Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Клетнянская средняя общеобразовательная школа №2
имени Героя Советского Союза Н.В. Можаева
Рассмотрено На заседании МО учителей __________________________________ Протокол № ___ от «__» ________ 20__ г. | Согласовано Руководитель СП _____________/С.И.Бородынкина «__» __________ 20__ г. | Утверждено Приказ № ____ от«__» ____________ 20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета(курса) музыка
для 5-7 класса
основного общего образования
на 2021-2022 учебный год
разработана на основе
авторской программы для общеобразовательных организаций «Музыка» 5-7 классы.
Усачева В.О, Школяр Л.В, Школяр В.А. Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 2013 г.
Составитель Козлова Наталия Евгеньевна, учитель искусства, высшая квалификационная категория
Клетня
2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 5-7 классов (базовый уровень) составлена в соответствии
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. №1897 (с изменениями и дополнениями),
-федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2021-2022 учебный год,
- учебным планом МБОУ Клетнянскаой СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.В. Можаева на 2021-2022 учебный год
(приказ №_______________ от ___________20____ года)
- в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, с учетом преемственности с программами начального общего образования,
Данная рабочая программа составлена на основе рабочей программы для общеобразовательных организаций «Музыка» 5-7 классы. Авторы: Усачева В.О, Школяр Л.В, Школяр В.А. Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 2013 г.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебник «Музыка» 5 класс, авторы: Усачева В.О, Школяр Л.В, Школяр В.А.
Москва. Просвещение Издательский центр «Вентана-Граф», 2016 г.
Учебник «Музыка» 6 класс, авторы: Усачева В.О, Школяр Л.В, Школяр В.А.
Москва. Просвещение Издательский центр «Вентана-Граф», 2016 г.
Учебник «Музыка» 7 класс, авторы: Усачева В.О, Школяр Л.В, Школяр В.А.
Москва. Просвещение Издательский центр «Вентана-Граф», 2017 г.
Диски, применяемые на уроке музыки
CD Электронная книга «Музыканты, композиторы, вокалисты
CD Энциклопедия «Про музыку»
CD Аудиоэнциклопедия «Симфонический оркестр»
CD Энциклопедия для детей «Аванта»
CD Мудьтимедийное приложение к урокам музыки 1-8 классы
CD «Учимся понимать музыку»
CD «Музыка для импровизации, движения и слушания»
CD «Детский альбом» Чайковского П.И.
CD «Музыкальная шкатулка»
CD Фонохрестоматия по программе музыка
DVD Опера «Кармен», «Война и мир»
DVD Балет «Анна Каренина», «Мастера русского балета»
DVD Рок-оперы «Орфей и Эвридика», «Юнона и Авось»
DVD Караоке «Детские песенки», «Песни из кино», «5000 лучших»
Цель : развитие творческих сил подростка, которые сделали бы успешным и плодотворным процесс формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры.
Задачи:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;
- воспитывать культуру мышления и речи.
Общая характеристика учебного предмета
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изложенных в ФГОС. Содержание соответствует целям основного общего образования и предметной области «Искусство», куда входит музыка, и базируется на положениях «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».
Особенностью программы является то, что она не просто создана с опорой на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, основные принципы и методы которой являются до настоящего времени прогрессивными и новаторскими, а строго следует логике тематического развития программы и поурочного планирования в целом. Для современного состояния музыкальной педагогики это имеет большое значение, поскольку идеи концепции, содержание и сама структура программы Д.Б. Кабалевского не только заложили основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования, но, по сути дела, представляют собой научно обоснованныйкурс музыкальной эстетики, соответствующий школьному возрасту детей, в котором процесс познания музыкального искусства совершается с целью воспитания музыкальной культуры учащихся как части всей их духовной культуры.
Содержание программы также наглядно доказывает, насколько многообразно и эффективно музыка участвует в реализации фундаментальных функций искусства–коммуникативной, эмоционально-оценочной, преобразовательной и познавательной, соответствующих основным направлениям системы человеческой деятельности.
