыков.

Речевые умения и навыки — готовность и способность осуществлять межкультурное общение в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письменной речи).

Языковые умения и навыки — готовность и способность применять языковые знания (фонетические, орфографические, лексические, грамматические) и навыки оперирования ими для выражения коммуникативного намерения в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для общеобразовательной школы; владение новым по сравнению с родным языком способом формирования и формулирования мысли на изучаемом языке.

Социокультурные умения и навыки — готовность и способность учащихся строить свое межкультурное общение на основе знания культуры народа страны изучаемого языка, его традиций, менталитета, обычаев в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам и психологическим особенностям учащихся на разных этапах обучения; сопоставлять родную культуру и культуру страны/стран изучаемого языка, выделять общее и различное в культурах, уметь объяснить эти различия представителям другой культуры, т. е. стать медиатором культур, учитывать социолингвистические факторы коммуникативной ситуации для обеспечения взаимопонимания в процессе общения.

Универсальные учебные умения — готовность и способность осуществлять автономное изучение иностранных языков, специальные учебные навыки и умения, способы и приемы самостоятельного овладения языком и культурой, в том числе с использованием современных информационных технологий.

Образовательная, развивающая и воспитательная цели обучения немецкому языку в учебном заведении реализуются в процессе формирования, совершенствования и развития коммуникативных умений в совокупности составляющих.

Развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством межкультурного общения, познания, самореализации и социальной адаптации дает возможность воспитывать гражданина, патриота своей страны, развивать национальное самосознание, а также способствует взаимопониманию между представителями различных сообществ.

Достижение школьниками основной цели обучения немецкому языку способствует их развитию как личностей. Участвуя в диалоге культур, учащиеся развивают свою способность к общению. Они вырабатывают толерантность к иным воззрениям, отличным от их собственных, становятся более терпимыми и коммуникабельными. У них появляется способность к анализу, пониманию иных ценностей и норм поведения, к выработке адекватной реакции на то, что не согласуется с их убеждениями. Овладение немецким языком, и это должно быть осознано учащимися, ведет к развитию более глубокого взаимопонимания между народами, к познанию их культур, а на этой основе — к более глубокому осмыслению культурных ценностей и специфики своей культуры и народа, ее носителя, его самобытности и места собственной личности в жизни социума.

Таким образом, главные цели курса соответствуют тому, что зафиксировано в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования по иностранному языку, а сам курс полностью соответствует новому Федеральному базисному учебному плану и примерным программам по немецкому языку для основного общего образования. Реализуемый УМК также отвечает требованиям европейских стандартов. Он ориентирован в большей степени на общеевропейские компетенции владения иностранным языком.

Основными задачами реализации содержания обучения являются:

- формирование и развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности;

- формирование и развитие языковых навыков;

- формирование и развитие социокультурных умений и навыков.

Все вышесказанное свидетельствует о полном соответствии целей и задач курса, тематики и результатов обучения требованиям основных федеральных документов. Принципы обучения немецкому языку как второму иностранному

1. Сопоставительный (контрастивный) подход в обучение немецкому языку как второму иностранному.

Изучение немецкого языка как второго иностранного происходит в условиях взаимодействия трёх языков. С одной стороны, это положительно влияет на процесс обучения, так как имеет место положительный перенос на нескольких уровнях:

- на уровне речемыслительной деятельности: чем большим количеством языков владеет человек, тем более развиты его речемыслительные механизмы: память, механизмы восприятия иноязычных текстов зрительно и на слух, механизмы речепорождения и др.;

- на уровне учебных умений: стратегии работы с информацией, организация своего времени для выполнения разных видов заданий, умения использования ИКТ, приёмы проектной работы и т. д.;

- на уровне языка: сопоставление лексических единиц и грамматических явлений. Наличие англицизмов и интернациональных слов в немецком языке облегчает овладение лексикой. Принадлежность английского и немецкого языков к одной языковой группе даёт возможность легче усвоить некоторые сходные грамматические явления; на социокультурном уровне: социокультурные знания и выработанные на их основе отношения могут быть объектом переноса в условиях близких друг к другу западноевропейских культур.

С другой стороны, следует принимать во внимание, что при взаимодействии первого и второго иностранных языков можно наблюдать явления негативной интерференции, которая охватывает все уровни языка и может влиять на развитие продуктивных видов речевой деятельности. При этом случаи отрицательного воздействия усвоенных явлений первого языка на овладение языковыми явлениями второго встречаются чаще, чем осознанный положительный перенос. Поэтому учителю важно направлять внимание учащихся на те явления (лексические или грамматические), которые имеют большое сходство c родным или первым иностранным языком.

Особого подхода заслуживают также языковые единицы, имеющие частичное и порой смыслоразличительное отличие от явлений в первом иностранном языке. Например, страдательный залог в английском и немецком языках образуется по похожим правилам, но существуют различия во вспомогательных глаголах (to be - werden)и предлогах (by - von/durch), которые указывают на субъект, выполняющий деятельность.

Следовательно, сопоставительный (контрастивный) подход при обучении второму иностранному языку должен быть возведён в ранг принципа.

2. Личностная ориентация при обучении иностранному языку

Весь учебный процесс, как и при обучении первому иностранному языку, должен быть направлен на развитие личности ученика, на учёт его возможностей, потребностей, интересов. Это проявляется и в отборе содержания обучения: поиске актуальных возрасту и интересам тем, проблем и ситуаций общения; использовании интересных, аутентичных текстов и иллюстративного материала.

На уровне методической организации содержания обучения осуществляется дифференциация заданий по уровням обученности. Для более успешных учащихся можно предложить широкий спектр творческих и проектных заданий, упражнений в формате международных экзаменов и ГИА. Наибольшую эффективность для развития и поддержания внутренней мотивации к учению показала такая образовательная технология, как языковой портфель учащегося. Языковой портфель (ЯП) включает: а) языковой паспорт, в котором отражены сведения о владельце ЯП, об изучении им иностранных языков и опыте межкультурного общения; б) языковую биографию, в которой отражены языковые навыки и речевые умения, описанные на основе Общеевропейских компетенций владения иностранным языком; в) досье, содержащее документы, подтверждающие достижения в области изучения иностранных языков: сертификаты, практические результаты выполненных проектов, эссе, творческие работы и т. д.

Работа над всеми частями языкового портфеля должна привести к следующим положительным результатам: формированию сознательного отношения к учению через понимание конкретных результатов обучения в терминах коммуникативных умений (языковая биография);развитию способности к самооценке и рефлексии (языковая биография); формированию стратегий непрерывного образования в течение всей жизни; переводу результатов изучения из идеальной (владение языком) в реальную форму (досье и языковой паспорт); возможности представить объективные результаты изучения иностранного языка в другие организации (при поступлении на учёбу, работу, практику) в виде языкового паспорта и досье, а не в виде субъективной отметки.

Каждый раздел ЯП требует постоянной работы. В языковом паспорте фиксируются все этапы изучения языка и приобретения языкового опыта: посещение дополнительных языковых курсов, поездки, обучение за рубежом, прохождение практики с применением иностранного языка и т. д. Досье регулярно пополняется не только сертификатами и дипломами, но и письменными творческими работами на иностранном языке: сочинениями, эссе, презентациями и т. д.

