Содержание
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса __________3
2. Содержание учебного предмета, курса ______________________________8
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы_____________________________________________10
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
1. Личностные результаты:
- формирование дружелюбного и толерантного отношения к проявлениям иной культуры, уважения к личности, ценностям семьи;
- формирование выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами литературы разных жанров, доступными для подростков с учетом достигнутого ими уровня иноязычной подготовки;
- приобретение таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
- совершенствование коммуникативной и общей речевой культуры, совершенствование приобретённых иноязычных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письменной речи и языковых навыков;
- существенное расширение лексического запаса и лингвиcтическoгo кругозора;
- достижение уровня иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно- познавательной),. позволяющего учащимся общаться как с носителями немецкого языка, так и с представителями других стран, использующих немецкий язык как средство межличностного и межкультурного общения в устной и письменной форме;
- осознание возможностей самореализации и самоадаптации, средствами иностранного языка;
- более глубокое осознание культуры своего народа и готовность к ознакомлению с ней представителей других стран; осознание себя гражданином своей страны и мира;
- готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
2. Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
Коммуникативные универсальные учебные действия
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы.
Познавательные универсальные учебные действия
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
3. Предметные результаты:
в коммуникативной сфере:
• коммуникативная компетенция выпускников (то есть владение немецким языком как средством общения), включающая речевую компетенцию в следующих видах речевой деятельности:
говорении:
- умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета", при необходимости переспрашивая, уточняя;
- умение расспрашивать собеседника и отвечать на его воопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический" материал;
- участие в полилоге, свободной беседе, обсуждении;
- рассказ о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
- сообщение кратких сведений о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
- описание событий/явлений, умение передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному /услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
аудировании:
- восприятие на слух и понимание речи учителя, одноклассников;
- восприятие на слух и понимание основного содержания кратких, несложных аутентичных прагматических аудио- и видеотекстов (прогноз погоды, объявления на вокзале/в аэропорту и др.), умение выделять для себя значимую информацию и при необходимости письменно фиксировать её; восприятие на слух и понимание основного содержания несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (описание/ сообщение/рассказ), умение определять тему текста, выделять главные факты в тексте, опуская второстепенные;
чтении:
- чтение аутентичных текстов разных жанров и стилей, преимущественно с пониманием основного содержания;
- чтение несложных аутентичных текстов разных жанров с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, анализа, выборочного перевода), умение оценивать полученную информацию, выражать своё мнение;
- чтение текста с выборочным пониманием нужной или интеpecyющeй информации;
письменной речи:
- заполнение анкет и формуляров;
- написание поздравлений, личных писем с опорой на образец: умение расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в немецкоязычных странах;
- составление плана, тезисов устного или письменного сообщения; краткое· изложение результатов проектной деятельности;
• языковая компетенция (владение языковыми средствами и действиями с ними):
- соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
- распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
- знание основных способов словообразования (аффиксаация, словосложение, конверсия);
- понимание явления многозначности слов немецкого языка, . синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
- распознавание и употребление в речи основных морфолоогических форм и синтаксических конструкций немецкого языка;
- знание признаков изученных грамматических явлений (временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
- знание основных различий систем немецкого и русского/ родного языков;
• социокультурная компетенция:
- знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка, их применение в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в немецкоязычных странах;
- знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка: распространённых образцов фольклора (скороговорки, считалки, пословицы);
- знакомство с образцами художественной и научнопопулярной литературы;
- понимание роли владения иностранными языками в современном мире;
- представление об особенностях образа жизни, быта, культуры немецкоязычных стран (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
- представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и немецкоязычных стран;
• компенсаторная компетенция:
- умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики;
в познавательной сфере:
- умение сравнивать языковые явления родного и немецкого языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
- владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
- умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
- готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
- владение умением пользования справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочником, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
- владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения немецкого и других иностранных языков;
в ценностно-мотивационной сфере:
- представление о языке как основе· культуры мышления, средства выражения мыслей, чувств, эмоций;
- достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
- представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного, немецкого и других иностранных языков;
в трудовой сфере:
- планировать свой учебный труд;
в эстетической сфере:
- владение элементарными средствами выражения чувств на иностранном языке;
- стремление к знакомству с образцами художественного творчества на немецком языке и средствами немецкого языка;
в физической сфере:
- стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
Место курса в учебном плане
Курс изучения немецкого языка в основной школе реализуется в течение пяти лет. Федеральный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 525 часов (из расчёта 3-х часа в неделю) для обязательного изучения иностранного языка в 5-9 классах. Таким образом, на каждый год изучения языка предполагается выделить по 105 часов. Образовательное учреждение осуществляет выбор форм организации учебно-познавательной деятельности, а также режим учебной и внеучебной деятельности. Для реализации индивидуальных потребностей учащихся общеобразовательное учреждение может увеличить количество часов, ввести дополнительные учебные курсы (в соответствии интересами учащихся, в том числе социо-меж - и этнокультурные курсы), а также работу во внеурочное время.