Содержание курса 5-го класса (тема года – «Музыка и другие виды искусства») раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и живопись». Тематическое построение этого учебного года, соответственно, предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи. Это такие музыкальные жанры, как песня, романс, хоровая музыка, опера, балет (раздел «музыка и литература»), а также специфические жанровые разновидности – музыкальный портрет, пейзаж в музыке и другие (раздел «Музыка и изобразительное искусство»).
Данная тема предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения.
Рабочая программа по музыке для 5-го класса предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействия музыки:
- с литературой («общепрограммные литературные произведения и жанры – например, сказки Г.Х. Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот север тучи нагоняя…»; жанр «музыкальная басня» - И. Крылов.«Квартет»; общие для литературы и музыки понятия – интонация, предложение, фраза);
- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие для музыки и живописи понятия – пространство, нюанс, контраст, музыкальная краска и т.д.);
- мировой художественной культурой (изучение особенностей художественных направлений, в частности импрессионизма);
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста, формирование культуры анализа текста на примере приема «описание» - описание романса К. Дебюсси «Оград бесконечный ряд»);
- историей (изучение древнегреческой мифологии – пьеса К.-В. Глюка «Орфей»);
- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).
Междисциплинарные взаимодействия осуществляются либо при параллельном освоении материала в рамках указанных предметов, либо « методом подхвата» (сначала в одном предмете, затем в другом), что способствует более объемному его восприятию и усвоению.
Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 5 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор пятиклассников должны расширяться. Разные искусства должны
восприниматься пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение которой предстоит учащимся в старших классах.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ Клетнянской СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.В. Можаева на 2021-2022г. на изучение музыки в 5 классе (базовый уровень) отводится 1 час в неделю (всего 35 часов в год), в 6 классе (базовый уровень) отводится 1 час в неделю (всего 35 часов в год), в 7 классе (базовый уровень) отводится 1 час в неделю (всего 35 часов в год).
Учитывая календарный учебный график на 2021-2022 учебный год, рабочая программа в 5 классе составлена на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели), в 6 классе составлена на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели), в 7 классе составлена на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В основной школе личностными результатами обучения музыке являются формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Этому способствует определенный метод подачи материала, который стимулирует интерес учащихся к самостоятельной интеллектуальной деятельности, основанной на поиске тех или иных решений, связанных с индивидуальными особенностями каждого, жизненными реалиями и констатирующих в итоге необходимость музыкально-художественной деятельности и ее значение для личности учащегося.
Личностные результаты изучения музыки:
становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности; наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни; формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его стилей, форм и жанров; потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира;
навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.
В процессе обучения музыке в основной школе метапредметные результаты формируются через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющих основу умения учиться: познавательных (знакомство с музыкальным своеобразием культур разных стран, освоение произведений «золотого фонда» музыкальной культуры мира, углубленное знакомство с музыкальной жизнью России, с различными периодами развития национальной культуры); регулятивных (участие в совместном открытии знаний, в диалогах с учителем, в дискуссиях с классом с привлечением исключительно средства музыкальной выразительности – музыкальное цитирование, музыкальная импровизация и т.д.); коммуникативных (они заложены в самом существе музыкального искусства как универсального коммуникативного средства и реализуются в совместном музицировании – вокальном и инструментальном ансамблевом исполнительстве, хоровом пении, совместной музыкально-ритмической деятельности).
Метапредметные результаты изучения музыки:
анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства; проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;
наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира; убежденность в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом;
умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.
Приобретаемый учащимися опыт в специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира, включены в конкретные предметные требования.
Предметные результаты изучения предметной области «Искусство» по музыке:
сформированность основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
появление эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации; творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
Содержание тем учебного курса 5 класс
Главная тема 5-го класса – «На перекрёстке искусств — художественное познание мира».
1.Искусство слышать, искусство видеть - 6ч..
Универсальная способность человека познавать окружающий мир во всём богатстве его звучания, многоцветия и выражать своё отношение через художественный образ. Предназначение искусства — воспитывать духовность, развивать эмоционально- чувственную сферу. Музыка, литература, изобразительное искусство — ветви единой мировой художественной культуры. Интонационная общность видов искусства, их стремление к взаимодействию и взаимопроникновению.