3. Коммуникативная направленность обучения

Главной целью обучения немецкому языку является развитие коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности: чтении, говорении, аудировании и письме. Отбор содержания обучения также подчиняется функциональному принципу: в основе каждой главы лежит выбранная тема, которая раскрывается в ряде проблем. Учащиеся обсуждают данные проблемы, действуя в рамках ситуаций общения, в соответствии с которыми происходит отбор подлежащих формированию коммуникативных умений. При этом в центре процесса обучения находится текст как объект распознавания в чтении и аудировании и продукт порождения в говорении и письме.

В практическом плане для учителя важно осознавать, что главной целью каждого урока является формирование или совершенствование тех или иных коммуникативных умений, то есть итогом урока должен быть любой коммуникативный акт, «выход в речь» (развитие умений как рецептивных, так и продуктивных видов речевой деятельности).

4. Деятельностный характер обучения

Работа по овладению конкретными языковыми средствами должна переходить в овладение речевыми действиями с использованием этих средств. При этом основное внимание учащиеся уделяют успешному решению коммуникативных задач, что осуществляется в процессе речевого взаимодействия. Для этого коммуникативные задачи должны соответствовать реальным ситуациям общения и быть значимыми для учащихся, чтобы побудить их к осуществлению речевой деятельности.

5. Взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности

Все виды речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование и письмо) должны развиваться во взаимосвязи друг с другом, служить опорой друг для друга. Так, чтение является средством при обучении говорению, а письменная фиксация информации полезна при обучении аудированию и как основа для говорения. Этот принцип особенно явно проявляется при изучении второго иностранного языка, так как позволяет использовать стратегии работы с текстом и информацией, усвоенные при овладении первым иностранным языком.

6. Социокультурная направленность обучения

Реализация этого принципа обучения полностью обеспечивается материалами УМК. Поскольку в его создании принимали участие авторы из Германии, то учебник наполнен аутентичными материалами, которые представляют современную жизнь, быт и интересы подростков из стран изучаемого языка. Большое количество иллюстративного материала и статистических данных делает подачу информации наглядной и достоверной. Коллажи, с которых начинается каждая глава, дают возможность для сопоставления разных культур.

Дополнительные материалы о нашей стране позволяют овладеть речевыми структурами, описывающими явления родной культуры. Это готовит учащихся к реальному взаимодействию с представителями немецкоязычных стран, в процессе которого они будут выступать трансляторами российской культуры.

7. Интенсификация обучения второму иностранному языку

Указанные выше факторы (наличие общих черт у изучаемых иностранных языков, опыт овладения первым языком, сформированность стратегий и умений познавательной деятельности, общность некоторых фоновых знаний) позволяют сделать процесс изучения немецкого языка в значительной степени более интенсивным. При овладении языковыми средствами (лексическими и грамматическими) может быть сокращена фаза ориентировки и тренировки языковых явлений благодаря положительному переносу и имеющемуся потенциальному словарному запасу.

Усвоенные умения работы с информацией обеспечивают быстрое овладение рецептивными видами речевой деятельности, которые (особенно чтение) являются основой и средством для формирования умений в говорении и письме.

Небольшое количество часов, выделенных для овладения вторым иностранным языком, делает интенсификацию учебного процесса важной предпосылкой для успешности и результативности при его изучении.

Обучение в 5-9 классах является вторым уровнем общего образования и важным звеном, которое соединяет все три уровня образования: начальный, основной и старший. Особенности содержания обусловлены спецификой развития школьников данного возраста. Личностно ориентированный и деятельностный подходы позволяют учитывать возрастные изменения учащихся основной школы, которые обусловлены переходом от детства к взрослению. Это дает возможность включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные учащимся этой возрастной группы, интегрировать знания из разных предметных областей и формировать межпредметные учебные умения и навыки. При формировании и развитии речевых, языковых, социокультурных или межкультурных умений и навыков следует учитывать новый уровень мотивации учащихся, которая характеризуется самостоятельностью при постановке целей, поиске информации, овладении учебными действиями, осуществлении самостоятельного контроля и оценки деятельности. Благодаря коммуникативной направленности предмета «Иностранный язык» появляется возможность развивать культуру межличностного общения на основе морально-этических норм. При обсуждении специально отобранных текстов формируется умение рассуждать, оперировать гипотезами, анализировать, сравнивать, оценивать социокультурные и языковые явления.

Используются следующие формы уроков, представленные в нижеследующей таблице:

Место курса в учебном плане

Учебный план школы отводит по 35 часов (1 учебный час в неделю) для изучения немецкого языка как второго иностранного языка в 5—8 классах, 17 часов в 9 классе.

Формы организации образовательного процесса

Основной формой обучения является урок. Урок может включать такие формы как: семинар, практикум, консультация, конференция, работа в парах постоянного и смешенного состава, экскурсия, беседа, конференция и другие. На уроках проверки знаний возможна организация самостоятельной работы, урока - зачёта, контрольной работы, собеседования, викторины, игры и т.д. Выбор форм зависит и от темы урока, и от уровня подготовленности учащихся, и от объема изучаемого материала, его новизны, трудности.

Основные формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные.

Подготовка к государственной итоговой аттестации проходит на учебных занятиях, повторно - обобщенных и итоговых уроках на основе обращения к ранее изученному материалу.

Технологии обучения

Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов.

Технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.

Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.

Информационно-коммуникационные технологии.

Здоровьесберегающие технологии: использование кабинета, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН, отсутствие монотонных, неприятных звуков, шумов, раздражителей и т.д., использование различных наглядных средств, средств ТСО, мультимедиа-комплексов, компьютера в соответствии с требованиями САНПиН, активное внедрение оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствие условий в классе для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений, наблюдение за посадкой учащихся; чередование поз в соответствии с видом работы.

Технология уровневой дифференциации. Технология обучения как учебного исследования. Технология обучения в сотрудничестве. Проектная технология.

Формы контроля и возможные варианты его проведения

Формой оценки достижения результатов освоения программы является аттестация.

Итоговая аттестация проводится на основании соответствующих государственных нормативных правовых документов.

Промежуточная аттестация - это оценка качества усвоения обучающимся содержания учебного предмета, по окончании их изучения по итогам четверти, полугодия, учебного года

Текущая аттестация проводится учителем как контроль качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) в процессе её изучения. По формам организации контроля он подразделяется на индивидуальный, групповой, фронтальный и комбинированный. В качестве методов контроля предусматриваются: устный опрос, контрольные работы, тестирование, диктанты и другие.


Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения немецкому языку

Федеральный государственный стандарт основного общего образования формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

Одним из главных результатов обучения иностранному языку является готовность выпускников основной школы к самосовершенствованию в данном предмете, стремление продолжать его изучение и понимание того, какие возможности дает им иностранный язык в плане дальнейшего образования, будущей профессии, общего развития, другими словами, возможности самореализации. Кроме того, они должны осознавать, что иностранный язык позволяет совершенствовать речевую культуру в целом, что необходимо каждому взрослеющему и осваивающему новые социальные роли человеку. Особенно важным это представляется в современном открытом мире, где межкультурная и межэтническая коммуникация становится все более насущной для каждого.

Хорошо известно, что средствами иностранного языка можно сформировать целый ряд важных личностных качеств. Так, например, изучение иностранного языка требует последовательных и регулярных усилий, постоянной тренировки, что способствует развитию таких качеств как дисциплинированность, трудолюбие и целеустремленность. Множество творческих заданий, используемых при обучении языку, требуют определенной креативности, инициативы, проявления индивидуальности.

