СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Клетнянская средняя общеобразовательная школа №2

имени Героя Советского Союза Н.В. Можаева


Рассмотрено

На заседании МО учителей

__________________________________


Протокол № ___

от «__» ________ 20__ г.

Согласовано

Руководитель СП

_____________/С.И.Бородынкина

«__» __________ 20__ г.

Утверждено

Приказ № ____

от«__» ____________ 20__ г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета(курса) музыка

для 5-7 класса

основного общего образования

на 2021-2022 учебный год

разработана на основе


авторской программы для общеобразовательных организаций «Музыка» 5-7 классы.

Усачева В.О, Школяр Л.В, Школяр В.А. Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 2013 г.


Составитель Козлова Наталия Евгеньевна, учитель искусства, высшая квалификационная категория




Клетня

2021 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для 5-7 классов (базовый уровень) составлена в соответствии

- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. №1897 (с изменениями и дополнениями),

-федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2021-2022 учебный год,

- учебным планом МБОУ Клетнянскаой СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.В. Можаева на 2021-2022 учебный год

(приказ №_______________ от ___________20____ года)

- в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, с учетом преемственности с программами начального общего образования,

Данная рабочая программа составлена на основе рабочей программы для общеобразовательных организаций «Музыка» 5-7 классы. Авторы: Усачева В.О, Школяр Л.В, Школяр В.А. Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 2013 г.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


Учебник «Музыка» 5 класс, авторы: Усачева В.О, Школяр Л.В, Школяр В.А.

Москва. Просвещение Издательский центр «Вентана-Граф», 2016 г.

Учебник «Музыка» 6 класс, авторы: Усачева В.О, Школяр Л.В, Школяр В.А.

Москва. Просвещение Издательский центр «Вентана-Граф», 2016 г.

Учебник «Музыка» 7 класс, авторы: Усачева В.О, Школяр Л.В, Школяр В.А.

Москва. Просвещение Издательский центр «Вентана-Граф», 2017 г.


Диски, применяемые на уроке музыки

CD Электронная книга «Музыканты, композиторы, вокалисты

CD Энциклопедия «Про музыку»

CD Аудиоэнциклопедия «Симфонический оркестр»

CD Энциклопедия для детей «Аванта»

CD Мудьтимедийное приложение к урокам музыки 1-8 классы

CD «Учимся понимать музыку»

CD «Музыка для импровизации, движения и слушания»

CD «Детский альбом» Чайковского П.И.

CD «Музыкальная шкатулка»

CD Фонохрестоматия по программе музыка

DVD Опера «Кармен», «Война и мир»

DVD Балет «Анна Каренина», «Мастера русского балета»

DVD Рок-оперы «Орфей и Эвридика», «Юнона и Авось»

DVD Караоке «Детские песенки», «Песни из кино», «5000 лучших»


Цель : развитие творческих сил подростка, которые сделали бы успешным и плодотворным процесс формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры.

Задачи:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;

- воспитывать культуру мышления и речи.





Общая характеристика учебного предмета

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование  в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изложенных в ФГОС. Содержание соответствует целям основного общего образования и предметной области «Искусство», куда входит музыка, и базируется на положениях «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».

Особенностью программы является то, что она не просто создана с опорой на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, основные принципы и методы которой являются до настоящего времени прогрессивными и новаторскими, а строго следует логике тематического развития программы и поурочного планирования в целом. Для современного состояния музыкальной педагогики это имеет большое значение, поскольку идеи концепции, содержание и сама структура программы Д.Б. Кабалевского не только заложили основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования, но, по сути дела, представляют собой научно обоснованныйкурс музыкальной эстетики, соответствующий школьному возрасту детей, в котором процесс познания музыкального искусства совершается с целью воспитания музыкальной культуры учащихся как части всей их духовной культуры.