2.Истоки творчества - 8 ч.
Состояние творчества — потребность человека-творца выразить ценностное отношение к объективному миру. Интонация — единая мера выражения этого ценностного отношения. Соотношение общего и индивидуального в искусстве — символ и знак.
3. Образный язык искусства-9 ч.
Слово, линия, колорит, строй, композиция, форма и прочее — способы художественного выражения ценностного отношения к миру. Образность как универсальный способ познания мира. Разнообразие художественных стилей (течений, направлений, школ), жанров и форм. Роль музыки в человеческом обществе. Музыка как знаковая система особого рода, её процессуальная, интонационно-образная природа. Строительство музыки через тождество и контраст (сходство и различие). Народное искусство. Интонационное разнообразие фольклорных традиций; традиции и специфика музыкального языка народов и различных регионов России.
4.Путь к слушателю, читателю, зрителю -11 ч.
Направленность выразительных средств разных видов искусства на восприятие читателя, зрителя, слушателя. Механизм воспроизведения в музыке развития человеческого чувства как диалектического процесса.
5. Итого: 34 часов
Формой проведения занятий по программе является урок. Типы урока:
•Урок коллективной творческой работы;
•Урок изучения нового материала;
•Урок закрепления знаний, умений и навыков;
•Комбинированный;
•Обобщающий.
В конце учебного года предусмотрена промежуточная аттестация в форме творческой работы.
Виды работы | 1-я ч. (кол-во часов.) | 2-я ч. (кол-во часов.) | І полуг. (кол-во часов.) | 3-я ч. (кол-во часов.) | 4-я ч. (кол-во часов.) | ІІ полуг. (кол-во часов.) | ИТОГО |
Творческая работа | | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 |
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование в 5 классе |
№ урока | Дата проведения | Тема урока, тип урока |
План | Факт |
| | | Раздел 1: Искусство слышать, искусство видеть -6ч. |
1/1 | | | О чем молчит рояль |
2/2 | | | Мир, запечатленный человеком |
3/3 | | | Внутренний голос |
4/4 | | | Где кончаются слова – начинается музыка |
5/5 | | | Несколько взглядов на цветок |
6/6 | | | Люди искусства |
| | | Раздел 2: Истоки творчества - 8 ч. |
7/1 | | | Мастерская литератора |
8/2 | | | Мастерская композитора |
9/3 | | | Мастерская художника |
10/4 | | | «Услышать музыку вокруг…» |
11/5 | | | Беседы на перекрестке искусств. Слово |
12//6 | | | Беседы на перекрестке искусств. Музыка |
13/7 | | | Беседы на перекрестке искусств. Краски. Творческая работа «Истоки творчества» |
14/8 | | | Сочинение сочиненного. С. Прокофьев. Гадкий утенок |
| | | Раздел 3: Образный язык искусства-9 ч. |
15/1 | | | Услышать соловья. Маэстро |
16/2 | | | Великие музыканты-исполнители |
17/3 | | | Жизненные правила для музыканта |
18/4 | | | Еще один взгляд на цветок |
19/5 | | | Рисует пианист Святослав Рихтер |
20/6 | | | Поэтическая мастерская |
21/7 | | | Сафический строфы |
22/8 | | | Поэты о композиторах. О.Мандельштам Джелал Кузнецов |
23/9 | | | Творческая работа «Поэты о композиторах». |
| | | Раздел 4: Путь к слушателю, читателю, зрителю -11 ч |
24/1 | | | Художник – хозяин над всем, что видит |
25/2 | | | Разум ученого и гений музыканта. А. Бородин |
26/3 | | | Вторая «Богатырская» симфония |
27/4 | | | Колокольный звон |
28/5 | | | Звук и цвет. |
29/6 | | | Музыкальный театр |
30/7 | | | Как найти Синюю птицу? |
31/8 | | | Выбор темы творческой работы |
32/9 | | | Оформление творческой работы. Последние штрихи |
33/10 | | | Итоговая творческая работа |
34/11 | | | Образный язык искусства |
Содержание тем учебного курса 6 класс