С другой стороны, содержательная сторона предмета такова, что при обсуждении различных тем школьники касаются вопросов межличностных отношений, говорят о вечных ценностях и правильном поведении членов социума, морали и нравственности. При этом целью становится не только обучение языку как таковому, но и развитие у школьников эмпатии, т. е. умения сочувствовать, сопереживать, ставить себя на место другого человека. Нигде, как на уроке иностранного языка, школьники не имеют возможности поговорить на тему о культуре других стран, культуре и различных аспектах жизни своей страны, что в идеале должно способствовать воспитанию толерантности и готовности вступить в диалог с представителями других культур.

При этом учащиеся готовятся отстаивать свою гражданскую позицию, быть патриотами своей Родины и одновременно быть причастными к общечеловеческим проблемам, людьми, способными отстаивать гуманистические и демократические ценности, идентифицировать себя как представителя своей культуры, своего этноса, страны и мира в целом.

В соответствии с примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих личностных результатов:

— формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;

— осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции и межкультурной и межэтнической коммуникации;

- развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;

— формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;

— стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира;

— готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.

Метапредметные результаты

С помощью предмета «Иностранный язык» во время обучения в основной школе учащиеся развивают и совершенствуют навыки и умения учебной и мыслительной деятельности, постепенно формирующиеся в процессе изучения всех школьных предметов. Среди прочих можно выделить умение работать с информацией, осуществлять ее поиск, анализ, обобщение, выделение главного и фиксацию. Всему этому на уроке иностранного языка учит постоянная работа с текстом устным и письменным.

При работе с письменным текстом отрабатываются специальные навыки прогнозирования его содержания, выстраивания логической последовательности, умение выделять главное и опустить второстепенное и т. п. Планируя свою монологическую и диалогическую речь, школьники учатся планировать свое речевое поведение в целом и применительно к различным жизненным ситуациям. Они учатся общаться, примеряя на себя различные социальные роли, и сотрудничать, работая в парах и небольших группах.

В этом смысле потенциал предмета «Иностранный язык» особенно велик. И наконец, данный предмет, как и многие другие предметы школьной программы, способен постепенно научить школьника осуществлять самонаблюдение, самоконтроль и самооценку, а также оценку других участников коммуникации.

При этом важно, чтобы критическая оценка работы другого человека выражалась корректно и доброжелательно, чтобы критика была конструктивной и строилась на принципах уважения человеческой личности.

В соответствии с примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих метапредметных результатов на уровне УУД:

— развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

— развитие коммуникативных умений, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;

— развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

— развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

— осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке; — формирование проектных умений:

• генерировать идеи;

• находить не одно, а несколько вариантов решения;

• выбирать наиболее рациональное решение;

• прогнозировать последствия того или иного решения;

• определять новую проблему;

• готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

• работать с различными источниками информации;

• планировать работу, распределять обязанности среди участников проекта;

• собирать материал с помощью анкетирования, интервьюирования;

• оформлять результаты в виде материального продукта (реклама, брошюра, макет, описание экскурсионного тура, планшета и т. п.);

• представить для аудитории электронную презентацию.


Предметные результаты

Коммуникативные умения по видам речевой деятельности.

Говорение

Диалогическая речь

Умение вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог — побуждение к действию, диалог — обмен мнениями. Объём диалога от 3 реплик (5—7 классы) до 4—5 реплик (8—9 классы) со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога 1,5—2 минуты (9 класс).

Монологическая речь

Умение строить связные высказывания о фактах и событиях с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст, заданную вербальную ситуацию или зрительную наглядность.

Объём монологического высказывания от 7—10 фраз (5—7 классы) до 10—12 фраз (8—9 классы). Продолжительность монолога 1 — 1,5 минуты (9 класс).

Аудирование

Умение воспринимать и понимать на слух аутентичные аудио- и видеотексты с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием содержания текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.

Жанры текстов: прагматические, публицистические.

Типы текстов: сообщение, рассказ, диалог-интервью и др.

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.

Аудирование с полным пониманием содержания предполагает понимание речи учителя и одноклассников на уроке, а также понимание несложных текстов, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале или содержащих некоторые незнакомые слова. Время звучания текста — до 1 минуты.

Аудирование с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений. Время звучания текстов — до 1,5 минуты.

Аудирование с выборочным пониманием предполагает умение выделить необходимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов — до 1,5 минуты.

Чтение

Умение читать и понимать аутентичные тексты разных жанров и стилей с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от коммуникативной задачи): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием необходимой информации (просмотровое/поисковое чтение).

Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические.

Типы текстов: статья, интервью, рассказ, объявление, рецепт, меню, проспект, реклама, песня и др.

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников.

Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.

Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на выделенное в программе предметное содержание, включающих некоторое количество незнакомых слов. Объём текстов для чтения — 600—700 слов.

Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных в основном на изученном языковом материале, с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода) и оценки полученной информации. Объём текста для чтения — около 500 слов.

Чтение с выборочным пониманием предполагает умение просмотреть аутентичный текст или несколько коротких текстов и выбрать необходимую информацию. Объём текста для чтения — около 350 слов.

Письменная речь

Умение делать выписки из текста для их дальнейшего использования в собственных высказываниях;

писать короткие поздравления с днём рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объёмом 30—40 слов, включая адрес);

заполнять несложные анкеты в форме, принятой в странах изучаемого языка (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);

писать личное письмо зарубежному другу с опорой на образец (сообщать краткие сведения о себе; запрашивать аналогичную информацию о нём; выражать благодарность и т. д.). Объём личного письма — 100—140 слов, включая адрес.

Языковые знания и навыки

Орфография

Правила чтения и написания слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.

Фонетическая сторона речи

Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого второго иностранного языка. Соблюдение ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.

Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы, в объёме около 1000 единиц. Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета.

Основные способы словообразования:

1) аффиксация:

существительных с суффиксами -ung (die Lösung, die Ver-einigung); -keit (die Feindlichkeit); -heit (die Einheit); -schaß (die Gesellschaß); -um (das Datum); -or (der Doktor); -ik (die Mathe-matik); -e (die Liebe), -er (der Wissenschafiler); -ie (die Biologie);

прилагательных с суффиксами -ig (wichtig); -lieh (glücklich); -isch (typisch); -los (arbeitslos); -sam (langsam); -bar (wunderbar);

существительных и прилагательных с префиксом ип- (das Unglück, unglücklich);

существительных и глаголов с префиксами: vor- (der Vorort, vorbereiten); mit- (die Mitverantwortung, mitspielen);

• глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками и другими словами в функции приставок типа erzählen, wegwerfen.

2) словосложение:

существительное + существительное (das Arbeitszimmer);

прилагательное + прилагательное (dunkelblau, hellblond);

прилагательное + существительное (die Fremdsprache);

глагол + существительное (die Schwimmhalle);

3) конверсия (переход одной части речи в другую):

образование существительных от прилагательных (das Blau, der Junge);

образование существительных от глаголов (das Lernen, das Lesen).

Интернациональные слова (der Globus, der Computer). Представления о синонимии, антонимии, лексической сочетаемости, многозначности.

Грамматическая сторона речи

Знакомство с новыми грамматическими явлениями.

Уровень овладения конкретным грамматическим явлением (продуктивно-рецептивно или рецептивно) указывается в графе «Характеристика основных видов деятельности учащихся» в Тематическом планировании.