Содержание программы также наглядно доказывает, насколько многообразно и эффективно музыка участвует в реализации фундаментальных функций искусствакоммуникативной, эмоционально-оценочной, преобразовательной и познавательной, соответствующих основным направлениям системы человеческой деятельности.

Содержание курса 5-го класса (тема года – «Музыка и другие виды искусства») раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и живопись». Тематическое построение этого учебного года, соответственно, предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи. Это такие музыкальные жанры, как песня, романс, хоровая музыка, опера, балет (раздел «музыка и литература»), а также специфические жанровые разновидности – музыкальный портрет, пейзаж в музыке и другие (раздел «Музыка и изобразительное искусство»).

Данная тема предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами,  сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы  одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения.

Рабочая программа по музыке для 5-го класса предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействия  музыки:

- с литературой («общепрограммные литературные произведения и жанры – например, сказки Г.Х. Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворение  А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот север тучи нагоняя…»; жанр «музыкальная басня» - И. Крылов.«Квартет»; общие для литературы и музыки понятия – интонация, предложение, фраза);

изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие для музыки и живописи понятия – пространство, нюанс, контраст, музыкальная краска и т.д.);

мировой художественной культурой (изучение особенностей художественных направлений, в частности импрессионизма);

- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста, формирование культуры анализа текста на примере приема «описание» - описание романса К. Дебюсси «Оград бесконечный ряд»);

историей (изучение древнегреческой мифологии – пьеса К.-В. Глюка «Орфей»);

- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).

Междисциплинарные взаимодействия осуществляются либо при параллельном освоении материала в рамках указанных предметов, либо « методом подхвата» (сначала в одном предмете, затем в другом), что способствует более объемному его восприятию и усвоению.

Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 5 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор пятиклассников должны расширяться. Разные искусства должны





восприниматься пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение которой предстоит учащимся в старших классах.



Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МБОУ Клетнянской СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.В. Можаева на 2021-2022г. на изучение музыки в 5 классе (базовый уровень) отводится 1 час в неделю (всего 35 часов в год), в 6 классе (базовый уровень) отводится 1 час в неделю (всего 35 часов в год), в 7 классе (базовый уровень) отводится 1 час в неделю (всего 35 часов в год).

Учитывая календарный учебный график на 2021-2022 учебный год, рабочая программа в 5 классе составлена на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели), в 6 классе составлена на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели), в 7 классе составлена на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).




Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


В основной школе личностными результатами обучения музыке являются формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Этому способствует определенный метод подачи материала, который стимулирует интерес учащихся к самостоятельной интеллектуальной деятельности, основанной на поиске тех или иных решений, связанных с индивидуальными особенностями каждого, жизненными реалиями и констатирующих в итоге необходимость музыкально-художественной деятельности и ее значение для личности учащегося.

Личностные результаты изучения музыки:

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности; наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни; формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его стилей, форм и жанров; потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира;

  • навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.


В процессе обучения музыке в основной школе метапредметные результаты формируются через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющих основу умения учиться: познавательных (знакомство с музыкальным своеобразием культур разных стран, освоение произведений «золотого фонда» музыкальной культуры мира, углубленное знакомство с музыкальной жизнью России, с различными периодами развития национальной культуры); регулятивных (участие в совместном открытии знаний, в диалогах с учителем, в дискуссиях с классом с привлечением исключительно средства музыкальной выразительности – музыкальное цитирование, музыкальная импровизация и т.д.); коммуникативных (они заложены в самом существе музыкального искусства как универсального коммуникативного средства и реализуются в совместном музицировании – вокальном и инструментальном ансамблевом исполнительстве, хоровом пении, совместной музыкально-ритмической деятельности).

Метапредметные результаты изучения музыки:

  • анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства; проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;

  • наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира; убежденность в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом;

  • умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.

Приобретаемый учащимися опыт в специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира, включены в конкретные предметные требования.

Предметные результаты изучения предметной области «Искусство» по музыке:

  • сформированность основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

  • развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);

  • появление эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации; творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.