1 | Музыка в жизни, жизнь в музыке (6 ч) Содержание музыкального искусства — система общечеловеческих ценностей, раскрывающих «психику общественного человека» (Л.С. Выготский), его духовный мир. Музыкальное искусство — знаковая система особого рода, имеющая специфический эмоционально-интонационный язык, процессуальность, образные и временные характеристики. Предназначение музыки — выражать ценностное отношение человека к миру и к самому себе с эстетических позиций. Преобразующее воздействие музыкального искусства на чувства и мысли человека, на жизнь в целом |
2 | Восприятие музыки как умение слышать музыку и размышлять о ней (14 ч) Восприятие музыки — диалектическое единство умения слышать музыку и размышлять о ней. Зависимость личностного восприятия музыки (понимания музыкальных сочинений) от степени проникновения в суть деятельности композитора, исполнителя, слушателя. Комплекс эмоций, возникающих в процессе восприятия музыки: 1) отражающие композиторскую оценку явлений жизни; 2) вызываемые у слушателя, реагирующего на звучание и исполнительскую трактовку музыкального произведения; «рефлексивные»; 3) возникающие во время аналитической деятельности слушателя. Яркие и ёмкие музыкальные образы, определяющие эмоционально-чувственную составляющую восприятия: усвоено может быть лишь то, что пережито. Ассоциативно-смысловое восприятие содержания музыкальной интервалики (консонансы, диссонансы, мелодическое и гармоническое их расположение, различные сочетания звукокомплексов и т. д.) |
3 | Законы художественного творчества (14 ч) Понимание сущности взаимоотношений музыкальной и духовной культуры. Роль преобразующего воздействия музыки на человека. Художественно-творческий процесс как непрерывное движение в сфере нравственных понятий, идеалов, образов в их взаимодействии и взаимопроникновении. Философское осмысление значения тире между датами: обозначение начала и окончания эпох, исторических периодов и событий, пути великих людей от рождения до смерти.Произведение искусства — документ эпохи. Возможность определить характерные черты эпохи, изучив личность композитора и его творчество. Роль музыкальных произведений и творческих биографий композиторов в приобщении к мировой культуре. Категории «возвышенное» и «низменное», их нравственно-эстетические смыслы и диалектика взаимодействия. Выявление логики развития художественной идеи с опорой на законы художественного творчества. Моделирование художественно-творческого процесса как принцип раскрытия природы искусства и природы художественного творчества в целом. Опережающее отражение — механизм предвидения развития художественной идеи и средств её выражения |
4 | Итого: 34 часа В конце учебного года предусмотрена промежуточная аттестация в форме творческой работы |
Виды работы | 1-я ч. (кол-во часов.) | 2-я ч. (кол-во часов.) | І полуг. (кол-во часов.) | 3-я ч. (кол-во часов.) | 4-я ч. (кол-во часов.) | ІІ полуг. (кол-во часов.) | ИТОГО |
Творческая работа | 1 | | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 |
учебного предмета (курса) музыка
для 6 класса
основного общего образования
на 2018-2019 учебный год
Составитель Козлова Наталия Евгеньевна, учитель искусства,
высшая квалификационная категория
Календарно-тематическое планирование |
№ урока | Дата проведения | Тема урока, тип урока |
План | Факт |
Тема 1: Музыка в жизни, жизнь в музыке -6 ч |
1/1 | | | Содержание музыкального искусства |
2/2 | | | Лента памяти. Эдвард Григ |
3/3 | | | Мысли и чувства человека становятся музыкой |
4/4 | | | Как можно услышать музыку |
5/5 | | | От примы до октавы |
6/6 | | | Лента памяти. П. Чайковский |
Тема 2: Восприятие музыки как умение слышать музыку и размышлять о ней – 14ч |
7/1 | | | П.И. Чайковский. Опера Евгений Онегин. Вступление. |
8/2 | | | Штрихи к портрету. Письмо Татьяны |
9/3 | | | Штрихи к портрету. Онегин и Ленский. |
10/4 | | | Лента памяти. Л. Бетховен |