Нераспространённые и распространённые предложения:

безличные предложения (Es ist warm. Es ist Sommer);

предложения с глаголами legen, stellen, hängen, требующими после себя дополнение в Akkusativ и обстоятельство места при ответе на вопрос Wohin? (Ich hänge das Bild an die Wand);

предложения с глаголами beginnen, raten, vorhaben и др., требующими после себя Infinitiv с zu;

побудительные предложения типа Lesen wir! Wollen wir lesen!;

все типы вопросительных предложений;

предложения с неопределённо-личным местоимением man (Man schmückt die Stadt vor Weihnachten);

предложения с инфинитивной группой um ... zu (Er lernt Deutsch, um deutsche Bücher zu lesen);

сложносочинённые предложения с союзами denn, darum, deshalb (Ihm gefällt das Dorfleben, denn er kann hier viel Zeit in der frischen Luft verbringen).

сложноподчинённые предложения с союзами dass, ob и др. (Er sagt, dass er gut in Mathe ist);

сложноподчинённые предложения причины с союзами weil, da (Er hat heute keine Zeit, weil er viele Hausaufgaben machen muss);

сложноподчинённые предложения с условным союзом wenn (Wenn du Lust hast, komm zu mir zu Besuch);

сложноподчинённые предложения с придаточными времени (с союзами wenn, als, nachdem);

сложноподчинённые предложения с придаточными определительными (с относительными местоимениями die, deren, dessen);

сложноподчинённые предложения с придаточными цели (с союзом damit);

распознавание структуры предложения по формальным при-знакам: по наличию/отсутствию инфинитивных оборотов: um ... zu + Infinitiv, statt... zu + Infinitiv, ohne ... zu + Infinitiv);

слабые и сильные глаголы со вспомогательным глаголом haben в Perfekt;

сильные глаголы со вспомогательным глаголом sein в Perfekt (kommen, fahren, gehen);

Präteritum слабых и сильных глаголов, а также вспомога-тельных и модальных глаголов;

глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками в Präsens, Perfekt, Präteritum, Futur (anfangen, beschreiben);

временные формы в Passiv (Präsens, Präteritum);

местоименные наречия (worüber, darüber, womit, damit);

возвратные глаголы в основных временных формах Präsens, Perfekt, Präteritum (sich anziehen, sich waschen);

распознавание и употребление в речи определённого, неопределённого и нулевого артиклей, склонения существительных нарицательных; склонения прилагательных и наречий; предлогов, имеющих двойное управление, предлогов, требующих Dativ, предлогов, требующих Akkusativ;

местоимения: личные, притяжательные, неопределённые (jemand, niemand);

Plusquamperfekt и употребление его в речи при согласовании времён;

количественные числительные и порядковые числительные.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Основное содержание учебного курса « Горизонты»

Немецкий язык как второй иностранный М.М.Аверина, Ф.Джин, Л.Рорман и др.

Учебно-методический комплект «Горизонты» предназначен для изучения немецкого языка как второго после английского, ориентирован на европейские уровни языковых компетенций и с самого начала рассчитан на погружение в языковую среду. УМК для 5-6 классов позволяют выйти на уровень А1 европейских языковых компетенций, УМК для 7-9 классов – на уровень А2.

Целью межкультурного обучения иностранным языкам является формирование такого качества языковой личности, которое позволяет ей выйти за рамки собственной культуры и приобрести качества посредника культур, не утрачивая собственной культурной идентичности. Это означает, что выпускник школы должен хорошо знать собственную культуру и культуру страны изучаемого языка в рамках изучаемых тем и ситуаций общения, выявлять общее и различное в культурах путем сопоставления с тем, чтобы правильно строить и расшифровывать поведение представителя другой культуры.

Содержание обучения включает следующие компоненты:

1) предметное содержание речи (темы, ситуации); 2) коммуникативные умения:

— в области аудирования, чтения, говорения, письменной речи;

— языковые знания и навыки;

3) социокультурные знания и навыки вербального и невербального поведения;

4) компенсаторные умения

5) общеучебные умения и универсальные способы деятельности 6) специальные учебные умения.

Предметное содержание речи 5 класс (35 часов)

Знакомство (5 часов)

Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Внешность человека и черты характера. Страна (страны) второго иностранного языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города.

Мой класс(5 часов)

Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношения к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года.

Животные (4 часа)

Природа. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода.

Мой день в школе (5 часов)

Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, питание.

Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношения к ним.

Хобби (4 часа)

Досуг и увлечения (чтение, кино, театр и другие). Вид отдыха, путешествия.

Транспорт. Покупки.

Моя семья (5 часов)

Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Внешность человека и черты характера. Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.

Сколько это стоит? (6 часов)

Транспорт. Покупки. Страна (страны) второго иностранного языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи) Выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.

Резерв. (1 час)

Правила чтения и написания слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.

Фонетическая сторона речи

Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого второго иностранного языка. Соблюдение ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.

Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы, в объёме около 250-300 единиц. Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета.

Интернациональные слова (der Globus, der Computer). Представления о синонимии, антонимии, лексической сочетаемости, многозначности.

Грамматическая сторона речи

Знакомство с новыми грамматическими явлениями. Активный грамматический минимум для 5класса

Местоимения: личные и притяжательные местоимения

Глаголы: глагол haben\sein в Präsens , слабые глаголы wohnen, basteln, sammeln и др. в

Präsens, глаголы с отделяемыми приставками в Präsens , модальный глагол können в

Präsens, глагол möchten .

Существительные: с определенным и неопределенным артиклем , множественное число существительных, существительные в винительном падеже (Akkusativ)

Числительные: количественные Предлоги: um, von … bis, am

Словообразование: имена существительные для обозначения профессий мужского и женского рода

Синтаксис: порядок слов в повествовательном предложении, порядок слов в вопросительном предложении (вопросительные слова), формы отрицания в предложении, формы утверждения в предложении.

Предметное содержание речи 6 класс (35 часов)

Мой дом (5 часов)

Межличностные отношения в семье, со сверстниками. Описание комнаты.

Домашние обязанности (работа по дому). Настроение.

Еда. (5 часов)

Мои предпочтения в еде. В школьной столовой. Меню. Интервью. Национальная кухня. Рецепт.

Месяца и времена года. (5 часов)

Свободное время. Распорядок дня. Досуг, увлечения (чтение, кино и др.) Каникулы и школьные оценки в немецкоговорящих странах.

Смотрится отлично (5 часов)

Внешность и черты характера. Мода и одежда. Отношение к моде. Покупки.

Вечеринки (5 часов)

День рождения, приглашение, поздравление. Планирование праздника, выбор подарка.

Мой город. Города Германии. (5 часов)

Каникулы (4 часа)

Дорога в школу. Поездка и его планирование. О планах на каникулы. Интервью о путешествиях. Изучение языка на курсах. Открытка с места отдыха.

Резерв. (1 час)

Правила чтения и написания слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.

Фонетическая сторона речи

Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого второго иностранного языка. Соблюдение ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.

Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы, в объёме около 450-500 единиц. Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета.

