Пояснительная записка
Рабочая программа по «Музыке» в 7 классе разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству (ФК ГОС), требований к результатам освоения образовательной программы МОУ ОСШ № 96 с учетом программы «Музыка 5 – 7 классы» (Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – Москва: «Просвещение» 2013), и следующих документов:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования, 2004 г.;
Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями от 3 июня 2008 г., 31 августа, 19 октября 2009 г., 10 ноября 2011 г., 24 января 2012 г., 23 июня 2015 г.);
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования от 31 марта 2014 г. N 253(в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576, от 28.12.2015 N 1529, от 26.01.2016 N 38);
Учебный план МОУ ОСШ № 96 на 2018-2019 учебный год.
Программа Музыка 5 – 7 классы, Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – Москва: «Просвещение» 2013.
Общая характеристика предмета
Предмет «Музыка» в основной школе базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
Содержание курса соответствует целям основного общего образования и предметной области «Искусство», куда входит предмет «Музыка», и базируется на положениях «Концепции духовно-нравственного развития, воспитания гражданина России».
Цель преподавания музыкального искусства в основной школе - развитие творческих сил подростка, которые сделали бы успешным и плодотворным процесс формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры.
Для этого необходимо решение таких задач, как:
- развитие у подростков способности к эстетическому освоению мира и оценке музыкальных произведений по законам гармонии и красоты;
- воспитание художественного мышления, постигающего жизненные и музыкальные явления во всей их сложности и совокупности противоречий;
- освоение музыки в союзе с другими видами искусства, понимание сущности их взаимодействия в восприятии целостной картины мира;
- изучение музыки как вида искусства в многообразии форм и жанров, усвоение особенностей музыкального языка, способов исполнительства;
- знание лучшего, что создано в отечественной и зарубежной классике, в творчестве современных композиторов, народной музыке; -развитие художественных умений и навыков, слушательской и исполнительской культуры учащихся, их творческой индивидуальности, проявляющихся в хоровом и сольном пении, импровизации на музыкальных инструментах, выражении музыкального образа через образ живописный, танцевальный, поэтический.
В 7-м классе обучающиеся знакомятся с особенностями драматургии сценической музыки: опер, балетов, драматических спектаклей и с особенностями драматургии камерной и симфонической музыки.
Методологическим основанием программ предметной линии учебников
Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской служат современные научные исследования, в которых отражаются идеи познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программах является введение обучающегося в мир музыки через интонации, воспитание чувства любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур, обеспечивающих осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребенка.
Основными методическими принципами программ по музыке в основной школе являются:
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии учебным планом в 7 классе на учебный предмет «Музыка» отводится для модуля 16 часов в первом полугодии (из расчета 1 час в неделю). Исходя из особенностей открытой (сменной) школы на самостоятельное изучение предмета выделено 0,5 часов в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Процесс освоения учебного предмета «Музыка» в основной школе в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей обеспечивает определенные результаты и направлен на достижение обучающимися универсальных учебных действий: личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изложенных в ФГОС.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
компетентность в решении проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на ступени образования и отражают:
сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Содержание учебного предмета
7 класс
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанров разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историкоэпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического paзвития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Myзыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки
Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных произведений.
Учебно-тематическое планирование 7 класс «Музыка»