Содержание тем учебного курса 5 класс


Главная тема 5-го класса – «На перекрёстке искусств — художественное познание мира».

1.Искусство слышать, искусство видеть - 6ч..

Универсальная способность человека познавать окружающий мир во всём богатстве его звучания, многоцветия и выражать своё отношение через художественный образ. Предназначение искусства — воспитывать духовность, развивать эмоционально- чувственную сферу. Музыка, литература, изобразительное искусство — ветви единой мировой художественной культуры. Интонационная общность видов искусства, их стремление к взаимодействию и взаимопроникновению.

2.Истоки творчества - 8 ч.

Состояние творчества — потребность человека-творца выразить ценностное отношение к объективному миру. Интонация — единая мера выражения этого ценностного отношения. Соотношение общего и индивидуального в искусстве — символ и знак.

3. Образный язык искусства-9 ч.

Слово, линия, колорит, строй, композиция, форма и прочее — способы художественного выражения ценностного отношения к миру. Образность как универсальный способ познания мира. Разнообразие художественных стилей (течений, направлений, школ), жанров и форм. Роль музыки в человеческом обществе. Музыка как знаковая система особого рода, её процессуальная, интонационно-образная природа. Строительство музыки через тождество и контраст (сходство и различие). Народное искусство. Интонационное разнообразие фольклорных традиций; традиции и специфика музыкального языка народов и различных регионов России.

4.Путь к слушателю, читателю, зрителю -11 ч.

Направленность выразительных средств разных видов искусства на восприятие читателя, зрителя, слушателя. Механизм воспроизведения в музыке развития человеческого чувства как диалектического процесса.

5. Итого: 34 часов


Формой проведения занятий по программе является урок. Типы урока:

  • Урок индивидуального творчества;

•Урок коллективной творческой работы;

•Урок изучения нового материала;

•Урок закрепления знаний, умений и навыков;

•Комбинированный;

•Обобщающий.

В конце учебного года предусмотрена промежуточная аттестация в форме творческой работы.


Виды работы

1-я ч.

(кол-во часов.)

2-я ч.

(кол-во часов.)

І полуг.

(кол-во часов.)

3-я ч.

(кол-во часов.)

4-я ч.

(кол-во часов.)

ІІ полуг.

(кол-во часов.)

ИТОГО

Творческая работа



1

1

1

1

3

3


Календарно-тематическое планирование















Календарно-тематическое планирование в 5 классе


урока



Дата проведения

Тема урока, тип урока

План

Факт




Раздел 1: Искусство слышать, искусство видеть -6ч.


1/1



О чем молчит рояль

2/2



Мир, запечатленный человеком

3/3



Внутренний голос

4/4



Где кончаются слова – начинается музыка

5/5



Несколько взглядов на цветок

6/6



Люди искусства




Раздел 2: Истоки творчества - 8 ч.


7/1



Мастерская литератора

8/2



Мастерская композитора

9/3



Мастерская художника

10/4



«Услышать музыку вокруг…»

11/5



Беседы на перекрестке искусств. Слово

12//6



Беседы на перекрестке искусств. Музыка

13/7



Беседы на перекрестке искусств. Краски. Творческая работа «Истоки творчества»

14/8



Сочинение сочиненного. С. Прокофьев. Гадкий утенок




Раздел 3: Образный язык искусства-9 ч.


15/1



Услышать соловья. Маэстро

16/2



Великие музыканты-исполнители

17/3



Жизненные правила для музыканта

18/4



Еще один взгляд на цветок

19/5



Рисует пианист Святослав Рихтер

20/6



Поэтическая мастерская

21/7



Сафический строфы

22/8



Поэты о композиторах. О.Мандельштам Джелал Кузнецов

23/9



Творческая работа «Поэты о композиторах».