Основные способы словообразования:

1) аффиксация:

• существительных с суффиксами -ung (die Losung, die Ver- einigung); -keit (die Feindlichkeit); -heit (die Einheit); -schaft (die Gesellschaft); -um (das Datum); -or (der Doktor);

-ik (die Mathe- matik); -e (die Liebe), -er (der Wissenschaftler) ; -ie (die Biologie);

• прилагательных с суффиксами -ig (wichtig); -lich (gliicklich); -isch (typisch); -los

(arbeitslos); -sam (langsam•); -bar (wunderbar)]

• существительных и прилагательных с префиксом ип- (das Ungltick, ungliicklich),

• существительных и глаголов с префиксами: vor- (der Vor- ort, vorbereiten); mit- (die Mitverantwortung, mitspie/en);

• глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками и другими словами в функции приставок типа erzahlen, wegwerfen, aufstehen, fernsehen.

1) словосложение:

• существительное + существительное (das Arbeitszimmег);

• прилагательное + прилагательное (dunkelblau, hellblond);

• прилагательное + существительное (die Fremdsprache),

• глагол + существительное (die Schwimmhalle);

2) конверсия (переход одной части речи в другую):

• образование существительных от прилагательных (das Blau, der Junge);

• образование существительных от глаголов (das Lernen, das Lesen).

Интернациональные слова (der Globus, der Computer). Представления о синонимии, антонимии, лексической сочетаемости, многозначности.

Грамматическая сторона речи

Знакомство с новыми грамматическими явлениями. Активный грамматический минимум для 6 класса

• предложения с глаголами legen\liegen, stellen\ stehen, hangen, требующими после себя дополнение в Akkusativ \Dativ, обстоятельство места при ответе на вопрос Wohin?\ Wo? (Ich hänge das Bild an die Wand, Das Bild hängt an der Wand.);

• побудительные предложения типа Lesen wir! Wollen wir lesen!;

• все типы вопросительных предложений;

• предложения с неопределённо-личным местоимением man ;

• сложносочинённые предложения с союзами deshalb;

• слабые глаголы со вспомогательным глаголом haben в Perfekt;

• некоторые сильные глаголы со вспомогательным глаголом sein в Perfekt ( fahren, gehen);

• модальные глаголы wollen, müssen, können;

• глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками в Prasens (anfangen,

beschreiben);

• распознавание и употребление в речи определённого, неопределённого и нулевого артиклей, предлогов, имеющих двойное управление, предлогов, требующих Dativ, предлогов,

требующих Akkusativ;

• местоимения: личные и притяжательные;

• количественные числительные и порядковые числительные.


Предметное содержание речи 7 класс (35 часов)

Как прошло лето? (5 часов)

Каникулы и погода. Мои каникулы. Каникулы моих сверстников в Германии. Переписка с зарубежными друзьями.

Планы на будущее. (5 часов)

Мир профессий. Проблема выбора профессии. Планы на будущее.

Производственная практика. Роль иностранного языка

Дружба. (5 часов)

Межличностные отношения со сверстниками. Внешность и черты характера человека. Комплименты

Изображение и звук. (5 часов)

Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, интернет). Общение со сверстниками.

Взаимоотношения. (5 часов)

Отношения со сверстниками. Споры и компромиссы. Чувства и настроение. Школа и школьная жизнь. Переписка с зарубежными сверстниками, общение в интернете.

Это мне нравится. (5 часов)

Описание внешности, характера. Выражение мнения. Покупка одежды. Увлечения и досуг.

Подробнее о себе. (4 часа)

Описания и предположения. Школьная жизнь, время проведенное в школе. Взаимоотношения с учителями и сверстниками.

Резерв. (1 час).

Языковые знания и навыки

Орфография

Правила чтения и написания слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.

Фонетическая сторона речи

Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого второго иностранного языка. Соблюдение ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.

Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы, в объёме около 450-500 единиц. Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета.

Основные способы словообразования:

1) аффиксация:

• существительных с суффиксами -ung (die Losung, die Ver- einigung); -keit (die Feindlichkeit); -heit (die Einheit); -schaft (die Gesellschaft); -um (das Datum); -or (der Doktor);

-ik (die Mathe- matik); -e (die Liebe), -er (der Wissenschaftler) ; -ie (die Biologie);

• прилагательных с суффиксами -ig (wichtig); -lich (gliicklich); -isch (typisch); -los

(arbeitslos); -sam (langsam•); -bar (wunderbar)]

• существительных и прилагательных с префиксом ип- (das Ungltick, ungliicklich),

• существительных и глаголов с префиксами: vor- (der Vor- ort, vorbereiten); mit- (die Mitverantwortung, mitspie/en);

• глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками и другими словами в функции приставок типа erzahlen, wegwerfen, aufstehen, fernsehen.

1) словосложение:

• существительное + существительное (das Arbeitszimmег);

• прилагательное + прилагательное (dunkelblau, hellblond);

• прилагательное + существительное (die Fremdsprache),

• глагол + существительное (die Schwimmhalle);

2) конверсия (переход одной части речи в другую):

• образование существительных от прилагательных (das Blau, der Junge);

• образование существительных от глаголов (das Lernen, das Lesen).

Интернациональные слова (der Globus, der Computer). Представления о синонимии, антонимии, лексической сочетаемости, многозначности.

Грамматическая сторона речи

Знакомство с новыми грамматическими явлениями. Активный грамматический минимум для 7 класса

• Cуществительные: Нулевой артикль, дательный падеж существительных, отрицание kein.

• Глаголы: модальные глаголы в настоящем и прошедшем времени, повелительное наклонение, прошедшее повествовательное ( Praeteritum) глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками, глаголов с суффиксом –ieren. Perfekt сильных и слабых глаголов, возвратные глаголы.

• Местоимения: личные местоимения в дательном падеже, притяжательные местоимения в дат. падеже, возвратное местоимение sich; склонение местоимений welch-

, jed-, dies-.

• Числительные: порядковые числительные в т.ч. при назывании дат.

Прилагательные\ наречия: сравнительная степень прилагательных и некоторых наречий, склонение прилагательных после неопределенного артикля, после определенного артикля, после притяжательных местоимений, после kein. Склонение прилагательного в ед. и мн. числе.

Предлоги: Предлоги с дат. и вин. падежами

Синтаксис: условные придаточные предложения с союзом wenn, дополнительные придаточные с союзом dass и придаточные причины с союзом weil. Порядок слов в сложном предложении.


Предметное содержание речи 8 класс (35 часов)

Фитнес и спорт. (5 часов)

Виды спорта. Занятия спортом. Части тела, травмы.

Школьный обмен. (5 часов)

Школьный обмен. Анкета для школьного обмена. Проблемы проживания в другой стране.

Наши праздники. (5 часов)

Праздники в Германии и России. Свободное время и его планирование. Переписка с зарубежными друзьями.

Воздух Берлина. (5 часов)

Берлин, достопримечательности Берлина. Программа пребывания.

Ориентирование в чужом городе. Покупка билетов. Родной город.

Мы и окружающий мир. (5 часов)

Защита окружающей среды. Прогноз погоды. Ландшафты. Где бы хотелось жить, преимущества и недостатки. Экономия водных и энергоресурсов.

Путешествие по Рейну. (5 часов)

Путешествие, планирование поездки. Покупка билетов. Расписание движения транспорта. Любимые места.

Прощальная вечеринка. (4 часа)

Переезд. Продукты и напитки для вечеринки, планирование вечеринки. Кулинарные рецепты. Подарки.

Резерв. (1 час)



Предметное содержание речи 9 класс (35 часов)

Будущая профессия. (3 часа)

Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль ИЯ в планах на будущее.