11/5 | | | Сонатная форма |
12/6 | | | Лента памяти.В. Моцарт |
13/7 | | | В.Моцарт «Дон Жуан» |
14/8 | | | В.Моцарт. «Реквием». |
15/9 | | | Лента Памяти. К. М. фон Вебер |
16/10 | | | К. М. фон Вебер. Оберон |
17/11 | | | Лента памяти Ф.Шубер |
18/12 | | | Ф.Шуберт. Баллады |
19/13 | | | Ф.Шуберт. Песни из цикла «Зимний путь» |
20/14 | | | Творческая работа «Горные вершины спят во тьме ночной…» |
Тема 3: Законы художественного творчества -14 ч |
21/1 | | | «Волшебный рог мальчика» Г. Малера |
22/2 | | | Жизнь и творчество. |
23/3 | | | «Опять Шопен не ищет выгод» |
24/4 | | | Этюд. Прелюдия |
25/5 | | | Вальс |
26/6 | | | Лента памяти. Дм. Шостакович |
27/7 | | | История ХХ века в симфониях |
28/8 | | | История ХХ века в киномузыке |
29/9 | | | Композиторы отечественного кинематографа. И.Дунаевский |
30/10 | | | Композиторы отечественного кинематографа. В.Соловьев-Седой |
31/11 | | | Композиторы отечественного кинематографа. Е.Крылатов |
32/12 | | | Композиторы отечественного кинематографа. А.Рыбников |
33/13 | | | Итоговая творческая работа |
34/14 | | | Законы художественного творчества |
Календарно-тематическое планирование
учебного предмета (курса) музыка
для 7 класса
основного общего образования
на 2018-2019 учебный год
Составитель Козлова Наталия Евгеньевна, учитель искусства,
высшая квалификационная категория
Содержание тем учебного курса 7 класс
Тема 7-го класса: «Музыкальный образ и музыкальная драматургия»
Раздел 1. Законы жизни — законы музыки-6 часов.
Деятельность композитора: обнаружение противоречий и взаимосвязей, тождества и контраста, сходства и различия в жизни и их отражение в музыке. Отношение музыкального образа и музыкальной драматургии как диалектика целого и частного, общего и отдельного. Способы исследования содержания музыкальных произведений (ассоциативно-интуитивный и научный) — общее и различное.
Раздел 2: . Оперная драматургия как синтетическое действие - 16ч.
Драматургия как теоретическая система, как исторически сложившийся общий способ выражения результатов научного и художественного познания мира, как продукт диалектической природы человеческого мышления, которая в искусстве проявляется с особой силой. Диалектика — основной закон развития и объективной реальности, и духовного мира человека, и главное в ней то, что борьба взаимоисключающих противоположностей так же абсолютна? как развитие и движение.
Классическая «схема» драматургии: экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация, развязка. Тождество стратегии мышления учёного и композитора и его преломление в художественной драматургии (гипотеза и художественная идея — сходство и различие). Сонатное allegro — «формула» выражения законов диалектики в художественном познании.
Закон единства содержания и формы. «Музыкальная форма как процесс» (Б.В. Асафьев) — строительство музыки как живое интонационное воспроизведение духовной жизни человека. Драматургические возможности музыкального языка и циклических музыкальных жанров и форм (вариации, рондо, сюита и т. д.).
Оперная драматургия как синтетическое действие. Литературный сюжет и музыкальная драма: символико-смысловое сопоставление полярных образов (уровень контрастности, переход противоположностей друг в друга), драматургическая роль системы лейтмотивов.
Раздел 3: Композитор и время -12 ч.
Композитор и время. Живые события истории человечества в их звуковом осмыслении. Обзор развития музыкального искусства в закономерно сложившейся логике чередования в мировой художественной культуре эпох, стилей, направлений, школ и проч. Духовная (церковная) музыка — огромный пласт мировой музыкальной культуры с характерным специфическим интонационно- образным содержанием и строгим отбором художественных средств.