2. Содержание учебного предмета, курса
Предметное содержание речи в 8 классе:
1.Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музей, музыка). Молодёжная мода, покупки.
2.Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года.
3. Подготовка к путешествию. Виды отдыха, путешествия.
4. Страна/страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), столицы и крупные города, достопримечательности, страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру. Европейский союз.
Виды речевой деятельности/ Коммуникативные умения
Обучение происходит по следующим основным направлениям:
Аудирование:
Обучение аудированию включает понимание основного содержания кратких, несложных аутентичных прагматических сообщений (прогноз погоды, программы теле- и радиопередач, объявления на вокзале/в аэропорту) и умения распознавать значимую информацию; понимание основного содержания несложных аутентичных текстов, относящихся к коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ); умения определять тему текста, выбирать главные факты, опуская второстепенные; развитие умений и навыков использовать переспрос, просьбу повторить.
Говорение:
Развитие умений и навыков начинать, вести, поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; совершенствовать умения ведения монологической речи: рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, давать краткие сведения о своем городе/селе, своей стране и стране изучаемого языка; использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения.
Чтение:
Обучение чтению предполагает овладение умениями и навыками ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку; развивает умения работы с аутентичными текстами разных жанров по чтению с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
по чтению с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод); по чтению
с выборочным пониманием нужной или интересующей информации.
Письмо:
При обучении письменной речи упор делается на умение заполнения анкет, написания поздравлений, составление подписей к рисункам, написание личного письма с опорой на образец (расспрашивать адресата о eго жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя форму речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка). Письмо играет большую роль в закреплении языкового материала (например, лексики, порядка слов в простом и сложном предложении, в том числе в придаточном).
Языковой материал:
Обучение лексической стороне речи может осуществляться в двух основных направлениях: с одной стороны, важно следить за тем, чтобы не исчезал из памяти школьников лексический запас предыдущих лет обучения, ибо такая «утечка» может поставить их перед непреодолимыми препятствиями, например при устнооречевом общении и при чтении аутентичных текстов. Весь прошлый словарньiй запас должен поддерживаться в состоянии мобилизационной готовности с помощью речевых зарядок (например, вопросно-ответных упражнений, непосредственно не связанных с темой, проводимых в начале урока в быстром темпе), с помощью упражнений типа "Sprecht mir nach!" и т. п. С другой стороны определенная работа должна вестись и над рецептивной лексикой, которая включается в текстовой материал для ее узнавания, а также над дальнейшим формированием потенциального словаря, языковой догадки.
Обучение грамматической стороне речи условно выделено в отдельный блок, чтобы целенаправленно повторять известный грамматический, материал и овладевать новым. Это прежде всего новые типы придаточных предложений (damit-Sätze, Attгibutsätze, Temporalsätze), систематизация временных форм глагола с добавлением Plusquamperfekt, Präsens Passiv и Präteritum Passiv.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№п/п | Наименование темы | Количество часов | Контрольные работы |
1. | Тема 1. Прекрасно было летом! | 19 | |
2. | Тема 2. А сейчас уже школа. | 24 | 1 |
3. | Тема 3. Мы готовимся к поездке по Германии. | 24 | 1 |
4. | Тема 4. Путешествие по Германии. | 35 | 2 |
| Итого: | 105 | 4 |
Календарно - тематическое планирование по немецкому языку
№ п\п | Название темы | Дата проведения |
план. | факт. |
1. | Воспоминания о летних каникулах. | | |
2. | Воспоминания о летних каникулах. | | |
3. | Где и как проводят лето немецкие дети? | | |
4. | Мои летние каникулы. | | |
5. | Наши летние впечатления. | | |
6. | Молодёжные туристические базы. | | |
7. | Месторасположение кемпинга. | | |
8. | Летние шутки. | | |