Раздел 4: Путь к слушателю, читателю, зрителю -11 ч


24/1



Художник – хозяин над всем, что видит

25/2



Разум ученого и гений музыканта. А. Бородин

26/3



Вторая «Богатырская» симфония

27/4



Колокольный звон

28/5



Звук и цвет.

29/6



Музыкальный театр

30/7



Как найти Синюю птицу?

31/8



Выбор темы творческой работы

32/9



Оформление творческой работы. Последние штрихи

33/10



Итоговая творческая работа

34/11



Образный язык искусства

















Содержание тем учебного курса 6 класс


1

Музыка в жизни, жизнь в музыке (6 ч)

Содержание музыкального искусства — система общечеловеческих ценностей, раскрывающих «психику общественного человека» (Л.С. Выготский), его духовный мир.

Музыкальное искусство — знаковая система особого рода, имеющая специфический эмоционально-интонационный язык, процессуальность, образные и временные характеристики.

Предназначение музыки — выражать ценностное отношение человека к миру и к самому себе с эстетических позиций.

Преобразующее воздействие музыкального искусства на чувства и мысли человека, на жизнь в целом

2

Восприятие музыки как умение слышать музыку и размышлять о ней (14 ч)

Восприятие музыки — диалектическое единство умения слышать музыку и размышлять о ней.

Зависимость личностного восприятия музыки (понимания музыкальных сочинений) от степени проникновения в суть деятельности композитора, исполнителя, слушателя.

Комплекс эмоций, возникающих в процессе восприятия музыки: 1) отражающие композиторскую оценку явлений жизни; 2) вызываемые у слушателя, реагирующего на звучание и исполнительскую трактовку музыкального произведения; «рефлексивные»; 3) возникающие во время аналитической деятельности слушателя.

Яркие и ёмкие музыкальные образы, определяющие эмоционально-чувственную составляющую восприятия: усвоено может быть лишь то, что пережито.

Ассоциативно-смысловое восприятие содержания музыкальной интервалики (консонансы, диссонансы, мелодическое и гармоническое их расположение, различные сочетания звукокомплексов и т. д.)

3

Законы художественного творчества (14 ч)

Понимание сущности взаимоотношений музыкальной и духовной культуры. Роль преобразующего воздействия музыки на человека.

Художественно-творческий процесс как непрерывное движение в сфере нравственных понятий, идеалов,

образов в их взаимодействии и взаимопроникновении.

Философское осмысление значения тире между датами: обозначение начала и окончания эпох, исторических периодов и событий, пути великих людей от рождения до смерти.Произведение искусства — документ эпохи. Возможность определить характерные черты эпохи, изучив личность композитора и его творчество. Роль музыкальных произведений и творческих биографий композиторов в приобщении к мировой культуре. Категории «возвышенное» и «низменное», их нравственно-эстетические смыслы и диалектика взаимодействия.

Выявление логики развития художественной идеи с опорой на законы художественного творчества.

Моделирование художественно-творческого процесса как принцип раскрытия природы искусства и природы художественного творчества в целом.

Опережающее отражение — механизм предвидения развития художественной идеи и средств её выражения

4

Итого: 34 часа В конце учебного года предусмотрена промежуточная аттестация в форме творческой работы



Виды работы

1-я ч.

(кол-во часов.)

2-я ч.

(кол-во часов.)

І полуг.

(кол-во часов.)

3-я ч.

(кол-во часов.)

4-я ч.

(кол-во часов.)

ІІ полуг.

(кол-во часов.)

ИТОГО

Творческая работа

1



1

1

1

3

3









































учебного предмета (курса) музыка

для 6 класса

основного общего образования

на 2018-2019 учебный год

Составитель Козлова Наталия Евгеньевна, учитель искусства,

высшая квалификационная категория
















Календарно-тематическое планирование


урока


Дата проведения

Тема урока, тип урока


План

Факт

Тема 1: Музыка в жизни, жизнь в музыке -6 ч

1/1



Содержание музыкального искусства


2/2



Лента памяти. Эдвард Григ


3/3



Мысли и чувства человека становятся музыкой


4/4



Как можно услышать музыку


5/5



От примы до октавы


6/6



Лента памяти. П. Чайковский


Тема 2: Восприятие музыки как умение слышать музыку и размышлять о ней – 14ч

7/1



П.И. Чайковский. Опера Евгений Онегин. Вступление.