Где мы живём? (3 часа)

Дом/квартира моей мечты. Уборка и порядок в доме. Объявления о продаже и аренде жилья.

Будущее. (3 часа)

Прогнозы на будущее. Город будущего.

Еда. (3 часа)

Здоровый образ жизни. Питание. В кафе. Меню. Жалоба. Проблемы с весом.

Выздоравливай! (3 часа)

Запись на прием к врачу. У врача. Проблемы со здоровьем. Лекарства.

Моё место в политической жизни. (3 часа)

Политическая жизнь и политическое устройство Германии и других немецкоязычных стран. России. Избирательные права молодежи. Выборы.

Планета Земля. (3 часа)

Климат и его изменение. Проблемы экологии. Сортировка мусора. Экологические технологии.

Что такое красота? (3 часа)

- Внешность и черты характера. Красота и фитнесс. Покупка одежды.

Получай удовольствие! (3 часа)

Досуг и увлечения. Экстремальные виды спорта. Интервью и письмо.

Техника(3 часа)

История роботов, их возможности. Дискуссия. Письмо в редакцию.

Стена – граница – зелёный пояс. (4 часа)

Исторические события и их роль в нашей жизни. Опрос и интервью об исторических событиях. Исторические события в Германии и России.

Резерв. (1 час)

Коммуникативные умения по видам речевой деятельности

Говорение

Диалогическая речь

Дальнейшее совершенствование диалогической' речи при более вариативном содержании и более разнообразном языковом оформлении: умение вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог — побуждение к действию, диалог — обмен мнениями и комбинированные диалоги с соблюдением норм речевой культуры, принятых в стране изучаемого языка, на основе новой тематики и расширения ситуаций официального и неофициального общения. На данном этапе предполагается вариативное использование всех типов диалогов, их комбинирование.

Монологическая речь

Дальнейшее развитие и совершенствование связных высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи: описание, сообщение, рассказ (включающий эмоционально-оценочные суждения), рассуждение (характеристика) с высказыванием своего мнения и аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст, либо заданную коммуникативную ситуацию, обосновывать или объяснять намерения, сопоставлять явления культуры контактируемых языков, пояснять различия в культурах, делать презентации результатов проектного задания.

Аудирование

Дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных аудио- и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным и полным пониманием воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.

Жанры текстов: прагматические, публицистические.

Типы текстов: объявление, реклама, сообщение, рассказ, диалог-интервью, стихотворение и др.

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.

Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на несложных текстах, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале.

Аудирование с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичном материале, содержащем наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений.

Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию.

Чтение

Умение читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации

(просмотровое/поисковое чтение).

Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические. Типы текстов: статья, интервью, рассказ, объявление, рецепт, меню, проспект, реклама, стихотворение и др.

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников.

Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.

Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах с ориентацией на выделенное в программе предметное содержание, включающих некоторое количество незнакомых слов.

Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации осуществляется на несложных аутентичных текстах разных жанров и предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся.

Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных в основном на изученном языковом материале, с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода) и оценки полученной информации.

Письменная речь

Дальнейшее развитие и совершенствование письменной речи, а именно умений:

— писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объемом 30—40 слов, включая адрес);

— заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);

— писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чем-либо). Объем личного письма — около 100—120 слов, включая адрес; — составлять план, тезисы устного или письменного сообщения.

Языковые знания и навыки Орфография

Знание правил чтения и орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала.

Фонетическая сторона речи

Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого иностранного языка в потоке речи, соблюдение ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.

Лексическая сторона речи

1. Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы. Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка.

Основные способы словообразования: Основные способы словообразования:

1) аффиксация:

• существительных с суффиксами -ung (die Losung, die Ver- einigung); -keit (die Feindlichkeit); -heit (die Einheit); -schaft (die Gesellschaft); -um (das Datum); -or (der Doktor);

-ik (die Mathe- matik); -e (die Liebe), -er (der Wissenschaftler) ; -ie (die Biologie);

• прилагательных с суффиксами -ig (wichtig); -lich (gliicklich); -isch (typisch); -los

(arbeitslos); -sam (langsam•); -bar (wunderbar)]

• существительных и прилагательных с префиксом ип- (das Ungltick, ungliicklich),

• существительных и глаголов с префиксами: vor- (der Vor- ort, vorbereiten); mit- (die Mitverantwortung, mitspie/en);

• глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками и другими словами в функции приставок типа erzahlen, wegwerfen, aufstehen, fernsehen.

1) словосложение:

• существительное + существительное (das Arbeitszimmег);

• прилагательное + прилагательное (dunkelblau, hellblond);

• прилагательное + существительное (die Fremdsprache),

• глагол + существительное (die Schwimmhalle);

2) конверсия (переход одной части речи в другую):

• образование существительных от прилагательных (das Blau, der Junge);

• образование существительных от глаголов (das Lernen, das Lesen).

Интернациональные слова (der Globus, der Computer). Представления о синонимии, антонимии, лексической сочетаемости, многозначности.

Грамматическая сторона речи

Активный грамматический минимум охватывает следующие явления:

5 класс:

Местоимения: личные,притяжательные местоимения

Глаголы: глагол haben\ sein в Präsens , слабые глаголы wohnen, basteln, sammeln и др. в Präsens , глаголы с отделяемыми приставками в Präsens ,модальный глагол können в Präsens глагол möchten .

Существительные: с определенным и неопределенным артиклем, множественное число существительных , существительные в винительном падеже (Akkusativ)

Числительные: количественные до 1000

Предлоги: um , von … bis, am

Словообразование: имена существительные для обозначения профессий мужского и женского рода.

Синтаксис: порядок слов в повествовательном предложении и в вопросительном предложении (вопросительные слова),формы отрицания в предложении ,формы утверждения в предложении.

6 класс :

• предложения с глаголами legen\liegen, stellen\ stehen, hangen, требующими после себя дополнение в Akkusativ \Dativ, обстоятельство места при ответе на вопрос Wohin?\ Wo? (Ich hänge das Bild an die Wand, Das Bild hängt an der Wand.);

• побудительные предложения типа Lesen wir! Wollen wir lesen!;

• все типы вопросительных предложений;

• предложения с неопределённо-личным местоимением man ;

• сложносочинённые предложения с союзами deshalb;

• слабые глаголы со вспомогательным глаголом haben в Perfekt;

• некоторые сильные глаголы со вспомогательным глаголом sein в Perfekt ( fahren, gehen);

• модальные глаголы wollen, müssen, können;

• глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками в Prasens (anfangen,

beschreiben);

• распознавание и употребление в речи определённого, неопределённого и нулевого артиклей, предлогов, имеющих двойное управление, предлогов, требующих Dativ, предлогов,

требующих Akkusativ;

• местоимения: личные и притяжательные;

• количественные числительные и порядковые числительные.

7 класс

• Cуществительные: Нулевой артикль, дательный падеж существительных, отрицание kein.

• Глаголы: модальные глаголы в настоящем и прошедшем времени, повелительное наклонение, прошедшее повествовательное ( Praeteritum) глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками, глаголов с суффиксом –ieren. Perfekt сильных и слабых глаголов, возвратные глаголы.

• Местоимения: личные местоимения в дательном падеже, притяжательные местоимения в дат. падеже, возвратное местоимение sich; склонение местоимений welch-

, jed-, dies-.