Музыкальный язык XX столетия (творчество А.Н. Скрябина, И.Ф. Стравинского, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А. Шёнберга и др.) как отражение социальных и духовных изменений в России и в мире.
Джаз — его эпохальное значение. Истоки происхождения джаза и закономерность его превращения в ведущий жанр современной массовой музыкальной культуры. Импровизационность джаза, конкретность эмоционально-интонационного общения, диалектика художественного времени и интонирования — подлинная природа музыкального искусства. Катарсис в джазе. Влияние джаза на композиторское и исполнительское искусство.
Ведущие жанры современной массовой музыкальной культуры, их положительное и отрицательное влияние на развитие духовного мира личности. Мюзикл и рок-опера, эстрадная музыка, разновидности рока, поп-музыка, рэп и др. Электронно-компьютерные технологии, обусловившие тембрально-интонационное обогащение музыкального исполнительства.
В конце учебного года предусмотрена промежуточная аттестация в форме творческой работы.
Виды работы | 1-я ч. (кол-во часов.) | 2-я ч. (кол-во часов.) | І полуг. (кол-во часов.) | 3-я ч. (кол-во часов.) | 4-я ч. (кол-во часов.) | ІІ полуг. (кол-во часов.) | ИТОГО |
Музыкальные викторины | 1 | | 1 | 1 | | | 2 |
Творческая работа | | | | | 1 | | 1 |
Календарно-тематическое планирование в 7 классе |
| Дата проведения | Тема урока, тип урока |
№ урока | Дата проведения | Тема урока |
План | Факт |
| | | Раздел 1: Законы жизни — законы музыки -6ч. |
1/1 | | | Законы жизни — законы музыки |
2/2 | | | Два взгляда на мир: Малер, Гайдн. |
3/3 | | | Малер. Песнь о земле |
4/4 | | | «Был призван к жизни Гайдн, чтоб завершенье придать картине Божьего творенья» |
5/5 | | | Гайдн. Времена года. Весна. Лето. |
6/6 | | | Гайдн. Времена года. Осень. Зима. Музыкальная викторина «Времена года» |
| | | Раздел 2: . Оперная драматургия как синтетическое действие - 16ч. |
7/1 | | | Путешествие в страну Опера. |
8/2 | | | Особенности оперной драматургии |
9/3 | | | Роль лейтмотива в популяризации оперы |
10/4 | | | Первые русские оперы. М. Глинка |
11/5 | | | М.Глинка. «Руслан и Людмила». |
12//6 | | | Ж.Бизе «Искатели жемчуга» |
13/7 | | | Ж.Бизе. «Кармен» |
14/8 | | | Чайковский. Евгений Онегин |
15/9 | | | Главные персонажи – главные образы оперы. Татьяна, Евгений. |
16/10 | | | Чаковский. Пиковая дама |
17/11 | | | Главные персонажи – главные образы оперы. Герман |
18/12 | | | Главные персонажи – главные образы оперы. Лиза |
19/13 | | | Опера в ХХ веке. Музыкальная викторина по теме «Опера». |
20/14 | | | Первая американская опера Дж.Гершвин «Порги и Бесс» |
21/15 | | | Рок-опера Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда» |
22/16 | | | А.Рыбников. «Юнона и Авось» |
| | | Раздел 3: Композитор и время -12 ч. |
23/1 | | | У истоков русского хора. М.Березовский |
24/2 | | | У истоков русского хора. Д.С.Бортнянский |
25/3 | | | Бах. Магнификат |
26/4 | | | Стравинский. Симфония псалмов |
27/5 | | | Мясковский. Шестая симфония |
28/6 | | | Прокофьев «Скифская сюита» |
29/7 | | | Скрябин «Поэма экстаза» |
30/8 | | | Миф о Прометее |
31/9 | | | Рахманинов. Колокола. Композитор и время. |
32/10 | | | Итоговая творческая работа. |
33/11 | | | Джаз - искусство ХХ века |
34/12 | | | Влияние электронно-компьютерных технологий на современную музыкальную культуру. |