8/2



Штрихи к портрету. Письмо Татьяны


9/3



Штрихи к портрету. Онегин и Ленский.


10/4



Лента памяти. Л. Бетховен


11/5



Сонатная форма


12/6



Лента памяти.В. Моцарт


13/7



В.Моцарт «Дон Жуан»


14/8



В.Моцарт. «Реквием».


15/9



Лента Памяти. К. М. фон Вебер

16/10



К. М. фон Вебер. Оберон


17/11



Лента памяти Ф.Шубер


18/12



Ф.Шуберт. Баллады


19/13



Ф.Шуберт. Песни из цикла «Зимний путь»


20/14



Творческая работа «Горные вершины спят во тьме ночной…»


Тема 3: Законы художественного творчества -14 ч

21/1



«Волшебный рог мальчика» Г. Малера


22/2



Жизнь и творчество.


23/3



«Опять Шопен не ищет выгод»


24/4



Этюд. Прелюдия


25/5



Вальс


26/6



Лента памяти. Дм. Шостакович


27/7



История ХХ века в симфониях


28/8



История ХХ века в киномузыке


29/9



Композиторы отечественного кинематографа. И.Дунаевский


30/10



Композиторы отечественного кинематографа. В.Соловьев-Седой


31/11



Композиторы отечественного кинематографа. Е.Крылатов


32/12



Композиторы отечественного кинематографа. А.Рыбников

33/13



Итоговая творческая работа


34/14



Законы художественного творчества



































Календарно-тематическое планирование

учебного предмета (курса) музыка

для 7 класса

основного общего образования

на 2018-2019 учебный год

Составитель Козлова Наталия Евгеньевна, учитель искусства,

высшая квалификационная категория


































Содержание тем учебного курса 7 класс


Тема 7-го класса: «Музыкальный образ и музыкальная драматургия»

Раздел 1. Законы жизни — законы музыки-6 часов.

Деятельность композитора: обнаружение противоречий и взаимосвязей, тождества и контраста, сходства и различия в жизни и их отражение в музыке. Отношение музыкального образа и музыкальной драматургии как диалектика целого и частного, общего и отдельного. Способы исследования содержания музыкальных произведений (ассоциативно-интуитивный и научный) — общее и различное.


Раздел 2: . Оперная драматургия как синтетическое действие - 16ч.

Драматургия как теоретическая система, как исторически сложившийся общий способ выражения результатов научного и художественного познания мира, как продукт диалектической природы человеческого мышления, которая в искусстве проявляется с особой силой. Диалектика — основной закон развития и объективной реальности, и духовного мира человека, и главное в ней то, что борьба взаимоисключающих противоположностей так же абсолютна? как развитие и движение.

Классическая «схема» драматургии: экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация, развязка. Тождество стратегии мышления учёного и композитора и его преломление в художественной драматургии (гипотеза и художественная идея — сходство и различие). Сонатное allegro — «формула» выражения законов диалектики в художественном познании.

Закон единства содержания и формы. «Музыкальная форма как процесс» (Б.В. Асафьев) — строительство музыки как живое интонационное воспроизведение духовной жизни человека. Драматургические возможности музыкального языка и циклических музыкальных жанров и форм (вариации, рондо, сюита и т. д.).

Оперная драматургия как синтетическое действие. Литературный сюжет и музыкальная драма: символико-смысловое сопоставление полярных образов (уровень контрастности, переход противоположностей друг в друга), драматургическая роль системы лейтмотивов.


Раздел 3: Композитор и время -12 ч.