9. | Мои летние каникулы. Грамматика. Повторение. | | |
10. | Летние шутки. | | |
11. | Летние каникулы. Грамматика. Plusquamperfekt. | | |
12. | Летний отдых. Закрепление Plusquamperfekt. | | |
13. | Летние впечатления. Грамматика. Придаточные времени. | | |
14. | Летние впечатления. Грамматика. Придаточные времени. | | |
15. | Встреча друзей после каникул в школьном дворе. | | |
16. | Каникулы позади. | | |
17. | Где и как немцы предпочитают проводить отпуск? | | |
18. | Творчество Гейне. | | |
19. | Из немецкой классики. | | |
20. | Школы в Германии. | | |
21. | Школы в Германии. | | |
22. | Контрольная работа. | | |
23. | Школьный учитель. Каким его хотят видеть дети? | | |
24. | Вальдорфские школы – школы без стресса. | | |
25. | Вальдорфские школы – школы без стресса. | | |
26. | Школа будущего. | | |
27. | Школьный учитель. | | |
28. | Расписание уроков. | | |
29. | Школьный обмен. | | |
30. | Изучение иностранных языков. | | |
31. | Хорошие результаты в изучении немецкого языка. | | |
32. | Расписание уроков. Грамматика. Будущее время. | | |
33. | Повторение. Расписание уроков. | | |
34. | Школьный учитель. Грамматика. Придаточные определительные предложения. | | |
35. | Школа. Грамматика. Придаточные определительные предложения. | | |
36. | Перед уроком. | | |
37. | Проблемы в школе. | | |
38. | Факты, документы: система школьного образования в Германии. | | |
39. | Из немецкой классики. «Крысолов из Гамельтона». | | |
40. | Домашнее чтение. | | |
41. | Домашнее чтение. | | |
42. | Немецкая сказка. Из немецкой классики. | | |
43. | Повторение темы. Чтение. Лексика. | | |
44. | Мы готовимся к поездке по Германии. | | |
45. | Перед началом путешествия важно изучить карту. | | |
46. | Контрольная работа. | | |
47. | Что мы возьмём в дорогу? Одежда. | | |
48. | Что мы возьмём в дорогу? Одежда. | | |
49. | Делаем покупки. Еда. | | |
50. | Делаем покупки. Еда. | | |
51. | Повторение. Одежда. Еда. | | |
52. | Путешествие. | | |
53. | Покупки в Германии. | | |
54. | Правила для путешествующих. | | |
55. | Прогноз погоды в Германии. | | |
56. | Повторение тем «Еда», «Покупки». | | |
57. | Приготовления к поездке. Грамматика.Неопределённо-личное местоимение man. | | |
58. | Описание города. Грамматика. Относительные местоимения в Genitiv и Dativ. | | |
59. | Описание людей. Грамматика. Относительные местоимения в Genitiv и Dativ. | | |
60. | Немецкие друзья готовятся к приёму гостей из России. | | |
61. | Приготовления к путешествию. | | |
62. | Новая денежная единица в Европе. | | |
63. | Творчество Брехта. | | |
64. | Повторение по теме. | | |
65. | Домашнее чтение. | | |
66. | Домашнее чтение. | | |
67. | Подготовка к путешествию. Повторение. | | |
68. | Что мы уже знаем о ФРГ? | | |
69. | Путешествие по Берлину. | | |
70. | Путешествие по Берлину. | | |
71. | Знакомимся с Баварией. Мюнхен и его достопримечательности. | | |
72. | Рейн – самая романтическая река Германии. | | |
73. | Рейн – самая романтическая река Германии. | | |
74. | Путешествие по Рейну. | | |
75. | Контрольная работа. | | |
76. | Путешествие часто начинается с вокзала. | | |
77. | Путешествие часто начинается с вокзала. | | |
78. | Мы путешествуем. | | |
79. | В ресторане. Аудирование. | | |
80. | Приключения Мюнхгаузена. Грамматика. Относительные местоимения с предлогами. | | |
81. | Приключения Мюнхгаузена. Грамматика. Относительные местоимения с предлогами. | | |
82. | Приятного путешествия! Грамматика. Пассив. | | |
83. | Приятного путешествия! Грамматика. Пассив. | | |
84. | Приятного путешествия! Грамматика. Пассив. | | |
85. | Экскурсия по Кёльну. | | |
86. | Экскурсия по Кёльну. | | |
87. | Нравы и обычаи, праздники в Германии. | | |
88. | Нравы и обычаи, праздники в Германии. | | |
89. | Достопримечательности городов Германии. | | |
90. | Достопримечательности городов Германии. | | |
91-92 | Творчество Баха. Творчество Баха. | | |
93. | Повторение. Мы путешествуем. | | |
94. | Домашнее чтение. | | |
95. | Домашнее чтение. | | |
96. | Домашнее чтение. | | |
97. | Повторение темы «Путешествие». | | |
98. | Активизация лексики по теме «Путешествие» | | |
99. | Контрольная работа. | | |
100. | Итоговый тест. | | |
101. | Повторение ЛЕ. | | |
102. | Анализ контрольных работ. | | |
103. | Повторение темы «Покупки». | | |
104. | Повторение темы «Транспорт». | | |
105. | Урок-семинар «наши знания за курс 8класса» | | |
16