• Числительные: порядковые числительные в т.ч. при назывании дат.

Прилагательные\ наречия: сравнительная степень прилагательных и некоторых наречий, склонение прилагательных после неопределенного артикля, после определенного артикля, после притяжательных местоимений, после kein. Склонение прилагательного в ед. и мн. числе.

Предлоги: Предлоги с дат. и вин. Падежами

Синтаксис: условные придаточные предложения с союзом wenn, дополнительные придаточные с союзом dass и придаточные причины с союзом weil. Порядок слов в сложном предложении

8 класс

Словообразование: Субстантивированные глаголы, сложные и составные слова.

• Cуществительные: дательный и винительный падежи существительных.

• Глаголы: модальные глаголы в настоящем и прошедшем времени, глагол wissen , глаголы legen\liegen, stehen\stellen, haengen\haengen, глаголы с двойным дополнением в дательном и винительных падежах.

• Частицы: отрицательные частицы keiner, niemand, nichts, nie.

Прилагательные: Склонение прилагательного в ед. числе.

Предлоги: Предлоги с дат. и вин. падежами, предлоги места и направления.

Синтаксис: условные придаточные предложения с союзом wenn, уступительные придаточные предложения с союзом trotzdem. Косвенная речь.

9 класс:

Имя существительное: родительный падеж (Genitiv)в единственном и множественном числе.

Предлог :предлоги с родительным падежом (wegen, während); предлоги для обозначения действия в прошлом или будущем с дательным падежом (in, vor); вопросительные и указательные местоименные наречия (fragende und demonstrative Pronominaladverbien worauf - darauf).

Местоимение: указательные местоимения derselbe, dasselbe, dieselbe, dieselben.

Имя прилагательное: образование превосходной степени имени прилагательного (Superlativ);употребление имени прилагательного в превосходной степени в функции обстоятельства (am schönsten) и в функции определения (der/die/das schönste).

Глагол: образование и употребление будущего времени (Futur I: werden + Infinitiv);образование и употребление претерита слабых и сильных глаголов;образование и употребление предпрошедшего времени (Plusquamperfekt);глагол lassen в значении «выполнение действия третьим лицом», «приказание» (Er lässt seinen Koffer tragen; Er lässt sein Notebook benutzen); в значении «разрешать» (Lass mich ausreden!);употребление глагола lassen в перфект;образование пассива для обозначения настоящего (Präsens Passiv)и простого прошедшего вре-мени (Präteritum Passiv);употребление возвратных глаголов с местоимением в винительном и дательном падежах (Ich wasche mich ≠ Ich wasche mir die Hände);глаголы с предложным управлением.

Предложение: порядок слов в предложении с двумя дополнениями в винительном и дательном падежах (по-вторение);употребление инфинитива с частицей zu после глаголов, наречий и имён существительных (Ich fange an …; Es ist wichtig …; Es macht mir Spaß

…);использование инфинитивной группы um … zu для выражения цели;придаточные предложения цели с союзом damit;придаточные предложения с временными союзами nachdem, als, während;придаточные предложения с союзом obи с вопросительным союзным словом для выражения косвенного вопроса;определительные придаточные предложения с относительными местоимениями (der, die, das - im Nominativ, Dativ,

Akkusativ), с предлогами и без, а также с вопросительными союзными словами (wo, wie, was).


Социокультурные знания и умения

Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера).

Это предполагает овладение:

— знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире;

— сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии;

— лексикой и реалиями страны изучаемого языка: традициями (проведения выходных дней, основных национальных праздников), распространёнными образцами фольклора

(скороговорками, поговорками, пословицами);

— представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях их образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке;

— умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространённую оценочную лексику);

— умениями представлять родную страну и культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.

Компенсаторные умения

Совершенствуются умения:

— переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;

— использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний

ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;

— прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;

— догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;

— использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.

Общеучебные умения и универсальные способы деятельности Формируются и совершенствуются умения:

— работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;

— работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;

— работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;

— планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретацию, разработку краткосрочного проекта и его устную презентацию с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над долгосрочным проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;

— самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.

Специальные умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;

-создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в этом мире;

-приобщения к ценностям мировой культуры как через иноязычные источники информации, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах;

-ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя гражданином своей страны и мира



Тематическое планирование

5 класс


п/п

Тема

Количество часов

1

Знакомство (Kennenlernen)

5

2

Мой класс (Meine Klass)

5

3

Животные (Tiere)

4

4

Мой день в школе (Main Schultag)

5

5

Хобби (Hobbys)

4

6

Моя семья (Meine Familie)

5

7

Сколько это стоит? (Was kostet das?)

6

8

Резерв

1


Итого

35



6 класс


п/п

Тема

Количество часов

1

Мой дом (Mein Zuhause)

5

2

Еда (Das schmeckt gut)

5

3

Месяца и времена года (Meine Freizeit)

5

4

Смотрится отлично! (Das sieht gut aus)

5

5

Вечеринки (Partys)

5

6

Мой город (Meine Stadt )

5

7

Каникулы (Ferien)

4

8

Резерв

1


Итого

35



7 класс


п/п

Тема

Количество часов

1

Как прошло лето? (Wie war's in den Ferien?)

5

2

Мои планы на будущее (Meine Plane)

5

3

Дружба (Freundschaft)

5

4

Изображения и звуки (Bilder und Töne)

5

5

Взаимоотношения (Zusammenleben)

5

6

Мне это нравится (Das gefällt mir)

5

7

Подробнее о себе. (Mehr über mich)

4

8

Резерв

1


Итого

35




8 класс


п/п

Тема

Количество часов

1

Фитнес и спорт (Fitness und Sport)

5

2

Школьный обмен. (Austausch)

5

3

Наши праздники (Unsere Feste)

5

4

Воздух Берлина. (Berliner Luft)

5

5

Мы и окружающий мир (Welt und Umwelt)

5

6

Путешествие по Рейну. (Reisen am Rhein)

5

7

Прощальная вечеринка (Abschiedsparty)

4

8

Резерв

1


Итого

35


9 класс


п/п

Тема

Количество часов

1

Будущая профессия (Beruf )

3

2

Где мы живём? (Wohnen)

3

3

Будущее. (Zukunft )

3

4

Еда. (Essen)

3

5

Выздоравливай! (Gute Besserung)

3

6

Моё место в политической жизни. (Die Politik und ich)

3

7

Планета Земля. (Planet Erde)

3

8

Что такое красота? (Schönheit)

3

9

Получай удовольствие! (Spaß haben)

3

10

Техника (Technik)

3

11

Стена – граница – зелёный пояс. (Mauer - Grenze - Grünes Band)

4

12

Резерв

1


Итого

35




Планируемые результаты освоения программы основного общего образования по немецкому языку

в области говорения

Выпускник научится:

• начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;

• расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложения собеседника согласием, отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;

• рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей стране и стране/странах изучаемого языка;

• делать краткие сообщения, описывать события, явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать перифраз, синонимические средства в процессе устного общения;

• вести диалог (диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, суждениями, диалогпобуждение к действию, этикетный диалог и их комбинации) в ситуациях официального и неофициального общения в бытовой, социокультурной и учебно-трудовой сферах, используя аргументацию, эмоционально-оценочные средства;

• рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, проблемой, описывать события, делать сообщения, излагать факты;

• создавать социокультурный портрет своей страны и стран изучаемого языка на основе разнообразной страноведческой и культуроведческой информации.