Композитор и время. Живые события истории человечества в их звуковом осмыслении. Обзор развития музыкального искусства в закономерно сложившейся логике чередования в мировой художественной культуре эпох, стилей, направлений, школ и проч. Духовная (церковная) музыка — огромный пласт мировой музыкальной культуры с характерным специфическим интонационно- образным содержанием и строгим отбором художественных средств.

Музыкальный язык XX столетия (творчество А.Н. Скрябина, И.Ф. Стравинского, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А. Шёнберга и др.) как отражение социальных и духовных изменений в России и в мире.

Джаз — его эпохальное значение. Истоки происхождения джаза и закономерность его превращения в ведущий жанр современной массовой музыкальной культуры. Импровизационность джаза, конкретность эмоционально-интонационного общения, диалектика художественного времени и интонирования — подлинная природа музыкального искусства. Катарсис в джазе. Влияние джаза на композиторское и исполнительское искусство.

Ведущие жанры современной массовой музыкальной культуры, их положительное и отрицательное влияние на развитие духовного мира личности. Мюзикл и рок-опера, эстрадная музыка, разновидности рока, поп-музыка, рэп и др. Электронно-компьютерные технологии, обусловившие тембрально-интонационное обогащение музыкального исполнительства.

В конце учебного года предусмотрена промежуточная аттестация в форме творческой работы.





Виды работы

1-я ч.

(кол-во часов.)

2-я ч.

(кол-во часов.)

І полуг.

(кол-во часов.)

3-я ч.

(кол-во часов.)

4-я ч.

(кол-во часов.)

ІІ полуг.

(кол-во часов.)

ИТОГО

Музыкальные викторины

1



1

1



2

Творческая работа






1


1





Календарно-тематическое планирование в 7 классе




Дата проведения

Тема урока, тип урока

урока

Дата проведения


Тема урока

План

Факт




Раздел 1: Законы жизни — законы музыки -6ч.


1/1



Законы жизни — законы музыки

2/2



Два взгляда на мир: Малер, Гайдн.

3/3



Малер. Песнь о земле

4/4



«Был призван к жизни Гайдн, чтоб завершенье придать картине Божьего творенья»

5/5



Гайдн. Времена года. Весна. Лето.

6/6



Гайдн. Времена года. Осень. Зима. Музыкальная викторина «Времена года»




Раздел 2: . Оперная драматургия как синтетическое действие - 16ч.


7/1



Путешествие в страну Опера.

8/2



Особенности оперной драматургии

9/3



Роль лейтмотива в популяризации оперы

10/4



Первые русские оперы. М. Глинка

11/5



М.Глинка. «Руслан и Людмила».

12//6



Ж.Бизе «Искатели жемчуга»

13/7



Ж.Бизе. «Кармен»

14/8



Чайковский. Евгений Онегин

15/9



Главные персонажи – главные образы оперы. Татьяна, Евгений.

16/10



Чаковский. Пиковая дама

17/11



Главные персонажи – главные образы оперы. Герман

18/12



Главные персонажи – главные образы оперы. Лиза

19/13



Опера в ХХ веке. Музыкальная викторина по теме «Опера».

20/14



Первая американская опера Дж.Гершвин «Порги и Бесс»

21/15



Рок-опера Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда»

22/16



А.Рыбников. «Юнона и Авось»




Раздел 3: Композитор и время -12 ч.


23/1



У истоков русского хора. М.Березовский

24/2



У истоков русского хора. Д.С.Бортнянский

25/3



Бах. Магнификат

26/4



Стравинский. Симфония псалмов

27/5



Мясковский. Шестая симфония

28/6



Прокофьев «Скифская сюита»

29/7



Скрябин «Поэма экстаза»

30/8



Миф о Прометее

31/9



Рахманинов. Колокола. Композитор и время.

32/10



Итоговая творческая работа.

33/11



Джаз - искусство ХХ века

34/12



Влияние электронно-компьютерных технологий на современную музыкальную культуру.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!