в области аудирования

Выпускник научится:

• воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;

• понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле-, радиопередач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять значимую информацию;

• понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;

• использовать переспрос, просьбу повторить.

Выпускник получит возможность научится:

• понимать относительно полно общий смысл высказывания на немецком языке в различных ситуациях общения;

• понимать основное содержание аутентичных аудиотекстов или видеотекстов познавательного характера на темы, связанные с личными интересами или выбранным профилем, выборочно извлекать из них необходимую информацию;

• оценивать важность и новизну информации, определять свое отношение к ней.

в области чтения

Выпускник научится:

• ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку;

• читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);

• читать аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), а также справочных материалов; оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;

• читать текст с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации;

Выпускник получит возможность научится:

• читать аутентичные тексты разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические), используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое/поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи;

в области письма и письменной речи

Выпускник научится:

• заполнять анкеты и формуляры;

• писать поздравления, личные письма с опорой на образец; расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.

• cоставлять план, тезисы устного или письменного сообщения; излагать результаты проектной работы;

Выпускник получит возможность научится:

• описывать явления, события, излагать факты в письме личного и делового характера; заполнять анкеты, сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране изучаемого языка, составлять письменные материалы, необходимые для презентации результатов проектной деятельности.

В плане языковых знаний и навыков от выпускников основной школы ожидают, что в результате изучения немецкого языка в 5—9 классах в соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования ученик должен знать/понимать:

• основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия); явления многозначности лексических единиц немецкого языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;

• особенности структуры простых и сложных предложений немецкого языка; интонацию различных коммуникативных типов предложения;

• признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов и их эквивалентов, модальных глаголов; артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов); • основные различия систем немецкого, английского и русского языков.

Кроме того, школьники должны уметь:

• применять правила написания слов, изученных в основной школе;

• адекватно произносить и различать на слух звуки немецкого языка, соблюдать правила ударения в словах и фразах;

• соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов, правильно членить предложение на смысловые группы.

В отношении социокультурных знаний от выпускников требуется:

• иметь представление об особенностях образа жизни, быта, реалиях, культуре стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру), сходстве и различиях в традициях России и стран изучаемого языка;

• владеть основными нормами речевого этикета (реплики-клише и наиболее распространенная оценочная лексика), распространенного в странах изучаемого языка, применять эти знания в различных ситуациях формального и неформального общения;

• иметь представление о распространённых образцах фольклора (пословицах, поговорках, скороговорках, сказках, стихах), образцах художественной, публицистической и научно-популярной литературы;

• понимать, какую роль владение иностранным языком играет в современном мире.

В плане развития компенсаторных умений результатом обучения иностранному языку в 5—9 классах должно стать умение решать коммуникативную задачу при помощи языковой и контекстуальной догадки и игнорирования языковых трудностей, переспроса, а также при передаче информации с помощью словарных замен, жестов и мимики.

Учебно-познавательные умения включают в себя дальнейшее развитие учебных и специальных учебных умений.

Познавательные умения предполагают, что выпускник основной школы должен:

• научиться действовать по образцу, заданному алгоритму, инструкции или аналогии при выполнении отдельных заданий и составлении высказываний на изучаемом языке;

• научиться работать с информацией (сокращать, расширять, заполнять таблицы); извлекать основную информацию из текста (прослушанного или прочитанного), а также запрашиваемую или нужную информацию; полную и точную информацию;

• научиться выполнять проектные задания индивидуально или в составе группы учащихся;

• научиться пользоваться справочным материалом: двуязычными и толковыми словарями, грамматическими и лингвострановедческими справочниками, схемами и таблицами, мультимедийными средствами, ресурсами Интернета;

• овладеть необходимыми для дальнейшего самостоятельного изучения немецкого языка способами и приёмами.

Специальные учебные умения включают в себя способность:

• сравнивать явления немецкого, русского и английского языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний и предложений;

• освоить приемы работы с текстом, пользоваться определенными стратегиями чтения или аудирования в зависимости от поставленной коммуникативной задачи;

• пользоваться ключевыми словами;

• вычленять культурные реалии при работе с текстом, сопоставлять их с реалиями родной культуры, выявлять сходства и различия и уметь объяснять эти различия речевому партнеру или человеку, не владеющему иностранным языком;

• догадываться о значении слов на основе языковой и контекстуальной догадки, словообразовательных моделей;

• узнавать грамматические явления в тексте на основе дифференцирующих признаков;

• при необходимости использовать перевод.

В ценностно-ориентационной сфере умения включают в себя:

• представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;

• достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;

• представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;

• приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах.

В эстетической сфере:

• владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;

• стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка;

• развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе.

В трудовой и физической сферах:

• умение рационально планировать свой учебный труд; • умение работать в соответствии с намеченным планом; • стремление вести здоровый образ жизни.


Компенсаторные умения

переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;

использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь ит. д.;

прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;

догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;

использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.


Общеучебные умения и универсальные способы деятельности

Формируются умения:

работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;

работать с прослушанным и письменным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;

работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;

самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.


Специальные учебные умения

Формируются умения:

• находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;

семантизировать слова на основе языковой догадки;

осуществлять словообразовательный анализ слов;

выборочно использовать перевод;

пользоваться двуязычным и толковым словарями.



Материально-техническая база.

Библиотечный фонд

1 Стандарт основного общего образования по иностранному языку

2 Примерная программа основного общего образования по иностранному языку

3 Учебно-методические комплекты (учебники, рабочие тетради) по немецкому языку, рекомендованные или допущенные к использованию в учебном процессе

4 Книги для чтения на немецком языке

5 Контрольно-измерительные материалы по языку

6 Двуязычные словари

7 Толковые словари (одноязычные)

8 Авторские рабочие программы к УМК, которые используются для изучения иностранного языка

9 Книги для учителя (методические рекомендации к УМК)


Печатные пособия

1 Алфавит (настенная таблица)

2 Произносительная таблица

3 Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандартах для каждой ступени обучения

4 Портреты писателей и выдающихся деятелей культуры стран изучаемого языка

5 Карты на иностранном языке

Карта(ы) стран(ы) изучаемого языка

Карта мира (политическая)

Карта Европы (политическая, физическая)

Карта России (физическая)

6 Флаги стран(ы) изучаемого языка

7 Набор фотографий с изображением ландшафта, городов, отдельных достопримечательностей стран изучаемого языка.


Цифровые образовательные ресурсы

1 Цифровые компоненты учебно-методических комплексов по иностранным языкам: обучающие, тренинговые, контролирующие

2 Инструменты учебной деятельности


Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

1 Аудиозаписи к УМК, которые используются для изучения иностранного языка

2 Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте для разных ступеней обучения.

3 Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике, выделяемой в стандарте для разных ступеней обучения.

4 Таблицы-фолии, соответствующие основным разделам грамматического материала, представленного в стандарте для разных ступеней обучения.


Технические средства обучения (средства ИКТ)

1 Видеомагнитофон (видеоплейер)

2 Аудио-центр (аудиомагнитофон)

3 Телевизор с универсальной подставкой

4 Мультимедийный компьютер

5 Мультимедиа проектор

6 Экран на штативе или навесной

7 Столик для проектора





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!